Fast Менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как

Федор Нестеров

Руководители решают задачи, требующие объединения усилий нескольких человек. Управлять – сложно, трудно и этому учатся годы.Fast Менеджмент – первая книга, в которой управление представляется как набор понятных убеждений и быстро внедряемых универсальных приемов. Это инструмент повышения КПД руководителя, чтобы заняться интересными и важными делами, делегируя управленческую рутину подчиненным.Книга будет полезна руководителям всех уровней.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Fast Менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1.

Кому и зачем нужна эта книга

1.1. Что такое Fast-менеджмент

Наша жизнь постоянно ускоряется. Увеличиваются скорости, уменьшаются сроки, захлестывают информационные потоки, растут вычислительные и коммуникационные возможности.

По идее, вместе с увеличением количества информации должны были бы развиваться и технологии образования, позволяющие человеку их усваивать. Однако в реальности все наоборот — качество образования все хуже и хуже. Но ведь так долго продолжаться не может. Если информацию все время вливать, но не усваивать, куда-то же она должна выплеснуться? Должна. И уже выплескивается! И не куда-нибудь, а в молодое поколение, новую молодежь, отличающуюся новыми способами коммуникации, поиска, обработки и усвоения информации. Вернее, даже не в нее, а через нее и мимо нее. Таких поколений уже слишком много: поколения пепси, X, Y, Z, социальных сетей…

Мне кажется, что главный тренд всех этих поколений в том, что они все упрощают и, как серферы, скользят по поверхности информационных потоков, не погружаясь глубоко. У них нет другого выхода — если количество сырья на вход подают все больше, значит (без новых технологий усвоения), глубина и скорость переработки должны становиться все меньше.

При этом молодые вынужденно сами становятся все более простыми:

♦ воспринимают только простую и короткую информацию (некогда долго думать);

♦ не желают ничего запоминать (а зачем, если есть Интернет и поисковые системы?);

♦ им трудно долго на чем-то сосредоточиться (слишком много вокруг возможностей для выбора);

♦ им трудно принять на себя ответственность, в том числе и семейную, ит. д.

При желании, уважаемый читатель, вы можете самостоятельно найти в Интернете множество статей о поверхностном, клиповом мышлении, о деградации семейных отношений и прочих побочных эффектах нового времени. А можете сами построить несколько очевидных трендов упрощения. Например:

♦ письмо — e-mail — post — sms — twitter;

♦ роман — сокращенная версия романа — комикс по сокращенной версии.

На каждом новом уровне копирования происходит еще большая потеря связи с оригиналом. В конце концов связь с ним теряется вообще и копии начинают жить собственной жизнью.

И тогда, если присмотреться, начинает проявляться философия жизни в стиле Fast:

♦ все очень ярко, очень бурно, очень быстро и так же быстро заканчивается; сегодня это было интересно, а завтра про него уже забыли;

♦ просто и понятно, думать некогда — это требует напряжения;

♦ ограниченный выбор — чтобы выбирать тоже было просто.

Реакцией на такую философию стало появление новых концепций бизнеса в стиле Fast. Упомяну лишь наиболее известные:

♦ Fast Food — быстрая еда — направление в индустрии общественного питания, при котором в заведении подается ограниченный набор блюд быстрого приготовления, чтобы сократить время обслуживания посетителей;

♦ Fast Fashion — быстрая мода — направление в индустрии моды, при котором производители быстро и упрощенно копируют для массового рынка новые модели ведущих домов моды. Настолько быстро, что упрощенная копия может появиться в торговой сети в течение недели с момента появления какой-нибудь медиаперсоны в новой одежде;

♦ Fast Book — быстрая книга — направление в издательском деле, связанное с изданием одноразовых книг, которые «прочитал и забыл». Кстати, такие уже стали появляться в бизнес-образовании (книга, написанная, чтобы продать тренинг).

Раз подобная философия начала появляться в бизнесе, она должна была отразиться и в управленческих технологиях. Fast-менеджмент — это упрощение управления до несложных управленческих приемов, которые можно легко понять и внедрить.

Руководить людьми — самая сложная профессия из всех существующих. Легко управлять тем, что подчиняется четким правилам: вот стиральная машина, а вот — инструкция к ней. Хочешь получить постиранное белье — нажми такие кнопки в такой последовательности. Но человек совсем не похож на робота. Все люди разные, и у них есть собственная воля. Многие не желают исполнять приказы буквально, они самообучаемы, подвержены воздействию внешних факторов, изменяют свое поведение в зависимости от настроения и вообще — ведут себя непредсказуемо.

Как руководителю вам нужно превратить свое подразделение в самостоятельно работающую машину а в качестве главных исполнительных механизмов в вашем распоряжении — своевольные, переменчивые и нестабильные сотрудники.

Но это еще не все. Сотрудники — всего лишь одна из составляющих бизнеса. Бизнес в целом — сложная и переменчивая штука. Он быстро развивается и постоянно изменяется. Количество знаний и умений, требуемых для управления им, постоянно растет. Задача создания полного набора знаний для прибыльного управления бизнесом становится все более неразрешимой. И даже если такая система знаний будет создана, то ее изучение и практическое использование может стать еще более сложной задачей.

Единственный выход — упрощать. Fast-менеджмент. Вместо одной всеобъемлющей, но очень сложной управленческой технологии использовать много простых управленческих приемов.

Конечно, жизнь нельзя совсем упростить. Каждая из наших технологий будет понятной, адекватной и эффективной только применительно к конкретным ситуациям. Но зато их изучение и практическое использование будут простыми и удобными. А если какой-то из приемов не сработает — не беда, возьмем другой.

В целом же набор управленческих приемов будет с избытком покрывать все потребности руководителя. Поэтому каждый сможет подобрать приемы, подходящие именно ему. Не нужно подстраиваться под каждого подчиненного — вы можете руководить, используя удобный для вас стиль управления.

Эффективность применения технологии Fast-менеджмент зависит от уровня используемых управленческих приемов:

♦ приемы от гениальных разработчиков — это концентрированная мудрость. Они занимаются «сгущением» знаний — выделением из них самой сути и трансформацией в простую и понятную последовательность действий. Это тот самый случай, когда «все гениальное — просто»1;

♦ приемы от хороших разработчиков — это просто работающие приемы; может, не самые лучшие, но вполне приемлемые;

♦ приемы от посредственных разработчиков — будут имитацией осмысленной активности: действие есть, а результатов нет.

Различать приемы нужно по результатам. Гениальные приемы будут давать результаты, многократно превосходящие инвестиции ресурсов, хорошие — результаты, адекватные разумной отдаче на инвестиции ресурсов, посредственные — будут имитировать активность и транжирить ресурсы.

Приемы Fast-менеджмент будут заменять массовому поверхностному большинству непосильное для них изучение сложных теорий управления, позволяя при этом оставаться на приемлемом уровне качества работы. Для способного глубоко мыслить меньшинства Fast-менедж-мент — это инструмент для оптимизации и автоматизации управленческой рутины, помогающий высвободить время и силы для дальнейшего развития.

Чем выше качество управленческого приема, тем на более высоком уровне руководства им можно пользоваться. Тем, кто сомневается в этом, рекомендую обратиться к практике использования китайских стратагем2, которые тоже по сути представляют собой управленческие приемы.

Все это уже давно существует и работает, просто мы этого не знали или не хотели замечать. Теперь не замечать не получится.

Добро пожаловать в мир Fast-менеджмент!

1.2. Три карьеры руководителя

В бизнесе существует три варианта, или этапа, карьеры руководителя:

♦ функциональный руководитель (он же линейный, он же менеджер среднего звена…) — это руководитель какого-то функционального подразделения: продаж, маркетинга, логистики, производства, финансов… Он руководит определенной функцией конкретного бизнеса;

♦ топ-менеджер (или член высшего руководства) — это человек, который принимает участие в управлении компанией;

♦ владелец бизнеса — это тоже работа, требующая специфических знаний, работа, которую можно делать хорошо или плохо и для выполнения которой нужны знания, умения и таланты.

У каждого варианта — свой успех в бизнесе, и для его достижения нужны свои знания и навыки.

Успех функционального менеджера — это движение вверх по карьерной лестнице внутри компании. Для этого ему нужны базовые навыки руководителя:

♦ образ мышления руководителя;

♦ понимание внутреннего механизма работы компании — кто и что делает и где в этой иерархии место его самого и его подразделения, каков его вклад в общий успех;

♦ умение планировать работу подразделения и добиваться своих целей;

♦ знание, что такое подчиненные, и умение ими управлять;

♦ умение строить отношения с другими руководителями;

♦ умение строить отношения со своим непосредственным начальником.

Не овладев этими навыками, линейный руководитель просто не построит карьеру. А если случайно и достигнет каких-то вершин, то не сможет на них удержаться.

Высшее руководство уже достигло вершины карьеры. Для него успех — это привести к вершине свою компанию, сделать ее лидером рынка. Чем большим лидером является компания, тем больше значимость самого топ-менеджера, тем больше его уважают, тем выше его вознаграждение.

Топ-менеджеры не занимаются рутинными операциями — для этого у них в подчинении есть функциональные менеджеры. Чтобы управлять ими, топ-менеджеры должны владеть теми же базовыми навыками. Но это уже для них не главное. Главное — их способность привести компанию к лидерству. А для этого им уже нужны свои специфические умения:

♦ знать этапы развития компании от идеи до всемирной корпорации и уметь гармонично растить свою компанию от этапа к этапу;

♦ понимать структуру рынка, спрос и предложение и уметь формировать стратегию компании;

♦ подбирать и расставлять управленческие кадры в своей компании (тех самых линейных руководителей, которые делают всю рутинную работу).

Кроме топ-менеджера, эту работу делать некому У владельца свои уникальные задачи. Он находится «над» компанией и смотрит на нее сверху: для него успех в бизнесе — это достижение той цели, ради которой он создал компанию. А эти цели могут быть самими разными — от банальных заработков до преобразования мира. Это тоже работа — высококвалифицированная, ответственная. И для нее нужны свои специфические навыки.

Именно эти различия объясняют, почему функциональные менеджеры редко становятся топ-менеджерами, а преуспевающие топ-менеджеры редко становятся успешными владельцами собственных компаний. Просто работа на одном этапе карьеры руководителя не формирует навыков, требуемых для того, чтобы преуспеть на других этапах. Понимание данных различий позволяет понять, для кого предназначена эта книга.

Эта книга может принести пользу представителям всех категорий:

♦ функциональным руководителям — как универсальный учебник ремесла руководителя и справочник-помощник в карьере. Изложенных здесь знаний более чем достаточно для того, чтобы сделать успешную карьеру в любой организации;

♦ владельцам и высшему руководству бизнеса, для которых эти знания тоже будут полезны. Но главное то, что именно они задают правила игры в своих компаниях и могут положить эти знания в основу систем управления ими. Если, конечно, хотят сделать их прибыльными.

1.3. Как извлечь из этой книги максимальную пользу

В мире все подчиняется принципу «быть — делать — иметь». Он очень прост: чтобы что-то получить (иметь), вы обязательно должны что-то сделать (делать) и вы должны уметь это делать (быть). Данная книга поможет вам понять для себя:

♦ кем вы хотите стать и какого положения хотите достичь (иметь);

♦ что для этого нужно сделать (делать);

♦ чему вам для этого нужно научиться, кем вы должны стать (быть).

Непосвященные думают, что все начинается с «иметь». Они решают, что они хотят иметь (например, размер заработной платы), а потом ищут работу (делать) с желаемой зарплатой.

На самом же деле последовательность действий должна быть обратной. Сначала вам нужно научиться думать, как руководитель (перевести свое «быть» из состояния исполнителя в состояние руководителя), а затем совершать конкретные действия уже с позиции руководителя (делать). И в качестве вознаграждения за достигнутые результаты вы получите то, что вы хотите (иметь).

Прочтение этой книги будет менять только ваше личное состояние (быть). Чтобы получить реальные результаты, нужно делать специальные задания в конце каждой главы.

Проблема в том, что книга не дает обратной связи. Вы не можете сами узнать правильно ли вы сделали задания. Не говоря уже о том, что книга не заставляет вас их делать.

Чтобы быстро и гарантированно научиться управлению я создал специальный курс:

Менеджер на 100%: управление подчиненными

Обучение на курсе в разы эффективнее прочтения книги. Поэтому если книга вам понравится, приходите на курс и я обещаю, что результаты превысят ваши ожидания.

1.4. Кем вы хотите стать

Не бывает хорошей и плохой карьеры руководителя. Бывает ваша карьера, которую вы сами себе выбрали. Она не хорошая и не плохая, она — ваша. Существуют программа-минимум, программа-максимум и бесчисленное количество вариантов между ними.

♦ Программа-минимум: вы уже занимаете какую-либо должность и хотите освоиться на этой должности, которая вполне вас устраивает.

♦ Программа-максимум: вы хотите подняться по карьерной лестнице и занять должность уровнем выше.

Давайте сразу договоримся: книга написана в объеме, достаточном для реализации программы-максимум. А вы можете выбирать для себя любой вариант карьеры. И он не будет ни хорошим, ни плохим — он будет вашим.

Единственное условие — вы должны сделать этот выбор и записать его на бумаге. Тогда ваше желание сбудется.

Существует такая легенда. Один журналист увидел, что у Альберта Эйнштейна (великого физика и создателя теории относительности) на стене дома прибита подкова. Журналист спросил: «Зачем вам эта подкова?». Эйнштейн ответил: «Мне сказали, что она приносит удачу». Журналист улыбнулся: «И вы, великий физик, в это верите?». Эйнштейн тоже улыбнулся и ответил: «А мне сказали, что она будет приносить удачу независимо от того, верю я в это или нет».

Прочитав эти строки, подумайте о том, кем вы хотите стать, и запишите это на бумаге. Можно прямо здесь:

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

Желаю удачи!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Fast Менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Реальный пример: книга Никколо Макиавелли — «Государь» написана в 1513! году. Макиавелли удалось выделить настолько глубинные мотивы и модели поведения людей, что, невзирая на изменчивость людской натуры и почти 500!!! прошедших лет, книга все еще актуальна и полезна для практического применения.

2

см., например, Тарасов В. К. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я