Аспекты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях вступления России в ВТО

Ю. А. Максимов, 2008

Данная монография посвящена рассмотрению юридических и экономических аспектов таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях предстоящего вступления в ВТО. Предназначена для специалистов, преподавателей и студентов юридической и экономической специальностей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аспекты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях вступления России в ВТО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. История правового регулирования таможенно-тарифной деятельности государства

1.1. История возникновения и развития института таможенно-тарифного регулирования в России

История возникновения и развития института таможенно-тарифного регулирования, как и таможенной деятельности, в целом, тесно связана с историй возникновения и развития Российского государства. Вплоть до XV в. торговля осуществлялась в ущерб русскому купечеству. Иностранный торг получил монополию. Иностранным купцам выдавались так называемые тарханные грамоты, которые освобождали их владельцев от различных сборов и податей при осуществлении торговых операций[5].

Объединение вокруг Москвы близлежащих княжеств укрепило Русское государство. Иван III, Василий III, Иван IV, а затем и Михаил Романов пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы, пошлины с иностранцев.

В период царствования Алексея Михайловича, 25 октября 1653 г. был принят Именной указ «О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах, с показанием по скольку взято и с каких товаров». Этот нормативный правовой акт иногда называют «Торговым уставом» и рассматривают в качестве первого русского таможенного тарифа, хотя слово «тариф»[6] в то время в русском языке еще не употреблялось[7]. Данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов была введена единая рублевая пошлина, равная 5 % с рубля цены товара (исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10 % от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины). Внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. Проезжать с товарами вглубь страны иностранцы могли лишь после получения специального разрешения — грамоты о торгах. Пошлина на их товары повышалась в четыре раза. Постепенно таможенные пошлины наряду с фискальной начинают осуществлять протекционистскую и балансировочную функции.

Зарождение понятия «таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности» связано с эпохой преобразований Петра I. В 20-х годах XVIII в, ликвидировав многие чрезвычайные сборы, упразднив архаичные принципы обложения, Петру I удалось на основе подушного обложения создать весьма рациональную систему налогового сбора, соответствовавшую основным потребностям абсолютистского государства.

Для проведения гибкой торговой и протекционистской политики необходимо было ввести таможенный тариф, Первый таможенный тариф в России был принят по указу Петра I в 1724 г. Он устанавливал высокие заградительные пошлины (до 75 % с цены) на импорт товаров, производство которых уже имелось в России (скатертное полотно, парусина, тафта, парча, шелковые ленты, железо, иглы, курительные трубки и др.). Тем самым эти отрасли защищались от конкуренции иностранных производителей и товаров. Для поощрения экспорта с товаров, отправлявшихся за рубеж, взималась пошлина всего в 3 %. Сумма внешнеторговых пошлин со всего товарооборота, рассчитанная по Тарифу 1724 г., была в 2,3 раза выше, чем сумма пошлин, рассчитанная на прежних основаниях[8].

Дальнейшее развитие института таможенно-тарифного регулирования в России связано с тремя направлениями таможенной политики государства: использование строго-охранительной тарифной системы, более умеренный протекционизм и, наконец, экономический либерализм, выбор которых зависел от учета интересов развития промышленности, внешней торговли и даже внешней политики.

Так на смену самого жесткого Тарифа 1757 г. (П. И. Шувалов повысил внешнеторговый тариф в среднем на 13 %, отменив внутренние таможенные пошлины) приходит Тариф 1782 г. — самый умеренный в истории России. Основная масса товаров, доставлявшихся из-за рубежа, облагалась пошлиной всего в 10 %, заградительных пошлин в 100 % и более в этом тарифе нет вовсе.

Несмотря на более умеренную тарифную политику, чем при Елизавете Петровне, таможенные сборы в правление Екатерины II постоянно возрастали, что было обусловлено неуклонным расширением внешнеторговых связей России, ростом товарооборота, повышением цен на импортные и экспортные товары. Но в 1793–1795 гг. происходит существенный спад (от 7,2 млн. руб. в 1792 г. до 5 млн. руб. в 1795 г), обусловленный сокращением импорта в связи с революцией во Франции и мерами против нее[9].

Период с 1822 по 1842 гг. вообще можно охарактеризовать как запретительный, тогда на таможенную политику в значительной мере оказывал влияние министр финансов Российской империи Е. Ф. Канкрин.

Грюндерская[10] лихорадка, ставшая причиной «экономического чуда» 1860–1870-х гг., с переходом от запретительной системы к либеральной (с принятием при министре финансов Княжевиче Тарифа 1857 г. был разрешен привоз (с платежом пошлины) до того времени запрещенных товаров, в том числе чугуна и железа, снята привозная пошлина с 55 экспортных статей (сырых материалов) и уменьшены ставки обложения для 380 статей) закончилась резким изменением политического курса при Александре II, вызванным приготовлениями к русско-турецкой кампании (1877–1878 гг.).

С 1 января 1877 г. исходя из потребностей казны, опустошенной в результате военных приготовлений к русско-турецкой компании и недостатка иностранных инвестиций, пошлины стали взиматься в золотой валюте. Этот способ уплаты, резко повышавший размер обложения и тем самым уменьшавший импорт, стал доставлять казначейству постоянные денежные ресурсы, в том числе и для расчетов с заграничными кредиторами, и позволил минимизировать неблагоприятные последствия колебаний курса рубля.

Таможенный тариф 1891 г. («Высочайшее утвержденное мнение Государственного Совета» «Об общем Таможенном Тарифе по Европейской торговле» от 11 июня 1891 г.) стал апогеем протекционизма, обложение по многим статьям увеличено на 100 и даже 300 %. Следствием ужесточения правительственного курса стала так называемая «таможенная война» с главным торговым партнером России — Германией, в результате которой обе стороны пошли на уступки и подписали договор 1894 г., предусматривавший реформу тарифа в смысле уменьшения ставок обложения. Покровительственные начала сыграли определенную роль на раннем этапе становления русской промышленности, но дальнейшее сохранение тепличных условий вело к снижению ее конкурентоспособности.

Примером безоговорочного лидерства таможенных сборов является 1913 г., когда они составили в 16,7 % всех налоговых поступлений казны. Столь значимый уровень явился следствием как развития внешней торговли России, так и результатом целенаправленной протекционистской политики правительства. Вывозила Россия по преимуществу продукты сельского хозяйства (до 1/3 экспорта составляли зерновые культуры), а также сырье (лес, лен, нефть), отчасти изделия текстильной индустрии (хлопчатобумажные ткани). Ввозили же главным образом машины, продукты химического производства, хлопок-сырец, каменный уголь, чай и др., причем большинство импортируемых товаров облагалось высокой таможенной пошлиной.

Парадоксальным выглядит существенный рост таможенного дохода Российской империи в период Первой мировой войны. В то время как внешняя торговля России в условиях войны резко упала, экспорт из страны снизился втрое (с 1520 млн. руб. в 1913 г. до 579 млн. в 1916 г.), импорт же существенно вырос (с 1379 млн. до 2707 млн. руб.) за счет поставок союзниками предметов вооружения, оплачиваемых казной из военного фонда[11]. Считать в этих условиях таможенные сборы «доходом» государства можно лишь условно, поскольку, в отличие от мирного времени, оплачивались они не населением, а самой казной, то есть государство платило налоги самому себе.

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Новая государственная власть отказалась от таможенной политики, проводимой в дооктябрьский период, и ликвидировала существовавшую в России систему таможенных органов. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли.

С переходом к НЭПу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость перехода к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций. После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 г. — первый советский тариф по вывозной торговле[12].

В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенно-тарифное регулирование в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Среди функций таможенных учреждений выделялись: контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой. В системе Главного таможенного управления (ГТУ) уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования.

В период внешнеэкономической реформы (1986–1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, Таможенный кодекс 1964 г., принятый по стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал соответствовать существующим реалиям, но и противоречил принимаемым министерствами и ведомствами подзаконным актам. Развитие таможенного дела вплоть до 1991 г. определялось подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами. Логическое завершение данного этапа — принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе».

Формированию и применению таможенно-тарифного регулирования в постсоветской России предшествовал общий процесс либерализации внешнеэкономической деятельности. Так, 15 ноября 1991 года был подписан Указ Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (вступил в силу с 1 января 1992 г.), в котором, в частности, механизм регулирования импорта еще не был прописан. В 1992 г. был введен Временный импортный таможенный тариф, действовавший сравнительно короткое время. В марте 1993 г. был издан Указ Президента РФ «Об импортном таможенном тарифе Российской Федерации». И только в мае 1993 г., с принятием Закона РФ «О таможенном тарифе» (вступил в силу с 1 июля 1993 г.), были определены законодательные основы формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации[13]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аспекты таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях вступления России в ВТО предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб.: Типография В. С. Балашева, 1886. — С. 8.

6

Слово «тариф» происходит от названия небольшой арабской крепости, расположенной на европейском берегу Гибралтарского пролива. Там взимались особые сборы с грузов, привозимых на кораблях, для чего была составлена роспись, указывавшая на размер пошлины (см. Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб.: Типография В. С. Балашева, 1886. — С. 26.)

7

Таможенное право: учебник / под. ред. Рассолова М. М., Эриашвили Н. Д. — 4-е изд., перераб. И доп. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 16.

8

Захаров В. Н. Петров Ю. А. Шацилло М. К. История налогов в России. IX — начало XX в. — М.: РОССПЭН, 2006. — С. 95.

9

Захаров В. Н. Петров Ю. А. Шацилло М. К. История налогов в России. IX — начало XX в. — М.: РОССПЭН, 2006. — С. 117.

10

Грюндер (нем. Grunder) (экон.). — организатор, основатель предприятий, преследующих спекулятивные цели.

11

Захаров В. Н. Петров Ю. А. Шацилло М. К. История налогов в России. IX — начало XX в. — М.: РОССПЭН, 2006. — С. 268.

12

Габричидзе Б. Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917–1991 гг.) // Государство и право. 1992. № 10 — С. 27.

13

Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. — М.:.Теис, 1995. С. — 19.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я