РОШ А-ШАНА И ЙОМ-КИПУР. Пособие по выживанию

Шимон Аписдорф

Я твердо убежден: дело только в подаче и упаковке, но не в качестве продукта. Однако путь к «потребителю» – не в том, чтобы заполнить эфир хорошо подготовленной рекламной кампанией, рожденной на Мэдисон Авеню (хотя – и это мысль). Нет. Мы должны посмотреть, как еврейскую религию преподносили в последние сто лет, понять, в чем проблема, и предложить решение.

Оглавление

Зачем быть евреем

Подзаголовок к книге — «Пособие по выживанию» — это намек читателю, что речь идет лишь о начальных шагах, первых представлениях, вершине айсберга, которым можно представить иудаизм. Цель книги — показать: еврейской традиции нечего стыдиться. Она обладает непревзойденным интеллектуальным и духовным содержанием. Если бы люди обрели зрелое понимание того, что иудаизм предлагает нашему образу жизни, он с легкостью мог бы выдержать жесткую конкуренцию идей в мире, где мы сегодня живем.

Как я уже упомянул, каждый аспект еврейской жизни состоит из трех первичных компонентов: что, как и почему. Возьмем праздник Песах. Что вы делаете в дни Песаха? Проводите Седер. Как? Берете пачку-две мацы, немного вина, книгу Агады. Собираете семью за столом — и готово, вот вам Седер! Что остается за Вопрос «зачем?» Каков смысл этих действий? Почему четыре рюмки, а не пять? Почему мы сидим, удобно облокотившись? И так далее…

Совершенно очевидно: если мы не дадим убедительный ответ на вопрос «почему», постепенно наша еврейская традиция превратится, в лучшем случае, в пустой обряд, сдобренный сантиментами, в худшем — в нудную тягомотину.

Принуждение к бессмысленной, напрасной работе еврейский закон считает пыткой. Автомат без ущерба для себя может выполнять действия, цели которых не понимает. Для человека, для еврея, это унизительно. Действия, не наполненные содержанием, приводят человека либо в состояние полной заторможенности, либо к яростному, отчаянному бунту. Наша задача сегодня — найти способ пресечь обе эти тенденции.

«Пособие по выживанию» отчасти представляет собой попытку ответить на вопрос «почему» в службе еврейских праздников. По статистике, большинство евреев сегодня не принадлежат ни к какой синагоге. Великое множество молодых еврейских родителей настолько далеки от иудаизма, что больше полумиллиона их детей растут полностью вне религии или в другой, нееврейской, религии. Вряд ли и сорок процентов американских евреев посещают службу в период праздников Рош а-Шана и Йом-Кипур. И меня бы удивило, если бы как минимум пятая их часть не начинала посматривать на выход сразу после прихода. Что может дать день в синагоге, если вы не понимаете значения молитв, которые здесь читают, и идей, которые за этими молитвами стоят? Как он может в таком случае затронуть ваши чувства и пробудить вашу мысль, наполниться для вас смыслом?

Я написал эту книгу для трех типов людей. Во-первых, для тех, у кого совершенно нет интереса к обрядовым формам иудаизма, и он не собирается в этом году присутствовать в синагоге на Рош а-Шана. Если Вы относитесь к этому разряду евреев, обещаю: эта книга даст Вам новое для Вас понимание еврейских праздников, а возможно — и самой природы еврейства. Прочтите ее — смею Вас просить, и Вам откроются в иудаизме, а, может быть, заодно и в синагоге стороны незнакомые, интересные и привлекательные.

Во-вторых, эта книга обращена к тем, кто, безусловно, намерен пойти в синагогу, но делает это без особого желания. Им я посоветую прочесть книгу дважды: за месяц или за два до праздника Рош а-Шана и второй раз — во время службы.

И, наконец, книга может оказаться полезной тем, кто отчасти понимает содержание этого еврейского праздника и у кого этот праздник вызывает живое чувство. Такие люди, мне кажется, скорее других сочтут эту книгу полезным интеллектуальным и духовным дополнением к присутствию в синагоге в этом году.

Желаю моим читателям Шана Това, хорошего нового года.

Шимон Аписдорф

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я