Практика микробюджетных путешествий. Как увидеть мир за 150 евро в месяц

Элиас Реоцци

Практическое пособие, обучающее путешествиям за границей с минимальным бюджетом – всего 150 евро на целый месяц. Информация, собранная за многолетнюю практику, вплетается в рассказ об одном из характерных для моей методики путешествий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практика микробюджетных путешествий. Как увидеть мир за 150 евро в месяц предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Если мы не любим перемены, изменения планов под влиянием обстоятельств, предпочитаем «сидеть ровно» и не покидать свою зону комфорта — мы не путешествуем. А если уж мы решились выйти из дома, нужно смириться с тем, что в путешествии часто что-то идет не так, как мы задумали и ожидали, не по плану. К этому надо относиться спокойно, не нервничать. Иногда даже кажется, что вступают в игру законы Мэрфи — что-то вроде «если что-то может пойти не так, это случится». На самом деле это, конечно же, ложное ощущение: ведь мы не запоминаем десятки, сотни случаев, когда все идет именно так, как мы ожидали, по плану, но стоит нашим планам нарушиться, как тут же начинает казаться, что законы Мэрфи существуют и постоянно валятся на нас.

До вылета оставалось совсем немного времени, когда я получил письмо, что мой рейс в Ош отменен. Но Аэрофлот подобрал замену — через Москву. Что ж, доплачивать ничего не надо, пусть так. Рюкзак собран, вещи уложены, путешествие начинается.

Вот и зашла речь о рюкзаке. Наряду с обувью, это самая важная часть снаряжения. Для начала нам нужно постулировать для самих себя, что мы никогда не путешествуем с багажом. Почему? Причин много. Первая — стоимость. Каждый рейс с багажом дороже, ощутимо дороже такового без багажа. Доплата за багаж может составлять около 2000 руб, может и 3000 руб. А если в нашем путешествии 15—20 перелетов? В моих поездках бывало до 30 разных перелетов, и если умножить на это число стоимость провоза багажа, сумма превысит все разумные пределы. Поэтому — никакого багажа. Вторая причина: когда все вещи с собой, они не потеряются (багаж теряется частенько, улетает не туда или, наоборот, остается в городе вылета, или его не успевают перегрузить при пересадке. А если рейсы в этот город авиакомпания делает раз или два в неделю? Неужели нужно будет сидеть и ждать свой рюкзак несколько дней?). Кроме того, по прилету не придется ждать получения багажа на ленте и можно сразу выходить в город. Третья причина, очень важная: мы все время перемещаемся и частенько нам не нужно останавливаться в городе, в который мы прилетели. Но город-то осмотреть хочется! А бывает, что и несколько городков можно осмотреть за один день, и заночевать в последнем. И что прикажете делать с багажом? Таскать огромный рюкзак на себе или постоянно искать, где бы его оставить, что очень не просто — особенно если мы не собираемся ночевать в этом городе? Поэтому никакого багажа!

Теперь о самом рюкзаке и весе вещей. Наш рюкзак со всеми вещами правдами и неправдами должен помещаться в калибратор всех без исключения авиакомпаний, которыми мы собираемся летать. И если у таких компаний, как Аэрофлот или S7, ручная кладь имеет довольно внушительные, даже избыточные размеры — примерно 55*40*30, то авиакомпании-лоукостеры соревнуются в максимальном уменьшении ручной клади. Все наслышаны о странных размерах ручной клади Победы — 36*30*27см, но и такие известные компании, как RyanAir и WizzAir, недалеко от нее ушли: там размер ручной клади 40*30*20см. Поэтому перед путешествием подбираем наш рюкзак с таким расчетом, чтобы он помещался в калибратор. Жесткий рюкзак здесь не очень подходит; лучше, чтобы он хорошо уминался, был гибким, без металлических элементов каркаса. По объему достаточно 30-35-литрового рюкзака — только это должны быть «настоящие, честные» литры хорошего производителя, а не «китайские». Нет никаких причин браковать китайские дешевые рюкзаки за полторы-две тысячи рублей — если очень хочется путешествовать, можно и с ними. Просто нужно быть готовым к тому, что такой рюкзак все время придется подшивать, и взять с собой набор прочных иголок и крепкие нитки. Иногда я беру именно такой рюкзак — примерно 30—35 литров, но чаще путешествую с «вечным» компактным Deuter на 28 литров. К рюкзаку, скорее всего, придется самостоятельно пришить несколько дополнительных утягивающих ремней с защелками, чтобы можно было какие-то вещи, например, куртку или палатку, прицепить сбоку или снизу.

Обычный вид рюкзака в моем путешествии.

Кроме того, существует много способов, как можно схитрить и все равно попасть в самолет без багажа, даже если вещи и не помещаются в калибратор. В основном проверка ручной клади осуществляется в двух местах: при регистрации на рейс и перед выходом на посадку. Там сотрудники, оценив взглядом ваш рюкзак, могут (а иногда и в обязательном порядке попросят) поместить его в калибратор. Для того, чтобы обойти эти ограничения, чаще всего используются карманы одежды (ее, к слову, придется надеть на себя), которые нужно набить всякой всячиной, а также рукава куртки для более крупных предметов, даже коврика или палатки, поскольку верхнюю одежду можно нести отдельно, перекинув через руку. Также есть вариант с тонким тряпичным мини-рюкзачком, куда можно положить что-то плоское и надеть на спину под одежду.

Теперь о том, что нужно взять с собой, чтобы уложиться в 7 килограмм и в объем ручной клади. У каждого профессионального путешественника складывается личный набор вещей, без которых, как он считает, невозможно обойтись. Главное правило — не брать ничего лишнего, что, возможно, понадобится, а брать только то, без чего нельзя обойтись. И уж точно не нужно брать много одежды — даже если что-то придет в негодность, ее всегда можно докупить, магазины-дискаунтеры с турецкой или китайской одеждой есть в любой стране.

Вот почти полный список вещей из моего рюкзака: палатка, спальник, коврик, горелка с переходником, 2 аккумулятора-пауэрбанка, кабеля и зарядки (по 2 штуки), аптечка (набор обычный, как в горный поход), котелок для готовки, кружка и ложка, запасные легкие брюки, легкая куртка и иногда флиска, запасная футболка, неопреновые носки для бродов, солнечные очки, кипятильник, немного чая и кофе, сахариновые таблетки и соль, швейный набор, замаскированный под ключ мини-нож, веревка, иногда шлепки-сланцы, кепка. Вот, пожалуй, и все. Можно также взять запасной смартфон — он может пригодиться в случае гибели основного. Конечно, новый телефон можно купииь везде, но придется восстанавливать все приложения и аккаунты, искать треки, скачивать карты…. Лучше сделать это дома заранее.

По прилету в Москву начались сюрпризы — рейс в Ош начали задерживать — на час, два, три, четыре… Наконец, выяснилось, что в Ферганской долине какой-то аномальный снегопад и аэропорт не принимает самолеты. Аэрофлот поступил именно так, как и должна поступать приличная авиакомпания: поселил всех пассажиров (99 процентов из них были киргизы) в отличную гостиницу при аэропорте. Утром ничего не изменилось и Аэрофлоту пришлось кормить всех пассажиров завтраком по системе «шведский стол», а затем и обедом. Вылететь удалось только вечером, а из здания аэропорта Оша я вышел примерно в 3 часа ночи. Действительно, не верилось, что это Ферганская долина, обычно весьма теплое место: все занесено снегом и температура явно стремилась к 20 градусам со знаком минус. В дальнейшем оказалось, что, несмотря на январь, таких морозов и такого количества снега в Киргизии и Узбекистане не было много лет, возможно, пару десятилетий. Где-то отключался свет, где-то вода, где-то отопление (в этом случае вода разрывала радиаторы и трубы). В общем, в интересное и необычное время я попал в Среднюю Азию.

Что делать ночью в Оше? Вначале я, конечно же, доехал до города автостопом. Ночью автостоп очень плохой и часто не работает, но это Средняя Азия и, сменив 3 машины, я добрался примерно в тот район, в котором проживал мой хост по каучсерфингу.

Рюкзак и хвостатый помощник в автостопе.

Отдельная большая тема — каучсерфинг. Про эту систему гостеприимства написано очень много, здесь же я приведу свои наблюдения и дам пару советов, как пользоваться этой системой наиболее эффективно. В каучсерфинге все строится на отзывах пользователей друг о друге. Чем больше отзывов и чем они лучше — тем с большей вероятностью можно доверять человеку и с большей вероятностью на твой запрос откликнутся и пригласят остановиться у себя дома (человек, пригласивший путешественника-гостя, называется хостом). Разумеется, абсолютно бесплатно. Чтобы появился хотя бы первый десяток отзывов, можно самому начать принимать путешественников из других городов или стран у себя дома. Можно также мониторить, кто из путешественников сейчас в твоем городе, и вызваться показать какие-то достопримечательности, провести интересную прогулку-экскурсию по родному городу. В этом случае пишется «личный отзыв». Когда наберется какое-то количество отзывов, можно начинать путешествовать и рассылать запросы тем пользователям, кто живет в интересующем городе. Также в профиле нужно составить небольшой рассказ о себе — цели, особенности, увлечения. Тем, у кого мало отзывов и пустой профиль, почти гарантированно откажут (разве что хозяйка профиля привлекательная девушка — но тут уже работают совсем другие законы). Исключение — некоторые страны Азии или Ближнего Востока — у меня создалось впечатление, что там рады любому европейскому туристу и пригласят человека даже без отзывов.

Хост в Оше нашелся довольно быстро (я начал поиск примерно за неделю до поездки). В Оше я собирался получить банковскую карточку, поэтому заложил на это 3 дня. Вообще, по правилам вежливости не стоит просить ночлег больше чем на 3 дня — это именно тот срок, когда постоялец ещё не успеет надоесть хозяину. Спрашивать о более длительном пребывании стоит только в исключительных случаях, либо уже на месте, через день-два. В принципе, по моему мнению, больше 3х дней в любом городе делать нечего: хочется дальше, хочется увидеть и другие места.

А вот то, что я прилетел ночью в незнакомый заснеженный город, это была проблема, точнее, даже несколько проблем. Первая — я был без связи. Даже если бы я собирался купить сим-карту ради нескольких дней в Киргизии, ночью это было сделать невозможно.

В большинстве стран связь и интернет намного дороже, чем в России. Каждый сам для себя решает, нужен ли ему постоянный доступ к интернету в путешествии. Да, в целом это нужно и удобно: получить информацию, посмотреть маршрут и расписание транспорта, связаться с хозяином-хостом или забронировать жилье на Booking.com. Но и отвлекает интернет очень сильно: вместо вовлеченности в путешествие, впечатления начинаешь «сидеть в телефоне». Для себя я вывел правило: если сим-карта с интернетом существенно дороже, чем в России, я обхожусь без нее и довольствуюсь сетями Wi-Fi, которые распространены повсеместно. Вплоть до того, что при необходимости можно зайти в любое кафе и попросить пароль, чтобы ненадолго выйти в интернет. Также интернет есть на вокзалах, в аэропортах, в хостелах и у хостов-каучсерферов.

В больших городах часто можно встретить открытые сети Wi-Fi и выйти в интернет, но к Ошу это, конечно же, не относилось. Мой хост жил где-то не в центре, а, скорее, в частном секторе, и в этом заключалась вторая проблема: адрес совершенно не совпадал с реальным положением дел на местности, а все это к тому же не совпадало с картой Organic Maps, которой я всегда пользуюсь. Ни улицы, ни номера домов не удавалось идентифицировать. Из аэропорта мне удалось написать хосту по Whatsapp, и он ответил, что ждет меня. Но я добирался слишком долго, а потом не смог найти его дом, и, видимо, он лег спать. Вообще, в моей практике это оказался один из самых сложных случаев поиска места жительства хоста без связи.

Наконец, я нашел в этом районе круглосуточную аптеку и попросил охранника позвонить хосту и раздать мне интернет. Но это не помогло: хост уже спокойно смотрел сны. Время было уже полпятого. Я возобновил поиски дома и все же каким-то чудом нашел его, постучал наугад и всех перебудил. Меня поселили в маленький летний гостевой домик, выдали обогреватель (на улице этот и последующий дни держалась температура около минус 20). Летом, осенью и весной здесь, наверно, райское местечко, но вот зимой было довольно прохладно.

Заснеженная Средняя Азия

Следующие несколько дней я осматривал город и пытался получить карточку. Хост мне во всем помогал, но ничего из этого не вышло: каточку пришлось бы заказывать в Бишкеке, так как в Оше их не печатали, и ждать пришлось бы больше недели. Столько ждать я не мог, потому что через несколько дней у меня был вылет из Самарканда. Так что через 3 дня я пересек границу и въехал в Узбекистан — через Андижан до Ташкента. Цены на поезд были довольно щадящие, а погодные условия для автостопа — неподходящие (более того, оказалось, что по дороге добраться в Ташкент именно в эти снежные и холодные дни оказалось почти невозможно: дорога шла через высокогорные перевалы то ли была закрыта, то ли туда пропускали только подготовленные машины). Билетов на поезд не было и я уже морально готов был ночевать в Андижане, но кассир на вокзале поймала все же мне один билет, постоянно обновляя экран, и я благополучно уехал. В Ташкенте и затем в Самарканде хостов по каучсерфингу я почему-то не искал, а для простоты решил воспользоваться совсем недорогими хостелами.

Один из самых насущных вопросов, возникающих перед путешественником — где ночевать? И если в теплое время года (обычно я стараюсь путешествовать все-таки при положительных температурах) проблемы обычно не возникает, не хостел так каучерфинг, а если ни то, ни другое, у меня всегда с собой палатка, и практически в любом городе мира (Африку и Америку мы пока не рассматриваем), не говоря уже о природных ландшафтах, можно вечером поставить палатку в подходящем месте и спокойно и бесплатно переночевать. Далее по ходу повествования я расскажу, как выбираю места для ночевки — на самом деле, это очень просто и под силу каждому. Меня, разумеется, никто этому не обучал и советов не давал, всему этому я научился постепенно, естественным путем на основе опыта.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Практика микробюджетных путешествий. Как увидеть мир за 150 евро в месяц предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я