Эта книга – для тех, кому не повезло. Для предпринимателей-неудачников, у которых бизнес есть, а денег нет. Ну, то есть какие-то деньги у них уже есть, но до вожделенных миллионов и финансовой свободы – пока еще очень далеко.Задача минимум для читателя: с её помощью вылезти из гопы и вывести свой бизнес на нормальную дорогу.Задача максимум: не просто выжить, но и сделать бизнес бурно растущим и превратить его в великую компанию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ТРАЙ. Где в бизнесе деньги и как до них добраться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
7. Выбираем подход
Интровертный и экстравертный подходы
У экстраверта и интроверта разные подходы к открытию нового. Экстраверт сначала изучает, кто и что уже придумал в этой области. Это требует много энергии и много коммуникаций, что полностью соответствует характеру экстраверта. Есть даже шутливая поговорка о том, что «для бешеной собаки пробежать два квартала — не трудно». Пообщавшись с множеством разных источников, экстраверт довольно быстро определит, что уже известно, что еще неизвестно и где нужно искать новое.
Достоинство такого подхода — скорость получения результата. Вполне возможно, что нужное вам знание уже есть, уже придумано и к нему можно быстро получить доступ.
Недостаток такого подхода — работа в рамках чужих ограничений. Чужие знания самим своим существованием и подходом задают границы возможного и невозможного, тем самым задавая конкретную зону для вашего творчества и ограничивая ваше воображение.
Интроверт действует по-другому: ему намного проще придумать что-то самому, чем общаться с другими людьми, выискивая крупицы уже известных знаний.
Недостаток такого подхода: многократное переизобретение уже известных истин. Плюс творчество требует намного больше времени и усилий, чем поиск.
Достоинство: полное отсутствие творческих ограничений. Можно ходить путями по которым никто не ходил и решать невозможные задачи, не зная, что это невозможно.
Я пошел путем интроверта — сначала методом проб и ошибок создал и отладил свою систему развития малого бизнеса. И только потом пошел в мир изучать, что другие люди придумали по этому поводу.
Оказалось, что в мире советчиков и экспертов по малому бизнесу много. Даже очень много. Но большинство из них — это эксперты одного совета/детали: типа «прибыль в малом бизнесе нужно считать не как доходы — расходы, а сначала задавать себе желаемую прибыль, а потом думать как увеличить доходы и уменьшить расходы, чтобы прибыль стала такой». Или «планируйте не на год, а на квартал — так вы будете меньше откладывать и большего достигнете».
Сами по себе подобные советы могут быть полезными, проблема в том, что бизнес, как и ребенка, нельзя вырастить делая только одно действие. Нужен длительный процесс, нужна система знаний, чтобы управлять длинным проектом в постоянно изменяющейся среде.
Таких систем развития бизнеса из малого в большой (кроме моей) а мире оказалось всего две. Я не буду пытаться пересказывать здесь обе системы во всех подробностях. Тем более, что по каждой из них написано несколько книг. Но постараюсь изложить главные постулаты и особенности каждой системы, применимые к нашей теме. Чтобы было понятно в чем отличие одной от другой и в чем суть моих открытий, добавляющих важную ценность к общему целому.
Майкл Гербер: Предпринимательский миф (E-myth, 1977)
Первая система развития малого бизнеса была создана в 1977 году. Её создатель, Майкл Гербер (Michael E. Gerber) не был ни ученым, ни предпринимателем, а просто человеком много повидавшим в жизни. Но волей обстоятельств, он оказался в ситуации наставника для предпринимателей и к своему удивлению обнаружил, что его советы (человека которых не совершенно не разбирается в в технической сути их бизнеса) помогают предпринимателям становиться более успешными.
Это постепенно привело его к созданию системы развития малого бизнеса и консалтинговой компании, которая развивает чужие бизнесы с помощью своей системы.
В 1986 году Майкл Гербер опубликовал свою первую книгу «The E-Myth: Why Most Small Businesses Don’t Work and What to Do About It» (Предпринимательский миф: Почему большинство малых бизнесов не работают и что с этим делать). В которой изложил основы своей системы.
В 1995 году Гербер опубликовал второе «пересмотренное» издание этой книги, а также несколько других — развивающих и дополняющих первую.
В основу своей системы, Гербер положил несколько совершенно новых утверждений, в корне менявших подход к созданию предпринимательского бизнеса.
Предприниматель вместо капиталиста
Было: Капиталист создает компанию с целью извлечения прибыли на вложенный капитал
Стало: Владелец создает компанию для реализации своих интересов
Раньше считалось, что главный инициатор создания компании — капиталист (владелец капитала), главной целью которого является увеличение прибыли на вложенный капитал, то есть дополнительный заработок.
Немецкий экономист Карл Маркс заявлял, что источником прибыли является эксплуатация труда сотрудников компании и написал много страшилок о том, какие капиталисты плохие типа:
«Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживлённым, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.»
Карл Маркс. Капитал
Но в том же 19—20 веке экономисты австрийской школы создали другую экономическую теорию — праксиологию: науку о человеческой деятельности. В которой обосновали и доказали, что компанию создает предприниматель для осуществления своих целей и что главным источником прибыли компании является не эксплуатация сотрудников, а предпринимательская прибыль. Которая возникает из-за несоответствия между спросом и предложением в какой-то области. Говоря проще, если в какой-то области возникает недостаток предложения (повышенный спрос или меньше предложения) товаров или услуг, то покупатели готовы платить больше и это приносит прибыль. Предприниматели ищут подобные несоответствия на рынке и действуют исходя из своих персональных прогнозов где и при каких обстоятельствах они могут возникнуть в выбранной ими области деятельности. Совокупные действия индивидуальных предпринимателей, действующих в своих личных интересах, создают общее рыночное движение, направленное на поиск и исправление несоответствий между спросом и предложением.
Другими словами, владелец создает компанию как инструмент для реализации своих интересов. На самом примитивном уровне, этим интересом является желание заработать на продаже своих товаров и услуг. На более высоком уровне это могут быть интересы любого рода — желание стать знаменитым, принести пользу, изменить мир и все, что угодно.
Австрийская школа экономики по разным причинам проиграла в политической борьбе за умы общества и не смогла стать ведущим мировым экономическим знанием в момент своего создания. Поэтому капитализм до сих пор называется капитализмом, а не предпринимателизмом. Но суть дела от этого не меняется. Предприниматель, а не капитал, является главной движущей силой, создающей компанию для реализации собственных интересов.
Майкл Гербер, в своей системе обозначил интересы предпринимателя, как главную причину создания компании, и стал использовать самого предпринимателя как главную движущую силу развития компании.
Я тоже к этому пришел, но на 30 лет позже.
Главный субъект бизнеса
Было: Компания — главный субъект бизнеса
Стало: Владелец компании — главный субъект бизнеса
Раньше считалось, что компания является главным самостоятельным субъектом бизнеса. Поэтому мы часто встречаем в бизнес-литературе фразы типа «компании нужно, потребности компании и т.п.» в приложении к конкретной компании.
На самом деле, главным субъектом бизнеса является предприниматель — владелец этого бизнеса5. Именно он определяет насколько правильно компания действует по реализации его целей.
Потребности самой компании — вторичны, как вторичны потребности любого человеческого инструмента по отношению к потребностям самого человека.
Для понимания можно привести пример водителя, который использует неисправный автомобиль для того, чтобы добраться из точки А в точку Б.
Потребности автомобиля — чтобы ему сделали ремонт.
Потребности водителя — добраться в пункт назначения в нужное время. Эти потребности более высокого уровня, чем потребности автомобиля. Поэтому именно от водителя зависит будет ли он добираться до места назначения на неисправном автомобиле (без ремонта) с риском совершения аварии. Или сначала сделает ремонт, а потом поедет.
Непонимание этого факта часто приводит к конфликту между владельцем бизнеса и его окружением (сотрудники, партнеры, поставщики…) когда окружение начинает навязывать владельцу действия, исходя из своих представлений о первичности потребностей компании. Например, навязывают владельцу действия по максимизации прибыли компании в тот момент, когда у владельца совсем другие цели.
Формула бизнеса
Я уже приводил универсальную формулу бизнеса по которой работают все бизнесы мира:
Бизнес — это сделать другим людям настолько хорошо, чтобы они за это заплатили и организовать работу так, чтобы доходы превышали расходы
Нельзя сказать, что Майкл Гербер или я первыми её сформулировали. Об этом говорили многие и уже давно. Вот вам, например, цитата одного из основателей великой компании Hewlett-Packard, созданной в 1939 году и выросшей до оборота в 2014 году в 111 млрд долларов и 302 тыс. сотрудников (в 2014 была разделена на 2 компании HP Inc. и Hewlett Packard Enterprise).
«После короткого приветствия Паккард сказал:
В первую очередь я хочу поговорить о том зачем (выделено Паккардом) компания существует. Для чего мы все здесь находимся? Многие ошибочно полагают, что компания существует для зарабатывания денег. Это, безусловно важно, но необходимо копнуть глубже и отыскать действительные причины нашего существования. Изучая этот вопрос, мы неизбежно придем к выводу, что группа людей собирается вместе и создает организацию, которую мы называем компанией, для совместного достижения целей, которых они не в состоянии достичь по отдельности — для того, чтобы приносить пользу обществу. Звучит банально, но это действительно так… Посмотрите вокруг (на мир бизнеса в целом) и вы увидите множество людей, которые не интересуются ничем, кроме денег, но истинные побуждения все равно проистекают от стремления сделать нечто большее — создать товар — оказать услугу — что-то по-настоящему ценное, Учитывая это давайте обсудим, зачем существует Hewlett-Packard… Основная причина в том, что мы делаем нечто, приносящее пользу»
Построенные навечно, с. 83
Зато Майкл Гербер (а потом и я) не просто озвучили формулу бизнеса, а положили её в основу своей системы развития бизнеса. Сделали её причиной из которой следует несколько очень важных понятий:
1) бизнес — машина по производству «хорошо»
2) прибыль — побочный результат работы бизнеса
3) хочешь больше денег/прибыли — сделай «хорошо» бОльшему количеству людей
Предпринимательский миф или 3 роли в бизнесе
Для того, чтобы бизнес был успешным, в нем нужно исполнять одновременно 3 роли: Предприниматель (Entrepreneur), Руководитель (Manager) и Техник (Technician).
Главное действие совершает Предприниматель, который придумывает суть бизнеса: каким людям мы будем делать «хорошо» и как именно. Предприниматель создает видение машины будущего бизнеса ну или техническое задание на построение машины бизнеса (если технические термины вам больше нравятся).
Исходя из видения предпринимателя, Руководитель создает бизнес как машину по производству «хорошо» из людей, технологий и других ресурсов.
Техник — тот, кто совершают действия по производству «хорошо» внутри машины бизнеса.
Главная находка Майкла Гербера — это предпринимательский миф (Entrepreneurial-Myth или E-Myth).
Суть мифа в том, что все думают, что бизнес создают люди с мышлением предпринимателей, в то время как в реальности большинство бизнесов создают люди с мышлением техников.
Техник умеет делать конкретную работу, присущую его профессии: сантехник, водитель, плотник, строитель… И поэтому создает бизнес в этой области: сантехническую компанию, транспортную компанию, строительную компанию и т. п.
Конкретная причина по которой техник ушел в бизнес не важна. Это может быть:
— меня уволили с работы
— поругался с начальником и решил, что сам буду начальником
— понял, что хочу заниматься только этим
— захотел работать на себя и оставлять себе всю прибыль
— и все, что угодно.
Проблема в том, что Техник не умеет и не делает работу двух других ролей: Предпринимателя и Руководителя. Поэтому он не создает компанию, как машину по производству «хорошо», а просто создает себе самозанятое рабочее место Техника, производящего «хорошо». Техник превращается в самозанятого специалиста, который сам делает всю работу и не может построить бизнес.
Работу Предпринимателя Техник вынужденно выполняет время от времени. Просто потому, что сам процесс вынуждает его привлекать клиентов и продавать им свои товары/услуги. Но делает он это несистемно и не отдавая себе в этом отчета (я называю это «не приходя в сознание»). Просто действует по ситуации и потом не может объяснить другим почему принял то или иное решение.
А работу Руководителя Техник не выполняет вообще и старается перекинуть её на кого-нибудь другого. Когда дела у Техника начинают идти лучше и он перестает сам справляться с заказами, он обычно нанимает себе помощника. Вот на этого помощника он и перебрасывает все работы по развитию бизнеса.
Нужно нанять бухгалтера — и помощнику поручают нанять бухгалтера. Нужно закупить сырья — и помощник занимается закупками. Нужно нанять персонал… Техник перебрасывает на помощника все, чем не умеет заниматься сам, а сам старается делать то, что умеет — работать работу внутри бизнеса.
Проблема в том, что Техник не умеет нанимать помощников-руководителей и обычно нанятый им помощник — это тоже Техник, не умеющий делать работу руководителя. В результате все, что делает Техник по развитию бизнеса, заканчивается плохо: не те люди, не те решения, не те расходы… в общем все разваливается и приводит к убыткам.
Разочарованный владелец винит во всем плохого помощника, хотя в реальности виноват сам в том, не делал работу Предпринимателя, а работу Руководителя поручил неподходящему человеку.
Решение этой проблемы заключается в том, что владелец компании должен научиться делать работу Предпринимателя (придумывать бизнес) и работу Руководителя (строить машину бизнеса из других людей), а работу Техника — передать наемным сотрудникам.
Бизнес, как инструмент для реализации мечты предпринимателя
Майкл Гербер вполне обоснованно считал, что у каждого предпринимателя есть видение желаемого образа жизни, на создание которого нужна много денег, которых у начинающего предпринимателя нет.
Чтобы получить желаемое, Гербер предлагает предпринимателю создать бизнес, вырастить его, а потом — продать. А на вырученную от продажи бизнеса деньги — реализовать желаемый образ жизни (дома, яхты, путешествия и т. п. — кто что себе намечтал). Чем дороже стоит мечта предпринимателя, тем больших размеров нужно строить бизнес.
Чтобы продать бизнес, нужно научить его работать без участия владельца (иначе придется продавать его вместе с владельцем-работником), то есть передать всю работу внутри бизнеса наемным сотрудникам. А для этого нужно построить полноценную систему бизнеса.
Круг замыкается: хочешь реализовать мечту — сделай бизнес нужных размеров, выйди из него и продай.
Масштаб мечты задает масштаб бизнеса, а необходимость продажи — требует построить его как систему, работающую без участия владельца.
результат работы предпринимателя — бизнес как самодостаточная система
Майкл Гербер создавал свою систему, находясь под впечатлением триумфального шествия по планете сети ресторанов фаст-фуда McDonalds. Создатель сети Рэй Крок своим главным продуктом сделал не продажу гамбургеров, а продажу франшизы ресторана, как готового бизнеса, приносящего гарантированный доход, независимо от личности владельца.
Ресторан McDonalds показал всему миру принципиальную возможность создания бизнеса, который прибыльно работает в любых условиях и с любыми владельцами. И стал для Майкла Гербера прототипом того, как должен выглядеть бизнес, работающий без участия своего владельца.
В системе E-Myth, бизнес — это система, состоящая из следующих элементов:
1) Marketing/Brand — видение и концепция бизнеса: что и кому он продает, чем отличается от других и т. д.
2) Lead Generation — реклама и продвижение, привлечение потенциальных покупателей (лидов)
3) Lead Conversion/Sales — Продажи, конвертация потенциальных покупателей в покупки и клиентов
4) Client Fulfillment/Delivery — Удовлетворение клиентов. Весь цикл действий связанных с исполнением заказа: закупки, производство, доставка, клиентский сервис
5) Management — Управление
6) Money/Finance — Финансы. Управление деньгами
7) Leadership — Лидерство. То, что связывает все части бизнеса в единое целое.
Просто. Понятно. Взаимосвязано. Универсально.
Страсть, как главный источник энергии предпринимателя
Построение системы бизнеса — тяжелый труд предпринимателя в течение длительного времени. Где же ему взять столько энергии?
Решение Майкла Гербера: чтобы была энергия, предпринимателю нужно строить бизнес в зоне своей страсти и превращать его в инструмент для самореализации предпринимателя во внешнем мире. Такой подход дает интерес к делу, энергию и возможность найти единомышленников, разделяющих эту страсть и эту цель.
Бизнес — это возможность поделиться с сотрудниками. Поделиться своей страстью, своим отношением к жизни, своей целью, ну и конечно — доходами от бизнеса.
Чем масштабнее страсть и цель предпринимателя, тем большую команду единомышленников он может собрать. Тем больше пользы во внешнем мире они могут создать для других людей. Тем более масштабной и прибыльной будет построенная им компания.
Умение масштабно мечтать и делиться своими мечтами — главные умения предпринимателя.
Хотите подтверждающий пример из текущей жизни?
Going from PayPal, I thought well, what are some of the other problems that are likely to most affect the future of humanity? Not from the perspective, «what’s the best way to make money,» which is okay, but, it was really «what do I think is going to most affect the future of humanity.»»
Elon Mask
Покидая PayPall, я задумался, какие другие проблемы максимально влияют на будущее человечества? Не с перспективы «какой лучший путь зарабатывания денег», который тоже хорош, но это на самом деле было «что я думаю максимально повлияет на будущее человечества»
Илон Маск
Недостатки системы E-Myth
Майкл Гербер оказался самым большим разрушителем моих иллюзий. Он первым придумал и реализовал на практике множество идей к которым я пришел своим путем, но намного позже. Если штамповать идеи именем автора, то штамп «придумано Майклом Гербером» будет встречаться чаще всего.
E-Myth имеет множество достоинств, в числе которых нужно специально отметить возможность начала работы с полного нуля, с отсутствующего бизнеса. Для старта достаточно иметь Предпринимателя, желающего создать бизнес. Ну или Техника, который создал себе самозанятое рабочее место.
У системы E-Myth есть только две слабости:
1) Несоответствие между текущим и необходимым состоянием состоянием предпринимателя
Чтобы поставить себе задачу и построить бизнес по системе E-Myth, предпринимателю нужно мыслить и действовать в роли Предпринимателя. Причем не обычного предпринимателя, а предпринимателя, осознавшего свое призвание и миссию во внешнем мире, которую он хочет реализовать с помощью своего бизнеса.
В то время как большинство предпринимателей малого бизнеса в начале пути по своему мышлению и поведению находятся в роли Техников. Из роли Техника строить бизнес невозможно. Техник не может даже понять о чем идет речь. Ему не интересно даже говорить о бизнесе, ему хочется говорить о том, что он делает. Для построения бизнеса нужно из роли Техника перейти в роль Предпринимателя, а заодно освоить и роль Менеджера.
Возникает несоответствие между тем, что предприниматель хочет и тем, что система предлагает ему сделать. Запрос предпринимателя звучит из роли Техника, а Система предлагает действовать из роли Предпринимателя. Спрос не совпадает с предложением.
Чтобы перейти из состояния мышления Техника в состояние мышления Предпринимателя, владельцу малого бизнеса нужно изменить себя. Провести огромную работу над собой. Найти свое призвание, пробудить свои мечты, увидеть в своем бизнесе средства реализации мечты… Это трудно и почти невозможно сделать без внешней помощи.
В системе E-Myth эти изменения производятся с помощью многомесячного коучинга предпринимателя внешним экспертом. Только после этого возможны какие-то осмысленные действия по улучшению бизнеса.
Только малая часть предпринимателей готовы начинать улучшение своего пико-нано-микро-бизнеса с масштабной, длительной и дорогостоящей работы над собой. Большинство ищет легких и недорогих решений.
2) Вторая слабость заключается в том, что невозможно сразу построить желаемую систему бизнеса.
Предприниматель вынужден строить будущую идеальную систему бизнеса по кусочкам, находясь все это время внутри некоей существующей (неидеальной) системы бизнеса. Постоянная борьба с существующим за построение идеального приводит к серьезным дополнительным осложнениям.
Эти две слабости привели к тому, что, несмотря на все свои достоинства и создание масштабной сети экспертов-внедрителей, система E-Myth не очень широко распространилась по миру. Тиражи книг Майкла Гербера исчисляются миллионами, а число внедрений E-Myth — декларируется только десятками тысяч. Что говорит о том, что только 1% или менее от армии малых бизнесов, прочитавших книгу, решились на внедрение системы в своем бизнесе.
Это непозволительно мало (((
Джино Викмэн: Предпринимательская операционная система (EOS, 2011)
В 2011 году Джино Викмэн (Gino Wickman) году издал свою книгу Traction в которой описал основы EOS (Entrepreneurial Operating System) — Предпринимательской Операционной Системы. Книга стала первой в целой серии книг, каждая из которых описывала какой то важный элемент системы EOS.
История Джино Викмена отличается от истории Майкла Гербера. Он сначала много лет развивал доставшийся ему по наследству семейный бизнес. А потом продал его и решил использовать накопленные знания и опыт для помощи другим предпринимателям.
Джино Викмэн не старался все изобрести самостоятельно. Он учился у многих и составлял свою систему из кусочков других хороших систем, в том числе и из кусочков системы E-Myth.
Если внимательно посмотреть на EOS, мы увидим, что Викмэн существенно дополнил находки Гербера и ввел несколько новых очень важных понятий.
Бизнес, как машина по построению бизнеса
Викмен устранил вторую слабость системы E-myth: на пути построения идеальной системы мы все время находимся в некомфортном состоянии борьбы нового со старым, строим новую систему бизнеса, как противоречие существующей системе бизнеса.
Найденное решение было простым и изящным: если нельзя сразу построить бизнес как идеальную систему, давайте разделим систему управления на две системы.
Одна система управления — операционная система, будет управлять работой внутри бизнеса, то есть выполнением его текущих операционных задач.
Другая система управления — Предпринимательская система (EOS), будет управлять нашей активностью по построению и развитию бизнеса — работой Предпринимателя над бизнесом.
В результате работа над бизнесом перестает быть противоречивой и становится системной и плановой. А бизнес превращается в машину двойного действия. С одной стороны — это машина по производству пользы для клиентов. С другой стороны — это машина по построению и выращиванию самого бизнеса.
Схема EOS приведена на рисунке.
EOS состоит из 6 главных модулей:
1) Vision (Видение) — картина будущего предприятия
2) People (Люди) — кого мы нанимаем и как распределяем полномочия и ответственность
3) Issues (Проблемы) — ключевые проблемы с которыми нужно справиться для достижения цели
4) Data (Данные) — показатели, характеризующие состояние бизнеса
5) Process (Процессы) — описание бизнес-процессов
6) Traction (Активность) — управление активностью по достижению цели
Самыми интересными из них являются Issues/Проблемы и Traction/Активность
Проблемы — это ключевые проблемы, которые нужно решить для достижения очередной цели.
Как правило, для достижения важной цели нужно преодолеть какие-то существенные препятствия или же что-то нужно подготовить. Например, для выстраивания отношений с клиентами, нужно сначала внедрить систему учета и управления отношениями с клиентами.
Обычно подобные задачи воспринимались предпринимателем как управленческая рутина и тонули в массе других операционных задач. В то же время, ключевые проблемы существенно отличаются от обычных задач. Сотрудники обычно не знают как их решать, боятся их и всячески уклоняются от их решения.
Джино Викмэн впервые выделил решение ключевых задач из общей массы рутинных дел и превратил их в постоянную регулярную деятельность. Необходимое условие достижения важной цели. И для управления этой деятельностью придумал специальный инструментарий — как выявлять ключевые проблемы и как их решать.
В рамках этой регулярной деятельности (Issues), cотрудники учатся решать проблемы роста и привыкают воспринимать их решение как обычную, рутинную деятельности. Такой подход ускоряет и упрощает перевод бизнеса на следующий уровень.
Активность — управляет процессом развития бизнеса и перевода его на следующий уровень
Мы ведь помним, что бизнес — это машина по производству «хорошо», которая работает непрерывно внутри бизнеса. С точки зрения этой обычной деятельности, работа по развитию бизнеса является чуждой и совершенно ненужной. Поэтому в большинстве бизнесов — цели по развитию бизнеса выпадают из производственных планов и остаются нереализованными.
Активность — это введение в жизнь компании элементов регулярной деятельности по развитию бизнеса. То есть по работе над бизнесом.
Вводится система ключевых целей/показателей и регулярные совещания по проверке их достижения и организации процесса работы по их достижению.
Регулярные совещания задают темп ритмичной работы по внедрению предпринимательской системы в жизнь и организации процесса развития бизнеса и перевода его на следующий уровень.
В результате, активность бизнеса начинает состоять из регулярной активности по текущей работе бизнеса (производство хорошо) и регулярной активности по развитию бизнеса (работа над бизнесом). Поэтому бизнес начинает планомерно развиваться, не мешая текущей деятельности.
Визионер и интегратор
Исследуя успехи своих клиентов, Джино Викмэн обнаружил, что наиболее успешными являются те компании в которых владельцев не один, а двое. Причем максимальный прогресс показали компании в которых владельцы четко распределили между собой обязанности на две роли.
Викмэн назвал эти роли: visionary (визионер) и Integrator (интегратор)
Если мы внимательно присмотримся к этим ролям, то обнаружим их большое сходство с ролями Предпринимателя и Руководителя (E-Myth).
Главное отличие в том, что роли в системе E-Myth являются ролями одного человека — Предпринимателя. То есть E-Myth утверждает, что один и тот же человек может достаточно эффективно выполнять несколько ролей.
А Джино Викмэн утверждает, что для эффективного выполнения роли визионера или интегратора нужно иметь соответствующий этой роли характер и образ мышления. Причем в обеих ролях необходим образ мышления именно предпринимателя, поэтому эффективное исполнение ролей возможно только двумя партнерами с разными характерами и правильным распределением обязанностей между ними.
Это один из важнейших элементов. Во времена зарождения больших компаний, сотрудники часто выполняли много рутинной работы внутри компании. Работы доступной человеку со средними достоинствами. Из этого зародилось убеждение, что любой человек может выполнить любую работу, стоит его только этому научить. Из тех времен к нам пришло множество поговорок типа «не боги горшки обжигают».
С течением времени, профессии все больше и больше усложняются, и все больше требуют для успеха не ординарных способностей, а природных талантов человека. Современные же исследования человека все чаще показывают, что у разных людей есть разные таланты, и разные характеры. И что наличие одних талантов и способностей может противоречить и препятствовать наличию других.
Характер и способности, необходимые для исполнения роли Визионера, противоречат характеру и способностям, необходимым для исполнения роли Интегратора. Что делает практически невозможным качественное исполнение обеих ролей одним человеком. Только команда партнеров, составленная из людей с разными характерами дает качественное исполнение обеих ролей разными людьми.
Я тоже пришел к этому же важному выводу, только несколько позже. Так что на этой моей идее стоит штамп «придумано Джино Викмэн».
Зато наблюдение за моими клиентами, позволяет мне сделать несколько существенных дополнений, которые можно использовать не только для работы, но и для диагностики состояния бизнеса:
— Если единственный собственник визионер, то в его бизнесе есть много хороших, но не внедренных идей. Идей много, а внедрений мало. Видение чудесное и масштабное, а бизнес пока маленький и не очень растущий. Именно потому, что собственнику больше нравится придумывать новые идеи, чем заниматься их внедрением.
— Если единственный собственник интегратор, то все в бизнесе работает хорошо и слаженно, но в нем мало новизны и инновационности. Все рядовое и обыденное, как у других. А раз бизнес не сильно отличается от конкурентов, то нет и потенциала для роста.
— Попытки делегировать роль интегратора наемному менеджеру обычно неуспешны. Викмэн прав в том, что интегратор должен быть партнером, а не наемным менеджером. Причина проста: роль интегратора предполагает работу над развитием бизнеса. Это мышление предпринимателя, совладельца бизнеса. В то время как наемный менеджер больше ориентирован на работу внутри бизнеса, а не над бизнесом.
ограничения EOS
Главной проблемой Предпринимательской операционной системы является то, что из роли Техника её невозможно внедрить.
Внедрение EOS начинается с распределения обязанностей между существующими сотрудниками (роль Менеджера) и формирования видения (роль Предпринимателя). В то время как E-myth Майкла Гербера утверждает, что исходной точкой в которой находится большинство предпринимателей является роль Техника. Техника, который живет в мире работы, работает внутри бизнеса и не понимает как ему строить свой бизнес.
Техник не просто не сможет внедрить EOS у него нет на это запроса.
Джино Викмэн устранил вторую слабость E-Myth (противоречие между новым и старым), но ничего не предложил для решения первой слабости (предприниматель в состоянии Техник).
Федор Нестеров: ТРАЙ, 2014
Система развития бизнеса ТРАЙ была создана, как независимая от EMyth и EOS параллельная разработка. Но по факту оказалась их дальнейшим продолжением и развитием.
В 2011 году после пятнадцати лет работы в консалтинге, я запустил программу для владельцев малого бизнеса которая называлась «Бизнес-прорыв». Программа давала понимание того, как работает компания и учила умению управлять людьми. Выпускники программы переставали пытаться все делать сами, начинали делегировать свои задачи подчиненным и управлять ими.
Говоря языком этой книги, программа выводила предпринимателей из состояния Техника и учила мыслить и действовать как Менеджер. За 3 месяца. В режиме онлайн-обучения. Без отрыва от работы.
Наблюдая за поведением выпускников, я обнаружил, что после освоения навыка управлять людьми, дела в их бизнесах улучшались, но не радикально. Вопросы и исследования показали, что управление людьми не единственный навык, который нужен владельцу. У них не хватало умения продавать и я создал программу по обучению владельцев навыку личных продаж.
Странно но именно такой на рынке не было. Были программы для продавцов, для руководителей отделов продаж. А программ для владельцев, дающей системное понимание сути продаж на уровне бизнеса и базовые навыки — не было.
Потом программу по построению системы продаж из наемных сотрудников.
Потом программу по созданию классного продукта на основе параметров личности владельца.
Потом программу по управлению бизнесом.
Через 3 года количество перешло в качество и из нескольких отдельных программ родилась целостная система развития бизнеса.
ТРАЙ.
ТРАЙ естественно включает в себя основные положения E-Myth и EOS, и добавляет к ним новые составляющие.
Треугольник бизнеса
В переписке в Facebook я как-то увидел очень интересную фразу:
Мой учитель по финансам учил меня, что финансы это наука не о счете денег, а о решениях об их перемещении. И в этой науке понимание сути операции намного важнее количественных данных.
Это утверждение полностью применимо к бизнесу.
Предпринимательство — это наука о решениях, принимаемых предпринимателем на разных стадиях развития бизнеса. И понимание сути операций важнее количественных данных. Федор Нестеров
Как начинается бизнес?
Сначала появляется основатель (предприниматель). Если попробовать описать эту картину геометрически, предпринимателя можно сравнить с точкой в пространстве. Без него рождение бизнеса невозможно, но одного его присутствия недостаточно.
Чудо зарождения жизни возникает тогда, когда у основателя появляется идея. Идея о том, как можно сделать «хорошо» какой-то группе людей.
Нельзя сделать хорошо сразу всем: люди слишком разные. Поэтому любая идея бизнеса нацелена на определенную аудиторию людей (клиенты) и количество этих людей задает будущий масштаб бизнеса. В нашей картине количество Клиентов описано окружностью, диаметр которой зависит от количества Клиентов.
Однако любая идея — нематериальна и говорит только о намерение, а не о действии.
Чтобы идея материализовалась, её нужно превратить в Продукт (товар или услугу) — то есть во что-то конкретное, делающее Клиентам «хорошо».
Продукт не может сам по себе попасть к Клиентам — ведь они еще даже не знают о его существовании. Для организации деятельности по предоставлению Продукта Клиентам (информирование Клиентов о его существовании, производство Продукта, обмен Продукта на деньги Клиентов, доставка, обслуживание и т.п.) основатель создает специальный инструмент — Компанию.
Именно через Компанию предприниматель общается с Клиентами, продает, принимает платежи и совершает другие действия по предоставлению Продукта.
Появление Компании и начало деятельности по предоставлению Продукта позволяет Основателю получить обратную связь от Клиентов и теперь он может создать следующую версию Продукта. Которая еще лучше удовлетворяет потребности клиентов и это приводит к развитию Компании. Что оказывает влияние на личность Основателя и заставляет его самого как-то развиваться… Все. Процесс запущен. Треугольник бизнеса создан.
Треугольник бизнеса — это сочетание Основателя (мозг), Идеи (душа) и Компании (тело) бизнеса. А площадь треугольника — это и есть сам бизнес.
Развитие бизнеса так и происходит по расходящейся спирали — выросший Основатель еще лучше понимает Идею бизнеса, что позволяет создавать на ее основе все новые и новые Продукты. Которые еще больше пользуются спросом у Клиентов, что создает поток денег и приводит к новому развитию Компании. И так — до бесконечности.
Чуть подняли один угол, это создает основу для поднятия следующего угла, потом следующего… а площадь треугольника все растет и растет. Единственное, что ограничивает этот рост — размер целевой аудитории (количество Клиентов).
Если клиентов мало, то можно вырастить только маленький бизнес.
Если потенциальных клиентов много, то бизнес может стать очень и очень большим.
Треугольник очень стабильная фигура, если его развивать по спирали, то рост будет последовательным и очень стабильным.
Но если нарушать спиральное развитие, то сразу же нарушается стабильность и возникают проблемы.
Например, бизнес бурно растет, а личность владельца остается неизменной. Его влияние и возможности возросли многократно, а уровень его развития остался на том же уровне, когда он лично совершал первую продажу. Представляете эту ситуацию, форму и площадь такого треугольника?
Или другой пример. Классный основатель с привлечением больших ресурсов создает большую Компанию для продажи посредственного Продукта. Какими теперь будут форма и площадь треугольника?
Вывод: чтобы обеспечить стабильное развитие бизнеса его нужно развивать в системе из 3-х координат: Основатель, Идея (Продукт) и Компания.
любовь как Главный ресурс бизнеса
Было: главный ресурс развития — Капитал
Стало: главный ресурс развития — Любовь
Маркс говорил, что главный ресурс бизнеса — это капитал. Праксиология — стремление предпринимателя заработать на рыночных несоответствиях. Майкл Гербер — страсть предпринимателя, его желание или интерес к определенному предмету.
Я утверждаю, что Главный ресурс бизнеса — это Любовь, а страсть владельца — это только частный случай, часть общего правила.
Потому, что суть бизнеса — это создать продукт, делающий хорошо другим людям. Создание продукта — это всегда творчество, а творить мы можем только для тех, кто нам нравится. В идеале — для тех, кого мы любим.
Не верите?
Давайте проведем небольшой эксперимент.
Закройте глаза и представьте себе человека, который вам не нравится. Вы можете его слегка недолюбливать или сильно ненавидеть. Степень неприязни не имеет значения. Просто он вам не нравится и все. Вы не хотите с ним разговаривать. Вы предпочитаете держаться от него подальше…
Представили?
А теперь представьте, что именно для этого неприятного вам человека вам нужно создать свой лучший в мире продукт. Что чувствуете?
— Не хочется.
Тогда представьте другого человека: того, кто вам нравится. Того, кому хочется улыбнуться, поговорить, подойти поближе…
Представили? А теперь представьте, что уже для этого человека вам нужно создать свой лучший в мире продукт. Что чувствуете?
— Теперь хочется! Теперь я могу и хочу творить!
Это и есть любовь.
Предприниматель создает бизнес в любви.
Он любит свой продукт.
Он любит своих клиентов, для которых он создает продукт и хочет сделать им хорошо.
Он любит своих сотрудников. Потому, что мы всегда нанимаем тех, кто нам нравится. Тех с кем нам хочется работать и не нанимаем тех, кто нам не нравится и с кем мы работать не хотим.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги ТРАЙ. Где в бизнесе деньги и как до них добраться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5
Для простоты изложения мы в книге говорим о владельце бизнеса в единственном числе. На практике очень часто владельцев бизнеса несколько и для согласования своей позиции в отношении компании, которой они совместно владеют, им часто приходится согласовывать свои интересы. Если они этого не делают, то возникают конфликты, поскольку разные владельцы имеют разные требования к бизнесу.