Пасторское душепопечение

Ханс Вяксби, 2010

Добро пожаловать на курс пасторского душепопечения. Он предназначен для пасторов, получивших базовое образование, которое включало в себя один или несколько модулей по данной дисциплине, и/или имеющих некоторый опыт в пасторской работе. Однако содержание этого курса может быть также полезно для всех христиан, которые являются лидерами в церкви и/или зани- маются вопросами помощи другим. В этом курсе вы не найдёте ничего революционно нового. По большей части он освещает основы пасторского душепопечения. Но мы надеемся, что пособие также сделает своего рода обзор данного предмета и даст студентам возможность развить уже имеющиеся у них навыки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пасторское душепопечение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. Надёжное богословие

Что такое душепопечение и в чём состоит задача пастора как душепопечителя? Эти вопросы послужат нам отправной точкой для нашего обучения. Важно не бросаться в изучение дисциплины, полагая, что мы знаем ответы. Разумеется, у каждого из нас есть собственное понимание этого предмета. Однако на данном и последующих этапах стоит остановить размышления над тем, что мы прямо сейчас думаем по этому поводу, и задаться вопросом — есть ли что-то, что нам необходимо освежить в памяти, привести в соответствие с современными взглядами или даже о чём следует изменить наше мнение.

1. Клеопа, Иисус и я

В Библии есть два эпизода, которые помогут нам понять задачу пастора как душепопечителя. Первый эпизод описан в Евангелии от Луки 24:13-35.

Мы замечаем, что Клеопа кратко выражает то, о чём два ученика говорят друг с другом. У Иисуса здесь главная роль, хотя для обоих учеников остаётся неясным, кто Он такой. О третьем же герое мы знаем крайне мало.

Давайте в образе Клеопы представим члена церкви, нашего друга или незнакомца, который встречается с пастором. Эта встреча может быть случайной. Пастор просто оказался рядом в тот момент, когда «Клеопа нашего времени» начал говорить. Возможно, в коротком повествовании Клеопы пастор замечает что-то важное и ведёт беседу таким образом, что у Клеопы появляется возможность рассказать о том, что его тревожит. Или же эта встреча была запланирована заранее. Клеопа попросил пастора поговорить с ним о чём-то: о вере, о семье, о выборе, определяющем его будущее, о работе. Это может быть любая тема, волнующая современного Клеопу. Начиная с этого момента, мы будем называть такого человека «подопечный», хотя в цитатах иногда встретится и «клиент»2, и «консультируемый».

И сегодня Иисус — главный герой нашего времени. В отличие от учеников, шедших по Дороге в Эммаус, мы не увидим Его. Но мы как христиане знаем, что Иисус обещал нам: «Я сиротами вас не оставлю» (Ин. 14:18) и «Я с вами всегда, до конца мира» (Мф. 28:20)3. Павел говорит, что Он (Бог) «совсем недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27), после чего на Марсовой горе в Афинах произносит свою проповедь об Иисусе и воскресении. Однако подопечный может не помнить или не осознавать практического применения этого в каждой ситуации. Или же подопечный может вообще ещё не быть верующим человеком.

Теперь давайте представим, что третий герой — это пастор-душепопечитель. В рассказе о случившемся по дороге в Эммаус у этого героя нет имени. Нам лишь известно, что он был последователем Иисуса и прошёл 11 километров от Иерусалима до Эммауса вместе с Клеопой. Подобным образом пастор сопровождает подопечного длительное или короткое время на его жизненном пути. И на самом деле, роль пастора как душепопечителя почти незаметна. Из соображений профессиональной конфиденциальности (Книга дисциплины4¶341.5) никто не должен знать о том, что пастор встречается с кем-либо для душепопечения, ещё меньше кто-либо должен знать о теме разговора.

Однако есть одно важное различие между тем, что произошло по дороге в Эммаус, и тем, что происходит сегодня на встречах с подопечным. Поскольку сейчас Иисус не присутствует с нами видимо и ощутимо в теле, роль пастора становится более активной. Он или она представляет сообщество веры. Его или её присутствие является напоминанием о том, что есть Бог и Церковь, миссией которой является созидание учеников Иисуса Христа для изменения мира (Книга дисциплины 2012, ¶ 120, основание — Мф. 28:18-20). Так же, как это происходило на дороге в Эммаус, подопечный может не осознавать, даже через довольно продолжительное время, что Иисус был здесь и вёл их обоих. «Потому что где хотя бы двое или трое соберутся ради Меня, там и Я буду среди них» (Мф. 18:20).

Ещё раз обращаем внимание, что пастор здесь не играет ключевой роли. Именно Иисус — главное действующее Лицо в душепопечении. Пастор — не «звезда» и не всезнающий специалист, имеющий правильные ответы и дающий лучшие советы для решения каждой проблемы. Также и подопечный не является пациентом, которому пастор/врач должен поставить диагноз и вылечить. В данном случае пастор-душепопечитель выступает в роли катализатора — субстанции, вызывающей химическую реакцию, не участвуя при этом в ней. Он или она есть служитель, помогающий подопечному открыться для присутствия Иисуса как во время душепопечения, так и после него.

В Голливуде одна из премий Киноакадемии — или «Оскар» — вручается за лучшую роль второго плана. В английском языке эта награда называется немного по-другому, чем в русском языке, но они имеют одинаковое значение — это лучшая роль второго плана5. Это то, к чему мы как душепопечители можем стремиться. И мы никогда не получим награду как лучшие режиссёры, потому что мы всего лишь ассистенты Режиссёра.

2. Пастор и пастух

Второй образ, который поможет нам понять роль пастора как душепопечителя, описан в Псалме 22. Иисус говорит: «Я — хороший пастух» (Ин. 10:11). Он является ролевой моделью для пастора-душепопечителя. Пастор создаёт мирное и безопасное пространство для общения, он «пасёт [подопечного] на сочных лугах, у тихих вод отдохнуть даёт» [подопечному] (стих 2). Пастор помогает подопечному увидеть дальнейший путь, «путём правым… ведёт» [подопечного] (стих 3). Пастор не уклоняется и не убегает от сложностей в жизни, «даже если [подопечный] по долине смертной тени пойдёт,… [пастор] вместе с [подопечным] (стих 4). Пастор-душепопечитель «подкрепляет силы» [подопечного] (стих 3), или же, как сказано в общем английском переводе (Common English Bible), поддерживает [в подопечном] жизнь.

На обложке книги для изучения (Джон Паттон «Пастырское попечение». — М.: Триада, 2007, 2013) изображён Иисус с пастушьим посохом и овечкой на плечах.

Апостол Павел так пишет об этом даре: «кому ободрять — пусть ободряет» (Рим. 12:8).

Задачи пастора разнообразны, и их очень много, и ни у кого нет всех даров, перечисленных в Библии. Однако он или она всегда играет активную роль и побуждается: «…добивайтесь изобилия тех даров, что способствуют созиданию церкви» (1 Кор. 14:12).

3. Пасторское душепопечение

Есть множество формальных определений того, что такое пасторское душепопечение. Вот что говорит нам Википедия6: «Пасторское душепопечение — это направление консультирования, где служители, раввины, священники, имамы и прочие люди, имеющие навыки и знания в психологии, оказывают терапевтическую помощь. Душепопечитель часто использует в своей работе сочетание современных психологических методов и методов, полученных во время религиозного образования, для решения вопросов психодуховной сферы в дополнение к традиционному спектру психологических вопросов»7.

Американская Ассоциация пасторского душепопечения своей миссией провозглашает «нести исцеление, надежду и цельность людям, семьям и сообществам, предоставляя духовно основанную и психологически грамотную заботу, душепопечение и психотерапию»8.

Майкл Джейкобс, английский профессор и автор нескольких книг на эту тему, говорит, что «пасторское душепопечение рассматривает практику консультирования в рамках духовности… Упоминание о пасторском консультировании или душепопечении здесь относится к работе консультанта (или того, кто использует эти навыки), для которого религиозная вера есть наиважнейшая или приоритетная сфера интересов, и который, скорее всего, работает в контексте религиозного дискурса… В своей книге я использую термин “консультирование” или “пасторское консультирование”, чтобы описать особенность задачи (это можно называть формальным консультированием с определёнными временными рамками, частотой встреч и, чаще всего, в кабинете консультанта) и менее структурированный подход к слушанию человека и отклику на его историю (что я называю навыки душепопечения, или неформальное консультирование)»9.

В объёмном труде «Пособие по христианскому душепопечению» автор Гари Коллинз предлагает набор ключевых фраз и перечисление целей:

• Работа душепопечителя заключается в том, чтобы побуждать людей, которых мы консультируем, меняться.

• Смысл душепопечения — в изменении.

• Лучшие душепопечители — это специалисты по изменениям.

• Самостоятельно измениться редко удаётся.

• Цели душепопечения частично зависят от подопечного. Они включают:

— Улучшение самочувствия

— Самопознание

— Общение

— Обучение и изменение поведения

— Самореализация

— Поддержка

— Духовная целостность10

В дополнение к этим определениям и описаниям, мы можем развеять два часто встречающихся заблуждения, связанных с душепопечением:

• Душепопечение, разумеется, — это утешение и воодушевление, но не только это.

• Душепопечение не подразумевает выдачу правильных ответов на все вопросы и решение всех проблем.

Книга Джона Паттона, которую мы используем для данного курса11, не посвящена пасторскому душепопечению. Она о пастырском попечении, пасторской заботе. Одни авторы скажут, что это одно и то же; другие — что оба предмета близки друг к другу, но, строго говоря, — разные по сущности. Мы читаем: «Понятие пастырского попечения органично вытекает из христианского восприятия мира. Мы верим, что Бог сотворил нас для общения с Самим Собой и с нашими собратьями. Действительно, Господь постоянно поддерживает отношения с людьми — Он помнит о нас и слышит нас. Божественная забота лежит в основе заботы человеческой: мы печёмся друг о друге, потому что нас опекает Бог. Пастырская забота — это проявление заботы Бога через Церковь. Она адресована в первую очередь людям, которые оказались оторванными от братьев и сестёр во Христе, от Церкви, от привычного общения. Книга, которую вы держите в руках, расскажет вам о краеугольном камне пастырского попечения: о мудром умении слышать людей и помнить об их нуждах»12.

Книга дисциплины не даёт нам определение душепопечения. Она лишь утверждает, что одна из обязанностей и задач пресвитеров и лицензированных пасторов — «помогать людям в решении их личных, нравственных и духовных проблем» (¶340, 1.б)). И это, возможно, мудро. Довольно легко дать техническое определение душепопечению и обозначить границы, в пределах которых оно должно осуществляться. Но, в конце концов, что такое пасторское душепопечение, мы понимаем лишь тогда, когда практикуем его. Поэтому для каждого пастора своего рода личным вызовом является вопрос — какой вид душепопечения могу предложить я? Какое душепопечение я практикую? Каковы ценности, на которых основана моя практика душепопечения? И что на самом деле я отстаиваю и защищаю как пастор-душепопечитель?

4. Душепопечение и община

Джон Паттон пишет: «Пастырское консультирование является частью церковного служения душепопечения. Роль, которую играет пастырское консультирование в данной церковной общине, определяется не методом консультирования, а личностью священника и его ответственностью»13. Апостол Павел объясняет, что это Бог «даровал, кому быть апостолами, кому пророками, кому евангелистами, кому пастырями и наставниками, чтобы приготовить святой народ Божий к делу служения, к делу созидания Тела Христа» (Еф. 4:11-12). Своими делами община желает помочь своим членам и другим людям стать христианами и жить как христиане.

Подобная забота о людях предназначена не только для тех, кто приходит в церковь. Мы призваны заботиться о тех, кто находится за стенами церкви — ведь толпы людей по-прежнему «изнурены и беспомощны, как овцы без пастуха» (Мф. 9:36). Гари Коллинз отмечает: «Церковь — важная часть этого общества. Сообщество верующих может давать любовь, надежду, мир, стимул и поддержку, которые позволяют отдельным лицам справляться с психофизиологическим напряжением и нагрузками… сообществу верующих… предназначено заботиться о нуждающихся, принимать странников, благотворить людям, исцелять убитых горем, прощать кающихся, утешать скорбящих, поддерживать слабых, направляя всех к Христу»14.

В церкви душепопечение проводят не только пасторы. Павел сообщает об особом даре ободрения (Рим. 12:8). «Слово paraklesis означает “ободрение” и подразумевает увещевание, поддержку и вселение мужества»15.

Душепопечение как отдельное служение появилось в церкви довольно давно. Но на протяжении всего времени это входило в функции пастора. В Римской католической церкви душепопечение имеет прямое отношение к исповеди, которая является не только лишь исповеданием греха, но и возможностью получить наставление и совет. В православной церкви есть многолетняя традиция старцев и духовников. В протестантской церкви душепопечение всегда было более неформальной и почти что забытой частью служения. Но в прошлом столетии появилось новое понимание целенаправленного, осознанного душепопечения. Джон Паттон утверждает: «Вне зависимости, рукоположенный ли это служитель или один из рядовых прихожан, для человека, обратившегося за помощью, он символизирует собой присутствие Бога. Иными словами, служитель помнит о человеке, слышит его и своими действиями подтверждает, что Господь всегда слышит его и помнит о нем»16.

Бывает ли так, что возникает напряжённость между функциями, которые выполняет пастор? Да, если пастор за кафедрой выступает в роли жёсткого судьи, людям может быть сложно прийти к нему или к ней на консультацию. Если же пастор в своих проповедях проявляет понимание жизненных трудностей, тогда гораздо проще принимать людей открыто и с уважением. Эти разногласия очевидны и неизбежны, но с ними можно справиться, если мы будем следовать совету одного нашего пастора17 из Швеции, который сказал: «Давайте будем честны, когда проповедуем, и милостивы в общении с людьми».

5. Богословие

Богословие имеет большое значение в душепопечении. Оно определяет то, как мы читаем Библию и что значит для нас быть христианами.

Однако не всегда богословие означает то, что люди привыкли под ним понимать. Обыкновенное определение: «Богословие, или теология (калька греч. θεολογία, от греч. θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение) — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, Его деятельности в мире и Его откровении, а также связанных с Ним учениях о нравственных нормах и формах богопочитания»18. Также это может быть «специальность, полученная путём прохождения специализированных курсов по религиозным дисциплинам в университете или богословской школе или семинарии»19.

Вместе с подобным определением легко приходит неправильное понимание, что богословие — это научное знание, не зависящее от каких-либо основанных на вере убеждений. Именно поэтому многие верующие с насторожённостью относятся ко всему, что называется богословием.

Данное определение не даёт нам увидеть картину полностью. В Евангелии от Иоанна 1:1 мы читаем: «Изначально был Тот, Кто является Словом. Он был с Богом, и Он был Бог». В греческом тексте здесь использовано слово λόγος, и это значит, что определение, данное в Википедии, не единственное определение. На заре христианства богословом называли человека, который не только знал о Боге, но также знал Бога, то есть имел личные благочестивые отношения с Богом.

Пользуясь параллельными местами, мы можем лучше понять, как различные богословские направления говорят об одном и том же. Общеизвестный факт, что Бог в Библии имеет множество имён. Эти имена описывают Его силу и авторитет, например20:

— ЭЛЬ ЭЛОАХ: Бог «могучий, сильный, выдающийся» (Быт. 7:1; Ис. 9:6).

— ЭЛОХИМ: Бог «Создатель, могучий и сильный» (Быт. 17:7; Иер. 31:33).

— ЭЛЬ ШАДДАЙ: «Бог Всемогущий, Крепкий» (Быт. 49:24; Пс. 131:2,5).

Также встречаются более «мягкие» слова, которые напоминают нам о Его заботе и любви:

— ЯХВЕ-РОИ: «Бог наш Пастырь» (Пс. 22:1).

— ЯХВЕ-ИРЕ: «Бог усмотрит» (Быт. 22:14).

— ЯХВЕ-РАФА: «Бог, Который исцеляет, Целитель» (Исх. 15:26).

Каждое имя Бога описывает различные аспекты Его многогранного характера. Это не означает, что у нас много богов или что может быть противоречие между этими именами. Мы лишь делаем акцент на различные проявления характера нашего великого Бога в разных ситуациях.

По такому же принципу существует разное богословие: православное, католическое, баптистское, пятидесятническое, методистское и т.д. Это не означает, что одни правы, а все остальные ошибаются. Мы лишь, будучи честными перед Лицом Бога, придаём особое значение тому или иному аспекту веры и говорим о ней немного по-другому. Никто до сих пор не смог познать или полностью описать Бога.

Мы также можем вести разговор о богословии в какой-то определённой области, например, о богословии этики, богословии культуры, богословии музыки. В нашем случае мы говорим о богословии душепопечения. Именно в богословии мы формулируем наше понимание того, как Бог смотрит на людей, размышляющих о вере, на тех, у кого есть проблемы, на тех, с кем жестоко обращались или над кем надругались, на тех людей, кто надругался над другими, на тех, кто согрешил и нарушил закон или Божьи заповеди. Именно богословие напоминает нам о том, что мы призваны смотреть на подопечного Божьими глазами. И именно богословие расставляет определённые акценты и напоминает нам об определённых проблемах.

Подобным образом нам необходимо выделять особые аспекты нашей веры в многообразных ситуациях нашей жизни. Теперь, когда мы будем размышлять о надёжном богословии, важно помнить, что и душепопечитель, и подопечный должны иметь в виду различные характеристики Бога, в Которого мы верим (о чём часто забывает подопечный) и помнить о том, что происходит во время консультации.

6. Надёжное богословие

Давайте поразмышляем над вопросами нашего понимания Бога и Его действий. Будучи пасторами, мы часто встречаем людей, задающих вопрос: «Как Бог мог такое допустить?..», «Как Бог мог так поступить со мной?..», «Я не верю в Бога, Который…» Ошибочно принимать такие высказывания за приглашение к интеллектуальной дискуссии. В большинстве случаев это лишь вершина айсберга. Где-то глубоко внутри человека живёт боль. Именно такие люди приходят к нам на консультацию. И простые ответы редко помогают им справиться с болью.

Мы, пасторы, сами можем оказаться в затруднении, сталкиваясь со страданиями невинных людей и со злом, которое люди причиняют друг другу. Иногда мы — люди, призванные быть служителями веры и проводниками Божьего утешения, — слышим вопрос внутри самих себя: «Где же Бог твой?» (Пс. 41:4).

Надёжное богословие формулирует видение того, как Бог желает дать людям возможность идти дальше по жизни, восстанавливаться и исцеляться, исполнять своё призвание быть человеком и быть мудрыми управляющими даром жизни.

Когда мы читаем о том, как Иисус обращался с людьми в разных ситуациях, мы чётко видим, в каком направлении должно вести нас надёжное богословие!

Богословие, которое мы испытали сами, мы усваиваем более детально и принимаем как своё жизненное основание, на котором стоим как пасторы-душепопечители. Это важно для нас, чтобы сохранять баланс между знанием, жизнью и нашей точкой зрения. (Об этом балансе мы поговорим позднее.) Знание, которое мы получили, Любовь, проводниками которой мы являемся, и наша направленность на подопечного должны вести нас.

7. Богословские основания для душепопечения

Существуют богословские основания, одинаково подходящие как для пастора-душепопечителя, так и для подопечного.

Бог — благ: Ин. 3:16, Пс. 22:1-6, Пс. 99:1-5, Иер. 29:11, Иак. 1:17.

Бог желает для нас лучшего. Бог никогда не наказывает нас через болезни или несчастные случаи. Просто подобные вещи происходят в нашем мире. Бог зачастую может обратить зло в благословение, если только мы позволим Ему вести нас. Бог не осуждает, а желает простить и восстановить. Бог способен дать сил двигаться дальше, вперёд, к новой жизни и новому уровню зрелости.

Я — не судья, даже Иисус не судья: Ин. 3:17, Ин. 8:2-11, Пс. 85:5, Пс. 102:8-11, Мф. 7:1, Евр. 10:30, Иак. 4:12.

Большинство людей понимают разницу между хорошим и плохим. Они сами для себя являются самыми строгими судьями. Нам нет необходимости проверять, знают ли они о своих ошибках и грехах и достаточно ли они раскаиваются. Эту часть мы оставляем Богу. Мы должны быть скорее помощниками, чем судьями.

Жизнь — это процесс: 2 Кор. 4:16, Кол. 1:9-11.

Как христианская жизнь есть процесс (где Божья благодать — Божья оправдывающая благодать и Божья освящающая благодать — работают), так и пасторское душепопечение — процесс. Нам не стоит думать, что мы должны «исправить» положение вещей за один раз. У нас есть право и обязанность ожидать, что Бог будет совершать Свою работу, даже когда процесс идёт очень медленно.

Быть спутником — это привилегия: Лк. 24:13-35.

Это привилегия для душепопечителя — быть спутником человека на его жизненном пути, на короткое или длительное время, и даже порой вместе с ним или с ней преломлять хлеб жизни.

8. «Наше» и «моё» богословие

Найти официальное положение о методистском богословии душепопечения невозможно. Однако то, что было сказано выше, соответствует Части I нашей Книги дисциплины «Вероучительные стандарты и наша богословская задача» (¶¶ 101-104). Но это ни в коем случае не является исключительно богословием объединённых методистов. Наоборот, это довольно обычное и общепринятое понимание среди всех христиан.

Однако при душепопечении пастор очень близко подходит к тому, кем человек может быть и что он может делать. Это зачастую бросает вызов пастору. Вы сталкиваетесь со своей собственной смертью, когда видите смерть других. Вы сталкиваетесь со своими собственными тайными мыслями и чувствами, когда другой человек раскрывает свои перед вами. Поэтому недостаточно обладать знаниями о «нашем» богословии. Для того, чтобы быть действительно полезным инструментом, необходимо иметь то, что вы можете называть — «моё» богословие. В главе «Присутствие пастыря» Джон Паттон обращает внимание на то, что существуют различия между ролью (и её функциями) и идентичностью. Найдите это в книге и прочитайте.

Поразмышляйте!

Важно выделять время для размышления над тем, что было вами прочитано. Прочитайте ещё раз все отрывки из Библии, приведённые в этой главе. Можете ли вы добавить другие отрывки, отражающие 4 основания? Можете ли вы припомнить отрывки из Библии, противоречащие этим основаниям?

Существуют некоторые трения при сопоставлении отдельных мест, особенно между Ветхим и Новым Заветом. Есть также определённая напряжённость между тем, что мы читаем в Библии, и тем, что говорит наш собственный опыт. Как вы можете объяснить самому себе эти напряжённые моменты? (Сейчас не думайте о том, как бы вы объяснили это подопечному, верующему или тому, кто находится в поиске! У вас будет достаточно времени для этого.)

9. Задание

Задание для чтения

Вы должны были уже прочитать как минимум вступление и первые три главы книги Джона Паттона.

Письменное задание

Напишите ответы на следующие вопросы:

1. Расскажите о своём опыте, когда вы сами выступали в роли подопечного (консультируемого). Не бойтесь делиться как положительным, так и не очень хорошим опытом.

2. Расскажите о своём опыте в роли душепопечителя. Не бойтесь делиться как положительным, так и не очень хорошим опытом.

3. По содержанию прочитанных трёх глав из книги Джона Паттона опишите, что, по его мнению, является хорошим душепопечением.

Разумно будет написать работу в течение недели, пока полученные знания ещё свежи в памяти. Она должна быть отправлена по ссылке на сайте электронных ресурсов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пасторское душепопечение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

В мировой практике как психологического консультирования, так и душепопечения используется термин «клиент». Данное пособие под «подопечным» понимает человека, относящегося к душепопечителю как к задушевному другу и готового доверить ему сердечные тайны и помышления. — Прим. редактора.

3

Здесь и далее все цитаты даны по современному русскому переводу Библии (М.: Российское Библейское общество, 2011). — Прим. редактора.

4

Здесь и далее все цитаты даны по современному русскому переводу Библии (М.: Российское Библейское общество, 2011). — Прим. редактора.

5

Best Supporting Actor — буквально «лучший поддерживающий актёр». — Прим. переводчика.

6

Это определение из статьи Википедии на английском языке. — Прим. редактора.

7

http://en.wikipedia.org/wiki/Pastoral_counseling

8

http://www.aapc.org/home/mission-statement.aspx

9

Michael Jacobs. Still Small Voice — An Introduction to Pastoral Counselling. Society for Promoting Christian Knowledge, London 2001, pp. 32, 36.

10

Гари Коллинз «Пособие по христианскому душепопечению». — СПб.: Мирт, 2010, сс. 45-46.

11

Джон Паттон «Пастырское попечение». — М.: Триада, 2007, 2013.

12

Там же, с. 6.

13

Там же, с. 139

14

Коллинз, с. 60.

15

Коллинз, с. 27.

16

Паттон, с. 30.

17

Rev. Sven-Erik Jansson (преп. Свен-Эрик Янссон).

18

http://ru.wikipedia.org/wiki/Богословие

19

http://en.wikipedia.org/wiki/Theology

20

http://www.gotquestions.org/names-of-God

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я