Как избавиться от оков тоталитаризма. Вызов преодолеть политическое простодушие

Эрвин Филиппов

Главная и бескорыстная цель автора – это помочь тем, кто продолжает искать выход из тупика псевдодемократии, не желает и не может смириться с моральной эрозией общества, предложить им альтернативное решение социальных проблем.

Оглавление

Из-за чего нарушается правдивость и к чему приводит лживость

В условиях рыночной экономики, когда доминируют критерии коммерческой выгоды, мало что делается для эффективного ограничения героизации насилия, культивирования циничного эгоизма. Большинство средств массовой информации, ориентируясь на примитивный спрос большей части публичной аудитории и одновременно воспроизводя такой вид запроса, продолжают поддерживать образцы банальности, сами множат и распространяют насыщенные вульгаризмом телешоу, блокбастеры агрессивного характера.

Это служит одной из главных причин маргинализации моральных и нравственных ценностей. Приводит к умалению принципов духовного личностного роста, к обеднению лейтмотивов и целей саморазвития людей (прежде всего — молодого поколения).

В такой атмосфере многие люди как будто не замечают или игнорируют существенную роль органов государственной власти и их участие в процессах формирования, отбора, распространения информации. Когда государство повсеместно целенаправленно навязывает своим гражданам политически ангажированное, однобокое мировоззрение и системно практикует ксенофобию:

• чтобы можно было удобнее и успешнее управлять общественным мнением;

• чтобы отвлекать внимание народа от несправедливого распределения национального богатства и его использования для нужд политического истеблишмента, ставленников власти, олигархов;

• чтобы оправдывать внешнеполитические авантюры, амбиции лидеров;

• чтобы избегать критики за внутриполитические неудачи, допущенные оплошности;

• чтобы прикрывать коррупцию государственного уровня;

• чтобы создавать благодатную почву для реализации своекорыстных интересов политической элиты в ущерб простым людям, всему гражданскому обществу.

У каждого из нас есть свобода личности в выборе индивидуальных целей и жизненного пути:

• идти путем саморазвития и реализации самости;

• мобилизоваться и достичь целей своей жизни;

• адекватно реагировать на жизненные вызовы;

• самоутвердиться, наполнить смыслом свою жизнь;

• стать порядочным человеком, ответственным гражданином.

Или же:

• свыкнуться с социальными негациями, а также самому стать циничным эгоистом, своекорыстным индивидуалистом, приспосабливаясь к плохому, аморальному;

• закрыться в собственном индивидуальном мирке, не реагировать на чужую боль и несчастья, примиряться с жизнью в недостойных человека условиях;

• стать инертным, регулируемым винтиком машины власти, одержимым культивированными пропагандой фобиями. Индивидуалистом, который конвертировал свою совесть в шкурнических интересах и — руководимый мотивами своекорыстного эгоизма — якобы выгодно продал ее.

Соответствующей ориентации при выборе жизненного пути способствует приоритетная в обществе система ценностей. А также привитая укладом власти национально-этническая доминанта, которая с помощью пропагандистской машины превращается в псевдопатриотические убеждения.

Вследствие этого — будто бы под прикрытием патриотизма — людей ориентируют на слепое послушание, учат безоговорочному подчинению. Те, кто всё это организует и практикует, к сожалению, не принимают во внимание, что путем подавления критики, свободомыслия, протестов жестко ограничиваются демократические проявления творческого духа народа, игнорируются гражданские (также зачастую конституционно гарантированные) свободы и права. В свою очередь, это неизбежно приводит к деградации и распаду ими же защищаемого устройства власти — роется яма для самих себя!

Таким образом функционеры власти, ее представители и апологеты открыто демонстрируют неумение рационально мыслить категориями гуманизма. Зачастую — ввиду своей ограниченности не понимая, из-за своей недальновидности не осознавая, какое зло они причиняют народу и в конечном итоге самим себе. Так и оставаясь не способными прийти к логическому, многократно подтвержденному в ходе истории заключению о том, что РАНЬШЕ ИЛИ ПОЗЖЕ НАСТУПАЕТ МОМЕНТ, КОГДА ПРИДЕТСЯ ОТВЕЧАТЬ ЗА ЧУДОВИЩНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЙ, НЕСУЩИЕ ГОРЕСТИ НАРОДАМ.

Не будет ли тогда слишком поздно осознать свою вину, признаться, что, пытаясь всеми силами сохранить обретенный социальный статус, комфорт, обеспечить карьеру и будучи ответственным функционером, чиновником, представителем силовых структур или просто подкупленным пособником в рамках насильственной системы, фактически я:

• всячески укреплял насильственную машину власти;

• поддерживал попытки посредством репрессий обуздать вспышки народного гнева и протесты;

• креативно выполнял сомнительного характера задания, усердно исполнял любые распоряжения представителей власти (даже противонародные);

• безоговорочно признавал законными, применял и выполнял все требования структур власти (включая требования недемократичного, преступного характера);

• криводушничал, лукавил, сознательно лгал;

• руководимый своекорыстными интересами и мотивированный своим социальным статусом, всегда старался обелить, сделать безгрешными ответственных за ситуацию политических лидеров.

Тем самым причинил безмерные бедствия всему обществу и трудно поправимое зло самому себе.

Рациональному осознанию последствий своих действий, критической оценке и изменению нынешнего поведения по-прежнему мешает обман искусственно созданной, иллюзорной реальности. Но в еще большей степени — обывательское равнодушие, безвольное бессилие, дефицит честности, двуличие, страх быть чистосердечным, опасения раскрыть для системы власти нелицеприятную правду.

Именно система образования, введенная в каждом государстве, применяемые методы воспитания, индивидуально приобретенный жизненный опыт, социальная среда являются теми факторами, которые в большей или меньшей степени определяют веру в проповеди пропаганды, способствуют тиражированию ложной информации и вымыслов, порождают искусственные интерпретации объективных фактов. Или же действуют с точностью до наоборот — ограничивают и устраняют распространение неправды.

Однако экзистенциальные корни феномена неправды и его рефлексий (притворства, двуличия, лицемерия, святошества, злословия, мракобесия и т. д.) следует искать в природе самого человека. Поскольку фундаментальные факторы существования такой ситуации скрываются в сознании, психологии людей, в их мировоззрении, специфике взглядов, веры, культуры. Что, в свою очередь, требует погружения в изучение диалектического единства субъективного и объективного, чтобы попытаться понять, выяснить мотивацию лжи.

Объективизм любого человека является, по сути, категорией целостного единства его субъективных представлений и взглядов. Значит, правда всегда есть и будет субъективным отражением объективной реальности. В итоге для кого-то правда — это истина, в то время как для другого — сомнительная правда, постправда или попросту — неправда, вымысел и ложь.

То есть, субъективные взгляды каждого, их мнение об объективности может быть несовершенным в корне. Ошибочным даже тогда, когда окружающие соглашаются с ним, не критикуют его. Преобладающие в современном обществе представления и традиции, популяризируемые лидерами публичной власти взгляды стимулируют людей приспосабливаться к господствующей доктрине, выказывать покорность представителям власти, играть в жизнь по диктуемым властью правилам.

Это означает, что в поведении людей часто доминируют попытки не принимать во внимание или даже агрессивно реагировать на отличающиеся мнения. Тем самым отказываясь от изучения многогранной действительности, но выставляя свое односторонне субъективное мнение единственно правильным, неоспоримым. Одновременно игнорируя необходимость объективного отношения в процессе познания действительности и не осознавая глубины своего неведения, не видя пределов своих когнитивных способностей. Фактически живя подобно актеру в своей ограниченной, всячески укрепленной, иллюзорной реальности. Упорно защищая ее всеми силами и тем самым подвергая себя деменции ума. Упрямо продолжая играть выбранную самим же роль в театре жизни и увязнув в своем росте. Ошибочно предполагая, что в силу этого удастся сохранить комфорт за счет сограждан, избежать ответственности за аморальное поведение, получить собственную выгоду, укрепить социальный статус.

Каждому исследованию, объяснению, комментарию, заключению присущи черты относительной правды, в каждой точке зрения присутствует лишь условная часть истины. Поскольку истина есть и всегда остается лишь неполной рефлексией, субъективной интерпретацией какого-то отдельного аспекта неисчерпаемой многогранности реальности. И она является когнитивно ценной настолько, насколько она получена посредством осознанных усилий по всестороннему познанию и приближению к объективной реальности. А не получена путем изворотливого отбора и хитроумного поиска подходящих под свои представления аргументов, которые используются в качестве «доказательств» для изощренных манипуляций с одновременным отрицанием всех нелицеприятных фактов. При этом игнорируются реалии, распространяется непроверенная, сенсационная, фальшивая, ложная информация, ахинея. Своя правда искусственно противопоставляется чужой правде, распространяются иллюзии. В итоге восприятие реальности становится вопросом политики и веры.

Чтобы преодолеть такие негации восприятия, следует начать с простых, однозначно трактуемых, неоспоримых истин — социальных аксиом. Истин, с которыми согласны все разумные люди, против которых они не возражают, которые они не отрицают, поскольку такие истины вытекают из душевной сущности человека, основываются на морально-религиозных ценностях, выкристаллизованных в ходе эволюции цивилизации.

На такой нравственной основе (соблюдая закон Божий!) стоит попытаться достичь этического консенсуса по различным объяснениям и интерпретациям субъективных представлений, мнений, правд. Что, в свою очередь, ограничило бы распространение лжи, преградило бы путь попыткам вещать несуразицу, распространять ложные утверждения, тем самым помогая людям лучше понять происходящие в государстве процессы и сориентировать людей на солидарность, на взаимовыручку. Чтобы, успешно скооперировавшись, жить намного лучше, качественнее, счастливее — в цивилизации, где главенствует безопасный мир, творческое и плодотворное сотрудничество.

По-прежнему многие из нас, завязнувшие в рутине обыденности, выражают свое недовольство в пресных комментариях, не желают полноценно использовать права избирателя, адаптируются в неблагоприятной среде, приспосабливаются к плохому, при этом сами становясь злыми.

Удивительно, что многие борцы против несправедливости, против автократии до сих пор несут тяжелые жертвы, безуспешно пытаясь традиционными политическими средствами, путем протестов преобразовать механизм власти в интересах народа. Однако в итоге оставаясь проигравшими — так и не будучи в состоянии аккумулировать критическую массу народного недовольства и мобилизовать сограждан на реализацию действенных реформ общественного устройства.

Малочисленные демонстрации, протесты фактически провоцируют агрессивную ответную реакцию государственной машины, создают «аргументы» для подавления движения сопротивления якобы законным образом. У силовых структур режима — в условиях господства самодержавия и внушаемости судебной власти — нет проблем в нахождении компромата, фабрикации обвинений. Иногда достаточно лишь того, что ты не такой, как все, — выделился из массы, выступил против генеральной линии, проявил непокорность, бунтарство.

Так, в сотрудничестве с судебной властью, на основании выдвинутых прокуратурой обвинений, организуются показательные судебные процессы — недовольные, активные граждане подвергаются изоляции, репрессиям. Вспышки народного гнева подавляются еще в зародыше, а колеблющиеся и трусливые — запугиваются.

В итоге народ получает еще более репрессивный режим, гаснет свет надежды на позитивные перемены, а понесенные протестующими жертвы, бескорыстная самоотдача дают результат, противоположный предвкушаемому, желаемому и ожидаемому. Продолжается ограничение свобод граждан, государство организует и насаждает полный надзор над жизнью и деятельностью населения, подавляется любая дееспособная оппозиция власти, а манипулируемое народное большинство всё больше приближается к состоянию бесправной биомассы.

Но почему же не учимся на предыдущем горьком опыте, не ищем альтернатив неудачливым действиям?

С этой целью следует рационально оценить ситуацию, необходимо пересмотреть традиционные методы протеста, формы сопротивления, чтобы найти более эффективные способы защиты прав и свобод человека. И выбрать такую тактику сопротивления, которая позволила бы успешно убедить дезориентированные народные массы противостоять агрессивной пропаганде, широко протестовать против несуразных действий политической элиты, не допускать социальной несправедливости и разбазаривания богатств государства.

Это означает, что требуется целесообразнее использовать интеллектуальный потенциал, нужно правильнее вложить энергию протеста в рациональные и эффективные решения, соответствующие эпохе информационных технологий!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я