ТЕРПИМОСТЬ

Хендрик Виллем ван Лун, 1925

Книга одного из лучших популярных историков всех времен познакомит вас с определенными идеалами интеллектуальной свободы, за которые некоторые из наших предков боролись, рискуя своей жизнью. Она предостерегает от высокомерия и самоуверенности, которые причинили столько ужасных страданий за последние две тысячи лет. Было бы ошибкой полагать, что дикость и варварство остались в прошлом.Рассматривая эту науку, как своего рода сказку, вы будете потрясены, обнаружив, что это действительно наука, которая подчиняется тем же железным правилам, которые управляют остальной вселенной. Только приняв неизбежность исторических законов, вы сможете извлечь для себя практическую ценность из этой науки. Осознав законы влияния прошлого на настоящее, вы сможете создавать для себя и своих потомков такое будущее, о котором прогрессивные люди мечтали во все века. И история перестанет быть спутницей и сообщницей тех, кто наживается на невежестве, предрассудках и непримиримости.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ТЕРПИМОСТЬ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА III. ИСТОК ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОД

Быстрое завоевание западного мира церковью иногда используется как доказательство того, что христианские идеи должны были иметь божественное происхождение. Не мое дело обсуждать этот вопрос, но я бы предположил, что ужасные условия, в которых вынуждено было жить большинство римлян, имели такое же отношение к успеху первых миссионеров, как и здравый смысл их послания.

До сих пор я показывал вам одну сторону римской картины — мир солдат, государственных деятелей, богатых людей — производителей и ученых, счастливых людей, которые жили в полной света и просветленной непринужденности на склонах Латеранского холма, или среди долин и холмов Кампании, или где — то вдоль Неаполитанского залива.

Но они были только частью истории.

Среди кишащих трущоб пригородов было мало достаточных свидетельств того обильного процветания, которое заставляло поэтов бредить о Тысячелетнем Царстве и вдохновляло ораторов сравнивать Октавиана с Юпитером.

Там, в бесконечных и унылых рядах переполненных и вонючих многоквартирных домов, жило огромное множество людей, для которых жизнь была просто непрерывным ощущением голода, пота и боли. Для этих мужчин и женщин чудесная история о простом плотнике в маленькой деревушке за морем, который добывал хлеб насущный трудом своих собственных рук, который любил бедных и угнетенных и который поэтому был убит его жестокими и хищными врагами, означала что-то очень реальное и осязаемое. Да, все они слышали о Митре, Исиде и Астарте. Но эти Боги были мертвы, и они умерли сотни и тысячи лет назад, и то, что люди знали о них, они знали только понаслышке от других людей, которые также умерли сотни и тысячи лет назад.

Иешуа из Назарета, с другой стороны, Христос, помазанник, как называли его греческие миссионеры, был на этой земле совсем недавно. Многие люди, жившие тогда, могли бы знать его, могли бы слушать его, если бы они случайно посетили южную Сирию во время правления императора Тиберия.

И были другие, пекарь на углу, торговец фруктами с соседней улицы, который в маленьком темном саду на Аппиевой дороге разговаривал с неким Петром, рыбаком из деревни Капернаум, который на самом деле был недалеко от горы Голгофа в тот ужасный послеполуденный час, когда Пророк был пригвожден к кресту солдатами римского наместника.

Мы должны помнить об этом, когда пытаемся понять внезапную популярность этой новой веры.

Это было то личное прикосновение, то непосредственное личное чувство интимности и близости, которые давали христианству такое огромное преимущество перед всеми другими вероучениями. Это и любовь, которую Иисус так непрестанно выражал к представителям всех народов погрязшимв нищете и лишённым наследства,которая исходила из всего, что он говорил. Выражал ли он это точно теми словами, которые использовали его последователи, имело очень небольшое значение. У рабов были уши, чтобы слышать, и они понимали. И, трепеща перед высоким обещанием восхитительного будущего, они впервые в своей жизни увидели лучи новой надежды.

Наконец-то были произнесены слова, которые должны были освободить их.

Они больше не были бедными и презираемыми, злом в глазах сильных мира сего.

Напротив, они были преданными детьми любящего Отца.

Они должны были унаследовать мир и его полноту.

Им предстояло вкусить радости, утаенные от многих из тех самодовольных хозяев, которые уже тогда жили за высокими стенами своих самнийских особняков.

Ибо в этом заключалась сила новой веры. Христианство было первой реальной религиозной системой, которая дала обычному человеку шанс.

Конечно, сейчас я говорю о христианстве как об опыте души — как о способе жизни и мышления. И я попытался объяснить, как в мире, полном морального разложения рабства, благая весть распространилась со скоростью и эмоциональной яростью пожара в прериях. Но история, за исключением редких случаев, не занимается духовными приключениями частных лиц, будь они свободны или в рабстве. Когда эти скромные создания были ловко организованы в нации, гильдии, церкви, армии, братства и федерации; когда они начинают подчиняться единому руководству; когда они накапливают достаточно богатств, чтобы платить налоги, и чтобы можно было принудить их к созданию армий с целью завоевания народов, тогда, наконец, они начинают привлекать внимание наших летописцев и им уделяется серьезное внимание. Следовательно, мы знаем очень много о ранней церкви, но чрезвычайно мало о людях, которые были истинными основателями этого института. Это довольно прискорбно, ибо раннее развитие христианства-один из самых интересных эпизодов во всей истории.

Церковь, которая в конце концов была построена на развалинах древней империи действительно представляла собой сочетание двух противоречивых интересов. С одной стороны, он выступала как защитник тех всеобъемлющих идеалов любви и милосердия, которым учил сам Христос. Но, с другой стороны, она оказалась неразрывно связанной с тем сухим духом провинциализма, который с начала времен отделял соотечественников Иисуса от остального мира.

Проще говоря, она сочетала римскую эффективность с иудейской нетерпимостью и в результате установила царство террора над умами людей, которое было столь же эффективным, сколь и нелогичным.

Чтобы понять, как это могло произойти, мы должны еще раз вернуться ко временам Павла и к первым пятидесяти годам после смерти Христа, и мы должны твердо осознать тот факт, что христианство началось как реформаторское движение в лоне еврейской церкви и было чисто националистическим движением, которое вначале угрожало правителям еврейского государства и никому другому.

Фарисеи, которым довелось быть у власти, когда Иисус был жив, понимали это слишком ясно. Вполне естественно в конечном счете они опасались окончательных последствий агитации, которая смело угрожала поставить под сомнение духовную монополию, основанную ни на чем более существенном, чем грубая сила. Чтобы спастись от уничтожения, они были вынуждены действовать в духе паники и отправили своего врага на виселицу до того, как римские власти успели вмешаться и лишить их жертвы.

Невозможно сказать, что сделал бы Иисус, если бы был жив. Он был убит задолго до того, как смог организовать своих учеников в особую секту, и не оставил ни единого письменного слова, из которого его последователи могли бы сделать вывод о том, что он хотел, чтобы они сделали.

В конце концов, однако, это предохранило от лицемерия.

Отсутствие письменного свода правил, определенного набора предписаний и правил оставило учеников свободными следовать духу слов своего учителя, а не букве его закона. Если бы они были связаны записями, они, скорее всего, посвятили бы всю свою энергию теологической дискуссии на вечно заманчивую тему запятых и точек с запятой.

В этом случае, конечно, никто, кроме нескольких профессиональных ученых, не мог бы проявить ни малейшего интереса к новой вере, и христианство пошло бы по пути многих других сект, которые начинаются со сложных письменных программ и заканчиваются, когда полиция выбрасывает торгующихся теологов на улицу.

На протяжении почти двадцати веков, когда мы осознаем, какой огромный ущерб нанесло христианство Римской империи, вызывает удивление тот факт, что власти практически не предприняли никаких шагов для подавления движения, которое было столь же опасным для безопасности государства, как вторжение гуннов или готов. Они, конечно, знали, что судьба этого восточного пророка вызвала большое волнение среди их домашних рабынь, что женщины вечно рассказывали друг другу о скором появлении Царя Небесного и что довольно много стариков торжественно предсказывали неминуемое разрушение этого мира огненным шаром.

Но это был не первый случай, когда беднейшие классы впадали в истерику по поводу какого-то нового религиозного героя. Скорее всего, это тоже будет не в последний раз. Тем временем полиция проследит за тем, чтобы эти бедные, обезумевшие фанатики не нарушали покой государства.

И это было все.

Полиция действительно насторожилась, но не нашла повода действовать. Последователи новой тайны занимались своими делами самым образцовым образом. Они не пытались свергнуть правительство. Сначала несколько рабов ожидали, что общее отцовство Бога и общее религиозное братство человечества будут означать прекращение старых отношений между хозяином и слугой. Апостол Павел, однако, поспешил объяснить, что Царство, о котором он говорил, было невидимым и неосязаемым царством души и что людям на этой земле лучше принимать вещи такими, какими они их нашли, в ожидании окончательной награды, ожидающей ихна Небесах.

Точно так же многие жены, раздраженные узами брака, установленными суровыми законами Рима, поспешили прийти к выводу, что христианство является синонимом эмансипации и полного равенства прав между мужчинами и женщинами. Но снова Павел выступил вперед и в ряде тактичных писем умолял своих любимых сестер воздержаться от всех тех крайностей, которые могли бы вызвать подозрения в отношении церкви в глазах более консервативных язычников, и убедил их продолжать оставаться в этом состоянии полу-рабства, которое было уделом женщины с тех пор, как Адам и Ева были изгнаны из Рая. Все это свидетельствовало о весьма похвальном уважении к закону, и, что касается властей, христианские миссионеры могли поэтому приходить и уходить по своему желанию и проповедовать так, как лучше всего соответствовало их индивидуальным вкусам и предпочтениям.

Но, как это часто случалось в истории, массы проявили себя менее терпимыми, чем их правители. Просто потому, что люди бедны, из этого не обязательно следует, что они благородные граждане, которые могли бы быть процветающими и счастливыми, если бы их совесть позволяла им идти на те компромиссы, которые считаются необходимыми для накопления богатства.

И римский пролетариат, испокон веков развращенный бесплатной едой и бесплатными призовыми боями, не был исключением из этого правила. Поначалу это доставляло огромное грубое удовольствие тем трезвым группам мужчин и женщин, которые с пристальным вниманием слушали странные истории о Боге, который позорно умер на кресте, как и любой другой обычный преступник, и которые сделали своим делом громкие молитвы за хулиганов, которые забрасывали их собрания камнями и грязью.

Римские священники, однако, не смогли столь отстраненно взглянуть на это новое развитие событий.

Религия империи была государственной религией. Она состоял из определенных торжественных жертвоприношений, приносимых по определенным особым случаям и оплаченных наличными. Эти деньги шли на поддержку церковных служащих. Когда тысячи людей начали покидать старые святыни и переходили в другую церковь, которая вообще ничего с них не брала, священники столкнулись с очень серьезным сокращением их зарплаты. Это, конечно, им совсем не понравилось, и вскоре они стали громкими в своих оскорблениях безбожных еретиков, которые отвернулись от Богов своих отцов и воскурили благовония в память о чужеземном пророке.

Но в городе был еще один класс людей, у которых было еще больше причин ненавидеть христиан. ‘Это были факиры, которые, будучи индийскими йогами, и поэтами, и героями великих и единственных мистерий Исиды, Иштар, Ваала, Кибелы и Аттиса, в течение многих лет зарабатывали на жизнь за счет легковерных римских средних классов. Если бы христиане создали конкурирующее учреждение и назначили хорошую цену за свои собственные особые откровения, у гильдии врачей-привидений, хиромантов и некромантов не было бы причин для жалоб. Бизнес был бизнесом, а братство прорицателей не возражала, если бы часть их торговли пошла в другое место. Но эти христиане — чума на их глупые представления!—отказывались принимать какое-либо вознаграждение. Да, они даже раздавали то, что у них было, кормили голодных и делили свою собственную крышу с бездомными. И все это впустую! Конечно, это заходило слишком далеко, и они никогда не смогли бы этого сделать, если бы не обладали определенными скрытыми источниками доходов, происхождение которых до сих пор никто не смог обнаружить.

Рим к этому времени уже не был городом свободнорожденных горожан. Это было временное пристанище сотен тысяч лишенных наследства невежд со всех концов империи. Такая толпа, подчиняясь таинственным законам, которые управляют поведением толпы, всегда готова ненавидеть тех, кто ведет себя не так, как они сами, и подозревать тех, кто без видимой причины предпочитает жить порядочной и сдержанной жизнью. Добрый знакомый, который выпьет и (иногда) заплатит за выпивку,-прекрасный сосед и хороший парень. Но человек, который держится в стороне и снова собирается пойти на шоу диких животных в Колизее, который не радуется, когда группы пленников тащат по улицам Капитолийского холма, портит удовольствие другим и враг общества в целом.

Когда в 64 году великий пожар уничтожил эту часть Рима, населенную беднейшими классами, она стала ареной для первых организованных нападений на христиан.

Сначала ходили слухи, что император Нерон в припадке пьяного тщеславия приказал поджечь свою столицу, чтобы избавиться от трущоб и восстановить город в соответствии со своими собственными планами. Толпа, однако, знала лучше. Это была вина тех евреев и христиан, которые вечно рассказывали друг другу о счастливом дне, когда с Небес спустятся большие огненные шары и дома нечестивых будут охвачены пламенем.

Как только эти россказни начали принимать, за ними быстро последовали другие. Одна пожилая женщина слышала, как христиане разговаривали с мертвыми. Другой знал, что они украли маленьких детей, перерезали им глотки и вымазали их кровью алтарь своего диковинного Бога. Конечно, никто никогда не мог обнаружить их ни на одной из этих скандальных практик, но это было только потому, что они были так ужасно умны и подкупили полицию. Но теперь, наконец, их поймали с поличным, и они будут наказаны за свои подлые поступки.

О количестве верующих, которых линчевали по этому поводу, мы ничего не знаем. Павел и Петр, похоже, были среди жертв, потому что после этого их имена больше никогда не звучат.

Нет необходимости утверждать, что эта ужасная вспышка народного безумия ничего не дала. Благородное достоинство, с которым мученики приняли свою судьбу, было наилучшей возможной пропагандой для новых идей, и для каждого погибшего христианина нашлась дюжина язычников, готовых и жаждущих занять его место. Как только Нерон совершил единственный достойный поступок за всю свою короткую и бесполезную жизнь (он покончил с собой в 68 году), христиане вернулись в свои старые места, и все стало как прежде.

К этому времени римские власти сделали великое открытие. Они начали подозревать, что христианин — это не совсем то же самое, что еврей.

Вряд ли мы можем винить их в том, что они совершили эту ошибка. Исторические исследования последних ста лет все более ясно показывают, что Синагога была центром обмена информацией, через который новая вера передавалась остальному миру.

Помните, что сам Иисус был евреем и что он всегда очень тщательно соблюдал древние законы своих отцов и что он обращался почти исключительно к еврейской аудитории. Однажды, и то лишь на короткое время, он покинул свою родную страну, но задачу, которую он поставил перед собой, он выполнил с помощью и для своих скверных евреев. И в том, что он когда-либо говорил, не было ничего, что могло бы создать у среднего римлянина впечатление, что между христианством и иудаизмом существует заведомое расхождение.

На самом деле Иисус пытался сделать вот что. Он ясно видел ужасные злоупотребления, которые совершались в церкви его отцов. Он громко и иногда успешно протестовал против них. Но он вел свои битвы за реформы изнутри. По-видимому, ему никогда не приходило в голову, что он может быть основателем новой религии. Если бы кто-нибудь упомянул ему о возможности такого, он отверг бы эту идею как нелепую. Но, как и многие реформаторы до него и после, он постепенно был вынужден оказаться в положении, когда компромисс был уже невозможен. Только его безвременная смерть спасла его от участи, подобной участи Лютера и многих других сторонников реформ, которые были глубоко озадачены, когда внезапно оказались во главе совершенно новой группы “вне” организации, к которой они принадлежали, в то время как они просто пытались сделать что-то хорошее “изнутри”.

В течение многих лет после смерти Иисуса христианство (если использовать это название задолго до того, как оно было придумано) было религией небольшой еврейской секты, у которой было несколько приверженцев в Иерусалиме и в деревнях Иудеи и Галилеи, и о которой никогда не слышали за пределами провинции Сирия.

Именно Гай Юлий Павел, полноправный римский гражданин еврейского происхождения, первым признал возможности новой доктрины как религии для всего мира. История его страданий рассказывает нам о том, как ожесточенно еврейские христиане выступали против идеи универсальной религии вместо чисто национальной конфессии, членство в которой должно было быть открыто только для людей их собственного народа. Они так сильно ненавидели человека, который осмелился проповедовать спасение как евреям, так и язычникам, что во время своего последнего визита в Иерусалим Павла, несомненно, постигла бы участь Иисуса, если бы его римский паспорт не спас его от ярости его разъяренных соотечественников.

Но потребовалось полбатальона римских солдат, чтобы защитить его и безопасно доставить в прибрежный город, откуда его можно было отправить в Рим на тот знаменитый суд, который так и не состоялся.

Через несколько лет после его смерти произошло то, что так часто внушало ему страх, и о чем он неоднократно предупреждал.

Иерусалим был разрушен римлянами. На месте храма Иеговы был воздвигнут новый храм в честь Юпитера. Название города было изменено на Элия Капитолина, а сама Иудея стала частью римской провинции Сирия Палестина. Что касается жителей, то они были либо убиты, либо отправлены в изгнание, и никому не разрешалось жить в радиусе нескольких миль от руин под страхом смерти.

Это было окончательное разрушение их святого города, которое было таким катастрофическим для христиан евреев. В течение нескольких столетий после этого в маленьких деревушках иудейских внутренних колоний можно было встретить странных людей, которые называли себя “бедными” и которые с большим терпением и среди вечных молитв ждали конца света, который был близок. Они были остатками старой еврейско-христианской общины в Иерусалиме. Время от времени мы слышим, как они упоминаются в книгах, написанных в пятом и шестом веках. Вдали от цивилизации, они разработали свои собственные странные доктрины, в которых ненависть к апостолу Павлу занимала видное место. Однако после седьмого века мы больше не находим никаких следов этих так называемых назарян и евионитов. Победоносные мусульмане убили их всех. И, в любом случае, если бы им удалось просуществовать еще несколько сотен лет, они не смогли бы предотвратить неизбежное.

Рим, объединив восток и запад, север и юг в один большой политический союз, подготовил мир к идее универсальной религии. Христианству, поскольку оно было одновременно простым, практичным и полным прямой привлекательности, было суждено преуспеть там, где иудаизму, митраизму и всем другим конкурирующим вероучениям было суждено потерпеть неудачу. Но, к сожалению, новая вера так и не избавилась до конца от некоторых довольно неприятных черт, которые слишком явно выдавали ее происхождение.

Маленький корабль, доставивший Павла и Варнаву из Азии в Европу, нес послание надежды и милосердия.

Но третий пассажир проник на борт контрабандой.

Он носил маску святости и добродетели.

Но лицо под ним носило печать жестокости и ненависти.

И звали его Религиозная Нетерпимость.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ТЕРПИМОСТЬ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я