Искусство защиты с палашом и саблей. История фехтования

Чарльз Роуворт

«Искусство защиты» впервые было издано в 1798 году и является прекрасным образцом понимания боя на холодном оружии пешком на этот период. Как полагают специалисты, именно это руководство легло в основу системы обучения фехтованию во многих армиях Европы в конце XVIII – начале XIX веков. Переводится на русский язык впервые.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство защиты с палашом и саблей. История фехтования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ I. Одиночное занятие с мишенью

Как держать меч4 или саблю

Палаш и сабля удерживаются пальцами, охватывающими рукоять так, чтобы можно было достаточно быстро предотвратить колебания клинка. Большой палец может быть помещен как в обхват, так и вытянут вдоль спинки, как удобнее. При парировании или атаке это удержание должно обеспечить необходимую твердость. Напряжение мускулов должно быть естественным и недолгим. Главная задача — сохранить удержание рукояти всеми пальцами, напрягая или расслабляя их, каким бы ни было движение клинка. Вытягивание большого пальца вдоль спинки характерно для фехтующих шпагой или эспадроном, однако рукояти палашей и сабель обычно коротки для этого, а кривой сабельный клинок плохо управляется и становится неустойчивым при таком хвате. При использовании легких палок, эспадронов или колюще-рубящих мечей такое размещение большого пальца придаст резкости удару, но вес палаша или сабли некоторых образцов слишком велик и будет требовать обхвата рукояти всеми пальцами. Этот хват я рекомендую при занятиях с мишенью.

Позиция

Первая задача ученика — научиться занимать твердую, но гибкую позицию. Для этого он должен держать бóльший или весь вес на левой ноге, чтобы правая, выставленная вперед, могла быть либо быстро убрана из-под удара, либо быстро выдвинута вперед в выпаде. Обучение должно проходить следующим порядком:

Закрепите мишень с нарисованными на ней линиями шести ударов на стене так, чтобы центр ее был на дюйм ниже высоты вашего плеча. Продлите перпендикулярную к полу линию вниз и от стены. На расстоянии десяти футов от мишени поместите левую пятку так, чтобы она касалась линии, левое колено согнуто так, чтобы принять вес тела, правая нога выдвинута на четырнадцать — пятнадцать дюймов к мишени, с носком вдоль линии, левое плечо развернуто назад, а само тело находится в линии так, чтобы не демонстрировать вашему оппоненту больше, чем это необходимо. Левая рука может быть поднята вверх до высоты уха, чтобы сохранить баланс тела или может быть зафиксирована сзади в районе поясницы — как удобнее.

Из указанного положения правая нога должна иметь возможность скользить назад пяткой до подъема стопы левой ноги, уходя из-под удара противника. Это может быть выполнено легко и быстро, если вес тела будет удерживаться в основном на левой ноге.

Выпад

Это шаг вперед правой ногой из позиции, описанной выше при выполнении удара или укола. Приступая к его изучению, не пытайтесь совмещать выпад с ударом до тех пор, пока вы не сможете выпадать ровно вдоль линии, сохраняя левую ногу неподвижной и легко возвращаясь обратно.

В момент выпада левая рука должна падать на левое бедро и потом вновь подниматься вверх при вашем возвращении, помогая восстановить стойку.

Хотя длинный выпад выгоден тем, кто это может легко сделать, но он все-таки не важнее быстрого возвращения. Поэтому будет неправильно учить джентльменов выпадать дальше, чем они могут физически. Выпад должен совершаться так, чтобы правая нога встала стопой на землю ровно, не допуская ее постановку пяткой5. Правильный выпад сделан, когда правая нога в колене согнута перпендикулярно, а левая — вытянута.

После того, как выпад и быстрое возвращение освоены, следующей задачей становится освоение выполнения ударов так, чтобы не подвергать возможной контратаке или ответу вашу руку, что будет ошибкой.

Чтобы предотвратить несчастные случаи, которые могут быть обусловлены выпадением оружия из руки, следует иметь на рукояти кожаный темляк, достаточно мягкий и гибкий, не ограничивающий запястье.

Прежде чем начать выполнение упражнения, оденьте темляк и намотайте его пару раз на руку, чтобы обеспечить безопасность.

Поскольку все атаки выполняются из защитных позиций и заканчиваются возвращением в них, представляется необходимым до начала занятий в паре начать с изучения защитных позиций, которые я описал ниже.

Средняя позиция

Эта позиция скорее должна называться подготовкой к защите, поскольку она практически не защищает без изменения позиции, и принимается, когда вы не уверены в предстоящих действиях противника или его оружие не соприкасается с вашим. Она заключается в том, что вы берете свое оружие перпендикулярно, с гардой напротив нижней части мишени, острие вверх, лезвие напротив вертикальной средней линии на мишени.

Следует постоянно следовать правилу, по которому направление лезвия при выполнении защит или атак должно совпадать с направлением суставов пальцев, которые и управляют им.

Внутренняя позиция

Из средней позиции перевести рукоять клинка напротив линии А (рис. 1), ногти вверх, клинок наклонен, острие напротив линии С, рука почти выпрямлена от плеча до запястья, но не напряжена (см. рис. 4).

В этой позиции клинок готов встретить удар противника, его плоскость должна находиться в плоскости линии А-С, если клинок будет повернут влево сильнее, то будет сложно выполнить правильный удар или можно будет получить удар в запястье от противника.

Эта позиция защищает лицо и тело от ударов 1 и 5.

Внешняя позиция

Из внешней позиции переместить рукоять клинка в точку В, одновременно острие клинка — к D, плоскость клинка находится в плоскости линии B-D, суставы пальцев наружу, ногти вниз (см. рис. 5).

Осваивая эти две позиции, следует добиться такого точного и ловкого перехода из одной в другую и обратно, чтобы противник не мог успеть разорвать соединение с одной стороны и атаковать с другой.

В этих защитах движение запястья должно всегда начинаться движением плеча и следовать сразу за ним, чтобы не открываться противнику. Эту ошибку часто допускают новички, особенно при взятии внутренней защиты.

Предварительные замечания к шести ударам

Нижеследующий метод выполнения шести ударов (см. рис. 2), ранее не практиковавшийся при обучении владению палашом в Англии и лишь недавно введенный в кавалерии, имеет ряд преимуществ.

Например, некоторые имеют привычку разрывать дистанцию в момент выполнения вами удара, если у них достаточно пространства для этого. Если ваш удар не будет сопровождаться быстрым восстановлением защитной позиции, то такая потеря времени даст противнику возможность атаковать вас прежде, чем вы закроетесь. Другие практикуют проскальзывание клинка с одновременным отводом руки назад и могут выполнить второй и успешный удар, прежде чем вы оправитесь от сильного первого, если только вы не освоили метод выполнения шести ударов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство защиты с палашом и саблей. История фехтования предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

В тексте sword (прим. переводчика).

5

Следует помнить, что в реальной ситуации поверхность и другие обстоятельства могут сделать слишком большой выпад опасным. Особенно для тех, кто привык выпадать во время тренировок на ровном полу.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я