ВНЕ СФЕРЫ РАЗУМНОГО СОМНЕНИЯ. Истина иудаизма. Факты и свидетельства

Шмуэль Вальдман

Для всех тех, кто хочет укрепить свою веру фактами, доказательствами и знаниями. Среди многих обсуждаемых тем: Существование Создателя Чудеса царства растений и животных Чудеса человеческого тела Божественное происхождение Торы Христианство и ислам Здоровый скептицизм Археологические доказательства Мир впереди: Вечное существование Семь чудес еврейской истории Холокост Устный закон Единство Бога Пришествие Мессии Воскрешение мертвых Тора и природа Падение эволюции Возраст вселенной

Оглавление

2

Божественное происхождение Торы

По моему опыту, не так трудно показать людям, что вселенная возникла не случайно, ее создал Творец, как мы сейчас изучали. Обычно потом задают вопрос, откуда я знаю, что наша религия правильная14? Почему надо верить, что Тору еврейскому народу дал Б-г15? И, в частности, откуда я знаю, что Моше не сфабриковал эту книгу или ее не составили позже многие авторы и редакторы?

Для ответов используем несколько аргументов:

— Историю неразрывной связи еврейского народа с Торой при всех преследованиях можно объяснить как следствие потрясающих переживаний Исхода и откровения у Синая.

— Претензии христианства и ислама на достоверность основаны на вере в Тору, что также усиливает ее достоверность.

— Вечное свидетельство: как Тора отражает Божественное основание.

— Внутренне свидетельство: Божественная мудрость Торы.

— Внутреннее свидетельство: необычайная честность, с которой Тора говорит негативно о великих лидерах еврейского народа.

— Археологические свидетельства.

Еврейская религия была принципиально новой в мире и не могла скопировать образ жизни других народов. Наоборот, они создавали идолов, поклонялись им, погрязли в коррупции и разврате, против чего резко выступает Тора. Идея строгого единобожия стала основой будущих крупнейших религий. Тора повторяет, что вера в Моше как избранного пророка Творца опирается на события, свидетелем которых был целый народ.

Если бы их не предсказал пророк, а потом они не исполнились в таких грандиозных масштабах, разве стали бы евреи верить Торе и соблюдать все ее законы? Во-первых, люди не любят лжецов. Во-вторых, не любят, когда их обманывают. Кто бы без этого поверил Моше? Ведь нужно кошеровать посуду, узнавать, как именно резать животных и обрабатывать мясо, и все это просто, чтобы поесть. Соблюдать субботу, субботний год (когда нельзя возделывать поля и сады) и законы семейной чистоты. Стали бы люди следить за языком, чтобы не сплетничать и не приносить никому вреда, прекратили бы есть свинину и другие негодные для евреев продукты, не брать проценты и не смешивать шерсть со льном? Я перечислил лишь малую часть ограничений и предписанных действий.

Вспомним, что исполнение заповедей требует и дополнительных расходов, они охватывают всю жизнь человека и весь его день, требуя, чтобы он свободное время отдавал изучению законов Торы.

Кто бы в здравом уме пошел на все это без доказательств истины Торы, как выраженной воли Творца вселенной?

Только тот, кто не раз пережил потрясающее переживание чуда, откровения Творца. Веками еврейский народ соблюдал Тору во всех деталях (массовый отход начался лишь в двадцатом веке, когда не соблюдающий еврей стал нормой). В Торе мы не находим свидетельств об отрицающих ее истинность евреях. Много позже, две тысячи лет назад, еврейский воин и римский историк Иосиф Флавий писал после разрушения второго Храма: «Даже сейчас нет ни одного еврея, который бы себя не вел так, будто Моисей до сих пор жив» (Иудейские древности, III XV, 3). «Потому что нет в этом ничего нового для пленников — переживать мучения и смерти всякого рода, чтобы не сказать ни слова против наших законов и источников, в которых они записаны. А среди греков не найдется и одного, который согласился бы ради этого на малейший ущерб» (Флавий, Против Апиона, I, 8). «Для нас, наоборот, гордость и доблесть не признавать ничего, что против наших изначальных законов» (Против Апиона II, 21).

В изгнании, будучи слабым, преследуемым меньшинством среди враждебных соседей, чьи культуры противоположны образу жизни по Торе, евреи продолжали хранить ей верность. Могла ли она основываться на придуманной истории? Нужно понять, что ее основой были события, свидетелем которых являлся весь народ.

Евреи приняли на себя ярмо Торы, ибо «Было показано вам, что Б-г — твой Г-сподь, и нет иного» (Дварим, 4:35).

Откровение на Синае — главное событие в истории, когда весь народ услышал слово Б-га. Оно доказало истинность пророчества, столь важного феномена судьбе еврейского народа: Творец действительно говорит с людьми и раскрывает им Свою волю.

Примечания

14

Я на этот вопрос ответил (на сайте every.com и в моем сборнике «Еврей среди других религий»): «Если вы родились евреем и верите, что есть Б-г — значит, Его воля, чтобы вы жили как еврей. Ваша задача — начать со своей традиции, а, когда вы в ней разберетесь, увидите, что это истина, и останется только ей следовать» — Г.С.

15

Это непростые вопросы, и если читатель хочет их понять, рекомендую обратиться к книгам: Permission to Receive: Four Rational Approaches to the Torah’s Divine Origin («Возможность принять: Четыре рациональных подхода к Божественному происхождению Торы», by Lawrence (Targum/Feldheim, 1996). И вторая книга рава доктора Давида Готлиба, бывшего профессора математической логики университета Джона Хопкинса, Living Up to the Truth — «Жить, стремясь к правде». (Смотри здесь: www.ohr.org.il./special/books/gott/truth.htm в моем переводе) — Г.С.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я