Почему никто не рассказал мне это в 20?

Тина Силиг, 2019

Тина Силиг, преподаватель предпринимательства и инноваций в Стэнфорде, учит читателей смотреть на мир сквозь призму новаторства и креатива и находить нестандартные решения разных проблем. В это дополненное издание она включила множество принципиально новых идей, появившихся за прошедшее десятилетие. Автор призывает всегда подвергать сомнению общепринятые правила, ведь благодаря этому проблемы часто превращаются в возможности. Конечно, неопределенность и неуверенность поджидают нас на каждом шагу, но если знать, как с ними справляться, то можно добиться многого. Для тех, кто хотел бы познакомиться с одним из лучших курсов Стэнфорда по саморазвитию и креативности. 5-е издание, переработанное и дополненное. Книга также выходила под названием «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след».

Оглавление

Из серии: МИФ Саморазвитие

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему никто не рассказал мне это в 20? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Цирк вверх тормашками

Почему большинство из нас в обычной жизни не рассматривают проблемы как возможности? Почему командам, о которых я рассказывала, нужно ждать задания преподавателя, чтобы раздвинуть границы собственного воображения? Беда в том, что нас не учат воспринимать проблемы как должное. Напротив, учат их избегать или… на них жаловаться. На одной конференции для бизнес-лидеров я показала несколько видеоклипов с Innovation Tournament. После моего выступления ко мне подошел руководитель одной компании и сказал, что мечтает вернуться в школу, где он мог бы сталкиваться с неочевидными проблемами и максимально использовать свой креативный потенциал. Честно говоря, его слова привели меня в замешательство. Я была уверена, что он ежедневно сталкивается с множеством реальных ситуаций, где креативное мышление ему здорово помогло бы. К сожалению, он не смог увидеть, что эта концепция связана с его жизнью и бизнесом. Он рассматривал мои задания как нечто, что может происходить только в контролируемой образовательной среде. Разумеется, это не так и таковым быть не должно.

Каждый день мы можем и обязаны бросать себе вызов, то есть учиться смотреть на окружающий мир сквозь призму возможностей. И чем чаще мы беремся за решение проблем, тем увереннее и искуснее с ними справляемся, а значит, тем легче нам воспринимать их как возможности.

Приведу пример в высшей степени личного характера. Недавно я проснулась очень рано, чтобы внести последние штрихи в конспект лекции, которую должна была читать тем утром. В половине шестого было еще темно и почти ничего не видно. Стараясь двигаться как можно тише, я выскользнула из постели и начала пробираться к двери спальни. И тут — бабах! — за что-то зацепилась большим пальцем ноги.

Боль пронзила все тело и была ничуть не меньше, чем охватившее меня раздражение. Я же встала ни свет ни заря, чтобы заняться последними приготовлениями к лекции, а вместо этого мне придется прикладывать лед к больному пальцу. Спустившись в кухню, я нашла в морозильнике пакет с замороженным горошком. Пока я обхаживала свой бедный палец, уже приобретший прекрасный фиолетовый оттенок, в кухню вошел муж и, взглянув на меня, сказал: «Ты, главное, помни, что каждая проблема — это возможность». Я часто повторяю эту фразу, но в той ситуации она показалась мне издевательством. Ну какие возможности в больном пальце?!

Но уже через несколько минут я задумалась над словами мужа. Ну хорошо. Правда, а как превратить в возможность разбитый палец? И одна идея на этот счет пришла мне в голову, когда я принимала душ. И я решила найти способ вплести ее в свою лекцию. Итак, вот как я ее начала:

Обычно я не читаю лекции в кроссовках. Но сегодня утром я сильно повредила палец на ноге. И этот инцидент не только дал мне повод надеть более удобную обувь, но и натолкнул на мысль об одной скрытой возможности, а именно о многочисленных процветающих компаниях, которые зародились и выросли на почве болезненных разочарований. Ведь именно это и делают истинные предприниматели! Они находят возможности там, где другие видят проблемы. Так, Slack — чрезвычайно успешный корпоративный мессенджер — вырос из потерпевшей неудачу компании по разработке компьютерных игр. Несмотря на то что из-за отсутствия популярности игровой проект пришлось закрыть, интегрированный инструмент для обмена сообщениями, который в нем использовался, стал настоящим хитом. Или взять, к примеру, Instagram, выросший из провального интернет-приложения. Его основатели Кевин Систром и Майк Кригер в свое время отказались от первоначального продукта Burbn, который должен был помогать людям связываться с друзьями, и направили все усилия на функцию обмена фотографиями, входившую в приложение. И мой покалеченный палец — мучительное напоминание о том, что искать возможности нужно в выбоинах на дороге.

Далее я перешла к подготовленной части лекции о важности настроя, который позволяет нам видеть и использовать возможности. И знаете, просто удивительно, сколько энергии высвободила тогда моя новая вводная история как у аудитории, так и у меня. Она стала своего рода зацепкой, к которой я возвращалась на протяжении всей лекции, и помогла мне сразу же наладить взаимопонимание со слушателями. Основной вывод: все достижения прежде всего зависят от нашего отношения, а контролируете его только вы. Истинные новаторы видят путь к решению даже в самых сложных обстоятельствах.

Отличный пример — Джефф Хокинс, который начал карьеру в Palm Computing, изменил способ организации жизни людей с помощью Palm Pilot, а в последнее десятилетие сосредоточился на изучении загадок работы человеческого мозга. В свое время Джефф нацелился на создание портативного персонального компьютера, доступного широкому потребителю. Это была весьма амбициозная цель, ведь ее достижение требовало досконального знания технологий и потенциальных пользователей. Путь оказался весьма тернистым, но, по словам Джеффа, он всегда знал, что предпринимательство означает постоянное столкновение с большими проблемами и поиск креативных способов их решения.

Проблемы появились с самого начала. Первый продукт компании Palm под названием Zoomer с треском провалился. Но вместо того чтобы потерять веру в успех своего замысла и сдаться, Джефф обзвонил членов команды клиентов, купивших Zoomer, и тех, кто приобрел аналогичное устройство-конкурент Apple Newton: он хотел узнать об их ожиданиях от продукта. Пользователи сказали, что надеялись прежде всего на то, что новый продукт поможет им организовать непростые рабочие графики благодаря объединению нескольких календарей в один. Именно тогда Джефф понял, что Zoomer конкурирует скорее с бумажными календарями, чем с другими компьютерами. Неожиданный результат обратной связи полностью противоречил его изначальным предположениям, но оказался очень полезным при разработке дизайна продукта следующего поколения — невероятно успешного органайзера Palm Pilot.

Путь к успеху не был усеян розами, и моментов, когда Джефф и его команда могли опустить руки и сдаться, было немало. Но они знали, что вызовы — неотъемлемая часть творческого процесса, и встречали их во всеоружии.

На самом деле Джеффа больше настораживает отсутствие сложностей. Он убежден, что, если все идет слишком гладко, проблема, скорее всего, не за горами. Когда в его второй компании Handspring дело уже шло к релизу оригинала нового карманного цифрового органайзера Visor, Джефф продолжал твердить своей команде: что-то непременно произойдет. И оказался прав.

За первые несколько дней после выхода продукта на рынок было продано около 100 тысяч экземпляров. Замечательный результат! И тут дала сбой система биллинга и доставки. Одни клиенты не получали заказ, а другим, наоборот, доставляли в три-четыре раза больше единиц, чем они заказывали. Это была катастрофа, особенно для нового бизнеса, который еще только формировал репутацию на рынке. И как же они с этим справились? Вся команда, включая Джеффа, уселась за столы и обзвонила каждого клиента, спрашивая, что он заказал, получил ли товар и все ли правильно с выставленным ему счетом. И если в чем-либо из перечисленного была ошибка, компания тут же исправляла ее. Джефф знал: что-то пойдет не так, но не знал, что именно. Опыт научил его тому, что проблемы неизбежны, а ключ к успеху — не уворачиваться от каждой пули, а быстро восстанавливаться после «ранения».

Нынешняя компания Джеффа Numenta тоже столкнулась с множеством вызовов. Он потратил годы на самостоятельное изучение неврологии, пытаясь разобраться, как организован мыслительный процесс, и в итоге разработал убедительную и довольно провокационную теорию о методах обработки информации корой головного мозга (она изложена в книге On Intelligence[9]). Вооружившись новой теорией, Джефф решил положить ее в основу более «умного» компьютера, обрабатывающего информацию так же, как человеческий мозг. Как и во всех его начинаниях, проблемы не оставляют Джеффа в покое, но он всегда готов их решать.

Разумеется, кто-то может сказать, что Джефф Хокинс уникален и не все способны создавать революционные теории и новаторские изобретения. Однако согласитесь, куда полезнее считать его источником вдохновения, поскольку Джефф показал нам пример того, что если позволить себе взглянуть на проблему по-новому, то с ней всегда можно справиться.

* * *

Один проект, зародившийся в рамках Innovation Tournament, проливает свет на то, как превратить проблемы в возможности. В ходе турнира перед участниками была поставлена задача — извлечь максимум ценности из имевшихся у них резинок. Одна команда выступила с идеей Do Bands — браслетов, стимулирующих людей заняться делами, которые они обычно откладывают[10]. Эта довольно толковая идея была отчасти связана с уже знакомыми нам браслетами, которые носят сторонники того или иного социального проекта. Использование Do Bands основано на выполнении последовательности действий.

• С обещанием что-либо сделать наденьте браслет на руку.

• Снимите браслет, когда выполните обещание.

• Зафиксируйте свой успех на сайте Do Bands. У каждого браслета есть уникальный номер, позволяющий легко просмотреть, на что он вдохновил пользователя.

• Передайте браслет другому человеку.

Браслеты Do Bands дали людям мощный стимул исполнить какое-либо давнее желание. Хотя на самом деле Do Bands всего лишь резинка. Тем не менее порой даже такой простой вещи, как резиновый браслет, хватает, чтобы мобилизовать человека на действие, то есть помочь ему преодолеть разрыв между бездействием и действием. Кампания Do Bands длилась всего несколько дней, но даже за столь короткое время вдохновила людей на множество поступков: кто-то позвонил маме, кто-то не поленился написать благодарственное письмо, а кто-то начал заниматься спортом. Один участник использовал Do Bands как стимул для организации летнего лагеря, другой разыскал друзей детства, а еще несколько человек пожертвовали деньги в благотворительные организации по своему выбору. Поразительно, что простой кусочек резины стал катализатором активности людей, подтолкнув их к реальным действиям. Это довольно красноречивое напоминание о том, что грань между бездействием и действием чрезвычайно тонка, а вот последствия, к которым приводят эти два состояния, абсолютно разные. Льюис Пью, эколог и пловец-экстремал, который проплыл целый километр в ледяных водах вблизи Северного полюса, чтобы привлечь внимание к проблемам окружающей среды, стоящим перед нашей планетой, весьма точно сказал: «Человек всегда на одно-единственное решение отстоит от совершенно другой жизни»[11]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: МИФ Саморазвитие

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему никто не рассказал мне это в 20? предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

Издана на русском языке: Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте. М.: Вильямс, 2007. Прим. ред.

10

Do Bands, видеопост размещен Биглофтом Рулзом 28 февраля 2008 года в 3:01, www.youtube.com/watch?v=gz0246tMejk.

11

Lewis Pugh, twitter.com/lewispugh/status/950579550009876480.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я