Индустрия лжи. Как пройти полиграф и научиться лгать?

Шерл Ренд

Никто не вправе знать о вас больше, чем вы готовы сказать. Однако, государство и корпорации считают иначе. Они думают, что могут посадить вас за детектор лжи и узнать все ваши секреты. Это пора прекращать! У каждого из нас есть право на частную жизнь. Но почему-то об этом забыли.Прочтя эту книгу вы поймёте, как защищать себя. Вы научитесь скрывать информацию, чтобы пройти полиграф или собеседование. Узнаете, как раскрывают ложь и блефуют следователи, как научиться лгать и не стать жертвой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Индустрия лжи. Как пройти полиграф и научиться лгать? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5. Основы и компоненты лжи

Трудно поверить, что человек говорит вам правду, когда вы знаете, что на его месте вы бы солгали.

Генри Луис Менкен

В предыдущей сцене Оскару удалось сделать предложение Сьюзен. Немного ошеломлённая таким неожиданным сюрпризом, она согласилась. Однако, как это часто бывает, Сьюзен стали посещать навязчивые мысли: «Правильный ли это выбор?», «Действительно Оскар — тот самый, с кем я готова провести всю оставшуюся жизнь?», «Что, если это плохой выбор?» и т. д. Промучившись несколько дней, она решает серьёзно поговорить со своим женихом. Ей интересно узнать его поближе, и пока ещё не поздно изменить своё решение. Поэтому в тот же вечер она устраивает романтический ужин в их гостиной, на котором «главным блюдом» был сам Оскар.

Чтобы не испугать суженого, Сьюзен начала издалека. Она расспрашивала его о детстве и семье. Ей было интересно, каким он был в школе и юности. Оскар сразу смекнул, что здесь что-то не так. «Уж больно много вопросов она задаёт, — подумал он и добавил: — Неужели это какая-то проверка?» Осознав это, Оскар начал нервничать. Он не знал, чего ожидать, и хотел бы не рассказывать о своей бурной молодости и юношеских ошибках. Сьюзен же больше интересовалась его жизнью в средней и старшей школах. Она хотела узнать, с кем он встречался и почему расстался. Ведь понимала, что сюжеты обычно повторяются и их брак может стать ещё одним плохим воспоминанием.

Оскар же «прятал скелет» своей бывшей. Ранее он уже жил с другой невестой. Однако, сделав предложение, его суженая превратилась в его «маму». Она стала назойливой и нервной. Бывшая контролировала каждый его шаг, смотрела переписки и рылась в его вещах. Из-за этого они очень часто ругались. Однажды она прочла сообщение от его коллеги и интерпретировала его как измену. Несмотря на все правдивые объяснения Оскара, она ему не поверила. Вместо этого она начала швырять в него всё что попало. Она била его по груди и лицу. Оскар долго терпел и успокаивал её. Однако, когда она начала драть его волосы, словно траву, у него кончилось терпение. От боли и уже натянутых нервов он отбросил её в сторону, и она неудачно упала, вывихнув запястье. На этом история их «счастливой» совместной жизни закончилась.

Дабы не расстраивать Сьюзен, Оскар решает скрыть правду. Ему кажется, что его личная жизнь, ошибки и промахи не должны предаваться огласке. Однако он не хочет обманывать свою невесту и решает приукрасить историю. Ранее он уже говорил ей, что встречался всего с тремя девушками до неё. Начав перевирать факты, Оскар думал, что у Сьюзен не такая хорошая память или она просто пропустила это мимо ушей. Однако он ошибался. Услышав всего о двух девушках, невеста поняла, что здесь что-то не так, и спросила о третьей. Однако Оскар начал отпираться, сказав: «Ты, наверное, что-то путаешь. У меня было всего две девушки». Но Сьюзен точно помнила число его бывших, т. к. для неё это был важный факт. Поэтому из-за недооценки оппонента история потеряла свою логичность, т. к. её хронология была нарушена. Это и заметила невеста, что стало для неё первым звоночком.

Немного растерявшись, Оскар сделал вид, что совсем забыл о ещё одних отношениях. Он аргументировал это тем, что они были незначительными и длились недолго. Поэтому он о них и забыл. Однако Сьюзен продолжала задавать уточняющие вопросы. У Оскара складывалось чувство, что он попал на допрос. Сочиняя на ходу, герой замешкался. Его тело и речь стали неестественными. Он стал делать много пауз, ёрзал на стуле, стараясь не уходить в детали и не описывать ничего конкретного. Сьюзен же подметила, что он говорит только общими фразами, а его изначальное естественное поведение сошло на нет. Она настаивала на подробностях и на информации о девушке. Однако он рассказывал ей лишь, как они познакомились, как пару раз сходили в кино и поцеловались. Он не приводил имён, дат, мест и прочих деталей.

В этот момент Сьюзен поняла, что он что-то от неё скрывает. На следующий день она позвонила матери Оскара, чтобы узнать о той незнакомке. Его мама — добрая, открытая, улыбчивая дама преклонного возраста — рассказала ей всю правду, даже не задумываясь о последствиях. Когда Сьюзен всё узнала, она поняла, что не сможет жить с тем, кто скрывает от неё столь значимые вещи. В тот же день, пока Оскар искал работу, она собрала вещи и оставила записку с подаренным кольцом.

Что же Оскар сделал не так? В каком моменте истории он дал слабину и вызвал подозрения? Как избежать недоверия и создать историю, в которую веришь, даже не задумываясь? Об этом мы и поговорим в главе.

Компоненты качественной лжи

Когда вы хотите скрыть информацию, недостаточно знать лишь одни мифы или виды неправды. Вам необходимо чётко понимать, из каких компонентов должна состоять грамотная ложь. Эти составляющие помогут сформировать историю, которую принято считать правдивой. Она будет связанной и понятной, содержать детали и факты. В основе этого лежат пять составляющих качественной лжи, к которым относится: логичность, детальность, естественность, доказуемость, подготовленность.

1. Логичность

Этот аспект неправды подразумевает, что во лжи не должно быть логических несостыковок и явных противоречий. Говоря иначе, ложь не должна становиться абсурдом. Она должна иметь ясный, непротиворечивый смысл. Не должно быть такого, что один факт не состыковывается с другим. А ведь именно это и произошло в сюжете Оскара. Сначала он сказал о трёх девушках, а потом лишь о двух.

К тому же логичность подразумевает структурированность и последовательность. История должна развиваться линейно. Часто это происходит по следующему сценарию: завязка, кульминация, развязка. Завязка — это событие, которое является началом движения сюжета. Кульминация — наивысший и переломный момент в развитии действия, после которого события быстро движутся к концу — развязке. Впрочем, более подробно об этом мы поговорим в главе 9, посвящённой созданию легенды. В ней мы рассмотрим смежные элементы хорошей неправды и научимся складывать хорошие сказки.

Отмечу, что распространённая ошибка начинающих лжецов — это неполная или сломанная сюжетная линия их рассказов. Такая ложь очевидна и сразу распознаётся. Она очень похожа на детскую, т. к. в ней зачастую отсутствует логика каждого события. Чтобы выстроить серьёзную ложь, необходимо уметь жонглировать элементами истории. Исходя из этого, вы должны понять, что во лжи ключевым параметром является не только хорошая фантазия, но и логическое мышление. Именно оно позволяет отследить, учесть и связать все элементы неправды в одну структурированную историю.

При этом логичность в данном контексте — синоним стратегии. Ведь, по сути, введение человека в заблуждения — чётко организованная стратегия. Стратегическое мышление позволяет нам более масштабно рассматривать определённую ситуацию и составлять план достижения своей цели. Что по своей сути идентично конструированию лжи. Поэтому вам стоит уделить внимание развитию этой составляющей вашей личности.

2. Детальность

Этот компонент сообщает нам, что ложь должна быть насыщена определёнными деталями. Все они должны как-то относиться к контексту истории. Пересказывая легенду, мы можем углубиться в детали происходящего. Предположим, развёрнуто рассказать про погоду и людей, что и как вы чувствовали, что вы думали и т. д. Этих подробностей может быть бесчисленное множество. Они должны быть плавно распределены по всей истории, которую вы сообщаете. Ведь, как правило, лжецы попадаются на мелочах. Поэтому следите за цепочкой вашей истории и не потеряйте нить разговора. Впрочем, их чрезмерное количество способно вызвать обратный эффект. Человек попросту вам не поверит, т. к. это не похоже на нормальный тип изложения информации. Исключение — если это ваша типичная БЛП.

Просто представьте, что вы ведёте обычный разговор — и вдруг начинается чуть ли не доскональное описание всех подробностей, что только могут быть. Это странно и сразу бросается в глаза. Если несведущий в профайлинге человек может пропустить это мимо ушей, то верификатор сразу поймёт, что пока в речи не было избытка деталей — была правда. Как только они посыпались — ложь. Поэтому не злоупотребляйте данным аспектом и насыщайте вашу речь умеренным количеством подробностей.

3. Естественность

Элемент подразумевает, что ложь должна выглядеть естественно. Имеется в виду, что в ней не должно быть абсурда, который точно не мог бы случиться. Грубо говоря, не нужно оправдывать опоздание на работу падением метеорита на ваш автомобиль. Ложь должна маскироваться под ситуацию, которая вполне имеет место. В некоторых ситуациях она может содержать в себе элементы абсурда. Однако этого лучше избегать, т. к. это привлекает внимание и заставляет задуматься.

При этом речь и телодвижения должны оставаться естественными. По сути вы должны поддерживать вашу БЛП. Для этого стоит изучить то, как вы ведёте себя в обычных обстоятельствах, когда говорите правду. Затем необходимо проанализировать этот опыт и научиться «играть» его, когда вы что-то скрываете. Эта практика достаточно сложна и требует долгих часов тренировки. Поэтому начинайте уже сейчас.

4. Доказуемость

Этот аспект подразумевает то, что неправда всегда должна быть основана на достоверных фактах. Неважно, настоящие ли они или сфабрикованные. Главное, чтобы на них можно было сослаться и предъявить в виде доказательства. При этом важно, чтобы собеседник понимал, о каком доказательстве идёт речь, и, что более важно, верил в его истинность. Самим доказательством может выступать что угодно. К примеру, другое лицо, текст, фотографии, аудио и т. д. Тип доказательства определяется лишь той неправдой, ради которой он подбирается или фабрикуется. Иногда в роли доказательства может выступать даже аргумент. Например, мы можем сослаться на некий авторитетный источник.

Отмечу, что лучше всего создавать доказательства заранее. Своего рода это упреждающее сокрытие. То есть сокрытие или фальсификация доказательств какого-то действия до того, как оно было полностью выполнено. Допустим, дама хочет пойти в ночной клуб, но её вторая половинка явно против этого. Тогда она может сказать, что идёт в кино со своими подругами. Для этого она заранее покупает билет и кладёт его на видное место. Ещё лучше, если сама жертва поучаствует в фабрикации доказательств. Допустим, парень сам поможет девушке купить эти билеты. Это убедит его в искренности её намерений.

При формировании фейковых доказательств в отношении неподготовленных людей можно прибегнуть к социальным подтверждениям. Как пример, мы можем подговорить наше близкое окружение, чтобы оно утверждало что-то в нашу защиту, даже если доказательства противоречат этому. Согласно этому тезису: правдой будет считаться то, что установят и поддерживают другие люди. И даже при наличии опровергающих фактов социальный вес слов нескольких против одного, наряду со стадным инстинктом, возьмёт своё в большинстве случаев.

К тому же детальность выходит за рамки слов и должна отражаться в наших действиях. Ольга Белякова в своей книге «Научись красиво врать!» советует следующее:

«Вам необходимо продумать всё до мелочей. Например, если вы скажете, что уезжаете, то ни в коем случае не должны отвечать на телефонные звонки. Согласитесь, что будет крайне неудобно, если друзья решат позвонить вам (проверить), а вы поднимете телефонную трубку. Вряд ли в таком случае можно будет выйти сухим из воды. Нежелательно также выходить из дома, так как существует вероятность того, что вас увидит кто-то из знакомых. В народе такие, казалось бы, невероятные совпадения называют законами подлости, а они случаются не так уж редко и в самые неподходящие моменты. В общем, должна быть полная конспирация.

Но и это ещё далеко не все меры предосторожности. На всякий случай вам необходимы «свидетели». Их можно обеспечить себе, соврав одинаково сразу нескольким людям. В этом есть смысл, если те, кого вы обманываете, и «свидетели» знакомы. Тогда в разговоре между ними обязательно подтвердится ваша «лжеправда». Вы можете расценивать свою ложь как мини-преступление. Тогда вам необходимо обеспечить себе алиби, т. е. правдоподобную ложь. Также вам понадобятся свидетели, которые подтвердят ваше алиби».

5. Подготовленность

Во-первых, ложь должна быть сформулирована и отрепетирована заранее (если это возможно). Когда мы что-то репетируем и повторяем, у нас появляется возможность скорректировать свою ложь и поведение. При этом мы можем выявить ошибки и несостыковки как в самой истории, так и в нашем преподношении. Отрепетировав, мы можем лучше вжиться в нашу ложь и играть её так, как будто это правда. При этом мы подготовим наш организм к такой лжи. И при её реализации мы будем чувствовать себя более спокойно. Это происходит, т. к. мы уже адаптировались к стрессу от произносимой неправды. Поэтому мы покажем меньше признаков нервозности, которые могут нас выдать.

Во-вторых, ложь должна быть разветвлённой. Ведь если взять любую историю, то у неё есть множество разных дополнений. Чтобы это понять, представьте длинную широкую дорогу — это история. На всём её пути в разные стороны в разных местах исходят тропы и более мелкие дорожки. Это и есть разветвлённость. Ведь так или иначе история будет иметь множество дополнений, обстоятельств и уточняющих деталей. Поэтому нужно заранее подготовить возможные ответы на возможные вопросы по данной истории

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Индустрия лжи. Как пройти полиграф и научиться лгать? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я