Права женщин – права человека: Образовательная программа

Флора Пирназарова, 2010

Женское общество “МЕХРИ” – это общественное объединение женщин г. Ташкента, деятельность которого развивалась с 1997 года по 2005 г. по программе “Права женщин – права человека”. Настоящее пособие является первым в Республике сборником интерактивных методов обучения по правам женщин с привлечением международных и национальных правовых документов. Автор надеется, что книга будет полезна всем, кто хочет заниматься проблемами правового образования и женского лидерства. Поддержка данного проекта была осуществлена Фондом Counterpart Consortium за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию США (US AID).

Оглавление

Глава I Понятия о правах и свободах

Образовательная программа по правам женщин и стратегия обучения

Обучение основам правовых знаний на сегодняшний день является необходимой задачей как государственных, так и неправительственных организаций. Для того чтобы помочь женщинам овладеть знаниями и навыками, а также выработать позиции, которые требуются от них как полноценных граждан демократического общества, нужны умелое обучение и современные образовательные программы.

В последние годы стало ясно, что эффективное обучение основным демократическим принципам — правам человека и правам женщин — требует разработки определенных методик, которые не только помогают приобрести знания, но и развить социальные навыки и позиции, требуемые от граждан демократического общества.

Образовательные программы требуют такой обстановки на семинаре, которая в максимально возможной степени создаёт среду уважения личного достоинства участников независимо от их статуса и в соответствии с уровнем развития обучающихся предусматривает самостоятельность и ответственность. Обучающихся женщин нужно учить думать за себя, а также чувствовать ответственность за других.

Авторитарная обстановка на занятиях, т. е. обстановка, при которой делается акцент на послушании, а не на познании, тормозит развитие самовыражения и вряд ли будет способствовать эффективному обучению. Подходы, которые направлены на то, чтобы вовлекать обучающихся в активное, совместное и основанное на критическом анализе обучение, и являются наиболее эффективными.

Стиль обучения, более ориентированный на сотрудничество, является необходимым элементом демократического процесса обучения.

Совместная работа в небольших группах, дискуссии, смена ролей, обсуждение противоречивых мнений и разрешение противоречий внушают важную мысль о том, что все члены демократического общества имеют право участвовать в его жизни и быть выслушанными и позволяют женщинам приобретать навыки лидерства.

Образовательная программа снабжена примерами в виде сцен из повседневной жизни, которые делают информацию более привлекательной и доходчивой. Кроме того, по всему тексту имеется ряд аналитических вопросов и заданий, которые помогают обучающимся лучше усвоить изучаемый предмет.

Занятие 1. Знакомство, представление друг другу

Инструкция:

Ведущему тренеру следует уделить 5–6 минут на представление, а для этого необходимо:

1 — кратко представиться;

2 — кратко создать свой образ;

3 — кратко сказать о целях и задачах (т. е. идею семинара донести до аудитории);

4 — кратко подготовить участников к тому, что их ждет в плане проведения семинара;

5 — кратко обговорить основные правила и организационные моменты.

После того как группа выслушала Ваше представление, теперь надо дать возможность участницам представить себя. Для этого группе предлагается по жребию разделиться на пары. Для собеседования отводится 10–15 мин. Каждая участница сообщает свою информацию напарнице: о семье, детях, об интересах, работе и т. д. В ходе знакомства каждая пара представляет друг друга аудитории.

В приложении предлагаются дополнительные варианты знакомства.

Занятие 2. Что такое права и свободы

Информация:

Свобода — это индивидуальное или коллективное состояние, предполагающее способность выбирать какие-либо действия или воздержаться от них.

Свобода не равнозначна вседозволенности, произволу.

Свобода дана человеку как возможность выбора в неразрывном единстве с ответственностью за его осуществление. Нет свободы без ответственности, как нет ответственности без свободы.

Сознательная свободная и ответственная деятельность — родовой признак человека, отличающий его от остального животного мира.

Свободы тем больше, чем лучше люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения целей они имеют и чем в большей степени они осознают ответственность за свои решения.

Общественный прогресс сопровождается расширением рамок свободы и ответственности каждой личности.

Возможность выполнить какие-либо действия или иметь блага обеспечиваются определёнными нормами, или правами.

Термин"право", с одной стороны, имеет общесоциальный смысл (моральное, этическое право, право члена той или иной общественной организации, право нации на самоопределение и т. д.), а с другой стороны — юридический смысл.

Юридическому понятию права дают следующее определение:

Право представляет собой совокупность общеобязательных для всех членов общества правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой.

(“Основы государства и права”, М. Юристъ, 1996)

В преамбуле Венской Декларации, принятой 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией по правам человека признано, что “все права человека проистекают из достоинства и ценностей, присущих человеческой личности”. Достоинство является источником всех прав, защита прав основана на принципе уважения достоинства человека. Концепция “прирождённого чувства человеческого достоинства” в международных документах является основой идеи международной защиты и обеспечения прав человека наряду с представлением о “неотъемлемых правах” человека. Это представление о том, что люди обладают правами именно в силу того, что они люди, а не граждане определённого государства. Права являются неотъемлемыми, т. к. каждый человек по своей природе наделён ими. Независимо от того, в какой стране живут люди, к какой этнической или социальной группе они относятся, какую религию они исповедуют, они повсеместно и всегда ощущают потребность в одних и тех же правах. Права и свободы исходят из самой природы человека, они органически присущи ему.

“Права человека и основные свободы являются правами, данными каждому человеку с рождения; их защита и поощрение является первейшей обязанностью правительств”.

(Венская Декларация ст.1)

Униженный, бесправный человек обречен на подневольный труд, он лишен возможности развивать свои дарования и способности, вне свободы он не может вести жизнь, достойную человека. Вот почему так важны законы, которые закрепляют за человеком его естественные права и свободы.

Конституция Республики Узбекистан охраняет как природные, естественные права личности (на жизнь, на жилище, на труд и т. д.), так и права личности в социальном плане — во взаимоотношениях с другими людьми, в семье, обществе.

История развития правовых норм

Права человека находятся в постоянном движении и в каждый исторический момент отражают процесс развития. В эпоху рабовладельчества раб не воспринимался как человек и был обделен какими-либо правами. В результате многовековой борьбы рабы получили свободу. С изменением общественного строя менялось отношение людей к своей жизни. Именно тогда, когда властвовал произвол, беззаконие, когда человека подвергали варварским пыткам, казням, унижению человеческого достоинства, постепенно вызревал и нарастал протест прогрессивно мыслящих людей против системы привилегий для одних и лишения прав свобод для других.

Идея социальной справедливости, свободы и признания человеческого достоинства постепенно и неуклонно вызревала в сознании и умах униженных и бесправных людей. В результате борьбы за права человека, имеющей всемирное значение, бесправные и униженные люди упорно добивались своих целей. Декларация независимости США в 1776 году впервые в истории провозглашены неотъемлемые естественные прав человека “на жизнь, свободу и на счастье”. За ней последовала “Декларация прав человека и гражданина”, принятая в результате Великой Французской революции в августе 1789 г. Учредительным собранием Франции. И итоге кровопролитной войны рабы острова Санто-Доминго добились в 1793 г. принятия Декларации об отмене рабства. Затем этот же Декрет был ратифицирован Конвентом 1794 г. и распространен на другие колонии Франции.

Закрепление прав человека в законе обязывает государство создавать необходимые условия для реализации прав и свобод своих граждан.

10 декабря 1948 г Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Всеобщая Декларация прав человека.

Весь прогрессивный мир ежегодно отмечает эту дату, как одно из величайших достижений человека в борьбе за свои права и свободы, как “День прав”.

Права человека определены и гарантированы в пяти основных правовых документах Организации Объединенных Наций: во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.) в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и в двух факультативных протоколах к последнему. Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный биль о правах человека.

За последующее время было принято ещё несколько международных документов по правам человека. Центральное место среди них занимает

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я