В сборнике представлены материалы международной конференции «Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая» (г. Цзинань, провинция Шаньдун, КНР, 18–21 ноября 2007 года), а также совместных сравнительных исследований, проводимых в рамках программы российско-китайского сотрудничества реализуемой Факультетом социологии Санкт-Петербургского государственного университета и Центром сравнительных политических и экономических исследований Центрального Бюро переводов ЦК КПК.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
А. О. Бороноев
Проблемы становления и функционирования политической культуры в современной России[2]
Понятие политической культуры очень многообразное понятие, которое понимается, если обобщить разные подходы, как осознание различными группами населения и конкретными индивидами своих жизненно важных интересов, ценностей, традиций в свете политических отношений, которые определяют их поведение и выбор в политической сфере. Она непосредственно связана с политической свободой, которая «выражается в выборах представительных органов власти, в конкурентной борьбе партий, конституционных реформах» (Р. Арон). Политическая свобода гарантирует гражданину участие в общественных делах через выражение своих мнений и воздействие на среду. Политическая культура непосредственно связана с политической свободой или является выражением последней в социальных действиях. О политической культуре, как видно из определения, можно говорить относительно целого народа (французского, русского, китайского), социальной группы, класса, и, безусловно, конкретного индивида. Как утверждают некоторые авторы, в одной стране, политической системе может быть несколько политических культур.
Политическая культура проявляется двояко: как убеждение, т. е. как сложившееся традиционное и рациональное понимание политической среды и своих интересов и как бессистемная аффективная реакция на политические лозунги, программы, на поведение политических деятелей, в целом на политические процессы. Первый вариант и говорит о сложившейся политической культуре народа, общности или индивида, второй — о неразвитости ее. Например, когда говорят о политической культуре европейских стран, подчеркивают наличие традиционализма, стабильности, универсализма, плюрализма, т. е. сосуществование различных ценностей и программ, которые определяют поведение людей в сфере политических отношений.
Политическая культурность зависит от многих факторов. Во-первых, от сложившейся в том или ином обществе социально-экономической структуры. Их стабильность и демократичность определяют политическое поведение граждан, их участие или неучастие в решении политических проблем. Во-вторых, от наличия в обществе определенной идеологии (партийных, национально-государственных), формирующих политическое поведение людей, восприятие политических процессов в сторону их рационализации. Безусловно, большую роль играют сложившиеся традиции политического поведения определенных социальных групп (классов). Известны взгляды Маркса о превращении рабочего класса из «класса в себе» в «класс для себя», т. е. превращении его в субъект политических отношений, умеющего защищать свои интересы, что становилось определенной традицией, характерной для этого класса.
Можно говорить о политической культуре народов. Она проявляется по разному, особенно в периоды роста, в состояниях аномии. Проявление политической культуры во многом зависит от того как развита демократия, которая является основой функционирования в обществе различных свобод — свободы слова, свободы выбора и объединений. Демократия же способствует функционированию политической культуры того или иного народа, социальных групп.
Это наглядно видно на примере России. Наша страна в своей истории не имела сложные политико-демократические институты до Октябрьской революции, царизм не предоставлял широких демократических и политических свобод, сужая сферу проявления политической культуры. В советский период нашей истории политическая просвещенность населения была достаточно высокой, особенно в послевоенный период. Однако политическая культура этого периода была узкой, односторонней, т. к. в обществе не было плюрализма политических взглядов и действий, преобладал патернализм, отсутствовали различные виды свобод, которые характерны для либерального общества, основной сутью которого, является ограничение власти и равенство перед законом.
С момента разрушения социалистической политической системы (1991) политическая структура российского общества потерпела крах и стала развиваться вседозволенность новой власти, бессилие и бесправие граждан.
Новая политическая власть, которая говорила либеральными лозунгами, занялась приватизацией всего, в ущерб интересам населения и свободы каждого. Утвердилось неравенство во власти, демократические выборы не способствовали справедливому формированию структур управления представительных органов власти. Все стали решать новые олигархи, которые захватили общенародную собственность социалистического периода и возможность «купить» свое представительство в органах власти и использовать их для своих интересов. В этот период в России не состоялось «равенство всех перед законом», что провозглашает либеральная идеология, и является важным проявлением политической культуры. Наступившая бедность вывела почти 80 % населения из так называемого трансформационного процесса, т. к. они, чуть почувствовать политическую свободу, попали в экономическую несвободу. Были разрушены и не функционировали формы политической социализации, сложилось состояние идеологического вакуума и недоверия к власти. Благо, что китайское общество в начале реформ не знало подобной катастрофы политической структуры и, следовательно, его политической культуры и совершает плавный переход к демократическим принципам формирования и контроля за властными структурами.
Зачатки новой политической культуры российского общества стали формироваться с 2000 года, когда к власти пришел В. В. Путин. С этого периода в России стали проявляться элементы социально-экономической и политической стабильности, наблюдается рост ВВП и началось улучшение жизни. Это конструировало доверие к новым экономическим и политическим институтам, что свою очередь является фактором определяющим стабильность общества. Доверие к политическим институтам, определяло возможность участия граждан в их формировании (активность электората) и участие в формах контроля за их деятельностью и рождение элементов гражданского общества, т. е. структур, способствующих самоуправлению граждан без прямого вмешательства и регламентации их деятельности со стороны государственной власти. Третий сектор (наряду с государственным, коммерческим) важный фактор формирования политической культуры населения, ибо он показывает активность и ответственность населения.
Формирование политической культуры связано с развитием политических партий и др. институтов и их стабильной деятельностью. В России закончился первый этап партстроительства. Завершается период «индивидуальных» партий, без социальной основы, на ресурсы какого-нибудь олигарха. Подобного рода партии, созданные к очередным выборам характеризовали политическую нестабильность, трудность выбора электоратом своей партии и актуализации насущных проблем страны и групп населения. В 2003 году в период выборов в Государственную Думу в России было 44 партий и движений, к сегодняшним выборам через 4 года осталось 14 партий. Среди них наибольшим рейтингом (октябрь 2007) пользуются «Единая Россия» во главе с В. Путиным (55 %), КПРФ (8 %), ЛДПР, справедливая Россия (5 %) и рейтинг по 1–2 % имеют СПС, Аграрная партия, Яблоко при пороге прохождения в Думу 7 % голосов. Партии, которые вступили в избирательный процесс, в своих программах стали более конкретно определять свой электорат. Однако, процесс поиска своей социальной базы и диалога с ней идет сложно. Отсутствие диалога со «своим электоратом» не формирует политической ориентации и политическую культуру населения. Это связано со сложившимся с начала модернизации недоверием населения к происходящему политическому процессу в стране, к политическим партиям. Недоверие же населения к существующим партиям определяется отсутствием четких в их программах социальных идей справедливости, драматизацией создавшихся условий жизни и абстрактно-эмоциональной риторикой. Не меньшую роль в негативизме к партиям у населения играли их лидеры, которые открыто соблюдали свои эгоистические, клановые интересы и плохо представляли перспективы страны. Тем не менее этот этап сыграл свою роль в формировании политической культуры населения, которое научилось понимать бессмысленность программ многих партий и выражать свою позицию двумя методами — неучастием в выборах и голосованием против всех. Например, голосовавших против всех в 2004 году в Государственную Думу составило 4 % электората. К сожалению, в 2007 году в бюллетенях не будет графы «против всех», которая по моим представлениям, была проявлением политического выбора, политической культуры.
В формировании политической культуры, как мы говорили выше, значимы программы партий, т. к. они определяют выбор. В настоящее время в них наблюдается некая определенность, прочтение социальной структуры общества и социально-политическая ориентированность. Партия «Единая Россия» (ЕР), например, ориентированна на высший слой страны с включением высшего слоя среднего класса и бюрократии. Интервенция в эту партию бюрократии делает ее эффективной, т. к. используется административный ресурс. Этот ресурс в будущем может сыграть отрицательную роль. Престиж этой партии возрос в связи с тем президент В. В. Путин согласился возглавить ее список при выборах в Гос. Думу. Это очень важный момент, т. к. В. Путин единственный российский политик, который пользуется доверием россиян (приблизительно 60 %) и осуществляет диалог с ними. Коммунистическая партия Российской Федерации обращается в основном к обывателям и людям старшего поколения, акцентируя внимание на несостоятельность социальной политики государства, нарушение права на труд и бедность основной массы населения. Идея равенства и справедливости весьма актуальны в российском обществе как фундаментальные ценности и КПРФ в рейтинге партий устойчиво занимает второе место. При успешной пиаркомпании и при некоторой трансформации своей лексики и расширении форм диалога с другими слоями общества КПРФ может расширить свой электорат. Главное достоинство этой партии в том, что она акцентирует фундаментальные ценности — право на труд, образование, справедливость, равенство и т. д.
Созданная недавно партия «Справедливая Россия» на основе объединения партий «Пенсионеры России», «Родина», «Партия жизни» еще не нашла свой электорат, она пытается на логике ценности справедливости отнять электорат у КПРФ и низшие средние слои у партии «Единая Россия». Удастся ли это покажут выборы. В настоящее время от «Справедливой России» активно отходят электорат связанный с «Партией пенсионеров», и партией «Родина».
Группа партий правого радикал-либерального толка (СПС, Яблоко, Гражданская сила) — свой электорат видят в интеллигенции, и в группах либералов прозападной ориентации и среднем классе. Они активно выступают против роли государства, авторитарности, критикуют «комплекс державности» и неэффективность реформ, особенно в административной сфере. Давать оценку экономическим реформам воздерживаются, т. к. они проводятся в стране по их планам либеральными министрами.
Особое место в системе российских партий занимает Либерально-демократическая партия Российской Федерации (В. Жириновский). Она ориентируется на аутсайдеров всех мастей (заключенных, националистов, бедных и нищих), т. е. на группы с низкой культурой и состоянием потерявшими доверие к властным институтам общества и социальные связи. Эта партия претендует на третье место в Государственной Думе, что говорит еще о кризисном состоянии российского общества, о большом «социальном дне» в его структуре и относительно низком уровне политической и общей культуры. Это партия одного человека и с развитием экономики и политической культуры сойдет на нет.
Сложившаяся партийная система России в целом разнообразна, она определяет плюрализм идей, дает выбор и характеризует социально-экономическую стратификацию общества. Возможность выбора различных идей развивает у населения рационализм в оценке политических идей, процессов, т. е. политическую культуру.
Важным моментом политической культуры россиян является формирующаяся толерантность, парадоксальность их сознания, когда они уходят от логики жесткого противопоставления (верно — ошибочно). В этих условиях становится эффективной политическая социализация, которая является моментом вхождения особенно молодого поколения в политический процесс. Многие партии создают молодежные движения, где молодые люди, участвуя в различных акциях, находят политическую идентификацию. По данным социологических исследований около 32 % молодежи интересуется политикой.
Предстоящие выборы в Государственную Думу (2 декабря 2007) и Президента (III. 2008) покажут уровень политической культуры россиян и, будут способствовать ее рационализации, диалогу различных мнений и позиций. При установившейся относительно стабильной политической культуре не стоит ждать резких изменений в политике России.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трансформация общества и партийно-политической системы России и Китая в XXI веке. Сравнительный анализ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других