История Тибета

Цинъин Чень, 2017

Эта книга, написанная известным китайским тибетологом Чэнь Цинъином, предельно ясно описывает историческое развитие Тибета. В ней подробно рассматриваются предпосылки, процессы и влияние основных исторических событий, имевших место в этой загадочной горной стране, с точки зрения теории исторического материализма (все еще активно применяемой в партийных и научных кругах современного Китая. – Прим. ред.), а также в контексте отношений между местным правительством Тибета и центральным правительством Китая. В своем труде автор, используя неопровержимые факты, стремился доказать, что Тибет является неотъемлемой частью КНР. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Страницы китайской культуры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Тибета предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Царство Тубо

Столицей Спу Ргьяла изначально был город Дагзе. После объединения земель вдоль среднего и нижнего течения реки Ярлунгцангпо Намри Сонгцен создал новый центр в долине реки Лхаса, чтобы контролировать вновь оккупированные земли. Согласно тибетским историческим документам, его сын Сонгцен Гампо (в др. источниках — Сонцэн Гампо) родился во дворце Аарон Загреб в Мелдрогонгкаре, расположенном в верховьях реки Лхаса[6]. Судя по тому, что Сонгцен Гампо унаследовал трон в возрасте 13 лет, Намри Сонгцен правил объединенными им землями более десятилетия.

Статуя Сонгцена Гампо

Его основной задачей в тот период было подавление повстанческих настроений и вторжение в несколько оставшихся автономными государств, таких как Сумпа и Чжангжунг. Ему также нужно было координировать отношения между старыми и новыми министрами, разрешать их конфликты, возникающие при распределении власти, укреплять позиции семьи Ценпо и консолидировать власть. В «Дуньхуанской летописи царства Тубо» есть сведения, что Намри Сонгцен послал войска для подавления мятежников Дагбо, за что повстанцы отравили его.

Статуя Тхонми Самбхоты

Среди ученых нет единого мнения по поводу даты рождения Сонгцена Гампо. Подавляющее большинство из них считают, что он родился в 617 году (или даже раньше) и унаследовал трон в 629 году. Согласно «Дуньхуанской летописи царства Тубо», в начале его правления «подданные его отца были страшно недовольны, а вассалы его матери предали его». Некоторые зависимые государства, такие как Чжангжунг, Сумпа, Дагбо и Гунбо, поднимали восстания. Несмотря на то, что Сонгцену Гампо было всего 13 лет, он предпринял незамедлительные и решительные действия по подавлению мятежа. Он приказал казнить всех мятежников и их семьи и в конечном итоге укрепил свою власть на территории вновь созданного царства Тубо. Сонгцен Гампо предпринял ряд радикальных мер и сыграл значительную роль в истории Тибета.

Статуя мастера тибетской медицины Ютока Йонтена

Прежде всего Сонгцен Гампо создал литературный тибетский язык и установил законы. Литературный язык был необходим для развития тибетского общества. В то время в ряде областей уже использовалось несколько языков. Вскоре после вступления на престол Сонгцен Гампо отправил представителей знати, таких как Тонми Самбхота, учиться лингвистике в Индию.

Паёонка, где была создана тибетская письменность

Позже, на основе полученных ими знаний, был создан тибетский алфавит, который сразу же начал применяться для управления делами в царстве Тубо. Ценпо с большим энтузиазмом пропагандировал использование тибетского алфавита, поднимая местную цивилизацию на новый уровень. Он также сформулировал ряд законов, призванных консолидировать власть в руках царской семьи и знати, регулировать поведение различных социальных классов и подавлять восстания. Непосредственными помощниками Ценпо в царстве Тубо были блон-чед (канцлер) и его заместитель. Также были учреждены посты министра внутренних дел и его заместителя. Для надзора за судебной системой была создана должность министра юстиции.

Сонгцен Гампо разработал 12 официальных рангов и подробно описал их должностные обязанности. Для дифференциации рангов он использовал украшения из драгоценных камней, золота, серебра, меди и железа. Он связал общественный статус с социальными классами. Наказание преступников определялось в зависимости от социальной принадлежности их жертв. Компенсация могла варьироваться от 10 до 11 000 таэлей[7] серебра. Преступников, поднявших руку на своих начальников, могли казнить и конфисковать все их имущество. Кража у царской семьи и знати каралась штрафом в 8-100-кратном размере. Разделение общества на социальные классы и введение законов еще больше ослабляли клановую и родовую структуру общества в Тибете. В итоге в регионе установилась власть Ценпо и царской семьи.

Во-вторых, Сонгцен Гампо создал административную систему, включающую военное, политическое и гражданское управление. Он разделил земли вдоль среднего и нижнего течения долины реки Ярлунгцангпо на четыре округа — ру, включая Дбу Ру (главное русло) с центром в Лхасе, Ге Ру (левый берег) в Недонге, Гьяс Ру (правый берег) в Намлинге и Ру Лаг (приток) в Лхасе. Согласно источнику «Пять летописей» (Bkav Thang Sde Lnga), все ру были разделены на две части, возглавляемые генералом и его заместителем. Каждой частью управляли четыре тысячника, за исключением небольших территорий. В книге «Праздник для ученых» (Mkas Pavi Dgav Ston) также говорится, что в каждом ру была гвардия из тысячи воинов, непосредственно контролируемая Ценпо. Таким образом, в царстве насчитывалось в общей сложности сорок гвардий по тысяче солдат в каждой. После введения административной системы в Чжангжунге и Сумпе общее число гвардий возросло до 61. Чжангжунг был разделен на 10 военных округов, Сумпа — на п. Ценпо сам назначал на должность тысячника, в то время как заслуженные министры могли называться наследными вождями. Административное деление основывалось на территориальном, а не на клановом принципе. В каждом военном округе было несколько племен со своими должностными лицами, такими как вождь, военачальник, старший офицер, сборщик налогов и секретарь. По свидетельствам, обнаруженным в рукописях в Дуньхуане и на деревянных пластинках в Синьцзяне, можно предположить, что в каждом племени люди носили разные фамилии. В некоторых племенах были также представители различных этнических групп, что свидетельствует о постепенной трансформации племен в региональные административные единицы.

Министр Тар Тонгцен

Свадебная церемония Сонгцена Гампо и принцессы Вэнъчэн (тханка)

В-третьих, Сонгцен Гампо стремился к объединению племен на Цинхай-Тибетском нагорье. После завоевания Чжангжунг и Сумпы царство Тубо начало экспансию на северо-восток. Царство Туюхунь, находившееся во власти этнической группы Сяньбэй, мигрировавшей из северо-восточного Китая, контролировало районы вокруг озера Цинхай. Большинство подданных царства Туюхунь были выходцами из племен Западного Цяна, они имели кровную связь с Тубо. Чтобы объединить Тангут и Западный Цян и открыть проход в экономически и культурно развитый район реки Хуанхэ, Сонгцен Гампо решил поглотить Туюхунь. Он направил туда солдат, Туюхунь, в свою очередь, обратился за помощью к династии Тан, что в итоге привело к военному конфликту между Тубо и империей Тан. Войска Сонгцена Гампо осадили пограничный город Сонгчжоу, но никто не одержал решающей победы. При таких обстоятельствах тибетский царь решил породниться с династией Тан путем династического брака.

Статуя принцессы Вэньчэн во дворце Потала

Контролируя значительную часть Цинхай-Тибетского нагорья, Сонгцен Гампо активизировал экономические и культурные отношения с соседними странами. Министра Тара Тонгцена Юлсунга отправил в Непал, чтобы устроить брак между Ценпо и непальской принцессой Бхрикути Деви (Бхелса Трицун в тибетских исторических записях). В 640 году министр отправился в Чанъань (современный Сиань), танский император Тайцзун согласился отдать принцессу Вэньчэн в жены Сонгцену Гампо и приказал принцу Цзянся Ли Даоцзун ее сопровождать.

36-струнный музыкальный инструмент, привезенный принцессой Вэньчэн в Тибет

«Книга династии Тан» утверждает, что Сонгцен Гампо встретил принцессу Вэньчэн и свадебный эскорт в пограничном городе Хэйюань в 641 году, чтобы показать, как он рад предстоящей свадьбе. Прибыв в Лхасу, принцесса Вэньчэн была встречена с большим радушием. Обе принцессы способствовали политическому, экономическому и культурному обмену Тубо с Южной Азией и центральными районами Китая. Технологии производства, медицина и календари были привнесены в Тубо, стимулируя местное экономическое и культурное развитие. Обе принцессы были последовательницами буддизма. Вэньчэн привезла с собой статуи Будды и монахов. В честь статуи Будды, привезенной принцессой Вэньчэн из Чанъаня, в Лхасе были построены монастыри Джокханг и Рамоче. Оба они являются одними из первых буддийских храмов в Тибете. Сонгцен Гампо также построил дворец Потала на Красном холме Лхасы с применением самых совершенных строительных технологий, доступных человечеству в то время. Принцесса Вэньчэн прожила в царстве Тубо почти 40 лет и умерла в 680 году. Тибетцы до сих пор рассказывают множество восторженных историй о ней.

Во время правления Сонгцена Гампо государства Тан и Тубо жили в мире и согласии, их главы часто наносили друг другу визиты. Когда император Тайцзун завершил свои военные походы против Когуре (Корея) и вернулся в Чанъань в 645 году, Сонгцен Гампо послал к нему министра Тара Тонцена Юлсуна с поздравлениями. Посланник Тубо поднес императору семифутового золотого гуся. В 648 году по пути в Индию с официальным визитом танский посланник Ван Сюань оказался в гуще военныхдействий. Его миссия была разграблена, и ему пришлось бежать в Тубо. Сонгцен Гампо отправил в Непал войска, а также новых рекрутов, чтобы подавить войну. Танская миссия успешно вернулась в Чанъань и привела пленных. В 658 году танский император Гао-цзун снова отправил Ван Сюаня в Индию, и тот опять пересек царство Тубо. Надписи на скалах, отмечающие его путешествие в Индию, до сих пор можно увидеть в тибетском уезде Гьиронг[8]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Страницы китайской культуры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Тибета предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Pasang Wangdu. «My Questioning over Songtsen Gampo's Chronicle» in Tibetean Studies. 1985. Issue 1.

7

Таэль (та же лян) — мера веса и денежная единица.

8

Journal of Cultural Relics in Gyirong / Ed. by Sonam Wangdi. Tibet People's Publishin; House, 1993.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я