Читаем Евангелие с детьми

Эдуард Качан, 2021

Эта книга представляет собой подробный, по стихам, разбор Евангелия от Луки, поданный в форме непринужденной беседы отца со своими четырьмя детьми. Разговор о Евангелии, предельно серьезный и глубокий, тем не менее остается доступным для восприятия ребенка и подростка. Автор говорит о важных и порой непростых вещах понятно и объясняет требующие толкования евангельские изречения, опираясь на святоотеческий опыт чтения Евангелия. Все это делает книгу «Читаем Евангелие с детьми» полезным чтением для всей семьи, как для взрослых, так и для детей самого разного возраста. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Читаем Евангелие с детьми предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4

Следующим вечером семья вновь собралась, чтобы слушать Евангелие. Повествование Луки увлекло детей, и им не терпелось узнать, что же было дальше.

Открыв Библию, папа начал чтение:

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Лк. 2, 1–5

Папа отложил Книгу.

— Как вы, быть может, знаете, — сказал он, — в евангельские времена у потомков Авраама политической независимости не было. Палестина входила в состав огромной Римской империи. При императоре Октавиане Августе было решено сосчитать всё население этой империи.

— Зачем? — не понял Сеня.

— Ну как зачем? — усмехнулся папа. — Императору ведь нужно знать, сколько у него подданных?

— Для чего? — вновь спросил Сеня.

— Чем больше подданных, тем больше денег можно собрать при помощи налогов. Да и солдат в армию набрать тоже. Не знаю, почему слуги Августа не справились с первого раза, но из текста евангелиста Луки видно, что переписей было, как минимум, две. Во время одной из них, когда римский вельможа Квириний правил провинцией под названием Сирия, и родился Христос. Иосиф Обруч-ник, в чьей семье предстояло расти Господу, на тот момент жил в городке Назарет. Но поскольку он происходил из потомков Давида, то родным для него считался другой город, Вифлеем, где много веков назад родился Давид. При переписи полагалось каждому присутствовать в своём родном городе, видимо, во избежание путаницы. Вот поэтому Иосиф с Марией и отправились в Вифлеем.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

Лк. 2, 6–7

— Ух ты сколько людей в Вифлеем съехалось! — воскликнул Сеня; в свои одиннадцать лет он очень мечтал о путешествиях, и потому ему всегда было приятно слышать, как кто-то куда-то приехал. — Там, наверное, так много никогда не было! Здорово!

— Кому как, — не согласилась мама. — Думаю, тем, кому не хватило места в домах или гостиницах, всё это не слишком нравилось. И Иосифу тоже. Наверное, он уже давно жил в Назарете, и в Вифлееме не осталось у него близких друзей и родственников. Иначе они, конечно, пустили бы его с Марией к себе в дом.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Лк. 2, 8–14

Рождество Христово

И тут папа увидел, как Коля по школьной привычке тянет руку.

— Что, сынок? — спросил он.

— Там ещё были волхвы, которых вела звезда! — сказал мальчик.

— Ты прав, но не совсем, — уточнил папа. — Вавилонские волхвы, о которых пишет евангелист Матфей, придут позднее.

— Как же так? — Коля выглядел совсем сбитым с толку. — Ведь на Рождество всегда про волхвов рассказывают?!

— А ты сам подумай: царь Ирод велел своим слугам убивать всех мальчиков в возрасте до двух лет. Но ведь нетрудно отличить двухлетнего ребёнка от совсем малюсенького младенца, который только что родился, правда? То, что Ирод велел убивать детей, которые уже могли ходить, говорит о том, что между рождением Христа и приходом волхвов прошло время, и не слишком маленькое.

— А что же они всё это время делали? — спросил Сеня.

— Шли, — ответила мама.

— Так долго?! — ужаснулся Сеня.

— Да. В то время самолёты не летали и поезда не ездили. Появилась особая звезда, и вавилонские мудрецы засобирались в путь. Но пока собрались, пока шли — может, даже и не сами, а с каким-то караваном. Самим ведь путешествовать было опасно. Кругом лихие люди, разбойники нападут и отберут всё, нечего будет Младенцу в дар принести! Пока пришли в Иудею, пока добрались в Иерусалим, пока дождались приёма у Ирода — вряд ли он каждый день иностранных путешественников принимал! В общем, время прошло. А вот пастухи — те сразу же узнали от Ангелов, что родился долгожданный Спаситель, в первый же день, точнее говоря, в первую ночь.

— То, что они ночевали в поле, говорит о том, что Христос, скорее всего, родился не зимой, — подхватил папа. — Палестина, конечно, не Сибирь, но зимней ночью холодно и там. Они ведь были в поле, пастухи эти, стерегли свои стада. А когда мороз и снег, в поле особенно не подежуришь, согласитесь! И овец в такую погоду на поле не погонишь. Впрочем, кто знает? Может быть, в тот год просто была очень тёплая зима.

— Интересно, а почему евангелист Лука не написал о волхвах? — задумчиво спросила Лена. — Ведь это важно!

Папа пожал плечами.

— Лука много о чём не писал, — ответил он. — Например, о том, как именно был убит Иоанн Креститель. Об этом мы можем прочесть у евангелиста Марка. Или о том, как Христос воскресил Своего друга Лазаря, который умер за четыре дня до этого. Евангелист Иоанн об этом написал, а Лука — нет. Так и о волхвах: Матфей писал, а Лука — не писал. Не исключено, что он не написал об этом именно потому, что это уже было изложено у Матфея. Историки считают, что Евангелие от Луки появилось позже работ Марка и Матфея, но раньше Евангелия от Иоанна. В общем, чего нам гадать? Главное, что Евангелий четыре, и это хорошо. Матфей написал о волхвах, Лука о пастухах, а мы читаем произведения их обоих и знаем и о том, и об этом. Ну что, понятно? Читаем дальше?

— Читаем! — согласился Коля.

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

Лк. 2, 15–21

— Обратите внимание, — сказал папа. — Мария запомнила слова пастухов и всё, что было в то время. Скорее всего, именно от неё это и узнал евангелист Лука. Ведь не мог же он сам всё это видеть, согласитесь!

— Почему? — не понял Лёша.

— Точно неизвестно, когда именно родился Лука. Но считается, что он умер где-то между 80-м и 90-м годами I века. С учётом того, что люди в те времена жили примерно столько же, сколько и сейчас, можно сделать вывод, что на момент рождения Спасителя Лука или ещё не родился, или был совсем маленьким. В общем, свидетелем событий в Вифлееме он быть никак не мог, а если и был, то по причине юного возраста ничегошеньки не запомнил. Но предание Церкви говорит о том, что после Воскресения Христа евангелист Лука общался с Девой Марией и даже сделал Её портрет. Это и была первая икона Богородицы. Наверное, именно в то время Она и рассказала ему о рождении Спасителя в Вифлееме, о пастухах и так далее.

Тут папа вынужден был прерваться — маленький Матвей, которому было пока совсем неинтересно, о чём говорят старшие, дотянулся до чашки с водой и перевернул её. Лена бросилась вытирать воду, мама — утешать расстроившегося малыша. Когда порядок и тишина в доме были восстановлены, папа продолжил читать:

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Лк. 2, 22–24

— Зачем же мучить голубей? — спросила Лена. — Какой в этом смысл?

— А какой вообще смысл в ветхозаветных жертвах? — спросил папа. — Как вы думаете?

Дети молчали.

— Мы ведь с вами читали один из интереснейших псалмов, сорок девятый, — напомнил папа. — Что там сказано, не помните? Господь говорит: Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал (то есть проголодался), то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?13 Итак, Господь не ест мяса. Тем не менее Он Сам повелел через пророка Моисея приносить ветхозаветные жертвы. Как вы думаете, почему?

Дети переглянулись. Лёша выразительно пожал плечами — не знаю, мол.

— Для этого нужно понимать, когда именно эти жертвы были даны, — сказал папа. — Ведь действительно, Бог не нуждается ни в чём. Не нуждался Он и в жертвоприношениях Израильского народа. Но вспомним: во времена Моисея народ Израильский идёт в Землю Обетованную из Египта, то есть из страны с развитым религиозным культом. Языческим, конечно. А в Земле Обетованной его ждёт столкновение и соседство с хананеями — другими языческими народами, у которых тоже развит культ. И это очень важно!

— Значит, культ — это плохо? — решил уточнить Коля.

— Ну что ты, конечно нет! — ответил папа. — Люди сотворены, рождены для богослужения! Это желание служения живёт в них, иной раз даже вопиёт в них, и поэтому они не могут без культа, пусть даже неправильного, извращённого. Хорошо нам, у нас есть прекрасное и любимое нами православное богослужение. До Рождества Христова оно было, конечно, невозможным, увы… Но важно понять: если бы после великого исхода из Египта Господь не дал народу Израильскому отдельного культа, они просто бегали бы за культом к соседним языческим народам! Люди без культа не могут, говорю же вам, душа его требует, ведь она сотворена для служения. Даже у советских коммунистов было подобие культов и ритуалов, а ведь они считали себя атеистами — полными безбожниками.

— Люди без культа не могут? — проговорил Лёша.

Раньше он никогда об этом не думал и теперь озабочено морщил лоб.

— Конечно! — заявил папа. — Более того, в Писании об этом прямо написано. Давайте откроем Книгу Левит, главу 17. Вот послушайте: Если кто из дома Израилева заколет тельца или овцу или козуи не приведетчтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, тоистребится человек тот из народа своего; это для того, чтобы приводили сыны Израилевы жертвы своии заколали их Господу чтоб они впредь не приносили жертв своих идолам14. Видишь, жертвоприношения нужны не Богу, а людям, потому что иначе они станут приносить их идолам. И в наше время есть жертва, но бескровная, она приносится на православной литургии. Мы чуть позже будем об этом говорить.

— Но убивать животных — это так жестоко! — не унималась Лена.

— Да, жестоко, — согласился папа. — Жаль овец, козочек, бычков и голубей. Но во время Моисея этот культ — верх милосердия!

— Как это? — удивленно протянула дочка.

— Да! Народы Ханаана, с которыми предстояло столкнуться народу Израильскому в Земле Обетованной, приносили в жертву своим божествам не коз, а собственных детей! Именно из-за этого Господь и изгнал народы Ханаана с земли, на которой они жили веками. Кстати, Книга Псалтырь называет этих языческих божков простым и понятным нам словом, она говорит: И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам15. Как ты считаешь, Лена, что лучше — принести в жертву овцу или собственного ребёнка?

— Овцу, конечно!

— Вот видишь. С рождением Спасителя проходило ветхозаветное время и наступало новозаветное. Скоро жертвы животных станут не нужны. Сам Христос, словно невинный Агнец, умрёт на Кресте, чтобы уничтожить последствия наших грехов. Но до этого остаётся ещё несколько десятков лет. Именно поэтому Иосиф и Мария приносят в жертву голубей, то есть совершают то, что было положено по ещё действующему тогда Закону Моисея.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Читаем Евангелие с детьми предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

13

1 Пс. 49, 9–13

14

Лев. 17, 3–5, 7

15

Пс. 105, 37

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я