Классическая книга Хафец Хаима Аѓават хесед – «Любите делать добро» – адаптирована для современного читателя в уроках рава Ф. Шехтера и разделена по дням для изучения. Каждому, кто посвятит ежедневно три минуты чтению этой книги и последует ее советам, гарантируется очевидное изменение жизни, которая будет нести радость ему, его семье и всему миру не только сейчас, но из поколения в поколение.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Любите делать добро. Ежедневные уроки в умении давать. Перевел Гедалия Спинадель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Дизайнер обложки Шмуэль Гольдин
Переводчик Гедалия Спинадель
© Хафец Хаим, 2018
© Фишель Шехтер, 2018
© Шмуэль Гольдин, дизайн обложки, 2018
© Гедалия Спинадель, перевод, 2018
ISBN 978-5-4490-4630-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ХАФЕЦ ХАИМ
ЛЮБИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО
Ежедневные уроки в умении давать — уроки рава Фишеля Шехтера
по книге Хафец Хаима Аѓават Хесед
Перевел на русский язык Гедалия Спинадель
Иерусалим
5770—2010
Хафец Хаим
Любите делать добро
Ежедневные уроки в умении давать —
уроки р. Ф. Шехтера по книге Хафец Хаима «Аѓават хесед»
Перевел на русский язык Гедалия Спинадель
Иерусалим
2010
Chofetz Chaim
Loving Kindness
Daily lessons in the power of giving
By Rabbi Fishel Schachter with Chana Nestlebaum
N.Y.
2003
© All rights for Russian edition reserved by Gedalia Spinadel
© Все права на русский перевод и издание Гедалия Спинадель
Заказы:
G. Spinadel
10/10 Mexico St.
96581 Jerusalem
Israel
Tel: 972-2-641-6790 (052-890-8899);
E-mail: gedaliasp@gmail.com
SH’MIRAT HALASHON
AND WHOSE FATHER
Для возвышения душ
Валерий бен Лейб, Александра Эстер бат Давид, Рая бат Пинхас, Йеуда-Лейб бен Арон, Лейб бен…, Давид…, Либа бат Йеуда-Лейб, Женя бат Йеуда-Лейб
Сара бат Йеуда-Лейб, Матитьяу бен Барух, Виталий бен Барух, Элияу бен Давид
Предисловие
Гедалия Спинадель
В трудный час каждый хочет, чтобы его пожалели. — И кто избежит этого дня?! Как же сделать, чтобы в решающий момент тебя поняли, простили, к тебе проявили милосердие?..
В мире действует закон справедливости, мера за меру: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому стоит в меру дарованных Творцом сил, способностей и возможностей помогать людям, делать от всего сердца добро. Это зачтется тебе, спасет в самый неожиданный миг и одарит безмерно, как ты даже не способен вообразить — ибо Творец не спускает с тебя глаз.
Но верно и обратное. Если данные свыше средства на улучшение себя и мира бездумно растрачиваешь на себя или направляешь на зло — лишишься средств и не жди милости, расплатишься за все: не в этом мире, так в том.
Что же именно делать человеку, который понял неотвратимость и благо Закона, решающего его судьбу? Как делать добро, которое не окажется злом, когда уже не исправить?
Хафец Хаим — выдающийся мудрец и праведник, ушедший от нас в первой половине прошлого века, дает ответ. На основе Талмуда, кабалы и трудов наших учителей он составил совершенную систему действий и мыслей. Она позволяет человеку взять правосудие, с которым ему придется иметь дело, в свои руки, определяя свою судьбу.
Классическая книга Хафец Хаима Аѓават хесед — «Любите делать добро» — адаптирована для современного читателя в уроках рава Ф. Шехтера и разделена по дням для изучения.
Каждому, кто посвятит ежедневно три минуты чтению этой книги и последует ее советам, гарантируется очевидное изменение жизни, которая будет нести радость ему, его семье и всему миру не только сейчас, но из поколения в поколение.
Начнем сегодня.
Переводчик от всего сердца благодарит р. Бенциона Зильбера и других за неоценимую помощь и консультации.
Введение
«И создал Б-г человека из праха земли и вдохнул в его ноздри дух жизни» (Берешит, 2:7).
Каждый человек несет в себе частицу Б-га, Божественную сущность, которая вошла в него, когда Творец вдохнул в него жизнь. Эта сущность — душа — отделяет его от всего творения. Но как человек активизирует в себе душу? Как открывает канал, через который она может проявлять себя в материальном мире?
Хесед — средство, которым человек выражает Божественную сущность в мире. Поэтому хесед — одно из определяющих Божественных качеств. Когда человек делает хесед — это не просто мило и хорошо с его стороны, так он исполняет свое предназначение, ради которого создан. Тора заповедует нам уподобляться Б-гу. Задумываясь о постоянной, безграничной доброте Творца, мы понимаем, почему делать хесед — веление Торы. Все, что делает Б-г, Он делает для блага Своих творений. Дает пищу миллионам видов растений и животных, уравновешивая все элементы мира, чтобы дать ему дышать, питаться, размножаться и обновляться. Создает системы поразительной сложности и точности, которые поддерживают работу тела, мозга и всей великой вселенной. Он дает нам способность ощущать красоту, печаль и величие. И все это постоянно.
Существование Б-га выражается через Его постоянную заботу о Его творении. И так мы разгадываем Его природу. Следуя Его путям, заботясь о ближних, мы идем по Его «следам», которые Он оставил в мире.
Необходимость давать
Еще одно проявление доброты в том, что Он создал мир несовершенным, незавершенным. Каждый человек что-то не может сделать без других. Даже самый богатый без фермера, водителя грузовика и бакалейщика не мог бы достать еды. Без врача и фармацевта не вылечился. Без водопроводчика, плотника и электрика его дом пришел бы в упадок.
Творец мог бы создать мир из самодостаточных людей, но сделал нас ограниченными в разных аспектах. Благодаря этому весь мир объединен взаимной необходимостью и щедростью. И каждый день жизни дает нам широкое поле для проявления Божественности. Человеку необходим хесед, чтобы сохранять живость и выражение своей души, иначе величие его не проявится.
Помогая бедному, богатый обычно считает, что он дает, а бедный получает и нуждается в нем. Но, прежде всего, от этого выигрывает сам богатый — ему представилась возможность реализовать свой потенциал, как это делает Б-г. Бедняк дает ему возможность получить заслугу, а получает ее богач.
Меняя повседневную жизнь
Можно подумать, что для реализации этих Божественных свойств обязательно нужно найти бедного, голодного или больного. Но реализовывать их мы можем каждый день. Открыть дверь человеку, который что-то несет, — это хесед. Дать в долг соседу немного денег — хесед. Одолжить пылесос, подвезти кого-то, позаботиться о своей семье, дать совет или сказать слова ободрения — все это поднимает уровень Божественности в мире, если мы поступаем так с этой целью. Можно, делая что-то по дому, не считать это хеседом — но тогда люди — лишь материальные существа, которые выполняют материальные действия. А если эти действия они осознают как хесед — тогда они Божественные существа, которые наводят чистоту и порядок в семейном уголке вселенной.
Как видеть
Даже если мы работаем ради заработка, хесед играет в этом большую роль. Каждый профессионал, бизнесмен, ремесленник и рабочий помогают другим своими усилиями.
Хафец Хаим однажды остановился с попутчиком на постоялом дворе и стал хвалить хозяина за хесед.
— Но ребе, — возразил попутчик, — он берет за это деньги!
— А без денег, как бы работал постоялый двор? — спросил Хафец Хаим.
— Но он же получает прибыль! — воскликнул попутчик.
— А без прибыли, чем бы он кормил семью? — ответил Хафец Хаим.
Если, делая хесед, человек обеспечивает свою жизнь, это никак не умаляет его в глазах Хафец Хаима. Хозяин предоставлял убежище, теплую кровать и питание путникам. Забота об удобствах людей, его работа — была хесед, но только если он делал ее с таким намерением. И мы можем превратить нашу работу в хесед простым изменением перспективы.
Суть мира
Тора учит, что Б-г создал мир на основе хеседа. Во время Ноаха стремление к наживе и разврат — противоположности хесед — подорвали эту основу, и Творец навел потоп, чтобы смыть извращенные остатки человечества. Хесед Творца создал мир, поэтому Ему пришлось очистить его, чтобы отстроить на правильной, прежней основе.
Ковчег Ноаха был этой очищенной сутью хеседа. Рав Элиягу Десслер объясняет, что целый год Ноах, его жена и три сына с его невестками, не покладая рук, ежедневно кормили всех животных, которые были на борту. Каждое получало любимую еду в обычное время — тех, кто спят ночью, кормили днем, и наоборот. Забота о животных занимала все дни и ночи этой семьи. Ковчег был целым миром, который поддерживал хесед. Благодаря этому, Б-г показал грядущим поколениям, что хесед — основа существования мира.
Тренируя сердце
Добрые дела — физические проявления аѓават Исраэль — любви к ближним. Они превращают заботу «на словах» в реальную помощь. Может показаться, что требование Торы «люби ближнего как себя» невозможно выполнить. Все знают, что почти невозможно заставить себя любить. Делая хесед, человек исполняет мицву. Рав Десслер объясняет, что давать — основа любви. Само слово «любовь» на иврите аѓава — от корня ѓав — давать. Чем больше человек делает людям, вкладывает в них — тем больше любит. Лучший пример этого принципа — отношения родителей с детьми. Никакие отношения не сравнятся с этой бескорыстной добротой, любовь к детям — самая чистая любовь.
Если человек продолжает делать хесед, он развивает свою способность любить, приучается смотреть на мир, видеть, чего не хватает людям, и стараться помочь. Аѓават Исраэль выражается в хесед — и проявления хесед питают постоянный рост Аѓават Исраэль в сердце человека.
Стремление к счастью
Давать — ключ к полноценной жизни. Учение Торы о хеседе приводит нас к пониманию того, что чувство удовлетворения исходит из радости души, выражающей свою Божественность. Множество людей поднялись от отчаяния к счастью, сделав себя дающими, хотя сами с трудом преодолевали огромные личные трудности. Добрые дела дают человеку силы в его трудностях и борьбе, позволяя раскрыть свой внутренний свет, даже если его окружает тьма.
Щит
Кроме личных выгод, хесед создает мощную защиту для еврейского народа. За годы, пока Хафец Хаим писал Аѓават хесед, у евреев было очень много бед. Первая мировая война принесла неисчислимые жертвы, и расправляла свои крылья Вторая мировая война. Хафец Хаим призывал свое и последующие поколения собраться под защитой хеседа перед историческими бурями.
Тора учит нас: когда строгий суд нисходит с Небес, мы можем смягчить его своим состраданием к людям — оно вызывает сострадание Творца. Простая аллегория показывает, как это происходит. Война катилась по Европе, еврейских детей как овец гнали на убой. У Реувена была одна возможность спасти десятилетнего сына — тайный транспорт шел в Швецию, где нееврейская семья позаботилась бы о нем. Реувен смотрел на невинное личико, полное страха, которое целовал. На глаза, которые вытирал от слез, на его тонкие ручки и ножки, и думал: спасут ли они его во время грядущих опасностей. Но не было выбора, ребенка нужно было отправить.
Что бы чувствовал Реувен, если б знал, что как только сын покинет его объятия, его будет направлять добрый человек, заботясь о каждом шаге? Его благодарности не было бы границ. Он бы сделал все, что в его силах, чтобы вознаградить доброту этого человека.
Б-г — наш Отец, а чистые души, которые он посылает в этот мир, — Его дети. Каждая душа отправляется в этот полный опасностей мир с особым заданием. Б-г ценит тех, кто помогает Его детям, когда они нуждаются. И когда приходит время нужды, Б-г отвечает им милосердием и состраданием, защищая их, как они защищали Его детей.
Поворот к выживанию
Наши лидеры Торы не сомневаются, что страшные события, происходящие в последнее время в мире, хаос и неуверенность — свидетельства «родовых мук Машиаха», которые предшествуют Окончательному Освобождению. Главная задача Народа Израиля — подготовиться к этим событиям.
«Что же делать человеку, чтобы уберечься от родовых мук Машиаха? — спрашивает Талмуд. И отвечает — заниматься Торой и добрыми делами».
Теперь, как во времена Хафец Хаима, мы снова чувствуем, как колеблется земля под нашими ногами. Своей книгой Аѓават хесед Хафец Хаим дает нам убежище. Призывает не упускать возможности исполнять эту мицву. Его работа была даром поколению перед трудными временами — сокровищем, которое нАШему поколению предстоит извлечь и пересмотреть в свете наступающих трудных времен.
Учиться доброте
Наставления Торы в хеседе существенны, чтобы знать — наша доброта делает то, что угодно Б-гу, в отличие от воображаемых или показных добрых дел, характерных для окружающей культуры. Эта книга даст человеку возможность ежедневно проникаться добром Торы и приближаться к образу Творца, делая хесед, как Он.
Книга Хафец Хаима называется не Хесед, а Аѓават хесед — любовь к добру, любовь делать добро. Он хотел вдохновить нас не просто делать добрые дела, но и любить это делать — хотеть, стремиться, стараться помогать людям, искать, как это можно сделать, не упуская никакого шанса сделать хесед. Он создает в нас эту любовь, показывая великую ценность каждого доброго дела1. Всякая приятная вещь, которую мы делаем для ближнего и нашего дома, каждый грош, который одалживаем или даем, становится нашим защитником на Небесах, наполняет жизнь удовлетворением и добром.
Пусть же изучение хеседа и хесед, который побудит вас делать эта книга, как и все бесчисленные повседневные добрые поступки еврейского народа, великие и малые, вызовут безграничное милосердие Творца к Его детям, подсластят радостью дни Окончательного Освобождения!
Примечание для читателя
В оригинале книга Хафец Хаима Аѓават хесед состоит из трех частей. Первая посвящена конкретным законам о том, как давать в долг, о правильном размере зарплат, и так далее. Вторая рассказывает, почему стоит делать хесед, и вызывает любовь к этой мицве. И последняя часть детализирует разновидности этой мицвы и требования к ее исполнению. Данный том не разбирает галаху, поэтому первая часть в нем опущена.
Под названием каждой главки, помещено указание, какому отрывку оригинала этот урок соответствует. Например, Аѓават хесед, часть 2, глава 12.
Приведем перевод нескольких терминов, которые постоянно встречаются в книге:
Аѓават хесед — Любовь к хеседу, любовь делать добро
Бейт аМикдаш — Храм
Хесед — добро, доброе дело, милость, милосердие…
Галаха — еврейские законы правильного исполнения религиозных обязанностей
АШем — Творец, Б-г, Всевышний
Клаль Исраэль — Народ Израиля, еврейский народ
Мицва — заповедь Торы и мудрецов и доброе дело, соответствующее воле Творца
День 1
(1 тишри — 1 нисана)
Аѓават хесед — Раздел II, глава I
Вознося огонь хеседа
Сегодня, при первой возможности сделать кому-то хесед, подумаю о нем, как о члене своей семьи
«Сказано тебе, человек, что добро и что требует от тебя Б-г — только поступать справедливо, любить хесед и ходить скромно пред Б-гом твоим» (Миха, 6:8).
Хафец Хаим учит, что мир был основан на хеседе. Все евреи связаны друг с другом способностью давать и временной необходимостью принимать — это объединяет еврейский народ тканью сострадания. Хесед имеет огромную ценность.
Но слова пророка учат нас тому, что хесед не конечная цель каждого еврея, есть еще аѓават хесед — любовь к хеседу, милосердию, любовь делать добро, которая возносит это мощное орудие служения Творцу, к Небесам.
Хафец Хаим объясняет разницу между хеседом и любовью к хеседу. Каждый может это понять, если обратит внимание на свои мысли, сопровождающие доброе дело. Например, когда постучал в дверь человек попросить денег, может промелькнуть нехорошая мысль: «У меня нет сейчас на это времени» или «У меня сейчас не столько денег, чтобы их раздавать». Не хочет, чтобы заходили в его дом. Тогда то, что он даст, будет хесед — но не будет в этом аѓават хесед.
Вот иной сценарий. Семья объявляет в местной еврейской газете, что у нее есть в доме комната и еда для приезжих, которые приехали собирать деньги. И, когда слышит стук в дверь, эта семья радуется, как будто эти средства потратила для собственной поездки на отдых. Или человек живет за городом, каждый день час или полтора тратит на поездку в город и постоянно спрашивает соседей и знакомых: «Может, подвезти вас на машине в город или что-то привезти из города»? Он ищет способов сделать хесед, как будто ищет денег2.
Самый простой способ определить аѓават хесед — представить, что человек ощущает, расходуя время и силы на семью. Хочет, чтобы костюм сына для бар мицвы был наилучшим: хорошо сидел, был хорошего качества и красивый. Гордится, когда видит сына в таком костюме, не чувствует, что потерял деньги на этом, а только благодарность и радость, что смог их дать.
Творец желает, чтобы у каждого еврея было такое отношение к хеседу. Если мы выполняем эту заповедь с любовью и энтузиазмом, мы обретаем большие силы — намного больше, чем дает хесед только по обязанности.
День 2
(2 тишри — 2 нисана)
Аѓават хесед — Раздел II, глава I
Углубляясь в сердце
Сегодня подумаю, как пробудить в сердце воодушевление, потому что иногда мне не хочется делать хесед, и он не вызывает у меня радости
Человек с достаточной самодисциплиной и постоянством может заставить себя делать хесед, даже если у него нет к этому желания. Намного труднее побудить себя любить хесед, когда этого чувства в данный момент нет. Но, конечно, это осуществимо — Тора никогда не дает нам невыполнимых заданий. Значит, в каждом еврее заложена способность любить хесед, даже если придется, как следует покопаться в сердце, чтобы обнаружить это чувство.
Такой поиск в себе, который он наблюдал у простого еврея, на всю жизнь послужил вдохновением для ребе Бунима из Пшисхе. Ранние годы ребе провел как бизнесмен, стараясь в постоянных поездках использовать встречи с людьми, чтобы приблизить их к Творцу. Однажды в холодную ветреную погоду он остановился на постоялом дворе. Держатель постоялого двора, еврей, нашел в ребе Буниме чуткого слушателя и стал жаловаться, как дело приходит в упадок. Крестьяне не заходят, водку из подвала уже несколько недель не приходится выносить, а владелец постоялого двора теряет терпение и требует плату за аренду. Ребе Буним поговорил с ним и сел учиться.
Среди ночи раздался громкий стук в дверь. Путник, промокший и замерзший, попросил его впустить, хотя у него нечем платить. Держатель вздохнул о неудаче — пришел, наконец, человек, так нечем ему платить. Но помог путнику, пустил, дал одежду на смену и комнату на ночь. А путник дрожал, никак не мог согреться и попросил: «Принеси, пожалуйста, немного водки? Денег нет, но я так промерз»…
Держатель двора спустился в подвал в первый раз за долгое время, но опять без выгоды, не заметив, что ребе Буним за ним наблюдает. То, что он увидел, поразило ребе Бунима на всю жизнь. Тот налил стакан водки, потом потряс головой и вылил ее на пол. И так два, три, четыре раза, хотя его можно было обвинить в грехе баль ташхит — напрасной траты имущества. Наконец, на пятом стакане, он радостно воскликнул: «Вот!», и принес водку гостю.
Ребе Буним попросил его объяснить странное поведение. Ответ был очень простой. — Не мог дать гостю пить то, что налил с таким разочарованием в сердце. Он знал, что выполняет драгоценную мицву, возвращая жизнь дрожащему, голодному бедняку, но финансовые заботы омрачали его способность оценить этот дар. Так он пытался снова и снова, пока не вызвал у себя любовь к хеседу. И тогда, радуясь от всего сердца, дал человеку выпить.
День 3
3 тишри — 3 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава I
Поддерживая творение
Сегодня при каждом, даже малейшем добром деле, постараюсь думать, что им я поддерживаю мир
Еврею не приходится ломать голову, зачем создан мир. Эта тайна, которая так беспокоит мир, была открыта еврейскому миру в мгновение у горы Синай. Об этом говорит последнее благословение Шмонэ эсре, резюме всех брахот этой главной еврейской молитвы. Там, в частности, сказано «…ибо в свете лица Твоего, Ты дал нам, АШем, Тору Жизни и любовь к хеседу». Хафец Хаим говорит, что это свет, который осиял евреев, стоящих у горы Синай. Это свет откровения — луч за завесой Небес — он никогда не светил раньше, и станет светить лишь после окончательного Освобождения.
Творец хотел показать народу Израиля скрытое: основополагающее понимание Творца и Творения и место в нем человека. Но что они увидели? Как это сияние подготовило евреев к их миссии нести Тору в мире. Браха в Шмонэ эсре разъясняет: в свете лика Творца они увидели Живую Тору и любовь к хеседу. Они увидели в Торе план создания всего мира — цель Творения. Они поняли, что без Торы Творение вернется в первозданную пустоту и хаос. Об этом сказано в Талмуде (Шабат 88а), где АШем говорит всему Творению: «Если народ Израиля примет Мою Тору, все будет хорошо, а, если нет, Я верну все в пустоту и хаос».
Но этот свет осветил не только одну основу Творения. С Живой Торой была соединена еще любовь к хеседу. Одно приравнено к другому. Стремление делать другим добро — тоже основа мира. Тора дает план, а аѓават хесед — послание о том, что передавать в Творении. Народ Творца понял, что должен не только делать добро, но и развить любовь к нему, она гарантирует, что хесед никогда не прекратится, потому что без него Творение не устоит.
День 4
4 тишри — 4 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава I
Вопрос выживания
Сегодня, делая кому-то добро, буду иметь в виду, что этим вызываю милосердие Творца
Поступай правильно, и будешь вознагражден. Делаешь плохо — будешь наказан. Мир чистой справедливости — простой мир без всяких сюрпризов, в нем нет места для человеческих ошибок. На первый взгляд, кажется, что такой мир будет очень хорошо работать — такая модель будет гарантировать наилучшее поведение людей.
Но есть два фактора, которые разрушают это представление. Во-первых, люди подвержены стольким искушениям и неправильным суждениям по поводу того, что значит «поступать правильно», даже при наилучших намерениях, что на строгом суде пред Творцом не оказалось бы невиновных. Это создает вторую проблему. Создатель хочет награждать и поддерживать человека, но строгий суд не даст ему возможности это делать. Поэтому АШем внес в мир хесед (милосердие) и только благодаря этому может исполнить Свое желание даровать жизнь, еду, одежду, солнечный свет, воду и все хорошее слабому и совершающему ошибки человеку. Если бы хесед не умерял строгий суд Творца, никто бы не выжил; мир бы не мог существовать.
Хафец Хаим, цитируя мидраш Шохэр тов к Теилим, описывает мир без хеседа как кресло на четырех ножках, которое раскачивается и угрожает упасть. Чтобы сделать его устойчивым, под плохую ножку надо что-то подложить. Теперь кресло прочно стоит и может выдержать вес человека. Об этом говорит пророк: «Да упрочится престол милосердия» (Йешаягу, 16:5). Мидраш к этому стиху говорит, что Престол Славы Творца можно сравнить с этим шатким креслом: «Оно колебалось, было не совершенным, пока Творец не подпер его снизу. Чем? Хеседом».
Так устроена земля, на которой живет человек. Благодаря хеседу, АШем выражает Свое вечное терпение к ошибкам человека, даруя больше, чем он заслуживает. И, проявляя это качество, учит Свой народ, как уподобляться Ему. Чем больше человек старается подражать хеседу Творца, тем больше становится достойным получить его. Стремясь к хеседу, человек распространяет любовь и поддерживает механизм, который обеспечивает его собственную жизнь и мир.
День 5
5 тишри — 5 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава II
Божественность в зеркале
Когда сегодня сделаю кому-то хорошее дело, напомню себе, что поступаю по образу Б-га
Человека поместили на землю ради трудной миссии — уподобляться Творцу: «Идти по Его путям и прилепляться к Нему» (Дварим, 11:22). Больше ни от кого на земле этого не ожидают. Только человек должен стремиться к Божественности, потому что только он способен на это, ибо лишь он сотворен по образу Б-га. Высокая задача человека — искать в себе этот элемент Божественности и усиливать его, подражая путям Творца. Хесед — один из Его путей.
Чтобы уподобляться Творцу, человек должен понимать Его природу. Знание человека о Нем ограничено тем, что он видит о Нем в этом мире. Он Творец, Целитель, Защитник, Утешитель, Дающий и Поддерживающий всю жизнь. «Он дает хлеб всякой плоти», — говорит Теилим, 136:25. Всякая тварь в Творении поддерживается рукою Творца, от амебы до слона все получают пропитание и защиту от Его руки. Поэтому проще всего человеку поступать как Творец, давая и заботясь о других. Чем больше он выражает свое желание делать добро, тем точнее отражает Его образ.
Тот, кто считает, что хесед — это нечто сверх требуемого, что его можно и не делать, скрывает и разрушает в себе образ Б-га. Он свергает себя с пьедестала, на который АШем водрузил человечество, и помещает себя среди массы тварей, кишащей на земле. Он не только теряет из вида образ Творца в себе, но перестает его видеть в других. Кто видит других людей как образы Б-га, естественно любит и уважает их, что, в свою очередь, вызывает у него желание им помогать. Человек, любящий хесед, — это человек, который понимает истинное величие человека и Источника всего величия.
День 6
6 тишри — 6 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава II
Давать и брать
Сегодня выражу признательность тому, кто для меня что-то сделает, даже если эта услуга платная — ведь она помогает мне жить
Население мира разделено на имущих и нуждающихся, но люди могут в любой момент перейти из одной категории в другую. Все в чем-то нуждаются в тот или иной момент, и всем есть, что дать. Хафец Хаим приводит пример, как самый богатый человек нуждается в доброте других: он делает прекрасную свадьбу для дочки, заботится обо всех деталях, не жалеет никаких средств, но никто не хочет разделить его радость, придти праздновать и танцевать. А без гостей красивая свадьба внушает уныние, а не радость.
Так в жизни. Человек заболевает, и ему нужно, чтобы кто-нибудь о нем позаботился и выразил сочувствие. А когда наступает время уйти в иной мир его матери или отцу, ему нужно, чтобы к нему приходили и утешали его. И когда приходит его последний день, нужно, чтобы другие проводили его в последний день.
Эти жизненные события — не только возможности давать и получать, такова динамика повседневной жизни. Мир создан так — чтобы постоянно напоминать каждому человеку: без доброй воли других он не может прожить. Некоторые из повседневных проявлений хеседа оставляют впечатление и вызывают последствия долгое время. Например, Хафец Хаим указывает, что найти другому работу — это не только хесед, но и мицва «поддержать друга, дать ему жить с тобой». И многими другими способами люди связаны с окружающими. Ссуды, советы, предложения работы и рекомендации, знакомства, физическая поддержка, другой взгляд на вещи — все это формы хесед, которые играют важнейшую роль в жизни людей.
Богатство, здоровье и ум не спасают нас от необходимости в помощи. Самая дорогая машина может сломаться на пустынной темной дороге. И в роскошном доме бывает необходимость чинить канализацию или электричество, для чего нужен надежный, честный и способный работник. Даже самый сильный и здоровый человек нуждается, чтобы ему открыли дверь, когда он тащит множество пакетов. И блестящий физик нуждается в совете о воспитании детей.
Это внедрение хесед в саму структуру повседневной жизни открывает еще один аспект этого качества Творца. Своей бесконечной добротой Он показывает, что такое хесед. И, кроме того, наставляет человека делать хесед, демонстрируя бесчисленные блага, которые обретает тот, кто уподобляется в этом Б-гу. И, наконец, как будто чтобы убедить человека в том, что тот непременно удостоится этих наград, Он создает мир таким, чтобы у человека постоянно были возможности сделать хесед. Человек не может совершенно отделиться от других. Ему требуется брать, и у него всегда есть возможность давать.
День 7
7 тишри — 7 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава II
Надежный вклад
Сегодня обращу внимание на приятное чувство, которое испытываю, помогая кому-то, и осознаю, что это чувство приближения к Творцу
Работник не станет работать, если не знает, какую получит плату. Он хочет знать, сколько времени и усилий ему придется потратить, и тогда решает, стоит ли браться за дело. Хесед — работа, которая, как учат мудрецы, приносит много наград в этом мире, но главная плата за это ждет человека в Будущем мире. Какой именно будет Небесная награда человеку не дано знать. На это только намекают, приводят аллегории, и все же еврею полагается посвящать этому свою жизнь. Как человеку убедить себя в том, что награда действительно будет, что стоит вкладывать в это такие усилия?
Мудрецы дают намек, говоря о бесконечной радости души в том мире. В отличие от этого мира, Небесная радость не пресыщает. Человеку она никогда не надоедает, он от нее не устает, и радость не уменьшается. Источник этой радости, как учат мудрецы, — «свет присутствия Творца». Что именно это значит, неясно, но описание не оставляет сомнения в том, что связь человека с Творцом — ключ к вечной радости.
Она начинается не на Небе. С момента, когда душа приходит на землю, эта связь растет и усиливается благодаря каждой выполненной мицве, каждому изученному слову Торы, каждой молитве. Хесед — мощное средство для усиления этой связи, ибо хесед уподобляет человека Творцу и приближает его к Нему. Как Он поддерживает мир Своей Божественной силой, так и еврей должен стараться поддерживать его изо всех сил. Предлагать помощь всегда, когда видит нужду. Утешать страждущих, успокаивать, дружить и поддерживать — как АШем. Чем больше человек делает хесед в течение жизни, тем шире, глубже и сильнее его связь с Творцом. И когда окажется в том мире, будет радоваться сиянию Б-га, награде тех, кто служил Ему в этом мире.
День 8
8 тишри — 8 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава III
Активное милосердие
Когда сегодня сделаю кому-то хорошее дело, постараюсь подражать состраданию Творца, не оценивая строго, насколько человек достоин помощи
Большинство людей искренне сознают свое несовершенство. Человек может стараться выполнять мицвот, служить Творцу и правильно поступать с другими, но вопрос в том — как он это делает. В молитве может недоставать истинной концентрации. Мицва выполняться не вполне по галахе. Отношения с людьми подрывают раздражение, усталость и недопонимание. Как же человек удостоится благосклонности на Небесном Суде?
А если человек не может рассчитывать на совершенство своих поступков, должен надеяться на милосердие Суда. На то, что поймут его недостатки и промахи, и он получит кредит за свои усилия, хотя их результат несовершенен. Так АШем и хочет судить Свой народ. Он — добрый, и Он ищет пути для выражения Своего добра. Для этого Он создал противовес качеству строгого суда — атрибут милосердия.
Но используется он не для каждого. Есть те, кому отмеривают строго по букве закона, без всяких поблажек на слабость человеческой природы. Потому, что они сами так поступали в течение жизни. Они четко взвешивали заслуги тех, с кем встречались, и давали ровно то, что полагается, не больше. На Небе таких людей не жалеют.
Решение, каким из атрибутов человека будут судить, полностью определяется самим подсудимым. Хафец Хаим учит нас: каждый способен гарантировать — когда придет его время, к нему отнесутся с милосердием. Эту атмосферу сострадания культивируют жизнью, согласно аѓават хесед, любви к добру. Человек, который приучает себя любить хесед, дает, не взвешивая и не отмеривая достоинства тех, кому помогает. Он просто дает, потому что возможности дать нельзя упускать. И за его щедрость судьи на Небесном Суде отнесутся к нему благосклонно. Не станут считать все его грехи, а будут учитывать все усилия, несмотря на его недостатки.
Каждый человек, каждый день имеет возможность закладывать для себя основы небесной защиты, просто открывая глаза и сердце нуждам других людей. Сделать что-то для соседа, помочь супругу в том, что он или она обычно делают, потому что они нуждаются в помощи, подвезти кого-то, позвонить подруге, хотя она сама редко инициируют контакт. Постепенно эти мелочи накапливаются и становятся аргументами и фундаментом вашей защиты в Будущем мире.
День 9
9 тишри — 9 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава IV
Заслуга без границ
Когда сегодня сделаю хорошее дело, напомню себе, что создаю вечную заслугу и щит от жизненных трудностей
Если человек заработал доллар и потратил его, доллар исчез. Даже накопленный в течение жизни миллион долларов уходит за нескольких волнующих мгновений, ибо тратится почти все, что обретается в этом мире. Но есть исключение из этого правила. Заслуга за исполнение некоторых заповедей не исчезает окончательно, а сохраняется в этом и в последующем мире. Хесед — такая мицва. Согласно Иерусалимскому Талмуду, акт хеседа сохраняется вечно и получает даже большее вознаграждение, чем простая благотворительность. Заслуга денег, которые жертвует человек, передается его детям и детям детей — это три поколения. А у заслуг хеседа нет границ. Здесь человек получает за это только «проценты» с главной суммы, которая его ждет в том мире. Им можно радоваться в течение жизни, и они нисколько не уменьшают награды в Будущем мире.
Хесед — щит против разных бед, он защищает даже лучше изучения Торы. В трактате Талмуда Авода зара приводится разговор Р. Элазара бен Прат и Р. Ханины бен Терадион, которых потом казнили римляне. Р. Элазар говорит: «Как счастлив ты: хотя римляне выдвинули против тебя пять обвинений, я знаю, что тебя освободят. Меня арестовали по одному обвинению, но я знаю, что не выйду на свободу, потому что ты занимался Торой и хеседом, а я только учил Тору». На самом деле, Р. Элазар тоже делал хесед — был казначеем благотворительного фонда. Тем не менее, он был уверен, что от человека его положения требуется больше.
Лучшая защита против бед в этом и в Будущем мире, учит Хафец Хаим — соединение изучения Торы и хеседа. Человек, который делает и то, и другое, получает награду Иссахара и Иосифа. Учение приносит ему глубокий уровень понимания и мудрости Иссахара. А хесед дает защиту, дарованную Иосифу, «враги которого пали пред ним». Он — образец хеседа, ибо питал весь мир во время голода и пошел на большой личный риск, совершив альтруистический поступок, выйдя из Египта ради похорон отца в Хевроне, как его просил отец.
Хафец Хаим призывает каждого еврея задуматься о наградах хеседа. Когда он осознает защитную силу каждого доброго дела, он поймет, почему добро надо делать постоянно.
День 10
10 тишри — 10 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава IV
Щедрый хозяин
Когда сегодня сделаю что-то другому человеку, постараюсь забыть обо всем, что он мне должен
Взгляда на небо, во двор, даже на свою ладонь достаточно, чтобы ощутить доброту Творца. Если задача еврея — уподобляться Его доброте, он должен понимать не только то, что Он есть, но и Его истинную природу. Хафец Хаим показывает аллегорией динамику хеседа Всевышнего:
Семья договаривается с мастером, что он возьмет их сына на пять лет в подмастерья, чтобы обучить ремеслу, а тот ему будет помогать, чем сможет. Семья будет платить двадцать пять рублей, а он предоставит сыну комнату, еду и обучение. Через пять лет сын овладеет ремеслом достаточно, чтобы по-настоящему помогать мастеру. После этого останется в его доме, но теперь уже не родители будут платить мастеру, а он станет платить мальчику пятьдесят копеек за работу.
Все шло по плану. За пять лет мальчик обрел мастерство, а хозяин очень расширил производство. Он теперь посылал заказы на исполнение субподрядчикам и платил каждому четыре рубля за работу. Мальчик пришел к хозяину жаловаться: «Я выполняю ту же работу и не хуже, почему они получают четыре рубля, а я только пятьдесят копеек»? Хозяин рассердился: «Я тебя научил всему! Ты пользуешься моими инструментами и моей мастерской. Живешь в моем доме и ешь мою еду. И хочешь, чтобы я тебе платил столько же? Они сами платят за жилье и еду. Все, что у тебя есть — от меня»!
Это «доброта» человека. Он все взвешивает и отмеряет — что потратил и что получил. То же можно отнести к Творцу, как показывает Хафец Хаим, комментируя Теилим (62:13): «От Тебя, Господь, хесед, ибо воздаешь каждому по его делам». Это, кажется, противоречит понятию хесед — давать больше, чем человек заслужил. Проблема сразу снимается, когда мы смотрим на отличие между этим хозяином и АШемом.
Каждую мицву человек делает для Творца из Его материалов. Его пища дает ему энергию. Рука, которой он трогает мезузу, язык, говорящий молитвы, ум, усваивающий учение Торы, ноги, которые несут в синагогу или по другим нуждам, — все это делает возможным Творец. Он предоставляет все материалы и дает инструкции. И все же, говорит нам псалом, «каждый получает по своим делам». Заслуга каждой мицвы достается исполнителю, с него не вычитается плата за еду, кров и обучение. АШем не отмеряет каждую деталь — Он дает и дает тому, кто исполняет Его работу.
День 11
11 тишри — 11 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава IV
Привилегии судьи
Сегодня подумаю об одном из способов, которыми Творец делает мне хесед, и поблагодарю за него
Когда человеку приходится предстать перед судом, иногда дается возможность выбрать его состав, и тогда надо найти милосердного судью. Есть такой выбор и на Небесах — человека может судить АШем, либо Небесный Трибунал. Но тут выбор ясен — сострадание сама суть Творца.
Он может посчитать какие-то прегрешения не столь тяжелыми, учесть смягчающие обстоятельства.
В этом, говорит Хафец Хаим, иной смысл обсуждаемого стиха: «От Тебя, Господь, хесед, ибо воздаешь каждому по его делам» (Теилим, 62:13). Его хесед проявляется в том, что Он судит Сам, давая обвиняемому всевозможные привилегии. Он милосерден, но лишь к тем, кто милосерден к другим.
Когда Он имеет дело с людьми, Его главная сила — хесед. Его рука обеспечивает все нужды человека, как написано в псалме Ашрей. После многих стихов в третьем лице слова обращаются прямо к Нему: «Глаза всех устремлены на Тебя, и даешь им вовремя пищу» (145:15). Он держит ключ к пропитанию, которое мы получаем благодаря Его хеседу.
Хафец Хаим приводит цитату из Талмуда, где сказано, что у Него в руке три ключа, которые Он никому не передает. Один из них от пропитания, поэтому Он может давать его и тем, кто не заслуживает. Молитва Ашрей говорит, что Творец «дает пищу всем живым», а следующая фраза «Праведен Б-г на всех Своих путях, велики милостив во всех Своих делах». Близость этих фраз указывает на тесную связь между Его заботой и добротой. Творец дает человеку не потому, что тот заслужил, а потому что Он сострадателен.
Молитва Шмонэ эсре говорит и о двух других ключах: «Ты даешь жизнь по доброте Своей». Речь идет о ключе от рождения, ибо способность привести детей в мир зависит только от Его доброты. Следующие слова «Ты оживляешь мертвых по милосердию Своему». И здесь мудрецы говорят не только о необычайных событиях в дни пришествия Машиаха, но и «обыденном» возвращении души каждое утро в тело человека, когда он просыпается. Каждую ночь душа должна отчитываться за проведенный день. АШем воздерживается от строгого суда каждую ночь и оживляет тело утром.
Есть три основы, которые дают человеку жить в этом мире: рождение, питание и жизненность тела. Держа все это под личным контролем, АШем сохраняет хесед как главный принцип воздаяния. Ключи в руке Творца, но в какой мере хесед будет играть роль в нашей жизни — это зависит от нас. Человек получит то — что дает другим.
День 12
12 тишри — 12 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава V
Пополнение счета
Сегодня использую возможность для хеседа, как средство помочь моей общине и еврейскому народу в трудное время
Авраам, Ицхак и Яаков оставили детям величайшее в мире наследство, и еврейский народ до сих пор продолжает обращаться к нему за поддержкой и защитой. Но последующие поколения столько забирали из этой сокровищницы, не пополняя ее, что сейчас баланс находится на угрожающе низком уровне. И все же этот источник заслуг критически необходим евреям в час бед. Однако этот счет надо пополнять, и это можно сделать только с помощью хеседа.
Первоначальный вклад на этот счет внесли праотцы. Своей жертвенностью они заложили основы веры и служения Творцу, выстояли во всех испытания, молились о потомках и этим создали защитный кокон вокруг еврейского народа. Внутри него сформировался народ, вырос и занял свое место в мире, потом пережил унижение и бедствия рабства, блуждание в пустыне и заселил землю Израиля. Заслуг отцов хватало, чтобы защищать детей во всех последующих изгнаниях, преследованиях, войнах и несчастьях. Но они все умножались.
В Талмуде рав Йегуда бар Ханан говорит от имени рава Берахьи: «АШем сказал народу Израиля: если увидите, что уменьшаются заслуги ваших великих отцов и матерей, потому что от них все берут и берут, тогда идите и свяжите себя с делами добра». Добро — это ответ. Как ясно из слов пророка, если люди проявляют друг к другу доброту, «Милость Моя не оставит тебя» (Ишайя, 54:10).
Мудрецы говорят, что наши праотцы постепенно привлекли Присутствие АШема в сферу человека, где он может его хотя бы мимолетно воспринимать. Авраам начал этот процесс, делая людям добро. Это было первое восприятие человечеством природы Творца. Все праотцы продолжали это, пока у горы Синай АШем не открылся каждому из Народа Израиля. Добро, которое праотцы внесли в мир, было мощным и стойким, оно поддерживало народ много поколений. И каждый еврей может увеличить эту заслугу для своего поколения и последующих поколений, совершая добрые поступки.
День 13
13 тишри — 13 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава V
Спасение ценности
Сегодня посвящу мое доброе дело спасению человека, который, как мне известно, нуждается в помощи Б-га
Только АШем в состоянии совершать чудеса, но еврейский народ способен их вызывать тем, что сохраняет Его Присутствие перед собой. Чтобы добиться активного Присутствия в жизни, надо делать добрые дела. Хафец Хаим называет их валютой, за счет которой еврейский народ обретает избавление и спасение. Хесед был катализатором освобождения из Египта, и он приведет Окончательное Освобождение.
В Египте, когда тяжелые обстоятельства могли лишить еврейских рабов человечности, они все-таки оставались гуманными и помогали друг другу. Мудрецы говорят: «Они заключили союз — делать хесед друг другу». Даже истощенные и отчаявшиеся, они иногда собирались, чтобы укрепить друг в друге ценности и учение Авраама, Ицхака и Яакова. Никогда не забывали обязанность служить Творцу и всеми способами помогать друг другу. Внешне, Исход произошел в результате казней, которые Творец сделал египтянам, и чудес, которые сделал евреям. Но скрытым фоном был хесед, он привел в действие все эти события. Сострадание евреев друг к другу привлекло Присутствие АШема. Поскольку они ввели Его в эти события, Он мог ради них привести в действие Свои сверхъестественные силы.
В триумфальной песне Шират а-ям, которую народ пел, перейдя Красное море, говорится о хеседе: «Ты вел милостью Своей этот народ, Тобою избавленный». Хафец Хаим учит, что мудрецы нашли дополнительно значение в этих словах. Его направляющая рука руководствовалась не только Его милосердием, но и проявлением взаимного еврейского сострадания.
Хесед открывает канал чудес, которые изливаются свыше ради еврейского народа — так было в Египте и так сейчас. Усиление хеседа способствует раскрытию Божественного Присутствия среди еврейского народа. И наступит мгновение, когда АШем предстанет во всей силе перед Своим народом — чтобы вести его во всех битвах к Окончательному Спасению.
День 14
14 тишри — 14 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава V
Постоянная защита
Сегодня, помогая кому-то, вспомню, что это защищает и тех, кого люблю
Хесед — уникальная форма страхования жизни. Он защищает не только того, кто его делает, но и его потомство, иногда совершенно непредсказуемым образом, как, например, в этой истории.
Это было в маленьком венгерском городке лет за двадцать-тридцать до начала Второй Мировой войны. Люди этого городка наняли ребе учить своих детей, но денег у них не было, и они стали вместо этого кормить его и его семью. Прошло много лет, жена ребе умерла, дети разъехались, он остался один, больше не мог учить, и его место занял другой ребе. Те, кто прежде приносили ему еду, стали это делать для нового ребе. Только одна женщина чувствовала себя обязанной продолжать кормить старого ребе, который так хорошо учил ее детей много лет назад. Пять лет, до его смерти, она продолжала приносить ему еду, поднимаясь по ступенькам в его маленькую квартирку.
Прошли годы, наступила война и разрушила весь еврейский быт. Но этой женщине повезло, она умерла естественной смертью, не увидев всех ужасов войны. Многих горожан увели и убили, но внуки этой женщины как-то спаслись. Их отвели в маленькую квартирку, где смелая нееврейская женщина прятала их за фальшивой стеной, которую построила для них. Она снабжала их едой, а, чтобы ее не заподозрили, ходила в разные лавочки и покупала там малые порции еды. Ее квартирку несколько раз обыскивали, но подопечных не нашли.
Когда они выбрались из укрытия, они узнали, что когда-то эта квартирка принадлежала другому хозяину — старому ребе, которого кормила их бабушка. Та самая лестница, та дорога жизни, по которой поднималась, неся провизию, эта нееврейская женщина, была протоптана их бабушкой, ее хесед, совершенный десятки лет назад, спас им жизнь.
День 15
15 тишри — 15 нисана
Аѓават хесед — Раздел II, глава V
Лишние километры
Как у всех людей, мне в чем-то надо увеличить самоконтроль. Сегодня посвящу мое доброе дело тому, чтобы получить в этом помощь Б-га
Человек может далеко продвинуться по духовному пути, но нередко это не происходит. Топливо, которое дает человеку возможность подняться и выйти за пределы его ограничений в сферу величия — хесед. Хафец Хаим приводит слова Раби Зейра в Мидраш Рут, который говорит, что Мегилат Рут3 написана, чтобы научить нас ценности хеседа. Из нее не следует практических приложений. Это просто рассказ о человеческой доброте и о величии награды за него.
Мегила описывает, как Боаз увидел молодую женщину, которая искала на поле упавшие колоски, чтобы собрать зерна. Она была бедная, из чужой страны, а он — богатый и уважаемый лидер общины. Он пожалел ее и женился на ней, избавив от бедности и изоляции. Так из важного человека своего времени он стал великим на все времена — родоначальником царя Давида и династии, из которой в итоге произойдет Машиах.
Хафец Хаим добавляет, что хесед приносит благословение в жизнь сразу в трех сферах. Первое — благословение дождя, который спускается в мир благодаря хеседу. Иерусалимский Талмуд (Таанит 14б, 3:3) говорит, что речь идет не просто о воде, падающей с неба, но вообще о пропитании. Пища на столе человека — прямое следствие его хеседа. Второе благословение — избавление от смерти (Танхума, Кдошим, Мишпатим 15). Человек, которому, не дай Бог, был вынесен на Небе смертный приговор, может иногда отменить его благодаря добрым делам. Третье благословение — защита от злого побуждения (Авода зара 5б). Талмуд учит: «Счастлив народ Израиля, ибо они учат Тору и делают добро». Благодаря этому, они контролируют злое побуждение, а не наоборот.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Любите делать добро. Ежедневные уроки в умении давать. Перевел Гедалия Спинадель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Разъяснение, почему человек получает огромную награду, несравненно превышающую то, что человек сделал и может себе представить, можно увидеть, например, в дне 19 и 20. Награда дается за все последствия его доброго дела. — Г.С.
2
Все, что здесь написано, и еще множество других поразительных вещей — повседневная жизнь ортодоксальных евреев во всем мире, в чем лично убедился переводчик этой книги и знают все, кому приходилось путешествовать. Например, только в ортодоксальной, харейдимной части района Неве-Яков в Иерусалиме с населением порядка пяти тысяч семей действуют больше сорока гмахов (организаций хеседа), предлагающих самые разные виды ссуд и помощи. Здесь и предложение столов и стульев для приема гостей в праздники, и беспроцентные денежные ссуды, и приют для потерявшихся детей, пока их найдут родители, и лекарства, и халы в субботу, для тех, кому не хватило. И срочная бесплатная медицинская помощь на дому или с доставкой в больницу, ацала, в том числе в субботу и праздники, и помощь женщинам после родов — приготовить еду, убрать квартиру, и предоставление своей квартиры для размещения гостей, приехавших на праздник или субботу, и бесплатные библиотеки и фонотеки. Всего не перечесть. См. также прим. на стр. 131 и подробно в конце книги — Г.С.