Миграции индоевропейцев. Албанцы, армяне, греки

Андрей Евгеньевич Тихомиров

В книге рассказывается о древних миграционных движениях албанцев, армян и греков после того, как они покинули свою индоевропейскую прародину – район степей Южного Урала – Причерноморья. Привлекаются исторические и этнографические источники разных времен. Приведены краткие грамматики современных языков (албанского, армянского, греческого).

Оглавление

  • Албанцы: формирование народа, миграции

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миграции индоевропейцев. Албанцы, армяне, греки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Андрей Евгеньевич Тихомиров, 2018

ISBN 978-5-4490-5869-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Албанцы: формирование народа, миграции

Албанцы (самоназвание Shqipetar — шкипетар) — народ, населяющий Албанию, Косово (Россия не признаёт Косово в качестве отдельного государства), Македонию, Сербию, Черногорию, есть албанские диаспоры и в других странах, в частности, в Италии, Германии, Швеции, Франции, в других странах. По наречиям албанского языка и этнографическим признакам албанцы подразделяются на гегов (на севере, Шкипения на наречии гегов) и тосков (на юге, Шкипериа на наречии тосков). Из антропологических типов среди албанцев преобладает (особенно на севере и востоке) брахицефальный (динарский или адриатический антропологический тип). Название «албанцы» возможно возникло от слов albus — «белый» по латыни и alp — «высокая гора» кельтское слово, отсюда горы Альпы, нем. Alpen, франц. Alpes, итал. Alpi. То есть название «албанцы» для других народов могли означать жители белых высоких гор. На вершинах гор часто можно наблюдать белый снег, ледяные шапки.

По-видимому, имели место быть и связи между Албанией кавказской (древнее государство в восточном Закавказье) и Албанией балканской (современной). Албанцы — индоевропейцы, близки к исчезнувшим иллирийцам, мессапам и фракийцам. Иллирийцы — древние индоевропейские племена на северо-западе Балканского полуострова (далматы, ардиеи, паннонцы и др.) и на юго-востоке Апеннинского полуострова (япиги, мессапы и др.). Иллирийский язык, отдельная ветвь индоевропейской семьи языков. Представлен двумя разновидностями: балканоиллирийским (северо-запад Балканского полуострова) и мессапским (надписи 6 в. до н. э. — 1 в. н. э., обнаруженные на юго-востоке Италии) языками.

С конце 3 в. по конец 1 в. до н. э. иллирийцы были покорены римлянами и романизованы. Мессапы — племена из Южной Италии, переселившиеся возможно из Крита в 10—9 вв. до н. э. Фракия — историческая область на востоке Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями (от названия древнего населения — фракийцев). Фракийцы, группа древних индоевропейских племен (даки, одрисы, геты и др.), населявших северо-восток Балканского п-ова и северо-запад Малой Азии. В ходе Великого переселения народов смешались с другими племенами, став одним из этнических элементов при формировании болгар, румын, албанцев и других народов. Фракийский язык, отдельная ветвь индоевропейской семьи языков. Письменные памятники (отдельные слова, глоссы и краткие надписи) относятся к середине I тысячелетия до н. э. В первые века I тысячелетия до н. э. северо-западную часть Балканского полуострова и прилегающие с севера районы населяли иллирийцы, северо-восточную — фракийцы, южную — греки (эллины). Для раннего железного века в Западной Европе характерна так называемая гальштаттская культура, получившая это условное название от города Гальштатт в западной части Австрии, в окрестностях которого был обнаружен обширный могильник, содержавший в погребальном инвентаре древнейшие в Центральной Европе изделия из железа, датируемые X — VI вв. до н. э., производство железа было принесено древнейшими индоевропейцами из степей Южного Урала. Здесь же обнаружены соляные копи того же периода, в которых найдены многочисленные орудия труда, применявшиеся в то время в горном деле. Основная территория распространения гальштаттской культуры совпадает с районом расселения иллирийских племён и отчасти кельтов. Но памятники, аналогичные гальштаттским, обнаружены и на Балканском полуострове, на территории восточной Европы, Южной Германии, восточных окраин Франции. К гальштаттской культуре близки культуры начала железного века Пиренейского полуострова и Италии. Железный век в Италии начинается с 10 в. до н. э. На острове Сицилия культура в этот период развивается, по-видимому, под продолжающимся влиянием эгейского мира. Культура юга Италии, а также область Пицена (Средняя Италия) обнаруживает признаки иллирийского влияния. Фракийцы заселили северо-запад Малой Азии и в 7 веке до н.э. фракийское племя треров вторглись вместе с киммерийцами на территорию Лидии. Однако только после того, как Лидия дважды получила помощь от Ассирии, а киммерийцы были ослаблены столкновениями со скифами, лидийцы одержали победу. Мощь киммерийцев была сломлена. Остатки киммерийцев осели в северо-восточной части Малой Азии, где постепенно слились с местным населением. Основным населением Балканского полуострова к северу от Греции оставались местные фракийские земледельческие племена, уровень развития которых был уже достаточно высоким. Найденные в Румынии бронзовые и особенно золотые изделия свидетельствуют о довольно развитой технике их изготовления; употребление отдельных железных орудий было известно в карпато — дунайских странах и до прихода сюда скифов. Местные племена были издавна связаны с племенами гальштаттской культуры, а также с греческими племенами на юге Балканского полуострова, влияние которых становится особенно заметным именно с этого времени. Поэтому возможно, что влияние, которое скифы стали испытывать со стороны местных племён, покорённых ими, было большим, чем то, которое они сами на них оказывали.

Распространение железа на Балканах способствовало дальнейшему развитию земледелия, возникшего здесь ещё в период неолита; именно в первой половине I тысячелетия начинает широко распространяться плужное земледелие. Усовершенствование орудий труда способствовало развитию ремёсел — оружейного, кузнечного, стекольного, гончарного; впрочем, гончарные изделия ещё долго оставались грубыми и примитивными, так как гончарный круг в этих странах ещё не применялся.

В первой половине I тысячелетия до н. э. в общественном строе местных иллирийских и фракийских племён обнаруживаются заметные изменения. Поселения этого периода состояли из деревень и из небольших укреплений, расположенных на господствующих над данной местностью высотах. Раскопки этих укреплений обнаруживают, как уже указывалось, многочисленные изделия из металлов, в том числе украшения из золота и серебра, а также образцы высококачественной керамики. Раскопки же деревень дают очень мало металлических изделий; украшения почти отсутствуют; гончарные изделия примитивны и почти не отличаются от вырабатывавшихся во времена неолита. Очевидно, в укреплениях жила родоплеменная знать, а в деревнях — рядовые общинники. Это указывает на далеко зашедший процесс имущественного и общественного расслоения у балканских племён. Факт выделения родоплеменной знати, начавшегося, по-видимому, ещё в бронзовом веке, подтверждает и различие в утвари, найденной в богатых и бедных погребениях. Но прогрессирующее разложение первобытно-общинного строя не привело ещё к середине I тысячелетия до н. э. к образованию на Балканах (кроме Греции) классового общества. Ближе всего к этому подошли южнофракийские племена, населявшие территорию современной Болгарии, где в V в. до н. э. начинается образование государств. Отношения греческих колонистов с местными племенами, ещё не изжившими первобытно-общинных отношений, приобретают в это время большое значение. Таковы взаимоотношения греков с фракийскими племенами на Балканском полуострове, с местными племенами Южной Италии и Сицилии, с кельтами и иберами, в древности населявшими современные территории Франции и Испании, со скифами, местами и другими, племенами на побережьях Чёрного и Азовского морей. С многими из местных племён у греков установились мирные отношения на почве торгового обмена, который приносил колониям огромные выгоды, однако нередки были и случаи военных столкновений.

В 7—3 вв. до н. э. на территории расселения иллирийцев греки основали ряд торговых и земледельческих поселений-колоний. Затем гальштатская общность распадается; образуется кельто-фракийская латенская культура, враждебная иллирийцам. Кельты начинают теснить иллирийцев с севера, а греки — с востока. Кельты отчасти оттеснили иллирийцев, отчасти подвергли их ассимиляции. В 3 в. до н. э., когда иллирийцы пришли в столкновение с римлянами, они находились в основном на стадии разложения родового строя. Потомками древних иллирийцев некоторые учёные считают современных албанцев. Памятники культуры иллирийцев сохранились в Австрии, Албании, Италии, Македонии, Сербии.

Есть вероятность того, что после переселения с Карпат на Балканский полуостров принадлежавшие к гаплогруппе R1a индоевропейцы ассимилировались с местными палеобалканскими племенами гаплогруппы I2a, в результате чего образовались — известные по письменным источникам — фракийские народности (в которых доминировала гаплогруппа I2a с небольшой примесью гаплогруппы R1a); при этом новый язык сформировался на основе языка завоевателей, то есть на индоевропейской основе, вобрав в себя некоторые местные черты. Фракийцев некоторые исследователи относят к гаплогруппе R1b. Выделяются 9 гаплогрупп современных албанцев: E1b1b1 (M35), J2 (M172), R1 (M173), I (M170), G (M201), K (M9, xP), J1 (M267), H1 (M52), E (xE1b1b1), что указывает на их крайне смешанное происхождение. Гаплогруппа — группа схожих гаплотипов, имеющих общего предка, у которого произошла мутация, унаследованная всеми потомками (обычно — однонуклеотидный полиморфизм). Термин «гаплогруппа» широко применяется в популяционной генетике и генетической генеалогии — науке, изучающей генетическую историю человечества, с помощью исследования гаплогрупп Y-хромосомы (Y-ДНК), митохондриальной ДНК (мтДНК) и ГКГ-гаплогруппы. Генетические маркеры Y-ДНК передаются с Y-хромосомой исключительно по отцовской линии (то есть от отца сыновьям), а маркеры мтДНК — по материнской линии (от матери всем детям). Таким образом, мужчины являются носителями маркеров Y-ДНК и мтДНК, а женщины — только мтДНК. Гаплотипы по аутосомным маркерам представлены и у мужчин и у женщин.

Греческие колонии в VIII — VΙ вв. до н. э. Всемирная история, т. I, с. 663.

Казалось бы, давно известно, что современный российский герб восходит к гербу двуглавого орла, который заимствовал Великий князь Иван III, после женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI и дочери морейского деспота Фомы Зое (Софье) Палеолог, из Восточной Римской империи (Византии). Герб символизировал, что Россия является евразийской державой, на гербе одна голова будто бы повернута к Европе, другая — к Азии. В Римской державе двуглавый орел символизировал разделение государства на Западную и Восточную империи.

Однако схожий герб был и у древних индоевропейцев — хеттов, пришедших на территорию современной Турции из степей Урала, в излучине реки Кызыл-Ирмак, 4 тысячи лет назад находилась столица Хеттского царства — Хаттусас. Ученым удалось установить, что хетты появились в Центральной Анатолии на рубеже III и II тысячелетий до н. э. Их следами были уничтоженные и опустевшие поселения по всей центральной части Малой Азии. Будучи нанесены на карту, они образуют темную полосу на путях от Кавказа к Эгейскому морю. Археологи находят продолжение этой зоны уничтожения в северной части Балканского полуострова. Все было подвергнуто сожжению. Народы, родственные ариям и иранцам покинули места своего первоначального обитания в районе степей Южного Урала и двинулись на запад. Интересно также следующее, упоминающийся в Библии народ — хетты (сыны Хетовы) и их язык являются индоевропейским языком.

Слова его близки не только греческому и латинскому, но даже немецкому и английскому. Другие слова стоят ближе к кельтскому языку или вообще не находят параллелей. Можно только предполагать, что они ближе к кавказским языкам. В то же время строительные сооружения хеттов, их крепости и дворцы, колоннады и скульптура живо напоминают микенскую эпоху, относящуюся к истории Греции первой половины II тысячелетия до н. э. Хетты, без сомнения, напоминают европейцев. Их письменность была самой древней у западных индоевропейцев. Язык, на котором, как сообщает Библия, хетты беседовали с Авраамом, считается родственным языку древних германцев.

И когда по прошествии нескольких столетий, в начале XIII века до н. э., хетты заключали мирный договор с Египтом — приблизительно за два с половиной тысячелетия до крестоносцев — в переговорах, которые велись по поводу этого договора, употреблялись некоторые слова, сходные с немецкими, английскими, французскими или латинскими. Более того, хорошо известно, как они выглядели. Их изображения встречаются на стенах египетских храмов, причем их легко можно отличить от семитов. Хетты были большеголовыми, с крупными, длинными носами; выглядели они, как считают некоторые ученые, примерно так, как жители Вестфалии (область в Германии). Однако не только эти вестфальские лица хеттов, но и их древнее имя «хатти», или «хета», побуждают к некоторым предположениям. Потому что, то же самое имя «хатти» встречается у германских племен, которые в последние века до нашей эры появились между Рейном и Везером, как об этом сообщает Тацит («Германия», 29). Кстати говоря, археологи установили, что столица Хеттской империи Хаттусас — Богазкёй в ХIII веке до н. э. был полностью уничтожен огромным пожаром.

Наскальное изображение двуглавого орла, схватившего зайцев. Герб хеттских царей. XIII в. до н. э.

На монете последнего тверского князя Михаила Борисовича тоже явно выступает двуглавый орел. В 1485 году Тверское княжество было включено в состав России, но поначалу сохранив некоторую автономию.

Именная печать Ивана III

Герб современной Албании

Уже в 3-м тысячелетии до н. э. существовал герб шумерских государств: орёл с львиной головой. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии. Древний двуглавый орёл был выточен из дымчатого нефрита ольмеками; он находится в Музее Коста-Рики. Изображения двуглавого орла использовались персидскими шахами из династии Сасанидов (персы — индоевропейцы), а затем пришедшими им на смену арабскими правителями, которые помещали эту эмблему даже на своих монетах.

«Османы чеканили монеты со звездой Давида на одной стороне и изображением двуглавого орла на другой. На арабских монетах Зенгидов и Ортокидов с XII по XIV в. тоже имеются изображения двуглавых орлов. В арабском мире двуглавый орел также стал популярным элементом восточного орнамента. В средневековье этот символ появился на штандартах турок-сельджуков, которые, кроме того, украшали им подставки для Корана. Двуглавый орел был распространен и в Персии как символ победы, а так же в Золотой Орде. Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды, отчеканенных во времена правления ханов Узбека и Джанибека, с изображением двуглавого орла»: http://www.dopotopa.com/dvuglaviy_orel.html

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Албанцы: формирование народа, миграции

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Миграции индоевропейцев. Албанцы, армяне, греки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я