Сказка про царя Сухмана, про жену его Милану, про Змеёвича (про Змея) и соседа их Кощея. Былины и сказки в стихах

Фридрих Антонов

В этой книге предлагается несколько Русских народных былин в стихах, и одна сказка о былинном богатыре Сухмане, и его необычайных приключениях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказка про царя Сухмана, про жену его Милану, про Змеёвича (про Змея) и соседа их Кощея. Былины и сказки в стихах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вольга и Микула

Святослав-богатырь долго жил на земле—

Девяносто с лихвой, но преставился.

Жизнь свою он провёл в богатырском седле,

Срок пришел и он к богу отправился.

Сын его малолетний остался один,

В колыбели беспечно забавился.

Мамки-няньки растили младенца-Вольгу,

Чтобы вырос и громко прославился.

Стал Вольга подрастать, в игры ловко играть,

Рос весёлым, не ведая хмурости,

Молодецкую стать стал уже набирать,

Захотелось ему много мудрости —

Рыбой-щукой ходить, серым волком бродить,

Рыскать всюду, не ведая трудности.

А потом стал Вольга и дружину сбирать —

Тридцать молодцев, но без единого.

Двадцать девять бойцов, удалых храбрецов,

Сам Вольга был, для счету былинного,

Три-десятым бойцом да таким молодцом —

Боевого борения славного,

Что ему в этом не было равного!

Так и стал он, средь равных, таким удальцом,

Что его все признали за главного!

Был еще у Вольги дядя — киевский князь.

Подарил ему как-то три города —

Первый Гуровец был,

Был Орехов второй.

В третьем тоже, от пят и до ворота,

Все крестьянами были. Пахали поля.

Так и звался тот город — Крестьяновцем,

И дарила им хлеб золотая земля.

В общем, все они были — крестьяновцы.

Вот поехал Вольга дань свою собирать,

Со своей богатырской дружиною.

В поле выехал, видит в том поле мужик

Пашет землю сохою старинною.

Понукает кобылку, кобылка идет,

Борозду методично проводит,

Пашет будто бы песню какую поет,

Землю к севу в порядок приводит.

Захотелось Вольге оратая догнать,

Он коня в след ратаю пускает,

Два дня гонится! Тщетно! Не может догнать,

Наконец-то его догоняет:

«Бог те в помощь, ратаюшко! Поле вспахать!

И крестьянствовать дальше на поле».

«Ну, спасибо, Вольга! А куда ж ты идёшь?

Со своею дружиною вольной?»

Отвечает Вольга: «За получкой иду!

За урочной положенной платой

К городам Гурчевцу и Ореховцу,

После пойду и к Крестьяновцу…»

«Я на кудлатой,

На соловой кобылке вот этой своей,

Был намедне в том Гурче. Скупался!

Много соли привёз — два по сорок пудов.

Ну, скажу тебе, страху набрался!

Ведь живут там разбойники! Деньги берут.

За проезд — подорожные просят!

Я им всем заплатил, крепкой палкой своей,

До сих пор там отметины носят!

Тот, кто стоя стоял, — после сидя сидел,

Потому, что стоять нету мочи.

А кто сидя сидел, — нынче лежа лежит.

Больше брать подорожных не хочет!

«Слушай, пахарь умелый! Поедем со мной!

Ты поможешь с моею заботой!

Ты, я вижу, — напарник надёжный такой.

И не будет отказа в работе.

И с оплатой не будет! Что скажешь ты мне?

Что тебе эти — труд и забота…?

Тот бросает соху в борозде, средь полей.

И — к Вольге, на шальную работу!

Но отъехав от места с версту, с небольшим,

Невзначай, как-то так, вспоминает,

Что оставил соху средь степи, в борозде

И к Вольге свою речь обращает:

«Ты послал бы Вольга трёх своих удальцов,

Пусть они наконечники снимут.

Омеши-наконечники — ценность у нас!

А соху осторожно поднимут,

От земли отряхнут (не сочтя за труды!)

Да в ракитовый куст и закинут».

Посылает Вольга трёх могучих ребят.

Но они и подвинуть не могут.

Он десяток туда. Но одна суета.

Эти тоже ничем не помогут!

Вся дружина собралась и к сошке идет —

Крутят, вертят, но сошка — ни с места!

Пахарь сошку одною рукою берет,

От земли кое-как отряхает,

А другою омеши из сошки берёт,

В общем просто из гнёзд вынимает.

А потом, размахнувшись, в пол-силы, с плеча,

Как игрушкою, будто играя,

Без натуги, свободно (и не сгоряча) —

В куст ракитовый молча бросает.

«Дармоеды, однако, они у тебя», —

Земледелец Вольге замечает.

Снова сели они на рысистых коней,

Дальше, только лишь в сказке бывает —

У крестьянина рысью кобылка идет,

Остальные же, не поспевают.

Стал Вольга колпаком, то есть шлемом хлестать,

Стал покрикивать — не догоняют,

Ты постой-ка, постой!

Он кричит мужику:

«Придержи! Наши не поспевают!

Если б эта кобылка была бы конём,

За неё бы пять сотенок дали».

«Я её сосунком, за пять сотенок брал.

За пять сотен её и отдали!

А теперь, коль была бы кобылка конём,

Ей цены бы наверно не склали!

И пытает Вольга, восхищенно дивясь,

«Как зовут тебя, мирный селянин?»

Отвечает ему этот пахарь-мужик:

«Да я весь, по натуре, — крестьянин!

Я вот ржи напашу да в скирды намечу,

С поля выволочу, дома вымолочу!

Потом пива наварю — мужиков всех угощу.

Загуляют мужики — запоют на ужинки!1

Тут и станут плясать, и меня величать,

Разговаривать и приговаривать,

Под осенние звоны малиновы.

И Микулой зовут Селяниновам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказка про царя Сухмана, про жену его Милану, про Змеёвича (про Змея) и соседа их Кощея. Былины и сказки в стихах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Ужинки — обжинки, последние сжатые колосья. Обжинки у славян имели религиозное значение связанное с Дидухом.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я