В настоящей книге известный немецкий историк Франц Куровски подробно повествует о боевых действиях германских субмарин в начале Второй мировой войны, а также о наиболее успешных ее моментах в 1941—1942 гг., когда в море находилось одновременно до 225 подводных лодок, только в первом полугодии 1942 г. потопивших 585 судов. Автор описывает и события периода с 1943 г., когда потери подводников стали расти, вплоть до последних побед в этой войне, до 7 мая 1945 г. Свой труд Куровски начинаете обзора истории подводной войны и продолжает сжатыми рассказами о командирах и экипажах 30 субмарин с описанием их боевых походов. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подводная война кригсмарине. Боевые операции, экипажи и командиры. 1939–1945 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Капитан 2-го ранга Генрих Либе
С U-38 в битве за Атлантику
Когда германское военно-морское командование 18 августа 1939 года, будучи в критической ситуации, отправило первые 14 подвод ных лодок на патрулирование в водах Северной Атлантики, в числе этих субмарин была и U-38 под командованием капитан-лейтенанта Генриха Либе. Ее командир, родившийся 29 января 1908 года в городе Гота, был «стреляным воробьем», получившим военное образование и боевой опыт еще в старом имперском военно-морском флоте. В училище подводного плавания в Киле он, будучи командиром подводной лодки U-2, передавал свой боевой опыт будущим офицерам-подводникам. Начальник училища капитан Слевогт считал темноволосого и складного офицера одним из лучших командиров субмарин.
Преемник Слевогта, капитан Шеер, рекомендовал Либе на должность командира одной из новых вступающих в строй подводных лодок — U-38.
24 октября 1938 года Либе принял под свое командование эту субмарину, входившую в состав 6-й флотилии подводных лодок, которой командовал капитан 3-го ранга Вернер Хартманн.
U-38 — как и остальные отправленные в боевой поход субмарины — вышла из Киля и 3 сентября, в день объявления Англией и Францией войны Германии, находилась в Северной Атлантике.
6 сентября около 6:00 подлодка остановила британский пароход Manaar, который в противоречии с международным правом открыл огонь по U-38. Когда экипаж покинул пароход, подводная лодка дала по Manaar веерный залп торпедами. После этого Либе приказал расстрелять пароход из палубного орудия, что и было сделано. Пароход водоизмещением 7242 БРТ, затонувший в точке с координатами 38°28' с. ш. / 10°50' з. д., открыл длинный список уничтоженных подводной лодкой судов.
Пропустив мимо себя несколько судов нейтральных государств, в первой половине дня 11 сентября подводная лодка наткнулась на новую цель. После доклада вахтенного «Вижу мачты судна!» командир тотчас же поднялся в рубку. Через некоторое время на горизонте вырисовались очертания громадного танкера.
— Продвигаемся вперед и останавливаем его выстрелом по курсу! — отдал приказ командир.
Танкер двигался точно на пересечение курса U-38. Расчет палубного орудия изготовил его к стрельбе и по команде произвел один выстрел по ходу движения громадного танкера. Одновременно с этим на мачте подлодки был поднят флажный сигнал «Остановиться!».
Танкер немедленно выполнил это продублированное требование. «Выслать шлюпку с капитаном!» — потребовала новая комбинация флагов на мачте, которой танкер немедленно последовал. Спущенная с него шлюпка двинулась прямо к подводной лодке, которая к этому времени застопорила ход.
Еще до того, как капитан танкера передал командиру подводной лодки судовые документы, радист субмарины доложил:
— Неприятельский танкер передает SOS. Он называет себя Inverliffey.
— Торпедный отсек! Аппарат первый — товсь! Пли!
Давно уже ждавшие этого приказа торпедисты не замедлили его исполнить. Торпеда устремилась к лежащему в дрейфе гиганту. У борта посредине корпуса Inverliffey взметнулась водяная колонна от взрыва. А затем на море разверзся настоящий ад. Танкер разломился пополам и заполыхал. Горящая нефть разлилась по поверхности воды, к небу поднялись клубы густого черного дыма.
Еще до попадания торпеды экипаж танкера спустил спасательные шлюпки, занял в них места, и теперь матросы отчаянно гребли, стараясь уйти от все расширяющегося ковра горящей нефти.
— Мы должны оттащить эти шлюпки от огня, Мюллер! — крикнул командир своему старшему механику.
Командир прекратил разговоры с капитаном, поскольку его шлюпка была достаточно далеко от пылающей нефти и двинулась к остальным шлюпкам.
Все ближе и ближе она подходила к огненному острову. Часть спасательных шлюпок с экипажем танкера подошли к подводной лодке, люди из них перебрались на палубу субмарины, остальные были взяты на буксир.
— И что нам теперь с ними делать, Лют? — произнес командир, обращаясь к своему первому вахтенному офицеру, ставшему впоследствии одним из самых результативных подводников.
— Может, встретим какого-нибудь нейтрала, который их заберет, — предположил тот.
И в самом деле, довольно скоро они заметили американский танкер, возвращавшийся в балласте из Англии в США. Он вполне подходил для того, чтобы передать ему на борт экипаж торпедированного танкера, поскольку США пока сохраняли нейтралитет, а пустой танкер не вез никаких запретных грузов.
Либе приказал расчету орудия сделать выстрел по ходу танкера и двинулся к застопорившему судну с людьми на палубе и шлюпками на буксире. Люди на палубе вдруг стали показывать на какие-то клубы дыма ближе к горизонту, но это беспокойство англичан оказалось ошибкой.
Американский танкер лег в дрейф. Его экипаж со спасательными жилетами наготове выстроился у фальшборта, и только крики членов английского экипажа «Пошлите за нами шлюпки, здесь английские моряки!» убедили их, что их танкер никто не собирается пускать на дно.
Экипаж британского танкера перебрался на танкер американский. Вольфганг Лют сделал несколько фотографий этого процесса, когда спасенные моряки спускались с палубы подводной лодки в шлюпки. Двое из них даже помахали рукой подводникам, прощаясь с ними.
После этого двойного успеха подводная лодка была отозвана на базу, поскольку командующий подводным флотом капитан 1-го ранга Дёниц планировал пополнить ее боезапас, дозаправить и снова отправить на боевое задание, не допуская простоя субмарин в местах их базирования.
В штормовую погоду зимы 1939 года во время своего второго боевого похода U-38 поднялась высоко в северные широты и находилась северо-западнее побережья Норвегии. 7 декабря ее командир заметил на горизонте очертания парохода. Британский сухогруз Thomas Walton водоизмещением 4460 БРТ стал жертвой первых двух торпед, выпущенных подводной лодкой в этом походе.
Четверо суток спустя, утром 11 декабря, Либе пошел в атаку на греческий пароход Garoufalia водоизмещением 4708 БРТ. И этот пароход был потоплен субмариной, как и встретившийся ей во второй половине дня 13 декабря на подходе к Хоннингсвогу[32] крупный британский пароход Deptford водоизмещением 4101 БРТ. Победоносно завершив свою охоту, подводная лодка легла на обратный курс.
В начале марта 1940 года U-38 вместе с подводной лодкой U-52 вышла в новый боевой поход в Северную Атлантику. Однако уже 5 марта обе субмарины были отозваны и вместе с семью другими подводными лодками направлены в акваторию по обе стороны от Шетландских и Оркнейских островов для действий против соединения британского военно-морского флота, которое должно было пройти в этом районе. Об этом соединении и маршруте его движения сообщила служба радиоперехвата. Однако силы неприятеля изменили свои планы, и поэтому с 8 марта подводная лодка была направлена на рейдерские операции в северной части Северного моря от острова Тори до Оркнейских островов, где ее добычей стал целый ряд отдельных судов.
Первым из них оказался британский рыболовный сейнер Leukos водоизмещением всего лишь 216 БРТ. Он был потоплен несколькими выстрелами из палубного орудия. За ним 17 марта последовал датский теплоход Argentina водоизмещением 5375 БРТ. Он был перехвачен субмариной на пути из Копенгагена в Аргентину.
21 марта стал для подлодки днем двойного успеха. Она потопила датское грузовое судно Algier водоизмещением 1654 БРТ, а также Christiansborg, который, имея водоизмещение 3270 БРТ, был несколько крупнее, чем только что потопленное небольшое суденышко.
Следующей жертвой U-38 стал норвежский грузовой теплоход Cometa, торпедированный субмариной 26 марта. 2 апреля, спустя 21 минуту после полуночи, Либе обстрелял 5000-тонник, который на заключительном этапе его перехода сопровождал небольшой конвой. Командир после попадания торпеды наблюдал поднявшийся у борта судна столб воды и водяного пара. После этого U-38 взяла курс на базу.
Когда вскоре после этого подводная лодка входила в порт своего базирования, на поднятом перископе трепетали шесть вымпелов, символизируя шесть потопленных ею судов противника, пять из которых были подтверждены.
Во время Норвежской кампании U-38 также была задействована у побережья Норвегии для перехвата английских военно-морских кораблей и крупнотоннажных транспортов, подход которых ожидался в этом районе после 9 апреля.
14 апреля подводная лодка атаковала британский крейсер Southampton, однако залп торпед прошел мимо цели. Несколько позже Либе уже держал в перекрестии своего перископа британский линкор Vallient. Но и на этот раз четырехторпедный залп не достиг цели! Зато после него субмарину атаковали девять эсминцев охранения и забросали ее глубинными бомбами, взрывы которых причинили лодке повреждения.
Юго-западнее Лофотенских островов U-38 в третий раз за этот боевой поход вышла в атаку на военный корабль. На этот раз им оказался эсминец Effingham. Однако возможный успех снова не был достигнут из-за неисправности торпед, вследствие чего этот поход стал самым неудачным за все время боевых действий подводной лодки.
Столь же неудачными, как и у Либе, были действия других командиров германских подводных лодок в это время и в этом районе. Здесь находилось еще несколько групп германских субмарин, брошенных против неприятельского флота. Мимо них, порой на расстоянии нескольких сотен метров от труб их торпедных аппаратов, проходили вражеские линкоры, крейсеры, эсминцы и крупные транспорты, но подводникам так и не удалось потопить хотя бы один из них. Именно в этот период и была упущена единственная возможность разом пресечь действия английского флота в ходе Норвежской операции.
После этого в июне были отправлены в боевые походы только самые результативные командиры с подводными лодками, вооруженными усовершенствованными, но все же не вполне надежными торпедами, — именно такое решение было принято командующим подводным флотом с целью восстановить доверие подводников к их собственному оружию.
Оперативный отдел штаба командующего подводным флотом отправил в июле 1940 года семь подлодок для ведения боевых действий прежде всего в районе западнее Английского канала и Бискайского залива. Среди них была и U-38 под командованием Генриха Либе, чей негромкий, но надежный стиль действий так импонировал командующему подводным флотом.
14 июля подводная лодка впервые в этом боевом походе заняла позицию для атаки. Можно ли на этот раз доверять торпедам? На этот чрезвычайно важный вопрос ответ был дан примерно через 70 секунд: у борта Mount Myrto вздыбился столб воды, а через несколько секунд во всех отсеках лодки услышали гул взрыва.
— Но судно не тонет, господин капитан! — доложил через некоторое время вахтенный с палубы всплывшей в надводное положение лодки. — Нам придется добивать его из орудия.
Лишь несколько 105-мм снарядов, выпущенных по греческому танкеру водоизмещением 5403 БРТ, отправили его наконец на морское дно.
Наступившей ночью U-38 удалось засечь и догнать конвой НХ-48, о котором за некоторое время до выхода лодки в поход сообщила служба радиоперехвата. Вскоре стало понятно, что суда, которые засекла лодка, плетутся в хвосте конвоя, а его основное ядро уже далеко опередило их.
Примерно через час после полуночи U-38 произвела атаку: торпеды вышли из аппаратов в 1:01 и 1:05. Норвежский танкер Italia, громада в 9973 БРТ, окутался огнем и глубоко осел в воде. Затем с подбитого судна донеслись несколько взрывов, после которых танкер быстро затонул. Другие торпеды попали в датский пароход Erik Boye, который также затонул. Отвернув в сторону от охранения конвоя и погрузившись на перископную глубину, U-38 не стала преследовать этот конвой; вместо этого Либе удалось во второй половине дня 20 июня в 16:14 потопить шведский пароход Tilia Gorthon, а 25 часов спустя торпедировать бельгийский сухогруз Luxembourg, который также затонул.
Наступило 22 июня, когда Либе завершил свой победоносный поход потоплением греческого парохода Neion и лег на обратный курс. За этот боевой поход его подводная лодка отправила на дно морское шесть судов общим водоизмещением более 30 тысяч БРТ.
В августе районом действий для U-38 была определена акватория Английского канала, непосредственно «у главных ворот противника». В эту же зону командование направило еще восемь подводных лодок, поскольку именно там должны были проходить самые оживленные грузоперевозки. Но соответственно столь же плотным было там и прикрытие британцами этих перевозок с моря и с воздуха.
Уже 7 августа U-38 смогла открыть огонь по судам из состава конвоя НХ-60. Двумя торпедами был потоплен большой египетский пароход Mohamed Ali El Kebir водоизмещением 7527 БРТ. После этой атаки эсминцы эскорта принялись забрасывать глубинными бомбами U-38, что дало возможность другим германским субмаринам выйти на позиции для атаки. В результате Салман на U-52 и Шондер на U-58 смогли обстрелять и потопить пять судов.
11 августа подлодка заметила одиночное судно, обстреляла и потопила его. Им оказался британский пароход Llanfair водоизмещением 4966 БРТ.
Несколько следующих дней новых удач не принесли. Не удалась и попытка оперативного отдела штаба командующего подводным флотом навести U-38 вместе с U-46 и U-48 на обнаруженный службой радиоперехвата очередной конвой из Галифакса в Англию.
Лишь 31 августа U-38 смогла выйти на дистанцию торпедного пуска по одиночному 5000-тоннику, но торпеда прошла мимо цели.
Еще находясь в море, командир U-38 узнал о том, что 14 августа он стал 24-м командиром германских подводных лодок, награжденным Рыцарским крестом.
Когда U-38 вышла в свой следующий боевой поход, то, достигнув отведенного ей района действий между Английским каналом и скалой Роколл[33], она уже 1 октября наткнулась на крупный корабль, который поначалу был опознан как вспомогательный крейсер, поскольку, что было совершенно ясно видно, нес на борту артиллерию. Однако это все же было британское грузовое судно Highland Patriot водоизмещением 14 172 БРТ.
В 6:47 из аппаратов подводной лодки вышли торпеды и устремились к медленно идущей громадине; после удара следующих двух торпед Highland Patriot ушел под воду.
14 172 БРТ водоизмещения судна были занесены на счет командира U-38 Генриха Либе.
После этого успеха подводная лодка продолжила свой поход и утром 17 октября наткнулась на конвой SC-7, который уже успешно обстреляла U-48 под командованием Блайхрода. Спустя четыре часа после пуска торпед U-48 конвой атаковала и U-38. Плетущийся в хвосте конвоя греческий грузовой пароход Aenos затонул в точке с координатами 59°0' северной широты и 13°0' западной долготы после того, как подлодка Либе обстреляла его из палубного орудия.
Дав дизелям полный ход, Либе догнал конвой, приблизился к нему и в ночь на 18 октября произвел новую атаку. Пользуясь темнотой, он подкрался к одному из пароходов и выпустил по нему торпеды, но промахнулся. Повторная атака оказалась более удачной, в 2:04 18 октября 1940 года он торпедировал Carsbreck.
Однако сразу после того, как ему удалось дать залп по этому судну, субмарина Либе была атакована быстро подошедшими охотником Leith и корветом Heartsease, обстреляна осветительными снарядами и отогнана от конвоя. Несмотря на многочисленные попытки приблизиться снова к конвою, предпринимаемые Либе в течение этого и всего следующего дня, сделать ему это не удалось.
Тем временем новый караван судов, конвой НХ-79, приблизился к той области океана, где действовали оттесненные от других конвоев германские подводные лодки. Это были U-00, U-47, U-46 и U-48, которыми командовали такие асы подводной войны, как Шепке, Прин, Эндрасс и Блайхрод, которые вместе с U-38 атаковали этот новый конвой.
Первой из этих подводных лодок вечером 19 октября к конвою приблизилась U-38, которая дала пеленг-сигнал остальным субмаринам в этом районе и первой открыла огонь, выпустив четыре одиночные торпеды, жертвами которых стали британские сухогрузы Matheran водоизмещением 7653 БРТ и Uganda 4966 БРТ.
Неплохих результатов удалось добиться и всем чуть позже подоспевшим подводным лодкам. Конвой НХ-79 потерял девять судов, часть которых были весьма крупными, в том числе четыре больших танкера.
U-38, израсходовавшая весь свой боезапас, была вынуждена отправиться в обратный путь и пришла на базу, неся на поднятом перископе четыре вымпела, символизировавшие потопленные суда, и один — только торпедированное, но не затонувшее. Генрих Либе тем самым вошел в число тех командиров подводных лодок, которые из каждого боевого похода возвращались, одержав победы над врагом.
В декабре 1940 года в акватории западнее Английского канала вели боевые действия одновременно U-38 и U-95. Западнее их действовали итальянские подводники на субмаринах Calvi и Tazzoli. Несколько позже к ним присоединилась и U-124. Во время этого похода на море бушевали тяжелые шторма, сила ветра порой доходила до урагана, и использование оружия было совершенно невозможно. Для U-38 единственной победой за все время похода стал шведский грузовой пароход Valparaiso, который лодка встретила 31 декабря и потопила в точке с координатами 60°1' с. ш. / 23°00' з. д.
На этот раз Генриху Либе пришлось удовольствоваться этим скромным успехом, а также тем, что он вообще смог привести на базу свою подводную лодку, изрядно потрепанную морем и кораблями эскорта.
В апреле, мае и июне несколько германских подводных лодок были впервые задействованы в массированных боевых действиях у побережья Западной Африки. В первой волне подводных сил в эту область океана вышли U-105 и U-106 и достигли там внушительных успехов, которые и побудили командующего подводными силами направить туда вторую группу субмарин — U-107, итальянскую Calvi, U-103, U-38, U A[34] и U-69. Впоследствии к ним присоединилась также и итальянская Tazzoli.
4 мая U-38 в 19:15 встретила судно, отставшее от конвоя ОВ 310d, и атаковала его. Это было шведское паровое грузовое судно Japan водоизмещением 5230 БРТ, которое и затонуло в виду гавани Фритауна. Около полудня следующего дня субмарина произвела атаку из подводного положения по британскому грузовому судну Queen Maud. Торпеды, выпущенные U-38, нанесли этому пароходу водоизмещением 4976 БРТ смертельные повреждения.
Для командира и экипажа U-38 эти успехи стали прелюдией к новым свершениям. Новые цели встретились подводной лодке вечером 23 мая и ранним утром 24 мая. После попадания торпед Bertala и Vulcain затонули на значительной глубине.
29 мая их судьбу разделило британское паровое грузовое судно Tabaristan водоизмещением 6251 БРТ, а 30 мая Либе атаковал Empire Protector и Rinda. Оба судна затонули.
Чтобы иметь возможность продолжать операции в этом районе, подводная лодка U-38 уже 17 мая подошла к судну снабжения Egerland и получила с него горючее, продовольствие, а также торпеды. Благодаря этому она могла вдвое увеличить автономность своего плавания и пополнила 7 июня свой боевой счет потоплением британского парового грузового судна Kingston Hill водоизмещением 7628 БРТ. Когда по окончании этого победоносного похода подводная лодка вернулась на базу, а ее командир доложил, что было потоплено восемь судов общим водоизмещением 47 279 БРТ, он был представлен к награждению дубовыми листьями к Рыцарскому кресту.
Генриху Либе было присвоено звание капитана 3-го ранга, а 10 июня 1941 года он стал 13-м германским солдатом и 4-м подводником, награжденным дубовыми листьями.
Теперь командующий подводным флотом перевел этого одаренного и блестящего тактика на новое место службы — в штаб. Либе стал референтом Верховного командования военно-морского флота, а именно — во 2-м отделе оперативного управления штаба подводного флота. На этой должности, став впоследствии капитаном 2-го ранга, он служил до самого конца войны.
Общий итог:
потоплено: 31 судно водоизмещением 168 506 БРТ;
торпедировано: 2 судна водоизмещением 8650 БРТ.
= — торпедировано.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Подводная война кригсмарине. Боевые операции, экипажи и командиры. 1939–1945 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
32
Хоннингсвог — город в Норвегии, в фюльке Финнмарк. Расположен на южной оконечности острова Магере, на котором также находятся мысы Нордкап и Кнившелльодден — северная оконечность Европы.