Бизнес для богемы. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом

Том Ходжкинсон, 2016

Эту книгу Том Ходжкинсон, автор бестселлера «How to be Idle» («Искусство безделья») и основатель Idler Academy, адресует тем, кто уже оставил работу по найму, чтобы заниматься любимым делом, и тем, кто только планирует это сделать. Автор рассказывает, как превратить хобби в прибыльный бизнес и благодаря ему содержать семью; не «загонять» себя на работе и всегда находить время для бокала вина в кругу друзей и неспешных прогулок по парку. Очевидность ряда его советов по созданию стартапов обманчива: за ней скрывается систематизация непростого опыта, «работа над ошибками» и анализ серьезных бизнес-идей. Всё это изложено в легкой и веселой манере, снабжено анекдотическими примерами из жизни начинающего предпринимателя. Прочитав «Бизнес для богемы», вы убедитесь, что можно освоить «скучное» делопроизводство и бухгалтерский учет, справляться с проблемным персоналом, периодически брать кредиты – и при этом оставаться счастливым и свободным.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес для богемы. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Дело в деньгах

Быть богатым представителем богемы куда приятнее, чем бедным.

Из интервью Чарлза Хэнди журналу Idler

Представители богемы презирают мамону. Они уверяют, что живут ради искусства. Но если не заниматься финансами по-взрослому, останешься без гроша в кармане, и приятного в этом мало. Придется платить какие-то невообразимые пени и проценты банкирам, судебным приставам и налоговым инспекторам. Они, конечно, не сожгут вашу соломенную хижину, но в дверь постучат непременно. Мы через это проходили. Ваша неорганизованность на руку вашим угнетателям.

Так что, прежде чем начинать бизнес, нужно привыкнуть к мысли о том, что вы будете зарабатывать деньги. Признание — отличная штука, но, как сказал мне однажды панк-поэт Джон Купер Кларк, «за квартиру им не заплатишь». Прибыль — это замечательно. Если вы ее получаете, значит, вам удалось создать устойчивый бизнес, который продержится на плаву много лет, обеспечит рабочие места и подарит людям радость.

Если же бизнес не приносит денег, то вам либо придется спонсировать его из других источников, либо вы обанкротитесь. Причем и то и другое изрядно помотает вам нервы. Говорят, 50 % новых фирм терпят крах в течение первых пяти лет. Ставки здесь велики, как на скачках Grand National.

Во-первых, вам, скорее всего, понадобятся средства, чтобы открыть бизнес. Если вы планируете работать консультантом без накладных расходов или журналистом-фрилансером, денег потребуется немного — разве что на покупку компьютера. Когда мы с Гэвом открыли креативное агентство, тратиться нам почти не пришлось, только на технику. Первый год никаких расходов на содержание офиса у нас не было, потому что мы ютились в помещении у знакомых в обмен на помощь с рекламой. Когда только открываешь бизнес, лучше свести накладные расходы к абсолютному минимуму. То есть быть очень скромным и бережливым: работать дома или в кафе, не покупать одежду, брать обед с собой из дома.

Гуру менеджмента Чарлз Хэнди утверждает: в денежных вопросах нужно уметь о себе позаботиться. Он считает, что начинающим бизнесменам обычно приходится зарабатывать чем-то еще помимо «любимого дела». Хэнди пишет, что жизнь условно можно поделить на любимое занятие, долг и деньги:

«Любимое дело, долг и деньги — вот три аспекта, три составных части любого портфолио с долгосрочной перспективой. Со временем их значимость меняется. В какой-то момент на передний план выходят деньги, за ними долг, и только потом любимое дело. Его приходится откладывать, потому что дети растут и нужны средства. Со временем эти три компонента выстроятся иным образом. Но все они обязательно должны присутствовать в вашей жизни».

Моя ошибка в том, что я часто ставил любимое дело выше долга и денег. Я всегда занимался лишь той работой, которая мне интересна, и никогда не изменял своим убеждениям. Не самый лучший вариант, если честно, потому что порой приходится считать деньги и экономить на всем, а это некомфортно. Дети спрашивали меня: «А почему другие едят на завтрак хлопья, а мы нет?» И вечно стеснялись наших драндулетов.

Вот почему я настаиваю: каждый представитель богемы, решивший заняться бизнесом, обязан думать о деньгах. Если, конечно, не хочет вечно сводить концы с концами. Возможно, потребуется найти инвестиции, чтобы воплотить вашу идею в жизнь. В любом случае без денег очень сложно. Как писал Сэмюэл Джонсон, «увы, так повелось на белом свете: не скоро возвышается, кто беден».

Членство и подписка

Вы может рассмотреть сервис подписки как бизнес-модель. Мне все говорят, что подписка и членство очень актуальны именно сейчас. Людям нравится состоять в классном сообществе и получать рассылки с информацией. Даже вышла книга «The Membership Economy: Find Your Super Users, Master the Forever Transaction and Build Recurring Revenue». Прекрасное, очень поэтичное заглавие, я считаю. Небывалой экзистенциальной силы. В книге говорится, что продавать подписки — отличная идея. И уж точно подходит для представителя богемы, который стремится предоставлять высококачественные услуги для относительно узкой целевой аудитории и не собирается соперничать ни с Amazon, ни с Asos.

Компании типа Graze (обожаю их псевдохипповую упаковку с этими противными маленькими стрелочками повсюду — шутка), Riverford Organic (отличная схема доставки готовых блюд) и Patreon (что-то типа краудфандинговой платформы для художников и музыкантов) предлагают пользователям оформить подписку и делать регулярные взносы. Если вы предоставляете услуги такого рода, вам нужно быть уверенным, что вы действительно в состоянии выполнить то, что пообещали. Баснословные деньги от потенциальных клиентов способны вскружить голову, а потом может выясниться, что обязательства, которые вы на себя взяли, вам в тягость. Сначала подумайте хорошенько: вы точно не пожалеете, что обещали каждому из подписчиков личную оду в его честь? Вы действительно пришлете им вашу книгу в кожаном переплете?

В 2016 году мы в свою очередь перезапустили Idler: теперь он выходит на бумаге раз в квартал. За три месяца до выхода первого номера я продал около шестисот подписок клиентам из списка нашей рассылки. Таким образом еще до выхода журнала нам удалось собрать 20 000 фунтов.

Кроме того, мы продаем членство на год: те, кто его покупает, получают доступ к определенным разделам нашего сайта, а также скидку на книги и онлайн-курсы.

Для владельцев маленького бизнеса идеально было бы подписывать клиентов на рассылки по схеме прямого дебетового списания средств. Проблема в том, что ни один банк малому бизнесу (тем более на начальном этапе) такую услугу не предоставляет. Я-то знаю: мне отказывали бессчетное число раз. Обычно банки говорят, что риск слишком велик и что они готовы предоставить услугу прямого дебетования лишь в том случае, если вы для подстраховки откроете счет на кругленькую сумму. В общем, замкнутый круг.

Но есть обходные пути. Можно воспользоваться сервисом типа Shopify для приема регулярных платежей. Или обратиться к Gocardless — они сделают это за вас. Мой вам совет: не докучайте звонками сотрудникам банка, они над вами просто посмеются.

Также для получения денег можно воспользоваться системой оплаты подписки в PayPal. Правда, там довольно высокая комиссия — 3,5 % с каждой транзакции против 1,9 % в среднем, которые взимают большинство компаний, обслуживающих кредитные и дебетовые карты, — зато PayPal сразу переводит вам деньги. Первые три года мы пользовались только им, и это очень облегчало нам жизнь, прежде чем мы смогли позволить себе поискать другие варианты.

Впрочем, подписка — модная тема, но не для всех; может, для вашего бизнеса она и не подойдет. Поэтому давайте рассмотрим другие источники средств.

Взять деньги в банке

Когда в 1993 году мы запускали журнал Idler, я одолжил у родных и друзей 800 фунтов. Продавал подписку на полугодие, на год и бессрочно. Пара моих обеспеченных друзей вложили сотню фунтов. На собранные средства мы напечатали 1000 экземпляров первого номера. Так у нас появился журнал.

Это был удачный старт; возможно, у вас тоже получится. Однако у такого способа привлечения средств есть и недостатки. Друзья и родные — не лучшие инвесторы: они то и дело норовят что-нибудь посоветовать, в любой момент могут передумать вам помогать (подробнее об этом в главе 13). Банки хоть и взимают проценты, но оставляют вас в покое.

Чарлз Хэнди утверждает, что банк — лучший источник финансирования, даже если вы исповедуете самые богемные взгляды. Мне удалось получить кредит в банке. Я открыл счет за несколько лет до того, как мы начали выпускать Idler, который в те годы был совсем маленьким бизнесом: годовой его оборот составлял 25 000 фунтов. К счастью, счет в банке я вел аккуратно, так что банк дал нам 13 000 фунтов в кредит на пять лет.

Разумеется, не даром: процентов за эти годы набежало около пяти тысяч. В то же время проценты по депозитному вкладу в девять тысяч фунтов, который мы сделали в первый день, оказались равны нулю. Н-да, нам явно следовало податься в банкиры, а не книгами торговать.

Деньги с повторного залога

Чтобы открыть магазин нашей Idler Academy, нужно было нанять персонал, арендовать помещение, приобрести товары и оборудование — а еще заплатить юристам и покрыть сотню прочих мелких, но досадных расходов. Я позвонил моему старому другу Биллу Драммонду[12]. Пожалуй, в финансовых делах Билл не самый лучший советчик (учитывая, что когда-то он сжег миллион фунтов)[13]. Но он построил отличную карьеру, занимаясь любимым делом (в 1991 году его группа KLF продала синглов больше всех в мире), и я его безмерно уважаю.

«Меня в таких случаях всегда выручал повторный залог, — ответил Билл. — Я знаю, все советуют не закладывать дом, но для меня это был лучший способ получить деньги, поскольку я лично нёс ответственность. Так я финансировал деятельность KLF, причем неизменно оказывался в плюсе».

Конечно, молодым людям, не имеющим своего жилья, такой способ не подойдет. Но у нас был дом с тремя спальнями в Шепердс-Буш, и под него нам дали 40 000 фунтов стерлингов. Это стоило немалых нервов. У нас был очень высокий залоговый коэффициент и низкий доход: ведь и я, и Виктория работали на себя. А банки, как и правительство, лишь делают вид, что поддерживают индивидуальных предпринимателей. На самом деле они терпеть нас не могут. Такое ощущение, что банкам лучше, чтобы у вас непременно была постоянная работа, какая угодно, пусть паршивая, лишь бы на полную ставку и в крупной компании, — но ни в коем случае не фриланс.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес для богемы. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

12

Уиллис Роберт «Билли» Драммонд-младший (англ. Willis Robert «Billy» Drummond Jr, р. 1959) — известный американский джазовый барабанщик. — Примеч. ред.

13

В рамках одной из акций, проведенной Биллом Драммондом совместно с Джимми Коти (англ. Jimmy Cauty, р. 1956) в 1994 году, состоялось сожжение миллиона фунтов стерлингов. — Примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я