Хелизагрийские положения

Хелизагрий

В «Хелизагрийских положения» предлагается авторская составительская работа по наследию научного древних народов, проделанная с тщательным изучением быта, чувств, нравов и преемственности традиций.Сочинитель сей работы уже не соревнуется за лавр первенства, но кропотливо посвящает эти записи Мнемосине.Данная книга, есть перечисление положений о науках разнообразных древних для обучения и запоминания.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хелизагрийские положения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Составитель Хелизагрий

ISBN 978-5-0059-5819-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

МУЗЫКА

1

Музыка — есть стройное состояние соотношений разнообразных и множественных длин частот, воспринимаемое только человеком, как равные части, состоящие из семи конечностей с их вариациями в сторону большего или меньшего.

2

Древнегреческая музыка — есть разнообразие сложения тонов и полутонов и их промежутков в различных интервалах и ритмах, берущих своё начало в чувственно-слуховом ощущении прекрасного.

3

Музыкальные звуки голоса и инструмента — есть всегда подражание какому-либо животному.

4

Лад — это настроение в музыке, составленное из тонов и полутонов различной длины, определяемое слухом посредством чувственного восприятия человека.

5

В общем, лад делится на:

• Больший и меньший,

• Весёлый и грустный,

• Приподнятый и заунывный,

• Военный и гражданский,

• Пейзажный и городской.

6

Деление ладов древними греками по названиям:

• Миксолидийский (Μιξολυδικός) (b),

• Лидийский (Λυδικός) (c),

• Фригийский (Φρυγικός) (d),

• Дорийский (Δωρικός) (e),

• Гиполидийский (Ιωνικός) (f),

• Гипофригийский (Λοκρικός) (g),

• Гиподорийский (Αιολικός) (a).

8

Характеристика ладов древними греками:

• Простота Эолийского,

• Богатство Ионийского,

• Грусть Лидийского,

• Благочестие Фригийского,

• Воинственность Дорийского.

9

Лад существует мужской и женский. Натуральный лады женские, большие и смешанные лады, мужские.

10

Пикнон — Названия нот обозначал порядок струн кифары, но и название пальца, который необходимо было ставить при игре:

• А — нэта большая,

• G — паранэта большая,

• F — трита большая,

• (1) e — нэта — последняя,

• (2) d — паранэта — предпоследняя,

• (3) c — трита — третья,

• (4) B — парамеса — ближнесредняя,

• (5) A — меса — средняя,

• (6) G — лиханос — струна указательного пальца,

• (7) F — парипата — рядом с первой,

• (8) E — гипата — первая,

• d — лиханос малый,

• c — парипата малая,

• b — гипата малая,

• a — просламбаномен.

11

• Мажор — Т Т С Т Т Т С

• Минор — Т С Т Т С Т Т

(Т — Тон, С — Семитон.)

12

Арестоксенов тетрахорд:

• Диатонический — B C D E,

• Хроматический — B C Db E,

• Энгармонический — Bb/# C D E.

13

Арестоксеново деление лада:

• Миксолидийский (Мажор) (b-b) — G Ab Bb C Db Eb F,

• Лидийский (Мажор) (c-c) — G A Bb C D E F#,

• Фригийский (Минор) (d-d) — G A Bb C D E F,

• Дорийский (Минор) (e-e) — G Ab Bb C D Eb F,

• Гиполидийский (Мажор) (f-f) — G A B C# D E F#,

• Гипофригийский (Минор) (g-g) — G A B C D E F,

• Гиподорийский (Минор) (a-a) — G A Bb C D Eb F,

• Ионийский (Мажор) — G A B C D E F#.

14

Изобретённый Хелизагрийский восточной лад, названный «Самосатским» в честь Лукаиана из Самосаты, как «сатирический» лад:

• Самосатский (Σαμόσατικός) (Минор) — G Ab B C D Eb F#.

15

Античная мелодика:

• Органическая связь со смыслом текста и произведением,

• Вариативность,

• Гибкость в сочетании диатоники с энгармонизмом,

• Зависимость ритма и напева от метра стиха и его синтаксического членения.

16

• Грек — Ахилловый инструмент,

• Римлянин — лира,

• Варвар — арфа,

• Бретонец — ротта.

ИЗВЕСТНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКИ АНТИЧНОСТИ

ПЕРВЫЕ

• Гиагнид — был первым флейтистом, за которым последовал его сын Марсий, кончивший плохо, но став несравненным.

• Олимп из Фригии — первым ввёл идейские Дактили и игру на струнных инструментах среди греков.

• Амфион — сын Зевса и Антиопы, изобрел кифаредию и кифаредическую композицию, по научению отца.

• Лин с Эвбеи — составил френы.

• Анф из Анфедона беотийского — гимны.

• Пиер из Пиерии — поэмы в честь муз.

• Филаммон из Дельф — изобразил в песнях скитания Латоны и рождение Артемиды и Аполлона и первый установил хоровые песни вокруг дельфийского святилища.

• Фамирид из Фракии — выделился среди всех певцов благозвучием и красотой своего пения, так что, по свидетельству поэтов, вступил в состязание с музами. Составил поэму о войне титанов с богами.

• Демодок из Керкири — создал поэму о разрушении Илиона и браке Афродиты с Гефестом.

• Фемий из Итаки — воспел возвращение героев отправившихся в обратный путь из-под Трои под предводительством Агамемнона.

АРИСТОКСЕН

Аристоксен — главный источник сведений о музыке и метрике древних греков.

ТЕРПАНДР

Терпандр — важный музыкальный теоретик. Разработал новый жанр, вид песни — ном. Ном имеет свой высотный уровень и обладает строгой композиционной структурой. Пел свои номы на состязаниях, перелагая на музыку в каждом номе свои и гомеровские гекзаметры.

Терпандр также известен как изобретатель музыкального инструмента — барбитона. По рассказам он изобрёл его после того, как услышал напев некой лидийской арфы. Помимо формы и увеличенного размера, Терпандр добавил в лире «дорийскую нэту», тем самым понизив строй. Разделил эпическую, аэдическую школу на школу рапсодов (декламаторов) и собственно Терпандрову школу (декламация с углублённой музыкальной теорией).

ТИМОФЕЙ МИЛЕТСКИЙ

Тимофей Милетский — музыкант, которого лакедемоняне в своём городе прозвали «обесчещивающим древнюю Музу», — так как он отошёл от игры на семиструнной кифаре (а играл на тринадцати струнах). — Ввёл многозвучие и многоструние, или как сказали лакедемоняне — «одевал свою Музу неблагородно и пёстро, вместо того чтобы одеть её просто и благородно». Использовал мелодию в хроме, вместо энармона, используя антистрофическую смену. За что был осуждён эфорами обрезать свои струны до семи, «в назидание каждому, кто хотел бы нарушить суровый порядок в городе Спарте, дабы не вносить непотребное и чтобы слава состязания не была поколеблена никогда».

СПОРЫ МЕЖДУ ГАРМОНИКАМИ (АРИСТОКСЕНАЙЦАМИ) И КАНОНИКАМИ (ПИФАГОРЕЙЦАМИ)

1

Каноники были сторонниками абстрактно-математических построений. Пифагор полагал, что в основе музыки, как и всего мироздания, лежат числовые соотношения.

2

Гармоники исходили из чувственно-слухового восприятия музыки.

3

Пифагорейцы определяли Консонанс — как интервал, в основе которого лежит простейшее соотношение.

4

Аристоксенайцы определяли Консонанс — как наиболее приятное для слуха созвучие.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗОДИАКАЛЬНЫЙ КРУГ

1

Зодиакальный круг, как и знаки зодиака, — есть математическая модель круга с двенадцатью равными частями, подобно как и музыкальный круг. И подобно же тому, как музыканты играют разнообразную музыку по одним и тем же нотам, так и зодиакальные мастера по-разному интерпретируют одни и те же знаки. Ведь по одному плохому или же хорошему музыканту никто не судит музыку вообще.

2

Зодиак — есть универсальное знание. Оно общераспространённо и имеет место в повседневной речи. Зодиаком пользуются как языком.

3

Существующие знаки зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы, Змееносец.

4

Зодиаки приравнены к стихиям.

• Огонь — Овен, Лев, Стрелец;

• Земля — Телец, Дева, Козерог;

• Воздух — Близнецы, Весы, Водолей;

• Вода — Рак, Скорпион, Рыбы;

• Эфир — Змееносец.

5

Темпераменты:

• Земля — стабильность, рациональность;

• Вода — подвижность, плавность, изменчивость;

• Воздух — полёт, легкомыслие;

• Огонь — напряжённость, экстаз.

6

Зодиаки напрямую связаны с луной, менее с солнцем.

7

Зодиаки приравнены к годам. Зодиаки повторяются каждые двенадцать месяцев и каждые двенадцать лет. Зодиаки приравнены к планетам и звёздам.

8

Зодиаки привязаны к богам и имеют их покровительство. Зодиаки идут от установления богов и от самих божественных законов.

9

Покровительство богов возможно и желанно, но необязательно. Ибо пути богов и пути их питомцев не всегда совпадают. Но очевидно, что слушать богов желанно.

10

Каждый под тем или иным знаком слышит своего бога-покровителя, если же нет, то он либо не желает слышать его, либо же идёт по пути не присущей ему судьбы.

11

Зодиаки есть мужские и есть женские. Тот, кто рождён под мужским знаком, будучи женщиной, тому уготована трудная жизнь, кто же рождён под женским знаком, будучи мужчиной, тому также уготована трудная жизнь.

12

Зодиакам можно следовать и можно не следовать. У каждого зодиака есть свой путь.

13

Все зодиаки ложатся в круг. Один знак может на время переходить в другой, чем они ближе, тем возможнее такие переходы.

14

Каждому зодиаку присуща музыка. Все знаки правильно ложатся в музыкальный круг. Каждый знак сходен с одним из ладов.

15

Так знаки зодиака ровняются ладу:

• Овен — Гиподорийский (Ab),

• Телец — Гипофригийский (G),

• Близнецы — Гиполидийский (F#),

• Рак — Гиполидийский (F),

• Лев — Дорийский (E),

• Дева — Дорийский (Eb),

• Весы — Фригийский (D),

• Скорпион — Лидийский (С#),

• Стрелец — Лидийский (С),

• Козерог — Миксолидийский (B),

• Водолей — Миксолидийский (Bb),

• Рыбы — Гиподорийский (A),

• Змееносец — Пониженный Дорийский (Gb).

16

Знак Змееносца переходен в любые другие — он путешествует и не имеет точной позиции.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Хелизагрийские положения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я