Частные музеи России. Хранители памяти и пространства

Сборник, 2022

В этой книге – 90 частных музеев России, от Калининграда до Камчатки, от московского «Гаража» и питерской «Эрарты» до Музея автоугона имени Юрия Деточкина, музеев наперстков, чак-чака и трактора, «Конь в пальто», «Старухи о любви» и еще многих-мно-гих – оригинальных, живых, разных. За каждым музеем – личность. Это не просто путеводитель, это девять десятков сюжетов о том, как замыслы рождаются в головах и материализуются в руках обычных, но очень увлеченных людей. С такой книгой можно уютно сидеть в кресле под пледом, а можно путешествовать по всей стране. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Русское пространство

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Частные музеи России. Хранители памяти и пространства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Владимир и Владимирская область

МУЗЕЙ «ДОМ АРГУНА»

АДРЕС: Г. КИРЖАЧ, УЛ. ЛЕНИНГРАДСКАЯ, Д. 15

ТЕЛЕФОНЫ: +7 (492) 372-91-81, +7 (961) 256-30-20

ВКОНТАКТЕ: VK.COM/CLUB135035242

Детище киржачского коллекционера и мецената Евгения Федорова — частный музей «Дом аргуна» — ни к аргонавтам, ни к Аргунскому ущелью не имеет никакого отношения. Аргуны — это владимирские плотники. Но местные краеведы утверждают, что в XVIII–XIX веках это прозвище относилось более узко к мастерам из Покровского и Киржачского уездов Владимирской губернии, где среди прочих было и село Аргуново. Каждый год большие артели аргунов уходили на заработки в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города. Это были в первую очередь мебельщики-краснодеревщики, которые умели и паркет положить, и усадьбу поставить, и украсить ее сверху донизу оригинальной аргуновской резьбой. Вот этой самой резьбе по дереву и посвящен музей «Дом аргуна».

Это действительно дом аргуна, потомственного древодела Павла Калачкина, построенный им в 1880 году. И главные в нем экспонаты — оконные наличники. Собственно, с изучения местных наличников и началась история музея.

Евгений Федоров с известным московским фотографом, создателем Виртуального музея наличников Иваном Хафизовым объехали весь Киржачский район, сфотографировали большое количество необыкновенной красоты наличников, нашли редчайшие экземпляры в стиле модерн (по свидетельству Хафизова, таких больше нет нигде в России!) и, к счастью, обнаружили сохранившиеся до наших дней аргуновские наличники. Самым старым из деревни Финеево 150 лет! Цветные фотографии восьми десятков наличников отпечатали на пластике и украсили ими внешнюю стену администрации киржачской типографии. Приходи и смотри совершенно бесплатно.

Но хотелось большего — познакомить гостей города, да и самих киржачан, с уникальной аргуновской резьбой, рассказать о тайных смыслах ее элементов — всех этих завиточков, ромбиков и цветочков. Вот тут и вспомнили про дом Калачкина в деревне Акулово. Выкупили, разобрали по бревнышку, перевезли в Киржач и собрали на новом месте.

Входишь и видишь разнообразные топоры, рубанки, стамески, калевки, горбачи, шпунтубели… С помощью этих недешевых в XIX веке инструментов аргуны зарабатывали немалые деньги и поэтому считались в своих селах самыми завидными женихами. Например, за один поставленный сруб плотник получал 200 рублей. И так же высоко ценилось резное домовое украшение: конек, полотенца, причелины, подзоры и наличники.

В чем уникальность аргуновской резьбы? Она глухая, тогда как остальные наличники, представленные в музее, словно кружева, прорезные. Наверное, тут сказался опыт аргунов как краснодеревщиков — они использовали в наличнике элементы украшения мебели: объемные, словно живые, цветы, листья и гроздья винограда.

— Что это за фигура наверху наличника, как вы думаете? — спрашивает директор и экскурсовод «Дома аргуна» Татьяна Самойлова у посетителей. — Нет, никакой это не кустик, это богиня Берегиня! И обратите внимание, что руки у нее подняты вверх.

Если бы вниз, то беда такому дому: значит, аргун изобразил богиню смерти Марену. А это что? Ананас? Ничего подобного, это Мать Сыра Земля.

И так можно растолковать каждый резной элемент наличника. Причем аргуновские резчики умудрялись одновременно использовать и христианские символы, например крест и виноград, и традиционные языческие.

А остались ли мастера-аргуны в наши дни? Ведь этот промысел почти исчез в советские годы, когда в приоритете был коллективный труд в колхозах и совхозах, а не артельные заработки где-то на стороне. Да и многовековая мода на наличники, казалось, навсегда прошла, преемственность в семьях аргунов нарушилась…

Однако нашелся в Киржаче талантливый плотник Михаил Гашин, который разыскал в глухих деревнях старых мастеров, изучил множество наличников и освоил аргуновскую резьбу. Планировалось, что «Дом аргуна» станет его мастерской и местом проведения мастер-классов. Но пока от этой идеи пришлось отказаться из-за колоссального объема работ по реставрации старинных наличников и по изготовлению новых. Ведь одна из целей проекта Евгения Федорова — чтобы деревянные дома Киржача снова оделись в традиционные резные украшения.

МУЗЕЙ ЛОЖКИ

АДРЕС: Г. ВЛАДИМИР, УЛ. ОКТЯБРЬСКАЯ, Д. 4

ТЕЛЕФОНЫ: +7 (492) 237-09-08, +7 (920) 623-58-88, +7 (920) 624-20-70

САЙТ: МУЗЕЙ-ЛОЖКИ.РФ

Приезжайте во Владимир, и вы увидите единственный в России частный Музей ложки, в котором представлено около 3 тысяч экспонатов.

Именно столько помещается в трех залах. А всего в распоряжении хозяйки музея Татьяны Пикуновой почти 30 тысяч ложек! Это самая большая коллекция не только в России, но и, вероятно, во всем мире.

Началось все с маминого подарка на день рождения, когда шестнадцатилетняя Таня получила набор из шести серебряных чайных ложек в необычной технике северной черни. Захотелось узнать, что это за техника, какие еще бывают виды. Так постепенно коллекционирование красивых коробочек, фантиков и куколок ушло на задний план, а на первое место вышел этот всем знакомый столовый прибор.

— К нам приходят люди и говорят: «Неужели я про ложку ничего не знаю?» — рассказывает Татьяна. — И мне очень нравится, что уходят они из музея, испытав в каком-то смысле культурный шок. Потому что, оказывается, ложка может быть носителем информации! Мы на примере ложки можем поговорить о географии, культуре, ремеслах, традициях, о важных исторических событиях, о музыке, литературе… Причем фактически по каждой стране, ведь в коллекции собраны предметы более чем из 160 стран мира.

А сколько в музее представлено городов и сел России, никто и не считал. Эта часть коллекции, так называемые «географические ложки», постоянно пополняется за счет подарков посетителей. Ведь любому хочется видеть на карте России на стене музея сувенирную ложку из своего родного города! Взамен дарители получают карту почетного гостя на две персоны и могут хоть до скончания века посещать Музей ложки совершенно бесплатно. Как и носители «музейных» фамилий — Ложкины, Ложкаревы и им подобные.

— Иногда обижаются Вилкины, — комментирует Татьяна. — Говорят: как же так, музея вилки-то нет! Их мы тоже пускаем бесплатно. Вот Ножиковых не было пока. Помню, Поварешкины были, Половниковы. Тоже наши люди…

Зачем приходить в Музей ложки несколько раз? А затем, что каждое посещение можно посвятить отдельной интересной теме. Например, «Ложки и любовь» или «Ложки и литературные произведения». Ведь в стоимость входного билета уже входит индивидуальная экскурсия. Здесь нет молчаливых смотрителей, и любой сотрудник может рассказать по сотне историй об экспонатах.

К слову, лучший экскурсовод — Татьянина мама Тамара Петровна.

Хочется интерактива? Пожалуйста! Дети, например, могут расписать деревянные ложки, а посетители постарше — научиться сервировать стол. И спасибо, что для этого не используется американский набор столовых приборов из 126 наименований!

В этом царстве особых ложечек для орешков, лимона и горошка путается даже профессионал своего дела Татьяна Пикунова.

— Музей как-то естественно получился, — рассказывает коллекционер.

Из любой поездки — а у Татьяны Пикуновой собственное турагентство — привозились интересные редкие экземпляры, и, когда многочисленные коробки со столовыми приборами перестали помещаться в квартире, а главное, накопилось огромное количество историй и фактов, которыми хотелось поделиться, пришлось открывать музей! Это значит покупать часть дома, ремонтировать, оборудовать и, конечно, учиться музейному делу.

К двум своим педагогическим образованиям Татьяна прибавила искусствоведческое и сейчас сама преподает тонкости музейного дела и туризма в одном из колледжей Владимира. А еще заканчивает аспирантуру по экономике.

Частный музей — это не всегда про деньги. В Музее ложки реализуется несколько благотворительных проектов, например, бесплатные музейные занятия для незрячих и слабовидящих людей. А недавно Татьяна Пикунова открыла во Владимире второй частный музей — Музей непридуманных историй! Чтобы иметь возможность рассказывать посетителям вот эти самые «истории», которые живут в любых предметах, включая хорошо знакомые нам ложки.

МУЗЕЙ МЕДИ И ЛАТУНИ АДРЕС:

Г. КИРЖАЧ, УЛ. ЛЕНИНГРАДСКАЯ, Д. 15

ТЕЛЕФОНЫ: +7 (492) 372-91-81, +7 (961) 256-30-20

САЙТ: МУЗЕЙМЕДИ.РФ

Вдоль стен здесь выстроились рядами старинные медные самовары самых разных форм: банка, кастрюля, полуяйцо, зеркальная ваза, арбуз…

— Я бы, конечно, мог создать в Киржаче музей самоваров, — рассуждает коллекционер и меценат Евгений Федоров (уже знакомый нам по музею «Дом аргуна»). — Но зачем, если на маршруте «Золотое кольцо» таких уже около трех десятков?

Посовещался с местными краеведами и в 2017 году открыл первый в городе частный музей — уникальный в своем роде Музей меди и латуни. Ведь цель была не просто выставить напоказ свою коллекцию, а попытаться сделать небольшой провинциальный Киржач привлекательным туристическим центром, таким как, например, ярославский Мышкин, где, по словам Евгения Федорова, «почти на каждом углу музей и толпы туристов».

И действительно, киржачский меценат создал уже полтора десятка туробъектов в родном городе: детский театр «Совенок», смотровую площадку, парк ледниковых камней… В том числе и несколько музеев. Но Музей меди и латуни так и остается самым посещаемым.

Это старинный домик, состоящий из четырех комнат, где собраны более 2 тысяч изделий из меди и ее сплавов — латуни, бронзы и мельхиора. Включая и те самые самовары, которые производились не только в Туле, о чем всем хорошо известно, но и в Киржаче. Здесь в XVIII веке насчитывалось 24 медно-латунных завода. От мелких артелей, которые за неимением руды порой переплавляли медные монеты, до крупных богатых производств, работающих напрямую с Уралом.

Музейная экспозиция как раз и начинается с коллекции минералов: тут и редко встречающийся в природе слиток уральской меди, и медный колчедан (медьсодержащая руда), и медистый песчаник.

Использовать медь и ее сплавы человек научился давным-давно. Доказательства вот, перед нами — бронзовые топорики и медная шейная гривна, которым по 5 тысяч лет.

Большинство экспонатов музея, конечно, значительно моложе. Это, например, испанская сигнальная береговая пушка XVII века или позеленевший екатерининский медный пятак.

Немало в музее посуды и утвари. Кое-что можно и потрогать. Например, водрузить на плечо водоносный девичий кувшин «чечен» объемом 11 литров! А потом мысленно наполнить его водой и представить, как юная девушка несла этот груз в своем горном селении.

Или вот такая картинка из прошлого: в Киржаче, который стоял на Стромынском тракте, было немало трактиров. А трактирной мерой для отпуска алкогольных напитков был чан с надписью «одна вторая ведра».

А для посетителей детского возраста есть забава: можно поиграть в тройку с бубенцами. Экскурсовод подскажет, как правильно должны звенеть латунные колокольцы у коренной и двух пристяжных лошадей.

Можно на конкретных примерах узнать и о полезных свойствах меди и ее сплавов. Ведь не зря наши предки носили на груди медные крестики и пользовались медной посудой, при том что этот металл вовсе не дешевый. Стоимость большого самовара, например, в XIX веке равнялась стоимости пяти коров. А без самовара не появилось бы в народе прозвище «владимирские водохлебы».

И если вам повезет и вы попадете в Киржач на большой праздник, вас обязательно угостят чаем из настоящего музейного экспоната.

— А что здесь делает портрет Генриха VIII?! — удивляется турист из Англии. Кстати, в этом киржачском музее уже побывали гости из 29 стран мира. Так вот, кроме прозвища Синяя Борода, было у английского короля-многоженца еще одно — Генрих Медный Нос. Почему его так называли? Сохраним, пожалуй, интригу и пригласим всех в Музей меди и латуни.

Интерактивный музей «Галинские паруса»

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Частные музеи России. Хранители памяти и пространства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я