Многофакторное формирование стоимости компании

Федор Бражников

Монография посвящена анализу факторов, влияющих на стоимость компании. Утверждается необходимость пересмотра существующих моделей оценки стоимости. В новую модель автор предлагает включить нефинансовые факторы, такие как идея бизнеса, имидж компании, открытость деятельности, выстроенная система управления, отлаженность бизнес-процессов. Читатель узнает, почему оценка стоимости компании всегда субъективна и как повлиять на рост цены бизнеса. Рекомендована собственникам малого и среднего бизнеса.

Оглавление

Введение

В современных условиях наблюдается рост стоимости компаний, чьи акции обращаются на публичном рынке ценных бумаг, причем этот рост часто не подчиняется математическим моделям расчета стоимости компаний. В результате скорее аргументация идет за ценой, а не наоборот. На стоимость компаний все больше влияют нефинансовые факторы, мультипликаторы, ожидания, непроверенная информация, ажиотаж, общий уровень восприятия риска, общая ликвидность рынка.

Вместе с тем к непубличным компаниям традиционных отраслей экономики применяются классические инструменты определения стоимости, оценивающие компании максимально консервативно.

Во многом это связано с отсутствием у компании цели роста стоимости.

Для формирования роста стоимости компания должна в первую очередь поставить такую цель и сформировать соответствующую внутреннюю структуру, устойчивую как к развитию, так и к соответствующим вызовам внешней среды с точки зрения готовности к росту. При правильном построении организационной структуры, механизмов принятия эффективных решений, инструментов контроля корпоративная культура будет соответствовать ожиданиям инвесторов и их готовности инвестировать.

Этапы развития для компании можно определить так:

— построение внутренней структуры («внутренней устойчивости»), готовой к росту и расширению;

— расширение бизнеса;

— поиск инвестиционного партнера;

— выход на IPO.

Начиная новый бизнес, владелец (акционер) должен определить цель (-и) и понимать последовательность их достижения.

Любой владелец должен ответить самому себе на следующие вопросы:

1) Зачем мне нужен бизнес?

2) Каких целей я хочу достичь, владея бизнесом?

3) Через какой период я хочу достичь целей?

4) В каком случае я готов выйти из бизнеса?

5) Понимаю ли я условия, в которых буду вести бизнес на начальном этапе?

6) Понимаю ли я количество необходимых финансовых ресурсов на начальном этапе?

7) Есть ли у меня необходимые финансовые ресурсы (возможности фондирования)?

8) Как я буду формировать команду?

9) Какие задачи нужно решить в первую очередь, во вторую (последовательность шагов)?

10) Какими навыками, компетенциями я обладаю?

11) Есть ли у меня возможность масштабировать бизнес?

Владельцы (акционеры) должны понимать следующие постулаты:

— публичная компания всегда оценивается выше непубличной;

— возможность масштабируемости бизнеса — вопрос выживаемости компании;

— компания всегда должна стремиться к обладанию лучшими практиками, технологиями, процессами, специалистами, которые есть на рынке;

— работу над имиджем и паблисити компании нужно вести с момента начала деятельности (контакты с внешней средой);

— компания должна формировать внутреннюю культурную среду, а владелец — следить, чтобы среда оставалась здоровой;

— вопросы финансов — критические;

— с умными людьми работать проще и комфортнее на продолжительном временном отрезке;

— команда топ-менеджеров, советников, консультантов должна быть соответствующе мотивирована;

— важна правильная последовательность шагов;

— при совершении правильной последовательности действий рост стоимости компании происходит геометрически, а не арифметически.

Повышение стоимости компании (ее капитализация) — основная задача, стоящая перед владельцем (-ами), акционерами, ее топ-менеджментом, если компания планирует развиваться, «работать в долгую».

Стоимость компании зависит от многих факторов (аспектов), на часть из которых компания может повлиять, а на часть — не может.

Существует несколько подходов к стоимости компании; часть из них можно назвать традиционными:

— стоимость компании равна стоимости ее чистых активов (активы компании за минусом обязательств) +/ — премия / дисконт за вход на рынок;

— стоимость компании равна сумме средств, которые затратит потенциальный покупатель за создание бизнеса подобного размера +/ — отраслевая премия +/ — премия /дисконт за экономию времени при вхождении на конкретный рынок (в определенную отрасль) минус обязательства компании;

— определение стоимости компании по величине генерируемого устойчивого дисконтируемого денежного потока за определенный период в будущем (прогнозном периоде), оцениваемого на основании денежного потока прошлых периодов +/ — вероятность изменения денежного потока в сторону увеличения / уменьшения.

Также есть ряд более инновационных (современных) подходов к оценке стоимости компании, выраженных в применении различных мультипликаторов:

— идея бизнеса компании и ее принадлежность к отрасли традиционной или «новой» экономики, выраженная в присвоении компаниям мультипликаторов инвестиционными консультантами, оценивающими не только будущий денежный поток, но и ажиотаж инвесторов, позитивный поток новостей и возможность роста капитализации компании в зависимости от популярности отрасли у инвесторов (кросс-секторальность, технологичность, наличие ноу-хау, новые способы монетизации, географический охват), их готовности к риску; здесь следует учитывать наличие финансовой инфраструктуры и соответствующей бизнес-среды в виде инвестиционных площадок, бирж, способов финансирования, программ поддержки и стимулирования инициатив, низких процентных ставок, «дешевых» денег, политики, направленной на поддержку инноваций и нового бизнеса. Вывод на IPO хотя бы двух-трех компаний с рассчитанными (или принятыми) инвесторами мультипликаторами задает новый уровень для идущих следом представителей отрасли, превращая согласие инвесторов по одной компании в тренд; идущие следом компании сопоставляются с «эталоном», с применением при необходимости повышающих / понижающих коэффициентов;

— методика оценки компании «расходы плюс денежный поток компании в будущем», по которой считается, что все деньги компания потратила не зря, что и привело ее к текущему состоянию. Этот подход содержит изъян — допущение, что менеджмент компании НЕ может совершать ошибок и допускать иррациональности трат.

Данные подходы применяются в основном к отраслям «новой экономики» с только формирующимися процессами оценки стоимости (при отсутствии денежного потока) — упор делается на инновационность, эмоции, рост выручки при отсутствии прибыльности, возможность приобщиться к компаниям «новой экономики» и заработать на росте стоимости котировок.

Описанию построения внутренних процессов в компании для повышения роста стоимости и посвящена эта работа.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Многофакторное формирование стоимости компании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я