Четыре правила мага. Магическая формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» для становления сознания

Коллектив авторов, 2023

Перед вами одиннадцатая книга серии «Магия в вопросах и ответах», и каждая из них поможет читателю узнать что-то сокровенное. Книги необычные, авторов у них много: это основатель Школы Ксения Евгеньевна Меньшикова, преподаватели Школы и её ученики. В тексте использована живая переписка с форума «Магия едина»: реальные люди, невыдуманные проблемы, животрепещущие вопросы… В этой книге мы постараемся углубить понимание смысла и сути магического становления сознания мага. Для этой цели мы попробуем всесторонне рассмотреть магическую формулу «Знать, Сметь, Уметь, Молчать», которая является матрицей для такого становления. Эти четыре правила-заповеди каждый практикующий должен учитывать в своей работе и, конечно же, грамотно применять. Тема эта очень интересная и совсем не простая. Однако есть уверенность, что мы сумеем разобраться и с этим.

Оглавление

Из серии: Магия в вопросах и ответах

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Четыре правила мага. Магическая формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» для становления сознания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

МАГИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ СТАНОВЛЕНИЯ

В своё время английский оккультист и мистик Леви сформулировал четыре правила мага, которые каждый практикующий должен учитывать в своей работе и, конечно же, грамотно применять.

Выразил он эти правила в четырёх словах «Знать, Сметь, Желать, Молчать».

Однако в более давнюю эпоху эта формула звучала несколько иначе: «Знать, Сметь, Уметь, Молчать».

Разница в одном слове. Вроде бы несущественная. В одном слове: слово «желать» заменило слово «уметь». Однако на поверку получается, что это теперь две совсем разные формулы и в сознании практика дают совсем разный эффект. Вопрос в следующем: какая формула четырёх правил с большей долей вероятности направит ищущего на магический путь? Старая формулировка с «уметь» или более новая с «желать»? Как сформируется сознание ищущего магию, если он строит свой путь, опираясь на одну из этих различных заповедей?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо не только пропустить обе формулы через своё сознание, но и учитывать, когда и в чьём разуме зародилась эта подмена. Элифас Леви, оккультист и каббалист XIX века, отразивший «обновлённую» формулу в своих работах, искал магию в то время, когда она была низвергнута в иудохристианский ад; когда только очень сильная воля могла презреть вшитый ещё в утробе матери страх перед всем потусторонним и древним. Эта была эпоха пробуждения, просвещения, удивительных открытий и вместе с тем — религиозного мракобесия и расцвет сектантства. В религиозном обществе, насквозь пропитанном страхом перед соблазном, осознание своих желаний и признание влияния желаний на жизнь — уже был подвиг. Это с одной стороны. Но с другой, подмена понятия «уметь» на «желать» поставила желания выше умений. С точки зрения человека и задачи обретения им свободы от христианского догмата — это хорошо. Но хорошо ли это для мага? Правильно ли конфигурировать своё сознание формулой высвобождения желаний для того, кто ищет себя в магии?

Давайте это обсудим.

Людмила Ермолаева: Доброго дня, коллеги и преподаватели. Поделюсь следующими размышлениями.

В первом случае: «Знать, Сметь, Желать, Молчать» — оккультное сознание сформируется как более распылённое, то есть много желает, много теории, рассуждений, времени уходит много. Хочется и это знать, и это изучить, и туда пойти. Результат есть, но растянутый во времени, если не приходит разочарование, «я так и не нашёл, что искал, не нашёл свою Силу». И вроде много знает, и может делать, но не делает, возжигает себя эмоционально, а через раз или вообще не действует, опыта необходимого не получает, так как молчания как трансформирующей и результирующей составляющей не получается, желания требуют подпитки, а внутреннего молчания и тишины не наступает, есть постоянный голод.

Во втором случае: «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» — знания, с должной смелостью, устремлением и внутренним намерением. «Надо» или «хочу» ведут в опыт, исследования, анализ, разнообразие вариантов опыта, это постоянная тяга к новому. Не важно, какой он, сама интерпретация на негативный и позитивный опыт в данном случае не играет роли, всё важно, всё энергия, которая ведёт к каким-то эффектам. И каждый раз это ступенька, чтобы сделать шаг на следующую ступеньку, одно порождает другое, и развивается, и расширяется, и сознание расширяется более интенсивно и динамично. В данном случае молчание играет важную роль, когда входишь в опыт, то наступает момент, когда надо войти во внутреннее молчание и тишину, чтобы выкристаллизовался опыт и произошёл качественный скачок в сознании в виде озарения, осознания, знания, силы.

Алексей Кобелев: Выскажу своё мнение по поводу различия «Уметь» и «Желать».

«Уметь» — это получить новые знания, которые уже проверены на практике, то есть получен новый опыт, увеличивающий бытийную массу сознания. Это уровень каузального тела.

«Желать» — проявление эмоций — астральное тело. Просто желание не приводит к накоплению опыта. Но, имея бо!льшую энергетическую составляющую и при подключении гибкого ментала, при сохранении сильных эмоций — возможно прописывание нового опыта, без практической его реализации. Нафантазировал, сильно-сильно прожил это эмоционально — получил опыт. Возможно, «уметь» — путь познания Фебов2 (информация—действие—опыт), «желать» — путь познания Дионисов (эмоция—информация—опыт).

DimDim: Интересно понимание «знания» в теории искусственного интеллекта и экспертных систем: знание — это совокупность утверждений о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правил логического вывода одних утверждений из других и правил использования их для принятия решений.

Алексей Кобелев пишет: «„Уметь“ — это получить новые знания, которые уже проверены на практике, то есть получен новый опыт, увеличивающий БМ. Это уровень каузального тела».

Позволю не согласиться, «Уметь» — это уже уровень не «знания», а уровень навыка. Знания могут и часто носят теоретический характер. Навык — это уже деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма. Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Выработка навыка — это процесс, который достигается путём выполнения целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий (упражнениями) — например, в магии. Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

Таким образом, замена термина «Уметь» на «Желать» экзотерически защитила магию как социальный институт, превратив многих адептов в кабинетных исследователей-теоретиков, не дерзнувших трансформировать знания в умения. При этом снизив скорость постижения магической науки в целом. Эзотерически — позволила внутреннему кругу магов (за счёт освоения умений и формирования навыков) достигать высоких результатов и иметь власть над другими. Хотя зачем там уже им власть?

Клио: Здравствуйте, коллеги и уважаемые мастера! На данном этапе моего понимания складывается следующая «картина»:

«Знать» — иметь целостную информацию, пропущенную через «себя»

«Сметь» — иметь бесстрашие, неоспоримое право и намерение

«Желать» — хотеть что-либо через фильтр «я»

«Молчать» — не иметь потребности в чьём-либо присутствии.

«Знать, Сметь, Желать, Молчать» — включение заповеди «Желать» говорит о наличии «личного», и, значит, через призму этого будет иметь место искажение всех принципов. Всегда будет место предпочтению, и, следовательно, ни о какой целостности сознания речи и не может быть. А так как мы уже знаем, что магическое сознание — целостно, то данный магический закон как-то слабоват.

«Знать, Сметь, Уметь, Молчать» — в данном законе всё иначе. Целостное знание питает намерение, которое на фундаменте бесстрашия и наличия прав приводит к виртуозному освоению инструментов и качественному опыту, который позволяет «Уметь». Процесс движется целостно, без предпочтений, вбирается всё, и нет личных предпочтений. И смысл об этом говорить, когда сам процесс завораживает и не требует обсуждения или признания. Только созерцание…

Andrey: «Знать» — обогатить свой ментал максимально. Сначала знания, техника безопасности, и только потом — Сила.

«Сметь» — избавиться от неконструктивных страхов и быть способным на реальный поступок в нужный момент времени.

«Желать» — развитие сознания вглубь себя, при этом подразумевается бездействие вовне. В какой-то момент сознание начнёт разрывать изнутри из-за огромных теоретических знаний и «вещи в себе», не реализованных во внешнем мире. С течением времени нереализованные желания приведут к депрессии и коллапсу сознания. Изначальные цель и смысл не будут достигнуты.

«Уметь» — накопленные знания в богатом ментале уже прошли тестовые испытания вовне, и в каузале3 подтвердился и зафиксирован соответствующий опыт. Теперь это по праву — инструмент, который в необходимый момент будет использован сознанием.

«Молчать» — приращённый опыт — это исключительно личное достояние, которым не следует разбрасываться. Любая информация, переданная другим людям просто так, вероятно, в их сознании не будет иметь равную ценность по сравнению с тем временем и ресурсами, которые были затрачены собственным сознанием для получения этой информации и отработки соответствующего опыта. С тем, чтобы ценность информации и опыта не обнулилась в сознании, заповедь инструктирует о молчании, и это есть оптимум для растущего магического сознания.

Wayfarer: Формулировка с «Уметь» — сознание мага. Формулировка с «Желать» — сознание ученика.

Galin: Согласна. «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» — получается описание индивидуума, имеющего определённый объем информации, имеющего на это право и находящего в себе силы, обладающего определённым навыком и сохраняющего тайну, то есть Мага.

«Знать, Сметь, Желать, Молчать» — получается описание индивидуума, имеющего определённый объем информации, имеющего на это право и находящего в себе силы, имеющего внутреннее стремление к результату и опять-таки сохраняющего тайну, то есть Ученика.

DARINA: Скорее всего, «Молчать» в этих двух формулах — это не соблюдение тайны, а сохранение стабильности возникших процессов. Ведь и в жизни так — стоит только рассказать о своих планах, равновесие системы нарушается, и велика вероятность, что планы не осуществятся.

Виталий: До какого-то периода считалось (да и сейчас многие так думают), что понятия «магия», «колдовство» суть одно и тоже. И то, что люди слышали о великой Силе, это передавалось из уст в уста, на скамейке в деревеньке, где и говорилось, что Сила передаётся или по роду, или через прикосновение, да ещё есть какие-то чёрные-пречёрные книги, где написаны страшные заклинания. Но передавались действительно не знания, а навыки работы с Силой, той, которая была передана, и то в её прикладном аспекте.

Думаю, что формулы «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» и «Знать, Сметь, Желать, Молчать» (и каждый их элемент отдельно) можно рассматривать в двух направлениях:

Эзотерическом (внутреннем), как внутреннем мистическом понимании, как восприятия магическим сознанием окружающего мира, да и себя в нём.

Экзотерическом (внешнем). Как пример, можно рассмотреть отдельный элемент — Молчание, озвученный коллегой DARINA. Думаю, что он указан ею как вариант внутреннего понимания элемента Молчания, именно как сохранение равновесия системы, стабильности возникших процессов. Если говорить о магическом действии, то после проведённых ритуалов это умение отпустить желание, чтобы не вызвать перенапряжения пространства своим желанием и не сбить тонкие настройки проведённого ритуала.

Как внешнее применение элемента Молчание, это всё же некое сохранение тайны, когда адепты придерживались внутренних правил, кодексов, когда магический Орден имел разные уровни допуска своих адептов и каждый адепт одного и того же Ордена не мог получить знания более высокой ступени, ибо не имел допуска.

DARINA: Знание в плане эзотерическом — это набор информации из различных источников, посещение курсов, семинаров, лекций. Получение информации возможно из разных источников. Также сюда можно отнести структурирование уже полученной информации и перевод её в знание. Приведу свой пример: на первом занятии 3-го курса на основном факультете школы, когда знакомились с ментальным телом, структура моего ментала была в некоторых местах хаотичной, многие связи были переплетены и сильно натянуты, другие — провисали или совсем были разорваны. Сейчас структура МТ кардинально изменилась. Произошла внутренняя работа ментального тела.

Кларисса: «Сметь» в эзотерическом смысле можно рассмотреть как внутреннее состояние «быть вправе». Это, если так можно выразиться, интровертированное состояние, с центром внимания на субъекте. Любое проявленное должно быть уравновешено противоположным процессом.

marina ts: «Сметь» — быть смелым, суметь переступить через страх, через себя, через свои потребности. Как раз сегодня читала, что «Знать» — это изначально иметь хорошие мозги, потому что без этого и начинать не стоит. Понятие «Сметь» — уметь, суметь, смочь, ещё можно рассмотреть с позиции воли. Только имея огромную волю и желание, можно добиться результата.

OlgaPro: «Желать» сейчас представилось с программно-физической точки зрения. Желание — программа манифестации перемен. Желание порождает сфокусированный луч энергии, по средствам перехода внимания из одной пространственно-временной точки в другую. Что, в свою очередь, создаёт электромагнитное поле, с определённой частотой колебаний, по совпадениям которой подбираются (притягиваются) люди и обстоятельства, необходимые для осуществления манифестируемого желания.

Сметь, осмеливаться, отваживаться, то есть находить в себе силы, смелость для чего-либо.

Если задача лёгкая, то смелости не потребуется, а вот если ставить перед собой сложные задачи, то страшно и нужны силы для прохода через страх. А где взять силы?

Чтобы найти силы, нужно «собрать волю в кулак» (сфокусировать) и целенаправленно устремить её в сторону решения задачи.

marina ts: «Человек же не владеющий собой, горячащийся, волнующийся и импульсивный целиком принадлежит Природе и является рабом собственного тела, поэтому такой человек совершенно не в состоянии повелевать собственным организмом, а следовательно, никаким другим. Все мистические формулы, заклинания, талисманы и церемонии в руках такого человека не произведут никакого действия или обрушатся на него самого рядом несчастий, потому что нельзя поручать ребёнку управлять локомотивом» (Папюс).

Очень понравился этот текст, здесь очевидна разница между «Уметь» и «Желать». Читая его, вспомнила песню о волшебнике-недоучке. Сейчас, кстати, очень много колдунов и «потомственных» магов, которые очень ЖЕЛАЮТ ими быть, а по факту ничего не УМЕЮТ.

Марфа Васильевна: Всё относительно. Любое понятие можно рассматривать двояко. Можно говорить о желании как о «манифестации перемен», как выше высказывалась OlgaPro, а можно как о подчиняющей силе, делающей человека неспособным управлять чем бы то ни было. Но далеко не всякий человек, испытывающий желание, импульсивен и не владеет собой.

Главное — не забывать заповедь Аполлона: «Соблюдай умеренность». Перекосы и крайности портят любое качество. Взять, например, веру. Она может превратиться в слепой фанатизм, а может быть «силой, которая ведёт тебя в направлении обретения знаний», как говорится в книге Меньшиковой «Магия нового порядка»4. Думаю, истина где-то посередине. Желание не зло само по себе, на начальном этапе оно необходимо. Но одного желания недостаточно. Чтобы выйти за пределы внутреннего круга, оно должно во что-то трансформироваться, и это что-то и есть умение.

Скорее всего, «Молчать» в этих двух формулах — это не соблюдение тайны, а сохранение стабильности возникших процессов.

KuKumber: «Скорее всего, „Молчать“ в этих двух формулах — это не соблюдение тайны, а сохранение стабильности возникших процессов». Написала DARINA.

«Мы непрерывно разговариваем с собой о нашем мире. Фактически мы создаём наш мир своим внутренним диалогом. Когда мы перестаём разговаривать с собой, мир становится таким, каким он должен быть. Мы обновляем его, мы наделяем его жизнью, мы поддерживаем его своим внутренним диалогом. И не только это. Мы также выбираем свои пути в соответствии с тем, что мы говорим себе. Так мы повторяем тот же самый выбор ещё и ещё, до тех пор, пока не умрём. Потому что мы продолжаем всё тот же внутренний диалог. Воин осознаёт это и стремится прекратить свой внутренний диалог» (Карлос Кастанеда).

Полагаю, что «Молчать» в формуле значит остановить свой внутренний диалог.

Lalunoa: Магический закон гласит о том, что из себя представляет Маг.

1. «Знать»: Знание—Сила—Стабильность. Контролировать Себя, стихийные силы.

2. «Сметь»: Смета—Расчёт затрат ресурсов (стихий) на проект, который должен реализоваться.

3. «Уметь»: предполагает наличие Ума и осознанности.

4. «Молчать»: Маг воздействует на реальность мыслью.

Маг — уже не человек, а ретранслятор (или пустой сосуд). Магия — творение не рук человека и не для человека, соответственно, в словах не нуждается. «Не понимающий слов не поймёт и молчания». Поэтому первое, чему должен научиться ставший на путь познания Магии, — это ПОНИМАНИЮ.

Людмила Ермолаева: Начала читать «Трансцендентальную магию» Элифаса Леви и во введении слова в тему: «Для того чтобы направлять луч неустойчивого света, мы должны утвердиться в постоянном свете. Чтобы повелевать стихиями, мы должны господствовать над их проявлениями. Вместо того чтобы безрассудно отваживаться, мы должны ЗНАТЬ; вместо того чтобы хотеть, мы должны отважиться; мы должны ЖЕЛАТЬ“, чтобы овладеть империей, а для того, чтобы царствовать, мы должны ХРАНИТЬ МОЛЧАНИЕ».

Svetoslawna: Вообще, сложно представить, чтобы в Средневековье существовал закон, позволяющий «желать» человеку что-либо. Тогда всё зависело от «воли бога». Данная замена могла появиться только после прихода эпохи Ренессанса с её гуманизмом и антропоцентризмом.

LDV: Если немного окунуться в понимание биографии авторов, заданных к прочтению, то:

Первый тезис. «Знать, Сметь, Желать, Молчать».

«Знать» — знание, полученное на первичном желании вырваться из рамок. То есть в той системе, когда было сформировано понимание этого принципа, с зафиксированным внутренним кругом, нужен был колоссальный внутренний импульс, для преодоления внутренней инерции. То есть знание здесь зависит от желания.

«Сметь» — полученное знание применялось для обхода запретов системы. «Сметь» у меня почему-то частично ассоциируется с правом. Права нарабатываются через применение знаний. Допустим, маг осознаёт и понимает, что есть лазейка на прямую связь с силой внешнего круга5, реализует её. Соответственно, для силы он становится равным элементам 2-го круга. Так как они начинают взаимодействовать, системно можно это сделать только с уровня 2-го круга (иерархически).

«Желать» — я думаю, что в такой трактовке оно говорит об ограничении, наложенном системно. Когда человек чего-то желает, он является зависимым, не всегда понимая источник желания. То есть наличие некой силы, которая управляет процессами. И возможно, на это «желать» были наложены ограничения второго круга первооснов, крепко прибитых. На этом уровне происходило постоянное движение, хаос, импульс на получение новых знаний, способы обхода системы и сразу же ограничения по допуску системы (так или иначе авторы были в системе).

«Молчать» — здесь и избавление от привычки передавать о себе информацию, чтобы, возможно, «понявшие» не взяли над объектом контроль, а значит, снизили его до собственного уровня. То есть объект потерял бы в правах.

Второй тезис. «Знать, Сметь, Уметь, Молчать».

Думаю, здесь заложен принцип доведения, развития себя до такого уровня, который приближает объект к первоисточнику. Вопрос ведь о магах, а значит, магическое сознание по этому принципу частично (или полностью) становится программистом, демиургом в отдельно взятом пространстве. Сознание ведь умеет, значит, есть и знания, и опыт, и вдохновение «Уметь». Этот принцип больше говорит о соединении с первичной, породившей силой.

Lecz: У меня такое мнение: оба термина имеют двойное значение.

«Желать» — движение, стремление, несовершенство, развитие, незавершённость, жизнь.

«Уметь» — целостность, завершённость, совершенство, статика, смерть.

Магическое сознание не может желать. Желающее сознание не может быть магическим.

Я сейчас пересматриваю уроки и, кажется, начинаю понимать несколько по-другому. Вопрос был «Как сформируется магическое сознание в этих двух различных заповедях?».

Первая заповедь с «желанием», а это область подсознания. К магическому сознанию не может иметь отношения и предназначен для развития человеческого сознания до магического, то есть даётся возможность простому смертному пройти определённый путь становления магом, но, пока не иссякнут желания, цель достигнута не будет. Получается вечное искание в связи с желаниями, а значит, не стать ему магом — тупик или бесконечное хождение по кругу.

Во втором завете с «умением» пути не предполагается, ты уже рождаешься магом (каббалистический завет), ты можешь только совершенствовать свои способности. Хотя опять приходишь к предыдущему заключению, что желающее сознание не может стать магическим. Или я опять что-то упускаю?

Магия подразумевает служение другим, маг себе не принадлежит. Желание подразумевает служение себе. Служение себе — это уже не магия. Получается, возможно, магическое сознание и сформируется, но с противоположным знаком. То есть магическое сознание с законами «Знать, Сметь, Желать, Молчать» можно назвать разрушающим сознание, направленное на удовлетворение личных амбиций. Магическое сознание со второй заповедью «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» предполагает сдерживание личных эгоистических проявлений, а значит, созидательное.

В человеческом понимании человеку желания помогают развиваться, не важно, с какой полярностью, главное, двигаться. С магической точки зрения, с позиции мага, желания ну никак не уместны, там главное «Знать, Сметь и Уметь», так как маг, если он настоящий, не может принадлежать себе, а следовательно, и желать в магическом плане не имеет права, да ему это и не нужно. У него уже всё есть, что необходимо для мага.

DARINA: Ксения Евгеньевна не раз в других своих лекциях говорила, что нельзя доверять первой мысли, которая пришла в голову, ибо она, скорее всего, ложная. Маг может желать, но только тогда, когда это ему необходимо. Всё должно стать инструментом мага в достижении его цели. И если получится (после размышления, а не спонтанно), что желание даст магу большое количество энергии для осуществления именно этой цели, он — пожелает. Как только цель будет достигнута, маг вернётся в исходное состояние — нежелания.

Lecz: Вы пишете: «Магия подразумевает служение другим, маг себе не принадлежит». Как раз Маг и принадлежит только себе. Маги — индивидуалисты, у них нет понимания совести как таковой. Маг — уже не человек. И Ксения Евгеньевна это неоднократно подчёркивала. В Магии полярности нет. Наличие полярности — это критерии 3-го, внутреннего круга. Там Магии нет и Магов нет. На 1-м, внешнем круге критериев добро—зло, белое—чёрное тоже нет. Маг будет делать то, что ему необходимо в данный момент времени. И ему всё равно, как это будут оценивать находящиеся на 3-м круге. Потому что сознание Мага свободно от этих человеческих категорий. И наша задача — также выйти за пределы и сделать эти категории нашим инструментом.

Wizard: По поводу магических формул: «Знать, Сметь, Желать, Молчать» и «Знать, Сметь, Уметь, Молчать». Первый вариант касается оккультистов, таких как Папюс и Леви, которые себя магами не считали. В XIX веке, когда это происходило, «Желать» возникло в умах тех, кто освобождался от христианской религиозной практики. До и после христианского периода — «Уметь» единственная форма магии.

Ruta: Добрый день, уважаемые коллеги! У Э. Леви встретилась фраза: «„Знать“ — это мочь, когда решаешься возжелать». Оккультисты, с трудами которых мы сейчас знакомимся, идя по дороге познания, опираются на мотив «желать». Желать, когда это запрещено, опасно, невозможно. В этих трудных условиях они СМЕЮТ ЖЕЛАТЬ. Речь идёт об истинном желании, «когда желаешь этого всем своим сердцем вплоть до того, чтобы разбить об это свои самые дорогие страсти, изо всех своих сил и вплоть до того, чтобы подвергнуть опасности своё здоровье, благосостояние и свою жизнь» (Э. Леви). Именно такое желание является энергией для запуска воли человека, как носителя магического потенциала.

«Желать» — свобода воли, которая пробуждает и развивает силу воли: «Знать, Сметь, Уметь, Молчать». «Знать» — осознанность, «Сметь» — способность на поступок и ответственность, «Уметь» — навык, знание в действии, «Молчать» — самоконтроль и управление.

Согласна с коллегами, что формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» уже подразумевает наличие желания. И в современном мире, когда условия стали не такими жёсткими, а информационный поток усилился, мотив «Уметь» вернее приведёт к результату на пути развития магического сознания.

А вот книги Папюса, Агриппы и Э. Леви, помимо магических ключей, несут ту самую энергию истинного желания, на которой строились фундаментальные труды по передаче знаний последователям. Это искренне вызывает уважение и благодарность.

Wizard: Насколько я понял, да, они были оккультистами, но не магами (насчёт Агриппы не уверен), о чём сами и писали. Сложное было тогда время благодаря господству христианства.

Лилианида: Обратимся к первоисточникам. Вики говорит, Dogme et Rituel de la Haute Magie написано в 1854—1856 годах, английский вариант 1896 год. Леви — француз и писал, вероятно, по-французски, а может, по-латыни? Заголовки-то латинские. Давайте найдём!

Полностью фраза (в русском переводе) звучит: «Знать, Сметь, Хотеть, Молчать — вот четыре слова мага, начертанные на четырёх символических формах сфинкса. Эти четыре глагола могут комбинироваться четырьмя способами и четырежды взаимно объясняются».

Сижу перевожу построчно вариант Леви 1896 года и русский перевод. Вот фраза, прямо предшествующая нашим кодам: «Чтобы достигнуть sanctum regnum“, то есть науки и могущества магов, — необходимы четыре вещи: ум, просвещённый изучением, ни перед чем не останавливающаяся смелость, ничем не преодолимая воля и скромность, которую ничто не в состоянии испортить или опьянить». Молчание — это скромность, по Леви, а Желать/Уметь — «непреодолимая воля».

Оригинал: To attain the SANCTUM REGNUM, in other words, the knowledge and power of the Magi, there are four indispensable conditions — an intelligence illuminated by study, an intrepidity which nothing can check, a will which cannot be broken, and a prudence which nothing can corrupt and nothing intoxicate. TO KNOW, TO DARE, TO WILL, TO KEEP SILENCE — such are the four words of the Magus, inscribed upon the four symbolical forms of the sphinx. These maxims can be combined after four manners and explained four times by one another.

Intrepidity, кстати, ещё кураж, смелость, бесстрашие, отвага.

От комбинации этих глаголов — 16(!) — многое зависит. Давайте их распишем и порассуждаем, что поменяется.

Что это за 4 символичные формы сфинкса? Понимание даёт контроль, поехали в первоисточник! В другой книге Леви «История магии» видим про сфинкса (пока русский вариант): «То, что древние считали четырьмя элементами, никоим образом не означает четыре простых тела. Это, скорее, четыре элементарных проявления единой субстанции. Эти четыре формы были представлены сфинксом. Его крылья соответствовали воздуху, женская грудь — воде, бычье тело — земле, а львиные лапы — огню. Единая субстанция, трижды троичная по существу и четверичная по форме проявления, — такова тайна охраняемых сфинксом трёх пирамид с треугольными гранями и квадратными основаниями».

Добавлю ещё, что для меня перевод «will» на «желать» не видится корректным, да простят меня переводчики и читатели. «Желать» для человека, привыкшего ставить цели и добиваться их, как-то слишком поверхностно, что ли. Ну, желаю я летать. А ставлю цель получить диплом пилота, например. Так вот, «волеизъявлять» было бы корректнее. Не находите? Кто и когда заменил «to will» на, видимо, «to can», я ещё не разобралась, и к теме сфинкса Леви обращался в работах не раз.

KuKumber: Добрый вечер, коллеги. Выскажу свои мысли по поводу заповедей мага. Вариант формулы с «Желать» загоняет сознание во внутренний круг первооснов, алгоритм колдовского развития. Вариант формулы с «Знать» уже позволяет выйти на внешний круг первооснов за счёт наработки навыков и приобретения опыта. Это алгоритм магического развития.

Lalunoa: На своём опыте прошла прессинг от представителя христианского эгрегора, колдуна, подсадку в своё сознание, ещё на тот момент не окрепшее, формулы «Знать, Сметь, Желать, Молчать», и всё в моей жизни полетело в тартарары, хотя по жизни меня подсознательно вела формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» и предпочтений практически уже не было. Прореха оказалась в моем сознании в «Молчать», причём из-за вируса, в виде шуточки «всё могу, молчать не могу». Вот она и сыграла со мной злую шутку, да так, что, коллеги, вычленяйте из своего сознания подобные «анекдоты» — это вирусы из разряда программирования сознания, когда в шутку на веру воспринимается и встраивается истинный смысл! Сознание должно быть критично ко всему, так как сплошь и рядом мы окружены «системой» и её представителями.

Клио: Магическое сознание — свободное от личного, лишённое границ и полное отсутствие бинера. «Знать, Сметь, Желать, Молчать» — через призму личного (я желаю), следовательно, это не магическое сознание, и соглашусь с коллегами: колдун — да, жрец — да, но не маг и магия.

OlgaPro: Уважаемые коллеги, рада вас приветствовать! Читая предыдущие сообщения, понимаешь, какая широкая колея прокладывается по пути магического знания, решаясь (смея) присоединиться к дискуссии, желаю внести и свой вклад в общее дело (надеюсь, что сумею).

Время и место, в котором мы находимся сейчас, несомненно, отличается от времени, в котором жили предложенные для изучения оккультисты:

Агриппа, он же Ге́нрих Корне́лиус Неттесгеймский (14.09.1486—12.02.1535);

Элифас Леви, он же Альфо́нс-Луи́ Конста́н (08.02.1810—31.05.1875);

Папюс, он же Жерар Анаклет Венсан Анко́сс, или Энко́сс (13.07.1865—25.10.1916).

Хочется разобраться, что они понимали под формулой магии «Знать, Сметь, Желать, Молчать» и как мы её можем сейчас интерпретировать, чтобы была возможность использовать в системе, обладающей уже иными характеристиками (например, квантовость взамен бинарности) и наполнением — ведь наша информационная база значительно богаче и уже наполнена результатами практического опыта.

Пойдём по порядку, от учителя к ученику (для Леви «Оккультная философия» Агриппы была настольной книгой, наряду с тем, что Папюс в своих работах часто ссылается на Элифаса).

Агриппа в своём труде «Тайная [оккультная] философия» (написанном в 1510 году) для желающих изучить натуральную магию говорит о необходимости владения (ЗНАТЬ) тремя науками в совершенстве, а именно:

Физикой, «которая объясняет качества вещей и в которой находятся секретные свойства любого существа»;

Математикой, «познающей звёзды, их аспекты и их виды, так как от них зависит свойство и способность любой вещи»;

Теологией, «благодаря которой познают нематериальные субстанции, которые распределяют и управляют вещами».

С позиций этих трёх наук, посредством детального анализа и сопоставления, Агриппа рассматривал первоэлементы, которые и есть «основы всех телесных вещей:

Огонь, Вода, Земля и Воздух, из которых все вещи образовались не способом собирания вместе, но посредством трансмутации и объединения, и к которым они возвращаются, когда разлагаются».

«…Каждая вещь имеет своё точное и определённое в Творце, благодаря которому она живёт и откуда ведёт своё происхождение». Но для того, чтобы понять, как взаимодействуют все элементы, необходимо ещё кое-что:

«Постижение вещей происходит душой, посредством которой единая мировая душа сливается с телом. Единая мировая душа называется квинтэссенцией. Она не происходит ни от одного из четырёх элементов, но является как бы пятым, который стоит над ними и который существует без них».

«Сметь». «Чем благороднее форма вещи, тем более она расположена к восприятию, тем живее воспринимает и тем больше имеет силы действовать» и тут же по тексту далее очень хорошо, на мой взгляд, иллюстрируется форма желания.

«Желать». «Вот почему существуют непонятные эффекты вещей, кажущиеся чудесными, когда они использованы вовремя и приготовлены с помощью пропорциональных смесей, способных оживить их. Привлекая к ним от звёзд жизнь и душу, как форму наиболее благородную, приготовленные материалы имеют такую силу, что они начинают обладать высочайшей мощью, превращаясь в совершенную смесь».

По моему мнению, «Желать» — это топливо, мощная энергия, без которой путь до цели будет значительно дольше… Главное, правильный вектор задать, то есть «уметь желать»! А ещё у Агриппы интересное (связанное с законами, которые даются позже на курсе), если кто «хочет познать силу какой-либо части мира или какой-либо звезды, он может это сделать, пользуясь вещами, которые имеют отношение к ней и получают её влияние…».

«Уметь» рассматривается в знании того, что с чем нужно сочетать, и обязательно с учётом законов природы: «все эти зарождения могут быть чудовищны, если свершаются не по правилам природы», а также в очень дотошном соблюдении ритуалистики, например, надо «в течение известного времени (лунный месяц или 40 дней) приготовляться в религиозном отношении к этому великому таинству», «человек, желающий получить предсказание доброго духа, должен быть чист, целомудрен и перед тем исповедаться» или «избрать подходящее помещение, благопристойное, закрытое, изолированное от всякого шума и никем не посещаемое».

«Молчать». Здесь всё очень конкретно сказано: «В опытах магии нужно уединение и таинственность. Эти опыты усиливаются безмолвием и уничтожаются разоблачением. Будучи оглашены, они теряют силу».

По поводу возможного искажения первоначального текста, вызванного некачественным переводом с французского языка, думаю, что английский язык не внесёт более ясного понимания текста, так как является лишь посредником. Поэтому я обратилась к более качественному прямому переводу, который сделал Иван Харун в 2012 году для расширенного (по сравнению с 1854—1856 годами) издания DOGME ET RITUEL DE LA HAUTE MAGIE PAR E"LIPHAS LE"VI (1861). И дабы совсем исключить недопонимание трактовки, постаралась смотреть контекст, в котором каждый член формулы употребляется.

Итак, в Догмате Леви описан великий магический секрет: «Знать его настолько, чтобы злоупотреблять им, или разгласить его — значит заслужить всевозможные муки; но знать его так, как должно, чтобы пользоваться им, и скрывать его — это значит быть властелином абсолюта».

«Всё заключено и одном слове и в слове из четырёх букв», которое «адептам даёт последнее слово человеческих знаний и ключ к божественной власти; но только тот умеет им пользоваться, кто понимает необходимость никогда его не раскрывать». «…Магическая власть состоит из двух вещей: знания и силы. Без силы знание — ничто или, вернее, опасность. Давать знание только силе — таков высший закон посвящений».

И снова позволю привести здесь уже не раз озвученную на форуме фразу, но с иным переводом: «Чтобы добраться до sanctum regnum (так древние называли магию), то есть до знания и могущества магов, без четырёх вещей никак не обойтись; это — просвещённый изучением ум, ни перед чем не останавливающаяся решимость, ничем не сокрушимая воля и молчание, которое ничто не в состоянии нарушить или опьянить.

Знать, Решиться, Желать (проявлять волю), Молчать — вот четыре слова мага, начертанные четырьмя символическими формами сфинкса».

Эти четыре дееслова могут сочетаться четырьмя способами (а не шестнадцатью или двадцатью четырьмя!) и четырежды взаимно объясняются. (Очень интересно, как?)

Далее в тексте идут необходимые для понимания закона разъяснения (приведу некоторые):

«Знать»: «Подобно тому как первое магическое знание есть познание самого себя, так и первое дело знания, заключающее в себе все другие и являющееся началом великого дела, есть творение самого себя»; Знание — это абсолютное и полное обладание истиной.

«Сметь»: «Сметь, Знать и Решиться им воспользоваться — вот человеческое всемогущество».

«Желать» (или «Уметь»): «Уметь страдать, воздерживаться и умирать — вот каковы первые секреты, которые ставят нас выше страданий, чувственных похотей и страха небытия». Ну здесь же явно речь идёт не о «Желать», с точки зрения которой мы могли бы подразумевать, а, наоборот, об умении с этими желаниями совладать!

«Желать» (в контексте испытывать страсть): «Когда магнетическая атмосфера двух лиц настолько уравновешена, что притяжение одного вдыхает расширение другого, тогда возникает влечение, называемое симпатией; тогда воображение, вызывая на себя все лучи или все отражения, аналогичные тому, что оно испытывает, создаёт себе поэму из желаний, которые увлекают волю, и если лица противоположного пола, то в них обоих или чаще всего в более слабом из них происходит полное опьянение астральным светом, называемое собственно страстью, или любовью.

Любовь — это одно из великих орудий магической силы; но она формально запрещена магу, по крайней мере как опьянение или страсть. Астральный свет — вот универсальный соблазнитель, изображённый древним змием из Книги Бытия.

Это — тонкое действующее начало, всегда действующее, всегда пышущее жизнью, всегда цветущее соблазнительными грёзами и милыми образами; это — сила, слепая сама по себе и подчинённая всем волям, готовая как на добро, так и на зло; это — circulus [круг], вечно оживающий необузданной жизнью, приносящей помешательство безрассудным; это — телесный дух, это — огненное тело, это — неосязаемый и вездесущий эфир; это — неизмеримый соблазн природы. Чтобы овладеть им, нужно, подобно предопределённой судьбой женщине, поставить ногу ему на голову».

«Молчать»: «Действительно, этот секрет, если его обнародовать, может быть только плохо понят, и обыкновенно от него приходят к кощунственному отрицанию свободной воли, которая есть духовное начало жизни».

Ещё пояснение терминов (гл. 61 «Магическое равновесие»):

«Воля — это способность, управляющая разумными силами для примирения свободы лиц с необходимостью вещей.

Сила — это мудрое употребление воли, которое заставляет даже саму фатальность служить исполнению желаний мудреца…»

«Силы природы к услугам того, кто умеет им сопротивляться. Если вы достаточно владеете самим собой, чтобы никогда не быть пьяным, то вы тем самым располагаете ужасной и фатальной силой опьянения. Если вы хотите опьянить других, внушите им желание пить, но не пейте сами…»

И тому подобных примеров достаточно много в тексте, чтобы понять, про какие именно желания ведётся речь.

Приведу ещё цитату из 9-й главы Догмата: «Посвящённым является тот, кто обладает светильником Трисмегиста, плащом Аполлония и посохом патриархов. Светильник Трисмегиста — это разум, просвещённый знанием… (…он освещает настоящее, прошедшее и будущее, обнажает совесть мужчины, освещает складки сердца женщины и горит тремя языками пламени).

Плащ Аполлония — это совершенное самообладание, изолирующее мудреца от инстинктивных токов имеет три складки, то есть трижды защищает от желаний (а мы уже знаем, что система может провоцировать только три раза).

Посох патриархов — это помощь оккультных и незыблемых сил природы делится на три части, то есть можно просить помощи только три раза, дальше сам (у золотой рыбки можно было просить исполнения трёх желаний, у джинна тоже три, и т. п.).

Разум дан всем людям, но не все умеют им пользоваться; это — наука, которой надо научиться.

Свобода предоставлена всем, но не все могут быть свободны; это — право, которое надо завоевать. Сила предоставлена всем, но не все умеют на неё опереться; это — власть, которой надо завладеть.

У посвящённого нет ни сомнительных надежд, ни нелепых страхов, потому что у него нет неразумных верований; он знает, что он может, и ему ничего не стоит решиться. Поэтому для него решиться — это мочь.

Итак, вот новое толкование принадлежностей посвящённого: его светильник представляет собой Знание“, окутывающий его плащ — Скромность“, его посох — это эмблема его Силы и его смелости. Он знает, он полон решимости, и он молчит. Он знает тайны будущего, он преисполнен решимости в настоящем, и он хранит молчание о прошлом. Он знает слабости человеческого сердца, он решается этим воспользоваться для своего дела, и он молчит о своих замыслах. Он знает смысл всех символизмов и всех культов, у него есть решимость практиковать их или воздерживаться от них, без лицемерия и без святотатства, и он молчит о едином догмате высшего посвящения. Он знает о существовании и свойствах великого магического действующего начала, он полон решимости совершать действия и произносить слова, которые подчиняют его [то есть действующее начало] человеческой воле, и он молчит о тайнах великого аркана.

Также вы можете видеть его часто грустным, но никогда не унылым, не отчаявшимся; часто бедным, но никогда не нищим, не несчастным; часто преследуемым, но никогда не обескураженным, не побеждённым. Преемник стольких жертв (он помнит о всех трагических судьбах великих искателей истины), у него не меньше решимости, но куда больше понимания в необходимости молчать. Будем же подражать его примеру, будем настойчиво учиться; когда же будем знать, тогда решимся и будем молчать» («Знать, Сметь, Молчать»).

Таким образом, Элифас Леви не заменяет «Уметь» на «Желать», а, наоборот, учит превосходить свои инстинктивные желания (и сам долгое время отказывается от своих страстей, пока не влюбляется). Но любое сопротивление (насильственный отказ от чего-либо), питает ту среду, которой сопротивляешься. То есть, пытаясь избавиться от демона, ты его только кормишь и взращиваешь.

Виталий: Мне также откликнулось описание Папюсом символа «Сфинкс». В его понимании этот образ и сама детализация, и описание отдельных элементов обозначает символическое изображение цели, достигаемой магом. Во главу всего он ставит Волю, которая контролирует все животные побуждения человека, некую бессознательную часть человека. И эта самая человеческая воля может быть применена к быстрому развитию сил Природы.

Но при всём моем уважении к Папюсу мне кажется, что его мысли больше похожи на рассуждения психолога, теософа, философа, но не мага. Я могу ошибаться, но его труды чётко подпадают под формулу: «Знать, Сметь, Желать, Молчать». Мне кажется, отсутствует элемент «Уметь». Но зато просто шикарно раскрыты понятия «Знать» и «Сметь».

Лана Кадмон: Хочу также поделится размышлениями по формулам «Уметь/Желать». Начала читать обычную художественную книгу о магии. И самое забавное, что было ощущение изначально, что она не так проста, как кажется. Простая художка, но в ней на наглядном примере раскрывался вопрос разницы между «Желать» и «Уметь».

Так, имеющие огромный потенциал от рождения, имеющие знания и отточенные навыки проигрывали тем, кто изначально пришёл в этот мир практически ущербными. Но именно эта ущербность позволила им всем естеством желать силы настолько мощно, что в итоге они научились сливаться со стихиями и не просто становиться сильнее, а подчинять их себе. В то время как их, казалось бы, более удачливые от рождения коллеги не имели того огня стремления в себе и не могли не то что подчинить внешние силы стихий, но даже просто напитаться ими, а черпали энергию из собственного резервуара, что обновлялся естественным, но неподконтрольным им путём. И честно говоря, меня это очень зацепило. Изначально я даже не рассматривала «Желать» как серьёзный двигатель в развитии, привыкшая к человеческому желанию. Но, слив воедино все выводы коллег, авторов книг и столь очевидный вывод писателя, всерьёз задумываюсь над тем, что неверно изначально определила формулу развития сознания с «Желать» как ущербную. В правильном ключе Желание способно продвинуть сознание за пределы, установленные умениями и опытом, открыть новые грани и методы.

Fatamorgana: Что такое знание? Как это — «Знать»? Знание — это информация. Но не вся подряд, а особым образом обработанная, прошедшая сквозь разум и чувства. Знание можно получить из личного опыта, компетентного источника или через откровение, напрямую от Высших Сил. Проходя сквозь сознание и другие пласты личности, информация становится знанием. И процесс обретения знаний — это работа, требующая усердия и дисциплины. В то время как информация даётся даром, её море вокруг.

Зачем получать знания? А то и добывать тяжким трудом? Потому что знание — это власть. И первое, чем надо овладеть, — это самим собой. Свои эмоции, мысли, ощущения, чувства можно контролировать только в том случае, если известна их природа и причины. Так появляется знание о себе самом, своих правах, своём месте в этом мире, правилах взаимодействия с окружающими. А взаимодействие с окружающими — это уже власть над ними. Или их власть над нами.

Отсюда вытекает объём всего того, что называется «Сметь», на что есть права и силы. И смелость нести ответственность за содеянное. Осмелиться на действие без достаточных знаний можно, но немного. Такие долго не живут. И незнание правил от ответственности не освободит.

Но чтобы что-то «Сметь», чтобы что-то делать, надо этого хотеть. И чем больше смеешь, тем больше хочется. Желание — двигатель любого прогресса. Говорят, что прежде вместо «Желать» было «Мочь». Пожалуй, это относилось к тем временам, когда магия была частью научного и естественного знания. Прошёл испытание, получил знание — идёшь работать волхвом или целителем. Для повседневной жизни и работы этого достаточно. Но «Мочь» предполагает наличие некоторого «не могу». Когда это «не могу» останавливает, тут магия и заканчивается. Остаётся ремесло, работа, рутина. А вот если «не могу» — это повод потрудиться и узнать, как всё-таки смочь, это — развитие, с элементами соревнования и правилами естественного отбора. «Не могу, но хочу» — всего лишь повод получить новые знания. В то время как «не хочу» — повод остановиться и заняться чем-то другим или вовсе ничем.

Уже здесь становится понятно, что формула не линейна, это спираль, где каждый новый виток повторяет предыдущий, но на совершенно другом уровне и в другом масштабе. Чтобы «не могу» превратилось в «знаю как», нужно в первую очередь желание. Потому формула «Знать, Сметь, Желать, Молчать» — усовершенствованная версия, дающая ключи к бесконечному развитию. Однако одного желания недостаточно. Все части этой формулы подразумевают усилие или волю. Именно воля позволяет превращать информацию в знание, выбирать нужную информацию и отвлекаться от пустого и бессмысленного информационного потока. Воля заставляет действовать, то есть сметь производить изменения во внешнем мире. Без воли и действия знания, в общем-то, бесполезны.

Потому действовать надо молча. Во-первых, молчание само по себе неплохо укрепляет волю. Молчи, когда больно и страшно, потому что боль пройдёт и никто не узнает, каков ты в минуты слабости и что они вообще бывают. Молчи, когда хорошо и победа, потому что однажды и они пройдут и снова никто не узнает, что триумф окончен.

Во-вторых, знание, полученное с трудом и усилием, само по себе — ценно. Для его обретения требовалось много времени и энергии. Разгласить такое знание — обесценить его, сделать достоянием недостойных, даром отдать другим плоды своих трудов — лишить себя права на новое знание. А в нашем мире очень поощряется бескорыстная передача благ: «Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим». И это — одна из главных провокаций, с которой приходится сталкиваться. И это — хороший инструмент естественного отбора. Получить знания мало, надо уметь их сохранить.

В-третьих, слово — одна из форм магического воздействия. Правильное слово, на нужном языке, произнесённое в нужное время и с нужным намерением, — очень действенный инструмент изменения реальности. Но такие слова не имеют ничего общего с пустой болтовнёй, да и с разговором вообще. Такие слова — оружие, а оружие без дела не достают и не используют не по назначению.

Таким образом, спираль раскручивается: знать, сметь, желать, посредством воли обеспечивает расширение. «Знать, Сметь, Желать, Молчать» — обеспечивает движение вверх, на новый виток. И это практически вечный двигатель любого, идущего по пути Магии и поиска.

Алексей Кобелев: В размышлениях о «Знать, Сметь, Уметь/Желать, Молчать» пришла следующая аналогия. В различных пантеонах есть боги, обладающие несколькими ликами, например Геката у греков или Свентовит у славян. Если взять Гекату как богиню—хранительницу магии, открывающую двери миров перед ищущими магию, объединяющую всё со всем, то можно найти интересное сходство. Первый лик Гекаты — юная девушка. Юность (детство) — аналогия «Знать». Ещё нет наработанного опыта в этой жизни, только есть память из других воплощений, багаж знания, который всегда с тобой. Второй лик — зрелая женщина. Зрелость — проявление знаний сейчас — «Сметь», решиться. Перейти от теории к практической реализации. Третий лик — старуха. «Желать» заменено на «Уметь». Желаний уже нет, но есть огромный опыт, наработанный практикой. Четвёртый лик (скрытый), тот, что пока не видим, — соединение всего со всем, смысл. «Молчать». Всё помню + всё проявляю (смею) + всё умею. Но об этом не обязательно говорить. Это молчаливое объединение. Когда все четыре лика объединяются: З+С+У+М — тогда богиня дарит своё покровительство и открывает двери ищущему магию.

Феникс: «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» — это сознание магическое, способное из теории выводить практику. «Знать, Сметь, Желать, Молчать» — это сознание оккультное (то, что говорила Ксения Евгеньевна про Э. Леви — оккультист, но не алхимик), набитое теоретическими знаниями, очень желающее («Желать» потому и заменило «Уметь»), но пока не способное уметь. По-видимому, когда магии было больше, когда не было таких сильных религиозных монотеистических структур, это было более возможно; с приходом монотеизма, с их жёстким блокированием третьего круга, святой инквизицией и другими предпринятыми шагами, всё, что осталось адепту магии, — это «Знать, Сметь, Желать, Молчать».

Ruta: Спасибо, коллеги! Согласна, ведь мы и рассматриваем сознание человека, встающего на путь магического развития. Соответственно, и изучаем «Желать» с точки зрения человека обычного, человека ищущего (включается понимание) и человека нашедшего (здесь уже должно быть «Умение»). За основу принимается накопленный опыт и задача осознания ограничений и изменения границ. Осознание начинается с желания, а вот для изменения границ уже нужно понимание и умение. Читая оккультистов, невозможно не заметить это их желание осознать и прийти к пониманию. В лекции говорилось, что они не стали магами, но смогли найти путь к ней на одной своей силе желания. Свои знания, как учёных, натурфилософов, теософов, они направили к цели понимания законов Магии. Вероятно, что в их задачу входило не столько изменение границ индивидуального сознания (считали, что маг — это предопределённость и избранность), сколько создание теории Магии из всего имеющегося на тот момент магического опыта предшественников. Насколько я поняла, эгрегориальная система всё-таки заставила их замолчать (в буквальном смысле), так как в конце жизни (Агриппа, Леви) они отреклись от своих магических учений в пользу религиозной веры. Без умения дальнейшего развития не получилось.

Виталий: Стало и мне интересно поизучать личности магов XIX века (Папюс, Леви, Мазерс, Кроули). Исключение Агриппа — XVI век. Свой путь становления они начинали с изучения уже существующих книг по магии. Их было немного, но они были. Попробовал посмотреть, что же за книги были до написания трудов магами XIX века и по которым они начинали изучать магию. Вот некоторые труды (написаны с XI по XVI век): «Греческие магические папирусы», «Арс Алмадель», она же «Лемегетон», «Пикатрикс», «Гальдбрук», «Арбатель», «Арс Нотория», «Псевдомонархия демонов», «Заклятая книга Гонория», «Книга мага Абрамелина». Но если даже вскользь посмотреть на то, о чём книги, то, в большей массе, это возможность достижения эффектов (вызов демонов, защитные ритуалы, достижения славы и богатства, личной власти и мудрости, создание магических предметов и другое). И конечно, всё это написано в своих традициях и в привязке к определённым первоосновам.

Не совпадает ли это с моментом ухода волхвов (X—XI века)? Например, в Киевской Руси Владимир больше 800 волхвов загубил (или волхвы ушли в порталы) в X веке. Не ушла ли магия вместе с мудрецами — волхвами? Может быть, формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» была заменена именно после ухода волхвов, после того как исчезли реальные носители знаний и Силы? И тогда искатели магии пытались самостоятельно пробить перекрытый ручеёк для магии, начав создавать труды по тем остаткам информации, что сохранилась, а может, создавая что-то новое? И именно уже новыми магами был заложен принцип «Знать, Сметь, Желать, Молчать»? И эти новые маги на силе собственной страсти и желания пробили дорожку к собственной силе, но магию там полноценно не обрели… Помехой в этом поиске магии были внутриорденские конфликты, желание власти и могущества… И именно элемент «ЖЕЛАТЬ» был тем вирусом в системе…

Как человек интересовавшийся историей магии Украины, могу сказать, что магия ушла с волхвами или была спрятана по тайным уголкам (кланы, ордена, да просто в лесах глухих да Карпатских горах). Да, были люди, которых обучили волхвы, и эти люди должны были выполнить определённые задачи, и так появились характерники. Но при всей их мощи и Силе характерники чётко подпадают под формулу «Знать, Сметь, Желать, Молчать». Желали они одного — свободы и защиты своей земли… и изучали именно возможность достижения эффектов, то есть волшебства, в его практическом применении. А после достижения возраста престарелого многие уходили в христианские монастыри, ибо не знали, зачем жить дальше… Как я понимаю, это чёткое соответствие какой-то одной первооснове, характерников сознательно завязывали на какой-то одной первооснове. После выполнения своих задач определённым эгрегориальным структурам они были больше не интересны.

Wayfarer: Виталий, я тоже интересуюсь историей магии и аналогично связываю приколоченность первооснов6 с приходом монотеизма. Язычество худо-бедно сосуществовало с христианством до X—XIII веков, а в сознании людей имело форму причудливого симбиоза. Взять хотя бы «libertas decembrika» или «festum puerorum», описываемые Юнгом в работе «Душа и Миф».

В 1216 году на папский престол взошёл Гонорий III (в миру Ченчио Савелли) — папа римский с 18 июля 1216 по 18 марта 1227 года. Он учредил орден францисканцев, бенедиктинцев и доминиканцев в составе католической церкви. Основным направлением деятельности ордена св. Доминика являлась борьба с ересью, по сути, именно он стал оплотом и исполнительным органом инквизиции. После смерти Гонорий был канонизирован католической церковью.

Интересно, что именно ему приписывают авторство знаменитого гримуара Гонория, правда, сам манускрипт вышел примерно в 1627 году. Как известно, в гримуаре указано, что маг должен быть католическим священником и нести службу. Из других не проверенных мною источников Гонорий III являлся членом Ордена Хранителей Смерти. Ну, это так, сплетни как повод копать дальше.

Добавлю ещё, что приколоченность первооснов — понятие относительное, они не могут быть приколочены в принципе (как вы себе это представляете, коллеги?), они приколочены определённым образом в отдельно взятом сознании или сознаниях людей, находящихся под одним эгрегором.

Виталий: Учитывая, что авторы XVI—XIX веков были сторонники каббалы, а христианство действовало в усиленном режиме, то, как ни назови приколоченность первооснов или ни воспринимай это (хоть гвоздями, хоть в сознаниях людей…), результат один и тот же, все были под одними эгрегорами. По крайней мере, мы воспринимаем пока это так, при изучении книг по магии, что доступны.

Я вот попытался подумать про формулы: «Знать, Сметь, Желать, Молчать» и «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» и первоосновы в отношении учений Кастанеды, но пока завис. Ведь там тоже не всё так просто. И после анализа всей информации (не только классических книг) о Кастанеде и его практиках есть большое сомнение что он соответствовал «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» (про дона Хуана молчу, там без вопросов). А ведь тоже, в учении в линии магов дона Хуана есть место для размышления, я имею в виду взаимосвязь новых магов и древних с бросившим вызов смерти, обмен энергии на знания, согласно договору с 1700-х годов, но я так понимаю, эта тема пока неуместна в данном уроке.

Lecz: Параллельно с Леви читаю Кастанеду, и сразу же в тему пошла нужная информация.

Как я предполагаю, вот что говорит дон Хуан о магическом сознании, развивающемся по принципу «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» — это древние видящие и «Знать, Сметь, Желать, Молчать» — новые видящие:

«Видящих, как древних, так и новых, можно разделить на две категории. К первой относятся те, кто стремится практиковать самообладание и способен направить свою деятельность в русло достижения прагматических целей, несущих благо другим видящим и человеку вообще. Другая категория — это те, кому нет дела до самообладания и достижения прагматических целей. Среди видящих принято считать, что тем, кто составляет вторую категорию, не удалось справиться с проблемой чувства собственной важности».

И далее:

« — И ты не считаешь себя магом, дон Хуан?

— Не считаю, — ответил он. — Я воин, который видит. А все мы — „лос нуэвос видентес“ — новые видящие. Магами были древние видящие.

— Обычный человек, — продолжал дон Хуан, — воспринимает магию как нечто скорее отрицательное, тем не менее она его привлекает. Именно поэтому, когда ты находился в состоянии нормального сознания, я сделал так, чтобы ты считал нас магами. Так рекомендуется поступать, чтобы пробудить интерес. Но для нас магия — это тупик».

И снова прихожу к предыдущему выводу, что у желающих нет полных знаний. «Желать» значит стремиться к совершенству. И пока ты стремишься (незавершённое действие), ты не можешь уметь. Умение подразумевает завершённое действие, в умении нет желания. Всё дело в ЧСВ. В этом и состоит разница в развитии магического сознания. Пока ты не стер своё эго, о применении закона с «Уметь» не может быть и речи, магическое сознание нельзя назвать магическим. В этом случае к такому сознанию можно и нужно применять только второй закон с «Желать» (сознание колдунов).

Кларисса: Lecz, если позволите, хотела бы подискутировать. «Уметь» — это прикладная штука, опирающаяся на опыт, экспансия в мир, а следовательно, это горизонталь по оси стихий, воздух—вода, каузальный уровень, скорее, а не астральный. Папюс отлично пишет в «Прикладной магии»: «Магия есть сознательное действие воли на жизненную силу, хотя определение — это недостаточно точно. Воля есть сила, имеющаяся у всех людей, но очень мало людей умеют ею разумно пользоваться. Следовательно, надо не только обладать волей, но уметь её прилагать к делу, и только посредством воспитания и упражнения воли можно этого достигнуть. К выражению „воля“ мы прибавим прилагательное „развитая“ или, вернее, „динамизированная“, а динамизировать её можно лишь путём упражнения…

Сопоставляя теперь всё сказанное, мы получаем следующее определение Магии.

Магия есть применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы». Папюс предлагает к «Желать» добавить опыт, чтобы «Уметь».

И по поводу эго. Наверное, это отдельная тема, но всё же «стирать» его категорически не рекомендую. ЧСВ и эго — это разные вещи.

Lecz: Когда я писала про эго, то споткнулась на этом слове, но всё же решила его оставить. Не в первый раз встречаю сообщения, где люди отстаивают проявления Эго, что это необходимая составляющая человека. Здесь я согласна, что отсутствие Эго — это уже не человек. И цели здесь в школе у всех разные. Но надо помнить и понимать, что мы пришли в магическую школу, где ключевое слово «магическая», подразумевающее попутное избавление от проявления человеческого Эго, а уж от ЧСВ тем более. Ведь маг это уже не человек.

Алексей Кобелев: Коллеги, здравствуйте! Вы затронули тему о чувстве собственной важности (ЧСВ), и возникли новые мысли. Что, если ЧСВ есть проявление нереализованного желания из «Знать, Сметь, Желать, Молчать»? Желание есть, но вот его проявления, практики, наработанных алгоритмов нет. Это вызывает дисбаланс в сознании, и магии нет. При замене «Желать» на «Уметь» — нарабатываются умения, и ЧСВ трансформируется в чувство собственного достоинства (ЧСД), и появляется крупинка магии.

Получается, что наличие ЧСВ обуславливает потенциал к ЧСД. Причём ЧСД обусловлено наработкой умений и, пожалуй, не исключает наличие ЧСВ в отношении желаний, которые ещё не проявлены на практике. Возможно, «Знать, Сметь, Желать, Молчать» и «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» могут существовать в одном сознании одновременно, как сообщающиеся сосуды. Реализовал одно желание в умение — часть ЧСВ перешла в ЧСД. В начале пути имеем 99% ЧСВ («Знать, Сметь, Желать, Молчать») и 1% ЧСД («Знать, Сметь, Уметь, Молчать»). С практикой процент смещается в сторону ЧСД. Маг, по-видимому, имеет соотношение 99% ЧСД и 1% ЧСВ. Возможно, этот 1% ЧСВ привносит элемент энтропии и заставляет всё время развиваться, осваивать периодические появляющиеся желания. Таким образом, постоянно лепим себя нового, и к идеалу прийти невозможно. 1% со временем будет стремиться к 0, но полностью стать 0, пожалуй, не сможет.

Желания на пути к магии, как мне кажется, естественный процесс, и от них не стоит бежать, главное, чтобы они не оставались просто желаниями, а реализовывались в действия и давали результат и новые алгоритмы победы.

Виталий: Мне кажется, что мысли Алексея Кобелева очень даже созвучны идеям Кастанеды о четырёх природных врагах человека. Когда человек начинает учиться, он никогда не имеет чёткого представления о препятствиях. Его цель расплывчата, его намерение неустойчиво. Он ожидает вознаграждения, которого никогда не получит, потому что ещё не подозревает о предстоящих испытаниях. Каждый шаг — это новая задача, и страх, который человек испытывает, растёт безжалостно и неуклонно. Его цель оказывается полем битвы. И таким образом перед ним появляется его первый природный враг: СТРАХ!

Чтобы одолеть страх, нужно всего лишь не убегать. Человек должен победить свой страх и вопреки ему сделать следующий шаг в обучении, и ещё шаг, и ещё. Он может быть полностью устрашённым, и, однако же, он не должен останавливаться. И наступит день, когда его первый враг отступит. Человек почувствует уверенность в себе. Его намерение укрепится. Обучение больше не будет пугающей задачей. Когда придёт этот счастливый день, человек может сказать не колеблясь, что победил своего первого природного врага. Это происходит постепенно, и всё же страх исчезает внезапно, в один миг. К этому времени человек знает все свои желания и знает, что с ними делать; он может открывать для себя или предпринимать новые шаги в обучении, и все его действия пронизывает острая ясность. Человек чувствует, что для него не существует тайн.

Следующий враг человека — ЯСНОСТЬ! Она заставляет человека не сомневаться в себе. Она даёт уверенность, что он ясно видит всё насквозь. Но всё это заблуждение. Если человек поддастся своему мнимому могуществу, значит, он побеждён вторым врагом и будет в обучении топтаться на месте. Он будет бросаться вперёд, когда надо выжидать, или он будет выжидать, когда нельзя медлить. Так, вместо человека знания человек может стать отважным воином или, скажем, шутом. Однако ясность, за которую он так дорого заплатил, никогда не сменится вновь тьмой и страхом.

На следующем этапе человеку становится ясно, что сила, за которой он так долго гонялся, наконец принадлежит ему. Он может делать с нею всё, что захочет. Его желание — закон. Он видит насквозь всё вокруг. Это и значит, что перед ним третий враг: СИЛА! Но это самый грозный враг. И конечно, легче всего просто сдаться; ведь, в конце концов, её обладатель действительно непобедим. Здесь человек редко замечает третьего врага, который уже навис над ним. И он не подозревает, что битва уже проиграна. Он превращён своим врагом в жестокого, капризного человека. Но ни ясности, ни силы он не потеряет никогда. Как говорит Алексей, «желания на пути к магии — естественный процесс, и от них не стоит бежать, главное, чтобы они не оставались просто желаниями, а реализовывалось в действия и давали результат и новые алгоритмы победы».

Мне кажется, «Желать+Уметь» всегда идут вместе. Но лишь с небольшим дополнением, что если принципу «Уметь» полностью подчиняется принцип «Желать»; иначе, если «Желать» выходит в лидеры, то это путь в никуда. Но всё равно несмотря на то что человек подчинил все свои желания принципу «Уметь», появится новый враг человека — СТАРОСТЬ! Несмотря на то, что человек избавился от страхов, от безудержной и ненасытной ясности, а Сила в его распоряжении, человеком может овладеть неодолимое желание отдохнуть, лечь, забыться. Если он даст ему волю, если он убаюкает себя усталостью, то упустит свою последнюю схватку, и подкравшийся враг сразит его, превратив в старое ничтожное существо. Но если человек стряхнёт усталость и проживёт свою судьбу до конца, тогда его в самом деле можно назвать человеком Знания, пусть ненадолго, пусть лишь на тот краткий миг, когда ему удастся отогнать последнего и непобедимого врага.

Даже при достижении принципа «Уметь» человек всё ещё подвластен желаниям, и они его могут победить, но если он это контролирует, то вполне может вновь усилить принцип «Уметь». Я согласен с Алексеем, «Знать, Сметь, Желать, Молчать» и «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» могут существовать в одном сознании одновременно, как сообщающиеся сосуды.

Кларисса: Алексей, супер — чувство собственного достоинства (ЧСД), обратно пропорциональное чувству собственной важности (ЧСВ)! Намерение должно подкрепляться правильным успешным действием. И ЧСВ в данном случае подразумевает обусловленность сознания желанием, которое есть нехватка, пустота, а природа не терпит пустоты и заполняет эти пустоты иллюзиями. ЧСВ в какой-то мере действительно является потенциалом для ЧСД, но для этого нужно что-то дополнительно добавить, катализатор какой-то или растворитель, чтоб ЧСВ в жидкое состояние чистых желаний снова перевести, отделить от иллюзий. «Желание» и «Умение» — это элементы со свободной валентностью, когда они вступают в реакцию в правильной пропорции, получается реакция — опыт, и получаем нужное вещество — результат, и БМ выпадает в качестве осадка.

И пару слов про эго. Коллеги, человеку европейского менталитета, западной традиции с его заложенным сильным Эго, размывать последнее, стирать его — это прямой путь в психиатрическую больницу, извините за прямоту. Эго — это то, что мы можем назвать Я. Маг — не сумасшедший (если только традиция блаженных не близка). Путь западный предполагает не отказ от эго, но поиск самости (бога, архетипа) и соединение его с эго [Я] — этот процесс называется индивидуацией. Я есмь тот, кто я есмь. В отличие от восточного человека, у которого суперэго довлеет над всем, подчиняет себе эго. Мораль, совесть, «мы».

Виталий: Согласен, Кларисса, сомнения — это такой враг, что точит человека исподтишка.

«Всё, что мы должны сделать, чтобы позволить магии овладеть нами, — это изгнать из нашего ума сомнения, — сказал он. Как только сомнения изгнаны, — всё, что угодно, становится возможным» (К. Кастанеда. «Сила безмолвия»).

Человек — могущественное магическое существо, с помощью которого Бесконечность познает себя. Магия у нас — «в кончиках пальцев», как сказал дон Хуан Кастанеде в конце обучения. Чтобы стать тем, кем мы являемся на самом деле, нужно только поверить в это.

Что-то я увлёкся Кастанедой, но в завершение, и вроде по теме:

«Всё, что совершает человек, определяется уровнем его личной силы, — продолжал дон Хуан. — Поэтому тому, кто ею не обладает, свершения человека могущественного кажутся невероятными. Обычный человек, как правило, не способен не только поверить в то, что совершает могущественный маг или человек знания, но даже просто уместить в сознании саму возможность этих свершений. Ведь для того, чтобы хотя бы как-то представить себе, что такое сила, ею нужно обладать. Именно об этом я тебе всю дорогу толкую. Но ты не понимаешь. И я об этом знаю. Ты не понимаешь не потому, что не хочешь, а потому, что не можешь. У тебя очень низкий уровень личной силы.

— Что же мне делать, дон Хуан?

— Ничего. Действуй так, как действуешь. Живи, как живёшь. Сила найдёт способ к тебе пробиться».

Я так понимаю, Кларисса, силой воли сомнения и страхи как резонанс внутренний не уберёшь, единственное, что остаётся, — действовать, просто делать что должен в магическом развитии, получается, не получается, просто действуй — чётко по программе своей традиции или по зову сердца.

Как-то читал интервью Кастанеды, где он ответил на вопрос журналиста о вере в магические действия, и он сказал, что дон Хуан говорил: можно не верить в то, что я говорю, можно не верить мне, но если я говорю что-то делать, то просто делайте, даже без веры в это, просто на том основании, что я знаю, что это работает (дословно не помню, но смысл таков).

Сомнения — это тот червь, что точит нас и ведёт лишь к принципу желать… желать… желать…

Как же сформируется магическое сознание и вообще оккультное сознание, если в нём будут работать заповеди:

«Знать, Сметь, Желать, Молчать» и «Знать, Сметь, Уметь, Молчать»?

Читая книги мастеров оккультизма, нашёл определения двух типов людей, изучающих оккультизм, и вот попытался увязать их описание с нашими заповедями:

«Знать, Сметь, Желать, Молчать» — исследователь оккультизма.

«Знать, Сметь, Уметь, Молчать» — оккультист.

«Различие между исследователем оккультизма и оккультистом состоит в том, что первый верит в существование божества внутри усыпальницы, а второй знает, что Бог — в нём. Первый верит в откровение, а второй — в понимание. Первый верит в особое послание ему от Господа, в особый мандат Небес; второй знает, что с Богом мы живём, действуем и строим наше бытие. Первый верит в астральный план как объективную реальность; второй знает, что он — всего лишь плод объективного воображения. Это не значит, однако, что астрального плана не существует. Скорее всего, это значит, что именно психология объективного воображения является истинным предметом изучения оккультиста-практика»7.

Думаю, что следующие мысли также возможно использовать для понимания отличия «Знать, Сметь, Желать, Молчать» от «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» (возможно, кому-то пригодится):

«Оккультный путь — не столько предмет изучения, сколько образ жизни. Если не присутствует элемент преданности и жертвенности, ключ не повернётся в замке, запирающем двери Мистерий». «Если мы подходим к этой Духовной науке не так, как подходили посвящённые прежних времён, то не найдём в ней того, что находили они. Мало стремиться к раскрытию её тайн подобно тем, кто стремится получить вознаграждение за свою работу. Мы должны жить ради неё так, как люди, живущие ради возвышенной идеи».

Кларисса: Виталий, может, уместно будет сказать, что «Молчать» следует внешне (в прямом смысле) и внутренне. При этом будет осуществляться в некотором смысле внутренний естественный отбор мыслеформ затем, чтобы не создавать дополнительного сопротивления пространства в виде сомнений и не множить страхи внутри.

Виталий: Да, Кларисса, молчание, думаю, это один из важнейших аспектов (и внешнее и внутреннее). Но обычно все с головой окунаются во все тяжкие магические операции, выгребают по полной, набираются страхов и иже с ними, а потом начинают думать.

Мне кажется, что самый сложный, если так можно выразиться, — это элемент Молчание, он как вишенка на тортик, как СМС после свидания. Без него всё будет не так… и не столько… а может, и вообще ничего не будет.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Магия в вопросах и ответах

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Четыре правила мага. Магическая формула «Знать, Сметь, Уметь, Молчать» для становления сознания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

О путях воплощения Феба и Диониса читайте в Приложении 1 в конце книги.

3

Каузальное тело — уровень сознания, ответственный за консолидацию опыта и навыков, где формируются цепочки причинно-следственных связей.

4

В издательстве «Центрполиграф» вышла под названием «Искусство управления реальностью».

5

О магических кругах силы читайте в Приложении 2 в конце книги.

6

«Приколоченность первооснов» — специфический термин, родившийся при изучении системы трёх магических кругов силы (Приложение 2). Означает он, что первоосновы двух кругов имеют жёсткую сцепку друг с другом, которая выражается в человеческом ментале в виде жёсткой логической связи: «любовь есть добро»; «смерть есть зло» и так далее. Если такое случается на уровне Порядка или на уровне Традиции, то такая сцепка становится уже не индивидуальной, а всеобъемлющей. В этом случае сцепка становится не просто ментальным шаблоном — она фиксирует реальность в статике, в определённом положении, делающем реальность нечувствительной к переменам. Перемены есть, но реальность их не отображает, а человек с аналогичной конфигурацией — не видит. Причина заключается в структуре — стоит только соединить жёсткой сцепкой первоосновы 1-го и 2-го или 2-го и 3-го круга, и весь круг (и все первоосновы) тоже становятся как бы «приколоченными» — круги не могут двигаться свободно относительно друг друга.

7

Форчун Дион. «Тайное без вымыслов».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я