Человек и безопасность полетов. Научно-практические аспекты снижения авиационной аварийности по причине человеческого фактора

Сборник статей, 2013

Книга включает 46 статей по проблемам безопасности полетов и человеческого фактора, подготовленных в конце ХХ-начале XXI века ведущими отечественными специалистами в области авиационной медицины и психофизиологии летного труда. Эти статьи были опубликованы в десяти информационно-аналитических сборниках Центра добровольных сообщений по безопасности полетов, организованного на базе Института авиационно-космической медицины. Представлены мнения отечественных ученых по вопросам профессионального здоровья летных экипажей, отбора в авиацию, ошибочных действий летного состава, особенностей пространственной ориентировки, эргономики рабочих мест экипажей, использования учебно-тренировочных средств, создания систем повышения безопасности полетов и др.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек и безопасность полетов. Научно-практические аспекты снижения авиационной аварийности по причине человеческого фактора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

К вопросу о потенциальной ненадежности летчика в полете

Г. П. Ступаков, В. В. Козлов, Ю. А. Кукушкин

История эксплуатации летательных аппаратов убедительно свидетельствует, что одной из причин возникновения, развития и неблагоприятного исхода особых ситуаций в полете являются ошибочные действия летчика или других членов экипажей. По данным мировой статистики, человеческий фактор проявляется в 50–90 % авиационных происшествий (АП).

При расследовании таких АП, как правило, выявляются причины допущенных ошибок, связанных с несовершенством авиатехники, ее эргономических характеристик, организации и условий деятельности авиаторов. Обращают на себя внимание и недостаточные профессиональные знания, негативные свойства психического, физиологического и социального статуса членов экипажей.

Широкая палитра причинности в природе ошибочных действий (ОД) позволила разработать и активно использовать в авиационной практике концепцию потенциальной ненадежности действий (ПНД) летчика, которая стала методологической основой расследования и профилактики АП. В чем же ее суть?

В силу особенностей природной организации человека (наличие ограничений по скорости реагирования, восприятия, объему памяти и т. д.), а также несовершенства компонентов авиационной системы (эргономические недостатки ЛА, содержание и организация деятельности и т. п.), создают условия, повышающие риск ошибочных действий летчика. Вероятность последних, наряду с инцидентами и срывом выполнения задания, служит показателем ПНД.

Назовем основные постулаты концепции. В их числе такие закономерности, как-то: абсолютная безопасность как свойство авиационной системы (АС) невозможна. Поэтому целью профилактики аварийности является обеспечение потенциально достижимого уровня ее надежности; потенциально достижимый уровень надежности АС определяется детерминированным риском авиационной аварийности, который обусловлен главным образом природной организацией человека; фактический риск авиационной аварийности всегда выше детерминированного и обусловливается несовершенством авиатехники, организации, содержания и условий профессиональной деятельности; разница между детерминированным и фактическим риском авиационной аварийности определяет потенциально устранимый риск и позволяет выбрать методы повышения безопасности полетов с учетом располагаемых средств. Уровень потенциально устранимого риска на определенном этапе развития авиации характеризуется приемлемым риском.

Наиболее продуктивно разработанная концепция применяется нами при нормировании санитарно-гигиенических условий на борту воздушного судна (ВС), оптимизации режима труда и отдыха авиационных специалистов, совершенствовании авиатехники, а также при расследовании авиационных происшествий. В частности, создана экспортно-консультативная система, обеспечивающая получение прогностических оценок ПНД летчика в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия на него неблагоприятных факторов полета. Алгоритм системы строится в соответствии с логической структурой: неблагоприятный фактор-типовая задача-эффект-ПНД.

Это позволяет оценить результат воздействия на летчика следующих факторов полета: пилотажной перегрузки, температуры воздуха в кабине, концентрации паров и аэрозоля авиационных масел (токсические вещества), вибрации, шума.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек и безопасность полетов. Научно-практические аспекты снижения авиационной аварийности по причине человеческого фактора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я