Человек и безопасность полетов. Научно-практические аспекты снижения авиационной аварийности по причине человеческого фактора

Сборник статей, 2013

Книга включает 46 статей по проблемам безопасности полетов и человеческого фактора, подготовленных в конце ХХ-начале XXI века ведущими отечественными специалистами в области авиационной медицины и психофизиологии летного труда. Эти статьи были опубликованы в десяти информационно-аналитических сборниках Центра добровольных сообщений по безопасности полетов, организованного на базе Института авиационно-космической медицины. Представлены мнения отечественных ученых по вопросам профессионального здоровья летных экипажей, отбора в авиацию, ошибочных действий летного состава, особенностей пространственной ориентировки, эргономики рабочих мест экипажей, использования учебно-тренировочных средств, создания систем повышения безопасности полетов и др.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек и безопасность полетов. Научно-практические аспекты снижения авиационной аварийности по причине человеческого фактора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Профессиональный психологический отбор в авиации и безопасность полетов

С. В. Алешин

Авиация — одна из первых областей человеческой деятельности, в которой психологический отбор был введен в ранг обязательной процедуры. Но, как правило, он ограничивается этапом поступления в летное училище. И направлен на первоначальный отбор, не устраняя индивидуальных психологических различий среди летного состава.

Вместе с тем в ходе специальных исследований было установлено, что только около 20 % летчиков имеют высокие интеллектуальные способности. В летных экспериментах доказано, что уровень развития способностей оказывает существенное влияние на надежность деятельности, особенно в усложненных условиях. Убедительно о роли способностей в надежности и эффективности деятельности говорит опыт Великой отечественной войны, в которой 2,5 % советских летчиков сбили 33 % немецких самолетов. То есть, каждый из очень способных летчиков действовал в усложненных условиях в 19,5 раз эффективней своих коллег.

Большое значение для безопасности полетов имеют личностные характеристики пилотов. Мировой статистикой установлено, что из тех 75–80 % летных происшествий, которые произошли из-за ошибок персонала, — приблизительно треть или половина связана с неблагоприятными свойствами личности членов летных экипажей и специалистов УВД. К нежелательным чертам личности относятся: недисциплинированность, беспечность, небрежность, безответственность, импульсивность, самоуверенность, конфликтность, эгоистичность, нерешительность и т. д. Отмечено, что эти неприятные особенности личности не компенсируются летным опытом. Напротив, в отдельных случаях приобретение опыта провоцирует человека на проявление ранее скрываемых черт личности.

На одном из последних международных семинаров по безопасности полетов, специально посвященному человеческому фактору в авиации, было подчеркнуто — единственный способ предотвращения ошибок человека из-за недостаточного развития способностей и нежелательных личностных характеристик заключается в проведении профессионального психологического отбора летного состава и специалистов УВД на стадиях продвинутого обучения и приеме на работу в авиакомпании.

Особое значение профессиональный психологический отбор имеет для коммерческих авиакомпаний. По сравнению с другими полетами, рейсы с коммерческими целями приносят гораздо больше предпосылок к авиационным происшествиям. Ведь пилот вынужден летать в более сложных условиях и подвергаться большему риску. Особенно это касается «малых авиакомпаний» с их изношенной техникой и недостаточными ресурсами, которые, например, в США владеют 2 % самолетами и дают 40 % всех авиационных происшествий.

Ставка на профессиональный опыт при приеме на работу опасна тем, что им нередко прикрывает истинная суть летчика. В непредвиденной ситуации эта оболочка мгновенно срывается, и специалист остается в ней один наедине со своими способностями.

Не случайно, на западе отбор в авиакомпании гораздо более строг, чем отбор на первоначальное летное обучение. Стоимость отбора, например, в Оксфордскую школу летного обучения составляет 25 фунтов стерлингов, а в компанию British Airways — 300 фунтов, или в 12 раз больше. Причем особо подчеркивается, что умение летать при отборе пилота является не самым главным — гораздо важнее его способности и личностные характеристики.

Значение психологического отбора можно проиллюстрировать на примере одной из самых образцовых международных компаний, какой является Люфтганза.

Эта компания сама готовит для себя летные кадры. Компания имеет свой отдел профессионального отбора и тесно сотрудничает с Лабораторией психологического отбора института авиационной и космической медицины ФРГ в Гамбурге. Это сотрудничество осуществляется уже в течение 25 лет. Благодаря этому и обеспечиваются гарантии объективного подхода к отбору кандидатов.

При ежегодном наборе 140–160 кандидатов подают заявления о приеме более 2000 человек. Отбор имеет жесткий и многоступенчатый характер. Всего применяется 23 бланковых и аппаратурных тестов. Такой подход к профессионально-психологическому отбору позволяет снизить отсев в Люфтганзе в процессе летного обучения до 8 % при среднем уровне по западным авиакомпаниям и летным школам — 15 %. Экономический эффект от отбора в расчете на 100 подготовленных пилотов оценивается в 20 млн долларов.

Для российских авиакомпаний проблема профессионального психологического отбора особенно актуальна. Образовалось множество новых компаний, которым приходится набирать персонал в условиях распада большого государства и миграции летного состава с одного места работы на другое, массовых увольнений военных летчиков, резко снизившегося уровня профессиональной подготовки выпускников летных вузов. И не нужно быть оракулом, чтобы предвидеть: будущее за теми фирмами, которые делают ставку на человеческий фактор. Способный летчик, как пчела, будет постоянно приносить прибыль, совершая полеты, возможно, даже на не самой лучшей технике. Малоспособный — загубит образцовую технику, человеческие жизни и поставит крест на своей компании.

В настоящее время в Российской Федерации есть одно из немногих учреждений, которое могло бы взять на себя обязательства перед ассоциацией летного состава и авиакомпаниями по проведению качественного профессионального психологического отбора авиационных специалистов. Это учреждение — институт авиационной и космической медицины (в настоящее время — Научно-исследовательский испытательный Центр авиационной медицины и военной эргономики).

Институт являлся основателем современной системы отбора многих специалистов у нас в стране. И за последние 40 лет в результате проведения большого объема научных работ разработал адаптивную и последовательную систему психологического отбора авиационных кадров в Военно-воздушных Силах, которая включает в себя следующие направления:

— профессиональный психологический отбор кандидатов в училища летчиков и штурманов и рационального распределения выпускников;

— психологический отбор летного состава для переучивания на новую авиационную технику, в авиацию палубного базирования, поступления в школу летчиков-испытателей, выполнения особо сложных задач;

— подбор летного состава на руководящие должности среднего звена. Что касается психологического отбора наземных авиационных специалистов, то институтом разработаны:

— система профессионального психологического отбора в авиационные инженерные и технические училища и училища по подготовке специалистов управления воздушным движением;

— разработаны методы психологического отбора лиц групп руководства полетами и некоторых других особо важных категорий наземных специалистов.

В результате многолетней работы в институте создана компьютерная экспертная система психологического обследования авиационных специалистов, которая повышает объективность, точность и оперативность обследования и которая не имеет аналогов, по крайней мере, в нашей стране.

Имеющиеся в институте знания, опыт, методический арсенал позволяют разработать технологию диагностики профессионально важных личностных, интеллектуальных, психофизиологических и физических качеств авиационных специалистов для любых самых специфических вариантов профессионального психологического отбора.

Важно подчеркнуть, что институт выступает как вневедомственная организация по отношению к гражданским авиакомпаниям. Это объективно способствует независимости и объективности профессионального психологического отбора.

Специалисты института авиационной и космической медицины окажут методологическую и методическую помощь по психологическому отбору в авиакомпаниях, и это непременно скажется на повышении безопасности полетов и эффективности авиаперевозок.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Человек и безопасность полетов. Научно-практические аспекты снижения авиационной аварийности по причине человеческого фактора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я