Найди цель – ресурсы найдутся!

Фазлиддин Джамалов

Человечество знает немало примеров когда личность, самоотрекаясь, отдавала свою жизнь делу мира и созидания. Если взглянуть в античный период, то это прежде всего величайший философ Сократ, эпоху Воз-рождения на Востоке представляет «второй учитель после Аристотеля» – энциклопедист Абу Наср Фараби, а в 20 веке – это «отец нации», выдающаяся личность, политический и общественный деятель Индии – Мохандас Карам-чанд Ганди или известный нам Махатма Ганди, 150-летие которого мы отмечаем в этом году.

Оглавление

Введение

В жизни всегда есть место подвигу, самоотверженному служению родине, причём, самоотрекаясь, отдавать себя, свои мысли, жизнь делу мира и созидания. Человечество знает немало таких примеров. Если взглянуть в античный период, то это прежде всего величайший философ Сократ, эпоху Возрождения на Востоке представляет «второй учитель после Аристотеля» — энциклопедист Абу Наср Фараби, а в 20 веке — это «отец нации», выдающаяся личность, политический и общественный деятель Индии — Мохандас Карамчанд Ганди или известный нам Махатма Ганди,150 летие которого мы отмечаем в этом году.

Как борец за независимость Индии, он известен миру как человек, предлагавший мирным путем её осуществлении. Теория — «гандизма» — это философская концепция ненасильственной борьбы. Она получила название «сатьяграха», что дословно означает — истина,«аграха» — твёрдость. Эта истина, твёрдо отстаиваемая идеологией Махатма Ганди на протяжении более 30 десятилетий. Ей он был верен до конца своей 78 летней жизни. Достижение независимости, желание видеть Индию и её народ свободным от колонизаторского ига, образованным-было основное желание этого великого человека. За это доброе чувство, возвышенные идеалы Рабиндранат Тагор назвал его «великая душа».

Махатма Ганди пропагандировал движение к независимости страны и хотел, чтобы у народа развивалось чувство собственной национальной гордости, и чтобы чиновники отказывались самостоятельно от почестей, титулов, выдаваемых Великобританией, от покупки английских товаров в пользу приобретения своих, национальных. Пропагандируя философию ненасильственной борьбы, он постоянно призывал сограждан к мирной акции: массовой забастовке и неповиновению. Первая такая забастовка, акция 1919 года, начавшись мирно, постепенно вышла из-под контроля и началось столкновение митингующих с полицией. Соответственно, Ганди, как зачинщика, арестовали и приговорили к тюремному заключению. Находясь в заключении, он критически стал переосмысливать суть своей теории, пути её реализации. После освобождения он не вернулся домой, желая спокойствия семье, жене и детям, стал продолжать борьбу за независимость, живя в лачуге для бедных. Находясь здесь, делив свою еду с ними, он рассказывал им значимость независимости, необходимость положить конец жестокости британцев. Параллельно он обращался с этим призывом к политической элите. Проповедуя свою философию, он способствовал с одной стороны, нравственному обновлению общества, а с другой, добился того, что выдвигаемые им принципы стали менять стереотипы мышления людей, влиять на расстановку и переориентацию политических сил в стране.

Благодаря широкому народному фронту ненасильственного сопротивления, в 1947 году Индия, наконец, получила мирным путем независимости от Британии, и Махатма Ганди подготовил первую Конституцию Индии.

Вслед за этим событием произошло другое, уже на религиозной основе: яростное противостояние мусульман и исповедующих индуизм. В результате страна разделилась на Индию и Пакистан. Вновь Махатма Ганди стал призывать к доброжелательным отношениям, но когда ничего не получилось, чтобы приостановить вражду, он объявил голодовку то действие дало положительный результат и конфликт, уже вооруженный, прекратился, хотя ненадолго.

Махатма Ганди постоянно обращался к совести людей, призывал быть толерантными друг другу, бороться против кастового неравноправия, хотел добиться прекращения ущемления неприкасаемых посредством принимаемых законов, он защищал их демонстративно, на правовой основе, ведь он был юрист, что не нравилось экстремистским силам в лице влиятельных элит, они трижды устраивали покушение на этого человека, который хотел свободы своему народу. Третье покушение унесло его жизнь.

Надо отметить, что и под пулями, направленными против него, он думал о независимости Индии, свободе дорогого ему народа. Даже, когда он умирал, он просил бога простить того, что зомбированный террористическими реакционными силами, совершил зловещее убийство, выстрелив ему прямо в сердце. Вспоминаешь невольно его слова, сказанные ещё при жизни: «Прощать может только сильный». В этом плане заслуживают внимания следующие слова Президента России В. В.Путина: «Современные лидеры всё хотят решать силой, и жаль, что среди них нет такого, как Махатма Ганди.»

Или взять слова другого лидера нации, способствовавшего в 1966году подписанию в Ташкенте Мирного Договора о сотрудничестве между Индией и Пакистаном Премьер — Министра Лал Бахадур Шастри. Как известно, родившийся также как Махатма Ганди 2 октября, на вопрос внука Анил Кумар Шастри» Почему он никому не говорит, что родился в этот же день, что и Махатма», ответил, что он «не вправе стоять на одном уровне с таким великим человеком».

Сегодня памятники Махатма Ганди есть в США, Великобритании, в Казахстане, Таджикистане, России, Монголии. Это не случайно. Прогрессивное человечество чтит его светлую память, а враждебные миру силы терроризма экстремизма не угомонятся и сегодня, украв в 2019 прах его. Вспоминаются его многие изречения, особенно это: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую алчность».

2 октября, в день рождения Махатмы Ганди, во всем мире отмечают Международный день ненасилия, учрежденный ООН в 2007 году. В частности, в Ташкенте 15 октября 2019 года состоялась международная конференция на тему «Выдающийся политический лидер Индии», посвященная 150-летию видного политического и общественного деятеля Индии Махатма Ганди.

Конференцию открыл проректор по международным связям УМЭД проф. Саидкасымов С. С., который обстоятельно раскрыл историю, состояние и перспективы межгосударственных отношений между Индией и Узбекистаном.

В ней приняли участие представители дипломатического корпуса, ответственные дипломаты Посольства Индии в Республике Узбекистан, Центра народной дипломатии ШОС, Комитета по межнациональным отношениям и дружественным связам с зарубежными странами при Кабинете Министров Узбекистана, общественных организаций, профессорско-преподавательский состав, соискатели, магистранты, студенты УМЭД, Ташкентского Государственного института востоковедения и ряда других вузов.

Директор центра культуры Индии г-н Чандер Шекхар, особо поблагодарил руководство УМЭД за организацию данной конференции, подробно рассказал о жизненном пути Махатма Ганди, отметил особое значение государственного визита Президента Узбекистана Ш. М.Мирзиёева в Индию в дальнейшем развитии двусторонних отношений.

Заместитель директора Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане Собиров К. К., зав. кафедрой «Индийской культуры» ТГИВ У.У.Мухибова выступая, отметили важность наследия Махатма Ганди, его философии ненасильственной борьбы. Студенты 1 курса факультета «Международные отношения» УМЭД Мафтуна Хасанова, Жасур Мамадалиев, Тимурбек Эргашев, Рамзбек Отабекжонов, Шахина Адилханова, Далер Сайидов, Нилуфар Умарова, Ситора Абдурахманова, Мадина Ильмидинова, Диана Жиенбаева, Масума Салманова провели интересную видео-презентацию о жизни и деятельности Махатмы Ганди. Преподаватель ТГИВ Шердор Пулатов также провел презентацию перевода книги «Моя жизнь» Махатмы Ганди на узбекский язык.

С докладом о политическом наследии М. Ганди выступила организатор данного мероприятия профессор УМЭД Э.С.Султанова.

Результаты открытого урока по пропаганде великого культурного наследия, в частности Индии, позитивно были оценены г-ном Чандером Шекхаром, а также представителями Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане и ТГИВ.

Источник: © http://uwed.uz/ru/news/fulltext/981

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я