Цифровизация бизнеса во время пандемии

Коллектив авторов, 2021

Вероятно, немного цинично прозвучит, но факт есть факт: цифровая экономика всегда росла на фоне кризиса. И именно сейчас, во время пандемии ковида, происходит кризис такого масштаба, что у каждого из нас появился шанс занять те ниши, которые нам освобождают устаревшие отрасли. Надо пользоваться моментом! В самом начале пандемии бизнес осознал преимущества цифровой трансформации. Именно оперативная цифровизация бизнес-процессов помогла компаниям достойно и с минимальными потерями пережить кризис. Цифровые инструменты не только позволили бизнесу освободиться от ненужных процессов, но и помогли изрядно снизить расходы. Поэтому нет никаких сомнений, что и впредь компании будут опираться на обновленные процедуры и бизнес-модели, адаптированные к новой реальности. Главный совет, который можно дать предпринимателям сегодня: запускайте процесс цифровой трансформации, если до сих пор этого не сделали. Пренебрегая внедрением цифровых решений, вы пренебрегаете своим будущим успехом и расширением бизнеса. Цифровизация – это уже не просто наше будущее, это – наше настоящее!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровизация бизнеса во время пандемии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

Максим Паршин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ:

«Мы подготовили комплекс мер как системного, так и точечного характера, которые должны будут поддержать бизнес»

Пандемия всех нас посадила в одну лодку. И Министерство цифрового развития сейчас разрабатывает ряд мер по поддержке отрасли ИT, чтобы позволить всем остаться на плаву. Хотя нынешний кризис для отрасли ИT наряду с угрозами несет и возможности. Идет существенное увеличение трафика, непредсказуемо растет число подключений пользователей сервиса. В то же время мы понимаем, что многие ИT-компании переживают непростые времена, как и другие отрасли российской экономики. В этой связи мы подготовили комплекс мер как системного, так и точечного характера, которые должны будут поддержать бизнес. Среди системных мер — налоговые послабления и авансирование. Мы направили свои предложения в Министерство экономического развития, которое является агрегатом всех мер поддержки по всем отраслям, и сейчас активно с ними работаем. Я рассчитываю, что такие решения будут приняты. Как вы знаете, по нашей просьбе предприятия ИT-отрасли, связи и коммуникаций были включены в перечень отраслей постоянно действующих цифр. Мы работаем с губернаторами, с региональными властями и держим руку на пульсе, когда дело касается проблем ИT-компаний, включая проблемы с пропускной системой. Кроме того, мы должны придать более выраженный антикризисный характер тем мероприятиям, которые были запланированы национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации». И прежде всего это льготное кредитование компаний отрасли. Возможно, под нулевую ставку в целях выплаты заработной платы, под компенсации кассовых разрывов, которые сейчас возникают. Сейчас мы работаем по этой теме с Банком России и другими заинтересованными организациями. За образец берем те решения, которые правительство уже приняло по поддержке малого бизнеса. Это — первое направление. Следующее направление — поддержка разработчиков и поддержка спроса на отечественные решения. Те меры, которые были приняты в прошлом году, мы планируем также реализовать через институты развития и изменить таким образом, чтобы, с одной стороны, смягчить последствия сложившейся ситуации, с другой — дать импульс развитию цифровых технологий. При этом, конечно, это не будет просто раздача денег. Средства будут выделяться под проекты, и прежде всего под разработку проектов, связанных с социальным дистанцированием, с дистанционной работой или учебой, дистанционным ведением бизнеса. Соответствующие проекты актов правительства разработаны нами. Мы их запускаем и, учитывая специфику момента, рассчитываем, что в ближайшее время они будут приняты. Напомню, что есть бюджеты и есть институты развития, которые могут все это оперативно осуществить. Мы договорились, что это не будет классический конкурс, как в прошлом году. Проекты будут рассматриваться в еженедельном режиме. И кое-что уже удалось сделать: мы совместно с АНО «Цифровая экономика» запустили ресурс «Все. онлайн», где уже собрано свыше трехсот цифровых сервисов, где ведущие компании отрасли предоставляют свои услуги. Каталог пополняется постоянно. Большая часть услуг — это сервисы для учебы, работы, отдыха и развлечений. Большая часть сервисов, представленных на портале, бесплатны либо льготные. Заинтересованность со стороны провайдеров этих услуг довольно большая. Трафик на портале тоже хороший. Просьба ко всем компаниям, которые заинтересованы в этом, подавать свою информацию. Мы будем на этом ресурсе ее размещать. Вот таковы сейчас наши приоритеты. Работаем с ассоциациями, работаем с банками, поэтому всегда открыты для обсуждения и для принятия правильных решений в этой непростой ситуации.

И в заключение хочу сказать, что нынешний кризис несомненно даст новый импульс, мощный толчок если не всей ИT-отрасли, то некоторым ее сегментам и станет стимулом для развития. Мы смотрим на Китай, который во многом прошел острую фазу этого кризиса. Видно, что офлайн-экономика у них восстанавливается довольно хорошими темпами, при этом видно, что и цифровая экономика выросла в разы буквально за четыре месяца. Я предлагаю это рассматривать не как угрозу, а как шанс. Так, собственно, оно и есть.

Сергей Воронков, президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ):

«Хотим мы того или нет, но кризис выталкивает нас в онлайн-сферу, потому что офлайн просто закрыт»

Наша отрасль — это один из немногих форпостов, который не сдается виртуализации полностью. И это объяснимо, потому что непосредственное общение и непосредственное впечатление сложно заменить виртуальным. Однако кризисная ситуация, порожденная пандемией, заставляет нас обратиться к проведению в онлайн-режиме как ярмарок, так и конференций и выставок. И более серьезно заняться цифровизацией самих компаний — стандартизацией и оптимизацией бизнес-процессов, созданием автоматизированных рабочих мест для сотрудников, дружелюбными интерфейсами, возможностью работы с удаленными командами и так далее. Потому что все эти вещи нужны в режиме нормальной работы офисов и компаний, а не только во время кризиса. Главное, чтобы в этой ситуации компании сумели сохранить людей и найти деньги, потому что все это требует определенных вложений. Либо для разработки на аутсорсинге, либо при использовании готовых коробочных продуктов, либо при доработке каких-то продуктов собственными силами. В любом случае требуются время, деньги и люди. И если время появилось, то с людьми и деньгами все сложнее. Основной бизнес остановлен, доходов нет. Но есть издержки на содержание персонала, аренду складских и производственных помещений и т. д. Это все никуда не ушло. Поэтому мы сейчас пытаемся собрать платформу «Компания онлайн» для создания офиса в виртуальном пространстве, с тем чтобы сотрудники компании, работая на удаленке, оставались в ее социальном пространстве, обменивались новостями, общались в чатах, получали необходимую информацию о жизни компании, не отпадая от корпоративной среды и чувствуя себя членами команды.

То есть режим работы на удаленке — оцифровка бизнес-процессов, описание технологии сопровождения необходимыми методическими материалами, создание автоматизированных рабочих мест, использование и понимание таких инструментов, как CRM и т. д., — оказался очень полезным и нужным.

Теперь по поводу проведения в онлайн-режиме ярмарок, выставок и конференций. Идут давние споры о том, почему до сих пор Интернет не заменил подобные мероприятия, проходящие в реале. Хотя его преимущества очевидны: это и четкая статистика, и отсутствие границ в деле привлечения спикеров и участников. То есть мир глобален, и вы можете привлекать кого угодно, можете обеспечивать какую угодно аудиторию, не ограниченную помещениями и местом проведения, при том что уже проходят виртуальные выставки, вебинары и конференции и как минимум 15 лет в активном режиме существуют и технологии, и платформы для организации их проведения. Тем не менее онлайн-мероприятия реальным выставкам, ярмаркам и конференциям существенной конкуренции не составляют. И я думаю, что причина этого прежде всего в том, что уникальное сочетание личного общения и личных впечатлений, а также синергия коллективного присутствия и ведение дискуссий и переговоров, как говорится, лицом к лицу всегда будут более эффективными. Их, конечно, виртуальным общением не заменить, но, безусловно, нужна интеграция и виртуальные возможности, которые могут существенно расширить сервисы и продлить жизнь офлайновых мероприятий. И самое главное — обеспечить их необходимым контентом, экспертной поддержкой, аналитическим анализом и возможностью назначения встреч. Ну и многим другим, что в офлайне не всегда просто сделать. Поэтому мы считаем, что перспективным является как раз проработка онлайновых инструментов и форматов, именно с прицелом на создание каких-то гибридных мероприятий, когда офлайн и онлайн могли бы друг друга эффективно поддерживать. Мы понимаем, что для эффективного участия в выставке к ней нужно серьезно готовиться. Нужно изучить тех участников, которых вы хотите пригласить, или найти целевую группу посетителей для вашего стенда, заранее назначить переговоры, обменяться документацией, подготовить контракты. А вот уже непосредственно на офлайновом мероприятии как раз провести все очные переговоры — может быть, с подписанием контракта, может быть, с установлением каких-то личных контактов. Это все может очень хорошо работать, дополненяя друг друга. Какой эта модель будет с точки зрения бизнеса и монетизации? На эти вопросы предстоит ответить. Хотим мы того или нет, но кризис выталкивает нас в онлайн-сферу, потому что офлайн просто закрыт. Поэтому мы вынуждены сейчас этим заниматься, чтобы и занять людей, и наработать новые компетенции. Для этого мы сейчас готовим платформу, которая называется условно «События онлайн»: на базе готовых инструментов и платформ (где-то — с доработкой) она могла бы предоставить любой компании из нашего сообщества возможность организации и проведения онлайн-события. Я думаю, что уже к концу года, по крайней мере по компании «ЭкспоФорум-Интернэшнл», мы должны провести большинство сопровождающих мероприятий: либо дополняющих офлайновые, которые будут осенью, либо те, которые будут перенесены на следующий год. Вот такая задача стоит перед нами.

Евгений Чаркин, директор ОАО «РЖД» по информационным технологиям:

«Наш приоритет — это сохранение трудоспособности и здоровья нашего коллектива»

РЖД — это гигантский холдинг, который связывает все регионы страны и в котором работают более миллиона человек. Естественно, что в сложившейся ситуации у нас значительно сократился пассажиропоток. И поэтому нам приходится приспосабливаться к новым реалиям.

С одной стороны, задача усложняется тем, что нам нужно обеспечивать непрерывность бизнеса, поскольку мы не можем допустить никаких проблем, связанных с производственным процессом. С другой стороны, наш приоритет — это сохранение трудоспособности и здоровья нашего коллектива. Поэтому получается такая вот двунаправленная деятельность в условиях чрезвычайной ситуации. Могу сказать, что благодаря тому, что на протяжении последних лет мы серьезно занимались цифрофизацией, нам удалось крайне быстро отреагировать на кризис. Во-первых, мы в кратчайшие сроки развернули систему удаленной работы. Уже сегодня у нас готова структура для того, чтобы 103 тысячи наших сотрудников (а это чуть меньше половины от общего числа автоматизированных рабочих мест) могли работать в удаленном режиме. Во-вторых, те цифровые сервисы, которые мы делали, делаем и будем делать для наших клиентов, стали вызывать повышенный интерес у грузоотправителей и прочих участников системы грузовых перевозок. Цифровизация трансформирует логистическую отрасль, меняет каналы движения товаров, форматы поставки и процессы управления. Летом этого года мы запустили на Дальнем Востоке проект «Интротран» (электронное оформление интермодальных перевозок импортных грузов), который позволяет полностью обеспечить прохождение экспортного груза без бумажного документооборота. И мы видим большой интерес рынка к этому проекту. Так что кризисная ситуация, вызванная коронавирусом, стала для нас масштабным вызовом. И мы отчетливо это все понимаем.

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Цифровизация бизнеса во время пандемии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я