Христианство, Ислам и негроидная раса. Том I. С введением достопочтенного Сэмюэля Льюиса

Эдвард Уилмот Блайден

Работа африканского социолога Эдварда Уилмота Блайдена является уникальным и глубоким исследованием, охватывающее религиозные, исторические и культурные аспекты отношений между тремя ключевыми факторами, определяющими и формирующими судьбы африканской расы. Автор также определяет ключевые аспекты формирования африканской и афро-американской идентичностей в контексте постоянной дихотомии настоящего и будущего всей расы. Представленное издание содержит перевод избранных глав.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Христианство, Ислам и негроидная раса. Том I. С введением достопочтенного Сэмюэля Льюиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие ко второму изданию

Великодушие, которое представлено во втором издании этого необходимого тома не настолько удивительно, а насколько удовлетворительно. Оно было, по сути, написано главным образом, ориентируясь на рекомендательное мнение чернокожей молодежи, в христианских писаниях стремясь изучать историю, характер, и судьбу их расы. В мои молодые годы, я остро чувствовал нужду в работе такого плана, для помощи в моих собственных изучениях и моих прямых требованиях. Когда бы я ни обращался к просвещению и руководству, я обнаруживал только то, что доминирующий белый человек говорил лишь то что необходимо ему для своих личных целей; или находил и сейчас обнаруживает некоторые in forma pauperis5 литературные попытки для оправдания изгнания и усиления рабства чернокожих людей. И всё это лежит в концепции неразборчивого прошлого и в тусклых надеждах неясного и проблемного будущего. Как я упоминал ранее, в своих работах и исследованиях, которые были сложны и затруднительны, я решился это сделать как только почувствовал эту возможность, в любом случае с помощью моего пояснения, что бы поддержать мои цели. Восприятие, которое было моей первой попыткой в этом направлении, намного превысили мои ожидания для оправдания своих воззрений. Это работает в связи с появляющимся объемом противоречий белых людей, который должен быть прочитан с интересом и пользой не только для моих соратников, но так же и для иностранной интеллигенции, как в Европе, так и в Америке.

Один очень интересный и важный эффект был положительно оценен в работе, убеждающий черную интеллигенцию, что во-первых в Республике Ученых, Мистер Герберт Спенсер один раз сказал мне что не существует такого понятия как каста; во-вторых, любой человек независимо от расовой принадлежности, если есть что ему сказать — будет услышан. Расы и люди представляющие их, если способны к такому размышлению — всегда получат больше привилегий.

Чернокожий христианин, до сих пор, как я попытаюсь показать на протяжении этого тома, редко был уверен по поводу своих же собственных решений, или редко был уверен в том что способен хотя бы полагать в попытках что — то сказать, когда иностранцы возможно захотят это выслушать. Его подчинённое положение повсюду в христианских странах сделала его неверующим в естественное направление своей силы, и попытки взмыть в атмосферу стало чуждым для его крыла! Это то, что часто приводит к тени сомнения над бровями его соплеменников, как и к глубокому обвинению для работы за которые они предполагают, что путем очевидных, казалось бы, обвинений, подготовят его. Ошибочная оценка которой он занимает себя, относится к правдивому полю своей энергии. Она не была корректируема из-за своего руководства, которому всё известно и более того оно занимает доминантное положение на их земле, не может представить никого другого, и не подозревает радикальную оценку о себе и о своей судьбе в разуме своего протеже. Очень непросто для европейца поставить себя на место чернокожего христианина. Но очевидно что не может быть надежды, для будущего улучшения африканца только если он обнаружит свое призвание и судьбу, тем самым, следовательно, научится доверять своим собственным убеждениям; и поэтому стоит надеется что этот том и его восприятие, стимулируя при этом условия в этом направлении восходящей части подрастающего поколения африканцев, будет способствовать европейскому учению и покровительству предоставив более широкие возможности и свободы, не только психического и морального, но для социального и политического развития всей расы!

Из многочисленных отзывов о работе которым я предоставил возможность для рассмотрения, я изучил не без пристального внимания и уважения в отличии от тех которые появились в «Церковном Миссионерском Обозревателе», как выражение мнений этой крупной и влиятельной структуры христиан которые, из всех Миссионерских Организаций работающих в Африке, должны иметь приоритет для величия их либеральности и широты своей концепции в планировании для строительства христианской церкви в Африке, и чье терпение и неустанные усилия обуславливаются долгом, невзирая на существующие препятствия, так что многие трудности были преодолены, и так много недостатков отделены от нормального развития Истинной Африканской Церкви.

Но я с сожалением заметил что критик в Обозревателе за ноябрь, 1887 года, рассматривал допущение, что воспевание Магометанства в этом томе пренебрегает Христианством, уделяя значительную часть в своей статье на выдвижение обвинений против Ислама. Аргумент Tu quoque6 неприемлемый, недостойный и не поучительный; и в данном случае это особенно и неуместно печально, когда необходимость настолько неотложна по поводу внимательного рассмотрения этих элементов в методах иностранных христианских деятелей в Африке, препятствующих широким и более надежным результатам; это и есть предмет обсуждения деятельности где оно главным образом сконструировано и направлено. Однако критик кажется игнорирует и намеренно оставляет это в стороне. Большинство экспертов, тем не менее, обнаружили отсутствие нападения относительно на само Христианство, а всего лишь отметили серьезное обвинение методов христианских учителей-африканцев (которые находились под патронатом европейской короны).

Ранее миссионеры трудились на благо народа по мере возможности того времени, и вели они благородную и образцовую деятельность. Поздние же миссионеры похоже не признают изменившиеся обстоятельства и тенденции заложенные предыдущими учениями для роста и распространения расовых признаков. Однако желание идти по стопам своих предшественников имело свои отличия, в связи с тем что им все еще необходимо было иметь дело с Tabula Rasa7. Результатом является то, что вся реальность задушена в теле общества чья форма, несмотря на преклонный возраст, стремится быть удержанной. Они увеличивают свои расходы по ряду направлений, и удивительно что репродуктивная сила их деятельности не соответствует их ранним обещаниям или несоизмеримо с денежными затратами. «Чем дольше вы будете обращаться с нами как с детьми» — сказал богатый африканский купец преподобному Генри Венну, позже почетный секретарь «Церковного Миссионерского Общества», более чем тридцать лет назад — «тем дольше мы будем вести себя как дети. Обращайтесь с нами как со взрослыми людьми и мы будем вести себя как взрослые люди»8!

Иностранные учителя африканцев имеют возможность справляться со случайными и внешними особенностями — как имена и одежда людей. Они укрепляются, благодаря крупным расходам соответственного денежного потока, но они не имеют намерений в формировании полезного развития; более того, слово «развитие» подразумевает самопроизвольность. Оно требует, для её эффективной деятельности carrière ouverte aux talents9 в церкви и государстве. Сущность подавленной и при этом сильной натуры, сделает русло для себя, и нельзя сказать какую она примет форму когда она однажды обнаружит или создаст это русло. Но она точно не будет подчиняться правилам тех, которые будут её подавлять. Именно на основе должного внимания этих вещей что Магометанство, с более эластичной социальной и политической системой, ставится такой примат что она угрожает всей Африке. За что наши религиозные и политические учителя должны молиться, за дар осознавать необходимость увеличения мер свобод со стороны их протеже, как условие социального так и духовного развития, с тем что бы позволить себе полный масштаб для расширения неотъемлемых сил разума. Но настолько долго как они верят что нет присущих сил для разрастания, они зададутся целью создания чернокожего таким как они считают он должен быть благодаря «формообразующей руке» европейских религиозных организаций и формирующей силе европейских законов; и все это не будет оказывать должного влияния среди европейских поселений и более того они задушат всю истинную жизнь в людях. Знающий и образованный местный чернокожий, будь то язычник или магометанин, рассматривает многие из этих механизмов и законов, которые не только деспотичны, но и абсурдны и должны быть ими отменены из такого расчёта, что это поставит саму личность и всех людей в затруднительное и беспомощное положение.

В «Церковном Миссионерском Обозревателе» за ноябрь, повествуется, что:

«Есть другая тема обильно фокусирующая внимание читателя в томе Доктора Блайдена. Она в значительной степени посвящена воспеванию и хвальбе Либерии»!

Возможно необходимо объяснение. Эта республика представляет два принципа для всех, в основном, благоразумных христианских чернокожих. Я должен констатировать что первым выступает возвращение сосланных африканцев из «дома рабства»; вторым, автономия для чернокожего христианина и самобытности Христианства в церкви и государстве на африканской земле. Либерия — единственная страна которая избавляется от измененного Христианства, или скорее христиан, от бремени присвоения страны иными людьми и в качестве награды дающих им наивысшее просветление. Нет другого места в мире принадлежащий любой другой черной расе, которая, прошла этап евангелизации, благодаря христианам, и осталась под контролем местных жителей. Все христианские страны, за исключением Либерии и Гаити, находятся под эгидой правительства европейцев или белых людей. Но мы также имеем Магометанские страны под верховенством людей всех рас — кавказцев, монголов, и чернокожих — от Западного Китая до Северо-Западной Африки. Мусульманские завоевания по Корану означают подчинение, и не только со стороны араба или турка. Так что я «Воспевал Дифирамбы Либерии» вне слепой веры; я это делал потому что независимо от нынешних трудностей или неудач, они представляют собой важный принцип, и возможно создадут инструмент для великой работы в будущем10.

Говоря о процессе евангелизации. Представлял ли сэр Уильям Хантер глубокое воздействие на разум думающих людей среди тех рас которые не прошли этап евангелизации, ярко высказывая в конце своей доступной лекции «Религии в Индии» крайние тезисы, выступив несколько недель назад перед «Сообществом Искусств»?

«Выступая как Англичанин — заявляет Уильям Хантер — я заявляю о моей убежденности что Анклав Английского Просвещения является наивысшей формой современного выражения националистической жизни нашей расы по всему миру. Я считаю это духовным дополнением английской интуиции для «колониального расширения и имперского права»11.

Подозревает ли он вообще, что китайские, японские и африканские критики «Английского Миссионерского Анклава» приписывают энергию и пыл, выраженные к неспокойному стремлению из-за иностранного имущества — «для колониального расширения и имперского права»?

Я убежден что это совершенно невозможно для Христианства проникнуть на этот континент с помощью нынешних методов в качестве основного покровительства. Рискну предположить что для того, чтобы произошло стремительное преобразование Магометанства, Христианство должно отказаться от горькой враждебности и изучать Ислам — не со вторых рук, но настолько насколько возможно из его первоисточника — с большой симпатией и либеральностью. Так идейная часть которая олицетворяет агентство по печатной деятельности, стремительно расширятся в самые удаленные уголки Земли так как всё уже сказано или сделано для этого, в том числе и в христианских странах. Исламские печатные издания будут докладывать о иностранной разведке своим людям. Когда Миссионерские Общества, в своих официальных публикациях, осуждают Мухаммеда как лжепророка, во всё еще наблюдающихся непристойных концепциях средневековья, они не могут надеется что их агенты будут внедрены без, говоря как минимум, подозрения в страны исламского толка.

Это показательное отношение Ислама и Христианства на африканском континенте. В виду прошлого и настоящего положения Ислама, христиане лишены оснований для особого торжества. Измаил занимает свою собственную позицию перед Исааком. Крест попал под влияние Полумесяца той самой местности на которой был впервые освящен. Голос муэдзина слышен на равнинах Шарона и в холмистой стране Иудеи; на берегах Иордана и вдоль рек Абана и Фарпар; в Вифлееме, Хевроне и Назарете. На одних из врат «Святого Города» есть мусульманское выражение: «Нет иного Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник Господний»12. Если в тех странах Ислам потерял свою продуктивную и завоевательную мощь в качестве доминирующей силы, Христианство не вернуло свое древнее влияние вовсе. Разведка представленная в качестве христианских миссионеров в Турецкой Империи не показывает что Магометанство становится слабее в его центре. Как возражение на эти нападения сделанные в сторону Ислама в недавней или нынешней полемике в Англии и Америке, высшие чины турецкой власти предлагают ввести в действие закон ограничивающий или ликвидирующий привилегии ранее используемые христианскими миссионерами во влиятельных кругах и в рамках практики по учебной этике. Доктор Вашбурн, президент Колледжа Роберта в Константинополе, совсем недавно представил в Независимом Нью-Йоркском издании «New York Independent» за 9 февраля, перевод важного послания написанное Шейхом Аль — Ислам, представляя официальное заявление о Магометанской Доктрине предписания недавних и ожидаемых обращений в Ислам13.

В Индии же обнаруживаем немного иной вектор. Ведь как и для Индии, Сэр Уильям Хантер недавно сказал нам о новом импульсе пробудившимся среди Магометан той страны.

«Строго религиозный характер» говорит он «их раннего учения дает интенсивную сплочённость Исламу в Индии которая может быть продуктивной ещё и для великих политических итогов»14.

В Центральной Африке, аравийская религия показывает исконную жизнеспособность и экспансивную мощь, продолжением своих операций благодаря местным органам власти и простым методам; пока Христианство пытается сопротивляться этой дорогостоящей миссионерской системе и экзотическими учреждениям в качестве различных сект и сложной эклектике. Ежедневный опыт, особенно когда мы противопоставляем результаты двух систем, убеждает внимательного и усидчивого студента вопросом что эффективный миссионер среди коренных жителей внутренней Африки, будь то язычник или магометанин, должен начинать со слов: «Серебра и золота нет у меня», и продолжая речь с «Встань, я и ведь сам, такой же человек». И это становиться всё более и более очевидно, что анклав который нуждается так много и так часто в иностранной помощи и контроле — таких как наличие аппарата чужой подготовки и руководящих учреждений — являются плохо приспособленными для конкуренции с интенсивной и космополитической системой Аравии, чьи представители есть коренные жители и стоят на своих собственных ногах, таким образом не нуждаются в чьей либо помощи, реализуют методы, которые, находящиеся под вдохновением Корана, утверждают что «все расы равны».

Западная Африка,20 марта, 1888 год.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Христианство, Ислам и негроидная раса. Том I. С введением достопочтенного Сэмюэля Льюиса предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

(лат) — неимущие, скудные

6

(лат) — посмотри на себя

7

(лат) — Чистая Доска

8

Воспоминания Преподобного Генри Вена (примечание Э. Блайдена)

9

(лат) — карьеру открытой для талантов

10

Глава «Приложение. Республика Либерия» (примечание Э. Блайдена)

11

Уильям Хантер. «Религии Индии» (примечание Э. Блайдена)

12

Здесь подразумевается Шахада — Свидетельство о вере в Единого Бога Аллаха и посланническую миссию пророка Мухаммада.

13

Глава «Приложение. Республика Либерия» (примечание Э. Блайдена)

14

Уильям Хантер. «Религии Индии» (примечание Э. Блайдена)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я