Политические партии Кыргызстана

Улукбек Чиналиев, 1999

В монографии рассматриваются общие вопросы партологии, анализируются процессы становления партийной системы Кыргызстана, программные установки и деятельность кыргызских политических партий. Содержит уставы и программы действующих ныне партий в Кыргызской Республике. Книга адресована политикам и политологам, лидерам и активистам политических партий, аспирантам, студентам и всем, кто интересуется политической жизнью современного Кыргызстана.

Оглавление

  • Предисловие
  • Сущность, функции и типология политических партий

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политические партии Кыргызстана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сущность, функции и типология политических партий

Политическая жизнь современного общества сложна и многогранна, в ней занято огромное количество участников, в том числе общественных объединений, среди которых особое место занимают политические партии — один из центральных компонентов любой современной политической системы. Партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса, они в большой мере определяют характер и направление политического процесса, его стабильность и цивилизованность, стратегию и тактику борьбы за власть. По подсчетам политологов, сегодня более чем в 190 государствах мира число политических партий приблизилось к одной тысяче, хотя еще в конце 1970-х гг. их было в два раза меньше (6).

В научной литературе сложились различные подходы к пониманию сущности политических партий и их определению. Идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы, убеждения. Организационный подход подчеркивает прежде всего организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками, характер взаимоотношений между центральными органами и местными (подчиненными) организациями и др. Функциональный подход главное внимание уделяет исследованию политических действий, роли и задаче партий в политических процессах. При этом значительная часть политологов считает определяющим участие партии в избирательных процессах, в осуществлении власти (7).

В марксистской литературе преобладает социально-классовый подход к определению сущности политической партии. Под партией понимается политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. Политическая партия рассматривается как высшая форма классовой организации.

Все вышеназванные подходы к определению партий отражают важные для них моменты и имеют определенное познавательное значение, хотя и страдают некоторой односторонностью. Поэтому в политической литературе предпринимаются попытки дать определение партии через установление целой системы признаков, критериев.

Основными отличительными признаками политической партии являются:

— наличие социальной базы, т. е. связь с определенным классом, социальным слоем, группой или их совокупностью;

— наличие определенных мировоззренческих установок и идеологических принципов, вокруг которых объединяются члены партии;

— наличие формализованной организационной структуры (членство, организации, субординация органов, партийный аппарат и т. д.);

— установка на достижение определенных целей, на переустройство общества в соответствии с идеологическими установками;

— установка на достижение политической власти и действия по ее практическому воплощению;

— поиск поддержки со стороны народа во время выборов и других политических акций.

Важнейшим признаком партии как политического института является борьба за власть, ибо только с помощью власти она может реализовать свои цели. Именно этим политическая партия в первую очередь отличается от других общественных объединений, которые также активно участвуют в политической жизни, но не добиваются прямого контроля над правительственной властью.

Таким образом, партия в демократическом обществе — это добровольное объединение граждан, выражающее интересы определенных социальных слоев и групп, объединенных на основе общности идеологических установок и принципов, и желающее овладеть властью или влиять на нее для достижения определенных целей.

Для более полного понимания роли политических партий в общественной и государственной жизни политология оперирует понятием функции партий. Однако каждый политолог несколько по-своему понимает эти функции. Сказывается здесь и общая политическая обстановка в каждой отдельной стране, и практика политической деятельности в разных странах. Так, большинство американских авторов выделяет шесть основных функций партий в демократическом, а точнее в американском, обществе: 1) партии пробуждают в гражданах глубокий интерес к выборам и деятельности правительства; 2) они определяют политические проблемы дня и заостряют внимание на альтернативных путях работы правительства; 3) они агитируют за избрание кандидатов, которые отстаивают провозглашенные партией позиции по конкретным проблемам; 4) победившая на выборах партия формирует состав законодательных и исполнительных органов и берет на себя реализацию декларированной политики; 5) победившая на выборах партия дает возможность различным слоям населения объединиться в коалицию, чтобы обеспечить поддержку правительству; 6) оппозиционная партия тщательно следит за политикой правительства, постоянно акцентируя внимание на возможности проведения альтернативной политики (8).

Как видим, американские авторы в соответствии со сложившейся в США политической практикой главную роль политических партий сводят к участию в выборах и формированию властных структур.

Некоторые российские политологи, в частности авторы фундаментальной «Обшей и прикладной политологии», не отрицая роли партий в избирательных кампаниях, несколько по-иному определяют функции партий. По их мнению, партии осуществляют «по меньшей мере, четыре функции: определение цели, формирование общественного мнения, отбор кандидатов и обеспечение условий деятельности депутатов» (9). Такой подход, по нашему мнению, является чрезмерно упрощенным.

Однако другие российские авторы, особенно Ю.В. Ирхин (10), прибегают к более разностороннему и, по нашему мнению, убедительному анализу функций политических партий. На сходных позициях стоят украинские (11) и белорусские исследователи (12).

В обобщенном виде функции политических партий предполагают:

а) выявление, формирование и обоснование интересов больших социальных групп;

б) активизацию и интеграцию больших социальных групп;

в) создание политической идеологии и политических доктрин;

г) участие в формировании политических систем;

д) участие в борьбе за власть в государстве и создании программы деятельности государства;

е) участие в осуществлении государственной власти;

ж) формирование общественного мнения;

з) политическое воспитание общества в целом либо его определенной части;

и) подготовку и выдвижение кадров для аппарата государства, профсоюзов, общественных организаций и т. д. (13).

Исходя из этого функции политических партий можно классифицировать по трем группам.

Первая группа функций характеризует связи партий с представляемыми социальными группами. В ней можно выделить функции представительства, интеграции, а также идеологическую.

Основополагающей является функция представительства интересов. Партии выступают выразителем интересов социальных классов, слоев и групп, трансформируя все разнообразие и специфику потребностей и требований в более системные, удобные для оперирования пакеты предложений. В отличие от групп давления, которые лишь выражают определенные интересы, политические партии отбирают, рационализируют и упорядочивают интересы разных групп, объединяя их в единую систему. При этом некоторые из этих требований отбрасываются как несоответствующие партийной идеологии, что объясняется двусторонней связью политической партии с ее социальной средой. Таким образом, функция представительства интересов реализуется, во-первых, путем аккумуляции общих интересов социальных общностей на основе согласования специфических интересов различных слоев и групп; во-вторых, посредством овладения государственными органами и контроля над ними либо через различные формы давления на эти органы.

Функция политической интеграции направлена на сплочение, консолидацию партией тех социально-политических сил, на которые она опирается. Концентрируя в себе определенную систему идейных ценностей, политические партии выступают либо объектами эмоциональной симпатии, поддержки и преданности, либо объектами неприятия, вражды, противодействия. Оказывая воздействие на общественное мнение и поведение граждан (избирателей), партии в то же время играют роль социального индикатора и интегрирующего фактора для тех или иных социальных слоев и групп, которые видят в конкретной партии выразителя своих политических потребностей и интересов, с ней они связывают свои надежды на решение определенных общественных задач, с ней они идентифицируют себя в отношении к различным проблемам, существующим в обществе. По мнению социологов, политические партия являются референтными группами для своих сторонников. Поэтому избиратели достаточно часто привычно голосуют за «свою» партию, не углубляясь в сущность ее программы, в состав и качество кандидатов, поскольку именно с данной партией они ассоциируют свой политический выбор. Естественно, осуществляя функцию политической интеграции, партия стремится обеспечить поддержку и единство своих сторонников независимо от того, является она правящей или оппозиционной.

Идеологическая функция партий состоит прежде всего в выявлении, обосновании и выражении интересов людей, объединенных в данной партии, а также являющихся ее сторонниками. Результатом реализации данной функции является идейно-политическая доктрина партии, которая представляет собой совокупность систематизированных и взаимосвязанных принципов, идеалов, ценностей, целей и намерений, лежащих в основе деятельности партии. Обычно, кроме концептуальных положений, идейно-политическая доктрина содержит анализ, с точки зрения идеалов партии, характера общественного строя, социального положения различных категорий граждан, оценку деятельности институтов государственной власти и политического курса правящей партии, намечаемые партией ориентиры и рубежи общественного развития, изложение системы намечаемых к реализации мер в политической; экономической, социальной, культурной, внешнеполитической, военной и других областях общественной жизни. Идейно-политические воззрения партии фиксируются в программе партии, в решениях ее руководящих органов, а затем тиражируются в средствах массовой информации, пропагандируются в выступлениях ее лидеров и рядовых членов. При этом каждая партия стремится убедить в своей идейной правоте как можно большее количество граждан, воспитать своих сторонников и население в целом в духе разделяемых ею ценностей, идеалов.

Вторая группа функций характеризует роль партий в политической системе. Она включает коммуникативную функцию, функции разработки и осуществления политического курса, формирования и подбора политических элит, социализации, борьбы за политическое руководство.

Коммуникативная функция состоят в обеспечении необходимой связи между теми, кто осуществляет политическое руководство, и теми, на кого оно распространяется, т. е. практически на всех граждан. Партия как бы выполняет роль канала выражения я формирования идей, целей, задач и т. п., который направлен как вверх — к вершине властной пирамиды, так и вниз — к самым низшим социальным слоям. Другими словами, политическая партия выступает в роли посредника между государством и гражданским обществом. Партии обеспечивают связь масс с государственными структурами, институализацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения организованными, подверженными контролю формами. Через политические партии граждане выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой. Эта посредническая роль партий наиболее полно проявляется в демократическом обществе, где канал коммуникаций между управляющими и управляемыми ее членами функционирует достаточно интенсивно и постоянно. В тоталитарных и авторитарных системах поток политической коммуникации направлен преимущественно вниз.

Функция разработки и осуществления политического курса выражается в определении целей и политических ориентиров развития политической системы и общества в целом. Объем и эффективность выполнения этой функции, степень участия партии в выработке политической линии и ее реализации зависят от положения партии в политической системе и в то же время являются показателями положения партии в политической системе. Наибольшими возможностями в разработке и осуществлении политического курса обладают правящие партии, именно они вырабатывают и формируют политику, а через контролируемые или законодательные и исполнительные органы и реализуют ее. Однако определенными возможностями в этой сфере обладают и оппозиционные партии. Они пристально следят за деятельностью правящей партии, отмечают любые промахи и неудачи, вскрывают их причины, вырабатывают и пропагандируют среди населения альтернативные подходы к решению возникающих проблем, а через парламентские и другие формы борьбы способны оказывать определенное воздействие на выработку и принятие политических решений.

Своеобразно реализуется функция разработки и осуществления политического курса в однопартийных системах. Ввиду отсутствия реальных конкурентов в борьбе за власть здесь складывается политическая монополия одной партии, которая узурпирует властно-политические функции. Правящая партия становится над государством, устанавливает контроль над ним, а через него — и над гражданским обществом, диктует ему свою политическую волю. Такая ситуация разрушает общественно-политическую природу партии, которая перестает быть партией в собственном смысле слова, а сохраняет лишь внешние признаки таковой. Именно такой была КПСС, коммунистические партии стран так называемого социалистического лагеря.

Функция формирования и подбора политических элит, социализации (некоторые политологи называют организаторской, а также кадровой функцией) состоит в том, что партии служат главным механизмом, через который готовятся и подбираются кадры на политические должности, причем происходит это на всех уровнях партийной пирамиды. Через этот механизм избирается и национальное (государственное), и региональное, и местное политическое руководство. Отбор кандидатов внутри партии часто является более решающим этапом, нежели последующие выборы. Это положение справедливо для всех партийных систем, как многопартийных, так и однопартийных. При пропорциональной системе выборов по партийным спискам позиции кандидатов в избирательном списке практически предопределяют их шансы на выборах. В определенной мере это положение касается и выборов по мажоритарной системе, ибо и там значительное число кандидатов принадлежит к определенным партиям и пользуется их поддержкой. Следовательно, какой бы ни была избирательная система, предварительный отбор кандидатов на те или иные государственные должности зачастую осуществляется узким «электоратом» партийных деятелей.

Кроме того, с помощью партий осуществляется политическая социализация их членов и сторонников, их воспитание и их идентификация в определенном политико-идеологическом направлении.

Функция борьбы за политическое руководство или упрочение и удержание своего руководящего положения — одна из главных в деятельности партий, вне этой функции само существование политической партии теряет всякий смысл.

В демократических обществах эта функция реализуется главным образом в форме участия в выборах и через стремление завоевания парламентского большинства. Пришедшая в результате выборов к власти партия получает возможность диктовать свою волю законодательному органу, через него проводить свои решения, а в парламентских республиках она формирует и правительство, которое фактически контролируется не парламентом, а парламентской фракцией правящей партии. В полупрезидентских и президентских республиках победившая на выборах партия получает также довольно широкие властные прерогативы. Через свою парламентскую фракцию она в конечном итоге определяет содержание законотворческого процесса, от ее позиции зависит утверждение государственного бюджета, принятие тех или иных законов; через парламент она осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти.

Довольно часто политические партии, особенно радикальной направленности, в борьбе за власть прибегают и к внепарламентским формам (митинги и демонстрации, организация забастовок и голодовок, пикетирование и саботаж и др.).

Третья группа функций касается внутрипартийной жизни, она определяет структуру партии, обеспечивает единство и согласие партийных рядов, партийную дисциплину, направлена на выработку ценностей и идеалов, сближающих членов и сторонников партии, регулирует отношения между руководящими органами и организациями и др., т. е. упорядочивает партийную жизнь. Внутрипартийные функции, как правило, определяются уставом партии.

Таким образом, функции отражают основные задачи и направления деятельности политических партий, их назначение в обществе, место и роль в политической системе, а также регулируют внутрипартийную жизнь.

Мир политических партий чрезвычайно многолик, каждая из них, если так можно выразиться, индивидуальна и неповторима. Вместе с тем существуют определенные общие, если не для всех, то для большинства партий, признаки, по которым их можно классифицировать на определенные типы. Типы партий — это понятие, отражающее наиболее существенные признаки определенной группы политических партий.

Естественно, каждый политолог, занимаясь типологизацией партий, оперирует более или менее широким набором критериев. При этом обнаруживается, что сами подходы к выбору критериев могут различаться. Так, марксизм в качестве основного критерия выдвигает социально-классовую сущность партии. Либеральная традиция существенной характеристикой партии считает ее идеологическую направленность. Институционализм в качестве основного выдвигает организационный критерий. Некоторые исследователи классифицируют партии по положению в политической системе общества и т. д. (14).

Нам представляется, что наиболее полный набор критериев для классификации политических партий предложил современный украинский политолог В.М. Якушик (15). При этом он все критерии, характеризующие политические партии, свел в четыре блока:

— теоретико-идеологическая основа и политическая платформа;

— социальная база партии;

— специфика генезиса (процесса возникновения) и организационных структур партии;

— статус и роль партии в политической системе и в обществе в целом.

Однако предложенная В.М. Якушиком типология партий нам представляется чрезмерно детализированной, а потому слишком громоздкой. Кроме того, ряд критериев, введенных В.М. Якушиком, по нашему мнению, не является базовым и мало характеризует политическую сущность партий (например, наличие или отсутствие достаточно четкой идеологии, поскольку абсолютное большинство партий придерживается определенной идеологии, толкование партией оптимального соотношения между идеологией партии и официальной государственной идеологией, характер политической динамики партии и др.).

Одним из важнейших критериев, признаваемых практически всеми политологами и позволяющих классифицировать партии, является уровень их прогрессивности. По этому критерию выделяют левые, центристские и правые партии. Эта типология ведет начало от Французской революции конца XVIII в., когда якобинцев, размещавшихся в Конвенте (парламенте) слева от спикера и выступавших с революционно-радикальных позиций, стали называть левыми, а более умеренных жирондистов, занимавших места справа, — правыми; депутатов, занимавших места в центре, между левыми и правыми, стали называть центристами (во времена Французской революции из-за невыразительности политических позиций их презрительно называли «болотом»).

Традиции, согласно которым сторонников прогрессивных общественных перемен относят к левым движениям, а консерваторов и реакционеров — к правым, дожили до наших дней. В соответствии с этим в политическом спектре западных стран ныне к левым партиям относят, как правило, политические партии трудящихся слоев, сторонников социализма и коммунизма, к правым — буржуазные партии. Однако это деление является в значительной мере условным. Например, в посткоммунистических обществах вряд ли можно назвать коммунистические и социалистические партии прогрессивными, поскольку они в большинстве своем зовут к возврату старых порядков, т. е. фактически стоят на консервативных, реакционных позициях. Кроме того, терминология «левые — центристы — правые» может приобретать и формальное содержание, отражать чисто геометрическое видение политики (16): левые и правые рассматриваются как экстремисты, а центр — в качестве умеренных, которые якобы всегда представляют правильный политический курс.

Близко к изложенной классификации находится подразделение партий в зависимости от их отношения к существующему общественно-политическому строю. По этому критерию различают партии революционные, ставящие своей целью радикальное, качественное преобразование общества; реформистские, стремящиеся к улучшению жизни путем реформ, без принципиальных общественно-политических и структурных изменений; консервативные, тяготеющие к устойчивому сохранению сложившихся форм общественной жизни; реакционные, добивающиеся частичного или полного возврата к ранее существовавшим общественным порядкам.

Естественно, все партии в каждой стране разные, они занимают разные места в политической системе и играют неодинаковую роль в жизни общества. По этим признакам различают партии легальные, полулегальные и нелегальные; влиятельные и маловлиятельные; правящие, поддерживающие существующий строй, и оппозиционные; монопольные и конкурирующие и т. д. Западные политологи выделяют также такие разновидности партий, как парламентские и авангардные. Парламентские партии, отстаивая интересы определенных социальных слоев, политическую деятельность ограничивают, как правило, участием в предвыборных кампаниях, работой своих представителей в выборных органах власти. Авангардные партии не ограничиваются участием в предвыборной борьбе и в представительных органах власти, а широко используют и другие формы политической деятельности: пропагандистские кампании, демонстрации, митинги, манифестации, забастовки, пикетирование, саботаж и т. д. Однако в современных демократических обществах любая партия независимо от своего происхождения стремится стать парламентской или сочетать парламентские и внепарламентские формы политической деятельности.

Ключевой характеристикой партии, отражающей базовую систему ценностей, является ее идеология. И хотя времена «узкоидеологических» партий уже прошли, сегодня нет ни одной политической партии, которая в своей деятельности не опиралась бы на определенную идеологию.

В современной политологии нет единого подхода к классификации политических идеологий, однако классической считается схема, в которой слева направо размещены пять идеологий: коммунизм — социал-демократия — либерализм — консерватизм — фашизм. Базовые ценности и политические приоритеты, исповедуемые каждой из названных идеологий, представлены в таблице, составленной А.А. Белоусом (17).

Идеологические критерии включают также отношение к государственности своего народа, позицию по вопросу межнациональных отношений, отношение к религии и др.

По отношению к государственности своего народа различают партии, выступающие за:

— завоевание или сохранение и укрепление государственной независимости своего народа;

— за объединение своей страны с другими государствами в союз, федерацию или конфедерацию;

— за поглощение своей страны другим государством.

Особую остроту этот критерий приобрел в странах СНГ. Следует отметить, что практически все политические партии указанных государств в своих программах записали стремление к сохранению и упрочению государственной независимости своих стран. Однако в практической политике не все они строго придерживаются этого программного принципа. Например, коммунисты, спекулируя на социально-экономических трудностях подавляющего большинства населения, искусственно преувеличивая достижения советского строя в социальной сфере, ратуют за восстановления СССР или за создание каких-то других объединений бывших советских республик. В странах Центральной Азии определенное распространение получили идеи пантюркизма. Поэтому для политических партий стран СНГ отношение к собственному государству подчас приобретает принципиальное значение.

Позиция партии по вопросу межнациональных отношений позволяет различать партии:

— шовинистические и расистские;

— агрессивного национализма;

— культурной национальной направленности;

— национально окрашенные ненационалистические;

— интернационалистические;

— космополитические.

В связи с активизацией в последнее время национального фактора и обострением в ряде стран межнациональных отношений позиция партии в вопросах межнациональных отношений приобретает подчас особое значение. Тем более что большинство современных стран многонациональны, а отношения между национальностями складываются не всегда благополучно (вспомним вооруженные конфликты, переросшие в настоящие войны, между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, Грузией и Абхазией, Россией и Чечней, Молдовой и Приднестровьем, ошские события в Кыргызстане, ситуацию в Югославии и др.). Поэтому позиция партий по проблеме межнациональных отношений является довольно важным критерием для их классификации.

По отношению к религии можно различать:

— религиозные (или клерикальные) партии — они ориентируются на религиозные ценности;

— светские — они считают, что отношение к религии является личным делом каждого, а не политической проблемой;

— атеистические партии.

Религиозный фактор играет заметную, а иногда и решающую роль во многих странах. Стал важным он и в странах СНГ. Однако этот фактор связан не столько с религиозностью населения, сколько с реализацией на практике принципа свободы совести и вероисповедания. Как известно, в СССР этот принцип был и провозглашен, и закреплен в Конституции, однако на деле все обстояло далеко не так: КПСС вела с религией упорную идеологическую борьбу, а государство всячески препятствовало деятельности церкви. В русле общедемократических преобразований принцип свободы совести и вероисповедания приобрел права гражданства, его активизация — это своего рода реакция общества на существовавшие ранее запреты и препоны. Поэтому политические партии должны в определенной мере считаться с религиозным фактором. Заметим кстати, что абсолютное большинство политических партий стран СНГ объявили себя светскими.

Важным критерием для классификации политических партий является их социальная база. При проведении классификации по этому признаку обычно принимают во внимание такие главные вопросы:

а) из каких социальных слоев рекрутирует партия своих членов, на кого она опирается в своей деятельности;

б) с какими социальными кругами или группами связаны руководители партии;

в) какие социальные круги и группы имеют наибольшую пользу от деятельности партии.

Особенности в многообразии социальной базы позволяют выделить такие типы партий:

— классовые, т. е. опирающиеся на определенные социальные классы и выражающие их интересы, (например, рабочие, крестьянские, буржуазные и др.);

— партии тех или иных слоев конкретных классов (например, крупной, средней и мелкой буржуазии);

— партии маргинальных слоев населения (например, люмпенов);

— межклассовые или надклассовые.

Кроме того, по характеру социальной базы различают еще партии этнические, региональные, регионально-культурные и земляческие, женские, партии молодежи, пенсионеров, общегосударственные, столичные, региональные, межрегиональные и локальные.

Довольно часто социальную базу партии отождествляют с теми социальными классами и слоями, которые поддерживают партию на выборах. Соответственно электорат партии составляют те социальные слои, на которые партия опирается. Однако в реальной жизни ситуация складывается далеко не всегда так. Например, количество голосующих за ту или иную партию, как правило, не совпадает с численностью представителей того или иного социального класса, слоя. Добавим к этому, что в условиях постиндустриального информационного общества существенные различия между классами, характерные для конца ХIХ — начала XX в., постепенно исчезают. Поэтому большинство современных политологов говорят не о представительстве, а об ориентации, «проникновении» партийных платформ в те или иные социальные слои (18).

В общем же считается, что коммунисты традиционно ориентируются на малоквалифицированную часть рабочего класса, а в посткоммунистических странах — на пенсионеров, недовольных утратой прежних ценностей и ухудшением своего социально-экономического положения, и представителей бывшей партноменклатуры. Традиционным электоратом социал-демократов считаются квалифицированные рабочие, значительная часть средних и мелких предпринимателей, молодежи. Для либералов характерна поддержка со стороны крупных и мелких собственников, гуманитарной и технической интеллигенции. Консерваторы, кроме крупных собственников, традиционно рассчитывают на сельских жителей, государственных и муниципальных служащих. Неофашистские партии сегодня рассчитывают на голоса представителей маргинальных рабочих и мелких предпринимателей, а также тех, кто считает причиной трудностей «засилье инородцев». Однако, как справедливо отмечает В.А. Мельник, классификация партий по особенностям их социальной базы носит довольно условный характер. Дело в том, что в последние десятилетия в жизни обществ развитой демократии партии все чаще имеют «смешанную» социальную базу (19).

В посткоммунистических странах, особенно возникших на территории бывшего СССР, традиционная социальная база и электорат политических партий находятся на стадии формирования, связанной с трансформацией политических систем. Сегодня трудно говорить о каком-либо постоянном электорате большинства политических сил. Ситуация более-менее определилась с электоратом коммунистов — пенсионеры, рабочие-маргиналы, часть работников ВПК, представители бывшей партноменклатуры. Постепенно формируется и электорат так называемой «партии власти» — это работники центрального и местного государственного аппарата, часть интеллигенции, крупные и средние предприниматели, рабочие сырьевых отраслей промышленности и др. Что касается демократических и национально-демократических политических сил, то их электорат только формируется.

Классифицируют партии и в зависимости от способов организации их внутренней жизнедеятельности. Здесь различают партии централизованные, организованные иерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной, и децентрализованные — в основном это партии такой политической системы, где партийная система находится на стадии формирования либо играет второстепенную рать; партии с индивидуальным и с индивидуальным и коллективным членством; партии с коллективным руководством и единоличным руководителем (обычно харизматическо-вождистского типа) и др. Но главным критерием внутрипартийной организации, по которому обычно классифицируют партии, является характер членства в них. По этому критерию различают партии:

— с четкими и формально определенными принципами членства. Принципы эти определяют форму и условия принятия в партию и пребывания в ней, партийную дисциплину (регулярная уплата членских взносов, участие в собраниях, работа в организациях партии, подчинение партийным решениям и др.);

— со свободным членством. Принадлежность к таким партиям выражается преимущественно через голосование за кандидатов собственной партии.

Большинство современных политических партий имеет официально оформленное членство и сложную организационную структуру. Их еще называют массовыми партиями, ибо они стремятся привлечь в свои ряды как можно большее количество граждан, главным образом с целью обеспечения посредством членских взносов финансовой поддержки своей деятельности. Массовые партии располагают постоянно действующим центром, принимающим решения по текущим вопросам деятельности, обязательные для всех организаций партии, а партийные массы объединяются в низовые организации. Такие партии ведут работу среди населения постоянно, а не только в период избирательных кампаний.

Противоположностью массовых являются кадровые партии. Их деятельность нацелена прежде всего на выборы, и действуют они не через партийные массы, а через своих профессиональных политиков и известных общественных деятелей. В политическом аспекте кадровые партии обычно находятся справа и в центре. Они имеют децентрализованный характер и слабую организацию. Руководящая роль во всех кадровых партиях принадлежит парламентариям. Что касается финансирования, то кадровые партии опираются на поддержку состоятельных слоев населения.

Такова в основном типология политических партий, она позволяет достаточно адекватно определить тип любой партии. Хотя отметим, что приведенный перечень критериев, по которым классифицируют партии, не является исчерпывающим. Жизнь, как известно, богаче и разнообразнее любой схемы, какой бы совершенной она ни казалась. Поэтому в реальной жизни могут встретиться (и встречаются) партии, характеризующиеся дополнительными, кроме названных, критериями. Вместе с тем на практике при классификации партий обычно не прибегают к большому количеству критериев, а оперируют их блоками, к которым относятся идеологическая платформа партии, социальная база, внутренняя организация, место партии в политической системе. Именно такой обобщенный подход нами использован при характеристике политических партий Кыргызстана, хотя в отдельных случаях не удалось избежать выделения и более конкретных критериев.

В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В процессе своей деятельности они вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. В подобном взаимодействии партии образуют партийную систему. Следовательно, партийная система — это объединение взаимосвязанных между собой партий, стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти.

Понятием «партийная система» охватывается совокупность существующих в стране партий и принципы взаимодействия между ними.

Характер и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов: расстановкой социально-классовых сил, степенью политической зрелости общества, уровнем политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуацией и др. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство, прежде всего законы о выборах.

В соответствии с этим формируются различные типы партийных систем. В зависимости от характера политического режима можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах; учитывая характер отношений между партиями и государством, различают конкурентные и неконкурентные, альтернативные и неальтернативные партийные системы. Политологи, придерживающиеся классового подхода, в соответствии с господствующими социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные системы. Но наибольшее распространение получило деление партийных систем на однопартийные, двухпартийные и многопартийные, исходя при этом не из чисто арифметического показателя, а из того, сколько партий (одна, две иди несколько) играют заметную, существенную роль в политической жизни страны.

С учетом места партии в политической системе общества однопартийной считается не только система, в которой существует лишь одна партия (как это бывает в тоталитарных системах), но и система, в которой присутствует несколько партий, однако лишь одна из них является ведущей, а другие — партиями-сателлитами (такая партийная система называется гегемонистской), а также если в стране наличествует несколько партий, но лишь одна из них в течение длительного периода обеспечивает себе победу на выборах в конкурентной борьбе с другими партиями (система доминирования). Опыт функционирования однопартийных систем в XX в. показал их неэффективность и антидемократичность. В настоящее время такие системы постепенно сходят с политической арены как дискредитировавшие себя. Примером этого является преобразование партийных систем в постсоветских государствах, в том числе и в Кыргызской Республике.

Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так они периодически сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

Наряду с классической системой бипартизма выделяют ее модифицированный вариант — систему «двух партий с половиной». Здесь также конкурируют между собой две крупные партии, но ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Сущность, функции и типология политических партий

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политические партии Кыргызстана предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я