Традиционная Викка. Руководство для искателей

Торн Муни, 2018

Что такое традиционная Викка? Чем она отличается от обычной? Автор этой книги – профессиональный религиовед и последовательница природной магии – практиковала разные формы Викки: классическую и современные ее версии, в одиночку и в ковене… В этой книге она подробно рассказывает об особенностях традиционной Викки (как наиболее эффективной, на ее взгляд) и объясняет, как и почему она работает. Классическая Викка более дисциплинированная и организованная, чем Викка «обычная» – ведь это и наличие ковенов, которыми руководят жрица и жрец, и преемственность традиций, и постепенный рост участников, и регулярность проведения ритуалов и практик, и возвращение к мощным магическим истокам Викки. С помощью этой книги вы откроете для себя «старые новые» викканские обряды и обычаи и наверняка возьмете что-то для своей магической практики. Также вы узнаете, как найти подходящий вам ковен и присоединиться к нему, как проводить традиционное посвящение, зачем нужны викканские «звания» и какие трудности и приятные моменты ждут вас на этом пути. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Традиционная Викка. Руководство для искателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. Встреча с Виккой

Глава 1

Другая Викка

Люди приходят в традиционную Викку по разным причинам. Некоторые хотят найти учителя в сложившейся системе с четкой структурой и методами, позволяющими новичкам стать эффективными практиками. Другим проще учиться, когда есть кто-то, кто может их направлять. Третьим интересно узнать об истории системы и стать ее частью, поскольку есть определенная сила в том, чтобы ощущать себя частью чего-то большего, того, что старше вас. Многие приходят из-за своих личностных склонностей или предыдущего опыта в религиях с подобной структурой, поскольку им больше нравится иерархический и упорядоченный подход. Структуры и ожидания, которые одним могут казаться ограничивающими, оказываются полезными для других. Наконец, если вы обращаетесь к традиционной Викке, наибольший интерес для вас может представлять работа в ковене, что не так распространено в других формах Викки.

Почему традиционная Викка

Определенно следует отдельно рассказать о присоединении к установившейся традиции, в особенности такой, история которой насчитывает уже несколько десятилетий. Это напоминает замужество в большой семье. Вы обнаружите, что помимо вашего собственного ковена у вас будут связи и с другими. Иногда такая расширенная семья может быть достаточно обширной. Например, гарднерианцев можно найти во всем мире. Когда я путешествую — в особенности в Соединенных Штатах или Европе — часто проверяю, нет ли поблизости семьи по ремеслу. Если мне везет, появляется возможность встретиться с ними, обменяться историями, разделить еду и в целом насладиться компанией ведьм, основные элементы практики и история которых совпадают с моими собственными. Как если бы у меня сразу появлялись друзья, куда бы я ни попадала! Это потрясающее ощущение, когда знаешь о своей связи с таким количеством людей, которых иначе, возможно, никогда не довелось бы встретить.

Будучи частью традиции, вы также узнаете, что практика и знание о ремесле не ограничиваются знанием тех, кто возглавляет ваш ковен. Вы можете обнаружить, что ваше обучение ремеслу имеет и другие источники. Это могут быть ведьмы, которые учили ваших лидеров, тексты, оставленные умершими ведьмами, или контакты, которые вы устанавливаете в «сестринских» ковенах. Если у моей верховной жрицы или жреца нет ответа на какой-то вопрос, они могут направить меня к тому, кто сможет мне ответить. Такой открытый доступ к знаниям — редкая и ценная возможность. Другие могут в определенной степени добиться этого, читая книги и проводя исследования, однако у последователей традиции есть преимущество за счет доступности большего количества источников, и обычно им приходится прикладывать меньше усилий. В традиционном ремесле задача старейшин — помогать вам. Те, кто работает в одиночку, обычно лишены этой поддержки.

Кроме того, сеть старейшин (а также братьев, сестер, кузенов и кузин…) имеет не только практическую, но и магическую ценность. Ваша линия отражает передачу оккультной силы, которая — по крайней мере теоретически — обеспечивает вам магическое преимущество перед другими практиками. Разумеется, не следует принимать эти слова на веру, и я не утверждаю, что так происходит всегда, однако вы как минимум подключаетесь к магическому источнику той силы (пусть даже исключительно эмоциональной), которая позволяет делать то, с чем вы не справились бы самостоятельно. Ваши магические инструменты и методы укрепляются за счет силы предыдущих поколений ведьм. Каждый круг, в котором вы находитесь, связывает вас с прошлым кругом.

Сила вашей традиции не ограничивается лишь вами, вы можете подключаться к эгрегору, некому магическому групповому сознанию, охватывающему несколько поколений.

Еще один практический аспект: некоторым людям проще учиться, и они эффективнее работают в структурированной среде. Большинство из нас научились читать и писать по утвержденной школьной программе под руководством опытного учителя, прошедшего соответствующее обучение, который использовал проверенную временем методику. Это верно не для каждого: система не идеальна, но обычно нельзя просто оставить ребенка наедине с книгами и ждать, что он сам научится читать. Ему потребуется помощь от кого-то, обладающего определенным набором навыков.

Традиционная Викка основана на схожих предположениях. Некоторым людям достаточно читать книги, искать информацию в Интернете и учиться на собственном опыте. Тем не менее многим другим приносит пользу образовательная среда, в которой есть четкая структура, доступен пример продвинутых практиков и отзывы других учеников и учителей (и именно так, скорее всего, вы и учились читать и считать). Даже действуя в одиночку, вы, по крайней мере частично, полагаетесь на те же стратегии (например, используя книги в качестве учителей и получая отзывы от друзей или в сети). Традиционный ковен просто делает процесс более упорядоченным. Как и в школе, вас могут попросить прочесть определенные книги, выполнить ряд заданий или некоторую работу. В любом случае вы должны будете учиться, хотя бы путем наблюдения, обсуждения и практики под руководством наставника. Такое облегченное обучение обеспечивает постоянный прогресс, более детальное понимание и бо́льшую согласованность результатов (то есть бо́льшую эффективность магической практики, более высокую квалификацию будущих лидеров ковена и т. д.).

Не следует понимать аналогию между работой в традиционном ковене и школой буквально. В действительности у вас, вероятно, ассоциации со школой не возникнут. Скорее мне хотелось бы подчеркнуть сходство структуры ковена и школы: более опытные практики ведут менее опытных в соответствии с заранее утвержденными представлениями о том, что важно и наиболее эффективно. Кроме того, ковены (даже в одной и той же традиции) могут заметно различаться. Мне известны некоторые, в которых необходимо писать эссе и научные работы, а в других — обучение в основном строится на лекциях и наблюдении. Здесь существуют самые разные варианты.

Все это подводит к другому важному вопросу. Точно так же, как в школе, в традиционных ковенах обычно существует иерархия. Это означает, что есть лидеры, обучающие менее опытных последователей, слово которых может как учитываться при организации работы ковена, так и не учитываться. Кроме лидеров (обычно это верховная жрица, жрец или оба), могут быть и другие дополнительные уровни официальной иерархии. Часто они отражаются в системе степеней, где уровень опыта и способностей определяет первую, вторую и третью степень. В некоторых ковенах могут существовать и другие дополнительные позиции (такие как глашатай или дева). Еще до посвящения вы, вероятно, окажетесь в учебной группе, именуемой Внешним двором, что позволит исследовать структуру ритуалов ковена, его убеждения и личные особенности участников и лидеров до официального вступления в его состав. Имея меньше всего опыта в традиции (а иногда и в колдовстве в целом), ученики Внешнего двора могут получать наставления от посвященных любого уровня.

Некоторых людей иерархия отталкивает. В частности, язычники обычно крайне индивидуалистичны, в особенности если речь идет о выходцах из религиозной среды, в которой они чувствовали, что структура подавляет или ограничивает их. Многих Викка изначально привлекает явным отсутствием ограничений. Мысль о том, что придется подчиняться указаниям верховной жрицы или другой важной персоны, не просто неприятна, она оскорбительна. Эту позицию можно понять, особенно если речь идет о людях, переживших тяготы жестоких режимов власти. Часто это оказывается ключевым фактором при принятии решения о присоединении к традиционному викканскому пути. Во второй части этой книги целая глава посвящена иерархии в традиционной Викке и тому, как и почему она работает. Однако это важный вопрос, так что мне бы хотелось обсудить несколько моментов прямо сейчас.

ИЗ КРУГА

Я ничего не знаю о традиционной Викке. Я думала, что знаю, пока не встретила вас и ваш ковен. Я считала ее патриархальной, подавляющей творческое мышление и полной бессмысленных догм, поскольку так мне рассказывали. Мне говорили, что гарднерианцы — это высокомерные мерзавцы. А затем я встретила несколько удивительно талантливых и добрых людей, которые всегда искренне отвечали на мои вопросы. Увидев, что такие люди успешно развиваются в гарднерианской системе, я поняла, что многие представления о них неверны. В какой-то момент вы рассказали мне, что Викка дает людям инструменты для связи с Божественным и позволяет им выполнять свои задачи. Мне бы хотелось научиться делать это надежным способом. Оказывается, я ничего не знаю. Но теперь я хочу узнать обо всем.

Акация, участник Внешнего двора, выдержка из первичного опросника ковена «Фоксфайер»

Основное отличие состоит в том, что иерархия ковена не всегда должна быть фиксированной, а также должна исключать любой произвол и жестокость. Иерархия существует для того, чтобы содействовать росту ее участников. Ваш верховный жрец не должен собирать посвященных первой степени только для того, чтобы всегда было кому забрать его вещи из стирки или надраить ванну. Ответственность более опытных участников состоит в том, чтобы помогать менее опытным, чтобы и они в один прекрасный день смогли стать самостоятельными верховными жрицами и жрецами. Школьный учитель ведет своей класс в течение определенного времени, в конечном счете передавая учеников кому-то еще, когда они освоили его предмет. В какой-то момент эти ученики окончат школу и станут взрослыми (а некоторые из них и сами могут стать учителями). Это пример целенаправленной иерархии. Хорошие учителя не оскорбляют своих учеников и не удерживают их до бесконечности. Точно так же хорошие лидеры ковена обучают своих посвященных быть как эффективными, так и независимыми. Те, кто относится к первой и второй степени, следуют указаниям ведущей третьей степени не потому, что это руководители, назначенные волевым решением, а потому, что у них больше мудрости и опыта. В свою очередь, задача третьей степени состоит в том, чтобы передавать свои мудрость и опыт тем, кто находится в первой и второй степенях. Это требует большого доверия и связано с большой ответственностью лидеров. Жестокость может возникать и возникает — точно так же, как это происходит в школьной системе и в правительстве — но это не означает, что такова цель. Это недоработка тех, кто выдвинулся в качестве лидеров. Это может быть результатом недостаточного обучения или личных недостатков. Быть ведьмой не означает, что вы автоматически становитесь идеальной личностью. В распознавании подобных перекосов хорошую службу сослужит ваш здравый смысл. Если вам кажется, что что-то не так, вероятно, так оно и есть.

Что такое традиционная Викка

Так что же такое традиционная Викка и что отличает ее от других видов Викки и колдовства? Это обманчиво сложные вопросы. Обсуждению термина «традиционный» посвящены целые академические труды, и еще больше работ рассматривают понятие колдовства и необходимость его отличия от Викки.

Я хочу признать сложность этих дискуссий и подчеркнуть, что существует бесчисленное множество точек зрения, у каждой из которых находятся яростные противники. С одной стороны, это может приводить в недоумение: к чему такая дотошность в словах. Кому какая разница, какие термины используются, если всем понятно, какие идеи за ними стоят? С другой стороны, использование слов и определение их значений имеет вполне реальные последствия. Исторически от ответа на вопрос о том, кого считать ведьмой, зависела сама жизнь. Когда дело касается религии — а колдовство многие относят к религиозным вопросам — дискуссии становятся особенно острыми.

Слова имеют значение, и следует применять их с осторожностью, понимая, что слово может одновременно иметь несколько смыслов и редко используется лишь в одном.

В этой книге я стараюсь писать как можно более обобщенно, чтобы позволить читателям толковать эти категории наиболее подходящим для себя способом. Я постаралась выбрать такой язык, который отражает общепринятое использование слов, но учитывает отличия, когда это необходимо. Мне не всегда это удается, поэтому заранее приношу свои извинения. Я ни в коем случае не намереваюсь никого обидеть. Я склонна считать язык подвижным, а не статичным, и термины, которые я выбрала (а также то, как я их определила), предназначены для того, чтобы познакомить читателей с общими тенденциями, а не убедить их в том, что мой путь — единственно возможный. Если у вас возникнут сомнения, лучше всего просто спросить у кого-нибудь, что означает то или иное слово.

Я использую термины «Викка» и «колдовство» как взаимозаменяемые. Я решила сделать именно так, поскольку «Викка» буквально означает «ведьма», а наиболее ранние формы Викки считались разновидностью колдовства. Тем не менее даже на раннем этапе (в середине XX века) Викка никогда не признавалась единственным видом колдовства Так не следует считать и сегодня. В мире существует множество ведьм и колдунов, и лишь некоторые из них являются последователями Викки. Кроме того, в настоящее время растет число виккан, не считающих себя ведьмами или колдунами. Так происходит потому, что они не думают, что действительно практикуют колдовство (которое обычно трактуется как определенный вид магии), или потому, что хотят отделить свои практики от названия, которое исторически несет заметный негативный оттенок. В любом случае виккане обычно считают себя практиками конкретной религии, особенности которой вскоре будут рассмотрены подробно.

Колдовство, в более общем смысле, часто описывается как практика, а не как религия. Такое различие приводит к возникновению сложных вопросов о том, что такое религия (повторюсь, в разные века на эти темы было написано огромное количество академических текстов), однако в целом следует знать, что хотя некоторые ведьмы и колдуны (последователи Викки — в особенности) считают, что их колдовство неразрывно связано с духовной практикой, другие же видят в нем лишь ремесло, которое может сочетаться с религией, а может использоваться отдельно. Вот почему слово «колдовство» может быть написано с заглавной или строчной буквы, в зависимости от автора (в этой книге я предпочла писать его с заглавной буквы[8], чтобы избежать путаницы со сменой регистра при обсуждении различных видов ремесла). Все это во многом зависит от конкретной ведьмы или колдуна, и я обычно рекомендую избегать таких обобщений как «все ведьмы верят…» или «все виккане практикуют X, а все ведьмы практикуют Y». Всегда найдется тот, кто станет с вами спорить.

Мое решение использовать термины «Викка» и «колдовство» как взаимозаменяемые во многом обусловлено удобством. Кроме того, это отражает наиболее распространенное среди последователей традиционной Викки мнение о том, что Викка по своей природе является видом колдовства и что все последователи Викки — ведьмы и колдуны. У других практиков существует собственное мнение на данный счет, которое бывает полезно учитывать, однако в большинстве традиционных кругов эти термины уже долгое время используются преимущественно именно так.

Для определения традиционной Викки и ее отличия от других видов и колдовства, о которых вы, вероятно, читали, следует начать с рассмотрения ее истоков. Викка — это религиозное движение, появившееся в середине XX века в основном благодаря усилиям британского гражданского служащего Джеральда Броссо Гарднера. Гарднер, на которого огромное влияние оказали фольклор, магия и путешествия в Азию, хотел бы возродить то, что он считал исконной религией Британии. Он осторожно (а иногда и не совсем осторожно) объединил популярную антропологию того времени, собственные исследования и личный опыт в единую систему, которую считал отражением древней практики религиозного колдовства. Основываясь на собственном опыте в масонстве и более общих исследованиях других западных магических традиций (включая работу мага Алистера Кроули), Гарднер создал основу, необходимую для дальнейшего развития и распространения этой новой (и в то же время древней) религии. Разумеется, он делал все это не в одиночку. Гарднер утверждал, что получил посвящение для спасения древнего «Ведьмовского культа» (это был его термин, в то время не носивший такой окраски, как сегодня) и имел право раскрыть его общественности только для того, чтобы он мог сохраниться. Эти фрагменты были взяты им за основу при формировании базы современного движения. Впоследствии Гарднер помог создать, а в дальнейшем — распространить традицию колдовства, которая стала известна как Викка. Свой вклад — будь то собственные оригинальные материалы или фрагменты из других литературных произведений и религиозных служб — внесли и несколько более поздних посвященных (в основном Дорин Валиенте).

Эта ранняя форма Викки была основана на посвящении, работе в ковенах и строилась вокруг центральной мистерии[9], окружавшей Лунную богиню и Рогатого бога смерти и охоты. Два этих божества понимались по-разному: как универсальные ведьмовские божества, боги Британских островов, архетипы всех божеств или божества местных народов и земель[10].

Это достаточно широкий спектр представлений! Как может пара богов восприниматься настолько по-разному, оставаясь частью единой традиции? Во многом причиной послужил экспериментальный характер Викки Гарднера: все по-своему переживали контакты с богами. Традиция была — и остается — ориентированной в большей степени на практику, а не на веру.

Участников объединяет набор ритуальных практик и корпус ритуалов, объединенных в Книге теней (представляющей собой общую книгу, а не личный дневник, как принято в других видах Викки), а не догматичный набор верований. Подробности этих ритуалов составляют тайну, доступную лишь посвященным.

Они строго охраняются, но их структура и случаи использования знакомы всем, кто имеет хоть какое-то представление о Викке: магический круг, алтарь с определенным набором инструментов, элементали[11] и символы мужского и женского аспектов божественного. Ритуальный год отсчитывался согласно четырем главным сабатам[12] (к которым позднее было добавлено еще четыре), обозначавшим как смену времен года, так и смену этапов повторяющегося мифа, в котором центральное место отведено Богине и Богу.

Наиболее ранняя форма Викки изначально называлась просто ведьмовским культом, колдовством, а позднее — «Виккой». Позже она стала называться «гарднерианской», по имени основателя (или распространителя, в зависимости от точки зрения). Когда это название использовал Роберт Кокрейн, другой автор, начавший писать после Гарднера, также заявлявший о своей принадлежности к сохранившейся традиции колдовства, предполагалось, что оно станет уничижительным[13]. Однако название закрепилось, отчасти потому, что колдовство стало более открытым, и это означало, что и другие ведьмы могут перестать скрываться. Вскоре Викка Гарднера разделилась или попросту вдохновила другие виды Викки — как в Европе, так и в США. В это же время вышли из тени и другие виды колдовства. Некоторые из них имели общий язык, структуру ритуалов и корни. Другие были больше связаны с конкретными регионами и основывались на собственной мифологии. Термин «Викка» широко использовался без нынешней осторожности в отношении строгости границ его применения.

Эти границы стали несколько более определенными после всплеска публикаций и распространения информации о колдовстве, в частности в Соединенных Штатах после 1970-х годов. Стало больше посвященных, как в гарднерианской Викке, так и в других формах ремесла

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Традиционная Викка. Руководство для искателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

8

В русском переводе книги слово «колдовство» выделено курсивом. — Примеч. ред.

9

Мистерия — ритуал в религии Викка. — Примеч. ред.

10

Gerald Gardner, Witchcraft Today (New York: Citadel Press, 1954), 31. Гарднер, Джеральд. Ведовство сегодня; Гарднерианская Книга теней: [пер. с англ.]. Ганга, 2010. — Примеч. авт.

11

Элементаль — мифическое существо, соответствующее одной из четырех стихий. — Примеч. ред.

12

Сабат (шабаш) — праздник, обозначающий смену времен года. — Примеч. ред.

13

Robert Cochrane and Evan John Jones, The Robert Cochrane Letters: An Insight into Modern Traditional Witchcraft, ed. Michael Howard (Somerset, UK: Capall Bann 2002), 23–24. — Примеч. авт.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я