Существует так много книг о Таро, так зачем вам читать еще одну? Знаменитый таролог Энтони Луис рассказывает о картах простым языком и дает понятные, но при этом глубокие, описания Арканов, затрагивая различные подходы – от оккультного до психологического. Его толкования очень конкретны и ясны даже новичкам. Прочитав книгу, вы сможете: • выбрать свою колоду и установить с ней связь; • делать базовые расклады: на одну, три или пять карт, на двенадцать месяцев, «Гороскоп», «Кельтский крест» и другие; • толковать Старшие и Младшие Арканы – в зависимости от их положения в раскладе; • соединять советы карт с голосом своей интуиции. А из приложений вы узнаете о связи Таро с астрологией и нумерологией и о том, как использовать эту связь в работе с картами. Позвольте Таро заговорить с вами!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Таро: просто и ясно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Обзор Таро
Для тех, кто верит, что наука способна объяснить все феномены природы причинно-следственными связями, идея духовного измерения Вселенной может казаться непонятной. Ограниченная строгими математическими законами и детерминистической картиной мира, наука обычно рассматривает интуитивные способности, высшее «Я» и духовный мир как предрассудки и заблуждения. Тем не менее одно то, что духовность выходит за рамки науки, не означает, что она не играет важную роль в жизни людей.
Таро представляют собой инструмент для пробуждения интуиции, позволяющий людям наладить связь со своим внутренним миром. Это метафорическая система, которая выводит изучающих ее на путь мифического героя, путь приключений и самоанализа. Обращаясь к архетипическим символам карт Таро в преломлении повседневных ситуаций, можно узнать о собственном личном мифе и лучше понять реалии своей жизни.
Таро — это инструмент медитации, размышления, созерцания, анализа проблем, поиска нестандартных решений, прояснения сценариев, активизации «шестого чувства», лучшего понимания себя, духовного роста и прорицания. Карты Таро позволяют обращаться к тому измерению Вселенной, которое может быть недоступно иначе. Они не обязательно служат для предсказаний, хотя такая возможность популярна. Таро всегда позволяют получить альтернативный взгляд на вещи и новое понимание актуальных жизненных проблем.
Колода Таро состоит из 72 карт, напоминающих современные игральные карты. В колоду входят три типа карт: 22 Аркана, 40 номерных карт и 16 придворных карт. Всего в колоде 22 Аркана, или Старших Аркана (великих тайн), и 56 Младших Арканов (малых тайн), к которым относятся 40 номерных карт и 16 фигурных, или придворных карт.
22 Старших Аркана, или козыри, посредством аллегорических образов изображают этапы путешествия героя к просветлению. Старшие Арканы соответствуют архетипическим значениям.
40 номерных карт включают четыре масти (Жезлы, Пентакли, Мечи, Кубки) по 10 карт каждая. В символике Таро номерных карты представляют типичные ситуации и эмоциональные состояния, все аспекты повседневной жизни: каждодневные события и тревоги, взгляды, верования и привычное поведение.
16 придворных карт представлены Королями, Дамами, Рыцарями и Пажами каждой из четырех мастей. Придворные карты отображают сеть социальных отношений, часто соответствуя реальным людям. Кроме того, они символизируют аспекты личности, черты характера, таланты, недостатки и отношения с другими. Короли и Дамы соответствуют людям высокого социального положения, наделенным властью, старшим, родителям и т. д. Рыцари говорят об активности, отваге, энергии и стремлении к действию. Пажами представлены дети и молодежь, часто приносящие новости и информацию.
Всего в колоде Таро 72 карты:
A. 22 Старших Аркана, отражающих путешествие героя к просветлению, и
B. 56 Младших Арканов, включая:
— 40 номерных карт (от Туза до 10 в каждой масти) и
— 16 придворных карт (Паж, Рыцарь, Дама и Король каждой масти).
Ранняя история
Первые исторические записи о колодах Таро относятся к XIV веку; согласно авторитету в области Таро Артуру Э. Уэйту, до этой даты о Таро ничего не известно. Некоторые исследователи утверждают, что история Таро насчитывает тысячи лет, однако научных доказательств данной точки зрения не существует.
Первые колоды Таро использовались для карточных и азартных игр. Наиболее раннее упоминание карт Таро датируется 1332 г., когда Альфонсо XI, король Леона и Кастилии, издал манифест против их использования. Римская католическая церковь также осуждала Таро как орудие дьявола и называла карты «Дьявольской Библией» или «Книгой дьявольских картинок».
Название «Таро», вероятно, происходит от итальянских колод XIV века, именовавшихся «тароччи». Эти колоды, состоявшие из 78 карт, разделенных на четыре масти плюс 22 Старших Аркана, использовались для игры, носившей название «тарок». Французы заимствовали итальянское слово «тароччи», которое во французском языке трансформировалось в «Таро», а парижские изготовители карт XVI века именовали себя «таротье». В Германии также существовала карточная игра «тарок».
Популярность Таро частично обусловлена интригующими изображениями на 22 Старших Арканах. Согласно одной из теорий, Старшие Арканы изначально представляли собой форму искусства памяти — основанной на изображениях системы запоминания, которая в эпоху Возрождения использовалась для обучения посвященных оккультным дисциплинам.
До изобретения печатного станка Гуттенбергом в 1436 г. массовая печать была недоступна. Лишь после Реформации широкая публика начала обучаться чтению и письму, соответственно, лишь в XX веке грамотность стала социальной нормой. В отсутствие массовой грамотности символы и изображения Арканов Таро с их аллегорическими отсылками к архетипическим мифам и образам захватили народное воображение. Подобно яблоку в райском саду, запретный характер Таро лишь увеличил его привлекательность.
В определенный момент карты стали использовать для предсказаний. Прорицания делались и с помощью игральных карт — в западной культуре с давних пор для предсказания будущего служило все, что может быть приведено в случайный порядок и интерпретировано символически. Начиная с XIV века на Таро гадали цыгане и распространили эту практику во время своих скитаний по всей Европе.
Современное мировоззрение, ориентированное на науку, скептически относится к пророчествам. Современные авторы, пишущие о Таро, обычно считают карты источником лучшего понимания себя и самоанализа. И все же большинство тех, кто работает с Таро, в конечном счете видят, что карты обладают необъяснимой склонностью указывать на грядущие события. Используете ли вы карты для прорицания, для пробуждения своего воображения или для прогресса на пути духовного роста, изучение Таро — исключительно занимательное занятие.
Золотая заря
В XIX — начале XX века наблюдалось возрождение интереса к оккультным дисциплинам, включая астрологию, Таро, ритуальную магию, Каббалу, гностицизм, геомантию и т. д. Магический орден Золотой зари был наиболее влиятельной группой, возглавившей это движение. Работы участников Золотой зари до сих пор оказывают влияние на оккультизм.
Артур Эдвард Уэйт, участник Золотой зари, опубликовал свою знаменитую книгу «Иллюстрированный ключ к Таро» в 1910 г. Уэйт пригласил художницу и драматурга Памелу Колман Смит для создания колоды Таро под его руководством. В оформлении своих карт Уэйт использовал символы из различных направлений оккультной философии. Колода Уэйта стала наиболее популярной и влиятельной в XX веке.
Юнг и Таро
Соответствие произвольного распределения карт Таро в раскладе событиям человеческой жизни — подлинная загадка. Современная наука, не имея концепций, способных объяснить подобные феномены, предпочитает считать их следствием предрассудков. Психоаналитик Карл Юнг (1875–1961), напротив, предлагает объяснение, основанное на принципе синхронистичности, или значимых совпадений.
В своей практике психоанализа Юнг заметил, что события во внешнем мире часто имеют символическое соответствие психологическим состояниям его пациентов. Он заметил, что в некоторых случаях эти значимые совпадения создавали впечатление, что «имеет место предчувствие наступления серии определенных событий». Юнг утверждал, что синхронистичные совпадения представляют собой маловероятные события и «единственной заметной и доказуемой связью между ними является общность смысла или эквивалентность». Он увязывал свою идею синхронистичности с концепцией Лейбница о предустановленной гармонии (в которой утверждается, что Вселенная следует божественному замыслу) и древнегреческими представлениями о космической симпатии или соответствии (согласно которым одни и те же законы применимы как к Вселенной в целом, так и к отдельному человеку).
Фиксация текущего момента
Разрабатывая свои теории, Юнг исследовал древние системы прорицания, включая И-Цзин, Таро и астрологию. Говоря о китайской системе прорицания И-Цзин, или Книге перемен, Юнг утверждал, что современная наука «основана на принципе причинности, и причинность считается аксиоматической истиной… В отличие от сформированного греками западного образа мышления, китайский ум направлен не на погоню за деталями как таковыми, а на создание картины, в которой любая деталь смотрится как часть целого». Подобно И-Цзин или астрологической карте, расклад Таро также показывает «моментальный снимок» ситуации, фиксирующий состояние пространственно-временного континуума, составляющего часть вселенского пространства-времени в конкретный момент.
Идея пространственно-временного континуума введена в теории относительности Альбертом Эйнштейном. Эйнштейн отрицал представление о том, что пространство (длина, ширина и высота) и время — это не связанные между собой, отдельные понятия. Вместо этого он утверждал, что пространство и время являются различными аспектами единой Вселенной. Другими словами, время — сущностный аспект бытия, и ничто сущее не может быть описано без отсылки ко времени его существования. Время возникновения феномена определяет его сущность и идентичность. Если бы у человека было то же физическое тело, однако он был бы рожден в другую эпоху, это был бы другой человек. Искусство прорицания, в том числе Таро и астрология, помогает получить доступ к природе или характеру рассматриваемого периода.
Юнг писал о Таро, что «изображения на картах Таро несут в себе отголоски архетипов трансформации». Он описывал Таро как часть символического процесса, который является «переживанием образа и через образы». Согласно Юнгу, символический процесс начинается, когда вы оказываетесь в тупике или подобной безвыходной ситуации. Юнг считал, что цель изучения Таро (и любого символического процесса) — «просветление или высшая сознательность. Через них первоначальная ситуация переводится на более высокий уровень». Многие современные специалисты по Таро видят в них возможность установить контакт с мудростью коллективного бессознательного, благодаря которой можно получить доступ к архетипическим образам, описывающим состояние человека.
Необходимость веры и оптимизма
Юнг также принимал во внимание вывод исследователя парапсихологии Дж. Б. Райна о том, что настрой субъекта играет решающую роль в успехе экспериментов в сфере экстрасенсорного восприятия. Райн отмечал, что субъекты, изначально демонстрировавшие высокие результаты в угадывании скрытых явлений, снижали свои показатели при более длительной работе.
На основании своего исследования Райн связал ухудшение настроя субъектов с их более низкими показателями в эксперименте в сфере экстрасенсорного восприятия. По словам Юнга, «изначальный настрой веры и оптимизма обеспечивает хорошие результаты». Чем менее заинтересованным становится субъект, тем больше возрастает скептицизм и сопротивление эксперименту и тем хуже результаты. Согласно Юнгу, «аффект имеет значение лишь как условие возможности возникновения феномена, хотя его возникновение необязательно». Наблюдение Райна и Юнга о том, что настрой на позитивные ожидания улучшает экстрасенсорное восприятие, имеет важные последствия для оптимального использования Таро.
Психологические проекции и Таро
Если концепция синхронистичности Юнга помогает понять потенциал Таро с точки зрения прорицания, то теория современного проективного психологического тестирования открывает возможности Таро для самоанализа. Большинству читателей, вероятно, известно о тестировании по пятнам Роршаха и тематическом апперцепционном тесте, в котором субъекту предъявляются серии неоднозначных изображений, после чего он должен сообщить, что именно видит. Квалифицированные психологи толкуют ответы и составляют психологический портрет на основании их содержания и характера. Карты Таро в некотором смысле схожи с такого рода тестированием, поскольку также содержат многозначные символы, на которые могут проецироваться особенности личности. Если созерцать собственные проекции, можно многое узнать о внутренней работе своего ума.
В журнале «Нью Риалитиз» (май/июнь 1990 г.) биохимик Л. Дж. Шепард пояснила, как Таро помогают ей в процессе самопознания:
Расклады помогают мне относиться к себе с оптимизмом. Они позволяют взглянуть на вещи совершенно иначе и часто удивляют меня глубиной ответов на поверхностные вопросы. Они выводят меня из замкнутого мира моих собственных мыслей и позволяют сконцентрироваться, обратиться к моей подлинной сущности. Точно так же как и прогресс в науке, личный рост связан с качеством задаваемых вопросов. Вопросы отражают мировоззрение, прокладывают путь в будущее, проливают свет на непознанное. Мастера дзен не читают лекций. Они ждут, когда ученик задаст вопрос; лишь тогда он готов услышать ответ и использовать знание.
Эффект Барнума
Не все ученые отличаются такой широтой взглядов или ориентацией на духовную парадигму, как биохимик Л. Дж. Шепард. В журнале «Нью Саентист» (3 декабря 1988 г.) Кристофер Джойс предсказывал печальные последствия для всего общества из-за увлечения дисциплинами эпохи Нью-Эйдж. Джойс предупреждал о «вреде, который будет нанесен, если большая часть общества станет отрицать рациональное эмпирическое мышление, основу всего — от канцелярской скрепки до компьютера». Джойс, вероятно, осуждает то, чего сам не понимает, и ему было бы нелишне поразмыслить над перефразированными словами Иисуса: так ли важно человеку иметь все канцелярские скрепки и компьютеры мира, если он вредит своей душе?
Джойс цитирует П. Т. Барнума, который писал: «Каждую минуту рождается доверчивая жертва». Эффектом Барнума называют склонность верить в описания личности, когда они оказываются двусмысленными и льстивыми или кажутся составленными специально для вас (например, гороскопы в газетах). Хотя я согласен, что в мире существует большое число легковерных людей (доверчивых жертв), настаиваю, что серьезное исследование Таро убедит непредвзятых читателей в его ценности.
Личные наработки
Эта книга опирается на мой собственный опыт изучения Таро. Читая различную литературу по этой теме, я заметил, что мнения разных авторов относительно значения многих карт противоречивы. Мог ли Кристофер Джойс оказаться прав? Действительно ли Таро — лишь следствие эффекта Барнума? Пытаясь разобраться с трудностями, вызванными пестрой информацией, я позволил картам говорить за себя. Для этого я разработал метод, с помощью которого можно выявлять их значение в обстоятельствах повседневной жизни.
Каждое утро я вытягивал 5 карт и фиксировал получившийся расклад в блокноте. Первые 4 карты я размещал последовательно в четырех углах квадрата, а последнюю пятую клал в центр как символ центральной темы дня. Я назвал этот расклад «Тема и вариации». Каждый вечер я подводил итоги. Чтобы проследить, как связан минувший день с пятью утренними картами, я рассматривал события своей личной жизни, свои ощущения, эмоциональный фон, а также события в мире в целом. Вот схема моего расклада:
Необъяснимым образом ежедневно я мог соотнести событие или факт с каждой из карт. По различным книгам о Таро я составил обобщенное описание стандартных значений 78 Арканов. Каждый вечер я дополнял эти записи, менял или корректировал их с учетом фактических наблюдений за день. Например, в тот день, когда звезда баскетбола Мэджик Джонсон объявил о том, что он ВИЧ-положителен, в моем утреннем раскладе выпали Старший Аркан Башня, Тройка Мечей перевернутая, Десятка Мечей перевернутая, Шестерка Кубков перевернутая и Восьмерка Пентаклей перевернутая. Из-за преобладания Мечей и присутствия Башни я ожидал ужасающих новостей о болезни, смерти или конфликте. Отсутствие в раскладе Жезлов, символизирующих цветущую жизнь, также настораживало.
В конечном счете, после того как в течение нескольких недель я ежедневно практиковал этот расклад, я стал обращаться к нему не так часто. Я уловил ритм карт и научился полагаться на свою интуицию, решая, когда стоит делать новый расклад на 5 карт. Иногда я вытаскивал из колоды всего одну или две карты. Если казалось, что время не подходит для других раскладов, я вытаскивал поясняющие карты, чтобы дополнить исходное значение. Эту практику иллюстрирует следующий практический пример.
В четверг, 19 марта 1992 г., в раскладе на 5 карт выпали следующие карты:
Несколько аспектов расклада тотчас же поразили меня. Появление Старшего Аркана Шут в первой позиции означало приближение чего-то важного. Шут — это архетип начала личного путешествия, притом что любые Старшие Арканы говорят о значительных событиях. Прочие четыре карты относились к масти Мечей. Как и в описанном выше раскладе на Мэджика Джонсона, преобладание Мечей актуализирует темы враждебности, стресса, напряжения, конфликта, болезни, окончания чего бы то ни было, смерти или борьбы. Центральная карта — Тройка Мечей в пятой позиции. Тройку Мечей называют картой «бури эмоций». Она может возвещать о трудном эмоциональном периоде, часто связанном с потерями. В частности, она символизирует необходимое отсекание или отрубание. В раскладах на здоровье Тройка Мечей указывает на возможность хирургического вмешательства.
Четверка Мечей во второй позиции отражает необходимость отдыха, медитации, передышки или восстановления. Это может быть, например, время, проведенное в больнице. Восьмерка Мечей, перевернутая, в третьей позиции предполагает устранение блоков, ограничений или препятствий. Десятка Мечей, перевернутая, в четвертой позиции иногда именуется картой «отведенной беды». Часто Десятка Мечей, перевернутая, сообщает о необходимости молитвы и предупреждает о грядущей смерти.
Учитывая серьезный характер выпавшего сочетания карт, я решил не делать новый расклад, пока этот полностью не отыграется. Утром в понедельник, 23 марта 1992 г., я узнал, что на выходных умерла жена одного уважаемого коллеги. Затем, вечером в понедельник, у лучшего друга моего восьмилетнего сына проявились неожиданные нейрологические симптомы. Ему потребовалась неотложная операция для удаления внезапно возникшего скопления спинномозговой жидкости, которое угрожало его жизни. Его родители — наши хорошие друзья, мы все изрядно переживали за мальчика (о чем и предупреждала Тройка Мечей).
В четверг, 24 марта 1992 г., я решил вытянуть поясняющую карту. Во время тасования выпала карта Влюбленные в прямом положении. Я обнаружил, что, когда карты выскакивают из колоды как будто сами собой, их послание крайне важное. В тот раз я использовал колоду Уэйта, в которой на Аркане Влюбленные изображен архангел Рафаил, святой покровитель исцеления, глядящий на двух влюбленных. Я воспринял это как знак того, что в игру вступили мощные исцеляющие силы. Я отложил Влюбленных и вытянул для прояснения другую карту, как и собирался с самого начала. Поясняющей картой оказался Король Кубков в прямом положении. Король Кубков — это карта сострадания и совета доброжелательно настроенного квалифицированного врача.
В среду, 25 марта 1992 г., МРТ показала, что в результате опухоли головного мозга возникло закупоривание. Я врач, а потому стал активно помогать семье мальчика в получении наилучшей медицинской помощи (в терминах Таро, на следующие несколько недель я подключился к аспекту Короля Кубков собственной личности). В воскресенье, 29 марта 1992 г., я сопровождал родителей мальчика во время визита к нейрохирургу. Вечером воскресенья нейрохирург-консультант встретил нас у себя дома. Как еще один Король Кубков, он не взял оплату за свою консультацию, сказав, что делает свою работу из любви к детям. Операция была назначена на четверг, 2 апреля 1992 г.
Чтобы снизить свое беспокойство, я решил вытянуть еще три поясняющие карты в понедельник, 30 марта 1992 г. Выпали Маг в прямом положении, Туз Пентаклей в прямом положении и Суд в прямом положении. Два Старших Аркана подчеркивали значимость происходящего. Маг символизировал нейрохирурга, способного творить современную магию с помощью своих технических навыков. Туз Пентаклей давал надежду на новое начало в материальном мире — карта хорошего здоровья. Суд означал возрождение или восстание из мертвых подобно фениксу, рождающемуся из пепла. Я счел его еще одной благоприятной картой здоровья. Всего несколько лет назад до изобретения МРТ опухоль этого мальчика осталась бы незамеченной до тех пор, пока не стало бы слишком поздно для надлежащего лечения.
Во вторник, 31 марта 1992 г., я вытянул последнюю проясняющую карту, чтобы развеять сомнения перед операцией. В этот раз выпала перевернутая Десятка Мечей. Напомню, что Десятка Мечей перевернутая была и в исходном раскладе. Я воспринял это как знак того, что опасность смерти минует и что необходимо полагаться на высшие силы. В среду, 1 апреля 1992 г., за день до операции, родители заказали особую службу в церкви. Более ста друзей семьи пришли помолиться за мальчика, что и было проявлением доверия к высшим силам. Операция прошла хорошо, и мальчик прекрасно восстановился. В субботу, 4 апреля 1992 г., спустя четыре дня после того, как я вытянул перевернутую Десятку Мечей, я получил известие о смерти коллеги. Десятка Мечей может означать, с одной стороны, что опасность смерти минует, а также, с другой стороны, новости о смерти.
После удаления опухоли головного мозга мальчик чувствовал себя хорошо в течение года, затем наступил рецидив. Тогда была сделана повторная операция и проведен курс химиотерапии. В среду, 18 января 1995 г., ему был назначен сеанс МРТ для проверки состояния опухоли. В то утро я вновь вытянул Тройку Мечей и расстроился. На следующий день я узнал о результатах МРТ: опухоль, которая в этот раз была неоперабельной, вновь разрасталась. Образ сердца, пронзенного тремя мечами, точно отражал эмоциональное состояние всех, кто был близок к этому ребенку. Как бы там ни было, когда я пишу эти строки, опухоль в ремиссии и мальчик чувствует себя хорошо.
Мое личное исследование убедило меня в избитой истине, гласящей, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Никакая книга не способна дать исчерпывающее описание символики Таро. Каждый практик постепенно нарабатывает собственные значения и ассоциации для карт. Книги, подобные этой, могут лишь указать общее направление, уже проверенное другими.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Таро: просто и ясно предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других