Книга представляет собой заметки на полях при прочтении работ Н. А. Бердяева – «Смысл истории», «О назначении человека», «Самопознание», «Философия неравенства» и статей и выдержек, посвящённых теме отношений мужчины и женщины.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия любви мужчины и женщины. Заметки на полях к избранным работам Н. А. Бердяева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Эдуард Генрихович Вайнштейн, 2022
ISBN 978-5-4498-1188-2
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Николай Александрович Бердяев (18.03.1874-23-24.03.1948)
Мысли на полях. «Смысл истории» Н.А.Бердяева
Можно и нужно каяться в исторических грехах как в своих собственных.
Еврейских кровей в России — каждый 10-й или даже 7-й.
История мира — медленный процесс изживания злой воли. Как и история человека…
Трагизм рождается от ощущения возможности отчаяния, за которым следует ожесточение с последующей угрозой гибели.
Вся наша свобода — это свобода стакана выбрать, чтобы в него налили вино или святую воду, а не мочу.
На земле всё должно быть так, как на Небе — как подобает.
Как просыпается человек каждый день, как постепенно осознаёт себя в детстве, так начиналась человеческая история.
Внутри было небо, а вне — первобытное состояние. Возвращение на небо внешне выглядит как возвращение в первобытное состояние — так было у святых подвижников и пустынников.
Эта жизнь призрачна в сравнении с той, которую создал Бог, и виновен в ней человек. Множественность — рознь, и она от лукавого.
Трагизм есть только для человека, Бог неизменен в Своём блаженном сверхбытии.
Динамика есть только у твари, и это динамика приближения к Творцу.
Мир возник не из необходимости, а по преизбытку благости Божества.
Бог проявляет Себя Творцом в творении мира и человека, внутри Себя Самого Он непостижим.
Не стоит со своим умишком лезть в тайну внутренней абсолютной жизни самого Бога-Троицы. Серафим Саровский говорил, что прежде чем размышлять о тайне Троицы, надо помолиться трём Вселенским учителям — и только потом с величайшим страхом и благоговением начинать размышлять.
Это человеческая страсть влечет философа за грань творения Божиего постигать тайну жизни Троицы, о которой знаем лишь, что Она и внутри Себя есть совершенная Любовь.
Человек создан по образу и подобию Божиему, а потому наделен свободой, какая есть у Бога. Свобода выразилась в отрицательном выборе, и этот выбор должен быть изжит, для чего дан этот мир и эта жизнь.
Следующий шаг — замыслить зло у Бога и Его ожесточение — к чему Бердяев и подступил под конец в своих кошмарах…
(об Ungrund) А это уже вообще не о Боге… Это уже какие-то «глубины сатанинские»… Именно диавол безконечно приближается к небытию и никак не может в нём раствориться.
Бедный — решил опуститься глубже Бога… Или подняться выше Бога…
У Бога сверхбытие
…В глубине гордости германского духа…
Просветление и избавление относится только к человеку.
А куда делись святые отцы?
Человек был создан, чтобы разделить с Богом Его бытие в Сыне Божием. Это было сделано из Любви.
Свобода уже была у Бога.
Распятие Христа спасает от бездны свободы и ничего не меняет в Боге, который есть Любовь.
Человек ничего не может открыть Богу, кроме небытия — т.е. того, чего нет!!!
Если кто-то судил бога, значит, это не Бог. В какого же бога он верил?
Вслед за небытием следует продолжение бытия — но уже другой личности.
Неугодная Богу личность стирается, а доброе, что принадлежало ей, оказывается принадлежностью другой личности: «Имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что думает иметь» — то есть думает, что имеет — в том числе и самого себя. И это не реинкарнация…
Бог свободен не начинать историю — и Он этой Своей свободой воспользовался при потопе и ещё воспользуется при конце мира и жизни каждого из нас.
Бог просто упразднит всю эту жизнь: зло сотворит небывшим, а вернее, оно будет предано забвению, добро явится иным, вообще не тронутым ржавчиной и болезнью зла, разрушения, болезни, смерти. Бытие вернётся в норму — в блаженство.
Во Христе человек просоответствовал Богу и своему назначению Его вмещать. Но ничего Ему не открыл, кроме новых возможностей для любви и блаженства.
Мы родились только для того, чтобы соединиться со Христом.
Через Христа спасается этот мир и весь человек, и всему бывшему придаётся смысл и надежда.
Создав человека, Бог не оставил для него выбора, чтобы свободно любить Его — это единственная настоящая возможность нашего бытия — но Он захотел, чтобы это поняли мы сами — и потому привел нас в земную жизнь.
Когда человек свободно выбирает волю Божию как самое лучшее, ему даётся помощь Божия, его новая и подлинная суть, светлая и радостная сила свершения, называемая — БЛАГОДАТЬ.
Необходимость — начало небытия в жизни.
Благодать снискивается смирением и покаянием. Смирение, как магнитом, притягивает к себе благодать.
В ответ на желание человека исполнить волю Божию приходит благодать, которая и даёт человеку совершить нечто подлинное, настоящее, не только временное, но и обладающее вечной, непреходящей ценностью.
Во времени постепенно разворачивается, осуществляется, проступает и знаменуется вечное.
Всё связано с вечностью — но в вечности.
И самое лучшее время далеко отстоит от совершенной полноты Божественного бытия.
И «хорошее время» — это ещё не вечность, и Бог в нём тоже лишь являет Себя, как хочет.
Он путает: земное время — часть вечности, потому что, кроме вечности, ничего нет. И в качестве части вечности земная жизнь получит своё оправдание и конечное осмысление. Картина вечности разворачивается перед нами постепенно.
История нужна для увеличения вечного блаженства.
Всё время всё становится как подобает — это и есть касание вечности ко времени.
В храме каждый раз мы соприкасаемся с вечными спасительными тайнами, участвуем в тех самых спасительных событиях, о которых там вспоминается.
И вечное победит, т.е. любовь победит.
Мы погружены в пространство полной безопасности и должны исходить из любви.
«Окончание этого эона» — это будет улучшение времени на его пути к Абсолюту бытия.
Когда мы рождаемся на этой земле, мы погружаемся в поток преходящего, т.е. жизнь наша на земле — суета, — всё, кроме того, что продолжится после смерти.
Вечность обнаруживает себя в больших временнЫх промежутках — и прямо сейчас.
В Божией вечности мы встретим всё хорошее, что было, но не встретим ничего плохого — окажется, что всего этого не было.
Прошлое прошло, потому что в нём было много мрачного, грязного, суетного, не Божиего.
Время — это фильтр, через который просеивается для Божией вечности всё хорошее и который поглощает в себе, гасит всё плохое. В том числе и людей, выбравших недоброе.
Прошлое в вечности не остаётся прежним, и об этом говорит память. Прошлое вспоминается не так, как оно переживалось, когда было настоящим.
А вот мёртвое исчезнуть должно.
Настоящее время, в котором сохраняется прошлое, и есть вечность. Мрачное в ней тоже сохраняется, но оказывается светлым — раскрывается же это в больших временнЫх промежутках.
Вечность — сейчас, и — сквозь столетия.
История нужна для изживания зла.
История мира стала возможна лишь потому, что Адам и Ева, или даже одна Ева, оказались иудами по отношению к Богу.
Не могло быть никаких миллиардов лет до человека, до человека в этом мире не было времени, человек явился в уже готовый мир, как бы постепенно проснувшись в нём.
Этот мир будет упразднен только с обратным засыпанием человека, с успением всего человеческого рода.
Результат истории — обновление человека во Христе. Воссоздание его заново.
Шизофрения — последствие свободы, есть у каждого, одна из двух личностей должна быть умерщвлена, чтобы потом снова воскреснуть в другой, уже будучи заодно с нею.
Отрицательное употребление свободы привело к потере свободы. Положительное её использование, отчаяние в отпадении от Бога и взыскание Его, приведет к новому обретению свободы.
Первобытные личности — какие-то собирательные образы людей, ещё лишённых ясного сознания. Пробуждение могло длиться десятки тысяч и даже миллионы лет — неважно, сколько — но оно достигло тебя и меня.
На земле может быть лишь временное счастье, и лишь на небе оно может стать вечным блаженством, радостью, которую никто не отнимет у нас.
Не всё в этой жизни. И счастье еврея — в мире ином. Иначе у еврея не будет иной жизни.
«И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» Исаия
В этой жизни трудно будет всегда, потому что мы в изгнании. И только если Бог незримо снова примет нас Домой и сама земля от этого сделается святой — небом на земле — только тогда и на земле возможна гармония и тихое счастье до самого тихого успения.
Воздаяние за труды, добро, терпение, страдания, смирение, молитву, кротость, любовь, мудрость, светлое творчество… — будет в мире ином.
Отвергающие Христа стремятся к земному благополучию, к радости жизни на земле.
Христос на земле распинается евреями.
Нельзя поддаваться еврейскому соблазну земного благополучия, но нельзя и заражаться ненавистью к евреям, чтобы снова не стать такими же, как они, только с другого конца.
После прихода Христа человек перестал быть похож на зверя и стал походить на Бога — на Христа.
Природа внутри себя жива и осмысленна, но омрачена присутствием сил лукавого.
Вечность начинается в культуре.
Не будешь следить за собой, дисциплинируя себя — перестанешь сознавать себя, центр жизни перейдёт к другой личности. — «Растрата человеческих сил не может не сопровождаться истощением, которое в конце концов должно привести к потере центра в человеческой личности, личности, которая перестала себя дисциплинировать. Такая человеческая личность должна постепенно перестать сознавать себя, свою самость, свою особость.»
Абсолютное может осуществиться в этой жизни при условии святости как совершенной отдачи себя Богу и Его чудесного благодатного посещения. Чем больше преданных и послушных, тем масштабнее чудо.
Разрешение земной жизни и её смысла — в её конечности и потусторонней, загробной перспективе и воскресении мертвых.
Христианство осуществилось в страдальческой судьбе святых. Святость есть упразднение мира сего, раскрытие великой тайны внутреннего Царствия Божия.
Когда читал (одновременно Соне «Самопознание») очень живо приснился Бердяев — говорил о своей противоречивости… В «Фоме» тогда же вышла статья о нём, Бердяева цитировал Патриарх Кирилл на 1030-летие Крещения Руси и в «Новостях» Кирилл Клеймёнов (о том, что цветы не растут на газоне и о том, что культура — главное в человеческом бытии). В книге встречаются переклички с актуальными духовными вопросами моей внутренней текущей жизни, в духе святых отцов (о необходимости духовной дисциплины и аскезы, под угрозой потери бытийного суверенитета, осознания моей личностью самой себя и др.) Книга заканчивается призывом к покаянию и зовёт к религиозному преображению жизни. Всё это вместе заставляет меня говорить о спасении и помиловании Богом этого человека — за его искренность и любомудрие — любовь к мудрости, а мудрость от Бога и у Бога (как сам он писал про себя, что единственная причина, которую он видит в себе, по которой его могут помиловать в вечности — это жажда истины и правды) — и о полезности его творений и соприкосновения с его внутренним миром. Упокой его душу, Господи!…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия любви мужчины и женщины. Заметки на полях к избранным работам Н. А. Бердяева предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других