Как избавиться от оков тоталитаризма. Вызов преодолеть политическое простодушие

Эрвин Филиппов

Главная и бескорыстная цель автора – это помочь тем, кто продолжает искать выход из тупика псевдодемократии, не желает и не может смириться с моральной эрозией общества, предложить им альтернативное решение социальных проблем.

Оглавление

Идеалы и Реальность

Каждый из нас приходит в мир как чистый лист с закрепленной в индивидуальном наборе генов физической и психической самобытностью, со своими особенностями характера. Становление сострадательного сознания человека, социализация и формирование личности происходят уже в конкретной реальности и в существующих условиях.

Информация, получаемая человеком из окружающей среды, определяет:

• ценностную ориентацию каждого индивида;

• мотивацию его поведения в понимании добра и зла;

• баланс или диспропорцию себялюбия и милосердия в действиях человека;

• диссонанс правды и лжи или их слияние, оправдание, замалчивание фактов или допущение неправды с якобы добрым умыслом;

соотношение лицемерия и порядочности, справедливости, терпимости, открытости во взаимных отношениях.

В результате этого происходит укрепление или же эрозия идеалов гуманизма: декларация только на словах, а на деле — игнорирование.

Идеалы по своей сути являются доминирующими ориентирами в нашей жизни, которых стремимся достичь, принять в качестве достойных подражания примеров, на которые хотим равняться. В позитивном восприятии они отражают совокупность наших первичных представлений об образцовом, безупречном, благородном поведении.

Семья, воспитание, образование, окружающая среда, культура, традиции, история, идеологическая обработка, влияние пропаганды — всё это в большей или меньшей степени регламентирует выбор конкретных идеалов, которые направляют и ориентируют молодого человека на его жизненном пути. Определяют его открытость миру, доверие к согражданам, степень социальной интеграции.

Несоответствие выбранных идеалов реальности порождает резкие коллизии в умах людей, заставляет их переоценивать нынешнее мировоззрение, корректировать свои взгляды, приспосабливаться к действительным условиям жизни. Иногда даже ломает судьбы людей — заставляет горько разочароваться в окружающем обществе, провоцирует цинизм, стимулирует экстремальный эгоизм, непринятие в расчет окружающих, преступные порывы.

Жизнь настолько полна противоречий, насыщена конфликтами, что истинные идеалы гуманизма нередко подменяются суррогатами, которые зачастую популистски красиво оформлены и представлены в виде демагогической риторики.

Люди, которые разочаровались в существующей реальности, испытали на собственной шкуре несправедливость окружающих, обычно становятся восприимчивыми, ловятся на такие эрзац-идеалы и приходят к выводу, что:

• права — это всего лишь иллюзия, а в реальной жизни всё решается силой и достигается властью, деньгами и хитростью;

• во имя выгоды дезинформация, ложь являются допустимыми, приемлемыми и целесообразно применимыми;

• власть и деньги — это единственное, что окружающие воспринимают, понимают и на что адекватно реагируют;

• изворотливая неправда, обман, интриги являются подтверждением выдающихся умственных способностей, их показательной демонстрацией;

• лишь себялюбие позволяет достичь процветания, поскольку собственнолично уловил, осознал, понял, что в реальной жизни общество не принимает меня в качестве полноправного члена, не относится ко мне как к личности, что для своего государства, скорее всего, являюсь лишь индивидуальной учетной единицей;

• в интересах инстинкта самосохранения нет смысла бороться за равные права, противостоять власти, но следует мириться с имеющимся, надеясь на стабильность горестной жизни — лишь бы не было еще хуже, лишь бы не было войны!

Формирование таких негативных представлений в сознании индивида ведет к вырождению идеалов гуманизма. Создает благодатную почву для агрессивного поведения, ксенофобии, цинизма, безнравственности, вседозволенности, бесстыдства, высокомерия. Также для оправдания зла, поскольку в жизни люди часто сталкиваются с вопиющим несоответствием слов и дел. Тогда эмоции начинают преобладать над осознаваемой умом человечностью. Утрачивается вера в проповедуемые ценности, которые непрерывно распродаются на рынке лицемерия.

Это меняет идеализированные представления и создает новую шкалу ценностей, в которой господствует растлённый принцип социального бартера: «Ты мне — я тебе!». Такие вновь избранные ценности и мотивируют без угрызений совести строить свое благосостояние за счет общества и сограждан, кривить душой, притворяться, лгать, пренебрегать добродетелями, нарушать законы, игнорировать социальные нормы, не уважать права других людей, лишь бы только всеми доступными средствами достичь своекорыстных жизненных целей.

Какое мне дело до переживаний, страданий, несчастий незнакомцев, даже коллег и близких людей — поступаю так, как мне выгоднее, как мне заблагорассудится. Пусть другие подстраиваются под меня, подчиняются, исполняют мои прихоти!

В таких условиях люди начинают оценивать и судить друг друга по своему образу и подобию, т. е. судят о коллегах, согражданах в соответствии с индивидуальным мерилом (как говорят народе: в меру своей испорченности). То, что делают сами или морально готовы делать — умышленно или не настолько осознанно — напрямую приписывается противникам, партнерам.

Согласно таким — известным лишь себе — «аргументам» убедительно прогнозируются предполагаемые аморальные действия сограждан, вымышленный ход событий. Эти самовольные предвидения провозглашаются чуть ли не свершившейся истиной, «реальной и само собой разумеющейся вещью». Происходит самообман, оскорбление и очернение других. Демонстрируется вопиющая необъективность, саботируется истинное положение дел. Это, в свою очередь, множит взаимное недоверие, усугубляет противоречия между партнерами, способствует агрессии.

Любое сотрудничество начинается с доверия — бессмысленно решать межгосударственные противоречия, пытаясь заговорить зубы оппонентам, подкупить, обмануть, спровоцировать их, злоупотреблять правами сильнейшего. Только основанные на международных нормах, открытые, правдивые, добропорядочные действия реально способствуют устранению конфликтов, прекращению гонки вооружений.

Репрессивная политика, суровая реальность жизни, пронизанный насилием исторический опыт способствуют, а геополитические представления — распространяемые государственной пропагандой и зачастую токсичные для умов граждан, коверкающие их жизнь — убеждают большинство народа в решающем значении военной силы для укрепления государственного могущества.

Неужели это нужно миролюбивым и жаждущим мира нациям? Почему лидеры отдельных государств упорно продолжают антигуманную политику демонстрации ненависти, интриг, подкупа лояльности, военных угроз? И искусственно подбирают «аргументы», всегда находят фальшивые оправдания таким действиям? Что мешает отказаться от двойной морали, двойных стандартов и жить нормальной, творческой, дружелюбной жизнью — в благополучии и достатке?

Неужели до сих пор так трудно понять, принять в качестве лейтмотива действий непреложную социальную истину, что, следуя универсальным идеалам гуманизма, руководствуясь общечеловеческими ценностями, мы все приобретаем, а не теряем, что миролюбие, солидарность, открытость миру не означают проявления слабости или причинения какого-либо вреда престижу государства!

Реваншистские стремления, угрозы применения силы, жажда мести всегда и везде вызывают ответную реакцию, создают риски новых конфликтов, провоцируют гонку вооружений. Если действительно желаем мира, то надо уметь и обязательно пытаться сделать шаг навстречу соперникам, всевозможными способами демонстрируя свое неподдельное желание найти взаимовыгодные компромиссы, предлагая дружбу, солидарное сотрудничество, незыблемое соблюдение международного права. Поэтому надо уметь отсеять заблуждения и отказаться от глупых, парализующих здравый смысл предрассудков, оставив всё поистине человечное, дружелюбное, миролюбивое, — тем самым достигнув и обеспечив подлинный, надежный и нерушимый мир!

Это и станет реальной победой человеческого разума над атавистическими инстинктами агрессии, над всё еще сидящими в нас давними обидами, рефлексами жажды реванша, мести. Такие действия наглядно продемонстрировали бы политическую мудрость государственных лидеров, их ответственное поведение перед Человечеством. Их способность успешно извлекать уроки из опыта прошлого для превентивного предотвращения угрозы военных конфликтов, недопущения новых трагедий народов, всеобщей разрухи и уничтожения цивилизации.

История — пока она не сфальсифицирована — предупреждает и учит нас не допускать ошибок предыдущих поколений, не пытаться оправдывать преступления, террор, репрессии. Поэтому следует обеспечить свободный доступ к хранящейся в архивах информации, вершителям политики следует основываться на фактах, исключая их искусственный отбор и применение в соответствии с конъюнктурой. Следует искоренить любые случаи обмана людей и замалчивания информации, рецидивы распространения лжи и полуправды.

В противном случае создается, существует и искусственно генерируется среда, в которой истинные стремления к свободе, проявления свободы, приоритет прав человека интересуют лишь меньшинство общества. Их защищают и за их соблюдение борются политически малозначительные группы активистов, диссиденты, идеалисты, которые вполне легко маргинализируются и перемалываются жерновами власти.

Во многих местах репрессивный государственный аппарат добился того, что люди неадекватно боятся настоящей свободы, реальной истины. Вместо этого выказывают наигранную лояльность, борются с инакомыслящими, играют в фальшивый патриотизм, притворяются лучшими, чем есть на самом деле. Это же проще, выгоднее, чем быть честным, справедливым, терпимым, искренним!

К сожалению, у многих мозги засорены настолько, что:

• патология уже приравнивается к здравому смыслу;

• паранойя является свидетельством ясногосознания;

• ложь стала аналогом правды (постправдой);

• протесты против произвола власти именуются актами экстремизма, на них вешается ярлык терроризма;

• насильственные акции государственных силовых структур признаются адекватной реакцией на нелицеприятные для власти народные протесты;

• якобы больше нет особой нужды беспокоиться о милитаризации государства, грозящей опасности войны — это даже может помочь избавиться от врагов, очистить общество от нежелательных элементов, разрешить существующие противоречия и конфликты в пользу своих.

Поскольку народным массам успешно усвоено, что мы могущественны и непобедимы, что нам якобы нечего бояться!

Но, живя в иллюзорной реальности, в условиях дефицита идеалов гуманизма:

• когда смысл жизни проявляется в жалком существовании;

• когда жизнь превращается в безжалостную борьбу за выживание;

• когда в смятении разума и в тумане мракобесия исчезают ориентиры полноценной жизни, — репрессивный государственный режим и представляющие его политики не колеблясь делают выбор за нас и мотивируют действовать в интересах власти.

Фактически присваивают наше право выбора и превращают людей в послушных власти исполнителей: в регулируемые винтики, в выдрессированных чиновников, угодливых апологетов, подхалимистых услужников, изворотливых приспешников, покорных налогоплательщиков, податливых служивых, легко поддающихся влиянию избирателей, пофигистов и т. п. Тем самым верша наши судьбы, доводя граждан до статуса целенаправленно используемой марионетки.

Доведенные до такого состояния людские массы и образуют социальный фундамент антинародных режимов. Избиратели из лучших побуждений доверились обещаниям недобросовестных политиков и положились на проповедуемое ими очковтирательство. И, к сожалению, своим отношением — закрывая глаза в слепой вере, затыкая уши, утрачивая нравственные ориентиры и не осознавая опасности своей жизненной позиции — реально создали и укрепили бутафорию демократии, перечеркивая свои шансы на будущее, инфицируя молодежь.

Реализация такого сценария жизни становится реальной в ситуации, когда люди продолжают верить и полностью примиряются с тиражируемой государственной пропагандистской машиной информацией и изложенными в ней взглядами, безоговорочно принимают их, проявляя нежелание углубляться и анализировать факты, прислушиваться к альтернативному мнению. А лишь продолжают отчаянно пытаться максимально адаптироваться, приспособиться к реалиям, чтобы по возможности выгоднее реализовать свои сиюминутные интересы. Зачастую даже принимая предосудительные, неадекватные решения, лишь бы угодить прихотям представителей власти, выказать свою наигранную лояльность на фоне царящих вокруг нелепостей и несуразности.

Кто же добровольно хочет быть дурачком, признаться в своей глупости, политическом простодушии?

Почему до сих пор не задумываемся над этим?! Продолжаем кривить душой, ищем способы выгоднее продать себя, не учитывая причиненный человеческой репутации вред, а также утрату взаимного доверия: когда из партнеров становимся безжалостными конкурентами, врагами.

Это означает, что в борьбе с жизненными трудностями так и не сумели отстоять истинные идеалы гуманизма, фактически отвергли их и заменили суррогатами. Поверили, что во имя абстрактной идеи могущества государства необходимо терпеть создаваемые властью трудности, мириться с бичом бедности, вопиющим неравенством, разбазариванием национальных ресурсов, оправдывать внешнеполитические авантюры.

Что же теперь делать? Как правильно поступить и попытаться исцелить себя?!

Недостаточно лишь созерцания реальной ситуации и доброй воли, а необходимы продуманные, целенаправленные, оперативные действия. И чтобы добиться этого, чтобы обеспечить такие разумные действия, следует начать с как можно более объективной оценки своего поведения. С критического анализа своего нынешнего социального вклада в решение жизненных проблем. Это может потребовать признания совиновности в существовании проблем, совместной ответственности за их создание. Но в конечном итоге позволит объективно подойти к взвешиванию степени собственной ответственности. Предоставит более справедливую, более соответствующую реальности оценку действий как политиков, так и сограждан и их роли в своей жизни.

Осознавая, что критическое отношение к себе не только обременительно, но и явным образом субъективно, очень важно получить социальный портрет личности с точки зрения общества. Для этой цели автор рекомендует использовать Паспорт социальной идентичности индивида (ПСИ). Использование такого социального инструмента приобретает еще большее значение в отношении объективной оценки личности политиков и их профессиональной компетентности.

Привилегии власти уже сами по себе часто создают ошибочную убежденность в правильности своих действий, препятствуют критическому восприятию, осознанию несуразности принимаемых решений. Особенно в условиях автократии, когда критика весьма ограничена или даже невозможна. А также, разумеется, в ситуации слабости демократических институтов, когда представители власти не сумели наладить эффективную обратную связь с избирателями и сами не замечают несуразности своих действий, не желают признавать допущенные ошибки.

Целевая функция ПСИ заключается именно в предоставлении правдивой, развернутой и объективной характеристики личности политика, в создании его достоверного гуманного портрета. Что, в свою очередь, позволяет увидеть себя со стороны, т. е. в зеркале общества. Помогает создать корректную отправную базу для самосовершенствования, предоставить ориентиры для личностного роста.

Авторитетное общественное мнение о конкретном лице заставляет как прислушаться к нему, так и принять его во внимание. Поэтому оно и будет строго уважаться в интересах своей репутации, карьеры, благополучия. Таким образом, практически невозможным станет сохранение полномочий власти некомпетентными политиками, руководителями, чиновниками.

В условиях демократии каждый гражданин правомочен делать свой свободный выбор и наделять полномочиями публичную власть, — а значит, объективно является субъектом государственной власти и частицей власти. Однако большинство избирателей слабо осознают свои законные права. Под влиянием низкой самооценки признаются в своем бессилии и неспособности добиваться каких-либо прогрессивных перемен в реформировании обветшалой системы власти. Продолжают не доверять согражданам, не пытаются целенаправленно искать единомышленников, консолидировать собратьев.

Подвергание сомнению своих истинных способностей фактически является результатом воздействия социальной среды, эффектом практикуемого в государстве шаблонного образования и вредительского воспитания. А уничижение своего человеческого потенциала, по сути, представляет собой адекватную реакцию на популяризируемые средствами массовой информации представления и мнение окружающих.

От всего сердца рассчитываю на то, что среди нас всё же есть много социально активных, талантливых людей, настоящих патриотов, которые самоотверженно борются за права человека, мотивированы и верят в общечеловеческие ценности, искренне желают воплотить в жизнь идеалы гуманизма.

Как нарочно, пытаясь всеми силами достичь такого рода целей, далеко не один индивид выбирает идти по намеченному им самим пути. В настоящий момент жизненно важно сконцентрировать силы и энергию единомышленников, консолидировать их интеллектуальные способности, найдя и указав на как можно более эффективную точку приложения силы в соответствии с требованиями, диктуемыми индустриальной революцией 4.0.

Возможно, сформулированные здесь умозаключения и размышления придадут дополнительный импульс целенаправленным действиям, помогут найти основанный на принципах демократии, более оптимальный и более подходящий путь, а также более эффективные методы и более правильные средства для воплощения в жизнь идеалов гуманизма в условиях цифровой эпохи.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я