Merry кризис. Настольное руководство по антикризисному менеджменту в современной России

Тимур Хаджимуратович Гасиев, 2019

Эта книга – для управленцев и тех, кто хотят ими стать. Издание посвящено рассмотрению различных проблем, имеющих все шансы вылиться в кризис, и в качестве наглядного пособия включает в себя кейсы из нашего профессионального опыта и опыта наших коллег. Риски и кризисы – неотъемлемые спутники любого процесса. От них никуда не деться, их никак не обойти, поэтому управление любым предприятием, бизнесом, и в принципе любой системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным – только таким образом ими можно научиться управлять, и мы надеемся, что наша книга вам в этом поможет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Merry кризис. Настольное руководство по антикризисному менеджменту в современной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ВВЕДЕНИЕ

«Становление, то, чем занимались отцы — основатели бизнеса в 1990-х, и развитие, чем должны заниматься наследники, — существенно разные виды деятельности. Если «основатель» был для своего бизнеса «полководцем на белом коне», скачущим впереди войска, как храбрый комдив Чапаев, то второму поколению, возможно, придется осваивать роль «полководца-стратега», наблюдающего за битвой с холма, сидя на «барабане» с подзорной трубой, как император Наполеон. А уже храбрые фельдмаршалы на белых конях (топ-менеджеры компании) будут биться на переднем крае»1.

Для начала несколько слов о том, почему мы решили написать эту книгу и кто ее «целевая аудитория».

Сегодня управление является одной из ключевых и наиболее востребованных специальностей в сфере образования. На получение образования по специальности «менеджмент» нацелен значительный процент российской молодежи. Согласно данным портала «Проект 5-100» за 2018 год, «<…> самый высокий конкурс был на специальности в сфере IT и программного обеспечения, менеджмента, экономики и маркетинга, нефтегазового дела, политологии и международных отношений, а также филологии, медицины, педагогики, туризма и юриспруденции»2.

Главная тому причина — восприятие управления как вида профессиональной деятельности, способного обеспечить приличный доход и, как следствие, ощущение финансовой стабильности и уверенность в завтрашнем дне, по которой тоскует современное российское общество (Рис. 1)3. В период с 2000 по 2015 гг. кумулятивный прирост руководителей составил 73,6%4.Рис. 1. Уровень средней зарплаты «Антикризисный управляющий в России» за последние 12 месяцев по состоянию на апрель 2019 года

Вместе с тем, во многих отраслях, как в сфере государственного управления, так и в области управления коммерческими организациями, происходит, условно говоря, омолаживание руководящего состава: в среднем возраст руководителей снизился до 30-49 лет5. В 2015 году наибольший процент руководства крупнейших российских компаний (44,6%) составили менеджеры в возрасте от 40 до 506.

Важность формирования и развития системы по подготовке молодых управленческих кадров для государственных и бизнес-структур диктуется на государственном уровне. Так, в 2017 году при поддержке Администрации Президента автономной некоммерческой организацией «Россия — страна возможностей» был запущен конкурс «Лидеры России», нацеленный на «поиск наиболее перспективных и талантливых управленцев со всей страны»7.

При этом успешность осуществления управленческой деятельности целиком и полностью определяет навык, который невозможно получить в стенах даже самых топовых ВУЗов. От отсутствия опыта и практических знаний страдают многие молодые управленцы, а вместе с ними — их компании, бизнесы и структуры.

Сейчас в России начинает появляться семейный бизнес: «всего лишь 30 лет тому назад (19 ноября 1986 г.) Верховный Совет СССР принял Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный возродить частный бизнес. Поэтому первые коммерсанты 90-х годов сейчас вступают в тот возраст, когда нужно думать и планировать передачу дел новому поколению»8.

Согласно результатам ежегодных исследований компании «PwC» за 2018 год, в 17% российских компаний представители следующего поколения семьи осуществляют высшее руководство, в 30% компаний — работают на неруководящих должностях (Рис. 2)9.

И иногда процесс передачи дел от отцов к детям происходит вопреки желаниям последних. Садясь в кресла руководителей, они могут не понимать, с чего начинать и что делать. Ситуация столь же плачевна, сколь и анекдотична:

— Папа, мы с тобой партнеры?

— Конечно, сынок!

— Тогда выкупи мою долю.

В результате — потеря бизнеса, вложенных средств, имущества и репутации.

Рис. 2. Участие представителей следующего поколения семьи в деятельности компании в России и мире

«В конце прошлого года петербургская компания — производитель бытовой техники — потеряла одного из своих основателей. После его смерти наследники активов и оставшиеся партнеры по бизнесу, каждый исходя из своих интересов, затеяли конфликт. В итоге гендиректор под стражей, наследники не сумели получить за свою долю столько, сколько хотели, и противостояние еще не окончилось. Неготовность к печальным событиям обернулась крахом и для некогда лидера водочной отрасли — компании, которая в начале 2000-х годов занимала первое место по объему производства по Северо-Западному региону и второе место по России. После трагической смерти собственника наследники не сумели удержать бизнес, и спустя пару лет компания обанкротилась»10.

Другой пример — практика создания и развития стартапов, у руля которых все та же молодежь. Согласно исследованию рынка технологического предпринимательства в России «Startup Barometer 2018», среднестатистический основатель стартапа — москвич 30-32 лет; 60% опрошенных занимаются этим впервые11. На этапе создания амбициозного новаторского бизнес-проекта многие фаундеры, будучи поглощенными идеей (внимание большинства сконцентрировано не столько на привлечении финансирования, сколько на разработке продукта — 23% против 33%), не всегда способны трезво оценить ситуацию и вообразить все то реальное множество рисков, что несет в себе управление. Его функции основатели бизнеса в большинстве своем берут на себя — отсюда столь малый процент испытывающих трудности с наймом топ-менеджеров (6%) по сравнению с поиском квалифицированных специалистов в области программирования (42%)12.

В результате половина стартапов прекращает свое существование в течение первых пяти лет: «По данным исследования Startup Genome Report, до 92% от всех запущенных стартапов умирают, 74% интернет-стартапов закрываются из-за преждевременного масштабирования, переоценив свои силы и раздув штат компании в несколько раз»13.

Наблюдение вышеописанных реалий вызвало у нас желание поделиться с начинающими предпринимателями и молодыми управляющими собственным опытом. Это книга — для управленцев и тех, кто хочет ими стать. С учетом того, насколько значительную долю антикризисный менеджмент занимает в совокупности управленческих решений (Рис. 3)14, каждый управленец должен быть «антикризисным», хотя бы отчасти.

Рис. 3. Периоды антикризисного управления (АУ) и его доля в совокупности управленческих решений

Управлять в «тихой воде» может каждый (или почти каждый), но рынок диктует иные условия существования — постоянное присутствие конкурентов, потребителей, органов контроля и надзора, собственных сотрудников и других факторов риска, каждый из которых может грозить компании. Именно здесь проявляются настоящие управленцы, способные «вырулить» бизнес из шторма с наименьшими потерями либо без них.

Сразу стоит оговориться, что универсальных советов не существует: «вилка» времени выхода из каждого кризиса во многом зависит от специфики конкретного кейса — его запущенности, глубины проблемы, количества возможных вариантов ее решения, цикла производства. Легкий случай можно решить за месяц, если сделать все правильно с первого раза (читайте далее — и узнаете как).

Это издание посвящено рассмотрению различных проблем, имеющих все шансы вылиться в кризис, и в качестве наглядного пособия включает в себя кейсы из нашего профессионального опыта и опыта наших коллег (в целях самоцензуры и сохранения конфиденциальности все имена и названия изменены либо не указаны вовсе).

Риски и кризисы — неотъемлемые спутники любого процесса. От них никуда не деться, их никак не обойти, поэтому управление любым предприятием, бизнесом и в принципе любой системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным — только таким образом их можно (научиться) контролировать и предупреждать, и мы надеемся, что наша книга вам в этом поможет.

P.S. Выражаем благодарность Сазоновой Татьяне, Логвиновой Марии и всему коллективу агентства Faros.Media за помощь в написании и оформлении книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Merry кризис. Настольное руководство по антикризисному менеджменту в современной России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Тихонова А. Мильярд терзаний: как российские миллиардеры планируют передавать бизнес детям // Деловой Петербург. 2018. 2 февраля. — Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2018/02/01/Miljard_terzanij_kak_ros (Дата посещения: 15.05.2019.)

2

Итоги приемной кампании 2018: интеграция, интернационализация и повышение проходного балла / Проект повышения конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. 2018. 24 августа. — Режим доступа: https://5top100.ru/news/86088/ (Дата посещения: 18.03.2019.)

3

Обзор статистики зарплат профессии «Антикризисный управляющий» в России / Trud.com. — Режим доступа: https://russia.trud.com/salary/692/80296.html (Дата посещения: 24.04.2019.)

4

Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения. Доклад Центра трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ НИУ ВШЭ) // Под ред. В. Гимпельсона, Р. Капелюшникова, С. Рощина. Москва, 2017. С. 54.

5

Исследование: у большинства CEO в мире сегодня мало опыта противостоять рецессии / Inc. 2018. 30 сентября. — Режим доступа: https://incrussia.ru/news/issledovanie-u-bolshinstva-ceo-v-mire-segodnya-malo-opyta-protivostoyat-retsessii/ (Дата посещения: 20.05.2019.)

6

Розин М., Хинкис А., Колосницына М. Около руля: кто управляет крупнейшими российскими компаниями // РБК. 2015. 2 октября. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/business/02/10/2015/560e41579a794751360896bf (Дата посещения: 20.05.2019.)

7

Портал открытого конкурса для руководителей нового поколения «Лидеры России». — Режим доступа: https://xn–d1achcanypala0j.xn–p1ai/ (Дата посещения: 18.03.2019.)

8

Мурзина Ю.С. Будущее семейного бизнеса в России: передача бизнеса преемникам // Лидерство и менеджмент. 2015. Т. 2. № 2. С. 147.

9

Частный и семейный бизнес в России, 2018 / PricewaterhouseCoopers. 2018. — Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/assets/fbs-report.pdf (Дата посещения: 17.03.2019.)

10

Тихонова А. Мильярд терзаний: как российские миллиардеры планируют передавать бизнес детям // Деловой Петербург. 2018. 2 февраля. — Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2018/02/01/Miljard_terzanij_kak_ros (Дата посещения: 15.05.2019.)

11

Исследование рынка технологического предпринимательства в России / Стартап Барометр. 2018. — Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/10lpMPZWb5APD6ZMi-GaNJWpg87giCxZP/view (Дата посещения: 15.05.2019.)

12

Там же.

13

Яблонская Е. Стартап, внимание, марш // Коммерсантъ. 2018, Екатеринбург. 21 декабря. №236. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3836470 (Дата посещения: 05.03.2019.)

14

Кован С.Е. Современная концепция антикризисного управления: основные особенности // Проблемы антикризисного управления и экономического регулирования (ПАУЭР-2015). Новосибирск, 2016. С. 263.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я