Читаем Евангелие с детьми

Эдуард Качан, 2021

Эта книга представляет собой подробный, по стихам, разбор Евангелия от Луки, поданный в форме непринужденной беседы отца со своими четырьмя детьми. Разговор о Евангелии, предельно серьезный и глубокий, тем не менее остается доступным для восприятия ребенка и подростка. Автор говорит о важных и порой непростых вещах понятно и объясняет требующие толкования евангельские изречения, опираясь на святоотеческий опыт чтения Евангелия. Все это делает книгу «Читаем Евангелие с детьми» полезным чтением для всей семьи, как для взрослых, так и для детей самого разного возраста. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Читаем Евангелие с детьми предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5

Следующим вечером разговор о Евангелии папа начал с вопроса:

— Дети, помните, какие православные праздники у нас зимой?

— Конечно! — ответил Сеня. — Рождество!

— Молодец, — похвалил его папа. — А что такое Сретение, вы помните?

— Сретение — это встреча зимы и весны! — радостно выпалил Коля.

Папа и мама изумлённо переглянулись.

— Сынок, это кто же тебе такое сказал? — спросила мама.

— Антон, — уверенно ответил Коля, искренне не понимая, почему братья и сестра хихикают.

Антон жил по соседству и был Колиным одноклассником.

— Глупости! — возразил брату Лёша. — Сретение — это празднование встречи Иисуса Христа, Которого маленьким принесли в Иерусалимский храм, со старцем Симеоном! Симеон тогда взял Младенца Христа на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля». Такая молитва еще есть, помните? Её читают после Причастия, в благодарственных молитвах!

— Правильно, — кивнул папа. — Теперь давайте прочтём об этом событии то, что о нём пишет евангелист Лука.

Он открыл Книгу и начал читать:

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Лк. 2, 25–32

Сретение Господне

— Есть предание, что Симеон был одним из тех семидесяти старцев, которые перевели ветхозаветные Книги Священного Писания на древнегреческий язык, — сказал папа. — Сделано это было при царе Птолемее более чем за двести лет до Рождества Христова. Это значит, что на момент встречи с недавно родившимся Господом Симеону было очень, очень много лет! Такая долгая жизнь была дана Симеону не зря — ему было обещано Господом, что он не умрет, пока не увидит Христа. Об этом упоминает евангелист Лука. Как, наверное, Симеон ждал этой встречи, сколько молитв он вознёс к Господу за эти долгие годы! И вот эта встреча наступила! Потому и праздник в честь этого события называется Сретением, то есть встречей. В XIX веке святитель Феофан Затворник писал об этом событии: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству». Задачей ветхозаветного закона было подготовить народ Израильский к встрече со Христом, чтобы потом этот народ (или хотя бы лучшая его часть) стал Христианской Церковью и разнёс евангельскую весть по всему миру. Обратите внимание: Симеон говорит, что Христос есть свет к просвещению язычников. Это очень важно! Впервые в Евангелии от Луки упоминается человек, которому открыто Духом Святым, что Христос пришёл не только ради евреев, что Он — Спаситель и Просветитель всего мира, всех людей, которые захотят послушать Его. Тому же Захарии, отцу Иоанна Крестителя, было открыто меньше. Помните, как пророчествовал Захария, мы с вами недавно читали? Бог посетил народ Свой и сотворил избавление ему16. То, о чём пророчествует Симеон, — больше. Собственно, ещё в Ветхом Завете говорилось о том, что Христос просветит не только евреев, но и язычников. Об этом, например, упоминал пророк Исаия. Но в евангельские времена евреи часто об этом забывали. А вот Симеон не забыл и напомнил всем. Хотя, скорее всего, дело не в памяти. Дух Святой подсказал ему.

— Пап, а почему он сказал: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко? — спросила Лена. — Неужели он хотел умереть?

— Если предание не ошибается, то Симеону на тот момент было лет триста или даже больше, — заметил папа. — Жить вечно в раю, с Богом и святыми Его — это прекрасно. А вот слишком долгая жизнь здесь, на нашей грешной земле, не слишком большое благо.

— Как это? — не поняла Лена.

— А ты представь, что тебе придётся видеть смерть своих друзей, детей, внуков, правнуков, — кому такого пожелаешь? Две сотни лет быть немощным стариком тоже ведь не сахар, Лена! Поэтому Симеон, скорее всего, насытился днями и от земной жизни просто устал. И вот он видит и держит на руках Того, Кто должен принести избавление от рабства греху и смерти всему человечеству. Того, Кто должен принести нам всем вечность! Это — счастье. После такого и умирать не страшно. Ведь знаешь, что смерть — не навсегда. Будет душа с Богом, будет воскресение мёртвых и жизнь будущего века!

— А, тогда понятно, — сказала Лена.

И папа продолжил читать:

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

Лк. 2, 33–35

— Что это за оружие, которое пройдёт душу? — опять спросила Лена.

— Симеон предсказывает Деве Марии, что Её ждут страдания, — пояснил папа. — И это всё сбылось, как мы знаем. Она видела, что её Сына гонят, не понимают, мечтают убить. Это ли не страдание для Матери? В конце концов Она стояла у Креста Его и видела, как Тот, Кого Она любила больше всех на свете, умирает в муках. Тяжёл материнский крест, правда?

Девочка задумчиво кивнула.

А папа продолжил чтение:

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

Лк. 2, 36–38

— Удивительная, наверное, была женщина эта Анна! — сказала мама.

— Да, конечно! — согласился папа. — Столько лет жить при храме, столько лет молиться! Помните слова Господа: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят17? На примере Анны, да и старца Симеона, видно, как сбывается это слово Господа. Они видели всего лишь малюсенького Младенца, ещё не сотворившего никаких чудес, но их чистое сердце помогло им узнать в этом Младенце Воплотившегося Бога. А фарисеи не узнали Христа, хоть и были свидетелями множества Его великих дел. А почему не узнали? Потому что сердца их чистыми не были. Увы! Грех не позволил им узнать Мессию, несмотря на то что они так этого Мессию ждали!

И папа прочёл дальше:

И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Лк. 2, 39–40

— Здесь мы сталкиваемся с одной особенностью даже не Евангелия, а литературы вообще, — сказал папа. — Я сейчас говорю о необходимости упрощать повествование, что-то опускать. Никто и никогда не пишет всего до мельчайших подробностей — так просто не бывает. И евангелисты не написали всего. О чём нас честно и предупреждает евангелист Иоанн, когда говорит: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг18. И вот здесь мы сталкиваемся с одним из таких упрощений. Евангелист Лука кое-что опускает из жизни Христа. Поскольку он решил не писать о волхвах (быть может, просто потому, что о них уже написал евангелист Матфей), то он не пишет и обо всём том, что связано с пришествием волхвов. Убийство Иродом младенцев, бегство Иосифа с Марией и Младенцем Христом в Египет — всего этого Лука не касается. Упрощая своё повествование, Лука пишет просто: возвратились вНазарет. Но на самом деле между тем посещением храма, о котором мы сейчас читали, и переселением в Назарет случились важные события, о которых мы знаем благодаря тому, что, милостью Божьей, у нас не одно Евангелие, а четыре. Понятно?

— Понятно, — ответил Лёша.

— А мне не совсем, — подал голос Сеня.

— Что именно тебе не понятно?

— Ну… — мальчик замялся. — Непонятно, что за чем произошло!

— Ах, это! — улыбнулся папа. — Насколько я понимаю, последовательность событий была такая. Сначала Иосиф с Девой Марией направились в Вифлеем, где и родился Христос. Сразу же после этого рождённому Младенцу поклонились пастухи. Затем Семья отправилась в Иерусалим — посетить храм и принести положенную жертву. Там они встретили Симеона и пророчицу Анну. Затем вынуждены были вернуться в Вифлеем. Не знаю почему. Быть может, перепись запаздывала — во время таких масштабных событий обычно творится страшный бардак. Именно в Вифлееме их и застали волхвы — причём, конечно, на тот момент Святое Семейство уже обзавелось временным жильём, и волхвы увидели маленького Христа не в яслях для скота, а в доме. После этого было бегство в Египет и уже потом возвращение в Назарет. Каждый из двух евангелистов, которые писали о детстве Христа, поведал нам часть этой истории. Ну что, теперь понятно?

— Кажется, да, — ответил Сеня.

— Тогда читаем дальше?

— Читаем! — согласились все.

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

Лк. 2, 41–49

— Это очень интересная история, — сказал папа. — И Лука считал это событие очень важным, иначе не включил бы его в своё повествование. Дело в том, что существовали люди, которые считали, что Христос до Крещения в реке Иордан был обычным, хотя и праведным человеком, и лишь после того, как на него сошёл Дух Святой, Он стал тем, кем стал. Да что там говорить, я лично одно время переписывался с человеком, протестантом, который высказывал вот такое мнение. Видимо, что-то подобное было уже во времена евангелиста Луки. Именно поэтому он и вставляет сюда эту историю, чтобы доказать — нет, всё не так! Христос был Богочеловеком с самого рождения! Вот смотрите: Ему всего-то двенадцать лет. Примерно в этом возрасте еврейских мальчиков начинали всерьёз обучать Закону Моисея. Только начинали обучать! А сколько лет нужно, чтобы всё выучить досконально! Но Христос — хоть Ему всего двенадцать — уже мудрее мудрых и прекрасно осознаёт своё Богосыновство. То есть и в детстве, до Крещения Иоанна, Христос был Тем, Кем мы Его и знаем, — истинным Богом и истинным Человеком.

Отрок Иисус в храме

И папа продолжил читать:

Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Лк. 2, 50–52

— Как видите, в безгрешном сердце Иисуса не было гордости, — сказал папа. — Двенадцатилетний Мальчик, осознавая Себя Сыном Божьим, тем не менее выполняет то, что и положено любому ребёнку, — слушается Свою Маму и Иосифа Обручника, в семье которого растёт. Здесь интересно отметить одну деталь. Однажды Святитель Иоанн Златоуст задался вопросом: почему Христос иногда ведёт Себя как Бог, а иногда как обычный Человек? И сам ответил на него так: да, Христос мог бы вести Себя как Бог всегда. Но в этом случае евангельская весть для нас обеднела бы.

— Обеднела? — не понял Сеня. — Почему?

— Но ведь мы не можем вести себя так, как Бог, правда? — ответила за папу мама. — Невозможно подражать Богу. Но можно подражать Человеку.

— Всё правильно, — согласился папа. — Христос, когда ведёт Себя как Человек, делает это для того, чтобы мы могли брать с Него пример. Он в детстве слушается свою Маму — и вы, подражая Ему, можете поступать так же. Он тих и скромен — и мы учимся у Него быть такими же. Он постится — и мы, подражая Ему, постимся. Он молится, хотя Его единство с Отцом никогда не разрывалось! Впрочем, мы чуть позже будем говорить об этом подробнее. Сейчас же поймём: мы молимся, подражая Ему. Никто ведь не может сказать: «Христос не молился, и я не буду», верно?

— И врагов мы стараемся прощать потому, что и Он прощал, — добавила мама.

— Конечно! — улыбнулся папа. — Мы, к счастью, можем брать пример с Самого Иисуса Христа именно потому, что Он — тоже Человек. Понятно?

— Понятно, — сказал Сеня.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Читаем Евангелие с детьми предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

16

Лк. 1, 68

17

Мф. 5, 8

18

1 Ин. 21, 25

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я