Пасторское душепопечение

Ханс Вяксби, 2010

Добро пожаловать на курс пасторского душепопечения. Он предназначен для пасторов, получивших базовое образование, которое включало в себя один или несколько модулей по данной дисциплине, и/или имеющих некоторый опыт в пасторской работе. Однако содержание этого курса может быть также полезно для всех христиан, которые являются лидерами в церкви и/или зани- маются вопросами помощи другим. В этом курсе вы не найдёте ничего революционно нового. По большей части он освещает основы пасторского душепопечения. Но мы надеемся, что пособие также сделает своего рода обзор данного предмета и даст студентам возможность развить уже имеющиеся у них навыки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пасторское душепопечение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. Надёжный душепопечитель

Для того чтобы стать надёжным душепопечителем, необходимо начать с себя. Мы уже говорили, что надёжное богословие является основой. Оно должно быть частью вас самих. Далее мы продолжим говорить о других важных составляющих работы душепопечителя.

10. Треугольник

Существует множество факторов, оказывающих влияние на пастора-душепопечителя. Их так много, что можно и запутаться, если мы начнём их перечислять. Чтобы иметь некое общее представление об этих факторах, мы разделили их на 3 группы: знание, отношение и мотивация. Только когда они находятся в равновесии, пастор может считаться надёжным душепопечителем. Давайте представим их графически:

Обратите внимание на расположение вершин треугольника. Именно отношение и мотивация делают фигуру устойчивой и не дают ей перевернуться.

11. Знание

Мы получаем много знаний, когда изучаем душепопечительство. Когда мы решаем взять дополнительные уроки — такие, как этот курс для повышения квалификации, наша основная причина — это желание знать больше. Но если бы душепопечение требовало лишь знаний, то эта дисциплина была бы очень лёгкой для изучения и применения. С человеком могут происходить различные ситуации, и мы имеем с ними дело во время душепопечения. Невозможно всё это описать в книгах и пособиях. Это характерно для любой дисциплины, но, возможно, ярче всего это проявляется в душепопечении.

В то же самое время мы знаем: знаний слишком много не бывает. Важно стремиться к знаниям как можно более широким. Получать знания лишь из одного источника — то же самое, что видеть только одним глазом: мы упускаем и перспективу, и глубину. В изучении душепопечения есть опасность либо быть поглощённым множеством терапевтических подходов и методологий, либо вообще закрыть свой разум для данной дисциплины. Майкл Джейкобс прав в своём высказывании: «Душепопечение и религия, психология и духовность, богословие и психоанализ имеют больше сходств, чем различий, несмотря на желание сторонников каждого предмета выставить их как несовместимые»21.

Если пастор обладает лишь знаниями о том, что следует проповедовать с кафедры или чему надо учить в малых группах, то он или она будет плохим душепопечителем. Важно, чтобы душепопечение не становилось изолированным от прочих задач и функций пасторского служения. Полученные во время изучения душепопечения знания способны обогатить как проповедование, так и ученичество. Проповедование является частью пасторского душепопечения. Именно поэтому оно выполняет обе функции: профилактики (предупреждения) и консультации (душепопечения).

12. Библия

Библия — это неисчерпаемый источник знания. «Всякое Писание боговдохновенно и полезно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять» (2 Тим. 3:16). «Слово Твоё — светильник ногам моим, оно освещает мне путь» (Пс. 118:105).

Псалмы не скрывают ни одного чувства, присущего человеку, и они напоминают нам, что всё это мы можем принести Богу. То же самое говорит и Павел: «Ни о чём не беспокойтесь. Но если есть у вас в чём-либо нужда, с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях свои просьбы Господу» (Фил. 4:6).

Мы также находим множество поучительных примеров о поведении людей и о том, как пророки и Иисус встречаются с этими людьми в различных ситуациях. Например, история Наамана и Елисея (4 Цар. 5:1-13), диалог Иова со своими друзьями и с Богом (Иов 2:11 — 42:6), беседа Иисуса с самарянкой (Ин. 4:4-26), Его реакция на ситуацию с женщиной, уличённой в измене мужу (Ин. 8:3-11).

13. Психотерапия

Психотерапия — это весьма обширная область. Начиная от психологии, которая описывает различные области нашей жизни и наше развитие как человека, и заканчивая многими терапевтическими методами, помогающими людям с их проблемами.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), основатель так называемого психоанализа22, без сомнения, является важной фигурой в этой области. Его открытия до сих пор вызывают споры среди экспертов в области психоанализа, а с христианством он вступает в серьёзные противоречия. Однако мы не можем отрицать, что он привлёк всеобщее внимание к тому, что внутри нас есть нечто настолько глубинное, что неизвестно даже нам самим.

Такую же важность среди множества терапевтических методов имеет недирективный метод Карла Роджерса. Хотя его постоянное применение абсурдно, тем не менее, он говорит о важном факте — что любая терапия должна быть личностно-ориентированной. Душепопечение не является возможностью для пастора выступить в роли учителя. И душепопечитель не является самым важным участником процесса душепопечения.

14. Знание о жизни

Согласно Джоанне Херцог Дюрк, «прежде чем человек сможет освободиться и стать человеком в истинном смысле этого слова, он должен определить своё отношение к четырём коренным великим вопросам. Она называет эти вопросы четырьмя условиями жизни. Четыре столпа, на которых зиждется человеческий опыт осознания собственного «я», его тождественности, — это время, пол, виновность и смерть»23:

Время:

Библия напоминает нам: «Всему есть срок, есть время всякому делу под небом» (Эккл. 3:1). Мы не можем купить время. Мы не можем повернуть его вспять. Мы не можем его остановить. Когда приходит смерть, приходит конец и нашему времени на земле. Поэтому важно жить сейчас. «Срок нашей жизни — семьдесят лет, для того, кто силён, — восемьдесят… Научи нас, как считать наши дни, дай обрести мудрость сердца» (Пс. 89:10, 12). «Обрести мудрость сердца» означает понимать, что жизнь коротка. Поэтому нам необходимо «использовать любую возможность» (Кол. 4:5). Но это также означает, что мы не можем ускорить время. Требуется время, чтобы понять самих себя и принять с миром самих себя, какие мы есть.

Пол:

Бог создал нас как «мужчину и женщину» (Быт. 1:27). Никто не рождён «среднего» пола: мы либо мужчины, либо женщины. Сексуальность является очень мощной силой. Состоим мы в браке или нет, нам необходимо принять свою сексуальность. Некоторые люди приняли решение не жениться/ не выходить замуж, или у них не было такой возможности, другие состоят в браке. Однако ни то, ни другое не делает их бесполыми.

Виновность:

Вина — это сильное чувство, но речь здесь не только лишь о чувствах. Существует вина воображаемая и реальная, вина за то, что мы сделали по отношению к другому человеку, и вина за нарушение Божьего Закона (Пс. 50:3-5). Бывает также вина, корни которой кроются в неправильном понимании ситуации или в том, что мы считаем себя недостаточно хорошими.

Смерть:

Смерть — это часть жизни, а не только лишь нечто, что маячит у нас впереди, и о чём мы стараемся забыть. Смерть вокруг нас, и эмоционально мы сами умираем каждый раз, когда кто-то из наших близких умирает, или наш друг сообщает нам о смерти кого-то, похожего на нас. Смерть также привносит в нашу жизнь особое качество. Без смерти мы бы не принимали жизнь всерьёз. Чтобы жить обдуманной и зрелой жизнью, нам необходимо воспринимать её через призму смерти.

Список, подобный этому, всегда остаётся открытым. Всегда есть множество причин его изменить. Некоторые учёные утверждают, что стремление к успеху, комфорту и удовольствию являются фундаментальными для человека. Джордж Хантер III замечает, что чувство «принадлежности к кому-либо» (чтобы преодолеть одиночество) смогло заместить чувство вины — большой вопрос! — для людей до христианской эры24.

Самое поразительное для нас, христиан, — это отсутствие Бога в этом списке. Бог создал нас подобными Себе и для того, чтобы мы имели с Ним отношения. Однако сферы, описанные выше, не относятся ни к богословию, ни к антропологии. Это скорее результаты личного опыта и исследований. С этими вещами пастор сталкивается на душепопечительских встречах. Христиане — не единственные, кто приходят к нам для того, чтобы обсудить свои отношения, в том числе и с Богом.

15. Самопознание

Мы приобретаем знания не только для того, чтобы стать душепопечителями. Нам тоже необходимо знать самих себя. С вещами, о которых говорилось в предыдущей главе, пасторам также необходимо примириться. Чтобы стать надёжным душепопечителем, требуется время. Пасторы тоже не бесполые существа. Пасторам тоже необходимо справляться с чувством вины, и им тоже суждено когда-то умереть.

Майкл Джейкобс посвятил целую главу в своей книге «Still Small Voice — An Introduction to Pastoral Counseling»25 теме «Начни с себя». Он говорит: «На протяжении всей этой главы я подчёркивал важность понимания себя и принятия себя для консультанта как неотъемлемой части работы. Это способствует пониманию консультантом границ своей собственной идентичности и глубины собственного вовлечения в ситуацию каждого клиента. Внимание к паритету сил включает понимание консультантом того факта, что проблемы клиента — в определённой степени также и проблемы консультанта. Поэтому важно уменьшить опасность смешать себя с другим и прийти к необоснованным выводам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пасторское душепопечение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

21

Michael Jacobs, p. 12.

22

ru.wikipedia.org/wiki/Психоанализ

23

Эрик Эвальдс «Душепопечительство и терапия». — СПб.: Библия для всех, 2004. Глава «Четыре основных условия жизни».

24

The Apostolic Congregation — Church Growth Reconceived for a New Generation». Abingdon Press 2009.

25

Society for Promoting Christian Knowledge, London 2001, p. 78.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я