Христианство, Ислам и негроидная раса. Том I. С введением достопочтенного Сэмюэля Льюиса

Эдвард Уилмот Блайден

Работа африканского социолога Эдварда Уилмота Блайдена является уникальным и глубоким исследованием, охватывающее религиозные, исторические и культурные аспекты отношений между тремя ключевыми факторами, определяющими и формирующими судьбы африканской расы. Автор также определяет ключевые аспекты формирования африканской и афро-американской идентичностей в контексте постоянной дихотомии настоящего и будущего всей расы. Представленное издание содержит перевод избранных глав.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Христианство, Ислам и негроидная раса. Том I. С введением достопочтенного Сэмюэля Льюиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Магометанство и Негроидная раса

Для студентов общедоступной литературы в Европе и США, за последние несколько лет включительно, Восток — самый востребованный регион в рамках религии и политики, в литературе и учении, хоть и узнаваем данный регион только из-за известных имён. Восточный мир обнаружен как неизгладимое сырье на вооружение студентам в практических достижениях. Для студентов Восточный мир предоставил поле настолько маленькой перспективы, что молодой ум едва ли покинул пределы отдалённого обзора, что казалось для него бескрайней и не годной территорией. Но благодаря необходимости торговой деятельности, благотворному рвению и научному толчку, Восток ежедневно становиться «ярче видимым и лучше понимаемым», не только из-за его внешней жизни, но и благодаря тем особенным аспектам, в религии и форме правления, войне и политике, отличающие Восточные от Западных рас. Это недавно было сформулировано высокопоставленными властями следующим образом:

«Хорошее знание языков, взглядов, истории и памятников Восточных наций больше не излишество, а необходимость».

Так, поездки, за последние десять лет, Восточных Правителей в Европу — Султана из Турции, Хедива из Египта, Шаха из Персии, и Сеида из Занзибара — стимулировали в обыденном понимании к более оживлённому любопытству по поводу характера, условия, и влияния Магометанских стран.

Отходя от заезженных маршрутов в Римскую и Греческую Античность, по соображениям, в основном, материального характера, и отклоняясь к тропам которые, ранее, были протоптаны, только такими увлеченными пионерами как Сэр Уильям Джонс, студент из Запада обнаруживает более редкую и ценную награду чем он предполагал. И даже те, у кого нет возможности ознакомиться с восточными языками, находят достаточно в переводах — несоответствие и неудовлетворённость, как зачастую бывает — для вдохновения своих стремлений не только в качестве обогащения своего знакомства с восточными предметами, но и чтобы передать собранные по крупицам знания другим.

К более позднему классу принадлежит Мистер Р. Боусворт Смит, автор работы предшествующей нашей16. Он даёт нам информацию о начальном этапе что, «единственный опыт, который он рискнул потребовать от себя» в качестве писаря о Исламе, «это симпатический интерес к этому предмету и проявляющиеся в его работе», какой она являлась, «стала основной производной из изучения книг на европейских языках».

Мистер Боусворт Смит, который получил образование в одном из английских университетов, существующий всего 12 лет, привел нас к заключению каким образом может быть и как именно может быть классифицирован этот, относительно молодой человек, в свете самых ранних и примерных результатов своей деятельности, из-за возросшей активности в изучении востока где Доктор Бирч рассказывал нам что это «знаменует под собой прогресс цивилизации». И если он открывает истину, делая выводы на основании исследований Арман-Пьера Коссен де Персеваля, Алоиса Шпренгера, Уильяма Мьюра и Дойча, он может, без скромности, считать себя выше других; потому что мы очень сильно ошибаемся если считаем что его книга не является важной отправной точкой на пути к более терпимому — если не благожелательному — мнению среди востребованных читателей основополагающей веры Восточного мира.

Труды только что упомянутых деятелей были разработаны не для популярности, но написаны ученными для ученных, поддерживающие или вовсе развенчивая теории, по большей части всего лишь, имеющие литературную или историческую важность. Мистер Боусворт Смит принес своей работой не только тщательную оценку касательно литературных и исторических вопросов, но искреннее уважение и откровенное внимание «для более глубоких проблем человеческой души», сохраняя впечатление и полезные взгляды, который он стремится передать своим читателям.

Имеется в виду «что Магометане могут многое почерпнуть от Христиан, и остаться Магометанами; а Христианам нужно кое-чему по крайней мере научиться у Магометан, что сделает их не меньше но больше Христианами чем они были до этого»17.

Мистер Боусворт Смит продолжает обсуждение этого важного предмета, в качестве самоотверженного труда, приступив к выполнению которого, с определенной степенью искренности, ясности, католицизма, и силой аргументации, делают его работу не только исключительно поучительной, но невероятно интересной как свидетельство о тенденции и направлении культивирующей мысли в Англии. Он вошёл в душу исламского образа жизни, но из-за предшествующих трудов Лэйна, Шпренгера, Дойча и Вэила будут поразительны для западного учёного и англичанина в частности, последующие его тезисы.

Например лекция Дина Стэнли по тому же предмету, не смотря на ясность, благодаря широте взгляда, великодушной справедливости и гениальности духа, настолько достойно отличаема от всех писаний этих учёных и христианских богословов, является фрагментарной — обязательно ограниченной в своей области, из-за природы и объёма работы. Мистер Боусворт Смит, далее, должен быть вознаграждён похвалой не только за наличие полных, честных и широко исследуемых практических черт Ислама, но и за предоставленный ясный, беспристрастный и точно выраженный вердикт, влияние — либо признано, либо нет — должно быть прочувствовано во всех отношениях литературного мира. Работы таких авторов как Мараччи, Придо и Уайта в будущем невозможны в полемико-религиозной литературе. Некультурный человек, тем не менее любопытен его нраву, в будущем будет искушён настолько насколько возможно, или как минимум поддастся соблазну по предмету любой религиозной системы к жёсткому, суровому испытанию подобно «прокрустово ложе»18.

И по мере того как в рядах Ислама возникают деятели которые будут подниматься среди его кругов вдохновлённых западным учением, они принимают участие не только в качестве защитников веры, но как и интерпретаторы между восточным и западным миром. И недавно случившиеся события преподнесли некий сюрприз в виде комментария что магометанский писатель должен издавать доступную работу на английском языке «побуждая европейских и христианских мыслителей на их собственную тематическую область размышлений»19. После появления эссе Саида Ахмед-хана, ещё одна работа появилась на английском языке, написанная молодым Мухаммедом, в которой он кратко, умеренно и талантливо, обсудил различные предметы по отношению Ислама который обычно атакуют20.

Но не только за недавний период, как писатель Британского Периодического Издания кажется как бы намекает что Магометане самостоятельно воспользовались силой пера, что бы защитить свою веру. Всегда были и есть сейчас, среди них способные полемисты которые все неизвестны Западу. Например, праздная работа доктора Пфандера, Мизан-аль-Хака, атакует Магометанскую систему, которая была рецензирована на арабском языке Магометанским учёным, Рахмат Аллахом, в мудром и колком ответе, которым он показывает грандиозные знания европейской литературы. И мы так и не увидели попыток ответа на критику работы Рахмат Аллаха. Мы видели копию этой книги в руках западноафриканских магометан в Сьерра-Лионе, читающих и комментирующих количество его единоверцев.

Мы рады отметить что книга Мистера Боусворта Смита была переиздана в США, и что доступная статья на немецком языке о Исламе была перевыпущена в том же томе в качестве дополнения. Они являются подходящими спутниками — par nobile fratrum21. Путешественник, размышляет о визите в магометанские страны, или теологически желая получить ясное представление о религиозной системе, которая формирует судьбу миллионов этой расы, может нести сейчас в своём кармане полный справочник магометанской литературы. Если мы исключим очень значимую статью о «Историческом изложении Корана», написанную в 1832 году, юным обозревателем Мистером Джозефом Эдисоном Александрийским, из Принстона, и доступный «Обзор Корана», Профессором Драпером из университета в Нью-Йорке, в его «Истории интеллектуального развития Европы», американская образованная среда всё ещё, насколько мы осведомлены, не выпустили ничего в этой литературной ветви.

Доля интересной работы представленной сейчас перед нами, которую мы предлагаем более детально рассмотреть, это первая часть лекции которая относиться к отличительным особенностям и влиянию Ислама на Западную и Центральную Африку. Так, Дин Стэнли утверждает:

«Не может быть забыто что Магометанство — единственная высшая религия которая до сих пор прогрессирует на обширном континенте Африки. Независимо от возможной будущей удачи Африканского Христианства, не может быть никаких сомнений, что они будут очень долго подвержены влиянию благодаря их отношениям с самой фанатичной и прозелитической долей Исламского мира и их обращенных неофитов негроидной расы»22.

Если это мнение верно, следовательно Христианский мир не может быть безразличен касаемо обсуждения предмета настолько полного значимости и влияния одной ветви филантропических интересов в которых Христианская Церковь, более чем когда-либо сейчас, вливает свою самую пылкую жизнь23.

Три направления влияния всегда пронизывали негроидною землю; первое, от Египта, через Нубию, в Борну и Хаусу; второе, из Абиссинии в Йоруба и Ашанти; третье, с Варваринских государств пересекая пустыню к Томбукту (Тимбукту). Благодаря первым двум, Египет и Аравия обменивали свою продукцию на сырьевые материалы Судана. Благодаря третьему же, Средиземноморские порты, через Великую Пустыню, имея Томбукту в качестве центра, стали исходной точкой для благосостояния Нигритии24. Даже во времена Геродота, появляется связь между регионами Чада и Средиземноморьем, и ценная продукция собранная в различных центрах благодаря кочующему трафику который до сих пор процветает внутри, разделённый большим количеством караванов, нашли свой путь в качестве финикийских кораблей, в различные страны Европы и Леванта25.

Центральная Африка никогда не была коммерчески отрезана от Европейских и Азиатских деловых связей. Но этого не было до девятого века Христианской эры когда какие-либо знания об истинном Боге начали проникать в Негролэнд26. Акбах (Укба Ибн Нафи), выдающемуся Мусульманскому генералу, принадлежит честь или бесчестье подчинения Северной Африки Исламу. Он начал марш из Дамаска во главе десятитысячной армии последователей-энтузиастов, и за короткое время расширил завоёванную территорию, вдоль берегов Северной Африки, продвигаясь к самому краю Атлантики, чьи клубы дыма были лишь в незначительном поражении его стремительного успеха на Западе27. Но его активность, которая не могла продолжаться на Западе, повернулась на Север и на Юг. И весь последующий ход событий на Юге пересёк огромные пустоши Сахары, проникнув в Судан, и установил центр своего влияния в Томбукту.

Менее чем за век с того момента, несколько крупных негритянских племён поддались влиянию Ислама, и он стремительно сформировал идеи, поведение и историю тех племён, что когда в средние века Ибн Батута, арабский путешественник, посещая те регионы, обнаружил, что Ислам занял твёрдую позицию среди нескольких влиятельных людей и овладел их жизнью и привычками среди всей их бытовой и религиозной «бытовой» политики. Среди похвальных качеств, которые привлекли его внимание в аспекте полученного результата религиозного обращения, он упоминает их преданность к учению Корана, и рассказывает следующие иллюстрированные случаи, которые мы вычитываем в французской версии представленной перед нами:

«Они с большим рвением изучали возвышенный Коран. В случае, если их дети демонстрировали пренебрежение, то им устанавливали кандалы у ног и не снимали их, чтобы они знали, как рассказывать Коран по памяти. В праздник, я стал свидетелем того как молодой человек вошел к судье и увидел своих детей прикованными. «Разве вы не отпустите их?» спросил молодой родитель, обращаясь к судье. Он ответил: «Я сделаю это, как только они выучат Коран наизусть». В другой день, я прошел мимо молодого Негра, с хорошей фигурой, превосходно одетым. Он тащил за собой тяжелую цепь на ногах. Я обратился к моему спутнику: «Что сделал этот парень? Он, что, кого-то убил?» Молодой Негр услышал мои слова и засмеялся. Мне объяснили: «Его приковали только для того, чтобы заставить выучить Коран наизусть»28.

Магометанство в Африке включает в счёт своих рядов в основном активные и инициативные племена. Верование требует в качестве последователей только тех людей у которых есть хоть определённая гражданская форма правления или наличие общественно-организационной связи.

Ислам построил и оккупировал самые огромные города в сердце континента. Его законами регулируются самые могущественные королевства — Фута, Массина, Хауса, Борну, Вадаи, Дарфур, Кордофан, Сеннар и. т. д.

Магометанство выпускает и контролирует самую ценную торговую деятельность между Африкой и иностранными государствами, чему свидетельствует его ежедневное увеличение обращаемых из категории язычников; и это закладывает уважение среди всех африканцев где бы не было известно это учение, даже там где люди не подчиняются влиянию Корана.

Никто не может путешествовать на любые расстояния внутри Западной Африки будучи не пораженными различными аспектами общества, характерными чертами той или иной местности, в зависимости от населения язычников или магометан. Не только в разнице методов правления, но и общими положениями общества и даже развлечениями этих людей. Любовь к шумным танцевальным представлениям настолько заметна в языческих сообществах что это исчезает в людях попавших под влияние Магометанства. Не является фактом и то что «когда Солнце садиться, вся Африка танцует», но возможно тот факт что это происходит из-за отсутствия там влияния Ислама. Те кто однажды получили желаемое удовольствие от захватывающих дух том-томов (там-тамов)29, сейчас возмещают пятью разами в день в Мечети, где они проводят четверть часа, при каждом случае, в религиозной практике. После ежедневного труда они собираются в группы возле Мечети чтобы услышать наизусть чтение Корана в слух, традиционно от одного, или другого чтеца. Так, в преодолении пограничного региона между Сьерра — Леоне и Фута — Джаллоном в 1873 году, мы проходили мимо густонаселенных языческих деревень; и совершаемый переход от них к магометанским районам оказался поразительным. Когда мы покинули язычников, и вошли в магометанское сообщество, мы сразу же заметили что мы вошли в морально-нравственную атмосферу, более благородную, в значительной степени, отличающуюся от той которую мы покинули. Мы обнаружили что характер, чувства и состояние этих людей были до глубины души изменены и улучшены.

Представляется очевидным что, вне зависимости от того что может быть сказано в Коране, до тех пор пока передовыми будут Шаманизм и Фетишизм в африканских племенах которые приняли его — и никто не будет сомневаться что Ислам как вероисповедание представляет колоссальный прогресс не только во всем поле идолопоклонства, но и во всех системах исключительно антропогенного характера — эти племена должны будут развиваться за рамками примитивных условий.

Мы видим что Коран, в своем формате, является важным воспитателем. Он проявляет чудесное влияние среди «примитивных» людей. Он являлся источником для приверженцев своего учения в Африке и основой единства, которым в огромной степени было пожертвовано для их развития. Народы Хауса, Фула, Мандинка, Сусуса, Акуса — все из перечисленных могут читать одну и ту же книгу и смешиваться вместе в культ, и при этом им известно то что есть только одна общая власть и один единоличный судья. Они объединены благодаря общему религиозному духу, а так же распространённому антагонизму к Язычеству. Ведь не только всеобъемлющий дух, но и язык, слова из Священного Писания, удерживаются в величайшем уважении и почитании. И даже где идеи не полностью ясны, слова кажутся для них обладают безымянной красотой и музыкой, проницательностью и неподдающиеся объяснению очарованию, непостижимым для тех кто знаком только с европейскими языками. Это нелегко для тех, кто незнаком с языком на котором был написан Коран, и более того, осуждая в целом как профаны, потакают пренебрежению его достоинств. Такие «критики»30 упускают из вида тот факт что Коран является поэтическим произведением, и эта поэтичная композиция самого раннего и самого своеобразного вида, и в силу вышесказанного идеи и язык на котором они передаются не могут быть разделены.

Настоящий поэт не только создает концепцию, но и слово которое является его носителем собственного гения. Слово становиться неразрывным украшением идеи. Поэтому высокая поэзия не может быть переведена. Мы видим это в многочисленных версиях где перевод был необходим для каждой эпохи что бы достичь смысла поэтической доли Библии. Ещё нет представленных слов в той же Греческой, Римской или Тевтонской литературе которые бы в полной мере и надлежащим образом передали тонкую красоту Семитского оригинала. Отбивает охоту среди магометан писать или печатать переводы Корана. Китайцы, Индусы, Персы, Турки, Мандинки, народ Фула и. т. д; те, которые приняли Ислам, говорят на языке страны той, в которой родились, но читают Коран на арабском — т.е. на языке оригинала.

Мистер Боусворт Смит был прав, начав свою подготовку для ценной работы которую он написал, с тщательного изучения Корана (в рамках поиска красивого перевода). Но к сожалению то, что он не имел доступ к мощному и красивому оригиналу, как деятели западной мысли Сэил, Казимирский, Лэйн и Родвэл всё же они не были способны, хотя они усердно трудились делая свою работу, сохранить основную мысль в своих изумительных адаптациях (в отличии от Боусворта Смита). Но разглядевшие это восточные учёные и критики говорят:

«Не может быть никакого сомнения, чтобы понять в совершенстве эту замечательную книгу, нужна помощь тех людей которые её изучали. Арабы и другие которые посвятили себя тщательному её изучению, является не только желательной силой ментального плана, но и необходимой для неофитов… Предмет этот достаточно важен для исследователей; сделать её перевод целесообразным так чтобы он мог быть рассмотрен со всех точек зрения на самом деле проблематично. Ни на какие другие способы мы не можем надеяться для того что бы столь отчётливо почерпнуть понимание происхождения Ислама, так же как и при тщательном изучении книги, содержащей её фундаментальные принципы»31.

Внешнему миру, легко поддаться поверхностным впечатлениям и увлечься вопросами простого драматичного интереса, которые могут быть ничем непривлекательным в обеспечении прогресса Ислама в Африке, потому что, насколько известно западным читателям, история Африканского Магометанства несовершенна в великих персоналиях и в выдающихся эпизодах. Здесь, как и предполагалось, не был проработан контроль духа, который двигал бы огромные массы людей. И тем самым тут слова Горация32 более чем применимы (к фигуре африканца и Африканского Магометанства):

Omnes illacrimabiles

Urgentur, ignotique longa

Nocte, carent quia vate sacro33

Это не совсем всё же так и тем не менее, ни одним певцом-поэтом не было по сути что-то значимого написано. И потом, они имели очень мало читателей в других государствах, в особенности в христианских странах. Для тех, кто знаком с внутренними районами Африки, магометанским миром Северной Африки и Аравии, то им хорошо известно что бесчисленные персоналии возникли в Африке — Мусульманские негры — которые оказали немалое влияние на военные, политические и церковные вопросы Ислама, не только в Африке, но и на земле их наставников. В биографиях Ибн Халликана, часто упоминаются уважаемые негро-магометане. Кёлле в своей «Polyglotta Africana»34 даёт наглядную оценку трудов великих Фоди, чьё усердие, энтузиазм и доблесть распространили Ислам на огромной области Нигритии.

Одна из самых значимых личностей которая повлияла на историю региона страны между Тимбукту и Западным побережьем, был уроженец Фута-Торо, известный как Шейх Омару Аль-Хаджи. Говорится что он был Валиу35, человеком с экстраординарными талантами, волевым характером и огромным личным влиянием. Он был обучен Шейхом Тиджани, мусульманским миссионером из Аравии. Проведя несколько лет под руководством такого заслуженного учителя, посещая в то время Мекку, он был впоследствии основательно обучен арабскому языку. После смерти своего наставника, он дважды отправлялся в Мекку в паломничество. По возвращению в свою страну во второй раз, он осуществил серию прозелитичных экспедиций против могущественных языческих племён, на восток и юго-восток Фута-Торы. Он захватил несколько влиятельных вождей и привёл их людей к Исламской вере. Он изгнал Язычество из Сего, и совершил ритуал очищения нескольких магометанских районов которые были превращены и пропитаны до этого варварскими заблуждениями. Он, таким образом, вернул обратно Джени, и Хамд-Аллахи (поселения), и по пути в Тимбукту, около десяти лет назад, из-за предательства Арабов того региона, был заманен в ловушку и убит в городе Мазина. Один из его сыновей Ахмаду, сейчас является королём Сего, а второй правит Хамд-Алахи, одним из самых больших городов в Центральной Африке.

Аль-Хаджи Омару написал много работ на арабском в прозаичном и поэтичном стиле. Его стихи повторяли наизусть вслух и пели в каждом магометанском городе и деревне, от Фута-тауна, в Сьерра-Леоне до Кано. Его память как величайшее почтение хранится всеми коренными по происхождению учениками, и они приписывают ему многие выдающиеся деяния и видят в его успешной компании, в литературной и военной деятельности, что и выступает определённым доказательством божественного наставления.

Мы неоднократно слышали примеры этих «полувоенных, полурелигиозных гениев», как называет их Мистер Боусворт Смит «для которых Ислам всегда казался способным к продуцированию».

Магометанам из Негролэнда, далёким от непростой жизни европейской цивилизации, с её разнообразными интересами, борьба за доминирующее влияние Ислама, является одной великой целью, которая должна акцентировать внимание для рационального существования. Это борьба между светом и тьмой, между знанием и невежеством, между добром и злом. Традиционный энтузиазм представленной веры делает их крайне равнодушными к страданиям любого кто стоит на пути к рассеиванию правды, и будучи терпеливыми к любым мукам, они возможно должны терпеть для того что бы удостовериться в триумфе своего дела. «Рай находиться под тенью мечей», одна из их побуждающих пословиц для их неугасимой деятельности.

Есть один отрывок в книге Мистера Боусворта Смита, в котором мы не думаем что автор, который, как это может показаться, лично не бывая в Африке, понимал весь смысл, но тот христианский мир, являющийся нам, хорошо поразмыслил над ним. Суть заключается в следующем:

«Христианские путешественники, жаждущие думать по другому, отмечали что Негры36 принимающие Магометанство, сразу же приобретают чувство достоинства человеческого естества, обычно не обнаруживается среди тех кто принёс и принял Христианство»37.

Получая удовольствие от исключительных преимуществ, для рассмотрения и сравнения в Соединенных Штатах, Западной Индии, Южной Америке, Египте, Сирии, Западной и Центральной Африке, мы вынуждены, скрепя сердцем, согласиться с утверждением сделанным Мистером Б. Смитом. И мы не удивлены его цепкой хватке, в его исследованиях, этого самого важного факта и подавая его в качестве значимости — и значимости он вполне заслуживает — в ходе дискуссии. Где бы ни обнаруживали негра на христианских землях, его основной чертой является подобострастие. Он медлителен и старомоден. Можно найти индивидуумов и здесь и там с необычным умом, инициативностью и энергией, но нет негроидного христианского сообщества, где либо в мире, которое было бы самодостаточным и независимым. Гаити и Либерия, называемые Негроидными Республиками, всего на всего борются за существование, и держатся благодаря терпимости цивилизованных полномочий. С другой стороны, есть многочисленные Магометанские сообщества и государства в Африке которые самодостаточны, продуктивны, независимы и по своей природе господствующие, содержащие себя, без моральной поддержки или покровительства, родственной страны, Аравии, откуда они получили их политические, литературные и религиозные институты исключительно в процессе зачатка. В Сьерра-Леоне, магометане, обходясь без помощи Правительства, — глобальной или локальной — или финансирования от Мекки или Константинополя, способны на возведение мечетей, поддержание религиозной службы, в строительстве собственных школ, и содействию в поддержке миссионеров из Аравии, Марокко или Фута когда они посещают их. Подобный комплимент не может быть уделен в сторону поселений Чернокожих Христиан. Самые просвещенные из местных христиан с нетерпением ждут — и, возможно, не без основательно, — того момента, если вообще когда-нибудь он настанет, приостановления влияния и наказов из Лондона. Искренним и умным либерийцем подготовлен компетентный доклад «Состояние и Желания Либерии» содержащий следующие:

«Мы хотим, как обычные цивилизованные люди, дух либерализма. Мы осознали свою зависимость от иностранных институтов поддержки наших церквей. Так не должно быть. Если, фактически, у нас недостаточно христианской религии для того что бы вынудить нас вносить пожертвования! Без предрассудков по принципу Священного Писания; если у нас недостаточно усердия во имя Христа чтобы мы были готовы для пожертвования времени и денег за его доброту, и т. д. мы с тем же успехом отказались бы от церкви и религии….. Я знаю некоторых людей способных на подмену жалких двух американских центов в целях получить один цент из церкви. К сожалению такова религия! Увы и таким образом поддерживаются наши церкви»38.

В последней войне Ашанти, самые надежные негроидные войска родом из племени Хауса, являлись по своей натуре суровыми магометанами. В Западной Индии Негроидно-Христианские войска в той же степени не были надёжны.

Сейчас же, что произвело такую разницу во влиянии двух систем по отношению к негроидной расе? В качестве ответа, мы в основном заметили что эта разница должна быть приписана на различие условий при которых эти системы дошли до негроидной расы, которые приняли ту или иную ветвь; Магометанство нашло этого негра обращенного у себя дома, в государстве свободы и независимости от наставников которые дали ему эту веру. Когда это было предложено им, они были свободны в своем собственном выборе. Арабские миссионеры, с которыми мы встретились во внутренних районах, ходили без «мешка или суммы мешков», и распространяли их религию благодаря спокойному учению Корана. Местные миссионеры — из Мандинго и Фула — объединяются с пропагандой своей веры при помощи активной торговли. Куда бы они не шли, они производят впечатление что они не только проповедники, но и торговцы; но, с другой стороны, они не просто торговцы, а проповедники. И таким образом, бесшумно и практически ненавязчиво, они «заставляют» правителей что бы те стали покорными последователями и усердными пропагандистами Ислама. Их переобращение, как правило, в мусульман исходит из выбора и убеждения, и приносит всем мужественность их первозданного состояния для поддержания и обеспечения их нового вероисповедания.

Когда эта религия была впервые представлена, она нашла людей обладающих всеми элементами и наслаждающимися всеми привилегиями неограниченного человеческого достоинства. Они получили религию, наделяющую их дополнительными полномочиями для оказания влияния на мир. Она послала их дальше в качестве проводников и инструкторов к их менее предпочтительным соседям, и наделив их самоуважением которое чувствовали люди не уповавшие на превосходство.

В то же время как она принесла им великое дело — которое было абсолютно новым, тем самым побудила их при помощи духовных чувств которые ранее им были совершенно не знакомы — данный аспект усилил и ускорил определенные тенденции к независимости и самодостаточности которые уже играли свою активную роль. Их местные институты не были уничтожены внедрённым арабским влиянием. Они всего лишь присвоили себе новые формы, и адаптировали себя к новому учению. Во всех процветающих Магометанских сообществах, в Западной и Центральной Африке, может быть подмечено что арабская надстройка была наложена сверху на устойчивую местную основу; вот что действительно сыграло роль, когда Араб встретил негра в его собственном доме, имело место быть здравое объединение, а не поглощение или несвоевременная репрессия.

Восточный аспект Ислама в значительной степени стал видоизменён в Негролэнде, не так чрезмерно как предполагали в основном, на основании унизительного компромисса с языческими религиозными предрассудками, а из-за формирования его традиционных обычаев, подходящие менее серьёзно и более приемлемо к расположению негров. До тех пор пока Тимбукту, которое продолжало существовать благодаря Марокко, отстаивало своё влияние, Ислам не менял свой строго арабский аспект; но с тех пор литературная активность и церковное влияние были направлены в Куку (Кукаву), и с того времени как Кано стал коммерческим центром — два чистокровных негроидных города которые выросли под Мусульманским влиянием — и с тех пор религия взяла корни среди местных сообществ вблизи границ Нигера, который был в значительной степени подвержен воздействию благодаря географическому и расовому влиянию к которым он был открыт. Отсутствие политического давления допускало коренным особенностям выступать в качестве самовыражения, а также принять эффективное участие в работе ассимиляции новых элементов.

Христианство с другой стороны, пришло к негру в качестве ведомого элемента или как минимум покорной расы на иноземной территории. На протяжении христианского учения, он и его дети получили уроки более низкого качества, от их странных и непривычных учителей, и второочерёдности к их наставникам (Ислама), к которым они относились как к рабам. Христианство покорило их сыростью варварских эпох, и принудило подчиниться их догмам. Религия Иисуса была принята ими в качестве единственного источника в виде утешения их глубоких грёз. В их жалких невзгодах, сильной боли и безнадёжном страдании они ухватились за многообещающую страну где, после беспрецедентных горестей такой жизни, «там прекращается суета неправедных и утомлённые находят покой»39. Она нашла их растоптанными, угнетёнными, презираемыми, она успокоила их страдания, сломила их дух, и направила их, в своей неисчерпаемой симпатии к «Страдальцу изведавшему боль»40. В их состоянии изгоев и отверженных, она направила их чаяния к божественному и вечному подданству; она поместила новые песни в их уста — те мелодии неподражаемы остальному миру — которые, губами свободных рабов, в недавнем времени усладили уши и завоевали сердца королевской знати и аристократии в Европе, благодаря нежности, благоденствию, искренностью и торжественностью, рождённых в невзгодах, в доме рабства. Знаменитый лондонский священнослужитель констатирует:

Негр более музыкален чем Англичанин…. Исполняет песни очень часто весело со слезами стекающими по его щеке, не запечатлев его счастье или печаль прошедшие вне сопровождении от плача мелодии или жалобного завывания в гармоничной меланхолии. Если бы мы могли отделаться от наших предрассудков, песни которые текут по реке Огайо такие же по характеру и чувству как и песни еврея пленённого водами Вавилона. Мы находим в них такую же историю утраты и разобщения, той же невозместимой печали, той же дикой ласки и страстной нежности, как музыка в ночи41.

Эти колоссальные и ценные преимущества, тем не менее, обязаны физическому, духовному и социальному давлению под которыми африканцы получили эти ориентиры Христианства, и при этом они своевольно были репрессированы и уничтожены. Их идеи и стремления выражены только в соответствии со взглядами и вкусами тех кто удерживали власть над ними. Все пути к интеллектуальному улучшению были им закрыты, и они были обречены к пожизненному невежеству.

Магометанство и учение к мусульманскому негру существовали одновременно. Как только был он обращён, сам же был обучен чтению, и важность знания было в комплексе внушено ему. Христианский негр столкнулся одновременно как с духовным и физическим гонением, так и с религией Христа. Если Магометанский негр в любое время имел возможность выбрать между Кораном и мечом то у него была возможность. Когда он выбирал первое, ему было позволено иметь в своём распоряжении и второе, равно как и любому другому мусульманину; но никакой лояльности в Евангелие к потенциальному освобождению Христианского негра не была, даже в рамках послабления надетых цепей которые он получил с этой религией, или то что спасало его от политического, в какой-то мере, церковного гонения которому он до сих пор подвергается в странах его изгнавших (интервентами которые входят на оную землю)42.

Повсюду на христианских землях негр играет роль, на данный момент, раба, обезьяны или марионетки. Только несколько здесь и там стоят выше над общим притеснением, и они стали мишенью для их неблагодарных братьев:

Apparent rari nantes in gurgite vasto43.

Мудрено ли, в дальнейшем, что «христианские путешественники желавшие думать по другому», комментируя разницу между Христианскими и Магометанскими неграми, с уважением к истинному мужеству, должны признать недостатки первого?

Ещё одна причина превосходного мужества и самоуважения магометанских негров, может быть обнаружена в том факте, что в отличии от их христианских братьев, они не были воспитаны под депрессивным влиянием Арийского искусства. Немец говорит:

Шииты по какой-то странно-отличительной особенности, увековечены благодаря религиозным распоряжениям, ненавидящие, их всех, на определённых этапах, что и есть создание видимой картины вещей которые они почитают, любят и боготворят44.

Вторая заповедь, как у мусульман так и у евреев, дословно трактует, запрет на изображение живых существ любых видов, не только в священных местах, но и везде45. Иосиф Флавий говорит нам, что евреи не терпели лик императора, который был изображен на аквилах солдат46. Ранние Христианские Отцы верили что изображение и скульптура были запрещены Священным Писанием, и поэтому они считались дьявольским искусством. Среди Магометан Негролэнда считается грехом делать даже примитивнейшие изображение любой живой твари на основании или стене дома. Мы никогда не забудем отвращение к тому где Мандинго из Канкана, которое было, в первый раз, с визитом на побережье Монровии которым была показана выточенная из мрамора фигура на кладбище, они на это восклицали «Amâl Shaitân! Amaal Shaitân!» — работа Сатаны.

Никто не может отрицать великие эстетические и моральные преимущества которые накопились у белой расы от христианского искусства, на протяжении всех этапах развития, от Добродушного Пастыря Катакомб, до Преображения Рафаэля, от грубой мозаики до невыразимого изящества и красоты Джотто и Фра Анджелико47. И для представителя негроидной расы также представляется вся утонченность этих представленных изображений, и за ней лежащая основа только физических особенностей иноземной расы; и, пока они имели склонность к ускоренному вкушению и не вдаваться в большие тонкости восприимчивости той расы, эти работы оказывали только депрессивное влияние на негра, и он чувствовал, что он не имел ничего общего, так как его физическая особенность была беспокойна, в тех великолепных изображениях. Прямое соблюдение буквы Второй Заповеди не являлось недостатком для негра. Для него картины и скульптуры Европы, в качестве инструментов для образования, были хуже чем неудачи. Они по сути воздвигли преграды на пути их нормального развития. Они поставили перед ним примеры для подражания, и таким образом приспособили его к канонам понимания, а значит и фактически внушили определённый стандарт. Тем самым это умалило, если не уничтожило, его слабое самоуважение и сделало его изнеможенным и пресмыкающимся коим он и явился на христианские земли. И нам было суждено услышать безграмотного негра на молитвенном собрании в Нью-Йорке умоляющего Божество открыть «свои незапятнанные руки»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Христианство, Ислам и негроидная раса. Том I. С введением достопочтенного Сэмюэля Льюиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

16

«Магомет и Магометанство» (1874) — Лекции, прочитанные в Королевском институте Великобритании в феврале и марте 1874 года Р. Боусвортом Смитом, М.А; Ассистент-магистр в школе Харроу, покойный стипендиат Тринити-колледжа; Оксфорд — Лондон. (примечание Э. Блайдена)

17

Р. Смит. «Магомет и Магометанство». (примечание Э. Блайдена)

18

Прокруст — персонаж древнегреческой мифологии. Дословный перевод имени Прокруст — «растягивающий». Оно является нарицательным и обозначает насильственный акт в рамках определённых испытаний которое требует наличие самопожертвования.

19

British Quarterly Review за январь 1872 года, в обзоре «Серии Очерков о Жизни Магомета»; Саид Ахмед-Хан. (примечание Э. Блайдена)

20

«Критический анализ жизни и учений Магомета»; автор Саид Амир Али Моулви — 1873 год. (примечание Э. Блайдена)

21

(лат) — достойная пара

22

«Eastern Church», с. 259 (примечание Э. Блайдена)

23

Мистер Монье Уильямс, Боденский профессор санскрита в Оксфорде, недавно высказал свое мнение в документе, зачитанном на Конференции по иностранным делам состоявшейся в Лондоне (22 июня 1875 г.), что, «если не будет мощной, качественной христианской миссионерской деятельности которая даст мощный импульс, Магометанство быстро захлестнет весь Африканский континент». (примечание Э. Блайдена)

24

Малоизученные районы внутренних регионов Западной Африки.

25

Союз Палестины, Ливана и Сирии.

26

см. Нигрития.

27

Упоминаемый фрагмент представлен в работе Эдуарда Гиббона: «История упадка и разрушения Римской империи» (примечание Э. Блайдена)

28

«Путешествия Ибн Батуты, текст и перевод»; Дефремери и Сангинетти — Париж, 1858 г.; том iv стр. 422, 423. (примечание Э. Блайдена)

29

Подразумевается африканский вид барабана

30

Блайден подразумевает несостоятельную (как он сам утверждает) критику со стороны Запада

31

В. Нассау Лис в предисловии к своему изданию «Комментарии Замахшари». (примечание Э. Блайдена)

32

Цит. по изданию: Гораций. Собрание сочинений. Пер. Н. С. Гинцбурга. СПб., 1993. 4 кн., 9 ода.

33

(лат) — Но все они

Никому не ведомые и никем не оплаканные

Скрыты от нас в непроглядном мраке забвения

34

Подразумевается работа немецкого миссионера Сигизмунда Вильгельма Кёлле которая рассматривала особенность языкового расслоения на африканском континенте.

35

Это слово используется магометанами на Негролэнде в специфическом смысле. Оно обозначает человека как божьего избранника, наделённого особенными дарами имеющий власть от особенных пожертвований, чтобы осуществлять властные полномочия в церковных и иногда политических значениях. По статусу он ниже Пророка. Такие люди, время от времени, возникали среди африканских магометан, и обеспечивали важные реформы в церкви и государстве. (примечание Э. Блайдена)

36

Мистер Боусворт Смит пишет, из своих соображений, это слово с маленькой буквы «н», но нам непонятно почему, если оно привычно в качестве обозначения одной из величайших семей человеческого рода, оно не должно быть именовано теми же дифференциациями таких слов как Индеец, Индус, Китаец и т. д. Зачем давать больше почестей специфике написания вместо раскрытия основной повестки? Зачем писать Ашанте, Конго, Мандинго, с заглавными буквами, и Негр как характерное название определенного класса с маленькой буквой «н»? Это случайно не из уважения к своего рода предрассудку против которого М. Б. Смит выступает лично? (примечание Э. Блайдена)

37

Лекция I. Б. Смит. (примечание Э. Блайдена)

38

Ежегодное обращение, произнесенное перед городским советом и гражданами Монровии 27 июля 1874 г.; Джеху Т. Димери. (примечание Э. Блайдена)

39

Книга Иова. Глава 3. стих 17.

40

Книга Исаии. Глава 53. Стих 3.

41

Преподобный Х. Р. Хавейс в книге «Music and Morals», с. 500. — Лондон, 1874 г. (примечание Э. Блайдена)

42

Интересное обсуждение этой темы вышедшее из под пера коллеги см. в книге Таннера «Apology for African Methodism in the United States». (примечание Э. Блайдена)

43

(лат) — Редкие пловцы выплывают из бездонной пучины

44

Книга «Literary Remains», с. 151. (примечание Э. Блайдена)

45

Работа «Mischat ul-Masabih», vol. II, с. 368. (примечание Э. Блайдена)

46

Работа «Antiquities of the Jews», vol. XVIII — III, 1, etc. (примечание Э. Блайдена)

47

См. прочитанный доклад Д. Стенли по статье «Roman Catacombs». Состоялось выступление Дина Стэнли перед Королевским институтом, 29 мая 1874 г. (примечание Э. Блайдена)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я