Исследование по рационализации международного экономического порядка

Цзинь Ли, 2023

Сегодня мир переживает невиданные доселе большие перемены, тенденция экономической глобализации, политической мно-гополяризации и культурной диверсификации необратима, взаимозависимость между странами углубилась, а рационализация международного экономического порядка все больше становится общим стремлением и целью международного сообщества, обеспечивая спрос и импульс для трансформации международной системы. Еще в марте 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин на встрече лидеров стран БРИКС подчеркнул: «Независимо от того, как меняется система глобального управления, мы должны активно участвовать, играть конструктивную роль, подталкивать международный порядок к развитию в более справедливом и разумном направлении и обеспечивать институциональные гарантии мира и стабильности во всем мире». И, как мы видим сейчас, мир движется именно поэтому пути. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Китайский новаторский марксизм

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исследование по рационализации международного экономического порядка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Обзор основной теории рационализации международного экономического порядка

В своем выступлении на конференции, посвященной 40-летию реформ и открытости, президент Си Цзиньпин сказал: «На пути вперед мы должны высоко держать знамя мира, развития, сотрудничества и беспроигрышной ситуации, придерживаться внешнеполитической цели поддержания мира во всем мире и содействия общему развитию, а также способствовать построению нового международного порядка, основанного на взаимном уважении, честности и справедливости и беспроигрышном сотрудничестве. Мы должны уважать право народов на выбор собственного пути развития, отстаивать международную честность и справедливость, выступать за демократизацию международных отношений, против навязывания своей воли другим, против вмешательства во внутренние дела других стран и против издевательств сильных над слабыми. Мы должны играть роль ответственной великой державы, поддерживать развитие огромного числа развивающихся стран, активно участвовать в реформировании и строительстве системы глобального управления и работать вместе, чтобы построить мир прочного мира, всеобщей безопасности, общего процветания, открытости и инклюзивности, чистоты и красоты». [4]Почти 400-летняя история международного порядка со времен Вестфальского мира 1648 года — это история стремления всех национальных государств к суверенному равенству, независимости и справедливому международному порядку, а рационализация международного экономического порядка является необходимой предпосылкой для установления нового справедливого и рационального международного порядка. Рационализация международного экономического порядка — это процесс трансформации от силового международного порядка, характеризующегося господством и подчинением, к демократическим международным экономическим отношениям, характеризующимся независимостью и автономией, равноправным участием и взаимовыгодным сотрудничеством, и является историческим процессом длительной эволюции и непрерывного прогресса. В начале XX века начался процесс рационализации международного экономического порядка, движимый прогрессивными тенденциями, такими как всемирное социалистическое движение и национально-освободительные движения в Азии, Африке и Латинской Америке. Поэтому, прежде чем анализировать текущее состояние отношений в международном экономическом порядке, необходимо понять подтекст и значение рационализации международного экономического порядка, а также исторический процесс его трудного продвижения.

I. Внутренние цели рационализации международного экономического порядка

Прояснение основного смысла и требований рационализации международного экономического порядка является главной предпосылкой для продвижения этого процесса. Под международным экономическим порядком обычно понимаются правила международной экономической деятельности и соответствующий торговый механизм, сформированные на основе определенной картины мира, обычно включающие международное разделение труда, международные соглашения и практику, правила торговли и т. д.

Рационализация международного экономического порядка связана с концепцией демократизации во внутренней политике. Чтобы понять рационализацию международного экономического порядка, сначала необходимо понять определение демократии во внутренней политике. Первоначальное значение слова «демократия» — правление большинства. Она возникла благодаря классификации древнегреческого политолога Аристотеля о древнегреческом городе-государстве. Он назвал государство, управляемое одним человеком, монархией, государство, управляемое меньшинством, — аристократией, а государство, управляемое большинством, — демократией. В современном научном понимании демократия — это социально-политический феномен, органическое целое, содержащее дух демократии, демократические цели, демократические принципы и демократические механизмы.

С точки зрения проявлений, она проявляется четырьмя основными способами: Во-первых, демократия проявляется в том, что каждый человек имеет фундаментальное право на свободу и волен решать свои собственные дела. Во-вторых, демократия проявляется в равенстве прав каждого человека, который пользуется равными правами независимо от индивидуальных различий и не допускает существования каких-либо привилегий. В-третьих, демократия основана на принципе правления большинства, который подразумевает самоопределение всех людей в общественных делах. Каждый человек имеет право на равное участие в принятии решений по общественным вопросам и на голосование по различным мнениям в соответствии с определенными процедурами на основе свободного обсуждения и консультаций, а также на принятие решений в соответствии с мнением большинства на основе принципа «один голос за каждого человека, и большинство за меньшинство». В-четвертых, равенство — это не эгалитаризм. Оно уважает черты характера каждого человека, утверждает, что каждый человек имеет равные условия и возможности для свободного развития, выступает за честную конкуренцию и признает неравенство в результатах из-за различий в способностях и уровне в честной конкуренции.

Внутренняя политика и международная политика неразрывно связаны между собой государством как актором, международная политика является продолжением внутренней политики, а внутренняя политика — корнем международной политики. Поэтому вполне возможно и необходимо использовать суть традиционной демократической теории в процессе рационализации международного экономического порядка. Однако существует качественное различие между международной и внутренней политикой: внутренняя политика — это «трехмерная» структура, в которой доминируют доминирующие державы, тогда как международное сообщество — это «плоская» структура суверенных субъектов. Поэтому традиционную теорию демократии нельзя просто «импортировать», ее следует обогатить и расширить, чтобы взглянуть на демократию с более широкой точки зрения и построить новый мировой экономический порядок с более полной теорией демократии.

«Рационализация» — это процесс преследования демократии и реализации демократии. В условиях углубляющейся экономической глобализации развитие всех стран тесно взаимосвязано. Без всеобщего развития и равного участия развивающихся стран не будет общего процветания в мире, и не будет установлен более справедливый и разумный международный экономический порядок. В этих условиях существует настоятельная необходимость создания новой платформы для диалога и сотрудничества, укрепления глобального экономического управления и содействия установлению нового, более равноправного, справедливого и разумного международного экономического порядка. И этот процесс — рационализация международного экономического порядка. Рационализация международного экономического порядка преодолевает границы демократической теории и практики в рамках одной страны, переносит концепцию и основные принципы демократии в область международного порядка и трансформирует международное сообщество из силового международного порядка, характеризующегося господством и подчинением, в международный экономический порядок, характеризующийся независимостью и автономией, равноправным участием и взаимовыгодным сотрудничеством. В этой связи Цзян Цзэминь[5] четко предложил, что новый международный политический и экономический порядок должен гарантировать право всех стран на суверенное равенство и невмешательство в их внутренние дела; право всех стран на равное участие в международных делах; право всех стран на равное развитие, особенно право огромного числа развивающихся стран на развитие; право всех национальностей и цивилизаций на совместное развитие. 23 сентября 2009 года Ху Цзиньтао[6] выступил с важной речью на общих дебатах 64-й сессии Генеральной Ассамблеи, указав, что «без всеобщего развития и равного участия развивающихся стран не будет общего процветания в мире, и невозможно установить более справедливый и разумный международный экономический порядок». С точки зрения конкретной коннотации, рационализация международного экономического порядка в основном включает в себя.

Во-первых, дух демократии присущ рационализации международного экономического порядка. Рационализация международного экономического порядка должна быть подкреплена духом. Любая страна осуществляет свою международную деятельность под господством определенной философии и при поддержке духа, и именно эта деятельность, в свою очередь, влияет на степень рационализации международного экономического порядка. В частности, первое — это дух консультаций. Народы каждой страны должны сами решать свои дела, на равных советоваться с каждой страной в международных вопросах и сотрудничать с каждой страной для решения глобальных проблем. Все страны мира, независимо от их размера, богатства, силы или слабости, являются равноправными членами международного сообщества. Все страны, как развитые, так и развивающиеся, имеют право на равное участие в консультациях по международным делам. Второе — это дух терпимости. Уважать разнообразие мира, признавать и уважать различия между странами с точки зрения исторических традиций, религий и культур, социальных систем, идеологий, образа жизни и стилей цивилизации, и позволить различным системам и цивилизациям мирно сосуществовать, позволяя людям и истории сделать свой окончательный выбор. В-третьих, это дух открытости. В условиях экономической глобализации люди должны смотреть на общие интересы выживания и развития человеческого общества с глобальной точки зрения и открытым взглядом, и этот глобальный дух является современной коннотацией духа демократии.

Во-вторых, расширение демократических принципов в процессе рационализации международного экономического порядка. Демократические принципы можно суммировать следующим образом: принцип равенства, принцип решения большинства, принцип защиты меньшинств и т. д. В процессе содействия рационализации международного экономического порядка эти демократические принципы должны использоваться не только внутри страны, но и распространяться на международное сообщество. А именно: во-первых, принцип равенства. То есть принцип суверенного равенства, уважения суверенной независимости государств и их равноправного участия в международных делах. Во-вторых, принцип решения большинства. То есть при принятии решений по международным делам все страны имеют равные возможности и механизмы для свободного выражения своих прав и требований, но в то же время подчиняются мнению большинства стран. Третий — принцип защиты меньшинств, который проявляется в уважении ко всем странам, независимо от их размера, силы, слабости, богатства или бедности, не говоря уже о том, что другие страны не следует с готовностью относить к «авторитарным» или «злым» на основании того, является ли их идеология или модель развития мейнстримом или нет. В-четвертых, принцип отсутствия возражений. Другими словами, пять постоянных членов ООН должны принимать решения по важнейшим международным вопросам без единого голоса «против», что также отражает принцип международной демократии.

В-третьих, общее развитие является конечной целью рационализации международного экономического порядка. Причина, по которой человеческое общество, особенно развивающиеся страны, хотят способствовать рационализации международного экономического порядка, заключается в том, что он имеет большое значение для ведения международных дел, взаимовыгодного сотрудничества и общего развития международного сообщества. Рационализация международного экономического порядка и общее развитие международного сообщества взаимосвязаны и взаимодополняемы, и рационализация международного экономического порядка может способствовать общему развитию международного сообщества. В международном обществе, где доминируют гегемонизм и политика силы, не может быть международного равенства и справедливости, что неизбежно приведет к неравенству и нестабильности в международном сообществе, и не может быть общего развития международного сообщества. В свою очередь, без всеобщего развития и общего процветания для всех стран мира трудно успешно рационализировать международный экономический порядок.

II. Трудный путь продвижения рационализации международного экономического порядка

В европейской истории процесс рационализации старого международного экономического порядка берет свое начало в эпоху европейского Просвещения и был основан на Вестфальском мире, подписанном европейскими государствами в 1648 году. До Вестфальской системы не существовало суверенных государств в современном понимании этого слова, а политическая ситуация в Европе характеризовалась «европейским порядком» государств, управляемых комбинацией римско-католической церкви и феодалов. Одним из ключевых принципов Вестфальского мира было то, что все нации, большие и малые, должны участвовать в международных делах как суверенные государства. С тех пор европейские государства в основном действовали в соответствии с принципами, заложенными Вестфальским миром, несмотря на то, что они находились в состоянии войны.

По мере усиления конфликтов и соперничества между мировыми державами процесс рационализации международного экономического порядка стимулировался заключением таких международных соглашений, как Венский конгресс, Версальский мир и Вашингтонский договор. 1815 год ознаменовался заменой Вестфальской системы на Венскую систему, что привело к историческим изменениям в международном порядке в Европе. Венская система была создана европейскими странами на основе осады Французской революции, поражения Наполеоновской империи и восстановления старого европейского порядка. Венский конгресс восстановил свергнутые феодальные династии на основе «принципа ортодоксии», гармонизировал сферы интересов монархий на основе «принципа компенсации» и сохранил баланс сил между великими державами на основе «принципа равновесия сил». Принцип баланса сил» использовался для поддержания контраста сил между великими державами, таким образом начался так называемый «золотой» период баланса сил. Именно в этот «золотой» период европейские державы процветали и расширяли свою власть по всему миру, став глобальными хозяевами. После Первой мировой войны была создана «Версальско-Вашингтонская система». Эта система вышла за пределы Европы и включила Дальний Восток в международный порядок, установленный европейскими державами. Целью этой системы было предотвратить возрождение побежденной Германии и удовлетворить или сбалансировать корыстные интересы держав-победительниц (исключая Китай, хотя Китай также участвовал в войне и принадлежал к державам-победительницам). По времени эта система была недолговечной, так как просуществовала менее 20 лет, прежде чем рухнуть.

Как видно, рационализация старого международного экономического порядка отражала и отвечала исторической потребности капиталистических держав координировать и регулировать свои отношения друг с другом с целью избежать войн, вызванных порочной и беспорядочной конкуренцией, и поддерживать и продвигать власть и интересы сильных стран, особенно стран-победительниц, в системе. Но эта «демократизация» была продуктом власти, а по сути — разделом трофеев между державами, что определило отсутствие справедливости и демократии в международном порядке в целом. За этим последовало начало Второй мировой войны, которая объявила о полном банкротстве рационализации старого международного экономического порядка.

Рационализация современного международного экономического порядка началась после Второй мировой войны. С крахом международного фашистского лагеря национально-освободительные движения стали непреодолимым течением времени, повсеместно нанося удары по империалистической колониальной системе и тем самым вызывая ее крах. «До Второй мировой войны колониальное и полуколониальное население мира составляло около 1,5 миллиарда человек, а к 1955 году было освобождено 1,2–1,3 миллиарда человек.» [7]Между тем, политическая карта мира быстро изменилась после Второй мировой войны. В Европе Югославия, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния и ГДР порвали с капиталистической системой и встали на путь к социализму. В Азии Китай, Северная Корея и Северный Вьетнам также преуспели в достижении этой цели. Вместе социалистические страны имеют треть мирового населения и четверть мировой территории. Новые изменения в послевоенном международном порядке настоятельно требовали нового международного порядка, основанного на демократии и равенстве, чтобы заменить старый международный порядок, в котором доминировали великие державы, и возникла идея новой рационализации международного экономического порядка.

Страны с развивающейся экономикой обладают сильным чувством независимости и равноправного участия в международных делах и решительно выступают против того, чтобы какая-либо страна подрывала их национальный суверенитет или монополизировала международные дела. Чтобы повысить свой международный статус и роль, они встали на путь единства и самодостаточности, укрепления и углубления региональной интеграции и международного сотрудничества через различные региональные организации и организации, такие как Движение неприсоединения и Группа 77, и повышения своей заметности и голоса на международной арене. В сентябре 1960 года, чтобы противостоять контролю и монополии международных нефтяных монополий на добычу, переработку, транспортировку и сбыт нефти и защитить свой суверенитет и интересы, некоторые нефтедобывающие страны впервые инициировали создание Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). «Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была создана первой для защиты своего суверенитета и интересов. С пробуждением и ростом Третьего мира развивающиеся страны постепенно осознали, что нефтяные ресурсы в их собственных руках являются эффективным оружием против империализма, колониализма и гегемонии.

После 1970-х годов борьба за установление нового международного экономического порядка достигла новой кульминации. В 1970 году Третья конференция глав государств и правительств неприсоединившихся стран приняла Лусакскую декларацию о мире, независимости, развитии, сотрудничестве и демократизации международных отношений, подчеркнув, что все страны должны осуществлять полный национальный суверенитет, что каждая страна имеет возможность осуществлять руководство своими внутренними и внешними делами и что страны, независимо от их размера, силы, слабости, богатства или бедности, должны равноправно и автономно участвовать в международных делах и играть свою должную роль. В 1974 году, после усилий и совместной борьбы стран третьего мира, 6-я специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН и 29-я Генеральная Ассамблея ООН обсудили и приняли Декларацию об учреждении нового международного После 1974 года был проведен ряд международных конференций, в основном для развивающихся стран, и издано множество деклараций и резолюций, которые еще больше обогатили идеологическое содержание нового международного экономического порядка и способствовали процессу рационализации международного экономического порядка.

В 1980-х годах, в период, когда развитие мировой экономики не способствовало переговорам по линии Север-Юг, развитые и развивающиеся страны обменялись мнениями на Канкунской конференции и согласовали ряд конкретных вопросов в отношениях Север-Юг. В этот период сотрудничество Юг-Юг также получило заметное развитие: развивающиеся страны подписали Генеральное соглашение о Глобальной торговой системе на основе переговоров о торговых преференциях, укрепили сотрудничество и взаимопомощь в применении технологий, делясь плодами технического прогресса и создавая благоприятные международные условия для рационализации международного экономического порядка. Однако в этот период две сверхдержавы, США и Союз ССР, доминировали в двух лагерях — капитализма и социализма соответственно, и затянувшаяся «холодная война» между основными капиталистическими странами серьезно препятствовала глобальному экономическому, политическому и культурному прогрессу и усиливала гонку вооружений, что также серьезно затрудняло процесс рационализации международного экономического порядка.

С 1990-х годов и по настоящее время, с окончанием холодной войны, глобализация развивается быстрыми темпами. Быстрое развитие транспорта и информационных технологий сблизило страны мира, ускорив перемещение факторов производства через границы, и глобализация продолжает развиваться вглубь. Глобализация втянула страны во всемирную рыночную экономику, а глубина, широта и уровень международного разделения труда, обусловленные технологической революцией, усилились, и экономические интересы стран и регионов становятся все более взаимосвязанными. Эта неразрывная связь делает невозможным для любой страны, какой бы сильной ни была ее экономическая мощь, стоять особняком и сотрудничать с другими странами в соответствующих областях. Международное сотрудничество — это согласование интересов между суверенными государствами, и одной из его необходимых предпосылок и основных принципов является взаимное уважение национального суверенитета и следование принципам равенства и взаимной выгоды. Кроме того, экономическое сотрудничество между государствами стимулирует ожидания переговоров, компромиссов и правового порядка в международном устройстве. Все это важные элементы рационализации международного экономического порядка. Одним из важных результатов этого развития является дальнейшее углубление глобальной взаимозависимости, что открывает важные возможности для мира во всем мире в начале 21 века и способствует развитию многополярного мира. «Формирование отношений взаимной сдержанности и согласованного сотрудничества между крупнейшими мировыми державами на основе многополярной модели позволит странам искать баланс интересов и достичь динамичной стабильности.» [8]Однако, чтобы упрочить свое «глобальное лидерство», США попеременно используют «односторонность» и «многосторонность» и другие стратегические средства, чтобы блокировать тенденцию многополярности и демократизации. От ООН до Международного валютного фонда, Всемирного банка, Всемирной торговой организации, Международного энергетического агентства и военной организации НАТО, США доминируют в разработке международных правил, проводят неолиберальную, неогегемонистскую и неоимпериалистическую политику, делают принятие ценностей США и проамериканских позиций необходимым условием для получения иностранной помощи и кредитов, и превращают свою международную политику в политику поддержания собственной власти, сдерживания или Ослабление власти других стран для достижения собственных узких интересов, что значительно подрывает демократическое глобальное экономическое, политическое, культурное и военное управление. Это привело к заметному снижению возможностей коллективных действий для поддержания стабильности международной системы, а также к относительному дефициту предложения глобальных общественных благ и возникновению различных глобальных проблем. Только в экономической сфере торговые войны, финансовые войны, войны за ресурсы и технологические войны распространились по всему миру, став основным препятствием для рационализации международного экономического порядка.

III. Значение рационализации международного экономического порядка для глобального управления

Во-первых, только когда международный экономический порядок будет рационализирован, он будет способствовать установлению разумного нового международного политического порядка. Процесс рационализации международного экономического порядка — это процесс установления справедливого и рационального нового международного политического порядка, процесс как строительства, так и разрушения. Ведь «только международная демократия может поставить международные отношения, которые все еще полны дипломатических и военных конфликтов между государствами, под общественный контроль»[9], и уменьшить возможность манипулирования международным порядком несколькими развитыми странами и негативные последствия для международной политики. Фактически, рационализация международного экономического порядка, как в международной политической системе, так и в международной экономической, культурной и военной системе, предполагает отрицание таких политических действий, как международная иерархия, гегемония, неоимпериализм и подрыв суверенных государств, и постоянное укрепление политического взаимного доверия и согласованного сотрудничества между всеми государствами, включая развитые и развивающиеся страны. Как видно, рационализация международного экономического порядка помогает реализовать истинное равенство между странами при условии суверенной независимости и способствует созданию новой международной системы, в которой все страны мира являются одновременно независимыми и автономными и могут координировать свои действия друг с другом, обеспечивая тем самым благоприятные международные условия для построения Сообщества единой судьбы.

Во-вторых, только глобализация экономики, основанная на рационализации международного экономического порядка, будет способствовать здоровому развитию мировой экономики. С окончанием холодной войны изоляция между двумя лагерями — Востоком и Западом — была разрушена, и почти все страны и регионы мира были последовательно вовлечены в процесс экономической глобализации. Как непреодолимая историческая тенденция, глобализация экономики не только постепенно интегрировала бывший восточный лагерь в единую систему мирового рынка, но и подтолкнула огромное количество развивающихся стран и регионов вступить на открытую дорогу и присоединиться к потоку экономической глобализации. С одной стороны, экономики различных стран и регионов переплетены, находятся под влиянием и интегрированы в единое целое, т. е. «единый мировой рынок»; с другой стороны, во всем мире установлены глобальные правила, регулирующие экономическое поведение, и на этой основе создан глобальный механизм функционирования экономики. Однако на современном этапе экономической глобализации доминируют развитые капиталистические страны во главе с США. Процесс экономической глобализации под господством международного финансового монополистического капитализма объективно является процессом, в котором международный монополистический капитал постепенно коммодифицирует и монетизирует все физические объекты во всем мире. Сначала они монетизируют и упаковывают все физические объекты, затем постепенно включают их в сферу финансового обращения и заставляют все суверенные государства открыть свои национальные валюты, осуществляя таким образом финансовую глобализацию и прямо или косвенно контролируя материальные богатства всех стран, укрепляя глобальную сеть капиталистического производства и «центр-периферия». Структура мировой экономики «центр-периферия». В этой структуре США находятся в самом ядре, Европа и Япония — во втором ядре, все они являются основными капиталистическими странами, в то время как развивающиеся страны, такие как Африка, Латинская Америка и Юго-Восточная Азия, находятся на самой периферии. Такая структура экономики неизбежно порождает ряд глобальных проблем, таких как жесткая конкуренция и экономические трения между странами и глобальные экономические дисбалансы, которые непосредственно ведут к беспорядочному и неустойчивому развитию мировой экономики. Рационализация международного экономического порядка, с другой стороны, позволит некоторым развивающимся странам полноценно развиваться в условиях взаимовыгодного сотрудничества и в то же время активно участвовать во все более разнообразных международных экономических делах, что чрезвычайно важно для координации экономических отношений между отдельными странами и международным сообществом в целом, а также для упорядоченного и здорового развития мировой экономики.

В-третьих, только многополярная военная система, основанная на рационализации международного экономического порядка, будет способствовать стабильности и миру во всем мире. Международный порядок в рамках однополярной мировой системы характеризуется политикой власти и мощной армией, когда сверхдержавы «ведут» мир, что по сути является неравными отношениями между доминирующими и доминируемыми, угнетающими и угнетенными. При такой мировой системе не может быть настоящей демократии и мира в международном порядке и международных делах. После холодной войны мир сделал важные шаги в направлении многополярности, но эта многополярность под господством гегемонистских держав все еще раздираема войнами, а военные угрозы преобладают. Без демократизации в военной сфере мирное сосуществование и мирное развитие будут затруднены, если страны-гегемоны будут совершать такие действия, как военные союзы и постоянное военное присутствие против других стран. Это связано с тем, что развитие многополярного мира требует участия большего числа стран в обсуждении международных дел и сотрудничества в решении глобальных проблем, а также требует, чтобы все страны мира могли лучше следовать справедливым и разумным нормам международного права и обуздать силовую политику стран-гегемонов и военное поведение запугивания слабых сильными, а все это невозможно без многополярности вооруженных сил мира и демократизации армии. В противном случае общая цель мира и развития во всем мире будет затруднена или потерпит поражение.

Переводчик этой главы: Ли Чжожу

Корректор этой главы: Хао Юцзин

Оглавление

Из серии: Китайский новаторский марксизм

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исследование по рационализации международного экономического порядка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Си Цзиньпин, «Выступление на конференции, посвященной 40-й годовщине реформ и открытости», Жэньминь жибао, 18 декабря 2018 года, стр. 2.

5

Китайский партийный и государственный деятель, генеральный секретарь ЦК Компартии Китая с 1989 по 2002 год и председатель КНР с 1993 по 2003 год, также председатель Центрального военного совета КНР с 1990 по 2005 год. Член партии с апреля 1946 года, ЦК КПК с 1982 года, Политбюро с 1987 года, Постком Политбюро с июня 1989 года — по 2002 год.

6

Китайский партийный и государственный деятель. Генеральный секретарь ЦК КПК с 2002 по 2012 год, Председатель КНР с 2003 по 2013 год, председатель Центрального военного совета КНР с 2005 по 2013 год. Заместитель председателя КНР с 1998 года, зампред Центр военсовета с 1999 года, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК с 14 созыва.

7

Ли Чжи, Всемирная история в 20 веке (следующий том), — Ухань: Образовательная пресса Хубэй, 1998, стр. 38.

8

Сюй Цзянь, Международная среда и период стратегических возможностей Китая, — Пекин: Народный Пресс, 2004, стр. 137.

9

Луо Чжиган, «Демократизация международных отношений в перспективе глобализации», Журнал Уханьского университета (издание по философии и социальным наукам), № 1, 2012.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я