Ученый, декан, ректор, президент. Воспоминания о Л. А. Вербицкой. Выпуск 1

Группа авторов, 2020

Перед вами первый сборник в серии воспоминаний о Людмиле Алексеевне Вербицкой. Первая женщина-ректор в истории Университета, выдающийся ученый, внимательный ментор, руководитель с исключительной интуицией, Людмила Алексеевна обладала острым умом, недюжинной духовной силой и умением вести за собой. Эта книга – не просто дань памяти великому человеку, но и помощь всем тем, кто стоит в начале своего профессионального пути, в том, чтобы обрести силу духа и способность не подчиняться обстоятельствам, но управлять ими ради достижения значимых целей. Уверен, что собранные в этой книге рассказы о личном опыте общения с Людмилой Алексеевной, откроют много интересного и неожиданного для каждого читателя. Могу пожелать вам, дорогие читатели, не только найти для себя то, ради чего стоит жить, но и не утратить по пути достижения великих целей обыкновенной человечности, как это умела Людмила Алексеевна Вербицкая. Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ученый, декан, ректор, президент. Воспоминания о Л. А. Вербицкой. Выпуск 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ю. П. Зинченко. Людмила Алексеевна Вербицкая — президент Российской академии образования

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент Российской академии образования

Людмила Алексеевна Вербицкая возглавила Российскую академию образования в конце 2013 года, в то непростое время, когда в самом разгаре была реформа государственных академий наук. К Российской академии наук уже присоединили медицинскую и сельскохозяйственную академии, продолжались споры о судьбе других отраслевых академий, в том числе и о дальнейшем статусе РАО.

Незадолго до всех последующих событий мне позвонила Людмила Алексеевна с предложением о встрече. Нужно сказать, что уже тогда, как и сейчас, я работал деканом факультета психологии МГУ имени Ломоносова и возглавлял Российское психологическое общество, а Людмила Алексеевна была президентом Санкт-Петербургского государственного университета, деканом филологического факультета СПбГУ, известным ученым-филологом и крупнейшим популяризатором русского языка. Конечно, мы знали друг друга. Мы познакомились в начале 90-х годов, когда я в качестве председателя Студенческого совета МГУ приехал со студентами в Петербург на факультет психологии СПбГУ для участия в совместном психологическом проекте. Тогда я впервые оказался в Санкт-Петербурге, проникся его духом и атмосферой университета, нашел друзей среди универсантов — представителей петербургской (ленинградской) психологической школы. А спустя несколько лет, в 2003 году, я и сам отчасти стал петербургским универсантом: в то время, будучи проректором Московского государственного университета, я не имел права защищать докторскую диссертацию в своем вузе, поэтому защита состоялась в Санкт-Петербургском государственном университете. Тем не менее сферы наших с Людмилой Алексеевной интересов не пересекались настолько, чтобы наше знакомство могло напрямую быть связано с общим делом. Поэтому тот звонок меня немного удивил, но, как оказалось впоследствии, и определил мой профессиональный путь в области образования на ближайшие годы.

На встрече с Людмилой Алексеевной мы говорили о перспективах цифровых технологий, проблемах дошкольников, школьников и учителей и о многих других важных вещах, без которых невозможно развитие современного образования и науки. Речь зашла и о текущих преобразованиях в академической среде. Уже много лет Людмила Алексеевна была академиком Российской академии образования, а я был членом-корреспондентом, но оба мы на тот момент имели достаточно общие представления об организации работы академии. В конце нашей беседы Людмила Алексеевна поделилась со мной своим намерением баллотироваться на пост президента Российской академии образования. Эта должность была вакантной.

«Юрий Петрович, я сейчас не знаю, как ситуация будет складываться дальше. Поддержат ли меня коллеги, присоединят ли академию к РАН или случится что-то такое, чего мы совсем не можем предугадать. Но мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами вместе поработали над будущим нашей академии. Соглашайтесь!» — в привычной ей оптимистично-напористой манере предложила Людмила Алексеевна.

Все, за что ни бралась эта удивительная талантливая женщина, обязательно получалось! В октябре того же года на общем собрании РАО большинством голосов Людмила Алексеевна Вербицкая была избрана президентом Российской академии образования. Спустя некоторое время удалось сохранить самостоятельность Российской Академии. Людмила Алексеевна подчеркивала: «Российская академия образования — самая важная. Без школьного образования никаких других академий быть не может». Несмотря на это, в ходе часто упоминаемой мной реформы многие научные институты РАО были переданы в ведение Министерства образования и науки, часть из них были объединены, изменили свой статус и оставались в тесной связи с академией. Наступало время непростых перемен.

Состоявшийся ученый, автор множества научных работ, великолепный преподаватель, Людмила Алексеевна безмерно любила дело, которому посвятила всю свою жизнь. Несмотря на то, что выбор профессии был обусловлен внешними обстоятельствами, она ни разу об этом не пожалела. Русский язык был для нее живым организмом, обладающим собственной энергией, саморегуляцией, способностью к развитию. Она не раз говорила, что не хватит и целой жизни, чтобы до конца изучить язык. И естественным продолжением этой любви стало создание в структуре РАО двух центров, занимающихся проблемами языкового образования — Центра русского языка и славистики и Стратегического центра развития переводческого образования в России. Кроме создания центров мы начали активно взаимодействовать с организациями, связанными с распространением русского языка и культуры за рубежом — Фондом «Русский мир» и Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы. Под ее руководством и при самом активном участии в РАО появились научные исследования когнитивных основ изучения языка. Действительно, в Российской академии образования до прихода Людмилы Алексеевны данное направление не развивалось, как и не развивалось сотрудничество с высшими учебными заведениями. Но Людмила Алексеевна добилась не только актуализации научных исследований по вопросам русского языка, но и в целом задала вектор государственной политики в этой области, обратив внимание всех заинтересованных профессиональных и экспертных сообществ на значимость и необходимость комплексной проработки изучения русского языка и литературы для развития общества.

Академия многие годы своего существования воспринималась как научная организация, занимающаяся вопросами детства и школы. Это было вполне естественно, ведь она и создавалась как академия педагогических наук. До некоторого времени действительно академия сотрудничала только с педагогическими вузами, но мы не могли не понимать, что для развития образования необходим ресурс ведущих вузов страны. Академия заключила соглашения о сотрудничестве с рядом университетов и создала разветвленную сеть региональных центров и отделений, что послужило проведению научных исследований с привлечением ученых из регионов.

Это было лишь частью стратегии развития РАО. Людмила Алексеевна смотрела на образование гораздо шире. «Человек должен учиться всю свою жизнь от рождения до самой смерти» — это убеждение она успешно реализовывала. Ее научные исследования не ограничились изысканиями в области русского языка. В академии проводилась и проводится научная работа по психогенетике. Людмила Алексеевна, будучи известным фонетистом, полагала, что еще до рождения, в утробе матери, ребенок должен слушать классическую музыку, классическую литературу. Поэтому неудивительно, что проводимые генетически информативные исследования раннего детства вызывали у нее живой интерес. Людмилу Алексеевну особенно интересовала регуляция экспрессии генов с помощью эпигенетических механизмов. Эти исследования показывают, что эпигенетические процессы могут являться конкретными биологическими механизмами, которые связывают средовые особенности раннего развития ребенка с его последующим психическим развитием. Разработки в данной области привели к созданию лаборатории когнитивной геномики в Центре междисциплинарных исследований в образовании РАО.

Не остались без внимания и проводимые в РАО исследования в области психологии. В 2019 году на базе РАО был создан Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования, который ознаменовал начало новой истории психологического сопровождения обучающихся, повышения квалификации школьных психологов и выработки комплексных системных решений и научно обоснованных рекомендаций по развитию психологической службы в образовании. ФРЦ объединил опыт и научные наработки ведущих экспертов, практиков и ученых со всей страны и до сих пор является центральной площадкой для научного и методического сопровождения деятельности психологов образовательных организаций с учетом региональной и культурной специфики нашей необъятной страны. В Программу развития академии до 2020 года было включено создание и оснащение высокотехнологичным оборудованием инновационного инфраструктурного комплекса «Российская научно-образовательная платформа», которая стала основой дата-центра РАО. Сейчас, во многом благодаря усилиям Людмилы Алексеевны, академия с помощью данной платформы проводит масштабное всероссийское исследование «Растем с Россией», посвященное изучению особенностей развития детей и подростков.

Не могу назвать какое-либо направление деятельности РАО, которому уделялось бы меньше внимания со стороны Людмилы Алексеевны, а таких направлений было немало: все ступени образования, начиная от дошкольного и заканчивая непрерывным образованием для взрослых, инклюзивное обучение, экспертиза федеральных государственных стандартов высшего образования, разработка концепций воспитания и преподавания русского языка и литературы, работа с министерствами и ведомствами и многое другое.

Людмиле Алексеевне было свойственно полное погружение в вопросы и проблемы, с которыми ей приходилось сталкиваться в работе и в жизни. При плотном графике и постоянных переездах и командировках она всегда находила время не только для проведения рабочих совещаний, но и для личных встреч с членами академии. Для нее было важно понимать, что происходит в той или иной области, какие задачи и решения реализуются в ходе работы над тем или иным вопросом. Такое внимательное отношение со стороны руководителя было очень ценно для коллег и подчиненных. Благодаря именно такому отношению академия получила новый виток развития и смогла стать серьезной экспертной и исследовательской площадкой в сфере наук об образовании. Когда Людмила Алексеевна в 2018 году уже реже бывала в Москве, я, будучи вице-президентом, приезжал к ней в Санкт-Петербургский университет и домой на Петровскую набережную. С особой теплотой я вспоминаю эти встречи. Несмотря на свою болезнь, эта сильная женщина всегда живо интересовалась происходящим в академии, старалась поддержать новые идеи и проекты, спрашивала о людях и радовалась успехам. Мы много говорили о том, что уже сделано и еще предстоит сделать вместе в академии. Из-за болезни Людмила Алексеевна приняла решение не избираться на следующий президентский срок и предложила выдвинуть мою кандидатуру на очередных выборах в РАО. Пять лет вместе и рядом с Людмилой Алексеевной — это огромный жизненный, административный, но самое дорогое — человеческий (!) опыт.

У каждого в жизни есть учителя. Огромную школу мне удалось пройти под руководством выдающегося ректора Московского университета — Виктора Антоновича Садовничего, а прожитые годы с Людмилой Алексеевной — новый «петербуржский» опыт моей деятельности. За что я ей безмерно благодарен.

Сейчас в очень разных ситуациях, с которыми мне приходится сталкиваться, я всегда вспоминаю Людмилу Алексеевну и размышляю о том, как бы на моем месте поступила она. Я очень благодарен судьбе, что мне представилась возможность пусть и в течение совсем недолгого времени находиться и работать с ней рядом. Думаю, что многие люди, знакомые с Людмилой Алексеевной Вербицкой, могут сказать то же самое, ведь та любовь, мудрость и опыт, которыми она так щедро делилась с окружающими, сделали нас лучше.

Визит королевы Елизаветы II в СПбГУ. 1994 год

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ученый, декан, ректор, президент. Воспоминания о Л. А. Вербицкой. Выпуск 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я