Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта

Лидия Осипова

Перед вами замечательная книга – опыт, переведенный в очень ясную структуру. С ее помощью можно овладеть навыками, уловить суть процесса, научиться слышать и понимать ваших клиентов. Конечно, психотерапии невозможно выучиться по книгам, но, не читая книги, вообще трудно научиться. И я рада представить одну из них. Эта книга точно пригодится тем, кому не хватает ясности, структуры и опоры в таком огромном поле знаний, касающихся помощи самым разным клиентам по самым разным вопросам. Ирина Млодик

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая.

Раппорт — основа работы

Глава 1. Знакомство и доверие

Так же как театр начинается с вешалки, так и работа терапевта начинается со знакомства с будущим клиентом.

Вспомните, как вы обычно знакомитесь с кем-то? Быстро кивнули головой, пожали руку и ушли по своим делам, или углубились в свои мысли? Или на минутку задержались, чтобы перекинуться парой-тройкой ничего не значащих фраз? А потом что происходит? Вы остаетесь безразличны к этому случайному знакомому, да и он тоже к вам особо не пылает интересом.

Это похоже на то, как вы обычно знакомитесь с незнакомым человеком, контакт с которым в дальнейшем не собираетесь поддерживать?

Ваши клиенты, если вы начинаете работать психотерапевтом, тоже останутся в вашей жизни как случайные знакомые. И это правильно, так как ваши встречи будут происходить в течение ограниченного периода времени. И, после завершения работы, вам не нужно продолжать сохранять контакт с вашим бывшим клиентом.

Однако во время работы именно вы становитесь для вашего клиента самым близким и задушевным другом, он доверяет вам сокровенные тайны, которые обычно прячут за семью замками.

И, как ни странно, именно чужому незнакомому человеку часто расскажут такие тайны про себя, которые близким людям открыть стыдно. Это так называемый «эффект поезда». Как много сокровенных рассказов осталось в стенах купе, доверенных случайному попутчику! Просто потому, что его больше не увидишь.

Так же и психотерапевт. Все тайны клиента остаются за закрытыми дверьми кабинета. Это обязательное правило сохранения конфиденциальности в общении с клиентом. И это одна из составляющих доверия. Хотя встречи с психотерапевтом могут продолжаться долгие годы.

Как решить это противоречие? Случайный человек и одновременно самый близкий друг?

А решается это всё с помощью одного очень важного навыка, который в психотерапии носит название раппорт (в переводе — совпадение).

Есть и другое значение у этого слова — доверие. Точнее, это то, что вам нужно получить от человека, который собирается стать вашим клиентом.

Спросите себя, много ли в вашей жизни есть людей, которым вы готовы доверить свои тайны? Думаю, что немного. Так и у вашего будущего клиента есть такие же ограничения. Без доверия клиент не сможет ничего рассказать вам из того, что является действительно его проблемой. Именно доверие позволяет установить тесный контакт с человеком, который и позволит вам получить ту информацию, которая необходима для успешных результатов вашей работы.

Как же получить или заслужить ту степень доверия, которая нужна для работы психотерапевту? Всё очень просто.

Мы делим доверие на две составляющие: условное и безусловное доверие.

Условное доверие — эта та информация, те сведения, которые ваш будущий клиент собирает о вас, выбирая себе психотерапевта. Сюда могут входить отзывы ваших коллег, рекомендации клиентов, уже побывавших у вас, респектабельность того Центра, где вы работаете, реклама на страницах газет, учебные заведения, в которых вы обучались, сертификаты и дипломы, и др. Нельзя недооценивать эту составляющую, ведь основываясь на этих сведениях и будут приходить к вам клиенты.

Задание 1.

Подумайте, чем вы обладаете для того, чтобы иметь право заниматься психотерапией? Соберите все доказательства вашей компетентности в список. Поверьте, это вам очень пригодится. В дальнейшем дополняйте его, как только появляется еще одно доказательство.

Составьте текст, который будет убедителен для вашего самопредставления.

Например: «Меня зовут ННН. Я психотерапевт. Я обучался вести психологические консультации для людей, имеющих проблемы в личной жизни. Для этого я прошел обучение на курсах (укажите) или прошел обучение по программам (каким). Мои документы и сертификаты… Я провел уже столько-то часов консультирования. Мои клиенты имеют положительные результаты».

Даже если вы только начали обучаться психотерапии, и это ваши первые консультации, это уже больше того, что имеет ваш клиент. Просто сообщите, что вы проходите дополнительное специальное образование по психотерапии.

По окончании консультации попросите отзыв у клиента, что ему понравилось, в чем вам ему удалось помочь, что он для себя открыл и получил. Это может быть и письменный отзыв, и аудио/видео запись. Особенно, если консультация была бесплатная, тогда отзыв будет как эквивалент оплаты. Копите отзывы. Они всегда вам пригодятся — и в начале, и потом.

И, конечно, самое важное для психотерапевта, завоевать безусловное доверие.

Возможно, вы удивитесь, но это один из рабочих инструментов в психотерапии, один из базовых навыков.

И, значит, этому можно обучиться. Вы научитесь устанавливать раппорт и завоевывать доверие клиента с первых моментов знакомства с ним. Это доверие, основанное на особенностях нашего восприятия других людей, не осознается. Так ребенок доверяет матери. Ключевое слово в этом навыке — совпадение. Совпадайте с вашим клиентом во всём: в словах, в движениях, в мыслях, в чувствах. Совпадайте, но не будьте навязчивы!

Учиться совпадать мы начнем на нашем следующем шаге. А пока еще одно небольшое задание.

Задание 2.

Вспомните тех людей, которым вы безусловно доверяете. Запишите, что особенно вас привлекает в этом человеке? Попробуйте понять, почему вам с ним легко говорить о самых важных вещах или делиться подробностями своей жизни? Что это? Взгляд, поза, мимика, слова, интонации, что-то еще? Именно конкретные вещи, которые легко описать и понять другому человеку.

Глава 2. Эффект «зеркала»

В этой главе мы с вами начнем рассматривать, из каких составляющих складывается безусловное доверие. Думается, если вы сделали задание 2, то и сами уже догадываетесь. Тем не менее разложим всё по полочкам.

В прошлый раз мы уже упомянули, что полезно совпадать с вашим клиентом по словам, по мимике, по движениям, по чувствам и т. п.

Именно из этих мелочей и складывается основа для безусловного доверия.

Представьте, что вы оказались в другой стране, где не понимаете ни одного слова из языка, на котором говорят местные жители. Каковы ваши чувства? Одиночество? Растерянность? Попробуйте представить.

А теперь вдруг на улице вы услышали родную речь. Скорее всего, вы броситесь тут же знакомиться с этим человеком, он станет для Вас чуть ли не самым лучшим другом. Почему? Ответ очевиден. Просто он говорит на том же языке, что и вы.

Так же и с вашим клиентом вам надо уметь разговаривать на его языке, чтобы он чувствовал в вас близкого друга.

Здесь полезно вспомнить об уникальности каждого человека. Несмотря на то, что мы все пользуемся одним и тем же языком, что помогает нам понимать друг друга, у каждого есть его собственный, индивидуальный язык. Вот на этом языке клиента и учится разговаривать психотерапевт.

«Как? — возможно, возмутитесь вы, — ведь людей так много. Неужели мне придется каждый раз изучать словарный запас каждого клиента?»

Поспешим успокоить. Нет, не придется. Не придется изучать словарный запас даже одного.

А придется развивать свою память.

Опытный психотерапевт способен вспомнить сессию с клиентом, который был у него несколько лет назад, хотя после него через его кабинет прошли сотни людей. Ведя тренинг, на котором присутствует 30 и более человек, он говорит с каждым на его языке. Клиент часто, пока жалуется, перескакивает с темы на тему, порой забывая, с чем именно он пришел, однако психотерапевт помнит всё и следит, чтобы разговор не ушел в другую сторону.

Так, например, к автору этих строк пришел на прием клиент, работавший журналистом, и притом политическим обозревателем. А автор, должна признаться, довольно далека от тех политических баталий, которыми тогда были заполонены экраны телевизоров. Речь его была очень специфична. Признаюсь честно, я не понимала 50% произносимых клиентом слов, не помнила имен людей, которыми он злоупотреблял, показывая свое важное значение в тех кругах. Тем не менее, работать я всё равно могла, просто потому что владела навыками парафраза. В конце концов, когда клиент удостоверился, что я его понимаю, мы перешли к решению проблемы, с которой он пришел. Но это уже другая история. Однако, если бы не удалось установить доверие, скорее всего, он ушел бы до того, как решился бы рассказать о своей личной проблеме.

Психотерапевту приходится встречаться не только с профессиональной лексикой клиента, но и с языком, насыщенным сленгом, отражающим особенности культуры или возраста. К этим особенностям речи клиента тоже приходится приспосабливаться, чтобы не создавать ненужную дистанцию.

Кажется сложным? Не пугайтесь, это всё достаточно легко развивается специальными упражнениями. Лучше всего, и быстрее, это происходит на очных занятиях. Но и через те задания, что предлагаем мы в этой книге, вы уже научитесь многому.

Сначала небольшое отступление.

Терапевт является для клиента своего рода зеркалом, в котором он (клиент) как бы видит свои проблемы со стороны, и учится их решать с помощью своеобразного отражения в терапевтическом зеркале. Это означает, что терапевт на самом деле отражает своего клиента. Чем более полно и точно терапевт отражает клиента, тем выше доверие клиента, и тем легче с ним работать. Терапевт отражает все проявления клиента, отражает, но не искажает. В том числе отражает и речь, в отличие от обычного зеркала.

Отражение слов клиента помогает тому услышать себя как бы со стороны. Причем такого не очень приятного эффекта неузнавания, как при прослушивании записи собственного голоса, не возникает. Просто потому, что терапевт — другой человек, и когда он повторяет слова клиента, это говорит уже не сам клиент. Не возникает отторжения, смысл лучше доходит до сознания.

Видов словесного отражения (или словесного эха, или парафраза — так это называется в психотерапии) существует несколько. Навыки словесного парафраза и отражения самые, наверно, необходимые инструменты, как для создания раппорта, так и для ведения терапевтической беседы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Золотые навыки психотерапии. Практическое руководство психолога-консультанта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я