Путешествия на железной ноге

Черненко Галина Григорьевна, 2022

Это зарисовки из моих путешествий. Пишу обо всем, погоде, встречах, неприятностях. Несет меня везде, в сибирскую глубинку, на север, на восток и в другие места. Пользуюсь всеми средствами передвижения, поездами, самолетами, автомобилями. Одно средство передвижения не меняется, это мой протез немецкой фирмы "Оттобок"

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествия на железной ноге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сибирская глушь, бездорожье в глубинке и красота этой местности. Иркутская область.

Путешествовать я люблю, на машине люблю вдвойне, потому что собираться не надо, все скинул на заднее сиденье, и вперёд! Единственное, что слегка напрягает, это возможность поломки в дороге, и непроходимая местность. Поэтому машина у меня всегда в идеальном техническом состоянии, и я всегда тщательно строю маршрут, чтобы не попасть в задницу. Ну и ещё желательно хороший попутчик, или если нет хорошего, хоть какой нибудь, так как то веселей и надёжней. Да и попереживать вместе можно.

В этот раз мне достался никакой попутчик, моя подколодная Ленка. Почему никакой? Потому что от Ленки только одна реальная польза, приготовление пищи, а это меня после ковида совсем не волнует. Может она конечно и могла бы чем то помочь в экстремальных ситуациях, ну машину например толкнуть, или помочь откопаться, но бедная Ленка весит 48 килограммов, и, как понимаете, полная лопата мокрой глины весит больше, чем она. Правда один раз она помогала мне откапываться из снега на Байкале. Но снег по сравнению с глиной невесомый, а ещё она боялась окочурится, а Ленке холодно даже в +20.

Ну так вот, мы наконец то созрели с Ленкой прокатится по окрестностям, маршрут придумала я, по частично неизвестным местам, очень хотела их увидеть. Места находятся почти рядом с московским трактом, и посмотреть их можно было давно, но как то не слаживалось, то забудешь, то на обратную дорогу перенесешь, а когда едешь домой в голове только одно желание-попасть домой, и все планы-псу под хвост! Поэтому в этот раз в план встали деревня Хор Тагна, которая находится в первой десятке рейтинга красивейших деревень России, паром, через Ангару, краеведческий музей деревни Кимильтей, в которой родилась моя мама, и деревня Тургеневка, о которой я слышала много интересного. Это были те места, где я не бывала никогда.

Самое страшное в этом маршруте было то, что примерно одна треть этого маршрута пролегала по бездорожью, и именно эта треть маршрута не посещалась мной НИКОГДА, то есть о дороге я ничего не знала, и даже не предполагала, каким может быть этот путь. Это меня очень напрягало, но желание увидеть невиданное, было больше. Я предложила Ленке маршрут нашего путешествия и она, не сильно вдаваясь в подробности, согласилась. А что ей было делать? Составить маршрут, дело нешуточное, для этого требуется время, достаточно много времени, а времени у Ленки не было.

Ещё, впервые в моей практике я ехала в пятидневное путешествие, не зная, где буду ночевать. Вернее, я предполагала где можно переночевать примерно в двух местах, а ночей предполагалось четыре. А ещё я вообще не знала сколько будет непроходимых дорог на те 1200 километров, которые мы предполагали проехать, а надо было знать, ведь у меня не внедорожник, а Лада Гранта. Походив по отзовикам путешественников, я выяснила, что бездорожье на моем маршруте, это гравийка, но я уже опытный водитель, и понимала, что так гладко все быть не может, тем более на севере Иркутской области.

Но все таки я надеялась на лучшее, как все мы, поэтому старалась жить в моменте, и не думать о том, что будет завтра, будут проблемы, тогда и будем решать. Маршрут выглядел просто, Иркутск, Залари, Хор Тагна, Нижнеудинск, Балаганск, паром, Усть Уда, Жигалово, Тутура, Качуг, Анга, Тургеневка, Иркутск, но этот маршрут надо было пройти без неприятностей, поломок, и застревания в болоте, и тогда можно будет похлопать в ладоши. В планах конечно все было хорошо, а как будет в реале никто не знал, но мы очень надеялись на наш фарт, наработанный в предыдущих путешествиях, и утром в понедельник рванули! Счастливого нам пути!

Первый день, лично для меня, начался весело. Так как мы решили ехать от Ленки, чтобы избежать пробок, то и ночевать решили у неё. Вечером я забрала её с работы и повезла её и себя готовиться в дорогу. По пути вспомнила, что забыла термос и сапоги для Ленкиной внучки, но это бог с ним,но когда мы уже ложились спать, я вспомнила, что забыла зарядку для моей умной ноги, и это было просто невозможным. Поэтому мне пришлось встать в шесть часов, и по быстрому, пока нет пробок, сгонять до дому, взять все забытое, и вернуться. От дома мы отьезжали в 7.20, что в принципе и планировалось.

Из за того, что шёл дождь некоторые достопримечательности из нашего плана пришлось исключить. Почему? Потому что в солнечный день горы и реки выглядят веселее. Короче, мы промахнули Усолье Сибирское и рванули к Заларям, от которых начинался путь в Хор Тагну, деревню, которая вошла в рейтинг красивейших деревень России, а нам, конечно нужно было посмотреть на эту деревню, раз она такая красивая. По этому поводу нам предстояло проехать почти двести километров по гравийке, то ещё удовольствие, но мы поехали. В Заларях мы позавтракала, и поехали искать дорогу в Хор Тагну.

С помощью навигатора и добрых людей дорогу мы нашли и двинулись навстречу красоте. Дорога действительно была не очень, но то, что было вокруг, было очень красивым. Цветущие поля, реки без названия, стада лошадей, коров и овец, нам все нравилось, мы останавливались, любовались, фотались, мы никуда не торопились, а зря, время то шло. А деревня была ещё далековато, и мы ускорились. Мы ехали по проселочной дороге, вокруг был лес, по пути попадались маленькие деревеньки, уютные и гостеприимные, а нас ждала Хор Тагна.

Наконец то мы увидели поворот, и указатель ХОР ТАГНА. Мы ускорились, но как оказалось, зря. Мы проехали деревню из края в край, и что? Это была просто деревня, ничего особенного в ней не было, за ней даже никто сильно не ухаживал, и в некоторых местах её вид был просто печален. Единственное, что здесь завораживало, это пейзажи и несколько подвесных мостов через реку Тагна. Берега у этой реки были сказочные, но к деревне это не имело никакого отношения. В нашей области таких пейзажей, не пересмотреть, а красивейший деревней выбрали почему то эту. Все это было нам непонятно, но расстраиваться мы не стали, и рванули в сторону московского тракта.

Ехали долго, это же не асфальт, но все равно часа через два, три попали в Залари. Тут мы решили перекусить и подумать, а где же нам ночевать? У меня была присмотрела гостиница в Нижнеудинске, но до Нижнеудинска было 270 км, и мы решили искать гостиницу здесь. Но цены нас убили, номер со сломанным телевизором и удобствами в коридоре,стоил 2500, и это была самая низкая цена на гостиницы в городе с населением 10000,неужели это востребовано? Мы рванули на трассу искать более дешёвое и комфортное место. Поиск занял минут сорок, и все сорок минут мы удивлялись местному гостеприимству, которое очень дорого стоило.

Место для ночёвки мы нашли в гостинице"Большая медведица", которая была придорожной и стояла прямо на дороге. За 1600 нам предоставили двухместный номер с двумя кроватями, в котором находились все удобства. Еду нам подогрели в кафе, а утром там же налили кипятка в наши термосы. Единственным минусом этой гостиницы было то, что нам пришлось ехать до неё 50 км. Но трасса, это не гравийка, и мы долетели до места ночлега за полчаса, припарковали машину, и пошли занимать кровати.

Ленка, как всегда быстро сгоношила очень приличный ужин и мы с удовольствием поели. После ужина нас ждал душ, горячий душ, и чистые постели. Мы с удовольствием вытянулись после двенадцати часов сидения в машине, и договорившись, не заводить будильники, заснули. Нам нужно было выспаться, ведь завтра у нас будет такой же интересный день, полный сюрпризов.

Мы проснулись сами часов в девять, в окно светило солнце, и это наполняло душу радостью и оптимизмом. Быстренько собрались и пошли в кафе кушать кашу, рисовую, больше никакой не было. Но рисовая была вкусной и её сварили прямо для нас. После завтрака мы погрузили машину и тронулись по московскому тракту, но в обратную сторону. Сегодня нам нужно было попасть на другой берег Ангары. Гугл рассказал нам, что паром в Балаганске. Теперь нужно было отыскать указатель на Балаганск и свернуть по этому указателю.

Мы конечно включили навигатор, и он помогал нам в поисках. Но вот указатель был найден, мы свернули с трассы налево, к Ангаре, и шустренько поехали по асфальту. Но радоваться нам пришлось не долго, метров через восемьсот началась грунтовка, но мы были готовы к этому. Ещё больший сюрприз нас ждал у первой деревни, наш навигатор по простому сказал"Развернитесь", и попытался нас вернуть на трассу. Ну это обычное дело, вчера так было раз десять, но мы не поддавались на провокации.

Сначала мы попробовали сбить с толку, говорящую тётку, сворачивали налево и направо, чтобы она пришла в себя, это не помогло. Тогда мы встали на дороге и стали ждать какую нибудь машину, чтобы спросить о том, где находится паром. Мы точно знали, что едем к Ангаре, но вдруг эта дорога заканчивается тупиком? Ждать пришлось не очень долго, на наш призыв отреагировала белая иномарка, в которой сидели четверо молодых людей. Они нас заверили, что едем мы туда, куда надо, что километров через пять гравийка закончится и в Балаганск можно будет лететь по асфальту. Мы поблагодарила мальчиков, и поехали следом за ними.

Какая была вокруг красота! Вы когда нибудь видели поля на которых до самого горизонта цвел пырей? И мы это увидели впервые. Но не думайте, что я сейчас буду писать о плохом, просто я никогда не видела, чтобы этот сорняк занимал такме площади и цвел. Кроме него тут было большое количество кормовых культур, ни один раз скошенных, и по всем полям лежали круглые тюки с сеном. Деревень по этой трассе нам попалось штук восемь, и все они были бодрые. Конечно в каждой деревне была пара тройка заброшенных домов, но в остальных жили. А сколько здесь паслось скота! А покосы с тюками из сена виднелись до горизонта. Мы прямо радовались за российскую деревню. Оказывается эта деревня не выживает, а живёт, при чем в полную силу!

Одна деревня нам очень понравилась, и мы решили заехать. По улице, по которой мы ехали, стояли типовые дома, обшитые сайдингом, весёлые и просторные. А какая там была шикарная школа, в городе не всегда такую увидишь, а ещё мы на дороге встретили двух мальчишек, которые нам рассказали, что деревня называется Тангуты. Мы конечно ещё покатались по деревне, увидели свиней с целыми выводками поросят, которые свободно гуляли по улицам этой деревни и поехали дальше.

Не смотря на то, что дубль гис нам обещал до парома 64 километра, в этом месте его не оказалось, мы ускорились, так как на том берегу нам надо было ещё найти, где ночевать. Мимо пролетали поля, деревни, стада коров, табуны лошадей, но парома и даже Ангары видно не было, это нас напрягало и мы гнали под сотку, хотя дорога была извилистой и гористой. Но вот взлетев на очередную гору, мы увидели указатель БАЛАГАНСК и стрелку на паром, и уже километра через два стояли девятыми в очереди на этот самый паром.

Буквально через 10 минут паром отошёл, и у нас была возможность насладится водными просторами и красотой Ангары. Дул такой тёплый ветер, что нам не верилось, что мы находимся севернее Иркутска. Машин на пароме было штук двадцать, и ещё осталось место для пары, тройки легковушек, и шёл он к другому берегу почему то беззвучно, видимо такой классный был у него двигатель, не нарушал тишину, которая просто поглотила нас всех на этом пароме. Через двадцать минут мы скатились на причал посёлка Игжей, только посёлка почему то не было видно, был только указатель, который сообщил, что к Игжею нужно свернуть направо, и проехать 2 км, но мы поехали налево к Усть Уде, и по пути стали искать, где нам сегодня жить.

В Усть Уде была одна гостиница ШАНС, вот в неё мы и позвонили. Номеров с двумя кроватями не оказалось, и нам предложили номер с большой кроватью, мы согласились, выбора то не было. До Усть Уды было 20 км, мы ехали, любовались Ангарой, и цветущими полями. Мы вообще уже второй день радовались за сибирскую деревню, и за то, что она живёт и процветает. Не верьте никому, что деревня умерла. Если в сибирской глуши деревня живёт, пасутся стада коров, работают трактора и строятся школы, значит деревня жива во всей нашей огромной стране.

Мы подъехали к гостинице, припарковали машину, и пошли заселяться. Пока мы ехали, кто то отменил бронь на номер с двумя кроватями и нам крупно повезло! Гостиница в трёх сотнях километрах от областного центра была просто шикарной. Просторные номера, удобные широкие кровати, система умный дом, сплошное удобство и комфорт, мы были в восторге от номера и гостиницы, стоило это все по 1000 рублей с человека. Ленка быстро приготовила ужин, мы поели и решили прокатится по этому посёлку. Время до сна ещё было, а завтра нас ждала неизвестная дорога до Жигалово, поэтому время Усть Уде мы решили посвятить сегодня, прямо сейчас и поехали кататься по этому посёлку с населением 5000, который с трех сторон омывается водой.

Последний раз я в этом посёлке была в девяностых, торговала я тут китайским ширпотребом. Чем запомнился мне тот вояж? Наш автобус застрял по дороге, в деревне Оса, поэтому ехали мы очень долго. Сегодня мы сюда ехали по классной асфальтированной дороге, а тогда, по раскисшей грунтовке, еле плелись и приехали почти ночью. Помню по тёмным улицам искали гостиницу, я сейчас даже не припомню, где она была, нашли. Высокие потолки в узких комнатах на две кровати, и холодно, спали не раздеваясь. В общем, серость, грязь, нищета, безнадега, вот что я тогда запомнила.

В этот раз я начала удивляться, начиная с указателя, посёлок раскинулся налево и направо, маня яркими просторными домиками, я просто ехала открыв рот. Мне казалось, что та деревня из девяностых давно сдохла, ан нет, наоборот разрослась, улицы в асфальте, люди, машины вокруг, и можно просто ехать, куда глаза глядят, везде все прилично, нигде не заблудишься, дорожные знаки и указатели направляют на путь истинный и это очень приятно, особенно когда вспоминаешь, что тут было!

Первые здания, которые нас поразили это школа, большая, покрытая светлым сайдингом с огромными клумбами, засаженными яркими цветами, с огромным стадионом и другими полезными площадями, было просто понятно, что школу строили для души, для радости, для детей. Она нам так понравилась, что мы решили объехать её вокруг, чтобы лучше разглядеть. Второе весёлое здание, это автосервис напротив школы. Может быть он бы и не попал в поле нашего зрения, но его рекламировала разноцветная машинка из прошлого, которая возвышается над входом в автосервис, очень эта машинка на настроение влияет.

Наша гостиница находилась рядом. Да тут все рядом, посёлок то небольшой, всего 5000 жителей. Поэтому мы свернули к гостинице и поехали вдоль какой то аллеи, тоже засаженной цветами и с памятником вначале. Вдоль клумб стояли лавочки, прогуливаясь люди, мамаши толкали коляски. Мы даже сначала не задумались, что это за памятник, потому что изначально не рассмотрели. Но потом решили, что это наверное памятник нашей победе, и тем кто ушёл из этого посёлка на войну. Знаете почему мы так подумали? Потому что в конце аллеи стоял танк, ухоженный, свежепокрашенный, ну не просто же так он здесь стоит!

Далее наш путь шёл куда попало, то есть к воде, мы посмотрели карту и увидели, что с трех сторон посёлок омывает вода, и решили съездить посмотреть, именно со всех сторон. Что мы увидели? Все. Где то на самом берегу стоят дома, и прямо же здесь, на берегу, местные жители устроили зоны отдыха со столами, лавочками, мангалами, и спуском к самой воде, видимо многие любят проводить здесь время, глядя на воду, и любуясь окресностями. С другой стороны нам показалось, что выход на берег загороживает сосновый бор, но мы ошибались, в лесу было несколько поездов, как раз под одну машину, чтобы проехать к воде. Кстати с одной стороны посёлок омывает река Ангара, а с другой расположен залив Каткон.

Когда наше путешествие вдоль берега уже почти завершилось, вдали мы увидели золотые купола какой то деревянной церквушки, и решили, что нам надо на это посмотреть. Церковь была действительно фантастически красива, деревянная с золотыми куполами, засаженная цветами, ухоженная. Но так как времени уже было около восьми часов вечера, любовались мы на неё через забор, а фотографировали меж штакетин в заборе, такую красоту нужно было запечатлеть на память. Позже узнали, что это церковь Богоявления, красота красивая.

На этой красоте мы завершили экскурсию по Усть Уде и поехали в гостиницу, сильно мании удобные кровати, да и устали мы за день, и от дороги, и от впечатлений, надо дать себе отдохнуть, ведь завтра опять неизвестное бездорожье и путь в Жигалово.

Вставать мы не торопились, да и зачем вставать с таких кроватей? Мой психоз по поводу неизвестности маршрута и ночлега успокоился и я спокойно дрыхла до тех пор, пока не встала Ленка, она же у нас отвечает за питание, а значит и за завтрак. Ленка была не в духе, это было видно с первого шага, ну да бог с ней, это её проблемы. После того, как Елена осознала, что она не в настроении, она предложила мне пойти съесть кашу в кафе. Я быстренько подскочила, умылась, собралась, скрутила свои многочисленные провода, и пошла их засовывать в дежурное место, в Ленкин рюкзак.

Вот тут то она, любовь моя, и решила поделится со мной своим д@рьмом. Ей тоже срочно понадобился карман рюкзака, прямо сейчас, прямо сию секунду. А я пересчитывала провода, чтобы больше не возвращаться к этой теме, ни руками, ни разумом. Так, часы, телефон, протез, наушники, вилка, все на месте. А Ленка в это время пробивалась к карману со словами:"Галя, ну пусти, мне быстро надо", б@ин, у тебя, что времени не было, я валялась в кровати на 40 минут дольше тебя. Но Ленка пошла в атаку и попыталась меня оттолкнуть, наивная, я выше на две головы и тяжелее на 30 кг, пару раз она меня толкнула, и в этот момент я все поместила на место, и мирно ушла в машину, чтобы у моей попутчицы больше не было порывов поделиться гадостью.

Кашка была вкусная, поели мы быстро, и погрузились тоже. Теперь надо было найти магазин с молоком, Ленка не может пить чай без молока, позавчера мне истерику закатывала. Мне то не понятно, как можно так зависеть от какого то молока, чтобы в путешествии портить себе настроение, мне ничего не испортишь, у меня вечный дзен, по крайней мере последнее время. Ну все, молоко купили, тронулись. Места красивые, Ангара течёт, солнце светит, благодать! Да ещё дорога — асфальт, чего ещё желать? Но Ленка ещё не вышла из своего чёрного угла, ну да бог с ней. Решили заехать в посёлок Игжей, стоит на самом берегу, просто прокатиться и сравнить с тем, левым берегом.

Так как дорогу ремонтировали, указатели все убрали и нам прямо в деревне пришлось узнавать как называется деревня. Да, это был Игжей. Мы поехали его рассматривать поближе. Ну что сказать? Печальная деревня. Люди здесь конечно живут и много, но брошенные дома выглядят очень грустно, на крышах полынь растёт, заборы завалились, печальное зрелище. Кроме этого, те места, где давно никто не ходит, заросли крапивой, даже если это проезжие улицы и перекрёстки. Вот едешь так, грустишь, переживаешь за то, что деревня пропадает, вдруг раз, повернул за угол, а там, совсем другая песня!

А за углом целая улица весёлых домиков, больших, просторных, цветных, рядом стоят машины, техника, дети бегают, а вот трактор с цистерной на Ангару за водой покатился, значит здесь есть жизнь. Вот садик реставрируют, вот школа трехэтажная, работает, видно, вот новая водонапорная башня, старую мы с другой стороны видели, ну и как понять, есть тут жизнь или нет? Берег в деревне конечно запущенный, но на Ангару смотрят окна жилых ухоженных домов. А какие здесь поленницы! Длиной по 200-300 метров, мама дорогая, конечно не у каждого дома, но две, три нам попались, значит люди не собираются уезжать. В итоге мы не поняли, живёт село или умирает, или просто с администрацией не повезло, тухлый здесь предводитель.

А что в целом сказать? Село бодрое, но нужна поддержка, чтобы печаль убрать и крапиву с улиц, а мы едем дальше, навигатор говорит, что прямо, целых тридцать три километра, так мы и катимся. Остановились на бугре, чтобы полюбоваться окресностями, и вдохнуть запах цветущих полей, Ленка нашла земляники, всем досталось по несколько подсохших сладких ягод, здорово.

Едем дальше, дорога в лесу, и никаких указателей, одни километровые столбы, слава богу, хотя бы они стоят, не чувствуешь себя брошенным в глуши. А навигатор повторяет, едем вперёд, ещё не доехали, заставляем себя верить навигатору и едем дальше.

Когда мы уже разуверились, устали, и даже задумались над тем, чтобы подождать какую нибудь машину для разъяснения наших сомнений, хотя ходят они тут исключительно редко, то увидели указатель, синий такой, с белыми буковками, на нем было прописано, что Иркутск будет направо, а Жигалово прямо. Слава богу, значит на следующем указателе будут прописаны километры. Следующий указатель оказался не за 50 метров от первого, как обычно, а за 2 или за 3 километра, но все равно мы до него доехали. Исходя из информации на указателе, мы узнали, что до Иркутска 253 км, а до Жигалово 17…., последняя цифра была кем то закрашена.

Дорога на Иркутск свернула направо, а мы поехали прямо и очень радовались тому, что едем по асфальту! Но недолго нам пришлось радоваться, началась грунтовка, и поехали мы намного медленнее. Места конечно здесь глухие и красивые, да и дорога терпимая, но если тебя обгоняет машина, или едет навстречу, то пыль поднимается до небес, и скорость соответственно снижается, потому что сразу за лобовым стеклом уже ничегоне видно, даже капота. А лучше вообще остановится и подождать, пока пыль осядет. Так мы и ехали, пока не доехали до деревни Новая Уда.

На нашей карте был нарисован мост в этой деревне, и правда, мы опять ехали вдоль воды, мелькали домики и какие то базы, но моста видно не было. Каково же было наше удивление, когда вместо моста мы увидели паром! Вот это сюрприз. По расписанию паром отходил через полтора часа,и шёл на другой берег неизвестного водоёма в деревню Чичково. Мы все узнали и решили перекусить, в очереди мы были первые, а когда в следующий раз будет повод и время поесть, мы не знали. Вид открывался красивый, было тепло и солнечно, в общем, выдался у нас обед на веранде с видом на залив, мы наслаждались моментом.

Мы поели и ждали отправления парома, хотя ещё на него не заехали, осталось минут десять до отправления. И тут мимо моей машины прошёл мужик, который ввёл меня в когнитивный диссонанс обязательно напишу о нем в следующей статье, хоть немножко, жалко, что сфотать его не успела, зато поговорила, хоть маленько. Ну ладно, о мужике потом, закатились мы на паром, а паром был не такой как предыдущий, и тащил его буксир, но тоже совершенно беззвучно, вполне можно было релаксировать.

А теперь про мужика. Я закончила свой обед, кушала тортик и запивала его чаем, и тут мимо прошёл он, я захлебнулась. Он шёл просто на обтесанной деревяшке вместо ноги, такие делали после войны, шёл быстро, хорошо, уверенно, шёл на паром. Я когда пришла в себя, подумала, ни фига се даёт, я вон на трехмиллионнике хожу, который сам думает, сам шагает, а он, вон че придумал, на деревяшке бегает, интересно, сам делает или какой нибудь столяр плотник выпиливает? До парома оставалось минут 30, безногий мужик на пароме удил рыбу.

Время подошло, а паром не собирался отправляться. На разведку пошла Ленка конечно, я же вечно за рулём, и полностью отвечаю за нашу ходовую часть. Ходила она долго, потом позвонила и сказала, что на пароме доделывают какие то неполадки, еще минут пять и запустят на паром. Я подъехала к вьезду на паром, Ленка с одноногим мужиком шли мне навстречу. Он наклонился к пассажирскому окну и предложил мне две рыбки. Надо же поймал, я просто удивилась, видимо рыбак-фанат.

Мужик был моего возраста, ноги не было ниже колена, конечно легче чем мне, но ноги то все равно нет! Сейчас то он торчал в моем окне со своими рыбками, поэтому можно было начинать беседу. Удобная ли эта нога, сам ли он её делает, как докатился до жизни такой, давно ли он на ней бегает и в завершение доказала, что имею право любопытствовать и показала свою бионику. Мужик улыбался во весь рот, зубы у него были ровные и белые, но все равно было заметно, что тема ему неприятна. Но я же уже начала.

Выеживаться он не стал, и просто начал рассказывать, что ногу отняли в девяносто третьем году, была авария, очухался он быстро, и прямо из больницы побежал на протезный завод. А там тогда такой бардак был, что никто ничего не знал, никто ни за что не отвечал, и когда протез сделают, тоже не знали, сказали, что подождать надо, а долго ли коротко, не сказали. А как ему ждать то? Дома жена, дети маленькие, кто о них заботится будет? Собрался он и поехал домой, что в городе делать, никто ничего не знает.

Приехал, ходит на костылях, а сам думает, как ногу самому сделать, ведь ходили же на деревяшках после войны. А ведь кругом лес, выбирай любую чурку и делай. Сначала ногу измерил, на бумаге нарисовал, потом дерево выбирать начал, искал какое мягче, какое прочнее, из какого нога легче будет. Думал временную чурку сделает, а потом время появится, в Иркутск съездить за нормальным протезом. В общем сделал он себе первую деревянную ногу, стал учиться ходить, всяко разно, лучше, чем на костылях!

Годы шли, времени так и не появилось, да и ногу за несколько лет, с учетом опыта, он себе стругает теперь самую лёгкую и удобную, да и привык он к ней. А самое главное, время тратить не надо, для того чтобы в город за протезом ехать. Это же целый день в одну сторону, ещё один в другую, да неизвестно, сколько в городе ждать придётся. А у него дома и скот, и лесопилка своя, да ещё пара, тройка интересов есть, и рыбалка в том числе, так что и эта деревяшка его полностью устраивает.

Мужик попрощался и пошёл к своей Сузуки, а я сидела и думала о том, что если человек сильный и знает что хочет, он все равно будет ходить, и ногу сам сделает и под себя подгонит, потому что некогда ему на жизнь жаловаться и плакать, а то эта самая жизнь может мимо пройти.

А ещё, этот паромчик был очень маленький, и машинки ставили очень плотно, и если на том пароме можно было выйти из машины, то на этом пароме все водители наслаждались жизнью не выходя из за руля, потому что возможности не было, возможности открытьдверь машины. Но дорога была недолгой и уже через 15 минут мы скатывались на берег. Прямо с берега был крутой подъем в гору. Не желая ехать в пыли, мы пропустили вперёд всех торопыг, а потом поехали сами, чтобы не пережидать в пыли. Вид с горы был замечательный, но у нас впереди по нашим подсчётам было ещё километров 150 гравийки, и нам очень хотелось одолеть её за три часа.

Я старалась держать среднюю скорость километров 50. У нас в Жигалово было негде жить, правда была на примете гостиница, но мы не смогли найти номер телефона оной, поэтому задерживаться не стоило. Первая деревня на пути была конечно Чичково, ну это и ежу понятно. Была она живая и бодрая, потому что жила на лесе, это было видно на протяжении всей деревни, было такое ощущение, что это не деревня, а сортировочный пункт. Но это была деревня, люди, дети, много жилых домов, детская площадка, и мы быстро её проехали.

Далее деревень не было, но дорога была хорошая, укатанная гравийка, по ней местами можно было скакать и по 70 км в час, мы так и делали. Деревень по дороге больше не было, были отвороты к деревням. Дорога была красивой, небо с облаками ещё красивее, мы иногда останавливались на минуту-две, чтобы полюбоваться окресностями, и гнали дальше.

Вода в омывательном бачке закончилась и мы смотрели на мир через мутное лобовое стекло. Но нам было по барабану, ведь дорога была хорошей, виды вокруг шикарными, мы проехали какую то деревню из трех домов, и гнали дальше, вперёд в Жигалово. Наивные, мы не знали, что нас ждёт за поворотом.

И мы доехали до этого поворота,и свернули. А там стоял самодельный знак"Волны". Сейчас я задаю себе вопрос, поехала бы я дальше,если бы знала о чем меня предупреждает самодельный знак? А так я поехала, я же ничего не знала. Гравийка закончилась, началась грунтовка, а эта грунтовка была красной, потому что в этом краю кроме глины ничего не было. Кроме того, что эта дорога была глиняной, она была напрочь разбита лесовозами, они здесь застревали, буксовали, откапывались, и все эти следы жизнедеятельности остались на дороге, по которой ехала моя переднеприводная машинка с высоким клиренсом.

Кроме того, что перед нами была перемешанная и выплюнутая колёсами лесовозов глина, тут с утра ещё прошёл дождь, прямо вишенка на торте. Кроме того, что я искала более ровный путь, я ещё старалась искать где он, этот путь без луж. Иначе, если мы застрянем в глине, помощи ждать нам придётся долго. Кстати, надо пару досок в багажник положить для таких случаев. Ехали мы или крались, нам самим было непонятно. Спасибо Ленке, она, как опытный автопутешественник, искала глазами путь вместе со мной, и предлагала варианты.

Примерно в течении часа, мы с разбегу пересекали лужи, взбирались на кучи глины, осторожно спускались с них, старались не попасть в ямы и колею. Но все таки один раз зависли, посредине на колее, но был опыт, мы с Ленкой, не выходя из машины, качнули ее, она вышла из невесомости, завалилась, и мы, хватаясь колёсами за обочину, убежали оттуда. Вот так мы боролись с глиной, дорогой, и собственным страхом, ведь развернуться и уехать отсюда было нельзя, с обеих сторон было одинаковое д@рьмо.

И только, как нам казалось, полегчало, и дорожка стала ровнее, и вроде суше, как на нас из-за поворота выехал Камаз, груженый лесом, это был п@@@@ц! У меня в зобу дыхание сперло. Дорога на полторы машины мокрая глина, я и так еле еду, куда мне деваться, я не знаю, что на обочине?! Но камазист верил в меня больше, чем я сама, он скинул скорость и продолжал движение. Мой мозг анализировал обстановку и ситуацию. В итоге я выкрутила руль направо, и попробовала залезть на глиняную горку, мне показалось она сухая. А это, к нашему счастью оказалась не горка, а просто глина, выброшенная колёсами камазов и высохшая вверх. Этот бордюрчик под моими колёсами упал и образовал нам местечко для парковки, лесовоз проехал впритык, дверь в дверь, вернее, его колесо в мою дверь.

Далее была деревня Тыпта. Я много читала какая красивая деревянная старая церковь в этой деревне, я её увидела сразу, эту церковь,ура. Я подъехала к ней, запарковалась, и пошла её снимать. Не тут то было, на меня набросилась мошка, всем своим населением, она лезла в глаза, в рот, в нос. Я со своей летящий походкой, бежала вокруг церкви. Ленке я крикнула, чтобы она не выходила из машины, её то дистрофика, быстро съедят! В общем, я сняла и сфотала, как могла, и вернулась в машину.

Ещё минут пять мы выгоняли мошку из машины, а потом обнаружилось, что машина не заводится. Бл@дь, бл@дь, бл@дь!!!!! Сейчас то бы я поняла, что у неё нагрелась коробка и надо просто подождать. А тогда я открыла капот и пошла туда с ключами, зачем, что я могла там увидеть? Я сняла и поставила на место клеммы от аккумулятора, закрыла капот и пошла пробовать,и она завелась!!!! Остыла потому что. Все дальше мы скакали без остановок. А в полдевятого вечера с горы, мы увидели Жигалово! Слава богу, закончились 200 километров, которые мы ехали почти 10 часов. Удачи нам в поисках гостиницы.

Мы очень рады были тому, что мы наконец то доехали. Дорога сегодня была очень тяжёлой, мы за весь день проехали всего двести километров. Полтора часа мы потратили на паром, а все остальное время мы боролись с дорогой. Мы очень устали. Конечно мы увидели очень много красоты и природной, и созданной человеческими руками, увидели первый и последний раз, больше меня сюда ехать не заставишь, пока не сделают дорогу. Полностью удовлетворенные и уставшие, мы ехали по Жигалово, наблюдая в окно закат.

Гостиница прямо выскочила на нас своим названием, поэтому нашему восторгу не было предела, мы наивные сразу решили, что нам повезло. Но в этой гостинице оказался всего один свободный номер, с одной большой кроватью. Кроме того удобства находились даже не в коридоре, а а в соседнем здании. Такой вариант нас сильно напрягал. Комната находилась в отдельно стоящем домике, и до ближайшего унитаза было метров двадцать по двору, между машинами, освещения во дворе не было.

Мы поехали в гостиницу, в которой я ночевала в прошлом году, там хоть туалет в коридоре, и номера с отдельными кроватями, а ехать пять минут. Но уже снаружи было видно, что мы приехали зря, все было заставлено машинами. Но раз уж мы сюда приперлись, мы пошли узнавать лично. Наши предположения подтвердились, мест не было. В третью гостиницу мы решили позвонить, телефон нам дала администратор первой гостиницы. Трубку никто не брал, хотя мы набирали 3 раза. Мы решили ехать.

Ехать пришлось по навигатору. Фонарей на все Жигалово с населением 5000, всего 5 штук, по штуке на тысячу человек, поэтому ехали мы по кромешной тьме, а через пару километров мы поняли, что едем по лесу. Мои грязные фары освещали два метра дороги, больше ничего не было видно. Страшно нам не было, было как то все непонятно. Ведь ночью все меняется до неузнаваемости, поэтому мы остановились, и решили обследовать близлежащую местность.

Обследовали. Грунтовая дорога, идущая незнамо куда, где то вдали какие то огоньки, а вдоль дороги лес. Зато я протерла фары, включила дальний свет, и мы стали видеть большой кусок дороги в лесу. Короче, задолбались. Позвонили в первую гостиницу и забронили там номер с одной кроватью, не смотря на полное отсутствие комфорта. Мне вообще было по барабану, я то ночью в туалет не хожу, а Ленке я предложила взять ведро у меня из багажника, и писать в номере.

Но самое интересное началось, когда мы начали оформляться. Мои права, как во всех предыдущих гостиницах не подошли и мы сидели в машине и думали, что делать. Я погрузилась в недра Гугл фото, и через пять минут нашла свой паспорт, а Ленка звонила дочери в Эмираты, чтобы та выслала ей фото загранпаспорта. Потом оказалось, что загран не подходит. Мы бы конечно устроили скандал, и заставили бы эту долбанную администраторшу зарегистрировать нас по загранпаспорту, но сил не было. Поэтому Ленка по простому зарегистрировалась по чужому паспорту.

Эти паспорта даже никто не посмотрел, мы просто диктовали данные, можно было все гнать от фонаря, зачем мы 40 минут потратили на поиски документов? Ну и ещё был революционный сюрприз, за бронь с нас взяли по 100 рублей, огонь. Наконец то мы закатились во двор, запарковали машину и пошли в номер. Поужинали мы, чем бог послал, то есть бутербродами с чаем и упали в широкую двухместную кровать, слава богу она была очень широкая и мы взяли второе одеяло.

Спокойной ночи, наконец то этот день, интересный и тяжёлый, закончился.

Утро радовало тем, что мы отсюда уезжаем, мы собрались за минуты. Правда спали мы до последнего, до 10 часов, но это неважно. Первой задачей, не моей конечно, а Ленкиной, было позавтракать, и мы поехали искать едальню. Рядом с первым кафе была заправка РОСНЕФТЬ, это было счастье. Каши в кафе не было, а на заправке был американо. Я три дня не пила кофе, я купила тристаграммовый стакан и жизнь удалась, прямо с утра. А кашу мы поехали искать во вчерашний лес, ну сейчас по крайней мере было светло, и мы ехали, осознавая то, что происходит вокруг нас.

Темно ли, светло ли, кафе искать очень тяжело, но нашлось. На вид оно было очень приличным и меню тоже. Но я, по дурости, заказала пшенную кашу, на неё требуется особое мастерство и много времени, поэтому мне принесли не кашу, а молочный суп. Да ладно, я не фанат еды, будем есть, что принесли. Планы у нас на сегодня были скромные, доехать до Качуга, это 130 км, заехать в деревню Тутура, которой 400 лет, посмотреть старый храм в Верхоленске, и Шишкинские писаницы. Но дорога на этом участке пути тоже была д@рьмо.

Первой по плану была Тутура. Мне очень нравится эта деревня, она стоит на берегу Лены, в ней очень красивая заброшка, а ещё через Лену есть понтонный мост. Мы прокатились по деревне, сфотали реку, заброшку и мост, и я решила посмотреть по навигатору дорогу в Качуг. Железная тётка говорила, что надо выехать за деревню, в сторону, противоположную Жигалово, и там мы попадём на дорогу. Мне не понравилась эта версия, и я поехала в сторону Жигалово, но тётка постоянно меня разворачивать обратно, и я не выстояла, развернулась, а зря.

Мы проехали Тутуру, ещё какую то деревню, в которой попали на похороны, что было очень удивительно, в городе уже на них не попадешь, и выехали на проселочную дорогу. Дорога шла вдоль Лены, но с каждым километром становилась хуже и хуже, ехали мы очень тихо, в итоге коробка робот, которая присутствует в моей машине нагрелась, и мы встали. Ленка кипела от злости, но виду не показывала. Ничего страшного, у меня тоже такое бывает. В итоге мы остыли, завелись и повернули в Жигалово. Конечно на этом маневре мы потеряли часа два, обидно.

Ну а далее, километров 10 мы ехали по асфальту, и снова началась гравийка. Я не знаю, почему, но ехали мы очень медленно, или мне так казалось. Ещё впридачу к мерзкой дороге, небо было затянуто дымкой, и красивейшие места выглядели совсем иначе, чем при солнце. Но мне то всегда все красиво и интересно, при любой погоде, а Ленка сдулась, и была не в настроении. По трассе стояли заброшенные деревни, текла красавица Лена, а моя попутчица торопилась в Качуг, а я нет. Но если этом берег сравнить с тем, откуда мы приехали, здесь было намного печальнее, хотя пейзажи тут ошеломляющие.

Некоторые деревни заброшены совсем, в некоторых живёт один, два человека, а некоторые выглядят довольно весело, я не знаю, отчего это зависит. Но скота много и на этом берегу, и лошадей, и коров. Начали ремонт дороги, поэтому глину засыпали щебенкой, и пыль стоит до самых небес, а деревья у обочины от пыли странного серо-бурого цвета, который прямо вёлся в листву. Только Лена не меняет цвет, но в этом году она так же, как все реки в нашей области вышла из берегов, и течёт почти у дороги.

Наконец то мы доползли до Верхоленска, деревня очень старая, точно знаю, что старше Иркутска. Меня в этом месте возбуждает храм, река с понтонным мостом и сельпо из восьмидесятых, но сельпо в этот раз было закрыто, а все остальное я посетила.

Лена и мост с прошлого года не изменились, а в храме началась реставрация, я прямо обрадовалась, наконец то такой красавчик предстанет во всем великолепии! И ещё меня поразила звонница этого храма, она деревянная и стоит отдельно, в прошлом году я этого не заметила, странно. До Качуга было 25 километров, но Ленка очень нервничала по поводу ужина и мы покинули Верхоленск.

Конечно мы очень торопились в Качуг, особенно Ленка, но у моей машины были другие планы. Дорога была очень раздолбанная, да ещё и непонятная с объездами, с развилками, с горами. Причём стартовать особо было негде, а моя машина ну очень не любит ползать! Она забастовала метрах в восьмистах от Качуга и мы опять простояли 20 минут. Если бы не тихо кипящая рядом Ленка, я бы просто слушала какую нибудь аудио книгу, а она своим психом раздражала меня, и портила релакс.

Ну что было психовать то? Гостиницу в Качуге мы нашли ещё вчера, место забронили, все хорошо. Но Ленка изо всех сил хотела горячий ужин, а мне, кстати, как всегда, он был по фигу, ну не тащусь я пр еде, только по сладостям, а они у меня рядом. Мы конечно ещё сегодня хотели закатиться в Ангу, но время, просранное утром, скорректировало планы, мы перенесли Ангу на завтра. Вокруг раскинулись поля, рядом протекала Лена, в общем место для стоянки моя Лада, выбрала вполне приличное.

Как всегда, через 20 минут она завелась и поехала, и мы не успев подняться на горку, уже видели Качуг, ура!!! Гостиница стояла на центральной улице и называлась"Империя", и имела на это право, так как была единственной в Качуге. Я запарковалась на тротуаре, а Ленка пошла заселяться. В этой гостинице для заселения подошли мои права, и за бронь с нас денег не взяли. Но я задолбалась ждать, а Ленка искала администратора. Почему она его искала мне стало ясно потом, когда все свершилось и я заехала во двор.

Гостиница была очень большая для этого посёлка, во дворе стояло машин 10-15, но все было настолько продумано, что я свободно заехала и свободно запарковалась, мне это очень понравилось. Кроме машин во дворе ещё были клумбы с цветами, лавочки и веранда, я тихо офигела. Хозяин гостиницы подумал о комфорте гостей. А ещё во дворе стояла печка, на которой Ленке сегодня предстояло варить. Но это же был её выбор, я вполне могла обойтись бутербродами. Короче, мы взяли из машины то, что надо и пошли в номер.

Номер был трёхместный ничего лишнего, кровати, шкаф и стол, но и цена была демократичной, 700 рублей на человека. Туалеты были везде, на этажах, во дворе, все было продумано. Мы умылись и пошли готовить, вернее Ленка готовить, а я её вдохновлять, хотя мне не очень хотелось. В итоге, мне пришлось топить печку, что я в принципе не люблю, и разговаривать с подвыпившей мужской компанией, что тоже то ещё удовольствие! Наконец то гречневая Каша с тушенкой была готова и мы пошли есть в номер.

Что хочу сказать перед сном? Каша была авно. Или у меня после ковида мозги поменялись, или Ленка лоханулась, но есть эту кашу не хотелось, она была пресная и бесвкусная. Но Ленка же старалась, варила, поэтому я ела кое как. Кашка ещё осталась на утро. С вечера мы договорились, что встанем хотя бы в восемь, чтобы заехать в Иркутск пораньше, иначе соберёшь все пробки и на трассе и в городе. А мы все таки устали за эти дни, и сильно хотелось и в ванну и в родную постель. Ленка заснула сразу, а я ещё почитала на ночь, говорят от деменции помогает. Ну пока, до утра.

Не смотря на то, что договорились встать в 8 часов, вставать никто не торопился, хотя проснулись. Я ждала, когда встанет Ленка, потому что она заведует бытовухой, а чего ждала Ленка, я не знаю. Ну наконец она встала и занялась сборами и завтраком. Опять запахло мерзкой кашей. Я и так не люблю гречку, а тут ещё гречка была отвратительной. Все было собрано и мы сели завтракать. Я конечно сильно старалась позавтракать, но получилось съесть только пару ложек, ну не лезла в меня эта каша. Лишний раз убедилась, что лучше съесть бутерброд, чем тратить время на готовку. Каша пошла в помойку, а мы в машину.

Планы были простые, заехать в Ангу, в культурно просветительский центр Иннокентия Иркутского(Вениаминова), заехать в Тургеневку, деревню переселенцев с запада, и пораньше, до пробок, заехать в Иркутск. Радовало то, что сегодня, все триста с небольшим километров, мы поедем по асфальту, ура. До Анги было 23 километра, прямо от Качуга, тоже по асфальту. Но практически через пять километров мы столкнулись с проблемой, видимость была почти нулевая. Где то севернее горели леса, а здесь присутствовала дымка, и уже второй день мы не видели солнца, а в данном конкретно случае ее видели дороги.

Конечно работал навигатор, но мы периодически останавливались и спрашивали, куда едем, правильно ли, и пока все было хорошо. Дым то исчезал, то снова ложился на дорогу, и мы, то неслись, то ползли. В итоге мы все равно заблудились из за этого дыма, и свернули не туда. В ясную погоду маковки Ангинской церкви видны издали, а сейчас, в плотной дымке, мы их не увидели. Но слава богу, быстро поняли, что уехали не туда, остановили первую встречную машину, и нам все рассказали. Вообще люди из глубинки намного доброжелательней, чем горожане.

Ну вот, наконец то ворота, гостиница м сам культурно просветительский комплекс. Мне очень нравится это место, все ухожено, засажено цветами, и кругом красота красивая. Мы пошли гулять. Обошли всю территорию, сфотались, где хотели, и тут увидели, что в церковь идёт священник, значит сейчас откроет, специально для нас. Тут так всегда, если служба закончилась и приехали туристы, не важно сколько, один, или автобус, вам откроют церковь, для того, чтобы вы увидели все, что можно посмотреть.

Церковь конечно маленькая, но уютная и красивая. Сделана она целиком из дерева. И я всегда, когда попадаю сюда любуюсь не только иконами и работой иконописцев, но и работой столяров и плотников, как они строили эту церковь, какой материал выбирали, как все красиво и аккуратно получилось. Мы по сели на лавочки и посидели в тишине минут десять, молча разглядывая эту рукотворную красоту. Тут можно было сидеть вечно, такая гармоничная атмосфера сформировалась. Но нам надо было спешить, и мы поехали.

Конечно сегодня мы не ползли, а летели. До Баяндая было километров 200, машин на дороге было мало, дымка рассеялась. Я не гнала 150, но сотку держала точно, а почему нет? На хорошей дороге с полным отсутствием машин сам бог велел, но и собственной безопасности я тоже не забывала, ведь я ещё хочу проехать тысячи километров по этой стране, поэтому идём сотку. Недалеко от Баяндая Ленка завела речь про позы, ну а как же? А я на пятый день на еду реагировали, как на пустую трату времени. Но, сдержала свои эмоции, объяснила попутчице, что позы, это час времени и пробка в Иркутске, она сникла, но почему то она не оставила себе в дорогу кашу, которую можно есть в машине, и времени она не занимает.

Ну мне все таки было её жалко, ведь почти 30 лет дружим, если так можно сказать. Я её высадила у позной, а сама поехала пить кофе на заправку, хоть торчкану маленько, а то последний раз это было в Жигалово. Как только я села в машину с кофе, позвонила Ленка, и я поехала забирать её. Оказалась, что поз она не купила, сильно большая очередь, и с грустной рожей села ко мне в машину. Ну я же не садист, не могу кайфовать одна, перемахнула через дорогу, и остановилась у другой позной. Через пять минут мы кайфовали обе, я с кофием, Ленка с позами.

Следующим пунктом была Тургеневка, я почти всю жизнь слушала, какая это красивая деревня, и вот наконец собралась и поехала. Основали её переселенцы, то ли из Польши, то ли из Белоруссии, и лет ей под двести, но это не точно. Ну что сказать, ничего необыкновенное я не увидела, разве что все очень аккуратно, даже старые коровники, наполовину разрушенные, заколочены досками и выглядят прилично. У каждого дома палисадник, бурьяна и полыни на улицах нет. Такое ощущение, что все засажено газонной травой. Мы проехали до конца асфальта, развернулись и поскакали домой.

Трасса до Усть Орды была пустая, поэтому скорость я оставила прежней, ну а потом начались фуры, тяжёлая техника, которые не всегда можно было обогнать. Поэтому местами я летела, местами плелась, но в Иркутск мы закатились в 16.00, можно сказать идеально. До Ленкиного района я доехала мигом, ещё сделала ей комплимент, свозила на рынок, она же вечно есть хочет, она вышла из машины почти счастливая, а я поехала побеждать пробки в свой любимый центр. Домой я попала часа через два, ну все равно здорово. Машину выгрузил внук, а я по тупому пошла спать. Дорога закончилась.

Что мы ждём от путешествия? Конечно перезагрузки, новых впечатлений, эмоций, и красоты, которая сопровождает нас в дороге. Ну я так думаю, но все люди разные. Я лично в этот раз поняла, что меня любое путешествие тонизирует, то есть наполняет энергией, и мне в принципе не важно, была я в данном месте, не была, солнце светит, или пасмурно, мне все равно интересно. Я предпочитаю не торопится, потому что ты не знаешь вернёшься ли ты в это место ещё раз, или нет.

В путешествии я предпочитаю минимализм во всем, в одежде, в еде, в быту. Меня даже в принципе не волнует наличие душа, потому что если ты отдаешься дороге всей душой, скорее всего времени на душ у тебя не будет, да и на еду тоже. Короче, в дороге я предпочитаю тратить время на новые места и приключения, даже если этим приключением будет машина застрявшая в болоте, чем поиск в магазинах молока или влажных салфеток. Например, я очень люблю кофе, аромат, вкус, для меня это взрыв эмоций, но за 5 дней кофе было 2 раза, расстраиваться и истерить из за этого я не буду, смысла нет.

Очень обидно в автопутешествии тратить время на еду, потому что в дороге, иногда важны даже две минуты, пропустил фуру, и будешь плестись за ней часа два, без возможности обогнать, из за этого опоздаешь на паром и потеряешь место в гостинице. Таких примеров можно привести море. А осенью, зимой это особо важно, так как световой день короткий и тьма может тебя застать в любом месте, именно из за того, что ты потратил утром лишние полчаса на еду. Короче для меня важнее дорога, чем еда, поем, когда приеду туда, куда надо.

Что для меня архиважно в путешествии на машине? Сон, сон, сон, и ещё раз сон, потому что я за рулём, и у меня был случай того, что я за этим рулём заснула. Поэтому, если есть время, я посвящу его сну, и останусь без завтрака. Мне в принципе, все равно, на какой кровати спать, только не в машине, я просто не могу там спать. Так же у меня был пример того, что я не выспалась из за перфоратора под окном, и мне пришлось спать в машине на трассе, без этого бы я не проехала 1100 км за день. В общем сон для меня в приоритете.

Далее, что меня ещё волнует? Места, достопримечательности, красивые постройки. Если я приехала в какое то место надо посмотреть все, что здесь есть. Я не понимаю, как приехать на смотровую площадку горы Ай Петри, и не подняться на саму гору, даже если мне это физически сложно. Я не понимаю, как ехать мимо Шишкинских писаниц, и не остановится их рассмотреть( в этот раз так и было). Мне не жалко времени на то, чтобы свернуть с трассы, ведь ты за 400 км от города, и если ты уедешь, ты уже сюда никогда не свернешь.

В общем, время в путешествии я люблю посвящать дороге, это намного интересней всего другого. В этот раз из 1200 километров дороги, 300 километров были очень сложные, но они были и очень красивые, поэтому мне понравилась, и расползающаяся под колёсами глина, и стремная гостиница в Жигалово, и закаты в дыму. Ведь кроме всего этого были красивые старые дома и церкви, паромы через сибирские реки, добрые и хорошие люди в пути. Мне все понравилось, я в восторге от своего края, сейчас маленько передохну, придумаю, куда ехать и продолжу.

Этот год одарил меня короновирусом и сильно ограничил моё передвижение по России. А душа то рвётся на свободу, тоскует. Привыкла красотой природы восхищаться и требует релакса. А пандемия то уже второй год продолжается, второй год Россию исследую и рассматриваю. И малую родину в том числе. В прошлом году у меня был год Байкала, поэтому куда поехать на своей Гранте в этом году долго думала, ну не знаю я куда у нас ехать, кроме Байкала и Аршана. Пошарилась по интернету, и решила рвануть кругом, по Московскому тракту, через Зиму, Балаганск, на пароме на другую сторону Ангары, и через Усть Уду, Жигалово, Качуг, вернуться в Иркутск. Точно километраж не считала, но думаю проехала около тысячи километров.

Я к чему такое вступление сделала? А к тому, чтобы отметить, что по центральной трассе я проехала всего 200 километров, а остальное все скакала по проселочным дорогам, всяким разным, асфальтированным, грунтовым, гравийным, даже пять километров глины досталось, чуть там и не осталась. Ну и кроме этого круга, я ещё и сворачивала вправо, влево, любопытнячила. Я же живой человек, мне интересно, как люди живут, правду ли в мировой сети про наши деревни пишут. А про деревни пишут только одно, что они загибаются, вот я и решила своими глазами эту беду увидеть.

Увидела конечно, только совсем не то, что ожидала. Ещё отмечу то, что живу я за 5000 километров от Москвы. Но если отъехать от Иркутска на 400 км, это просто глушь. Я и в этой глуши побывала, от любопытства, чтобы увидеть все досконально. Что могу сказать, перевидела всего самого разного очень много, и плохого, и хорошего, но хорошего, конечно больше. Я и так не сильно верила сплетникам из интернета, а теперь точно знаю, что врут, как дышут, но не может все быть плохо, ведь люди то хотят жить хорошо.

Заметила пару тенденций, которые определяют качество жизни в деревне. Первая, это если деревня стоит на берегу реки, она в 99 процентах живёт хорошо. Исключение у нас в области, по своему маршруту я видела одно, село Игжей. Это село почему то приходит в упадок, хотя его маленьким не назвать. Люди уезжают в город, много заброшек, а улицы заросли полынью. Остальные села на берегах рек, да и деревни тоже, просто шикарно выглядят. Очень запомнились Холмушино и Узкий луг, среди такой красоты деревни стоят, что дух захватывает. Видимо поэтому и домики красивые у ухоженные, и люди улыбаются. И даже клубы в этих деревнях функционируют!

Вторая замеченная тенденция, на левом берегу Ангары меньше брошенных деревень, вернее, их нет совсем. Едешь от Зимы к Балаганску, и поражаешься количеству скота и количеству заготовленного сена. Сено же сейчас в круглые тюки пакуют, так вот, эти красивые тюки с сеном лежат на полях в огромном количестве, ждут, когда их вывезут. По деревням свиньи с поросятами ходят, не боятся, что кто то украдёт поросёнка, как было в девяностых, тогда корову за минуту разделывали, прямо на поле.

На правом берегу тоже много процветающих богатых сел, это и Усть Уда, и Жигалово, и Качуг, и Тутура, и Верхоленск, но много и заброшенных деревень. Не совсем конечно заброшенных, а частично. В нескольких домах живут, в двух, трех, семи, а остальные стоят пустые. Как хозяева уехали или умерли, так и стоят с закрытыми ставнями и дверями, никто не пытается зайти вовнутрь, выбить стекла, стоят, как памятники прошлой жизни. Видимо на правом берегу места глуше, Московского тракта то нет. И я думаю, что жить здесь остались, ну вот в тех трех семи домах, кто может жить от леса и рыбалки, охотники и промысловики.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путешествия на железной ноге предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я