Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов

Эдди Маклейни, 2008

Книга об основах бухгалтерского учета и финансов. Основное внимание в книге уделено не техническим аспектам подготовки бухгалтерской отчетности, а принципам и понятиям, а также тому, как применять анализ финансовой информации на практике при принятии решений. Издание полностью приведено в соответствие с требованиями МСФО.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Финансовый учет

Глава 2

Оценка и отражение в отчетности финансового положения компании

Введение

Из предыдущей главы вы узнали, что существует два вида бухгалтерского учета — финансовый и управленческий. В этой главе и главах 3–5 мы рассмотрим три основные формы финансовой отчетности, подготовка которых является главной задачей финансового учета. Сначала мы остановимся на общих моментах и покажем, что они дают для оценки финансового положения и результатов деятельности компании, а затем более детально разберем одну из форм финансовой отчетности — баланс. Мы расскажем, как и по каким принципам его составляют, какое значение он имеет для принятия решений.

Цели

Изучив эту главу, вы сможете:

• охарактеризовать особенности и назначение трех основных форм финансовой отчетности;

• составить простой баланс и интерпретировать содержащуюся в нем информацию;

• перечислить основные принципы построения бухгалтерского баланса;

• описать недостатки баланса как способа отражения финансового положения компании.

Активы, денежные средства и прибыль

Как было отмечено в главе 1, большинство людей участвуют в бизнесе с целью приумножения состояния, т. е. для улучшения собственного экономического положения. Это в равной мере относится и к тем, кто создает компанию за свой собственный счет (единоличные собственники), и к тем, кто создает компанию совместно с другими участниками (партнерами или акционерами). Из этого стремления к приумножению состояния вытекает ряд важных практических вопросов, в частности:

• как оценить размер активов, созданных за определенный период времени?

• есть ли разница между созданием активов и получением прибыли?

• создание активов — это увеличение количества денежных средств в конце периода по сравнению с его началом?

• есть ли разница между активами компании и состоянием собственников?

Попытаемся ответить на эти и другие вопросы в данной главе.

Основные формы финансовой отчетности

Основные формы финансовой отчетности призваны характеризовать финансовое положение и результаты деятельности компании. Для этого система бухгалтерского учета компании с определенной периодичностью генерирует три определенных отчета, которые дают ответы на следующие вопросы:

• какое движение (т. е. приход и расход) денежных средств имело место в тот или иной период?

• какие активы (т. е. прибыль) компания приобрела или потеряла за тот или иной период? (Прибыль (или убыток) определяется как увеличение (или уменьшение) активов в результате экономической деятельности.)

• каков размер активов, накопленных к концу того или иного периода, и какую форму имеют эти активы?

К основным формам отчетности относятся:

отчет о движении денежных средств;

отчет о прибылях и убытках;

баланс (также называемый отчетом о финансовом положении).

Вместе они дают картину финансового состояния компании.

Пожалуй, лучший способ ознакомиться с финансовой отчетностью — изучить отчеты какой-нибудь очень простой компании. Так можно узнать, какую информацию содержит каждая форма отчетности. Следует отметить, что, хотя мы начинаем с простой компании, рассматриваемые принципы применимы и к более сложному бизнесу, поэтому мы будем иметь с ними дело и в последующих главах.

Пример 2.1

Пол никак не мог найти себе работу и решил открыть свое дело. Приближалось Рождество, и он решил купить у местного поставщика упаковочную бумагу для подарков и продавать ее с лотка. В магазинах упаковочная бумага стоила дорого, и Пол увидел в этом для себя хорошую деловую возможность.

Начальный капитал Пола составлял £40. В понедельник, первый день торговли он купил упаковочную бумагу на £40 и продал ¾ того, что купил, за £45.

Какое движение денежных средств имело место в понедельник?

Для понедельника можно составить следующий отчет о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств за понедельник, £

Денежные средства, внесенные Полом — 40

Денежные средства, поступившие от продажи упаковочной бумаги — 45

Денежные средства, потраченные на покупку упаковочной бумаги — (40)

Исходящий остаток денежных средств — 45

Отчет показывает, что Пол вложил в дело £40. Его предприятие получило от клиентов £45, но ему пришлось заплатить £40 за покупку упаковочной бумаги. В результате в понедельник к вечеру осталось £45. Обратите внимание на то, что мы используем стандартный подход и приводим вычитаемые суммы (в данном случае £40) в скобках. В примерах финансовых отчетов, представленных в главах этой книги, мы будем все время применять такой подход.

Какая прибыль была получена в понедельник?

Чтобы показать прибыль, полученную в понедельник, можно составить отчет о прибылях и убытках. Эта прибыль равна разнице между выручкой от продаж и себестоимостью товара (т. е. упаковочной бумаги).

Отчет о прибылях и убытках за понедельник, £

Выручка от продаж — 45

Себестоимость реализованной продукции (¾ от £40) — (30)

Прибыль — 15

Обратите внимание: чтобы определить прибыль, мы вычли из выручки от продаж только себестоимость реализованной упаковочной бумаги, а не всю стоимость закупленной упаковочной бумаги. Стоимость непроданных запасов (в данном случае ¼ от £40, т. е. £10) относится на выручку от будущих продаж.

Какие активы накопил Пол к концу понедельника?

Чтобы определить этот показатель на конец первого дня, можно составить баланс (отчет о финансовом положении), отражающий ресурсы Пола на конец этого дня.

Баланс (отчет о финансовом положении) на конец понедельника, £

Денежные средства (исходящий остаток) — 45

Запасы товаров для перепродажи (¼ от £40) — 10

Итого активы — 55

Капитал — 55

Обратите внимание на термины «активы» и «капитал», которые фигурируют в приведенном выше балансе. Активы — это ресурсы бизнеса (вещи, имеющие ценность для бизнеса), включающие в себя денежные средства и запасы. Термин «капитал» используется в бухгалтерском учете для обозначения инвестиций или доли одного или нескольких собственников (в нашем случае — Пола) в бизнесе. Оба термина будут рассмотрены более детально позднее в этой главе.

Мы видим, что каждая из приведенных выше форм финансовой отчетности отражает свой фрагмент общей картины финансового положения и результатов деятельности компании Пола. Мы начали с того, что показали движение денежных средств. Денежные средства — ценный ресурс, необходимый для эффективной работы любой компании. Деньги необходимы, чтобы рассчитываться по долгам, срок которых наступил, и приобретать другие ресурсы (например, запасы). Деньги называют «кровью бизнеса», и пользователи финансовой отчетности обычно пристально следят за движением денежных средств компании.

Очевидно, однако, что один отчет о движении денежных средств не дает полного представления о финансовом положении компании. Данные только об изменении во времени остатков денежных средств не позволяют оценить полученную компанией прибыль. Этот аспект деятельности характеризует отчет о прибылях и убытках. Из него, в частности, видно, что в течение понедельника была получена прибыль £15, а остаток денежных средств увеличился лишь на £5. Остаток денежных средств не вырос на сумму полученной прибыли, поскольку часть полученных активов (£10) находится в форме запасов.

Чтобы получить представление о совокупных активах компании, составляют баланс на конец дня. Денежные средства — лишь одна из форм, в которой могут находиться активы. В нашем случае помимо денег у компании есть еще и запасы. Поэтому, составляя баланс, мы должны отразить обе формы активов. У крупной компании активы могут иметь и другие формы, такие как земля и постройки, оборудование, транспортные средства. Но вернемся к нашему примеру.

Пример 2.1 (продолжение)

Во вторник Пол купил упаковочную бумагу еще на £20 и сумел продать ее и ранее приобретенные запасы за £48. Отчетность для вторника будет выглядеть следующим образом.

Отчет о движении денежных средств за вторник, £

Входящий остаток (остаток на конец понедельника) — 45

Денежные средства, поступившие от продажи упаковочной бумаги — 48

Денежные средства, потраченные на покупку упаковочной бумаги — (20)

Исходящий остаток — 73

Отчет о прибылях и убытках за вторник, £

Выручка от продаж — 48

Себестоимость реализованной продукции (£20 + £10) — (30)

Прибыль — 18

Баланс на конец вторника, £

Денежные средства (исходящий остаток) — 73

Запасы товаров для перепродажи —

Итого активы — 73

Капитал — 73

Как видим, к концу вторника ресурсы бизнеса увеличились до £73. По сравнению с предыдущим днем они выросли на £18 (£73 — £55), т. е. на сумму прибыли, полученной во вторник и показанной в отчете о прибылях и убытках.

Задание 2.1

В среду Пол купил еще бумагу на £46, но пошел дождь, и продажи упали. Продав половину своих запасов за £32, Пол решил прекратить торговлю до следующего дня. Попытайтесь самостоятельно составить три финансовых отчета для компании Пола за среду.

Отчет о движении денежных средств за среду, £

Входящий остаток (остаток на конец вторника) — 73

Денежные средства, поступившие от продажи упаковочной бумаги — 32

Денежные средства, потраченные на покупку упаковочной бумаги — (46)

Исходящий остаток — 59

Отчет о прибылях и убытках за среду, £

Выручка от продаж — 32

Себестоимость реализованной продукции (½ от £46) — (23)

Прибыль — 9

Баланс на конец среды, £

Денежные средства (исходящий остаток) — 59

Запасы товаров для перепродажи (½ от £46) — 23

Итого активы — 82

Капитал — 82

Обратите внимание, что активы компании выросли на £9 (т. е. на сумму полученной в среду прибыли), хотя остаток денежных средств уменьшился. Это объясняется тем, что теперь активы имеют преимущественно форму запасов, а не денежных средств.

Как видим, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств показывают изменение (соответственно, активов и остатков денежных средств), произошедшее за тот или иной период (день, месяц или год). А баланс отражает финансовое положение компании на тот или иной момент времени.

Это различие иллюстрирует рис. 2.1. Комплект форм отчетности — отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и баланс — нередко называют итоговой отчетностью.

Для внешних пользователей (а это практически все за исключением руководителей компании) эта отчетность обычно носит ретроспективный характер, поскольку она основана на данных о прошлых событиях и операциях. Такая отчетность полезна для получения представления о прошлых результатах деятельности и выявления тенденций, имеющих определяющее значение для будущих результатов. Вместе с тем отчетность можно составить и на основе прогнозных данных, с тем чтобы оценить возможную будущую прибыль, денежные потоки и т. д. Как правило, такую отчетность готовят только с целью принятия решений внутри компании, как будет показано в главе 9. Обычно руководители неохотно предоставляют подобную отчетность внешним пользователям, поскольку она может раскрывать информацию, ценную для конкурентов.

Теперь, когда вы получили общее представление о финансовой отчетности, мы можем подробнее рассмотреть каждую из ее форм. В главе 3 мы расскажем об отчете о прибылях и убытках, а в главе 5 — об отчете о движении денежных средств (В главе 4 рассматриваются баланс и отчет о прибылях и убытках для компаний с ограниченной ответственностью.)

Баланс

Цель составления баланса — показать финансовое положение компании на тот или иной момент времени (именно поэтому баланс иногда называют отчетом о финансовом положении). Ранее мы видели, что баланс раскрывает формы, которые имеют активы компании, и показывает, сколько именно средств приходится на каждую из этих форм. Однако баланс показывает не только активы компании, но и ее пассивы. И прежде чем мы сможем приступить к анализу баланса, нам нужно выяснить, что означают эти понятия.

Активы

Активы компании — это, главным образом, ее ресурсы. Классифицировать тот или иной ресурс как актив в целях бухгалтерского учета можно в том случае, если он обладает следующими характеристиками:

способностью приносить в будущем какую-либо выгоду. Иначе говоря, он должен иметь определенную будущую стоимость. Эта стоимость может возникать в результате его использования, сдачи в аренду или продажи. Поэтому устаревшие станки считаются активами, если их можно продать на металлолом, и не считаются таковыми, если продать их на металлолом нельзя;

эксклюзивное право на эту выгоду должно принадлежать компании. Если у нее такого права нет, то ресурсы не могут считаться активами. Для компании, которая устраивает прогулки на катерах, система каналов может быть очень ценным ресурсом, но поскольку пользоваться этими каналами может не только она, то они не могут считаться ее активами (однако принадлежащие компании катера, безусловно, — ее активы);

возможность получать эту выгоду должна быть результатом определенной прошлой сделки или события. Это означает, что выгода возникает благодаря уже совершенной сделке (или иному произошедшему событию), а не просто должна появиться в будущем. Так, если компания заключила договор на покупку станков, которые она получит только в будущем, то это не означает, что станки стали ее активами;

активы должны допускать оценку в денежном выражении. Если что-то нельзя достаточно достоверно оценить в денежном выражении, то это нельзя считать активами и включать в баланс. Так, название журнала (например, Hellow! или Vogue), придуманное издателем, может быть очень ценным для издательского бизнеса, но, как правило, трудно поддается количественной оценке. Следовательно, его нельзя считать активом.

Обратите внимание на то, что должны выполняться все четыре условия. Если хотя бы одно из них не выполняется, ресурс нельзя классифицировать как актив в целях бухгалтерского учета и включать в баланс.

Как видим, перечисленные выше условия жестко ограничивают характер ресурсов, которые могут рассматриваться в балансе как актив. Совершенно очевидно, что не все ресурсы, используемые компанией, являются ее активами в целях бухгалтерского учета. Ресурсы вроде системы каналов и названия журнала — это, конечно, активы в широком смысле слова, но не с точки зрения бухгалтерского учета. Если компания приобретает актив, то он считается таковыми только до тех пор, пока приносит выгоду или пока компания не реализует его тем или иным образом.

Задание 2.2

Укажите, что из нижеперечисленного можно показать в балансе компании в качестве активов. Объясните свой выбор.

1. Один клиент должен компании £1000, но не в состоянии погасить свой долг.

2. Компания купила у изобретателя патент, теперь она сможет выпустить новый вид продукции, и ее прибыль увеличится.

3. Компания наняла нового директора по маркетингу, который, по всем расчетам, сможет увеличить ее прибыль в следующие три года на 30 %.

4. Компания купила станок, благодаря которому сможет ежегодно экономить £10 000. Компания уже использует этот станок, хотя он куплен в кредит и до сих пор не оплачен.

На эти вопросы вы должны ответить следующим образом.

1. Обычно, если компании рассчитывают на то, что клиент с ними когда-нибудь расплатится, они показывают сумму долга как актив в разделе «дебиторская задолженность». Однако в этом случае дебитор неплатежеспособен. Поэтому компания не получит выгоды, и причитающаяся ей £1000 не является активом. Долги, которые невозможно взыскать, называют «безнадежными».

2. Приобретенный патент удовлетворяет всем перечисленным выше критериям, поэтому может считаться одним из видов активов.

3. Приглашение нового директора по маркетингу нельзя рассматривать как приобретение активов, поскольку компания не имеет эксклюзивных прав на этого директора (хотя и имеет такие права на предоставляемые им услуги). К тому же достаточно точно определить стоимость директора в денежном выражении невозможно.

4. Станок и другое оборудование, даже не оплаченное, считаются активами. Как только компания согласилась купить станок и получила его, он уже принадлежит ей по праву независимо от того, расплатилась она за него или нет (как мы увидим ниже, ее задолженность перед поставщиком будет показана как пассив).

В качестве активов в балансе компании чаще всего фигурируют следующие статьи:

• здания и сооружения;

• машины и оборудование;

• приборы и приспособления;

• патенты и торговые марки;

• дебиторская задолженность;

• ссуды, предоставленные компанией.

Задание 2.3

Назовите еще какие-нибудь статьи, которые могут фигурировать в балансе компании в качестве активов.

Можно назвать целый ряд статей. До этого момента мы имели дело только с двумя, которые фигурировали в предприятии Пола по продаже упаковочной бумаги (в примере 2.1), а именно запасы и денежные средства в банке.

Обратите внимание, что активами могут быть не только физические ресурсы, но и нематериальные права на определенные блага. Активы, которые обладают материальной субстанцией, называют материальными. Активы, которые не обладают материальной субстанцией, но могут принести выгоду, например патенты, называются нематериальными.

Пассивы

Пассивы — это обязательства компании предоставить другой стороне денежные средства или другие блага. Пассив возникает в том случае, если другая сторона предоставляет компании средства для использования. Различают два вида пассивов:

капитал — права собственника или собственников на активы компании. Может возникнуть вопрос, как у собственника компании могут быть права на ее активы, особенно если речь идет о бизнесе, принадлежащем одному лицу, которое, по сути, и есть сам бизнес. Однако в целях бухгалтерского учета необходимо четко различать компанию, каким бы ни был ее размер, с одной стороны, и ее собственника или собственников — с другой. Считается, что компания существует отдельно от ее собственника, и это в равной мере относится и к компаниям, принадлежащим одному лицу, например к компании продавца упаковочной бумаги Пола из примера 2.1, и к таким крупным фирмам, как Marks and Spencer. Компанию считают самостоятельным юридическим лицом, и когда она готовит финансовую отчетность, то это отчетность компании, а не собственника или собственников. Это означает, что баланс должен отражать финансовое положение компании как самостоятельного юридического лица. И с этой точки зрения все внесенные собственником средства нужно считать поступившими со стороны, а в балансе компании они должны фигурировать как пассивы.

Итак, компания и собственники разделяются в целях бухгалтерского учета независимо от характера и размера бизнеса. Использование раздела, раскрывающего информацию о капитале, также в целом не зависит от характера бизнеса. Как будет показано в главе 4, в компаниях с ограниченной ответственностью капитал должен анализироваться с целью выяснения происхождения каждой его части. Например, компании должны разделять ту часть капитала, которая состоит из нераспределенной прибыли, и ту часть, которая складывается из денежных взносов собственников, обычно платы за приобретенные акции компании;

обязательства представляют собой права на активы компании физических лиц и организаций, помимо собственников, которые возникли в результате прошлых операций и событий, например если компания взяла кредит или ей были поставлены товары. При расчетах по обязательствам обычно происходит отток активов (чаще всего денежных средств).

Если у компании появляются пассивы, то они остаются таковыми, пока не будут погашены обязательства.

Теперь, когда мы знаем, что такое активы и пассивы, можно выяснить, какая между ними существует связь. А связь эта прямая и очень простая: чтобы приобрести активы, компания должна найти необходимые для этого средства, которые она может получить либо у собственников, либо у внешних сторон, либо у тех и других. Рассмотрим эту связь на примере одной компании (пример 2.2).

Пример 2.2

Начальный капитал Jerry & Co. — £20 000, которые были положены на ее счет в банке 1 марта. Предположим, что одну часть этих средств (£6000) предоставил ее собственник, а другую (£14 000) — кредитор. В результате у компании возникла задолженность и перед собственником (капитал), и перед кредитором (обязательство). Если составить баланс Jerry & Co. после этих операций, то он будет выглядеть следующим образом.

Jerry & Co. Баланс по состоянию на 1 марта, £

Активы

Денежные средства в банке — 20 000

Итого активы — 20 000

Пассивы

Капитал — 6 000

Обязательства (заимствования) — 14 000

Итого капитал и обязательства — 20 000

Из этого баланса мы видим, что совокупные активы равны совокупным пассивам, поэтому мы можем написать следующее уравнение:

Активы = Капитал + Обязательства

Это уравнение, которое часто называют уравнением баланса, справедливо для любого баланса. Какие бы изменения ни происходили с активами или пассивами компании, одновременно обязательно происходят и компенсирующие изменения, которые восстанавливают равновесие двух частей баланса. Рассмотрим следующие операции Jerry & Co.

2 марта за £5000 куплен и оплачен чеком автофургон.

3 марта куплены в кредит на один месяц товары для перепродажи на £3000. (Это означает, что товары покупаются 3 марта, но расчет с поставщиком за них будет произведен только 3 апреля.)

4 марта уплачено кредиторам £2000.

6 марта собственник компании внес на ее банковский счет еще £4000.

Если мы составим балансы Jerry & Co. на конец каждого из этих дней, то сможем проследить влияние каждой операции на ее активы и пассивы. Баланс по состоянию на 2 марта будет выглядеть следующим образом.

Jerry & Co. Баланс по состоянию на 2 марта, £

Активы

Денежные средства в банке (20 000 — 5000) — 15 000

Автофургон — 5 000

Итого активы — 20 000

Пассивы

Капитал — 6 000

Обязательства (заимствования) — 14 000

Итого капитал и обязательства — 20 000

Как видим, покупка автофургона привела к уменьшению остатка денежных средств в банке на £5000 и появлению в балансе нового актива. Общая сумма активов осталась неизменной, изменилась только их структура. Пассивы компании остались теми же, поскольку изменений в финансировании компании не произошло. Баланс по состоянию на 3 марта будет выглядеть следующим образом.

Jerry & Co. Баланс по состоянию на 3 марта, £

Активы

Денежные средства в банке (20 000 — 5000) — 15 000

Автофургон — 5 000

Запасы — 3 000

Итого активы — 23 000

Пассивы

Капитал — 6 000

Обязательства (заимствования) — 14 000

Обязательства (кредиторская задолженность) — 3 000

Итого капитал и обязательства — 23 000

Покупка товаров привела к тому, что в балансе появился новый актив (запасы). Кроме того, поскольку товары еще не были оплачены, пассивы компании увеличились на £3000, которые компания должна поставщику (в балансе эта статья обозначается как кредиторская задолженность).

Задание 2.4

Попытайтесь составить баланс Jerry & Co. на 4 марта.

После уплаты части долга баланс по состоянию на 4 марта будет выглядеть следующим образом.

Jerry & Co. Баланс по состоянию на 4 марта, £

Активы

Денежные средства в банке (15 000 — 2000) — 13 000

Автофургон — 5 000

Запасы — 3 000

Итого активы — 21 000

Пассивы

Капитал — 6 000

Обязательства (заимствования, 14 000 — 2000) — 12 000

Обязательства (кредиторская задолженность) — 3 000

Итого капитал и обязательства — 21 000

Уплата кредитору £2000 привела к снижению остатков на счете в банке на £2000 и уменьшению пассивов на ту же сумму.

Задание 2.5

Попытайтесь составить баланс Jerry & Co. на 6 марта.

Jerry & Co. Баланс по состоянию на 6 марта, £

Активы

Денежные средства в банке (13 000 + 4000) — 17 000

Автофургон — 5 000

Запасы — 3 000

Итого активы — 25 000

Пассивы

Капитал (6000 + 4000) — 10 000

Обязательства (заимствования, 14 000 — 2000) — 12 000

Обязательства (кредиторская задолженность) — 3 000

Итого капитал и обязательства — 25 000

Когда собственник сделал новый взнос на счет компании в банке, это привело к росту капитала на £4000 и росту денежных средств в банке на ту же сумму.

Этот пример показывает, что уравнение баланса (активы = капитал + обязательства) всегда выполняется. Объясняется это так: чтобы приобрести активы, компания должна привлечь средства в сумме, эквивалентной стоимости этих активов. Эти средства ей могут предоставить либо собственники (капитал), либо внешние стороны (обязательства), либо те и другие. Поэтому общая стоимость приобретенных активов всегда должна быть равна сумме капитала и обязательств.

На практике компании не составляют балансы на конец каждого дня, как это сделано в приведенном выше примере. Поскольку за день заключается слишком мало сделок, это было бы нерационально. В примере мы хотели показать влияние каждой операции на баланс. Как правило, баланс компании составляется на конец того или иного отчетного периода. При определении продолжительности этого периода обычно затраты на подготовку этой информации сопоставляют с возможными выгодами от ее использования при принятии решений. На практике у разных компаний разные отчетные периоды — месяц, квартал, полугодие или год. Внешним пользователям чаще всего предоставляют годовую отчетность (хотя некоторые крупные компании отчитываются чаще). Однако для собственных руководителей во многих компаниях финансовая отчетность составляется ежемесячно.

Влияние продаж на баланс

В предыдущем примере мы видели, как влияют на баланс компании такие операции, как покупка активов за наличные или в кредит, погашение задолженности и вливание капитала. Однако мы еще не рассматривали такую операцию, как продажа. Чтобы показать влияние продаж на баланс, вернемся к нашему примеру.

Пример 2.2 (продолжение)

Мы составили для Jerry & Co. следующий баланс на 6 марта.

Jerry & Co. Баланс по состоянию на 6 марта, £

Активы

Денежные средства в банке (13 000 + 4000) — 17 000

Автофургон — 5 000

Запасы — 3 000

Итого активы — 25 000

Пассивы

Капитал (6000 + 4000) — 10 000

Обязательства (заимствования) — 12 000

Обязательства (кредиторская задолженность) — 3 000

Итого капитал и обязательства — 25 000

Предположим, что 7 марта компания сумела продать все свои запасы за £5000 и сразу же получила от клиента чек на эту сумму. После этой операции ее баланс по состоянию на 7 марта будет выглядеть следующим образом.

Jerry & Co. Баланс по состоянию на 7 марта, £

Активы

Денежные средства в банке (17 000 + 5000) — 22 000

Автофургон — 5 000

Запасы —

Итого активы — 27 000

Пассивы

Капитал (10 000 + (5000–3000)) — 12 000

Обязательства (заимствования) — 12 000

Обязательства (кредиторская задолженность) — 3 000

Итого капитал и обязательства — 27 000

Мы видим, что запасы (£3000) теперь в балансе не фигурируют, но остаток на банковском счете увеличился на стоимость реализованной продукции (£5000). Поэтому активы выросли на £2000 (т. е. на £5000 — £3000). Этот рост представляет собой чистый рост активов (прибыли) компании от реализации продукции. Обратите внимание и на то, что одновременно с ростом активов компании увеличился на £2000 и ее капитал. Это увеличение капитала отражает тот факт, что рост активов в результате торговых и иных операций выгоден собственникам и увеличивает их долю в компании.

Задание 2.6

Как изменился бы баланс компании, если бы 7 марта компания продала свои запасы не за £5000, а за £1000?

Баланс по состоянию на 7 марта выглядел бы следующим образом.

Jerry & Co. Баланс по состоянию на 7 марта, £

Активы

Денежные средства в банке (17 000 + 1000) — 18 000

Автофургон — 5 000

Запасы —

Итого активы — 23 000

Пассивы

Капитал (10 000 + (1000–3000)) — 8 000

Обязательства (заимствования) — 12 000

Обязательства (кредиторская задолженность) — 3 000

Итого капитал и обязательства — 23 000

Как видим, запасы (£3000) в балансе не фигурировали бы, но денежные средства в банке увеличились бы только на £1000. В результате произошло бы сокращение активов на £2000. Это сокращение представляет собой убыток от продаж, который приводит к уменьшению капитала собственника.

Таким образом, мы видим, что любое уменьшение активов (т. е. убытки) в результате продаж или других операций приводит к сокращению доли собственника в капитале компании. Чтобы сохранить свои активы на уровне 6 марта, компании нужно привлечь дополнительные средства собственников или кредиторов, или тех и других.

Таким образом, уравнение баланса можно записать в следующем более развернутом виде:

Активы (на конец периода) = Капитал (сумма на начало периода + Прибыль (или — Убыток) за период) + Обязательства (на конец периода)

(Это уравнение предполагает, что собственник не производит ни пополнений, ни изъятий капитала в течение периода.)

Прибыль (или убыток) за период показана в балансе отдельно как то, что плюсуется к капиталу (или вычитается из него). Все средства, внесенные или изъятые собственником на личные или другие нужды, тоже влияют на капитал, но показываются отдельно. Когда это происходит, пользователям финансовой отчетности предоставляется более полная информация. Если бы компания продала свои запасы за £5000, а собственник изъял £1500 на личные нужды, то капитал следовало бы показать в балансе следующим образом:

Если бы были изъяты денежные средства, то их остаток в балансе уменьшился бы на £1500.

Обратите внимание, что размер капитала, как и прочих статей баланса, — величина кумулятивная. Это означает, что вся полученная, но не изъятая собственником или собственниками прибыль остается в компании. За счет этой нераспределенной прибыли компания расширяет свою деятельность.

Классификация активов

Если бы статьи баланса приводились в произвольном порядке, активы с одной стороны, а пассивы с другой, это, несмотря на математическую корректность представления, затрудняло бы чтение баланса. Чтобы пользователям было легче понять представленную информацию, активы и пассивы обычно группируют по категориям. Активы могут классифицироваться как оборотные и внеоборотные.

Оборотные активы

Оборотные активы — это ресурсы, которыми компания владеет непродолжительное время. Точнее говоря, к ним относятся активы, обладающие хотя бы одним из следующих признаков:

• их держат в целях продажи или потребления в ходе обычной производственной деятельности компании;

• они должны быть проданы в течение года;

• их держат, прежде всего, в целях продажи;

• это денежные средства или эквиваленты денежных средств, например легко реализуемые краткосрочные инвестиционные инструменты.

Чаще всего к оборотным активам относятся товарно-материальные запасы, суммы, причитающиеся с клиентов за поставленные в кредит товары и оказанные услуги (или дебиторская задолженность), а также денежные средства.

Отметим, что большинство продаж осуществляются компаниями в кредит. Иначе говоря, передача товаров или предоставление услуг клиентам осуществляется в один момент времени, а их оплата производится позже. Розничные продажи — единственное существенное исключение из этого общего правила.

У компаний, которые продают товары, в отличие от предоставления услуг, разные виды оборотных активов — запасы, дебиторская задолженность и денежные средства — взаимосвязаны друг с другом. Они циркулируют, как показано на рис. 2.2. Мы видим, что денежные средства можно использовать для покупки товаров, а товары можно продать в кредит. Когда торговые дебиторы погасят свою задолженность, компания получит денежные средства, на которые можно снова купить товары, и т. д.

У компаний, которые занимаются исключительно предоставлением услуг, ситуация аналогична за исключением того, что исчезает статья «запасы».

Внеоборотные активы

Внеоборотные активы (которые также называют долгосрочными активами) — это те ресурсы, которые не подпадают под определение оборотных активов. Обычно внеоборотные активы держат для осуществления долгосрочных операций.

Разделение активов, которые непрерывно циркулируют в компании, и активов, которые используются для долгосрочных операций, полезно при оценке адекватности состава имеющихся активов. Для эффективного функционирования большинству компаний необходимо определенное количество активов обеих групп.

Задание 2.7

Назовите какие-нибудь два вида активов, которые можно считать внеоборотными в страховой компании.

К числу активов, которые можно классифицировать как внеоборотные, относятся следующие:

• недвижимость;

• транспортные средства;

• компьютеры;

• программное обеспечение;

• справочники;

• мебель.

Но этим список внеоборотных активов не исчерпывается. Можно назвать и другие.

Проблемы, связанные с классификацией активов

Важно понимать, что отнесение ресурса к категории оборотных или внеоборотных активов зависит от характера бизнеса, поскольку разные компании приобретают и держат одни и те же активы с разными целями. Например, если у автомобильной компании есть запас готовой продукции для продажи, то для нее эти автомобили оборотные активы. А если какая-нибудь компания использует автомобили для перевозок, то она считает их своими внеоборотными активами.

Задание 2.8

Крупное рекламное агентство Kunalun and Co. располагает следующими активами:

деньги в банке;

приборы и приспособления;

офисное оборудование;

транспортные средства;

недвижимость;

компьютерное оборудование;

незавершенное производство (т. е. частично выполненные заказы клиентов).

Что из перечисленного можно, по вашему мнению, отнести к внеоборотным, а что — к оборотным активам?

На этот вопрос вы должны ответить следующим образом.

Внеоборотные активы

Приборы и приспособления

Офисное оборудование

Транспортные средства

Недвижимость

Компьютерное оборудование

Оборотные активы

Деньги в банке

Незавершенное производство

Классификация пассивов

Как мы уже видели, пассивы обычно делят на капитал (права собственника) и обязательства (права внешних сторон). Обязательства, в свою очередь, классифицируются как краткосрочные и долгосрочные.

Краткосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства — суммы, подлежащие уплате в краткосрочной перспективе. Точнее говоря, это обязательства, которые обладают хотя бы одним из следующих признаков:

• они погашаются в пределах обычного производственного цикла компании;

• они подлежат погашению в течение 12 месяцев с даты того баланса, в котором впервые появились;

• их держат, прежде всего, в торговых целях;

• компания не имеет права задерживать их погашение больше 12 месяцев с даты того баланса, в котором они впервые появились.

Долгосрочные обязательства

Долгосрочные обязательства — это подлежащие уплате суммы, которые не подпадают под определение краткосрочных обязательств.

Проблемы, связанные с классификацией пассивов

Обратите внимание на то, что долгосрочные обязательства могут превращаться в краткосрочные. Так, заимствования, срок которых наступает через 18 месяцев с даты определенного баланса, отражаются как долгосрочные обязательства, однако, если компания не погасит их досрочно, то в балансе годом позже они будут классифицироваться уже как краткосрочные обязательства.

Такая классификация обязательств помогает пользователю получить более ясное представление о способности компании рассчитываться по долгам при наступлении срока (т. е. по требованиям, которые нужно удовлетворять незамедлительно). Размер краткосрочных обязательств (т. е. суммы, причитающиеся к уплате в течение нормального операционного цикла) сравнивают со стоимостью оборотных активов (т. е. активов, которые либо находятся в форме денежных средств, либо примут форму денежных средств в течение того же периода).

Классификация обязательств должна также показывать, как компания привлекает долгосрочное финансирование. Если финансирование бизнеса осуществляется за счет долгосрочных заимствований, то возрастают связанные с компанией финансовые риски. Это происходит из-за того, что заимствования предполагают выплату процентов и погашение основной суммы долга, и деятельность компании может быть прекращена в случае невыполнения обязательств по заимствованиям. Таким образом, при привлечении долгосрочного финансирования компания должна соблюдать определенное соотношение между долгосрочными обязательствами и собственным капиталом. Этот вопрос будет рассмотрен более детально в главе 6.

Задание 2.9

Приведите примеры краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Примерами краткосрочных обязательств могут служить суммы, причитающиеся за поставленные в кредит товары (так называемая кредиторская задолженность, или торговые кредиторы), и банковский овердрафт (форма краткосрочного банковского кредита, который погашается по первому требованию). Примером долгосрочного обязательства является долгосрочный кредит.

Структура баланса

Теперь, когда вы познакомились с классификацией активов и обязательств, можно перейти к рассмотрению структуры баланса. Существует множество способов представления информации в балансе, но на практике крупные и известные компании используют лишь одну структуру баланса. Мы придерживались именно ее, когда составляли баланс Jerry & Co. Более развернутый баланс, имеющий такую структуру, приведен в примере 2.3.

Статьи в каждой категории активов (внеоборотных и оборотных) приводятся в порядке возрастания ликвидности (возможности обращения в денежные средства). Поэтому наименее ликвидные активы указаны первыми, а наиболее ликвидные — последними. В случае внеоборотных активов на первом месте стоит недвижимость, поскольку этот актив обычно труднее всего обратить в денежные средства, а автофургоны — на последнем, поскольку обычно их легко реализовать. Что касается оборотных активов, то мы уже видели, что запасы превращаются в дебиторскую задолженность, а дебиторская задолженность — в денежные средства. Поэтому в разделе «Оборотные активы» сначала указывают запасы, затем — дебиторы и только в конце — денежные средства. Такой порядок расположения активов является обычным для любой структуры баланса.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я