Взламывая психиатрию

Том Джексон, 2018

Зигмунд Фрейд и Карл Юнг разработали методы лечения психических заболеваний. Жан Пиаже показал, как развивается мышление ребенка, а Лоуренс Кольберг выявил, как он учится воспринимать, где грань между правильным и неправильным. Курт Левин понял, как среда, в который пребывает человек, оказывает воздействие на его личность и поведение. Эрик Эриксон считал, что существуют стадии развития личности, на каждой из которых человек усваивает определенную добродетель. Филипп Зимбардо выяснил опытным путем, что добрые люди способны совершать злые поступки. О важнейших открытиях, теориях и новых методах исследования нашего разума вы узнаете из этой книги. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Природа познания

Медицинские исследования заложили некоторые основы психологии. Другие нам дали философы. Англичанин Джон Локк задал важный вопрос: откуда приходят знания?

Джон Локк был основателем эмпирической школы философии, которая считает, что знание приходит через опыт. Поэтому человеческий мозг при рождении, по словам Локка, — это tabula rasa, или чистый лист. Он совершенно пуст, но по мере того, как ребенок растет и общается с миром, его мозг заполняется. Многие постулаты современной психологии основаны на этой концепции разума, проходящего через несколько этапов развития, — и психического расстройства, возникающего, когда дела с этим развитием идут плохо.

Идентичность

Локк рассматривал свое утверждение о содержании ума, воображая его как «обмен между принцем и нищим». Два тела были неизменны, но мысли и воспоминания поменялись местами. Локк хотел знать, кто из них теперь был принцем, а кто — его подданным.

Накопление опыта

В своем «Опыте о человеческом разумении» 1690 года Локк предположил, что человеческий разум, или сознание, сформирован путем приобретения и установления иерархии идей, от самых простых — светлое, темное, плавное, острое и т. д. — и постепенно до самых сложных, которые он накапливает в течение жизни, когда разум воспринимает мир, в котором он оказался. Многие философы до него утверждали, что по крайней мере часть личности — врожденная. Платон верил, что наши души знают все, но мы забыли это при рождении и нуждаемся в том, чтобы пробежаться по нашим воспоминаниям.

Трактат Локка, который на самом деле представлял собой работу в четырех книгах, стал критическим ответом на дуализм Декарта. Все, что есть в уме, сказал Локк, возникает как впечатление, созданное внешним миром.

Другие предполагали, что Бог запечатлел универсальные идеи (в основном о Боге) у всех в разуме. Однако Локк отказался принять концепцию существования врожденного знания. Вместо этого он считал, что личность полностью пластична и меняется во многих отношениях, пока мы растем и приспосабливаемся к жизни. Личность — это запись ментального отчета о прожитой жизни, и если разум потерян или изменен, то и личность тоже меняется, рассуждал Декарт. Но если кто-то теряет память полностью и может рассчитывать только на новый опыт, становится ли такая личность совершенно другим человеком?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я