Таможенный контроль после выпуска товаров

Эдуард Михальский, 2017

Совершение таможенных операций и, в частности, осуществление таможенного контроля являются одними из основных вопросов таможенных органов нашей страны. Таможенные операции, связанные с осуществлением таможенного контроля, регулируются в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В учебном пособии проанализированы теоретические основы осуществления таможенного контроля, охарактеризованы особенности таможенного контроля после выпуска товаров, рассмотрен вопрос правоприменительной практики таможенного контроля после выпуска товаров. Содержание учебного пособия соответствует требованиям высшего профессионального образования по специальности «Таможенное дело» (направление подготовки 036401 – «Таможенное дело», квалификация – «специалист»). В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы осуществления таможенного контроля

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Таможенный контроль после выпуска товаров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Теоретические основы осуществления таможенного контроля

1.1. Таможенный контроль в системе мер государственного контроля

Таможенный контроль является одним из видов государственного контроля, который включает совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками (СУР), в целях осуществления соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза[4]. Отличительной чертой таможенного контроля является то, что он осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в настоящее время — Федеральной таможенной службой Российской Федерации — ФТС РФ), которому присущи достаточно широкие властные полномочия. В настоящее время на смену фронтальному контролю на этапе совершения таможенных операций пришел выборочный контроль и контроль после выпуска товаров. Ввиду этого таможенный контроль во всех формах предполагает тесное сотрудничество российских таможенных органов с другими государственными органами и таможенными органами других государств[5].

Любая деятельность государственных органов организована на основе принципов, определяющих ее характерные черты и границы. Осуществление таможенными органами таможенного контроля, позволяющего отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные меры в отношении неправомерных действий (бездействия), подчинено ряду принципов.

Анализ принципов таможенного контроля до настоящего времени не нашел отражения в современной юридической литературе. Вместе с тем рассмотрение данного вопроса имеет важное значение для понимания самой деятельности, связанной с осуществлением таможенного контроля, а также для его дальнейшего становления и развития. Кроме того, четкое знание должностными лицами таможенных органов основополагающих начал таможенного контроля, на наш взгляд, должно способствовать повышению уровня законности, улучшению правоприменительной практики, оптимизации деятельности таможенных органов РФ в целом.

Принципы таможенного контроля являются основополагающими для всей деятельности таможенных органов и их должностных лиц. Вместе с тем осуществление таможенного контроля, будучи особым способом осуществления законности в области таможенного дела, имеет свою специфику, поскольку не связано напрямую с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, так как отправные моменты для организации и функционирования всей системы государственного управления, в том числе для формирования государственных органов, осуществления деятельности государственных служащих в рамках вопросов и функций, возложенных на такие органы, определяют общие принципы административного права в целом, является целесообразным проанализировать их применительно к процессу осуществления таможенного контроля[6].

С учетом специфики таможенного контроля как способа осуществления законности в области таможенного дела и основываясь на Конституции РФ, административном, финансовом и международном правах, можно выделить следующие принципы осуществления таможенного контроля.

Принцип законности. Таможенный контроль, проводимый таможенными органами РФ на основании ч. 1 ст. 24 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ, в первую очередь основывается на принципе законности[7]. Данный принцип, будучи базовым не только для таможенного контроля, но и для всей деятельности таможенных органов, заключается в неукоснительном исполнении норм Конституции РФ, международных договоров, федеральных конституционных законов, ТК ТС, Закона № 311-ФЗ и иных федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и других нормативных правовых актов.

Реализация принципа законности в рамках осуществления таможенного контроля связана с его конечной целью — обеспечением законности в области таможенного дела. В связи с этим осуществление всех мероприятий, направленных на восстановление нарушенных прав в области таможенного дела, служит достижению этой цели.

Принцип равенства перед законом. Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу ЕАЭС как физическими, так и юридическими лицами. Помимо непосредственных участников внешнеторговой деятельности, в совершении таможенных операций зачастую участвуют лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела, — таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения (СВХ) и таможенных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли. Таможенный контроль решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов проводится в равной степени независимо от того, чьи интересы затронуты данными решениями, действиями (бездействием).

По каким основаниям и в каком порядке транспортные средства и товары помещаются на склад временного хранения? Важно сказать, что ТК ТС не содержит оснований для осуществления досмотра именно на таком складе. Об основаниях и особенностях помещения товаров и транспортных средств на СВХ прописано в Инструкции «О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории РФ автомобильным транспортом», утвержденной приказом ГТК РФ от 18.12.2003 № 1467 (далее — Инструкция). В соответствии с п. 6 этой Инструкции уполномоченные должностные лица таможенных органов могут применять такую форму таможенного контроля, как таможенный досмотр товаров и транспортных средств. При регистрации сообщения о прибытии уполномоченное должностное лицо таможенного органа РФ проверяет представленные документы и сведения, в том числе:

о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;

наименовании;

кодах товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системой описания и кодирования товаров на уровне не менее первых четырех знаков;

весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов;

наличии товаров, ввоз которых запрещен или ограничен[8].

В отношении документов и сведений, которые представляются при международной перевозке автомобильным транспортом, указывается в ст.73 ТК РФ[9].

Если документы не содержат всех необходимых сведений, перевозчик ставит в известность таможенный орган о недостающих сведениях посредством представления иных имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных перевозчиком в произвольной форме. Если недостающие документы и сведения невозможно представить в пределах установленных Инструкцией сроков, например не более 10 минут (см.: п. 10 Инструкции), уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано запросить недостающие документы и сведения в произвольной письменной форме для представления в пределах срока, установленного ст. 103 ТК ТС (срок временного хранения товаров, как правило, — «до двух месяцев»). По желанию перевозчика товары и транспортные средства допускается:

подвергнуть таможенному досмотру в целях установления и фиксирования сведений о наименовании и количестве товаров;

разместить на отдельной площадке в зоне таможенного контроля, расположенной на территории автомобильного пункта пропуска, для представления таможенному органу недостающих документов и (или) сведений в течение текущей рабочей смены (срок «не более 8 часов»).

Если отсутствует возможность размещения товаров и транспортных средств на отдельной площадке в зоне таможенного контроля, расположенной на территории пункта пропуска, или нет возможности представить таможенному органу недостающие документы и (или) сведения в течение текущей рабочей смены, то в соответствии с решением перевозчика такие товары могут быть:

помещены под таможенным наблюдением на СВХ, расположенный в непосредственной близости от пункта пропуска товаров и транспортных средств;

вывезены за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Принцип единства системы таможенных органов и централизованного руководства. При проведении таможенного контроля данный принцип реализуется посредством наделения вышестоящего таможенного органа правом отменять или изменять не соответствующее требованиям таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа РФ.

Принцип подконтрольности и подотчетности. Подконтрольность выражается в том, что решения, принятые в порядке таможенного контроля вышестоящими таможенными органами, обязательны для исполнения нижестоящими таможенными органами. Подотчетность же предполагает представление нижестоящими таможенными органами вышестоящим отчетов о результатах проведенного таможенного контроля.

Принцип ответственности таможенных органов за принятые в порядке таможенного контроля решения. В соответствии со ст. 9 ТК ТС, ст. 36, 40 Закона № 311-ФЗ решение, вынесенное в порядке таможенного контроля, должно быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган; в соответствии со ст. 198 АПК РФ (Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) — в арбитражный суд; в соответствии со ст. 254, 255, 256 ГПК РФ (Гражданского процессуального кодекса РФ) — в суд общей юрисдикции[10].

Принцип профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов. Распоряжением ФТС РФ от 12.07.2011 № 118-р утверждены «Методические рекомендации по проведению таможенного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела», в которых содержится перечень функциональных подразделений таможенных органов, наделенных полномочиями осуществления таможенного контроля, с учетом особенностей таковых. Полномочия по осуществлению таможенного контроля между уполномоченными функциональными подразделениями таможенных органов РФ разграничиваются по компетенции курируемых ими вопросов в области таможенного дела, а также с учетом характера оснований для осуществления таможенного контроля[11]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы осуществления таможенного контроля

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Таможенный контроль после выпуска товаров предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Сидоров В.Н. Таможенное право. Практикум: учебное пособие — М., 2014. Сер. 58. Бакалавр. Академический курс (1-е изд.); Сидоров В. Н. Таможенное право: учебник для бакалавров. — М., 2013. Сер. 58. Бакалавр. Академический курс (4-е изд., пер. и доп.); Сидоров B. Н. Таможенное право: учебник для бакалавров. М., 2015. Сер. 58. Бакалавр. Академический курс (5-е изд., перераб. и доп.); Сидоров В. Н. Указание на «предмет деятельности» в учредительных документах некоммерческой организации // Юридические науки. — 2006. — № 4. — C. 108–109; Сидоров В. Н., Сидорова Е. В. Теоретико-правовые основания обособления таможенного права в системе права // Современное право. — 2015. — № 8. — С. 22–25.

5

Сенотрусова С. В. Таможенный контроль. — М.: Магистр: Инфра-М, 2013. — С. 81

6

Костин А. А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: учебное пособие для вузов. — СПб.: Интермедия, 2014. — С. 119.

7

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (ред. от 13.07.2015). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8

Терминал Селятино. Официальный сайт [Электронный сайт] — URL: http://terminal-selyatino.com/(дата обращения 10.03.16).

9

Сидоров В. Н. Международные морские перевозки пассажиров, грузов и багажа // Международное частное право: учебник / под общ. ред. Г. В. Петровой. — М.: Юрайт, 2011. — С. 471–478; Сидоров В. Н. Международно-правовое регулирование охраны авторских прав // Международное частное право: учебник / под общ. ред. Г. В. Петровой. — С. 640–650; Сидоров В. Н. Международные соглашения в области смежных прав //Международное частное право: учебник / под общ. ред. Г. В. Петровой. — С. 650–658.

10

Научно-практический комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза ЕврАзЭС / под ред. А. Н. Козырина. — М.: Проспект, 2013 — С. 113.

11

Сенотрусова С. В. Таможенный контроль. — М.: Магистр: Инфра-М, 2013. — С. 83.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я