ТРАЙ. Где в бизнесе деньги и как до них добраться

Федор Нестеров

Эта книга – для тех, кому не повезло. Для предпринимателей-неудачников, у которых бизнес есть, а денег нет. Ну, то есть какие-то деньги у них уже есть, но до вожделенных миллионов и финансовой свободы – пока еще очень далеко.Задача минимум для читателя: с её помощью вылезти из гопы и вывести свой бизнес на нормальную дорогу.Задача максимум: не просто выжить, но и сделать бизнес бурно растущим и превратить его в великую компанию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ТРАЙ. Где в бизнесе деньги и как до них добраться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

8. Бизнес как способ продолжения рода

Человеческая жизнь конечна. Поэтому смертный человек всегда мечтал и продолжает мечтать о бессмертии. О способности жить вечно и оставить след после себя. Отражением этой мечты является множество художественных произведений, описывающих случаи бессмертной жизни или эликсиры для получения бессмертия.

На практике, единственным реальным средством бессмертия человека были и остаются его дети: совокупность потомков, род. Я умру, но мой род будет жить вечно. Отсюда такое внимание к продолжению рода: рождению и воспитанию детей, сохранению фамилии в браках и т. п.

Еще в индустриальном веке эта схема работала. В семьях рождалось много детей. Профессия передавалась по наследству. Выживать было трудно, поэтому родственники держались друг за друга и признавали авторитет главы рода.

C приходом информационной эры привычная схема начинает ломаться. Выживать стало легче, поэтому женщины рожают меньше детей. Во многих семьях один ребенок, что приводит к вырождению рода уже через несколько поколений. Дети уже не обязаны выбирать профессию родителей, у них появилась возможность выбирать любую профессию. Да и сами профессии быстро устаревают. Короче, значимость рода как инструмента бессмертия постепенно снижается.

Зато появилась другая возможность продолжить свой род — создать свой бизнес4, как «социального ребенка» предпринимателя, его способ самовыражения во внешнем мире. «Нерукотворный памятник». След в мире, который останется после него.

Организации любого рода (коммерческие и некоммерческие) в своем поведении похожи на живых существ:

— рождаются, растут, болеют, стареют и умирают

— приобретают черты характера своих создателей (иногда даже больше, чем их кровные дети)

— часто переживают своих создателей (если, конечно, были хорошо построены).

В определенном смысле, самореализация в бизнесе, — это по множеству показателей намного более полная и масштабная самореализация чем родить и воспитать кровных детей:

— Мы не можем задавать пол своего ребенка, а бизнес строим как хотим

— Мы не можем задавать характер своего ребенка, а характер бизнеса можем задать

— Мы не можем формировать предпочтения ребенка, его страсти и таланты (можем только пытаться влиять на этот процесс), а талантливую команду в своем бизнесе можем целенаправленно создавать

— Создать компанию с тысячей сотрудников намного проще и быстрее, чем основать род с 1000 родственников

— Уже есть опыт длительного (несколько столетий) существования организаций…

В общем, у любого человека появляется возможность создать по своим правилам организацию, которая оставит в мире след и переживет его самого.

Есть только одно препятствие: человечество в целом и отдельные люди в частности уже хорошо умеют выращивать детей, и пока плохо умеют выращивать организации, особенно созданные с целью извлечения прибыли.

Умение выращивать детей далось человечеству не просто. Почитайте историю о том, что происходило хотя-бы 200 лет назад. И узнаете, что дети выживали очень трудно и умирали по любому поводу. Что даже в королевских семьях матери часто умирали при родах и рожали много детей, большинство которых умирало в детстве.

Чтобы исправить ситуацию, человечеству пришлось сильно развить медицину и создать целую индустрию, помогающую зачать, выносить, родить и вырастить ребенка (лечить, учить, воспитывать, тренировать и многое другое).

Раньше вырастить ребенка было очень сложным и хлопотным делом, поскольку от родителей требовались компетенции во множестве разных областей: кормить, лечить, развлекать, учить и т. п. Малейшая ошибка приводила к смерти. Чтобы это как-то компенсировать, матерям приходилось много рожать. Иметь 5—10 детей в одной семье было нормально и далеко не все дети доживали до взрослого возраста.

Кроме того, женщины веками учились выращивать детей и к сегодняшнему дню довольно хорошо в этом разбираются. Каждая девочка с самых ранних лет играет в куклы и учится у своей мамы как рожать и растить детей.

Многолетний опыт в сочетании с созданной индустрией поддержки за сотни лет привел к снижению детской смертности до очень низких показателей. В большинстве стран вероятность того, что зачатый ребенок родится, вырастет и доживет до возраста самостоятельности намного выше 70%. Теперь женщины рожают мало. Смерть во время родов или в раннем возрасте — редкое явление

Службы поддержки: родильные дома, памперсы, детские врачи, ясли, школы,… многократно уменьшили сложность процесса воспитания и выращивания детей. Настолько, что любая родительская пара или даже родитель-одиночка может с этим справиться. Родитель-одиночка с ребенком или даже несколькими детьми уже вполне обычное явление.

Это успехи, достигнутые человечеством в выращивании своих детей.

В отношении бизнеса все намного хуже. Далеко не каждый человек знает о том, как создать и вырастить здоровый, растущий бизнес. Не говоря уже о том, чтобы уметь это сделать.

Видимо, пришла пора это исправить. Для начала, давайте разберемся в основных понятиях.

Создание здорового бизнеса, разделяется на такие же стадии, как и у детей:

— Зачать

— Родить

— Вырастить

Зачатие бизнеса происходит, когда кто-то из создателей придумывает бизнес-идею нового проекта.

Универсальная формула бизнеса очень проста:

Бизнес — это сделать другим людям настолько хорошо, чтобы они за это заплатили и организовать работу так, чтобы доходы превышали расходы

Бизнес-идея — это подробное описание формулы конкретного бизнеса: кому конкретно мы будем делать хорошо, какое именно хорошо, кто и как его будет делать, что для этого нужно (материалы, оборудование, ресурсы), как мы на этом планируем зарабатывать, ну и так далее.

После зачатия, бизнес нужно выносить и родить:

— Создать команду

— Найти Финансирование

— Запустить тестирование и поиск формулы бизнеса

— Создать и продать первую версию продукта

— Найти рынок и начать рост

Здесь уже этапов намного больше. И все потому, что нормально рожденный бизнес сразу после рождения должен начать расти. Если он не растет, значит в бизнесе что-то не в порядке.

Все как у людей: нормальный ребенок сразу же после родов начинает расти. В любых условиях. Независимо от качество питания, благоприятности окружающей среды, условий жизни в семье и множества других причин. Все это окружение, конечно, влияет на то как ребенок будет расти, но их отсутствие не может полностью прекратить этот рост.

Если ребенок после рождения не растет, это означает наличие какой-то патологии: болезнь, родовая травма, генетика… Конкретные причины патологии не важны, важно понимание — нормальный ребенок должен расти, если роста нет, значит есть какая-то патология.

Точно также и в бизнесе: нормально рожденный бизнес сразу же начинает расти. Если он не растет, значит что-то сделали не так или еще не доделали.

После рождения, начинается этап Выращивания:

— Управление растущим бизнесом

— Довести бизнес до состояния, когда он уже может обходиться без своего создателя

Каждая из этих составляющих важна. И это тоже легко представить на примере с детьми: ребенка нужно не только вырастить, но и научить жить самостоятельно, без помощи родителей.

Мечта абсолютно всех родителей в том, чтобы их дети стали полностью самостоятельными и превзошли родителей в своем развитии. А самый большой страх родителей: иметь детей, которые не могут сами о себе позаботиться. Потому, что кто же о них позаботится, когда родители умрут?

Как только мы наложим этот шаблон на существующую практику создания бизнесов (и вообще любых социальных проектов), то мы увидим ситуацию в совершенно новом свете.

1. генерировать бизнес-идеи без создания бизнеса похоже на занятие сексом для удовольствия без постановки задачи продолжения рода или даже на мастурбацию.

2. зачать, выносить и родить — это разные сложные процессы, требующие разных талантов и групповой работы, поэтому бизнес намного легче создавать вместе с партнером, а не в одиночку

3. подавляющее большинство окружающих нас малых бизнесов и стартапов изначально были рождены с патологическими проблемами и фактически не являются полноценными детьми. Именно поэтому (а вовсе не из-за страшных коммерческих рисков) смертность малых бизнесов на начальных этапах развития составляет 90% и более.

При ближайшем рассмотрении, мы найдем в среде малого бизнеса обширнейший букет самых разнообразных патологий:

— мертворожденные бизнесы — у которых бизнес-идея изначально имела внутренние неразрешимые противоречия

— бизнесы-идиоты: созданные с примитивной бизнес-идеей с крошечным рынком, которые имеют внешние признаки бизнеса, но внутри у них нет души/разума и поэтому они способны существовать только в очень ограниченном виде (совершать простейшие действия);

— разнообразные варианты недоношенности: некомплектные команды, недостаточное финансирование, производство продукта без проверки рынком и т. п. Все то, что приводит к принудительному рождению недоразвитых нежизнеспособных бизнесов.

Причина у всего этого одна — большинство людей просто не умеют выращивать бизнесы.

Раньше это не было нужно уметь всем: компаний было относительно мало, а наемных сотрудников — много. Для прогресса было вполне достаточно небольшого количества людей с ярко выраженными предпринимательскими способностями. Они — создавали успешные компании, а все остальные люди — работали в этих компаниях наемными сотрудниками. В бизнес-процессах было много ручной работы и эту работу выполняли множество людей.

Теперь, с приходом в человеческий мир роботов (механических, самоуправляемых машин, компьютерных программ, искусственного интеллекта,…), всех людей вытесняют из рутинной работы в креативно-предпринимательский мир. Нам всем придется научиться создавать приемлемые бизнесы и там, где не хватает талантов, придется компенсировать это усердием в обучении.

Утешает то, что в области воспитания детей количество гениев среди нас тоже не очень большое. Посмотрим правде в глаза: гениальных родителей среди нас ничуть не больше, чем гениальных музыкантов. Но это не мешает человечеству выживать и в целом процветать. Вероятно, что в мире предпринимательства можно добиться таких же результатов.

Чтобы добиться таких же показателей в деле выращивания бизнесов нужно решить две задачи:

1. Научить большинство людей строить бизнесы

2. Снизить сложность процесса создания бизнеса до уровня квалификации обычного человека

Собственно, для решения этих задач и была создана технология ТРАЙ. Она состоит из следующих основных элементов:

а) Технология построения уникальной бизнес-идеи на основе личности создателя

б) Теория, описывающая пошаговый процесс рождения и выращивания бизнеса

в) Практика пошагового выращивания бизнеса внутри интерактивных программ с экспертной поддержкой

Использование технологии уменьшает сложность процесса создания бизнеса до уровня квалификации обычного человека, получившего высшее образование. Причем, значение имеет даже не само образование, а способность конкретного человека дотащить до успешного завершения сложный трудоемкий проект длительностью в несколько лет с многочисленными препятствиями (экзамены) по дороге.

Другими словами, большинство выпускников ВУЗов с помощью этой технологии вполне в состоянии построить успешный растущий бизнес.

В самом минимальном случае это будет бизнес фрилансера: предпринимателя-одиночки.

В большинстве случаев бизнес сможет дорасти до компании состоящей из десятков или сотен сотрудников.

А если соискатель еще и обладает ярко выраженными предпринимательскими способностями, то он построит большую корпорацию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ТРАЙ. Где в бизнесе деньги и как до них добраться предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Это касается не только коммерческих, но и неприбыльных, государственных и вообще любых организаций у каждой из которых есть свои основатели.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я