Похожие книги

От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир
Михаил Эпштейн, 2016

М.Н. Эпштейн – известный филолог и философ, профессор теории культуры (университет Эмори, США). Эта книга – итог его многолетней междисциплинарной работы, в том числе как руководителя Центра гуманитарных инноваций (Даремский университет, Великобритания). Задача книги – наметить выход из кризиса гуманитарных наук, преодолеть их изоляцию в современном обществе, интегрировать в духовное и научно-техническое развитие человечества. В книге рассматриваются пути гуманитарного изобретательства, научного воображения, творческих инноваций. Основные разделы посвящены становлению гуманитарных технологий в области философии, культурологии, лингвистики, литературоведения, а также взаимодействию гуманистики и техники. Книга адресована не только гуманитариям, но всем, кого интересуют проблемы интеллектуального творчества. В формате a4.pdf сохранен издательский макет книги.

Гуманитарное знание в структуре высшего образования
Коллектив авторов, 2017

В коллективной монографии, изданной по материалам межвузовской конференции «Гуманитарные дисциплины в системе инженерного образования. Речевая коммуникация как условие социальной и культурной интеграции и эффективной деятельности. Проблемы речевого воспитания в вузе», прошедшей 18 мая 2017 г. на кафедре иностранных и русского языков Военного института (ЖДВ и ВОСО) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева, освещаются актуальные вопросы гуманитарного образования в высшей школе. Отмечается, что гуманитарное образование закладывает основы формирования Человека, обеспечивает его социокультурное включение в деятельную жизнь и воспитывает стремление к разумному совершенствованию социума. Книга адресована научно-педагогическому составу и администрации вузов, а также всем интересующимся проблемами культуры речи, риторики, коммуникации, преподавания иностранных языков.

Актуальные проблемы гуманитарного знания. Темы, методы, источники
Егор Александрович Лыков

Настоящая книга обсуждает проблемы современных гуманитарных наук и на актуальных примерах иллюстрирует основные направления их развития. Данное научное издание может быть интересно преподавателям и студентам различных гуманитарных дисциплин, а также для всех интересующихся вопросами языка, культуры и искусства.

Гуманитарное знание и вызовы времени
Коллектив авторов, 2014

Проблема гуманитарного знания – в центре внимания конференции, проходившей в ноябре 2013 года в рамках Юбилейной выставки ИНИОН РАН. В данном издании рассматривается комплекс проблем, представленных в докладах отечественных и зарубежных ученых: роль гуманитарного знания в современном мире, специфика гуманитарного знания, миссия и стратегия современной философии, теория и методология когнитивной истории, философский универсализм и многообразие культурных миров, многообразие методов исследования и познания мира человека, миф и реальность русской культуры, проблемы российской интеллигенции. В ходе конференции были намечены основные направления развития гуманитарного знания в современных условиях.

«Человек исторический» в системе гуманитарного знания
Игорь Орлов, 2012

«Собирание» человека в его целостности обусловило не только общую антропологизацию направлений современной гуманитаристики, но и стремление к междисциплинарному диалогу, охватившее гуманитарные и социальные науки. Прежде всего речь идет о так называемой «новой исторической науке», многочисленные направления которой («новая культурная», «новая социальная», «новая локальная» и другие истории) привлекают (пусть и в разной степени) методологический инструментарий философии и антропологии, социологии и психологии. Все вышесказанное актуализирует задачу реконструкции философских и антропологических оснований современного исторического знания, все больше трансформирующегося в сторону рассмотрения истории как процесса становления человека в единстве его биосоциальной и духовной природы. Этим и другим проблемам «нового социогуманитарного синтеза» посвящена данная книга. Для историков, философов, антропологов и всех интересующихся проблемами исторического знания.

Гуманитарное знание. Выпуск 14
Сборник статей, 2010

В четырнадцатом выпуске сборника научных статей «Гуманитарное знание» содержатся статьи по филологии, культурологии, педагогике, проблемам управления хозяйства. Ученые из разных регионов страны рассматривают актуальные вопросы социального, экономического и культурного развития России и человеческой цивилизации в целом. Сборник адресован специалистам в области гуманитарного знания, а также всем, кому интересна современная научная жизнь.

«Новое зрение»: болезнь как прием остранения в русской литературе XX века
Елена Трубецкова, 2019

Одной из существенных особенностей модернистской культуры была попытка раздвинуть границы изобразимого. Этим объясняется ее особый интерес к болезненному, выходящему за границы «нормы», – в частности, к деформациям зрения и сознания. Такой интерес неизбежно провоцирует смену привычной оптики, вызывая к жизни разного рода визуальные эксперименты. Автор исследует «место встречи» искусства и медицины в русской культуре, анализирует произведения М. Алданова, С. Кржижановского, В. Набокова, А. Ремизова, Б. Пастернака и др.

Остранение
Анна Кочарян, 2023

Робкие стихи о любви, смерти, тоске по утерянному, снеге, боге и богах, дальних и других берегах, верной собаке, времени, ветре, войне и воинах, ворожбе, волшебстве, воскресении, об ожидании, о Рождестве, римлянах, греках, городских чудаках, пряничных домах, дарах, пророках, пастухах, пасхальных зайцах, о море – много о море, о жаре, листве, сладких яблоках, превращениях, предвещаниях, предсказаниях, пчёлах, китах, коронованных львах, кольцах, золотых монетах и прочих разных мелочах, написанные лучшими словами из имеющихся преимущественно рано утром от лица моего собственного и тех, кому было одиноко. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Франкенштейн. Запретные знания эпохи готического романа
Джоэл Леви, 2018

«Франкенштейн» Мэри Шелли создавался на фоне необыкновенных научных открытий, таких же будоражащих и странных, какова и сама история безумного доктора и его жуткого создания. В романе Шелли переплелись пороки и достижения романтической науки: теория витализма и сверхъестественной «жизненной силы», ошеломляющие замыслы ученых, сенсационные эксперименты над человеческими телами и попытки с помощью алхимии и электричества вернуть умерших из загробной жизни. Книга Джоэла Леви подробно рассказывает о мрачных, но прогрессивных временах – эпохе, когда родился культовый готический роман о монстре, созданном из человеческой плоти. Как мыслили великие умы, стремясь воплотить свои самые безумные фантазии? Как проходили немыслимые эксперименты, за которыми могла наблюдать публика? Что на самом деле оказало влияние на мировоззрение Мэри Шелли и вдохновило ее на создание «Франкенштейна»? Наглядные иллюстрации и подробные чертежи и схемы продемонстрируют, насколько близки были энтузиасты романтической науки к сотворению чуда.

Клио в зазеркалье: Исторический аргумент в гуманитарной и социальной теории. Коллективная монография
Коллектив авторов

«Новая наука» Джамбаттисты Вико, «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера, книга о Рабле Михаила Бахтина – эти работы давно причислены к гуманитарной классике, и все же вокруг них не утихают споры. С момента появления на свет этих трудов их авторов обвиняют в непростительном философском вторжении в поле предметных наук, в преступлении перед «истиной факта». Авторы этой коллективной монографии рассматривают, как создатели гуманитарных и социальных теорий – от раннего Нового времени до наших дней – заимствуют аргументы и фактический материал, традиционно относящиеся исключительно к компетенции историков. Книга охватывает три проблемных поля: роль истории в неортодоксальных трудах, таких как вышеперечисленные работы Вебера или Бахтина; исторические методы в дисциплинах, совмещающих историю и теорию (историческая социология, историческая поэтика); обращение к историческому нарративу в работах социологов, правоведов, экономистов и других исследователей, редко заходящих на территорию соседей-историков. С одной стороны, авторы рассматривают, как исторический материал трансформируется в теорию, а элементы интеллектуальной культуры прошлого воскресают в актуальной гуманитарной философии и теории; с другой стороны, они исследуют способы присвоения исторического аргумента в подчеркнуто аисторических дисциплинах. Совмещение разных оптик призвано открыть область продуктивного взаимодействия между теорией и историей, в которой первая не отрывается от породившего ее социально-исторического бытия, а вторая не сводится к голому факту или теоретически бесплодному объекту исследования.

Комплексная гуманитарная экспертиза
Г. В. Иванченко, 2008

В монографии обоснована новая сфера практического приложения специалистов в гуманитарных науках – комплексная гуманитарная экспертиза (КГЭ). Подробно рассмотрены методологические и методические основания КГЭ, правовые и этические аспекты ее осуществления, соотношение с другими видами экспертиз, требования к экспертам и практика их обучения, в том числе примерная программа повышения квалификации в этой области. Рассмотрены особенности комплексных экспертиз в отдельных сферах социальной практики. Специалистам и преподавателям в области гуманитарных наук (социология, психология, право и др.), работникам государственного управления, судебной и правоохранительной системы, управления образованием, другим заинтересованным специалистам.

Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество
Татьяна Ивановна Фролова, 2014

В монографии рассмотрена гуманитарная повестка российских СМИ в контексте актуальных проблем качества медиаконтента, обусловленных необходимостью отражения вопросов человеческого развития и испытывающих давление различных факторов современной медиаиндустрии. Предпринята попытка теоретического осмысления сложившегося на практике особого направления профессиональной деятельности журналиста – социальной журналистики; разработана ее концептуальная модель, используемая автором в качестве инструмента анализа и оценки содержания отечественных СМИ; дается обзор стратегических ресурсов развития направления, включая учебно-образовательные программы. Книга адресована журналистам, исследователям и преподавателям журналистики, студентам. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Математическое и гуманитарное. Преодоление барьера
В. А. Успенский, 2011

Можно ли уничтожить и нужно ли уничтожать ставшие, увы, традиционными (хотя, как видим, и не столь древние!) границы между гуманитарными, естественными и математическими науками? Об этом я не берусь судить. Но вот разрушить барьеры между представителями этих наук, между лириками и физиками, между гуманитариями и математиками – это представляется и привлекательным, и осуществимым.

Инновационные и приоритетные направления в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе. Сборник трудов по материалам III Международной научно-практической конференции 21 апреля 2016 г.
Коллектив авторов

Сборник трудов III международной научно-практической конференции «Инновационные и приоритетные направления в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе», прошедшей 21 апреля 2016 г. на базе кафедры иностранных языков Технологического университета. Научные статьи, представленные в данном сборнике, будут интересны преподавателям, аспирантам, студентам и ученым, занимающимся вопросами педагогики, лингвистики и гуманитарного цикла в целом.

Гуманитарные основы комбинаторных алгоритмов
Иван Гаврюшин

Книга о гуманитарных основах комбинаторных алгоритмов представляет собой сборник статей и заметок, опубликованных в Интернете автором в период с 2015 по 2022 год. Книга предназначена для программистов с гуманитарным образованием и широкого круга читателей. Издание создано на основе личного блога автора на сайте Хабрахабр.

Информатика в гуманитарных науках
Д. Е. Прокудин, 2016

В пособии приводятся программа курса «Информатика в гуманитарных науках», тематическое планирование, содержание обучения, задания для самостоятельного выполнения, методические рекомендации и список рекомендуемой литературы. Предназначено для бакалавров, обучающихся по всем образовательным программам по направлению «Философия» Санкт-Петербургского государственного университета, студентов гуманитарных направлений подготовки высших учебных заведений, а также для магистрантов, аспирантов, преподавателей и работников сферы образования.

Человек. Образ и сущность 2012. Гуманитарные аспекты. Выпуск: Молодые ученые в современной России
Коллектив авторов, 2012

Очередной выпуск ежегодника посвящен анализу причин, в силу которых молодежь возвращается в общественные науки. Исследуется культурная среда, сформировавшая нынешнее поколение молодых ученых, философские, психологические и социально-экономические аспекты «молодежной» науки. Рассматривается ряд проблем, которые сегодня изучают молодые специалисты в социальных и гуманитарных науках. Для философов, культурологов, преподавателей и студентов вузов.

Гуманитарная парадигма отечественной журналистики
Инна Волкова, 2022

Исследование посвящено гуманитарным традициям отечественной журналистики. Среди них – стремление русского народа к соборности, прослеживаемое в мысли, в исторических процессах («собирания Руси» и т.д.), универсализм, вселенскость русской культуры с ее панэтизмом, внимание к человеку, человеческой личности и ее нравственное воспитание через проповедь. Именно из них складывается гуманитарная концепция, традиция творчества, что в современной науке представлено понятием «парадигма». Парадигма как концепция журналистского творчества предполагает определенную социальную установку, реализуемую в типе общественно-политической связи, типе коммуникации и типе познания-мышления. Исследование проведено в 1990-х годах. Публикуется впервые. Сегодня тема возвращения к традициям, к основам и корням (мы же не Иваны, не помнящие родства) звучит наиболее остро. Рекомендуется всем, кто интересуется историей и журналистикой нашей страны, ее ценностями, именами, характерами, чувствами.

Человек. Образ и сущность 2014. Гуманитарные аспекты. Человек и гуманитарное знание
Коллектив авторов, 2014

Рассматриваются ключевые проблемы гуманитарного знания, представлены доклады специалистов на конференции в ИНИОН РАН. Рассматриваются возрастание роли гуманитарного знания, необходимость обновления и развития гуманитарных наук. Анализируются методологические проблемы гуманитарных наук, роль российской интеллигенции. Для научных работников, преподавателей высших учебных заведений, аспирантов и студентов.

Человек. Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Когнитология и гуманитарное знание
Ирина Ремезова, 2010

Рассматриваются специфика когнитологии как научной дисциплины, ее отличие от гносеологии и эпистемологии. Анализируются методы этой науки, ее связь с философской антропологией, когнитологические типы сознания, единство нарративного и художественного. Дается характеристика когнитивизма как теории компьютерной модели разума, рассматривается применение когнитивных форм анализа в литературоведении, языкознании, влияние когнитологии на анализ художественного творчества. Для философов, культурологов, преподавателей, студентов и аспирантов.

Человек. Образ и сущность 2016. Гуманитарные аспекты. Информационный универсум и самосознание современного человека
Коллектив авторов, 2016

Компьютерная революция, создание сети Интернет влекут за собой глубинные сдвиги в традиционных духовных ориентациях. В ежегоднике представлены работы специалистов, раскрывающие особенности формирования самосознания человека в эпоху компьютеризации и угрозы духовной деградации современной цивилизации. Намечаются пути выхода из состояния духовного кризиса. Для специалистов в области философии и культурологи, всех интересующихся современными проблемами гуманитарного знания.

Человек. Образ и сущность 2015. Гуманитарные аспекты. Человек ощущающий: Перцепция в современном гуманитарном знании
Коллектив авторов, 2015

Сборник включает материалы междисциплинарной научной конференции «Человек ощущающий: Перцепция в современном гуманитарном знании» (ИНИОН РАН, 6 апреля 2015 г.). Представлены работы отечественных исследователей, посвященные изучению различных аспектов восприятия как объекта изучения в гуманитарных науках, методологии и методики исследования перцептивных процессов, восприятия и когниции, вербалики изучаемой сферы. Для специалистов широкого гуманитарного профиля.

Человек. Образ и сущность 2013. Гуманитарные аспекты. Языки меняющегося мира: Контакты и конфликты
Коллектив авторов, 2013

Анализируются языковые составляющие происходящих в мире политических, социально-экономических и культурных трансформаций. Активизация межцивилизационных контактов диктует необходимость по-новому выстраивать отношения между множеством языков, ранее не связанных друг с другом. Как и в других областях культуры, контакты в языковой области создают новые возможности, но в то же время и почву для конфликтов. Для лингвистов, культурологов, преподавателей, аспирантов и студентов.

Гуманитарные эксперименты
Сергей Фаустов

Нетривиальные, оригинальные, часто спорные идеи на современную поэзию, литературную критику и на искусство в целом – самая суть «Гуманитарных экспериментов» Сергея Фаустова. Автор знаменитой «Харизмы вологодской литературы» в своей новой книге верен себе: его гуманитарные эксперименты находятся в практической плоскости и связаны с реальностью так тесно, как никогда. Книга из серии проекта «Том писателей» (Вологодское отделение Союза российских писателей).

Гуманитарная наука в России и перелом 1917 года. Экзистенциальное измерение
Коллектив авторов, 2017

В книге представлен результат совместного труда группы ученых из Беларуси, Болгарии, Германии, Италии, России, США, Украины и Узбекистана, предпринявших попытку разработать исследовательскую оптику, позволяющую анализировать реакцию представителя академического сообщества на слом эволюционного движения истории – «экзистенциальный жест» гуманитария в рушащемся мире. Судьбы представителей российского академического сообщества первой трети XX столетия представляют для такого исследования особый интерес. Каждый из описанных «кейсов» – реализация выбора конкретного человека в ситуации, когда нет ни рецептов, ни гарантий, ни даже готового способа интерпретации происходящего. Книга адресована историкам гуманитарной мысли, студентам и аспирантам философских, исторических и филологических факультетов.

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я