Эссе «Звезда Вифлеема» и рассказ «Признание Павла» входят в сборник эссе «Истоки европеизма». Концепция сборника связана с глубоким убеждением автора в закономерности исторического процесса, который идет с трагическими ошибками и страданиями, но в нём присутствует Промысел Божий.Книга впервые опубликована 20 лет назад, но некоторые современные тенденции, которые автор считает неправомерными в восприятия эпохи Христа, заставили автора переиздать отдельно эссе, связанные с началом христианства.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звезда Вифлеема. Эссе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Эсфирь Коблер, 2019
ISBN 978-5-0050-1189-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Звезда Вифлеема
эссе
Холодная зима выдалась в тот год в Иудее, кое-где даже выпал снег, но большей частью было сухо, и ночью ясно и чисто светили звезды. Особенно одна — большая, голубая, странная — много ночей вставала рано на западе и заходила поздно на востоке, что смущало и волновало людей.
В те дни Великий Август повелел провести перепись. Эта перепись была первою в правление Квириния Сирией, и евреи боялись, что римляне еще больше поработят их. Израилем правил друг Августа — царь Ирод. Он объединил Самарию, Иудею и Израиль, и называемая Иудеей земля считалась государством под покровительством Рима. Ирод Великий, прозванный в народе Кровавым — хитрый, расчетливый и жестокий, — отстоял подобие независимости. Август ему доверял. Ирод был бы полновластным диктатором, если бы его власть не зависела от силы римлян. Сластолюбивый и наглый Ирод пребывал в роскоши, но настороже. Народ Израиля, измученный кровавыми играми «друга кесаря», ненавидел царя, несмотря на его грандиозные стройки и новые города, жил в ожидании Мессии и слушал своих пророков, ибо сказано в Торе: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал тебя Бог, Боже, Бог твой елеем радости более соучастников твоих».
Беззаконие творилось во всем мире, по всей земле, но народ Израиля, веривший в Единого Бога, ждал, что Бог придет освободить его. Народ, не желая терпеть притеснения, слушал пророков, которых любил и чтил; поэтому Ирод боялся пророков. То и дело появлялись слухи о новых проповедниках. Обстановка в Израиле настораживала Рим. Ирод понимал, что с его смертью римляне полностью овладеют страной. Он хотел усмирить свой непокорный народ, надеясь, что о тихих и робких римляне не вспомнят, но проклятые евреи всегда лезли на рожон.
Ирод сдерживал страсти и был жесток с теми, кто не понимал, что нарушение существующего порядка вещей уничтожит Израиль. Особенно волновал его прекрасный Иерусалим. Здесь стояли римские легионы, и малейшее волнение могло стать поводом для военных действий. Нет, он искоренит немногих фанатиков, но не допустит римской резни. Конечно, евреи известны своей непокорностью. Их уводили в рабство — они бежали и возвращались на Землю обетованную, обогащенные чужой культурой, но всегда со своим Единым Богом. Все варвары — от Вавилона до Рима — признают когда-нибудь вместо кучки идолов Всемогущего Единого Духа Святого, но чтобы это произошло, евреи должны сохранить свое Царство и свою веру, а народ, если он недоволен, надо держать железной рукой.
Чтобы избавить власть от Храма, первосвященников и пророков, Ирод начал строительство новой столицы в подражание городам Греции и Рима. Пусть священники и фанатики безумствуют в Иерусалиме, он, Ирод, будет жить среди утонченной роскоши, к которой привык во дворце Августа. Город этот, Кейсария, так и не стал столицей: после смерти Ирода Рим раздробил Иудею на небольшие провинции и римляне выбрали детище Ирода для себя — оно было им близко по духу. И тогда возопил народ: «Горе городу крови, весь он полон обмана и грабежа. Не прекращается в нем злодейство, слышны хлопанье бича и грохот колесницы, несутся всадники и множество пронзенных, груды тел, и нет конца трупам, и спотыкаются они о трупы».
В те дни, когда была объявлена перепись, пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и плотник Иосиф из Галилеи, из города Назарета в Иудею, в Вифлеем, город Давидов, так как и он, и жена его Мария, были из рода Давида. Толпы народа тащились по мокрым дорогам под непрерывным дождем, иногда сменявшимся мокрым снегом. И столь странной и тяжелой была погода для Иудеи, что многие болели и умирали. Иосиф шел со своей женой Марией, которая была беременна. Народу в городе собралось так много, что мест для постояльцев не хватало. Когда пришло Марии время рожать, легла она в хлеву, а Иосиф помогал ей. Под блеянье овец, под теплым боком коров родила она Сына, первенца своего, спеленала его и положила в ясли, и окружали их овцы, и козы, и вол, и было Ему тепло. А когда вернулись пастухи со своим стадом из ночной стражи, то рассказывали людям необычные вещи. Будто ночью явился им Ангел и сказал: «Нынче родился Младенец, который есть Мессия, Господь, и лежит Он спеленатый в яслях». Множество собравшегося народа пошло в хлев при постоялом дворе, и увидели там Иосифа, и Марию, и Младенца с ними, смотрели и недоумевали. А Мария знала, что Сын ее необычен, душа была полна счастья и печали.
Весть о рождении Мессии разнеслась по всему Израилю. Никто не знал точно, что произошло, но рассказывали друг другу небылицы: о необыкновенной звезде, восемь дней сияющей над Вифлеемом, о чудесах, неожиданно происходящих по всей земле, о близком конце света, о спасении Израиля и, конечно, о падении ненавистного Рима. Народ бурлил. Слухи дошли и до царя Ирода и очень встревожили его. Донесения шпионов не говорили ни о чем определенном. Тогда царь, а он был суеверен как истый римлянин, призвал к себе волхвов, которых он задержал во дворце, когда они направлялись в Вифлеем, и потребовал от них ответа. Это были жрецы высшего посвящения из Индии, Египта и Персии. Они ведали, что произошло. Зная, какая опасность исходит от Ирода, волхвы ответили:
— Да, в Вифлееме родился Спаситель, но там ли Он и кто Он, мы не знаем.
— Идите и найдите Его, чтобы мне поклониться, — сказал царь лицемерно.
Он задумал убить Младенца и родителей Его.
Волхвы ушли, и шли за звездой, и видели, что Ослята, — смиренное созвездие, — сопровождают звезду. Они пришли в Вифлеем тогда, когда Иосиф и Мария, совершив обряд обрезания, собирались в город свой Назарет. Волхвы поклонились Младенцу и сказали:
— Бегите скорее в Египет, ибо царь Ирод ищет душу Младенца. Мы принесли Ему дары. Они помогут вам прожить в дороге и в Египте, там мы найдем вас.
И отошли другой дорогой из Вифлеема. В ту же ночь Иосиф взял семью свою и бежал в Египет.
Ирод пришел в ярость, узнав, что его обманули. Но он понял: произошло необычайное событие, если кто-то осмелился ослушаться его, друга Августа; кто-то изменил свою жизнь, но тем самым изменил и его, Ирода, жизнь, и судьбу Израиля. Дальше он боялся думать. Ирод послал войска в Вифлеем — истребить в городе всех младенцев от двух лет и ниже. Евреи не годились на такую работу. Он приказал выступить римской когорте. Воины врывались в дома, хватали детей, разрубали их на месте, младенцам разбивали головы о стены домов. Если родители сопротивлялись, их убивали вместе с детьми. Кровь лилась рекой. Плач и вой стояли над городом. Резня немного утихомирила Ирода.
Но Вифлеем он ненавидел до самой смерти.
Иосиф с семьей отправился в Египет и жил там двенадцать лет, до смерти царя Ирода. В Египте волхвы разыскали Иосифа и семью его, и учили Первенца, и посвящали его, потому что по истечении времени Он должен был осознать, кто Он.
СТРАСТИ ГОСПОДНИ НАЧИНАЮТСЯ С РОЖДЕНИЯ, БОЛЕЕ ТОГО — С ЗАМЫСЛА ЗАЧАТИЯ БЕССМЕРТНОГО В СМЕРТНОМ. САМО СТРЕМЛЕНИЕ АБСОЛЮТНОГО И БЕСКОНЕЧНОГО В КОНЕЧНОЕ И ОГРАНИЧЕННОЕ, САМО ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ТАКОВОГО ВО ИМЯ СПАСЕНИЯ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ — ГЛУБОКО НРАВСТВЕННЫЙ И ВОЗВЫШАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО АКТ, НО ТРАГИЧНЫЙ ДЛЯ АБСОЛЮТА. ОБА ЕСТЕСТВА БОГА — БОЖЕСТВЕННОЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ — НАХОДЯТСЯ В ЭТОТ МОМЕНТ, В МИГ РОЖДЕНИЯ, В ГАРМОНИЧЕСКОМ СОЧЕТАНИИ — ХРИСТОС — БЕЗ РАЗДЕЛЕНИЯ И БЕЗ СМЕШЕНИЯ.
ПРОИЗОШЛО ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО С МОМЕНТА ИЗГНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗ РАЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО СОПРИКОСНУЛОСЬ С БОЖЕСТВОМ, ЕГО ЗАМЫСЛОМ.
В ЧАС ИЗГНАНИЯ ИЗ РАЯ РЕШАЛСЯ ВОПРОС О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СВОБОДЕ. САМО СКАЗАНИЕ — СИМВОЛ ТРАГИЧНОСТИ ПУТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО САМООСОЗНАНИЯ. ПРЕБЫВАЯ В РАЮ, ЧЕЛОВЕК, КАК ЭТО НИ ПАРАДОКСАЛЬНО, НЕ БЫЛ СВОБОДЕН. ОН ЗАВИСЕЛ ОТ БОГА, ПОЛУЧАЯ НЕСМЕТНЫЕ БЛАГА И ИМЕЯ В ЗАПАСЕ БЕССМЕРТИЕ. НО, НЕ БУДУЧИ АБСОЛЮТОМ, ОН НЕ ИМЕЛ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ. БЕССМЕРТИЕ БЕЗ ЗНАНИЯ; ПОКОЙ, НО НЕ СОПРИЧАСТНОСТЬ КОСМОСУ; БЕССМЕРТИЕ, НО НЕ БЕСКОНЕЧНОСТЬ. ТАКОЙ ПУТЬ ДЛЯ БОГОПОДОБНОГО СУЩЕСТВА НЕВОЗМОЖЕН. ГРЕХОПАДЕНИЕ МЕНЯЛО ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ЕГО МЕСТО В НЕМ: ИЗ БЕССМЕРТНОГО, НО НЕ ОСМЫСЛИВШЕГО СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ПРЕВРАЩАЛСЯ В СВОБОДНУЮ ЛИЧНОСТЬ, МЕДЛЕННО БРЕДУЩУЮ СКВОЗЬ ВЕКА. ПУТЕМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И НЕИМОВЕРНЫХ СТРАДАНИЙ, ОСОЗНАВАЯ ЗАМЫСЕЛ БОЖИЙ. ЭТО И ЕСТЬ ИСТОРИЯ. ПУТЬ КРОВАВ И СЛОЖЕН: ОБРЕТЕНИЕ ПУТИ, ОСОЗНАНИЕ ЕГО НЕОБХОДИМОСТИ, НАХОЖДЕНИЕ ВЕРНОЙ ДОРОГИ — ЗАДАЧА, ПОСТАВЛЕННАЯ БОГОМ ПЕРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ И ОТДЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. ТРАГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ТОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ. САМОЕ СТРАШНОЕ ИСПЫТАНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА — ОБРЕТЕНИЕ СВОБОДЫ.
ОДНАКО ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ОДИНОК В СВОЕЙ СВОБОДЕ, СОВЕРШЕННО НЕ ОСОЗНАВАЯ СВОБОДУ ДРУГИХ, ТО НЕ ЗДЕСЬ ЛИ ПУТИ К ИНДИВИДУАЛИЗМУ, К НИЦШЕАНСТВУ, К СВЕРХЧЕЛОВЕКУ? НИЦШЕ ГЕНИАЛЬНО УЛОВИЛ ЭТО СТРЕМЛЕНИЕ В НАС. ХРИСТИАНЕ НАЧИНАЛИ, ПО СЛОВАМ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА, С АСКЕТИЗМА, А ПРИШЛИ К НИЦШЕАНСТВУ. ВО ИЗБЕЖАНИЕ ТРАГЕДИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛИЧНОСТЯМИ ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬСЯ ПО СОВЕСТИ, ИБО СОВЕСТЬ — ЕДИНСТВЕННЫЙ ЛУЧ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗУЮЩИЙ ЕЕ С БОГОМ. ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ НЕОБХОДИМО ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОВЕСТИ, КОТОРАЯ ЕСТЬ ИСКРА БОГА В ЧЕЛОВЕКЕ. БЕЗ НЕЕ ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ОДУШЕВЛЕННЫЙ МЕХАНИЗМ. ЛИЧНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СВОБОДОЮ ВЫБОРА, СВОБОДОЮ ПОЗНАНИЯ, ЖЕРТВЕННОСТЬЮ ВО ИМЯ ДОБРА, НАЛИЧИЕМ СОВЕСТЛИВОСТИ. ХРИСТОС КАК ЛИЧНОСТЬ ЕСТЬ ОБРАЗЕЦ. ИСКУПАЯ НАШИ ГРЕХИ, СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ПОКАЗЫВАЯ ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ, ХРИСТОС ДАЕТ НАМ НАДЕЖДУ, ЧТО МЫ МОЖЕМ ОСОЗНАТЬ ЭТОТ ПУТЬ.
Вернувшись в землю Галилейскую, пришел Иосиф с семьей в Иерусалим на праздник. Ибо много лет не был он в Храме, и истосковалась душа его. И плакал он на ступенях Храма.
Когда же после окончания праздника пошли все в город свой, то ни в дороге, ни в доме не нашли Сына. Поспешно вернулись в Иерусалим и через три дня увидели Его в Храме, сидящего посреди учителей и беседующего с ними, и те дивились Его уму и знаниям, ибо Иисус знал Закон и правила, немногим доступные.
Подошла Мария и со слезами спросила:
— Дитя мое, что же Ты делаешь с нами? Мы искали Тебя повсюду и плакали о Тебе.
Внимательно посмотрел Он на нее.
— Много скорби будет тебе, не ищи Меня, не зови меня, матерь.
Они вернулись в Назарет, и Иисус преуспевал во всех премудростях, обращенных к Богу и человеку.
После смерти царя Ирода и кончины Августа произошло то, чего боялся Ирод.
Став кесарем, Тиберий устремил свой взор на слишком свободную и непокорную провинцию. Он разделил Израиль на четыре части и послал туда кровавого наместника, проверенного воина — Понтия Пилата. Пилат начальствовал в Иудее, Ирод-четверовластник правил в Галилее, Филипп, брат его, — в Итурее, а Лисаний — в Авилинее. Первосвященниками в эти дни были Анний и Каиафа.
И стала жизнь совсем невыносима в Израиле. И не знали люди, куда деваться. И бежали в пустыню и в горы. И был тогда глагол Божий Иоанну, сыну Захарии и Елизаветы, которая была сестрой Марии. Иоанн много лет жил в пустыне, питаясь акридами и медом, одеваясь в шкуры звериные. Он общался только с Сынами Света Кумранской общины, пока не было ему повеления свыше пойти к людям и проложить путь Господу, как сказано в книге пророка Исайи: «Глас вопиющего в пустыне, — приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». И Иоанн пошел по всей стороне Иорданской, проповедуя крещение и покаяние. Ибо сказано: «И узрит всякая плоть спасение Божие». И странен был вид его: одежда из шкур, длинные спутанные волосы, горящие глаза. Речи его пугали, но и притягивали измученный, подавленный, обезумевший от горя народ.
По дороге, ведущей к пустынному берегу Иордана, шли убогие и калечные, в рваных хитонах и плащах. Нищие, одержимые, мытари, блудницы; источающие дурной запах, голодные, страшные, обездоленные, обманутые, не знающие покоя, погрязшие в отчаянии и разврате — шли, ползли, стремились туда, где странный человек в одеждах из шкур смывал их грехи чистой водой Иордана. И они, очищенные, со слезами и возгласами радости уходили от него просветленные, обретая счастье и покой, веруя, что светлые воды Иордана унесли пороки и оставили душу чистой, как от рождения дана она Богом.
Иоанн приходившему к нему креститься народу говорил, обличая царей, как истинный пророк Израиля, ибо был суров и аскетичен:
— Вожделение к женщине в крови идумейской династии. Ирод-кровавый силой взял в жены Мариамну — последнюю царицу Израиля, но не смог вынести ее открытого презрения к самозваному государю. Он убил ее. Но любовь сожгла его: он рыдал над трупом жены, бил себя в грудь, рвал волосы и хотел иметь ее, как будто она была живая; долго скорбь не покидала его. Но позже он убил и сыновей ее по наущению завистников. Ирод-кровавый разорение и нищету оставил в государстве. Ведь сказали Августу еврейские послы: «Не царя мы имели в Ироде, а лютейшего тирана, какой когда-либо сидел на троне. Он убил бесчисленное множество граждан, но участь тех, кого он пощадил, была такова, что они завидовали умершим, ибо он пытал своих подданных не только поодиночке, а мучил целые города. Иностранные города он разукрашивал, а свои собственные — истреблял. Он чужим народам дал подарки, к которым прилипла кровь иудеев».
— А теперь новый Ирод, злодей и прелюбодей, наследует ему, — так говорил Иоанн.
Еще он спрашивал у народа:
— Где наши старые нравы, благородство и честность? Смотрите: в городах Израиля строятся языческие храмы и цирки. Что веселого находят римляне в том, что львы пожирают на их глазах беззащитных людей? Как допускаете вы нечестивые зрелища? Безбожно заменять такими варварскими обычаями отечественные нравы и законы.
Пришел уже Истинный Властелин.
Тот, другой, грешит на троне и на ложе своем; мытари сдирают с нас кожу, чтобы достать деньги для царя. Этот же не требует для себя ничего. Он жалеет нас и умаляет печаль, а печаль так глубока, что жизнь уменьшается до тропинки под ногами, и не видно поля ее, и сада ее, и радости. Не для нас созревает виноград, благоухают цветы, волнуются травы. Не для нас шумит море, синеет небо. Горе нам, обездоленным, ибо нищие духом и телом живем мы на свете, не помышляя ни о себе, ни о небе, ни о земле, а думаем только о хлебе насущном.
Горе тебе, царь, держащий царство свое на страхе! Царство страха распадется и погибнет! Люди его не верят царям, не знают Бога. Живые души гибнут или, оклеветанные, сгибаются перед развратом лицемерия. Ложь в почете, а честность смешна.
Проповеди Иоанна были грозны и приводили народ в трепет. Его боялись, но толпы слушали его. Ирод-четверовластник ненавидел Иоанна. Тот обличал Ирода за Иродиаду — жену брата его. Тетрарх убил брата, пленившись красотой его жены, и теперь живет с нею в своем дворце, пируя и развлекаясь. Иоанн негодовал — народ его слушал.
Каждый день при восходе солнца Иоанн шел к Иордану. В чистых водах его крестил народ, жаждущий спасения в Духе. В Боге и в душе своей искали люди Истину.
Однажды, когда солнце только взошло, Иордан плескался тихо у ног задумавшегося Иоанна, Некто подошел к нему и тихо сказал:
— Крести и меня, праведник.
То был Иисус из Назарета.
Глаза Иоанна открылись: он увидел великое сияние, исходящее от Него, и воскликнул:
— Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира!
— Крести меня водою, чтобы Мне быть явленным Израилю и миру.
— Если Ты есть Сын Божий, то я недостоин развязать сандалии Твои.
— Крести меня как смертного.
И был глас с небес: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»
И сказал Креститель народу:
— Я свидетельствую: Он есть Сын Божий.
Те немногие, которые поняли, что произошло, содрогнулись в сердце своем, толпа же внимала равнодушно. Она не знала, за кем пойти. Толпе нужны доказательства и немедленные блага. Она верит тому, кто дает ей «хлеба и зрелищ», даже если хлеб горек, а зрелища кровавы.
Но два человека последовали за Иисусом. Они почувствовали что-то необычное в Нем. Один из них был Иоанн, сын Заведеев, другой — Андрей, брат Симона-Петра. Он призвал за собою брата своего Симона, говоря: «Мы нашли Мессию». Иисус же взглянул на Симона и увидел все прошлое его и будущее в веках и сказал ему: «Ты — Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит „камень“ (Петр)». Потом Иисус пошел в Галилею, и нашел там Филиппа, и позвал его. И тот стал четвертым. Сам Филипп был из одного города с Андреем и Петром.
Все вместе пошли они в Кану Галилейскую, потому что там была свадьба и матерь Иисуса была там.
В белых рубахах, в зеленых кафтанах с красными поясами важно ходили по двору евреи, и священник поздравлял молодых.
Солнце высвечивало пурпуром рубаху невесты, отчетливо проступала под ней ее юная хрупкость. Жених сидел рядом. Все веселились и много пили. И так получилось, что не хватило им вина. И Мария говорит сыну: «Нет вина у них». Он же покачал головой:
— Еще не пришел час Мой, но если ты просишь, Я сделаю это для тебя.
И превратил воду в вино, и никто не знал, откуда оно. Распорядитель даже рассердился на жениха:
— Все люди подают на стол сначала вино лучшее, а когда напьются, то худшее, а ты сделал наоборот.
Так положил Иисус начало чудесам, которые потом творил во множестве.
Пока Иисус был в Кане Галилейской, Ирод-четверовластник велел схватить Иоанна, и посадил его в темницу, и держал там. Он даже устроил пир и пригласил гостей посмотреть и посмеяться над Иоанном. Они возлежали на пиру, а дочь Иродиады, юная Саломея, так прекрасно танцевала перед царем и гостями, что царь умилился и сказал:
— Проси у меня что хочешь за свое искусство.
Девочка не знала, что просить, и побежала к матери:
— Чего мне просить?
Иродиада скривила губы. Она ненавидела Иоанна за то, что он обличал ее в распутстве. Обличения Иоанна вызывали гнев и досаду. И она сказала дочери:
— Проси голову Иоанна, прозванного Крестителем.
Девочка пошла и попросила.
Ирод огорчился. Он боялся, что народ возмутится казнью Иоанна. Но гости его ответили: «Народ сейчас в Галилее с новым пророком. Казни Иоанна — и меньше будет смущающих народ». Тогда он согласился и послал казнить Иоанна. Воины спустились в темницу, схватили Иоанна и отрубили ему голову. Саломея содрогнулась, но преподнесла на бронзовом блюде голову Крестителя матери своей, Иродиаде. Та воскликнула:
— Вот и кончились твои злокозненные речи, нечесаный пророк.
Вдруг глаз один открылся на отрубленной голове и страшно на нее посмотрел. Иродиада закричала и выронила блюдо. Окровавленная голова покатилась на пол. Гости разбежались, только долго звенел в опустевшей зале бронзовый поднос.
Иисус, узнав о смерти Иоанна, удалился в пустыню и провел там сорок дней.
ИОАНН ПРИШЕЛ, ЧТОБЫ БЫТЬ ПРЕДВЕСТНИКОМ И ПРЕДТЕЧЕЙ. ЖИЗНЬ ЕГО ДОЛЖНА БЫЛА КОНЧИТЬСЯ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА ОН КРЕСТИЛ МЕССИЮ. ОН СЛУШАЛ ГОЛОС, ГОВОРИВШИЙ С НИМ, И ЖДАЛ МОМЕНТА ПОДВИГА. КОГДА БЫЛО СОВЕРШЕНО ДЕЛО, ПРИШЕЛ И ПОДВИГ. СМЕРТЬ — ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕЛА.
ХРИСТОС КРЕСТИЛСЯ КАК ПРОСТОЙ СМЕРТНЫЙ. ВО ВРЕМЯ КРЕЩЕНИЯ ПО ОСОБОМУ ЗНАМЕНИЮ, НИСПОСЛАННОМУ ИОАННУ, ТОТ ОСОЗНАЛ ПРОИСХОДЯЩЕЕ И НАЗВАЛ ИИСУСА «СЫН БОЖИЙ». С ЭТОЙ МИНУТЫ ДНИ ИОАННА БЫЛИ СОЧТЕНЫ. ОН ВЫПОЛНИЛ СВОЮ МИССИЮ НА ЗЕМЛЕ: ТЕЛО ЕГО ДОЛЖНО БЫЛО ПОГИБНУТЬ, А ДУХ — ВЕРНУТЬСЯ К БОГУ. ИОАНН ПОГИБАЕТ В ТЕМНИЦЕ ТЕТРАРХА ИРОДА, ЧЬЕ ИМЯ СОВПАЛО С ИМЕНЕМ ГОНИТЕЛЯ ИИСУСА — ЭТОТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ ИМЕЕТ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
ИИСУС ЖЕ, КОГДА КРЕСТИЛСЯ, ВСТАЛ НА ТОТ ПУТЬ, РАДИ КОТОРОГО ВОПЛОТИЛСЯ НА ЗЕМЛЕ. НО СМЕРТЬ ИОАННА ОПЕЧАЛИЛА ЕГО. ОН ОСТАВИЛ УЧЕНИКОВ СВОИХ, И УШЕЛ В ПУСТЫНЮ, «И БЫЛ ТАМ СО ЗВЕРЯМИ», ТО ЕСТЬ СРЕДИ ЕССЕЕВ. И ИСКУСИТЕЛЬ ПОДСТУПАЛ К НЕМУ.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ ПОДРОБНО ГОВОРИТ ОБ ИСКУШЕНИЯХ ИИСУСА. «СОРОК ДНЕЙ БЫЛ ИИСУС В ПУСТЫНЕ И НИЧЕГО НЕ ЕЛ В ЭТИ ДНИ». ИИСУС ЗНАЛ, ЧТО СЛОВОМ СМОЖЕТ ВСЕ, И ЛЮДИ БУДУТ ТРЕБОВАТЬ ОТ НЕГО ЧУДА. И ВОТ ИСКУШАЮЩИЙ ПОТРЕБОВАЛ ПРЕВРАТИТЬ КАМЕНЬ В ХЛЕБ. ЕСЛИ БЫ ПРОИЗОШЛО, ТО НАКОРМЛЕНЫ БЫЛИ БЫ НАРОДЫ, И ПОШЛИ БЫ ЗА ХРИСТОМ, И ОТДАЛИ БЫ ДУШУ СВОЮ ЕМУ. НО ИИСУС ОТВЕРГ ИСКУШЕНИЕ. ОН БЫЛ ТВЕРД, ОТВЕЧАЯ, ЧТО «НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ БУДЕТ ЖИТЬ ЧЕЛОВЕК, НО ВСЯКИМ СЛОВОМ БОЖЬИМ». ВЛАСТЬ НАД ЛЮДЬМИ, ПРИОБРЕТЕННАЯ ОТ ЧУДА, ОТ СЫТОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, НЕ ЕСТЬ ВЛАСТЬ БОЖЬЯ. ЧУДО ЛИШАЕТ ЧЕЛОВЕКА СОБСТВЕННОГО ТРУДА, КОТОРЫЙ ЕДИНСТВЕННЫЙ КАК В ФИЗИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ, ТАК И В ДУХОВНОМ ДАЕТ ИСТИННУЮ ВЕРУ. ЧУДО ЖЕ СЛЕПО И ВНОВЬ ВОЗВРАЩАЕТ ЧЕЛОВЕКА В «РАЙ», НО ЛИШАЕТ ЕГО ГЛАВНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО НАЧАЛА — СВОБОДЫ ВЫБОРА МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ, САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОСОЗНАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ ПУТИ ДОБРА. ЗАПОВЕДЬ «В ПОТЕ ЛИЦА БУДЕШЬ ДОБЫВАТЬ ХЛЕБ СВОЙ» — ЭТО НЕ УГРОЗА, А КОНСТАТАЦИЯ ТОГО, ЧЕМ ДОЛЖЕН ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК. ТРУД ДУШИ НЕ МЕНЕЕ, А ДАЖЕ БОЛЕЕ НЕОБХОДИМ, ИБО ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К БОГУ.
СЛЕДУЮЩЕЕ ИСКУШЕНИЕ — ИСКУШЕНИЕ ВЛАСТЬЮ ЗЕМНОЮ. ОН МОГ СТАТЬ В МОМЕНТ СВОЕЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ВЛАДЫКОЙ МИРА, СДЕЛАВ ИЗРАИЛЬ ВЕЛИКИМ НАД ВСЕМИ НАРОДАМИ, И ЭТОГО ЖДАЛ ОТ НЕГО ИЗМУЧЕННЫЙ НАРОД ИЗРАИЛЯ. НО ИИСУС ОТВЕРГ ЗЕМНУЮ СЛАВУ, СКАЗАВ: «ГОСПОДУ БОГУ ОДНОМУ ПОКЛОНЯЙСЯ И ОДНОМУ ЕМУ СЛУЖИ». НЕ СЛАВА И ВЛАСТЬ НУЖНЫ БОГУ НА ЗЕМЛЕ, НО ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ, ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ, ОСОЗНАВАЯ СВОЕ ПРИЗВАНИЕ, ИДУЩИЕ К БОГУ.
И ТРЕТЬЕ ИСКУШЕНИЕ — СПАСЕТ БОГ СВОЕ ЧАДО ИЛИ ДАСТ ЕМУ ПОГИБНУТЬ. НО ИИСУС ОТВЕТИЛ: «НЕ ИСКУШАЙ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО». ХРИСТОС ПОСМЕЯЛСЯ НАД ИСКУСИТЕЛЕМ, ИБО ЗНАЛ, ЧТО ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ И КАКАЯ СМЕРТЬ ЕМУ УГОТОВАНА.
ХРИСТОС ОСУЖДАЛ ТЕХ, КТО СЛЕДОВАЛ СВОБОДНЫМ РИМСКИМ НРАВАМ. БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ЭТО БЫЛА ЗНАТЬ, ПРИБЛИЖЕННАЯ К ТЕТРАРХАМ И РИМУ. В ОСНОВНОМ ЖЕ ИУДЕИ БЫЛИ ВЕРНЫ СВОИМ ЗАВЕТАМ. ИОСИФ ФЛАВИЙ РАССКАЗЫВАЕТ, ЧТО ВО ВРЕМЯ ПРОКУРАТОРСТВА ПОНТИЯ ПИЛАТА ТОТ ВЕЛЕЛ ВНЕСТИ В ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ ЗНАМЯ КОГОРТЫ — SIGNA — С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ИМПЕРАТОРА. ИУДЕИ ПРОСИЛИ ПИЛАТА НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО, ТАК КАК ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ В ХРАМЕ. ПОЛУЧИВ ОТКАЗ, ОНИ БРОСИЛИСЬ НА ЗЕМЛЮ И ЛЕЖАЛИ ПЯТЬ ДНЕЙ. ПИЛАТ СКАЗАЛ, ЧТО ИЗРУБИТ ИХ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ПРИЗНАЮТ ИЗОБРАЖЕНИЕ ИМПЕРАТОРА. ТОГДА ИУДЕИ ВНОВЬ БРОСИЛИСЬ НА ЗЕМЛЮ — ЛУЧШЕ ОНИ ДАДУТ УБИТЬ СЕБЯ, НО НЕ ДОПУСТЯТ СВЯТОТАТСТВА. ПИЛАТ ОТСТУПИЛ. НИЧТО НЕ МЕШАЛО ЕМУ ГРАБИТЬ И УБИВАТЬ. ОН УНИЧТОЖИЛ ЗНАТНЕЙШИЕ СЕМЕЙСТВА В ГАЛИЛЕЕ, А ДЕНЬГИ ИХ ПРИСВОИЛ СЕБЕ. УПОМИНАНИЕ ОБ ЭТОМ ЕСТЬ В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ЛУКИ. «В ЭТО ВРЕМЯ ПРИШЛИ НЕКОТОРЫЕ И РАССКАЗАЛИ ЕМУ О ГАЛИЛЕЯНАХ, КОТОРЫХ КРОВЬ ПИЛАТ СМЕШАЛ С ЖЕРТВАМИ ИХ».
КОНЕЧНО, НАРОД, ТЕРПЕВШИЙ ТАКИЕ ПРИТЕСНЕНИЯ И ВЕРИВШИЙ ХРИСТУ, ЖДАЛ ОТ НЕГО НЕМЕДЛЕННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ ЗЕМНОЙ: ИЗГНАНИЯ РИМА. ИИСУСА ИЗ НАЗАРЕТА ВИДЕЛИ ВОЖДЕМ И ЦАРЕМ КАК ИИСУСА НАВИНА. А ИЗРАИЛЬ — ЦАРЕМ НАД ВСЕМИ НАРОДАМИ. НАРОДУ НУЖНА БЫЛА ВЛАСТЬ, НЕ НУЖНАЯ БОГУ, НЕ СОВПАДАЮЩАЯ С ЕГО ЦЕЛЬЮ — УКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ПУТЬ СПАСЕНИЯ. НАРОД ЖДАЛ СВОБОДЫ НА ЗЕМЛЕ. МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ИЗРАИЛЬ РАЗОЧАРОВАЛСЯ В СВОЕМ МЕССИИ. В ЧАС ИСПЫТАНИЯ ПРИШЕЛ ОН К НАРОДУ, НО ГОРЕ НАРОДА БЫЛО СТОЛЬ ВЕЛИКО, ЧТО НЕ УЗНАЛИ ЕГО.
Вернувшись к ученикам, пошел Он в город свой Назарет, и говорил там народу, но они не слушали Его.
— Не Он ли, — спрашивали они, — жил среди нас, ел и пил с нами, а теперь говорит от имени Бога?
И сокрушался Иисус:
— Нет пророка в своем отечестве. Тысячу раз правду говори им — скажут: «Кривда».
И была большая печаль в Нем: если люди не ищут Истину, то как найдут они спасение? Но один человек приблизился к Нему и спросил:
— Учитель, кого зовешь ты с собой?
И Он ответил:
— Нищего, у которого рубище вместо одежды; бесноватого — он сошел с ума от горя; слепого — он не видит, потому что не хочет видеть. Я говорю им: последний нищий станет богатым, если верует в Бога, бесноватый излечится, слепой прозреет. Уверуют и исцелятся. Они обретут силу жизни, волю к счастью, надежду, что в жизни своей приблизятся к Богу, и так как приближение к Нему бесконечно, то безгранична будет их вера и любовь. Бог воплощает в себе весь мир: тот, кто любит Бога, любит каждую травинку и песчинку на земле.
Но народ насмехался над ним. С печалью ушел Иисус из Назарета.
Однажды, когда солнце всходило, стоял Он у озера Геннисаретского. Две лодки подплыли к берегу. Рыболовы вынимали сети свои — не было у них улова в этот день. Иисус посмотрел на одного из них, на его натруженные руки, грустные глаза человека, который не знает, что будет есть завтра, и сказал: «Отвези меня от берега, добрый человек. Я отплачу тебе. Видишь, сколько народа теснится вокруг, а я хочу, чтобы все видели меня». Но рыбак не согласился. Тогда вошел Иисус в лодку Симона-Петра.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Звезда Вифлеема. Эссе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других