1. книги
  2. Прочая образовательная литература
  3. Эдуард Зульфатович Галимуллин

50 величайших философов

Эдуард Зульфатович Галимуллин
Обложка книги

Представленная книга — это конспект по основным этапам научной деятельности самых выдающихся философов. Вся информация изложена в доступной форме, на оборотной стороне каждого листа имеются необходимые комментарии, раскрывающие информацию титульной страницы. На последних страницах книги располагается алфавитный указатель и несколько приложений. Готовитесь к экзамену? Не можете запомнить, чем Платон отличается от Аристотеля? Во всех перечисленных случаях эта книга несомненно окажет вам помощь!

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «50 величайших философов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

1) Древнегреческий философ, ученик Платона. Основоположник формальной логики.

Наука о законах мышления и познания, формах и средствах мысли.1

2) Получил образование в Афинах, воспитывал Александра Македонского, основал Ликей.2

3) Первоначалом всего мирового процесса является Богбезличная сущность, высшая степень совершенства.

Любая иная присутствующая в мире материя стремится к усложнению собственной идеи, дабы приблизиться к совершенству — так и осуществляется развитие мира.

4) В отличие от Платона полагал, что идеи и вещи (реальные явления) — существуют нераздельно.

Именно это важнейшие отличие и послужило высказыванию «Платон мне друг, но истина дороже». 3

5) Аристотель выделил четыре причины существования (первопричины) всех вещей и явлений.

Материальная («то, из чего» создается объект);

Формальная («то, что» формирует объект);

Начальная («то, откуда» начинается создание);

Конечная («то, ради чего» объект создается).4

6) Философию мыслитель подразделял на три части:

° Теоретическую (приобретение истинных знаний);

° Практическую (применение теории на практике);

° Творческую (созидательная деятельность людей).5

1 Аристотель являлся первым философом и мыслителем, осуществившим вклад в изучение и теоретическую разработку практически всех областей человеческого знания — политика, космология, этика, теория познания, физика, математика, социология и т. д. Написанные им труды отличаются строгостью повествовательной структуры и научного анализа фактов, представляя из себя полную противоположность «живым», художественным (но и часто довольно запутанным) рассуждениям его учителя Платона.

Свое логическое учение Аристотель разработал в такой полноте, которая практически не претерпела каких-либо существенных изменений вплоть до наших дней. Он определил 10 категорий бытия (т.е. конкретного состояния), по которым возможно выяснить смысл предмета: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, страдание, действие. Категория сущности — это то, чем именно является рассматриваемый объект (дерево, камень, человек). При сочетании различных категорий образуются сложные высказывания (три дерева, плоский камень), которые, в свою очередь, также могут сочетаться, образуя силлогизмы и новые выводы. Так, один из самых известных силлогизмов:

«Все люди смертны»

«Сократ — человек»

«Сократ — смертен»

То есть из сочетания нескольких сложных высказываний (большая и малая посылки) получается новое логическое заключение, которое также может быть использовано в познании конкретного явления.

Авторству мыслителя также принадлежат три закона логики:

Закон тождества — любое понятие, употребляемое в процессе рассуждения, должно иметь одно и то же значение.

Закон противоречия — два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно истинными.

Закон исключенного третьего — два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть одновременно ложными.

2 Аристотель родился в греческой колонии на берегу Эгейского моря. Будущий философ был воспитан своим опекуном, который порекомендовал ему поехать в Афины и поступить в Академию Платона. Необычайные умственные способности вскоре выделили Аристотеля среди остальных учеников и сделали его предметом гордости знаменитого учителя.

После смерти Платона Аристотель по просьбе царя Филиппа II на протяжении нескольких лет занимался воспитанием Александра Македонского. Вернувшись в Афины, он основал Ликей — собственную философскую школу. Во время лекций Аристотель часто ходил по аллее взад и вперед, отчего его последователей и учеников называли «перипатетиками» (прогуливающиеся).

3 Учение Аристотеля об идеях и материальных вещах носит более критический, нежели у Платона, характер. Эмпирическое (т.е. опытное) наблюдение за объектами реального мира, которому его учитель не придавал серьезного значения, полагая, что мир идей существует независимо от мира вещей (призрачного), Аристотель активно внедряет в свои философские исследования. Идеи, по его убеждению, представляют из себя формы, из которых, посредством использования материи, образуются реально существующие объекты. Поэтому истина необходимо должна скрываться в самих явлениях, тогда как у Платона истина — категория умозрительная, не имеющая связи с реальным миром и постигаемая лишь на основе воспоминаний души об «идеальном» мире, из которого она происходит (у Аристотеля душа неразрывно связана с телом и изначально не содержит в себе какой-либо информации).

4 Бог — это идеальная, завершенная форма, являющаяся конечной целью всего природного движения. Дав началу всему живому, в частности — материи, эта сила уже не управляет происходящими процессами, поэтому Аристотель говорит о четырех причинах, благодаря которым существует видимый нам мир. Во-первых, сама материя есть причина, поскольку предполагает возможность существования того или иного предмета (скажем, глина предполагает возможность принятия формы сосуда). Но материя не может сама по себе сформироваться, поэтому следующая причина — начальная движущая сила, которая заставляет материю начать движение в направлении создания формы. Третья причина — это сама форма, или идея того, во что превращается материя, что ее формирует и определяет («идея» сосуда). Но помимо материи, начальной причины и формы существует также и четвертая причина — конечная цель, то, ради чего материя реализует потенцию движения («энтелехия») и принимает какую-то конкретную из возможных форм (в целом, конечная причина — это стремление материи к божественному совершенству).

5 Если в философии Платона познание истины неизбежно означает познание добродетели (того, как надобно поступать правильно — т.е. умный человек всегда есть высоконравственный человек), то Аристотель производит разделение познания и применения знаний на практике. Теоретической философией занимаются такие науки как метафизика («Первая философия» — учение об основах бытия), математика и физика. В соответствии со знанием, получаемым этими науками, формируется понимание того, как необходимо разумно людям вести себя по отношению к себе и окружающим (этика), по отношению к имеющемуся в распоряжении хозяйству (экономика), и по отношению к совместному сожительству в рамках общества/государства (политика). Способность человека к преобразующей деятельности, под которой философ понимал, в первую очередь, «словесные

Конец ознакомительного фрагмента.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я